Научная статья на тему 'Участие в ликвидации крупномасштабной чрезвычайной ситуации в Дальневосточном федеральном округе'

Участие в ликвидации крупномасштабной чрезвычайной ситуации в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
411
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / НАВОДНЕНИЕ / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЧС РОССИИ / LIQUIDATION OF CONSEQUENCES OF THE EMERGENCY / FLOOD / NATURAL DISASTER / CRISIS MANAGEMENT / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобзев Игорь Иванович

В 2013 году в результате обильных и продолжительных осадков возникла сложная гидрологическая обстановка на территории Дальневосточного федерального округа, в пострадавших районах был введен режим чрезвычайной ситуации и установлен федеральный уровень реагирования. Рассмотрена сложившаяся в регионе сложная ситуация и причины наводнения. Подробно описаны действия по ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, рассмотрена работа группировки спасателей Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кобзев Игорь Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION IN THE ELIMINATION OF A LARGE-SCALE EMERGENCY SITUATION IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

In 2013, after heavy and long rain, there was a complex hydrological situation in the far Eastern Federal district, in the affected areas was introduced a state of emergency and installed a Federal level of response. Considered the situation in the region difficult situation and the reasons of the flood. Detail emergency management. In particular, reviewed the work of a grouping of rescuers of the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «Участие в ликвидации крупномасштабной чрезвычайной ситуации в Дальневосточном федеральном округе»

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК 355.588

УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И. И. Кобзев

В 2013 году в результате обильных и продолжительных осадков возникла сложная гидрологическая обстановка на территории Дальневосточного федерального округа, в пострадавших районах был введен режим чрезвычайной ситуации и установлен федеральный уровень реагирования. Рассмотрена сложившаяся в регионе сложная ситуация и причины наводнения. Подробно описаны действия по ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, рассмотрена работа группировки спасателей Воронежской области.

Ключевые слова: ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, наводнение, стихийное бедствие, антикризисное управление, МЧС России.

Введение. С середины июля 2013 года в результате обильных и продолжительных осадков, а также в связи с пространственным размахом подтопленных территорий (более 8 млн кв. км) и большим количеством рек возникла сложная гидрологическая обстановка на территории шести субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Магаданская область и Еврейская автономная область) (рис. 1—3).

1. Причины наводнения. Причиной наводнений явились аномальные изменения циркуляции воздушных масс над югом Сибири и Дальним Востоком, которые могут стать постоянными. Разба-лансировка механизма регуляции воздушных масс способствовала формированию мощных циклонов с более длительным периодом существования. Над северной территорией Китая летом доминировали

Кобзев Игорь Иванович, начальник Главного управления МЧС России по Воронежской области, генерал-майор вн. сл.;

Россия, г. Воронеж; e-mail: [email protected]

© Кобзев И. И., 2013

очень высокие температуры с высокой влажностью, а над Якутией, напротив, очень высокие температуры с температуры были достаточно умеренными, а воздух сухим. Вызвано это было установлением блокирующего антициклона над западом Тихого океана. Эта блокирующая волна высокого давления остановила циклоны над Приамурьем, не давая им быстро проходить в Охотском море.

В зоне подтопления оказались 388 населенных пунктов в 74 муниципальных районах, более 13,5 тыс. жилых домов. Пострадало свыше 135 тыс. человек и нанесен ущерб около 610 социально значимым объектам.

Вопреки опасениям местных жителей, Зейское и Бурейское водохранилища, расположенные на крупных притоках Амура, при максимальном снижении величин сбросных расходов способствовали смягчению паводковой ситуации, аккумулировав значительный объём стока (8 и 5 км3 соответственно), что, согласно расчётам гидрологов, позволило удерживать уровень реки Амур пониженным более чем на метр на протяжении 2 месяцев, а благодаря Зейскому гидроузлу на пике паводка в бассейне Зеи 31 июля сбрасывалось в 10 раз меньше воды, чем поступало в водохранилище, за счёт чего уровень Зеи держался на 6 метров ниже возможного (рис. 4).

Рис. 1. Метеообстановка 03.08.2013 на территории Дальневосточного федерального округа

Рис. 2. Метеообстановка 10.08.2013 на территории Дальневосточного федерального округа

Рис. 4. Холостые сбросы на Зейской ГЭС

На начальном этапе наводнения сыграли свою противопаводковую роль и 6 водохранилищ на реке Сунгари в Китае, позже переключившиеся в транзитный режим.

