Научная статья на тему 'Анализ работы органов управления и сил по реагированию на чрезвычайную ситуацию федерального характера, связанную с прохождением летне-осеннего паводка 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа'

Анализ работы органов управления и сил по реагированию на чрезвычайную ситуацию федерального характера, связанную с прохождением летне-осеннего паводка 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Авгуцевичс А. Х., Сафонов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ работы органов управления и сил по реагированию на чрезвычайную ситуацию федерального характера, связанную с прохождением летне-осеннего паводка 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа»

процессов, определяющих чрезвычайные ситуации; прогнозирование характера протекания чрезвычайной ситуации в конкретной местности; проектирование и оценка эффективности мер по предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций; использование предварительного моделирования в режиме реального времени в комплексных системах оповещения населения. Разработанные модели являются высокодетализованными и позволяют с высоким пространственным разрешением анализировать заданную акваторию (при моделировании разлива нефти) или заданный склон (при моделировании селевых потоков). Предлагаемые модели являются в высокой степени надежными: работоспособны при изменении входных параметров модели в широких пределах. Важным преимуществом разработанных моделей является их относительная простота и интуитивная понятность, а также наличие удобных программных средств, что должно способствовать быстрому их освоению сотрудниками различных подразделений МЧС и МВД. Предлагаемые модели предоставляют широкие возможности для визуализации процессов, а сами модели доведены до имитационного уровня.

Таким образом, в рамках данной работы предложен комплекс методов для моделирования чрезвычайных ситуаций, связанных со сложным движением жидкости. Для охвата в модели широкого диапазона расстояний от 1 мм до 10 км целесообразно использовать двухуровневое моделирование (мезо- и макроскопическая модель). Разработан комплекс программ, позволяющих моделировать разлив нефти в заданной акватории и сход селевого потока в заданной местности.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ПО РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ СИТУАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СВЯЗАННУЮ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ЛЕТНЕ-ОСЕННЕГО ПАВОДКА 2013 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

А.Х. Авгуцевичс, научный сотрудник научно-исследовательского

направления,

А.В. Сафонов, научный сотрудник научно-исследовательского

направления ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва

С июля текущего года на Дальнем Востоке, практически во всех субъектах Российской Федерации (кроме Сахалинской области и Чукотского автономного округа) метеорологическая обстановка характеризовалась выпадением обильных осадков. Наиболее сложная гидрологическая обстановка сложилась в бассейне реки Амур и её притоках.

От образовавшихся паводков пострадали территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Камчатского краев, Магаданской области, а Амурская область, Еврейская автономная область и Хабаровский край от исторического подъема уровня воды в реке Амур и ее притоках, подверглись катастрофическому по своей природе наводнению.

Наводнение таких масштабов случилось впервые за 115 лет наблюдений. По предварительным выводам ученых, причиной такого паводка явились аномальные изменения циркуляции воздушных масс над югом Сибири и Дальним Востоком, что поспособствовало формированию мощных циклонов с более длительным периодом существования и как результат, превышение годовых норм осадков в Амурской области и половины годовых норм в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Мониторинг паводковой обстановки осуществлялся с использованием наземной гидрометеорологической сети Росгидромета, на основе получения информации о паводках на реке Сунгари от Китайской стороны, а так же с применением спутниковой съёмки. Также, развитие паводковой ситуации отслеживалось силами оперативных групп на временных гидропостах у всех населённых пунктов, где наблюдались опасные гидрологические явления и подтопления.

Территориальными органами МЧС России совместно с подразделениями Росгидромета разработаны прогнозы и проведена детализация развития обстановки для всех районов по рекам Зея и Амур.

Дальневосточным региональным центром МЧС России до органов власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований доведены более 30 экстренных предупреждений о высокой вероятности возникновения ЧС.

На территории Дальневосточного региона, в период с 19 июля по 31 октября 2013 года, работали 114 оперативных групп, из них:

62 оперативных группы от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

36 оперативных групп территориальных органов МЧС России.

16 оперативных групп от федеральных органов исполнительной власти

Все оперативные группы МЧС России были обеспечены 1Р-телефонией, междугородней телефонной связью, телефонной связью по сетям операторов сотовой связи, радиосвязью в УКВ радиосети, оборудованием для передачи данных и проведения видеоконференцсвязи.

Комплексное использование средств связи оперативных групп позволило обеспечить запланированные виды связи из районов чрезвычайной ситуации в полном объеме, своевременно и надежно.

