Морально-психологическое обеспечение населения при возникновении опасности военных действий или вследствие этих действий, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера: теория, практика, проблемы (на примере Дальневосточного федерального округа)
Суриков В.М., Дальневосточный РЦ МЧС России
Морально-психологическое обеспечение (далее МПО) гражданского населения при возникновении опасности военных действий или вследствие этих действий, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера является составной частью подготовки и проведения мероприятий гражданской обороны, спасательной операции в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.
Целью морально-психологического обеспечения является поддержание устойчивого морально-психологического состояния, поддержание высокой дисциплины, организованности, профилактики преступлений среди гражданского населения.
Основными задачами морально-психологического обеспечения являются:
- изучение и обобщение социально-политической, морально-психологической обстановки в районе военных действий или опасности военных действий (зоне чрезвычайной ситуации), оценка и прогнозирование их влияния на морально-психологическое состояние населения, подготовка выводов и предложений руководству для принятия решений;
- разъяснение гражданскому населению причин военных действий или опасности военных действий (чрезвычайной ситуации) и необходимости сознательного выполнения указаний руководства;
- своевременное доведение до населения решений высшего государственного руководства, руководства МЧС России и его территориальных органов, территориальных органов управления РСЧС;
- формирование у населения государственного патриотизма, уверенности в возможностях спасательных сил, доверия к соответствующему руководству;
- обеспечение психологической устойчивости населения, формирование у людей воли к преодолению невзгод, смелости, стойкости, способности мужественно переносить тяготы и лишения в сложившихся условиях;
- создание и обеспечение социальных и правовых гарантий и условий жизни и деятельности населения в сложившейся обстановке, обеспечивающих строгое соблюдение законов, прав и разрешение социальных проблем, поддержание высокой трудовой дисциплины, организованности и правопорядка, профилактики преступлений;
- организация и поддержание взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в целях создания благоприятной социально-политической обстановки в районах военных действий или в результате возникновения опасности военных действий (зоне чрезвычайной ситуации);
- оказание психологической помощи населению в преодолении психотравмирующего воздействия складывающейся обстановки;
- культурно-художественное обслуживание населения, психологическая реабилитация и восстановление их психического здоровья;
- обеспечение работы системы телерадиовещания, печати, культурно-досуговых учреждений и полиграфического оборудования;
- контроль за снабжением населения печатными СМИ.
Морально-психологическое обеспечение должно осуществляться целеустремленно и непрерывно с учетом конкретно складывающейся обстановки и достигается:
- постоянным изучением, анализом и прогнозированием социально-политической обстановки в районе военных действий или опасности военных действий (зоне чрезвычайной ситуации), морально-психологического состояния населения;
- своевременной постановкой задач подчиненным руководителям, органам управления и воспитательной работы, оперативным инструктированием их по вопросам содержания, форм и методов работы, качественным планированием и осуществлением всего комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения с учетом реально складывающейся обстановки;
- поддержанием непрерывной связи и взаимодействия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе органами, обеспечивающими и организующими социальную и воспитательную работу, а также общественными и религиозными организациями, разработкой и проведением совместных мероприятий в интересах МПО гражданского населения в складывающихся условиях обстановки.
Морально-психологическое обеспечение включает:
- информационную работу;
- психологическую работу;
- социальную работу;
- культурно-досуговую работу.
Информационная работа организуется и проводится с целью оперативного информирования населения, выработки у него необходимых морально-психологических качеств и готовности к преодолению невзгод.
Основными задачами информационной работы являются:
- постоянное изучение, обобщение, оценка и прогнозирование оперативной обстановки на предприятиях, в учреждениях, в районе, в регионе, в стране;
- подготовка выводов и предложений соответствующему руководству для принятия решений;
- непрерывное оперативное информирование населения, разъяснение причин чрезвычайной ситуации, целей спасательной операции и особенностей её проведения;
- своевременное доведение до населения решений высших органов государственной власти, руководства МЧС России и его территориальных органов по спасению людей;
- воспитание у населения необходимости поддержания высокой бдительности;
- пропаганда среди населения героических подвигов спасателей, рядовых граждан, спасших жизни других людей;
- постоянное изучение общественного мнения и настроений среди населения, их оценка и учет при организации и проведении информационной работы в обстановке чрезвычайной ситуации.
Основными формами и методами информационной работы являются:
- сбор, анализ и оценка оперативной информации, подготовка выводов и предложений руководству для принятия решений, разработка справочно-информационных материалов;
- информирование населения, проведение собраний, митингов, встреч с участниками спасательных операций, коллективных прослушиваний радиоинформации и просмотра телепередач, читка материалов периодической печати;
- контроль за обеспечением газетами и журналами, распространение среди населения памяток, листовок, выпуск стенгазет, информационных листков, листков-молний, технических бюллетеней, организация работы полевых библиотек;
- оформление стендов, плакатов, комплектов полевой наглядной агитации и организация около них разъяснительной работы;
- подбор, расстановка, обучение и организация работы информационного актива (информаторов, редакторов информационных листков, редколлегий стенных газет).
Психологическая работа среди населения организуется и проводится с целью формирования у населения установок и настроя на способность переносить высокие нервнопсихические нагрузки и сохранять трудоспособность в сложных условиях обстановки.
Основными задачами психологической работы являются:
- выявление особенностей предстоящих действий по спасению людей, их влияния на психику населения;
- психо-физиологическое обследование населения;
- выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью и осуществление реабилитационных мероприятий с ними;
- оценка психологического состояния гражданского населения и определение его влияния на их трудоспособность;
- оказание психологической помощи населению;
- социально-психологическая реабилитация населения.
Основными формами психологической работы являются:
- психологическая подготовка;
- психологическая помощь;
- социально-психологическая реабилитация.
Психологическая подготовка населения должна быть направлена на развитие у населения психических познавательных процессов, интеллектуальных, эмоциональноволевых качеств, активизацию и настрой психики, формирование психологической готовности населения успешно преодолеть влияние чрезвычайной ситуации.
Психологическая помощь населению в преодолении психотравмирующих факторов обстановки должна быть направлена на:
- прекращение или снижение интенсивности действия психотравмирующих факторов обстановки путем вывода пострадавших в назначенное руководством спасательной операции безопасное место, ликвидация или блокирование источников психотравматиза-ции и др.;
- диагностику и коррекцию психического состояния населения, восстановление его трудоспособности;
- психологическую поддержку, создание дополнительных стимулов повышения активности населения;
- эвакуацию населения с тяжелыми психическими травмами в медицинские учреждения для оказания врачебной помощи;
- локализацию и изоляцию пострадавших, подвергшихся деморализации, с целью исключения массового негативного психологического влияния на население.
Социально-психологическая реабилитация населения осуществляется в целях возвращения их в обстановку мирной жизнедеятельности и постепенного включения в систему повседневных социальных связей и отношений.
Она предполагает организацию специального периода реадаптации непосредственно в районах и местах временного размещения населения, оказание помощи в преодолении симптомов "военизированной" психики, восстановление психического здоровья, для тех, кто получил ранение, контузию, психическую травму.
Социально-психологическая реабилитация, как правило, осуществляется с использованием возможностей медицинских пунктов, больниц и госпиталей различного уровня.
Социальная работа организуется и проводится с целью создания необходимых социальных условий для жизнедеятельности населения в районе военных действий или возникшей опасности вследствие этих действий (зоне чрезвычайной ситуации).
Основными задачами социальной работы являются:
- разъяснение законов, правовых норм проведения военных действий, обращения с гражданским населением, прав и обязанностей населения в условиях военного времени (чрезвычайной ситуации), их ответственности за выполнение своего трудового долга;
- анализ и прогнозирование социальной обстановки среди населения и ее влияние на успешное выполнение задач по спасению людей;
- разъяснение населению решений высшего руководства страны, региона, муниципального района по социальным вопросам в целях повышения их активности и инициативы при подготовке и ведении спасательных операций;
- оказание консультативной помощи населению в решении социальных вопросов, повышении трудовой дисциплины, организованности и правопорядка.
Основными формами социальной работы являются:
- подготовка предложений руководству региона, муниципального района, объекта экономики для принятия решений по проблемам социальной защиты населения, повышения трудовой дисциплины, организованности и правопорядка, профилактики преступности;
- проведение собраний населения;
- организация приема населения руководителями различного уровня по личным вопросам;
- ответы руководителей на обращения, жалобы населения по социальным вопросам; социологические исследования среди населения.
Культурно-досуговая работа проводится с целью поддержания и восстановления морально-психологических и физических сил населения и его мобилизации на успешное преодоление невзгод и организацию трудовой деятельности.
Основными задачами культурно-досуговой работы являются:
- воспитание у населения любви к своей Родине, верности трудовому долгу, славным традициям государства, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах;
- организация отдыха и досуга населения с учетом условий складывающейся обстановки;
- снятие отрицательных эмоциональных состояний у населения;
- участие в мероприятиях по психологической реабилитации населения получивших психические травмы.