В Китае наиболее значительный ущерб был причинен северо-восточным провинциям. По мень-

шей мере 105 человек погибли от наводнений и более 115 числятся пропавшими без вести (рис. 5). Более 60 тысяч домов были разрушены и 840 тысяч человек эвакуированы из провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.

Рис. 5. Мониторинг состояния рек в Китае по данным космического зондирования

2. Работа по ликвидации ЧС. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в зоне чрезвычайной ситуации решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 7 августа 2013 года в пострадавших регионах был заблаговременно введен режим чрезвычайной ситуации и установлен федеральный уровень реагирования.

Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и управления созданной группировкой сил и средств была организована круглосуточная работа Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; оперативного штаба Правительственной комиссии; комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ Дальневосточного региона;

оперативных штабов и оперативных групп подразделений МЧС России; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Во время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в созданной системе антикризисного управления работало более 300 оперативных групп от МЧС России и более 200 групп от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, координацию деятельности которых осуществляли центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России.

Непосредственно на месте чрезвычайной ситуации было развернуто семь подвижных пунктов управления, организована работа 36 оперативных групп от территориальных органов МЧС России, а также 78 сводных оперативных групп, включающих в свой состав федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Для выполнения задач в зоне чрезвычайной ситуации была сформирована группировка сил РСЧС общей численностью более 46 тыс. человек и свыше 7,5 тыс. единиц техники. Авиационная группировка составила 51 воздушное судно и 4 беспилотных летательных аппарата. Использовалось свыше 1 тыс. плавсредств.

Успех применения сил и средств был достигнут путем круглосуточной работы органов управления всех уровней, своевременной переброской сил и средств на наиболее сложные и опасные участки по ходу движения волны паводка в соответствии с меняющейся, буквально ежечасно, обстановкой.

В рамках оказания помощи пострадавшему населению выполнены беспрецедентные по своим масштабам мероприятия по проведению спасательных и восстановительных работ, доставке материальных средств и гуманитарных грузов в пострадавшие от паводка районы.

В целях экстренной защиты населения было эвакуировано более 32 тысяч человек, в том числе свыше 10 тыс. детей, подготовлено 265 пунктов временного размещения, в которых проживало более 6,5 тыс. человек. В пунктах временного размещения было организовано горячее питание и медицинское обслуживание, работали детские комнаты и все остальные необходимые объекты инфраструктуры. Психологами МЧС, Минобороны, Минздрава и МВД России оказывалась психологическая помощь пострадавшему населению в пунктах временного размещения, при подворовых обходах в составе оперативной группы, при эвакуации и размещении населения, по телефонам горячей линии.

Для защиты населенных пунктов было возведено более 140 км защитных дамб, с целью организации транспортного сообщения с пострадавшими населенными пунктами были развернуты переправы на плавательных транспортных средствах, паромно-понтонно-мостовые переправы и тяжелые механизированные мосты.

В зоне подтопления была развернута сеть мобильных госпиталей и дежурных бригад медицинских и ветеринарных работников, население непрерывно обеспечивалось лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, благодаря чему удалось удержать под контролем санитарноэпидемиологическую и ветеринарную обстановку. От различных вирусных инфекций вакцинировано более 200 тыс. человек.

Контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в круглосуточном режиме осуществлялся силами 393 учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Дальневосточного федерального округа в составе порядка 2,5 тыс. специалистов и 3,5 тыс. ед. различных приборов. Специализированными учреждениями функциональной подсистемы РСЧС был организован контроль за системой водоснабжения в пострадавшем регионе, состоянием скотомогильников. В ходе работ всего

было исследовано более 17,5 тыс. проб воды. При неблагоприятных результатах проводилась экстренная обработка подземных источников, дезинфекция централизованного водоснабжения. В результате проведенной работы на подтопленной территории обработано и продезинфицировано более 11,5 тыс. жилых домов, более 90 тыс. кв. км территории различной степени эпидемиологической значимости.