Всего было развернут 51 оперативный штаб при полномочном представителе Президента РФ в ДФО, в региональном центре, в главных управлениях МЧС России по субъектам РФ, при администрациях субъектов РФ и муниципальных образований. Также, были развернуты оперативные

штабы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

7 августа 2013 года, на выездном заседании Правительственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Правительственная комиссия), было принято решение ввести на территориях Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев, Амурской области режим чрезвычайной ситуации федерального уровня функционирования органов управления и сил подсистем РСЧС.

Это позволило в короткие сроки развернуть на территории Дальневосточного региона полномасштабную мобильную группировку сил и средств РСЧС численностью более 46 тысяч человек и 7 тысяч единиц техники (в том числе от МЧС России более 11 тысяч и 1,5 тысяч единиц техники) для работы в подтопленных населенных пунктах, мониторинга состояния подтопленных социально-значимых объектов, защитных дамб и гидротехнических сооружений, эвакуации населения и домашних животных из подтопленных населенных пунктов, доставки населению продуктов, воды, участия в поисковых мероприятиях привлекались также сотрудники надзорных органов и ГИМС.

Ежедневно, в ходе работы Правительственной комиссии заслушивались руководители субъектов РФ, главы муниципальных районов и городских округов по реальной обстановке в подтопленных населенных пунктах, о принятых мероприятиях по ликвидации ЧС, восстановлению автомобильного сообщения между населенными пунктами, проводимых аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Одной из наиболее важных задач в сложившейся обстановке, решаемых органами управления РСЧС всех уровней, являлась своевременная эвакуация населения из районов возможного затопления. Эта задача была выполнена. Всего было эвакуировано более 32,5 человек, в том числе около 9,5 детей.

Для спасения и эвакуации населения из подтопленных населенных пунктов, ликвидации последствий наводнения были задействованы 6 спасательных центров (978, 179, 653, 1043, 1042, 1001), личный состав Санкт-Петербургского института МЧС России, подразделения ГИМС Владимирской, Липецкой, Сахалинской, Ярославской, Костромской, Тамбовской, Тверской, Смоленской, Нижегородской областей, республик Саха (Якутия), Чувашской, Мордовской и Марии Эл, поисково-спасательные формирования Челябинской, Барнаульской, Иркутской областей и г. Москвы. Привлечены подразделения центрального подчинения - ЦСООР «Лидер», общественные организации Россоюзспас. Ежедневно численность добровольцев составляла порядка 500 человек.

Всего в ходе реагирования на чрезвычайную ситуацию, для приема эвакуируемого населения были подготовлены 250 пунктов вместимостью около 45,5 тысяч человек. В период паводка непосредственно для приема

граждан использовались 87 ПВР, в которых размещались 7 238 человек, из них 2 771 детей.

Обеспечение предметами первой необходимости осуществлялось на пунктах временного размещения вне зон затопления. Для выполнения данных мероприятий использовались резервы федеральных органов исполнительной власти, резервы материальных и финансовых ресурсов пострадавших субъектов, гуманитарная помощь из других краев и областей Российской Федерации, общественных организаций.

Медицинское обеспечение при ликвидации последствий крупномасштабного паводка было организовано силами медицинских подразделений МЧС России, Министерства обороны России, Минздрава России, а также медицинских подразделений субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

Информационная работа по ситуации с паводками в Дальневосточном регионе была оперативно организована с самого начала развития ситуации и в полном объеме продолжается по настоящее время.

Индивидуальная психологическая помощь оказывалась не только пострадавшим от наводнения, но и специалистам, работающим в пунктах временного размещения, которым в силу специфики и режима работы необходима была реабилитация.

В результате работы психологов в целом, психологическое состояние населения оценивается как удовлетворительное, острые стрессовые реакции носили единичный характер, массовых негативных реакций удалось избежать. В мероприятиях по обеспечению общественного порядка в подтопленных населенных пунктах задействовано более 1400 сотрудников полиции, 150 единиц техники, 17 плавсредств, 5 воздушных судов и создан резерв в количестве 420 сотрудников полиции и 5 плавсредств.

В целях оперативного завершения работ по ликвидации последствий паводка на территориях пострадавших от ЧС сформированы аварийно -восстановительные бригады территориальной подсистемы РСЧС Дальневосточного региона и МЧС России. Основные усилия АВБ направлены на территории наиболее сильно пострадавшие от паводка: Амурская область, Хабаровский край, Еврейская АО.

Задачи Дальневосточным региональным центром и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации ДФО по оперативному реагированию на чрезвычайную ситуацию выполнены в полном объёме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.