Формами и методами культурно-досуговой работы являются:
- кино-, теле- и радиообслуживание населения;
- обеспечение литературой и периодическими изданиями;
- организация спектаклей и концертов самодеятельных и профессиональных творческих коллективов;
- экспонирование музейных и художественных выставок;
- выступления деятелей культуры и искусства;
- проведение досуговых, культурно-массовых и спортивно-оздорови-тельных мероприятий, способствующих отдыху и поднятию морального духа граждан.
Организация и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения населения осуществляется органами и средствами информационно-воспитательной, психологической, социальной, культурно-досуговой работы.
В решении комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения участвуют:
- департаменты (управления, отделы) социального блока (здравоохранения, социальной защиты, образования, по делам молодежи, занятости и т.д.) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- заместители по воспитательной работе организаций и учреждений всех типов;
- органы воспитательной работы учреждений;
- редакции ведомственных газет, журналов, радио, телевидения;
- клубы, театры, учреждения и организации, имеющие библиотеки, штатные и нештатные концертные группы, культурно-художественные бригады и другие структуры;
- ансамбли, самодеятельные концертные ансамбли;
- исторические музеи, музеи, комнаты воинской и трудовой славы учреждений;
- оркестры;
- госпитали, медико-санитарные части, санаторно-курортные учреждения, осуществляющие психологическую реабилитацию населения;
- общественные организации России.
К средствам морально-психологического обеспечения относятся:
- телерадиовещание регионов, районов России;
- печать и полиграфические средства России;
- технические средства воспитания.
Снабжение техническими средствами морально-психологического обеспечения населения осуществляется через соответствующие органы регионов Российской Федерации и муниципальных районов.
На эти органы возлагаются задачи по созданию, накоплению и содержанию необходимых запасов технических средств.
Во время проведения организации МПО технические средства, находящиеся в запасах, используются для проведения работы среди населения.
Морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется на основе решений и указаний высшего руководства, руководства регионов, муниципальных районов, МЧС России, ДВРЦ МЧС России, руководителей объектов экономики, руководителей и органов воспитательной работы всех уровней.
Общее руководство морально-психологическим обеспечением осуществляет руководитель гражданской обороны региона, муниципального района, учреждения во взаимодействии с региональными и местными органами власти, МЧС России.
Руководители гражданской обороны региона, муниципального района, объекта экономики во взаимодействии с региональными и местными органами власти, МЧС России:
- определяют цель, основные задачи морально-психологического обеспечения, сроки и порядок их выполнения, рассматривают и утверждают предложения по вопросам морально-психологического обеспечения;
- утверждают план морально-психологического обеспечения;
- лично участвуют в наиболее важных мероприятиях, проводимых среди населения;
- определяют порядок и сроки представления докладов о морально-
психологическом состоянии населения;
- организуют контроль выполнения задач морально-психологического обеспечения.
Органы управления гражданской обороной:
- учитывают выводы из оценки социально-политической и морально-
психологической обстановки;
- организуют согласование усилий всех региональных и муниципальных служб в интересах морально-психологического обеспечения населения;
- организуют размещение органов воспитательной работы на пунктах управления и обеспечивают их средствами связи и транспортом.
Руководители гражданской обороны региона, муниципального района, объекта экономики:
- оценивают социально-политическую и морально-психологическую обстановку, докладывают свои предложения вышестоящему руководству;
- руководят разработкой плана и организуют выполнение всех мероприятий морально-психологического обеспечения;
- ставят задачи подчиненным, организуют взаимодействие с органами по воспитательной работе, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями в интересах морально-психологического обеспечения населения;
- установленным порядком докладывают руководству о выполнении задач морально-психологического обеспечения.
Органы воспитательной работы региона, муниципального района, объекта экономики:
- проводят среди населения государственную политику, воспитывают у населения личную ответственность за соблюдение законов, формируют у них качества гражданина -патриота;
- несут ответственность за проведение мероприятий по укреплению моральнопсихологического состояния и психологической устойчивости населения;
- изучают, анализируют и оценивают социальную и морально-психологическую обстановку, обобщают и готовят данные о морально-психологическом состоянии населения, разрабатывают предложения руководству по организации морально-психологического обеспечения;
- разрабатывают планы, директивы (распоряжения) и другие документы по морально-психологическому обеспечению, доводят задачи до подчиненных и участвуют в организации их выполнения;
- осуществляют сбор сведений о психологических потерях среди населения, вырабатывают предложения и организуют работу по их восполнению;
- готовят для населения информационные и методические материалы в интересах выполнения поставленных задач;
- оказывают практическую помощь специалистам органов воспитательной работы в выполнении задач по морально-психологическому обеспечению населения;
- взаимодействуют с государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации, а также органами по воспитательной работе, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайной ситуации, в интересах морально-психологического обеспечения.
Работа по организации морально-психологического обеспечения включает:
- уяснение полученной задачи по морально-психологическому обеспечению;
- оценку социальной обстановки и морально-психологического состояния населения;
- подготовку предложений руководству по вопросам морально-психологического обеспечения;
- планирование морально-психологического обеспечения и доведение задач по морально-психологическому обеспечению до органов воспитательной работы;
- организацию взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения;
- управление органами воспитательной работы;
- контроль и оказание помощи в организации и выполнении мероприятий моральнопсихологического обеспечения.
При уяснении полученной задачи по организации морально-психологического обеспечения руководитель должен понять:
- цель и задачи морально-психологического обеспечения;
- особенности выполнения задач морально-психологического обеспечения;
- мероприятия, выполняемые вышестоящим руководителем в интересах МПО населения.
При оценке социальной обстановки в регионе учитываются:
- национальный и социальный состав населения, его вероисповедание, отношение к сложившейся ситуации;
- особенности национальной психологии, обычаи и нравы населения;
- степень подверженности населения психологическому воздействию стихии, складывающейся обстановки.
При оценке морально-психологического состояния населения анализируются:
- отношение населения к государственной политике;
- уровень физического состояния, степень моральной и психологической готовности к преодолению невзгод;
- социальный и национальный состав населения, характер взаимоотношений между
ними;
- уровень правового и религиозного сознания населения;
- состояние трудовой дисциплины, организованности и правопорядка, уровень преступности;
- силы и средства МПО (количество психологов, социальных работников, психиатров, воспитателей, технические средства воспитательной работы);
- оценка и прогнозирование психологических потерь.
На основании оценки социальной обстановки и морально-психологи-ческого состояния населения делаются выводы и готовятся предложения руководству по организации морально-психологического обеспечения:
- районы, где социальная обстановка благоприятствует выполнению задачи, и районы, где есть угроза противодействия со стороны местного населения;
- морально-психологическое состояние населения, а также степень возможных санитарных и психологических потерь, необходимые меры и сроки по восстановлению морально-психологического состояния населения;
- расстановка сил и средств морально-психологического обеспечения.
Планирование морально-психологического обеспечения осуществляется постоянно.
План морально-психологического обеспечения населения должен разрабатываться
органом управления гражданской обороной текстуально и являться составной частью общего плана действий.
В плане отражаются:
- цель, задачи морально-психологического обеспечения населения, порядок их выполнения;
- основные мероприятия морально-психологического обеспечения населения и сроки их выполнения;
- привлекаемые средства, порядок их использования;
- организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами воспитательной работы сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации;
- расстановка представителей органов воспитательной работы на пунктах управления;
- мероприятия по восстановлению морально-психологического состояния населения;
- организация контроля и оказания помощи подчиненным органам воспитательной работы в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения среди населения;
- порядок и сроки представления донесений о морально-психологическом состоянии населения.
На рабочей карте в органе управления ГО отражаются:
- район военных действий или зона ЧС;
- центры деятельности общественных объединений, места размещения важных телерадиовещательных станций, клубов, больниц;
- характеристика морально-психологического состояния населения, расчеты возможных санитарных и психологических потерь населения, порядок и сроки их восстановления;
- пункты размещения органов воспитательной работы и основных средств морально-психологического обеспечения, их задачи (зоны досягаемости, объекты воздействия, маршруты и порядок перемещения);
- необходимые справочные материалы.
Задачи по морально-психологическому обеспечению доводятся директивами (распоряжениями) соответствующих руководителей ГО.
При необходимости могут готовиться распоряжения по отдельным видам морально-психологического обеспечения.
В директиве (распоряжении) по морально-психологическому обеспечению указываются:
- краткие выводы из оперативной, социальной, морально-психологической обстановки;
- цель и задачи морально-психологического обеспечения населения;
- какие мероприятия по морально-психологическому обеспечению, и в какие сроки необходимо провести с населением;
- порядок восстановления морально-психологического состояния населения;
- какие силы и средства морально-психологического обеспечения необходимо задействовать, в том числе местные средства массовой информации, полиграфическую базу, учреждения культуры и др.;
- порядок обеспечения населения печатными изданиями, техническими средствами морально-психологического обеспечения;
- организация взаимодействия с государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными организациями, органами воспитательной работы других войск Российской Федерации;
- порядок и сроки представления донесений о морально-психологической обстановке.