При проведении спасательной операции и ликвидации чрезвычайной ситуации были задействованы все имеющиеся на территории средства информирования и оповещения населения. По 55 средствам массовой информации посредством телевизионных, радиоканалов и информагентств ежечасно передавались данные о ходе прохождения паводка и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В более чем 350 населенных пунктах была создана группировка сил, осуществляющая информирование населения путем подворового обхода. Регулярно население информировалось посредством мобильных телефонов через рассылку SMS-сообщений. В рамках заключенного соглашения с оператором сотовой связи Мегафон SMS-оповещение проводилось более 130 раз.

На 41 терминальном комплексе общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей транслировались информационные материалы по тематикам: наводнение, угроза затопления, порядок поведения при наводнении, порядок поведения при грозе, порядок эвакуации населения.

3. Работа спасателей Воронежской области. В спасательных операциях на Дальнем Востоке принимали участие спасатели Воронежской области.

Согласно распоряжению Центрального регионального центра МЧС России № 12693-2-2-21 от 18.08.2013 и на основании решения суженного заседания Комиссии правительства Воронежской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 16.08.2013 г. № 27) для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории Дальневосточного федерального округа от Воронежской области сформированы сводные группы, в состав которых вошли спасатели аварийно-спасательной службы, инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам, сотрудники Государственной противопожарной службы (всего 12 человек, 5 ед. плавсредств).

За время командировки в Смидовичском муниципальном районе Еврейской автономной области (рис. 6—7) проведены работы по укреплению песчаных дамб, произведены работы по жизнеобеспечению населения в зоне подтопления, осуществлена откачка воды из затопленных помещений, произведена доставка продуктов питания и питьевой воды, заготовлено более 60 куб. метров древесины на дрова, эвакуировано из опасной зоны в общей сложности 279 человек.

Рис. 6. Смидовичский муниципальный район Еврейской автономной области

Рис. 7. Паспорт территории МО «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области: зоны возможного затопления, характеристика рек

В соответствии с распоряжением Центрального регионального центра МЧС России сотрудниками Главного управления МЧС России по Воронежской области доставлено в г. Москву для дальнейшей отправки на Дальний Восток следующее имущество, шт.:

- мотопомпы - 5;

- генератор дизельный - 4;

- генератор бензиновый - 1;

- нагреватель дизельный - 10.

Выполнив поставленные перед ними задачи, 24 сентября 2013 г. спасатели вернулись в пункт постоянной дислокации, заслужив благодарность от администраций Николаевского и Приамурского городских поселений Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, а также местных жителей затопленных районов (рис. 8). Все участники аварийно-спасательных работ в Дальневосточном регионе за проявленное мужество и высокий профессионализм отмечены ведомственными наградами МЧС России.

Рис. 8. Работа группировки Воронежской области в Еврейской автономной области (п. им. Тельмана и п. Николаевка)

Рис. 8 (окончание). Работа группировки Воронежской области в Еврейской автономной области (п. им. Тельмана и п. Николаевка)

Выводы. Результаты половодья на Дальнем Востоке стали хорошим уроком по предупреждению и ликвидации ЧС, идентифицируемых как катастрофические. В Г лавном управлении рассматриваются возможности дальнейшего применения в регионе использованных технологий:

- возведения земляных дамб путём их отсыпки либо укладки мешков с грунтом;

- использования водоналивных дамб;

- возведения перехватывающих плотин;

- устройства приямков;

- предпаводковой сработки водохранилищ;

- возведения временных мостовых переходов;

- устройства лодочных переправ.

Также крайне полезен опыт обустройства мест временного размещения эвакуированного населения, обеспечения населения всеми условиями жизнедеятельности, в том числе и с учётом его возрастного состава.

PARTICIPATION IN THE ELIMINATION OF A LARGE-SCALE EMERGENCY SITUATION IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Kobzev I. I.,

Head of the Main Department of EMERCOM of Russia in the Voronezh Region,

General-major of Internal Service;

Russia, Voronezh; e-mail: [email protected]

In 2013, after heavy and long rain, there was a complex hydrological situation in the far Eastern Federal district, in the affected areas was introduced a state of emergency and installed a Federal level of response. Considered the situation in the region difficult situation and the reasons of the flood. Detail emergency management. In particular, reviewed the work of a grouping of rescuers of the Voronezh region.

Keywords: liquidation of consequences of the emergency, flood, natural disaster, crisis management, EMERCOM of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.