Директива (распоряжение) по морально-психологическому обеспечению населения подписывается руководителем ГО.
В распоряжениях по видам морально-психологического обеспечения, как правило, указываются задачи и основные мероприятия по соответствующему виду моральнопсихологического обеспечения, последовательность и сроки их выполнения.
Распоряжения подписываются руководителем органа управления ГО и руководителем подразделения воспитательной работы.
В распоряжении по морально-психологическому обеспечению указываются:
- основные задачи МПО населения;
- время размещения (развертывания) сил и средств МПО, порядок и маршруты перемещения, организация связи;
- вопросы материально-технического обеспечения, ремонта и восстановления технических средств, срок готовности к выполнению поставленных задач.
Распоряжение по морально-психологическому обеспечению подписываются руководителем органа управления ГО и руководителем подразделения воспитательной работы.
Взаимодействие в интересах морально-психологического обеспечения населения организуется и осуществляется с учетом особенностей обстановки.
При организации взаимодействия особое внимание уделяется:
- достижению единого понимания задач морально-психологического обеспечения, способов и сроков их выполнения;
- определению привлекаемых для их решения сил и средств и согласованного порядка их действия;
- определению порядка взаимного информирования о складывающейся оперативной и социальной обстановке, морально-психологическом состоянии населения и проводимых мероприятиях по его укреплению.
Могут согласовываться и другие вопросы, непосредственно влияющие на эффективность морально-психологического обеспечения населения.
Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями организуется по вопросам:
- взаимного информирования об обстановке; работы с населением;
- нейтрализации негативных факторов, отрицательно сказывающихся на моральнопсихологическом состоянии населения;
- реализации установленных законодательными актами социальных гарантий и прав населения;
- осуществления мер по оказанию помощи больным, раненым;
- проведения совместных культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для населения;
- использования местных телерадиоцентров, полиграфической базы, культурнопросветительных учреждений в целях обеспечения решения задач моральнопсихологического обеспечения.
При взаимодействии с органами воспитательной работы Федеральной пограничной службы осуществляется организация в проведении совместных мероприятий, направленных на повышение морально-психологической устойчивости населения в приграничных районах.
Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности организуется в целях предупреждения распространения панических слухов, снижающих моральную и психологическую устойчивость населения, проведения совместных мероприятий в интересах повышения бдительности населения.
Взаимодействие с органами воспитательной работы Внутренних войск и МВД России осуществляется по вопросам взаимного информирования об обстановке, в т.ч. криминогенной, совместного проведения мероприятий по решению задач моральнопсихологического обеспечения населения, поддержания устойчивого моральнопсихологического состояния населения.
Взаимодействие со средствами массовой информации организуется по вопросам информирования населения об обстановке, складывающейся в районе (зоне ЧС), объек-
тивного освещения ситуации, использования базы телерадиостудий, полиграфии, других средств массовой информации в интересах морально-психологического обеспечения.
Взаимодействие с общественными и религиозными организациями осуществляется с целью поддержания высокого духовно-нравственного состояния населения, государственного патриотизма, служебного долга, проведения совместных мероприятий, акций милосердия и благотворительности, оказания помощи раненым и семьям погибших.
При организации взаимодействия осуществляется взаимный обмен информацией об обстановке, анализируется её влияние на морально-психологическое состояние населения, намечаются и реализуются совместные мероприятия в интересах укрепления морального духа населения.
Непосредственная работа среди населения по выполнению задач по спасению людей, проведению основных мероприятий морально-психологического обеспечения осуществляется воспитательными органами как в составе комплексных групп органов управления, так и специальными группами.
В ходе работы оценивается морально-психологическое состояние населения, намечаются конкретные меры по его повышению. Итоги проведенной работы, выводы и предложения докладываются руководству, учитываются в практической работе.
Управление морально-психологическим обеспечением осуществляется руководством региона, муниципального района, объекта экономки, органом управления ГО, руководителем подразделения воспитательной работы.
Основой для организации управления морально-психологическим обеспечением населения является решение руководителя ГО, директива (распоряжение) вышестоящего органа по морально-психологическому обеспечению и план морально-психологического обеспечения.
Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения включает:
- непрерывное изучение социальной и морально-психологической обстановки;
- принятие решения по организации морально-психологического обеспечения населения;
- своевременное планирование морально-психологического обеспечения населения и доведение задач до подчиненных;
- проведение запланированных мероприятий среди населения;
- руководство подготовкой и применением сил и средств моральнопсихологического обеспечения;
- поддержание взаимодействия;
- осуществление контроля и оказание помощи органам управления в выполнении задач морально-психологического обеспечения.
Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения населения осуществляется с пунктов управления ГО.
Рабочие места руководителей подразделений воспитательной работы на пунктах управления выделяются по указанию руководства и оборудуются средствами связи.
Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения включает в себя руководство морально-психологическим обеспечением, обмен информацией о морально-психологической обстановке с взаимодействующими структурами, управление подразделениями и учреждениями морально-психологического обеспечения, поддержание связи с подчиненными и взаимодействующими органами воспитательной работы.
Сбор, анализ и оценка морально-психологической обстановки и состояния населения осуществляется непрерывно.
Выводы и предложения в установленном порядке докладываются руководству, доводятся до других должностных лиц.
К основным документам по морально-психологическому обеспечению относятся план морально-психологического обеспечения, директива (распоряжение) по моральнопсихологическому обеспечению, рабочая карта соответствующего руководителя подразделения воспитательной работы, донесения о морально-психологическом состоянии населения.
К планам морально-психологического обеспечения могут разрабатываться информационно-справочные материалы и расчеты.
Изложенные выше теоретические положения по морально-психологическому обеспечению гражданского населения при возникновении опасности военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайной ситуации явились основой для организации этой работы руководством и подразделением воспитательной работы ДВРЦ МЧС России.
Основой для разработки представленных выше положений по МПО населения стало Наставление по морально-психологическому обеспечению военных действий Вооруженных Сил Российской Федерации. Изложенные выше положения нашли свое отражение в «Указаниях по морально-психологическому обеспечению при возникновении опасности военных действий или вследствие этих действий с гражданским населением», разработанных в Дальневосточном региональном центре МЧС России. Помимо общих положений в Указаниях, нашли положения, основанные на существующем опыте МПО населения при организации и проведении ДВРЦ МЧС России спасательных операций в Корякском АО, Зее и Невельске.
Таким образом, морально-психологическое обеспечение гражданского населения при возникновении опасности военных действий или вследствие таких действий, при чрезвычайной ситуации является составной частью подготовки и проведения спасательной операции, мероприятий гражданской обороны на территории Дальневосточного федерального округа.
В целях качественной организации работы по МПО населения отделом воспитательной работы ДВРЦ МЧС России «Указания по морально-психологическому обеспечению при возникновении опасности военных действий или вследствие этих действий с гражданским населением» были отправлены в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа.
Кроме того, проанализировав ситуацию, в регионы были даны указания составить реестр всех государственных и частных структур, имеющих в своих штатах воспитателей, психологов, социальных работников с целью использования их в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в ДВРЦ МЧС России имеются такие данные, которые уточняются ежегодно.
Наличие этих данных дало возможность на качественно новом уровне организовать мероприятия МПО в ходе ликвидации ЧС в Невельске, т.к. мы знали какими силами располагает регион для решения данного вопроса.
В настоящее время мы работаем над проблемой, связанной с принятием губернаторами регионов постановлений «О создании межведомственных групп по оказанию психо-лого-психиатрической помощи в зоне ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данные постановления должны обеспечить решение задач по подготовке и использованию специалистов по организации МПО населения в случае возникновения ЧС, в том числе и возникновения опасности ведения военных действий.
Сегодня в Дальневосточном федеральном округе имеются следующие силы для решения указанных задач:
1. ДВРЦ МЧС России - отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения), 2 человека.
2. ДВРПСО МЧС России - психолог отряда, 1 человек.
3. 1042 СЦ - психолог части, 1 человек.
4. ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения), 3 человека. ГУ «ЦУС ФПС по Хабаровскому краю» - психолог, 1человек. ГУ «8 ОФПС по Хабаровскому краю» - психолог, 1 человек. Хабаровский учебный центр ФПС - психолог, 1 человек. Департамент образования Администрации Хабаровского края - 570 человек. Психологи социальной сферы обслуживания населения - 9 человек. Психиатры психоневрологических интернатов - 4 человека. Всего резервный список специалистов - психологов по Хабаровскому краю содержит 589 человек.
5. ГУ МЧС России по Магаданской области - психолог, 1 человек. 10 специалистов Департамента здравоохранения; 7 специалистов УВД; 13 специалистов Департамента образования; 4 психолога УФСИН; 1 специалист социальной поддержки населения. Всего резервный список специалистов - психологов по Магаданской области содержит 36 человек.
6. ГУ МЧС России по Еврейской автономной области - 1 специалист группы воспитательного отдела (и психологического обеспечения); 20 специалистов Департамента здравоохранения; 4 специалиста УВД; 7 специалистов Департамента образования; 6 психологов УФСИН; 1 специалист социальной поддержки населения. Всего резервный список специалистов - психологов по Еврейской автономной области содержит 38 человек.
7. ГУ МЧС России по Камчатскому краю - отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения), 2 человека; РСПСО ГПС МЧС России - психолог, 1 человек; Центр обеспечения действий по Камчатскому краю - 2 психолога; 1043 СЦ - 1 психолог; 117 специалистов Департамента образования; 11 психологов и 4 психиатра УВД; 5 спе-циалистов-психологов центра социально-психологической помощи семье и детям; 16 психологов бригады погранично-сторожевых кораблей береговой охраны ФСБ РФ. Всего резервный список специалистов - психологов по Камчатскому краю содержит 155 человек.
8. ГУ МЧС России по Амурской области - отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения), 4 человека; Благовещенский отряд ГПС МЧС России по Амурской области - психолог, 1 человек; 20 специалистов Департамента здравоохранения; 21 специалистов УВД; 346 специалистов Департамента образования; 1 специалист Благовещенской таможни. Всего резервный список специалистов - психологов по Еврейской автономной области содержит 393 человека.
9. ГУ МЧС России по Приморскому краю - отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения) 3 человека; 45 специалистов Департамента здравоохранения; 29 психологов УФСИН. Всего резервный список специалистов - психологов по Приморскому краю содержит 77 человек.
10. ГУ МЧС России по Сахалинской области - 2 человека; ГУ «ЦУС ФПС по Сахалинской области» - 1 человек; 26 специалистов Департамента здравоохранения и социального развития; 14 психологов Вооруженных сил Дальневосточной группировки войск; 16 специалистов УВД; 2 специалиста Сахалинской таможни; 1 психолог УФСБ по Сахалинской области; 39 специалистов Департамента образования; 5 психологов Центра социальной помощи семье и детям. Всего резервный список специалистов - психологов по Сахалинской области содержит 106 человек.
11. ГУ МЧС России по Республике САХА (Якутия) - отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения), 3 человека; Центр реабилитации спасателей и пожарных ГУ МЧС России по Республике САХА (Якутия) - психолог, 1 человек; УГО и ЧС по МО «Алданский р-н» - 1 психолог; УГО и ЧС по МО «Ленский р-н» - 1 психолог; УГО и
ЧС по МО «Нерюнгринский р-н» - 1 психолог; УГО и ЧС по МО «Мирнский р-н» - 1 психолог; УГО и ЧС по МО «Город Якутск» - 1 психолог; Всего резервный список специалистов - психологов по Республике САХА (Якутия) содержит 9 человек.
Таким образом, ДВРЦ МЧС России и региональная система РСЧС располагает 1407 специалистами - воспитателями, социальными работниками, психологами и психиатрами.
Данная работа по совершенствованию МПО населения в ДВРЦ МЧС России продолжает развиваться и уточняться.
Проанализируем кратко опыт выполнения мероприятий моральнопсихологического обеспечения населения в ходе спасательной операции по ликвидации последствий землетрясения в г. Невельск Сахалинской области в августе 2007 года.
Ход спасательной операции во многом зависит от того, как организовано моральнопсихологическое обеспечение спасательной операции, как со стороны МЧС России, так и со стороны местных властей, как организовано взаимодействие в данном вопросе.
В ходе спасательной операции по ликвидации последствий землетрясения в г. Невельск Сахалинской области в августе 2007 года отделом воспитательной работы и психологического обеспечения ДВРЦ МЧС России было организовано моральнопсихологическое обеспечение действий наших сил, привлекаемых для проведения спасательной операции, а также гражданского населения, пострадавшего в ходе землетрясения.
Морально-психологическое обеспечение организовывалось и проводилось на следующем фоне.
Оперативная группа ДВРЦ МЧС России в составе 7 человек, под руководством заместителя НРЦ по АТД полковника С.А. Петровского, прибыла в г. Невельск в 23.55 2 августа 2007 года, вместе с ОГ прибыла команда спасателей ДВРПСО в составе 10 человек.
ВрИО начальника РЦ полковник А.В. Соловьев с группой офицеров прибыл с другой федеральной ЧС в г. Зея Амурской области в г. Невельск 3 августа 2007 года.
В городе уже была развернута ОГ ГУ МЧС России по Сахалинской области в составе 65 человек. На момент прибытия в городе отсутствовало электричество, централизованное водоснабжение, связь. Жители находились на улицах, кто в палатках, кто на матрасах на земле. Паники как таковой не было, но вместе с тем наблюдались острые стрессовые реакции людей на землетрясение. Мэром и администрацией города предпринимались попытки навести порядок в городе. Мероприятия морально-психологического обеспечения не проводились, т.к. руководство города, орган управления ГО города просто не знали о существовании такого вида обеспечения и, следовательно, не имели подготовленных сил и средств для развертывания МПО.
В городе спасателями Сахалинского филиала ДВРПСО развертывались 9 пунктов временного размещения (ПВР) населения, общей вместимостью 1600 человек. На всех пунктах временного размещения было организовано дежурство спасателей общей численностью 66 человек и 7 единиц техники.
Основные характеристики созданных ПВР населения: ПВР «Стадион» - 12 палаток вместимостью 450 человек, 9 спасателей и 1 ед. техники; ПВР «ЦРБ» - 4 палатки вместимостью 100 человек, 8 спасателей и 1 ед. техники; ПВР «Набережная» - 6 палаток вместимостью 200 человек, 6 спасателей и 1 ед. техники; ПВР «Площадь» - 5 палаток вместимостью 180 человек, 12 спасателей и 1 ед. техники; ПВР «Церковь» - 2 палатки вместимостью 80 человек, 10 спасателей; ПВР «Школа №2» - 4 палатки вместимостью 180 человек, 6 спасателей и 1 ед. техники; ПВР «Сквер» - 3 палатки вместимостью 60 человек, 8 спасателей и 2 ед. техники; ПВР «Отсыпка» - 4 палатки вместимостью 160 человек, 7 спасателей; ПВР «Вокзал» - 5 вагонов вместимостью 200 человек.
На совещании у губернатора, состоявшемся 3 августа в 7.00, перед мэрией города был поднят вопрос о немедленной организации МПО спасательной операции.
С этой целью предлагалось организовать взаимодействие начальников департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты, управления занятости, комитета по делам молодежи Сахалинской области с руководителем отдела воспитательной работы ДВРЦ МЧС России для быстрейшей организации МПО населения в ходе спасательной операции и как конкретный шаг - изготовить информационные стенды в количестве 13 штук, расставить их в ПВР и местах массового пребывания людей в целях доведения информации о ходе восстановительных работ и выделить необходимое количество психологов, социальных работников для работы с населением в зоне ЧС.
Однако на совещании не присутствовал ни один из начальников департаментов области, особенно социального блока, так необходимых для организации взаимодействия по развертыванию морально-психологического обеспечения спасательной операции.
Губернатором области было отдано распоряжение об организации такого взаимодействия, но, к сожалению, организовать МПО удалось не сразу и не в полном объеме, в виду неготовности администрации Сахалинской области к организации моральнопсихологического обеспечения спасательных операций.
В ходе проведения Невельской спасательной операции МПО организовывалось по 4 направлениям: информационная работа (основное); психологическая работа (основное); социальная защита (основное); культурно-досуговая работа (вспомогательное).
Мероприятия МПО проводились по следующим группам.
Первая группа - оказание психологической помощи, информационное обеспечение и мероприятия социальной защиты в отношении пострадавшего населения.
К работе с этой группой приступили сразу по прибытию в зону ЧС. До прибытия ОГ ЦЭПП МЧС России во главе с М.В. Павловой мы располагали 2 психологами (от ДВРЦ и ГУ) и 3 работниками кадрового подразделения. В распоряжение группы был выделен автомобиль, с помощью которого удавалось быстро осуществлять маневр психологами, перебрасывать их в наиболее ответственные зоны города, ввиду малочисленности психологов. Установить взаимодействие с департаментами Сахалинской областной администрации удалось не сразу, и только с 4 августа администрацией области стали выделяться психологи для работы в зоне ЧС. Большую помощь оказало управление образования г. Южно-Сахалинска и управление занятости Сахалинской области.
В первые дни психологи работали в ПВР населения, обходили палатки и сами определяли кому необходима помощь в местах массового пребывания людей, например, площадь перед мэрией. Они выезжали в п. Г орнозаводск, работали в микрорайонах, осуществляли прием пострадавшего населения в больницах г. Невельска и п. Г орнозаводска. Психологи оказывали не только психологическую помощь, они проводили и информационное обеспечение. Работа психологов в зоне ЧС начиналась с инструктажа, доведения им последней обстановки в городе, принимаемых решениях по восстановлению города, обеспечению их листовками, где рассказывалась о землетрясении и его последствиях. Ставилась задача - собирать информацию от людей об их проблемах, как общих, так и личных, затем все это передавалось в штаб ОГ и мэру для принятия мер. Такая форма работы показала свою эффективность.
Во время работы люди задавали психологам не только вопросы, касающиеся оказания психологической помощи, но и вопросы социальной защиты. Психологи давали ответы и на эти вопросы, а информацию доводили до начальника отдела воспитательной работы ДВРЦ МЧС России, для дальнейшей передачи ее в штаб ОГ, также для учета при принятии решений. Впоследствии, для изучения социально-правового положения населения им был решен вопрос о выделении социальных работников и в дальнейшем уже они специально, совместно с психологами, проводили мониторинг социально-правового положения населения для доклада ОГ ДВРЦ МЧС России и губернатору области.
Надо сказать, что областная администрация сама эту работу не организовала, вследствие чего имела не полную информацию о проблемах, стоящих перед людьми, а зачастую и перед целыми микрорайонами города. Речь идет о районах «Казаки» и «Загробье», где данные проблемы по указанию Министра МЧС России С.К. Шойгу изучались нами и докладывались в штаб ОГ и руководству областной и городской администрации.
Опыт Невельского землетрясения четко показал важность своевременного развертывания мероприятий морально-психологического обеспечения населения, неразрывную связь психологической помощи с информационным обеспечением и организацией работы по социальной защите населения. Зависимость тут обратно пропорциональная, чем ниже уровень информационного обеспечения и социальной защиты населения в зоне ЧС, тем выше уровень острых стрессовых реакций, тем больше работы воспитателям, психологам и наоборот. Надо признать, что, к сожалению, областной и городской администрации так до конца и не удалось решить эти проблемы.
Во-первых, поскольку руководители и специалисты департаментов и управлений администрации не были готовы к организации этой работы в зоне ЧС и не знали её, а во -вторых не имели запасов материальных и технических средств для организации МПО в зоне ЧС. Не было переносных и мобильных звуковещательных станций для оперативного доведения информации о принимаемых решениях, не хватало мегафонов. В первые, наиболее важные, дни начала спасательной операции не было оргтехники для распечатки листовок и т.д.
В ходе проведения спасательной операции проблема информационного обеспечения населения была также одной из острых проблем, город наводнили различные слухи, один нелепее другого. Причем распространялись они очень быстро, и приходилось затрачивать массу времени для их опровержения - это и выступления в ПВР, на центральной площади города, выезды в микрорайоны города, п. Г орнозаводск в любое время суток для проведения информационно-разъяснительной работы с населением, быстрое печатание и раздача листовок. Не эффективно работало руководство почтовых отделений города. Объем поставляемой в город центральной и местной прессы остался на прежнем уровне, хотя ее поставки надо было увеличивать в разы, завозимую прессу раскупали за полчаса.
Примерно через 5-6 дней, когда напряжение у населения несколько спало, стали постепенно меняться и формы работы по МПО населения. Теперь основной упор в работе психологов делался на организацию работы во временных стационарных пунктах психологической помощи, которые были развернуты в больницах, в палатках, в местах массового пребывания населения. Такие пункты были развернуты в ЦРБ г. Невельска, п. Горноза-водска, в палаточном городке на базе Центра медицины катастроф по Сахалинской области до момента свертывания лагеря, и пункте оказания психологической помощи ГУ МЧС России по Сахалинской области на площади города. Нами было предложено администрации области создать и передвижные мобильные пункты оказания психологической помощи на базе автобусов ПАЗ, разделенных перегородкой на 2 отдела для их выезда по дачам и гаражам, где находилось большое количество населения, не желавших выезжать в места временного размещения. Но, к сожалению, у администрации не хватило материальных возможностей для реализации этой идеи.
Организация работы в пунктах психологической помощи оказалась очень эффективной, люди выстраивались в очереди, чтобы попасть на прием к психологам.
Данные, полученные в ходе выполнения мероприятий МПО населения при ликвидации последствий землетрясения, показывают, что психологическая помощь очень востребована. Мы считаем, что этот факт может служить основанием для пересмотра организационно-штатной структуры подразделений воспитательной работы в сторону увеличе-
ния их численности, изменения статуса, в том числе и статуса руководителей этих подразделений.
Также в ходе ликвидации последствий ЧС были отмечены факты негативного отношения к деятельности воспитателей, психологов. Такие явления строго ограничены по местности и относятся к моменту эвакуации населения из центрального пункта временного размещения граждан (ПВР «Набережная») в загородные лагеря и дома отдыха. У людей, находившихся там, создалось мнение, что этот ПВР их дом, и они стали там обустраиваться до получения новых квартир. Однако условия проживания в лагере, несмотря на все меры предпринимаемые руководством ОГ, спасателями ДВРПСО и его Сахалинского филиала, были далеки от идеала. В лагере было много детей, пожилых людей, лагерь стоял на берегу Татарского пролива - сильные ветра и дожди, в палатках стояла вода, температура по ночам опускалась до 10-15 градусов. Топившиеся печи создавали парниковый эффект -очень влажный и спертый воздух, что создавало предпосылки легочных, инфекционных и других заболеваний. В тоже время, в загородных лагерях были созданы нормальные условия проживания. Также в палатках находилось до 20 % граждан, у которых дома относились ко второй группе разрушений и они могли проживать в своих квартирах, но боялись туда возвращаться. Были и те, кто считал, что, находясь в лагере, на виду, подтвердит свое тяжелое социальное положение и тем самым добьется преимуществ в получении квартир.
Основная задача, которая ставилась психологам - разорвать процесс привыкания проживать в таких условиях, заставить людей поверить в себя, свои силы, возвращаться в свои квартиры и ехать в загородные лагеря, т.е. выходить из ступора и начинать жить дальше. Такая позиция психологов встретила сопротивление со стороны ряда граждан, они считали, что их выгоняют из лагеря, но после недели тяжелой, упорной работы психологов удалось убедить всех, и потом многие благодарили за такую позицию.
В ходе ликвидации ЧС руководство ОГ, воспитатели и психологи столкнулись с таким явлением, как массовое социальное иждивенчество. Это относится к гражданам тех населенных пунктов, которые не попали в эпицентр землетрясения, и разрушения в которых были не столь значительны - п. Горнозаводск и Шебунино.
В ходе работы в этих населенных пунктах граждане в массовом порядке высказывали претензии к специалистам и руководителям МЧС России и местным властям по обеспечению их всем необходимым в объемах, даже больших, чем пострадавший Невельск. В связи с этим пришлось дополнительно выделять психологов, воспитателей, социальных работников в эти населенные пункты для организации мероприятий МПО и там, тем самым допускать распыление сил и средств, так необходимых в наиболее пострадавшем Не-вельске.
В первую очередь это связано с тем, что местные органы власти на первом этапе абсолютно не справились со своей задачей. Не было организовано оповещение граждан о проводившейся спасательной операции и мерах принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, МЧС России, ДВРЦ МЧС России, администрацией области по разрешению ситуации и по обеспечению граждан всем необходимым. Было состояние полного информационного вакуума, и специалистам ДВРЦ МЧС России пришлось решать задачу информационного обеспечения граждан в целях снижения массовых посттравматических стрессовых реакций и массовых психозов.
Во-вторых, полное отсутствие знаний у руководителей местных органов управления по организации мероприятий в зоне ЧС, непонимание своей роли также приводило к повышению уровня острых стрессовых реакций у населения. Местное руководство в первые дни фактически всю работу с населением переложило на плечи представителей ДВРЦ МЧС России, в том числе на воспитателей и психологов.
В-третьих, отсутствие запасов материальных и финансовых средств на местном уровне, (одеяла, матрасы, палатки, печи, деньги на питание) создавало в первые дни серьезные трудности в обеспечении граждан всем необходимым, т.к. жители в первые дни землетрясения не заходили в квартиры, несмотря на то что, они не были разрушены, из-за боязни продолжения землетрясения. Отсутствие должного материального обеспечения также приводило к массовым стрессовым реакциям и значительно увеличивало работу не только воспитателям и психологам, но и руководству ОГ ДВРЦ МЧС России и местным властям.
Вторая группа - это проведение мероприятий МПО непосредственно с силами ДВРЦ МЧС России и ГУ МЧС России по Сахалинской области, активно участвующими в проведении спасательной операции.
Из всего перечня мероприятий МПО, а именно информационная и психологическая работа, социальная защита спасателей и ОГ ДВРЦ и ГУ МЧС России по Сахалинской области более всего была востребована психологическая работа. Это связано с тем, что информационная работа со спасателями была налажена хорошо, а защита их социальных прав в зоне ЧС определена законодательно.
Психологические срывы у спасателей стали наблюдаться на третьи сутки непрерывной работы в зоне ЧС. Это стало проявляться в том, что один спасатель из филиала ДВРПСО не выдержал, и, на постоянно повторяющиеся вопросы граждан, стал отвечать грубо, появились элементы аддиктивного поведения. Это говорит о том, что надо усилить уровень психологической работы в отряде до ЧС, а в зоне ЧС работу спасателей должен постоянно обеспечивать психолог ДВРПСО.
Коррекционные мероприятия со спасателями стали проводиться с 10 августа, т.е. через неделю после землетрясения. Это связано с отсутствием необходимого количества психологов в зоне ЧС и стабилизирующейся ситуацией, которая позволила выделить психологов для работы со спасателями. Данная работа дала положительный результат.
Отмечен факт, когда спасатели, соприкоснувшись с болью и переживаниями людей, фактически встали на их сторону. В момент эвакуации граждан из ПВР «Церковь» в общий лагерь многие жители не захотели его покидать, т.к. расположились рядом со своими домами. Спасатели не стали выполнять задачу по снятию лагеря без согласия жителей.
Пришлось выводить их из зоны лагеря, проводить информационноразъяснительную работу. Собирать психологов со всех ПВР и направлять их к ПВР «Церковь». После получасовой работы психологов жители согласились переселиться в основной лагерь, после этого спасатели быстро свернули лагерь. В ходе ликвидации последствий землетрясения выработался определенный алгоритм работы воспитателей, психологов и спасателей в ПВР. Перед снятием лагеря там работали в пределах часа психологи, убеждали людей, после этого входили спасатели и снимали лагерь, самостоятельно без психологов спасатели в ПВР заходить не хотели.
Опыт ликвидации землетрясения показывает, что морально - психологическое сопровождение работы спасателей в зоне долговременной ЧС должно проводиться непрерывно и начинаться с первых суток нахождения спасателей в зоне ЧС.
Третья группа - это мероприятия по повышению психологической готовности и устойчивости руководства наших сил, а также руководства области, местных органов власти, участвующих в проведении спасательной операции.
Данные мероприятия стали проводиться с 17 августа в отношении руководства города и ряда представителей администрации области.
К сожалению, определенная часть руководства и спасателей с известным предубеждением относились к оказанию им психологической помощи, считая это признаком слабости. В данных условиях необходимо властью начальника РЦ обязать весь состав ОГ
проходит релаксационные мероприятия, т.к. от этого напрямую зависит уровень руководства, объективности в оценке обстановки, принимаемых решениях. Всем известно, что сильно утомленный человек не может адекватно оценивать обстановку.
Психокоррекционные мероприятия хорошо себя зарекомендовали, они помогли снять у руководства области, города психологическую усталость. После работы психологов у всех руководителей появилось чувство бодрости, улучшилось общее самочувствие, поднялось настроение.
Четвертая группа - мероприятия по повышению психологической устойчивости самих органов воспитательной работы, т.е. тех воспитателей и психологов, кто непосредственно работает с нашими силами и гражданским населением.
Признаки профессионального выгорания или «боевого истощения» у психологов, воспитателей, находящихся в зоне ЧС начинали наблюдаться к исходу вторых суток непрерывной работы, без сна и отдыха, при отсутствии полноценного питания. В этих случаях необходимо предусматривать эшелонирование применения воспитателей и психологов. Однако, в зоне ЧС от ДВРЦ МЧС России находилось всего 3 человека, поэтому ни о каком эшелонировании речи и быть не могло.
Т акже, в дальнейшем, необходимо быть готовым к таким ЧС и с этой целью на базе ДВРПСО должны быть заложены палатки с необходимым оборудованием для отдыха психологов в полевых условиях.
У воспитателей, психологов и социальных работников, задействованных от администрации Сахалинской области, признаки профессионального выгорания стали наблюдаться после трех суток постоянной работы в зоне ЧС. При этом психологи работали в зоне ЧС с 9 часов утра до 18.00, с выездом для отдыха домой. Но, тем не менее, при постоянной бессменной трехдневной работе в зоне ЧС у психологов появились первые признаки усталости. И лишь только после того, как они стали работать в режиме - два дня работы -день отдыха, положение немного стабилизировалось. Однако преодолеть последствия профессионального выгорания все равно не удалось, поскольку это связано с особенностями работы психологов, воспитателей - пропускать через себя душевную боль людей.
Чтобы снизить влияние профессионального выгорания на психологов, воспитателей в зоне ЧС, привлекаемых от местных администраций, необходимо добиваться от местных администраций, органов управления ГО учета мероприятий морально-психологического обеспечения спасательных операций при подготовке своих подсистем РСЧС в действиях в условиях ЧС. А с этой целью необходимо планировать материальные расходы на подготовку воспитателей, психологов, социальных работников в действиях в зоне ЧС, на подготовку материальной базы их работы в зоне ЧС - палатки, начинка для полевых пунктов психологической помощи, необходимой оргтехники и громкоговорящей аппаратуры, медицинских препаратов и т.д.
В ходе проведения спасательной операции в г. Невельске выявлены следующие проблемы в организации МПО спасательной операции, требующие незамедлительного решения.
1. Сил регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России по Сахалинской области для организации полноценного морально-психологического обеспечения спасательной операции оказалось недостаточно.
Уровень подготовки специалистов отделов воспитательной работы в главных управлениях МЧС России по ДФВО в области организации МПО спасательных операций невысок, опыт организации МПО населения полностью отсутствует. Это же касается и администрации Сахалинской области. А опыт ликвидации последствий Невельского землетрясения прямо говорит о том, что мероприятия МПО населения должны планироваться заблаговременно и необходимо иметь подготовленные силы и средства для его организа-
ции. Такие мероприятия под силу планировать и проводить только управлению воспитательной работы в составе ДВРЦ. Кроме того, должны быть заблаговременно подготовлены силы и средства МПО территориальных подсистем РСЧС.
Силы, обеспечивающие выполнение мероприятий МПО в ходе проведения спасательной операции, включали:
- от МЧС России - оперативная группа ЦЭПП МЧС России в составе 5 психологов во главе с заместителем начальника центра экстренной психологической помощи МЧС России Павловой М.В., работала в зоне ЧС 3 дня, с 3 по 5 августа;
- от ДВРЦ МЧС России - начальник отдела воспитательной работы и психологического обеспечения и ведущий специалист- психолог - 2 человека;
от ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - психолог отдела - 1 человек;
- от ГУ МЧС России по Сахалинской области - 3 человека, причем это работники управления кадров, не имеющие специального образования.
Привлекать для организации МПО других работников управления кадров ДВРЦ МЧС России и ГУ МЧС России по Сахалинской области не имеет смысла в связи с тем, что они предназначены для выполнения других задач (прежде всего, это документационное обеспечение спасательной операции) и, во-вторых, не являются специалистами в области организации МПО.
Таким образом, на 15,5 тысяч пострадавшего населения в г. Невельске, около 6 тысяч человек в п. Горнозаводске и Шебунино, мы имели 11 человек, из которых 5 специалистов ЦЭПП МЧС России находились в зоне ЧС 3 дня. Из оставшихся 6 человек - специальное образование и опыт имели только 3 человека.
Также необходимо учесть, что в четырех ГУ МЧС России (Сахалинская область, Чукотский АО, Еврейская АО, Магаданская область) в штате вообще нет отделов воспитательной работы, т.е. тех структур, которые обязаны непосредственно проводить МПО спасательных операций, а опыт ликвидации Невельского землетрясения показывает их насущную необходимость.
2. Региональные и местные власти оказались не готовы к моральнопсихологическому обеспечению населения в ходе спасательной операции.
Руководство департаментов социального блока администрации Сахалинской области не знает своего алгоритма работы в зоне ЧС, впрочем это касается всех регионов ДВФО, следовательно, планов работы в зоне ЧС нет, запасы материальных средств для организации МПО отсутствуют.
Несмотря на существующий приказ Минздрава России № 325 от 24 октября 2002 года «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях» требования данного приказа на территории Сахалинской области не выполнены, руководитель-координатор психологической и психиатрической помощи не назначен, усиленные бригады психиатрической помощи не созданы, круглосуточная работа их в зоне ЧС не была организована, одна бригада психиатров появилась в зоне ЧС лишь 11 августа - на десятые сутки после землетрясения.
Также местные власти, органы управления ГО в своих расчетах по ликвидации последствий ЧС не учитывают санитарных потерь психолого-психиатрического профиля. Данные вопросы на заседаниях КЧС области не обсуждались.
Вследствие незнания теории МПО спасательных операций, региональные и местные власти, органы управления ГО абсолютно не учитывают этот вопрос в своих расчетах. Деятельность федеральных и областных ведомств по обеспечению работы психологов, социальных работников в зоне ЧС не скоординирована, никто из руководства области, областного штаба ГО, комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности области данным направлением работы не занимается. Хотя все отмечали высо-
кую эффективность работы воспитателей, психологов и социальных работников с населением в зоне ЧС.
Так, по нашим данным, только в г. Южно-Сахалинске, в различных ведомствах, насчитывается около 200 психологов. Реально смогли привлечь на добровольной основе 20 психологов и 3 социальных работника. А эта работа должна быть скоординирована в рамках областной программы, которую мы предлагаем принять. Встает вопрос о разработке и утверждении постановления губернатора «О создании межведомственной группы Сахалинской области по оказанию психолого-психиатрической помощи населению в зоне чрезвычайной ситуации», о разработке алгоритмов действий, планов по работе в зоне ЧС каждого департамента области, о закреплении конкретных департаментов за организацией информационной работы, социальной защиты и психологического обеспечения в зоне ЧС.
В постановлении необходимо сформулировать решения, содержащие ответы на следующие вопросы:
- какими силами и средствами располагают власти Сахалинской области по работе с населением, подвергшимся психотравмирующему воздействию стихии и имеющим вследствие этого психические (психологические) отклонения;
- наличие больниц, госпиталей с психоневрологическими отделениями, психоневрологических и психиатрических диспансеров, количество коек в них, укомплектованность медицинским персоналом и его подготовленность;
- количество психоневрологических санаториев или психоневрологических отделений в санаториях, домах отдыха на территории Сахалинской области, независимо от их ведомственной принадлежности, количество коек в них;
- количество психиатров, сертифицированных психологов, воспитателей в г. Южно-Сахалинске и области, с учетом данных по силовым структурам;
- возможности гражданских и силовых структур, дислоцированных на Сахалине, по организации и проведению МПО гражданского населения области в ходе ликвидации ЧС и уровень взаимодействия с ними;
- списки закрепления психиатров, психологов, соцработников за ПВР с целью сортировки людей с психиатрическими (психологическими) отклонениями на начальных этапах эвакуации и тем самым уменьшения психиатрических (психологических) потерь;
- как будут закрепляться за ПВР психиатры, психологи и воспитатели на основании письменного заявления о готовности работать в ходе ликвидации ЧС или кратковременного контракта, порядок оплаты этой работы;
- наличие и запасы медикаментов группы «А» для психиатрических больных, порядок их пополнения;
- наличие и запасы медикаментов и возможности для проведения фармакологической коррекции работоспособности управленческого персонала области и города в ходе ликвидации ЧС, населения области;
- возможности по развертыванию дополнительных полевых психиатрических, психоневрологических диспансеров, наличие для этого материальной базы, медицинского персонала, медикаментов;
- проведение занятий с врачами, медицинским персоналом, психологами, соцработ-никами по действиям каждой группы с гражданскими лицами, подвергшимися психотравмирующему воздействию стихии;
- наличие планов работы департаментов социального блока при работе в зоне ЧС;
- наличие запасов материальных средств для развертывания психологической, информационной работы в зоне ЧС.
Для организации данной работы необходимо принятие постановлений руководителей регионов, целью принятие которых должно быть повышение уровня готовности мест-
ных подсистем РСЧС к действиям в условиях ЧС. В первую очередь, считаю, что такие постановления должны быть разработаны и приняты руководством Камчатского края, Сахалинской области, как наиболее сейсмоопасных регионов Дальневосточного федерального округа.
3. При определении последствий чрезвычайных ситуаций не ведется учет санитарных потерь психиатрического (психологического) профиля, что может впоследствии внести серьезные коррективы в организацию и проведение тылового и моральнопсихологического обеспечения спасательной операции.
При землетрясении в г. Невельске психотравмирующему воздействию стихии подверглось практически все население города и прилегающих поселков, а это более 20 тысяч человек. Кроме того, из-за угрозы землетрясения паника охвативала и другие города Сахалинской области.
Так, по данным главврача ЦРБ г. Невельска А.Н. Морозова, в первые дни после землетрясения из общего количества обратившихся за медицинской помощью более 70 % имели признаки острых стрессовых реакций. Их последствия для организма человека при-веденые в таблице 1. Аналогичные данные предоставил директор Центра медицины катастроф по Сахалинской области.
Таблица 1
Данные по обратившимся за медицинской помощью в Невельскую ЦРБ пери-
од с 02.08.2007 г. по 20.08.2007 г.
Скорая медицинская помощь Приемное отделение
Дата Всего вызов. С по-выш. АД Стресс сост. другие % Дата Всего обращ С по-выш. АД Стресс сост. другие %
2 94 34 37 23 39,3 4 28 14 7 7 25
3 84 38 32 14 38 5 24 10 6 8 25
4 42 26 9 7 21 6 26 11 6 4 23
5 36 20 7 9 19,4 7 7 4 1 2 14,2
6 26 15 5 6 19,2 8 11 3 8 0
7 20 10 3 7 15 9 7 2 1 4 4,2
8 28 16 7 5 26,9 10 12 2 7 16,6
9 19 10 3 6 15,7 11 11 3 3 5 29,2
10 24 10 5 9 26,3 12 10 2 2 6 20
11 20 9 4 7 20 13 7 2 1 14,2
12 20 10 4 6 20 14 2 2 0
13 23 11 5 7 21,7 15 5 2 3 0
14 23 11 6 6 26 16 15 4 2 4 13,3
15 10 5 1 4 10 17 6 6 0
16 16 6 3 7 18,7 18 7 2 5 0
17 23 11 7 5 30,4 19 2 2 0
18 18 7 4 7 26,2 20 1 1 0
19 15 5 3 7 20 21 1 1 0
20 18 8 3 7 16,6
Всего в период с 02.08.2007 г. по 20.08.2007 г. к медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь, во временных лагерях содержания жителей г. Невельска, обратились 3733 человека.
Из них, в период с 02.08.2007 г. по 07.08.2007 г. 50% обратившихся за медицинской помощью составляли больные с реактивными состояниями, связанными с перенесенным стрессом в результате ЧС.
С 08.08.2007 г. по 12.08.2007 г. больных с реактивными состояниями, связанными с перенесенным стрессом и обратившихся за медицинской помощью, составляли 25-30% от общего числа обратившихся за медицинской помощью в сутки. В последующий период количество больных, обратившихся за медицинской помощью с заболеваниями, обусловленными стрессовой ситуацией, составляет в пределах 10%.
Психологами была оказана психологическая помощь около 4 тыс. человек.
Исходя из этого оперативному управлению ДВРЦ МЧС России, местным властям, штабам ГО необходимо учитывать данные вопросы при планировании спасательных операций.
Кроме того, в ходе планирования спасательной операции не учитывается тот факт, что часть личного состава, участвующего в проведении спасательной операции, а также местное население, из-за психотравмирующего воздействия стихии будет подвержена ад-диктивному поведению. АДДИКЦИЯ (addiction) - термин, равнозначный наркомании и под ним подразумевается зависимость от психоактивных веществ до степени возникновения стойкой физической и психической потребности в них. Иными словами, под аддикци-ей понимается стремление получить и употребить одурманивающее вещество, несмотря на неблагоприятные последствия, проявляющиеся абстиненцией, толерантностью, с повторными попытками прекратить или контролировать его употребление.
В целом, оценивая опыт ликвидации Невельского землетрясения, следует отметить, что введенный сразу запрет на продажу спиртных напитков позволил резко сократить потребление алкоголя населением и тем самым стабилизировать ситуацию.
Но, вместе с тем, определенная часть населения города предпринимала все попытки, чтобы найти спиртное в близлежащих городах и населенных пунктах.
5. Технических средств воспитательной работы (ТСВР) администрации Сахалинской области, ДВРЦ МЧС России, ГУ МЧС России по Сахалинской области для организации полноценного морально-психологического обеспечения спасательной операции недостаточно, а точнее их практически нет.
Денежные средства на их приобретение не выделяются, несмотря на ежегодные донесения об укомплектованности ТСВР.
Из ТВСР, в первую очередь, для выполнения мероприятий МПО в ходе проведения спасательной операции необходимо иметь:
- полевые пункты психологической помощи с комплектом необходимой для этого аппаратуры (в ходе ликвидации Невельского землетрясения имелась одна);
- передвижные пункты психологической помощи (на базе 3ил-131, Камаз - 5320, ПАЗ и т.д.) для повышения оперативности в работе недалеко от эпицентра ЧС, а также для работы с населением и группами военнослужащих, спасателей, пожарных, выполняющих задачи в отрыве от главных сил;
- фотоаппараты, видеокамеры сопряженные с ПК для быстрой обработки и распечатки информации;
- средства радиосвязи с руководством;
- переносные компьютеры (ноутбуки) с программным обеспечением для проведения психологического тестирования в полевых условиях - на каждого психолога;
- телевизоры и музыкальные центры;
- оргтехнику для быстрого копирования и распространения информации от руководства спасательной операции для населения, а также сил, выполняющих спасательную операцию;
- комплекты звуковещательной аппаратуры для установки на автомобилях, вертолетах для передачи информации населению и силам МЧС России о проведении спасательной операции, эвакуации населения.
Руководителю, обеспечивающему МПО спасательной операции, должен быть предоставлен один автомобиль (желательно микроавтобус) для быстрой переброски психологов из одного «горячего» места в другое. В ходе ликвидации землетрясения такой автомобиль был выделен, что значительно повысило качество и оперативность работы психологов.
Также необходима мощная звуковещательная аппаратура для вертолетов, когда в случае масштабных ЧС будет разрушена местная телевизионная и радиосвязь, будут разрушены дороги и места подъезда, и встанет вопрос о доведении до населения, находящегося в эпицентре ЧС, информации, которая для них жизненно важна.
6. В ходе ликвидации последствий Невельского землетрясения в зону ЧС устремились представители различных религиозных сект для вербовки новых членов.
Так, было отмечено появление представителей Свидетелей Иеговы и последователей учения «Живая Этика» или «Агни-йога» Николая Рериха.
Представители «Живой Этики», представились психологами, но после разговора выяснилось, что дипломов об окончании психологических вузов никто не имеет. Работать психологами в зоне ЧС им было запрещено, чтобы не нанести вреда пострадавшему населению.
Кроме того, представители сект с целью повышения привлекательности своих учений стали раздавать пострадавшим скоропортящиеся продукты (торты), что могло привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний и значительно осложнить проведение спасательной операции. Пришлось принимать решения, чтобы остановить такие процессы.
С целью пресечения их незаконной деятельности было установлено взаимодействие с органами милиции и ФСБ России по г. Невельску.
Для решения данных проблем предлагается:
1. Организовать взаимодействие с региональными и местными органами исполнительной власти, штабами ГО по организации МПО любой спасательной операции, любого масштаба и уровня.
Добиваться принятия постановлений губернаторов ДВФО, особенно это касается Сахалинской области и Камчатского края, «О создании межведомственной группы по оказанию психолого-психиатрической помощи в зоне ЧС».
Рекомендовать от МЧС России принять такие постановления во всех субъектах России.
Обсудить данный вопрос на заседаниях КЧС областей, краев региона.
2. При планировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативному управлению регионального центра, оперативным управлениям (отделам) ГУ МЧС России учитывать мероприятия МПО, а также обязательно учитывать санитарные потери психиатрического (психологического) профиля во всех видах обеспечения, поскольку они могут существенно повлиять на исход спасательной операции и ее сроки.
Работа по совершенствованию расчетов данных потерь отделом воспитательной работы будет проводиться с учетом опыта проведения спасательной операции в Невельске и
др.
3. При проведении спасательных операций особое внимание уделять поддержанию в силах, принимающих участие в спасательной операции, а также среди местного населения, высокого уровня дисциплины. Проводить мероприятия по предотвращению аддик-тивного поведения личного состава, местного населения, поскольку замалчивание данной
проблемы в определенных условиях может поставить вопрос о полной или частичной потере управляемости силами и срыву (или осложнению) проведения спасательной операции.
4. Регулярно проводить обучение руководителей и специалистов подразделений воспитательной работы МЧС России по вопросу организации и проведения МПО в ходе ликвидации ЧС и проведения спасательной операции.
Данные мероприятия проводить также в отношении управлений, отделов ГО городов, районов.
С этой целью отделу воспитательной работы ДВРЦ МЧС России изучить и распространить опыт организации МПО в ходе ликвидации последствий Невельского землетрясения в августе 2007 года в ГУ МЧС России по ДВФО, подготовить методические указания начальника ДВРЦ МЧС России по организации МПО спасательной операции.
Предлагается внести изменения в программы переподготовки заместителей руководителей структурных подразделений МЧС России по воспитательной работе, руководителей подразделений воспитательной работы, психологов по вопросу «Организация МПО спасательной операции».
Желательно ввести в тематику преподавания на курсах ГО тему «О порядке организации МПО спасательной операции, мероприятий гражданской обороны», тем более что такие указания уже разработаны, утверждены начальником РЦ и отправлены в ГУ МЧС России по ДВ региону.
5. Увеличить объёмы закупок технических средств для подразделений воспитательной работы в целях материального обеспечения выполнения мероприятий МПО в ходе проведения спасательной операции.
При ДВРПСО заложить на хранение и использовать при ликвидации возникающих ЧС: для личного состава ДВРПСО - 3 палатки с необходимым оборудованием для организации полевого пункта психологической помощи спасателям.
Для ДВРЦ МЧС России - 2 палатки с необходимым оборудованием для организации полевого пункта психологической помощи регионального центра и развертывания на его базе штаба по проведению мероприятий МПО в зоне ЧС.
6. Четко определить место соответствующих должностных лиц структурных подразделений МЧС России - воспитателей и психологов, и их расстановку по местам в ходе проведения спасательной операции.
Начальник отдела воспитательной работы управления РЦ во время проведения спасательной операции должен подчиняться лично руководителю ОГ ДВРЦ МЧС России, минуя промежуточные инстанции.
Он лично, исходя из стоящих задач, определяет места каждого воспитателя, психолога в зоне ЧС, порядок его работы и отдыха, предоставления отчетных материалов о работе.
Начальник отдела воспитательной работы, психолог регионального центра, ГУ МЧС России выезжают на ЧС в составе оперативной группы № 1.
7. С учетом характера и объема решаемых задач в ходе спасательной операции, в ходе проведения мероприятий ГО, а также в период отсутствия ЧС в региональных центрах необходимо восстановление должности заместителя начальника РЦ по воспитательной работе и создание управления воспитательной работы в составе 4 отделов:
- морально-психологического обеспечения, технических средств, воспитания и культуры;
- информационного обеспечения;
- психологической службы;
- воинской, трудовой дисциплины и социальной работы.
Во всех ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации ввести в штат отделы воспитательной работы, включая психологов.
8. Особое внимание уделить организации мероприятий по фармокологической коррекции боеспособности и работоспособности личного состава МЧС России, а также местного руководства в ходе ликвидации ЧС, т.к. это позволит вместе с МПО психологической коррекцией значительно повысить уровень работоспособности личного состава по выполнению поставленных задач.
С целью повышения уровня фармокоррекции установить взаимодействие с ВЦЭРМ МЧС России, которые занимаются разработкой теории применения средств фармокоррекции в зоне ЧС.
9. Для дальнейшего развития теории МПО спасательной операции необходимо взаимодействие с центрами Медицины катастроф на местах, Центром экстренной психологической помощи МЧС России, другими организациями соответствующего профиля.
10. Структура психолого-психических расстройств обусловливает необходимость соответствующей корректировки организации оказания психолого-психиатрической помощи пораженным с психологической травмой в ходе проведения спасательной операции.
В основном это касается легкопораженных, которые составляют большинство пораженных с ПТ и относятся к категории так называемых возвратных санитарных потерь.
Для коррекции психологических стрессовых реакций, как правило, достаточно мер психологической поддержки, кратковременного отдыха, применения психотерапии (редко фармакотерапии) и т.д. Длительность пребывания 65% лиц с ПСР в медпункте, больнице, как уже говорилось, составит одни сутки. Критерием возвращения сотрудников МЧС в строй следует считать не полное отсутствие у них психопатологической симптоматики, а способность к выполнению показатели возврата в строй пораженных психологопсихиатрического профиля непосредственно из района ликвидации ЧС (более 70% населения) могут быть достигнуты только тогда, когда психиатр (психолог) будет располагать простыми и информативными методиками экспресс-оценки психического состояния.
К сожалению, ни психиатры, ни психологи, работающие в зоне ЧС в Невельске, такими методиками не обладали.
Опыт показывает, что при ликвидации масштабных ЧС необходимо продолжать работу по улучшению организационно-штатной структуры медицинских подразделений спасательных центров, поисково-спасательных отрядов с рассмотрением возможности введения в их штат психиатров, психологов, а в дальнейшем создания специализированных психолого-психиатрических групп усиления.
Предлагаемые изменения в организации психолого-психиатрической помощи во время ликвидации ЧС будут способствовать:
- быстрейшему восстановлению трудоспособности пораженных и больных психо-лого-психиатрического профиля, как у наших сил, так и у населения, снижению уровня аддиктивного поведения;
- существенному увеличению числа сотрудников МЧС, гражданского населения, возвращаемых в строй непосредственно в зоне ликвидации ЧС;
- предупреждению дальнейшего развития психолого-психических расстройств и их хронизации у населения и сил МЧС России.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что при решении поднимаемых проблем качество спасательных работ и их результаты значительно повысятся. А отсутствие внимания к решению обозначенных проблем может привести к серьезным издержкам и даже срыву поставленных задач при выполнении мероприятий гражданской обороны, в ходе проведения спасательных операций при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.