Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ (V СТУПЕНЬ) К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО ПО СТРЕЛЬБЕ'

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ (V СТУПЕНЬ) К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО ПО СТРЕЛЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин В.П., Полуян А.В., Козлов И.В., Федюк Н.С., Петрова П.С.

Актуальность статьи заключается в решении практической задачи, направленной на поиск оптимальной методики обучения школьников выполнению одного из нормативов ВФСК ГТО по стрельбе из пневматической винтовки. В этой связи в статье рассматривается организация образовательного процесса по дисциплинам физическая культура и основы безопасности и жизнедеятельности. Приводятся результаты анкетирования школьников, согласно которым стрельба представляется наиболее легким из выборочных упражнений. Однако результаты сдачи норматива по стрельбе, свидетельствуют об обратном. Интерес молодых людей к оружию не подкреплен ни практикой, ни опытом: большинство винтовку на огневом рубеже держат в руках впервые. Авторы статьи задаются очевидными вопросами: «Можно ли в рамках школьной программы обеспечить подготовку школьников к сдаче норматива по стрельбе из пневматической винтовки или электронного оружия, и на какую методику подготовки следует опираться?». Поиск ответов на эти вопросы и стал определяющим для авторов настоящей статьи. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин В.П., Полуян А.В., Козлов И.В., Федюк Н.С., Петрова П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN OF GRADES 10-11 (V STAGE) TO FULFILL THE STANDARDS OF THE VFSK GTO FOR SHOOTING

The urgency of the research is determined by the necessity to find an optimum method to prepare schoolchildren for shooting from an air rifle against the standards of the VFSK GTO. In this context, the authors studied the organization of the educational process in the disciplines of physical culture and the principles of personal and social safety. According to the results of the questionnaire of schoolchildren, shooting seems to be the easiest of the selective exercises. However, the results of passing the shooting standard indicate the contrary. The inflated expectations of young people refer to the lack of practice or experience: most of them hold a rifle in their hands at the shooting stage for the first time. The authors of the article ask obvious questions: "Is it possible, within the framework of the school curriculum, to prepare schoolchildren for passing the shooting standard from an air rifle or electronic weapon, and what training methodology should be based on?". The search for answers to these questions has become the defined objective for the authors of this article.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ (V СТУПЕНЬ) К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО ПО СТРЕЛЬБЕ»

and special training of power structures, No. 1, pp. 114-118.

3. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Timofeev, I.Yu. and Kuznetsov, P.K. (2021), "Modern trends in physical education as a basis for the reorganization of physical training", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 3, pp. 26-42.

4. Sorokin, V.P., Mikhail, I.I., Androsov, A.M. and Timofeev, I.Yu. (2021), "Digitalization of physical education of military personnel and ways of its scientific substantiation", Prospects for the development of physical training and sports in the Armed Forces of the Russian Federation in modern conditions, materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 95th anniversary of Tigran Tigranovich Dzhamgarov (1921-1980), St. Petersburg, pp. 127-131.

Контактная информация: timoxa212121@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 799.315

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ (V СТУПЕНЬ) К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО ПО СТРЕЛЬБЕ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи г. Санкт-Петербург; Алексей Викторович Полуян, начальник кафедры, кандидат педагогических наук, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Игорь Валерьевич Козлов, аспирант, филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя; Николай Сергеевич Федюк, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Полина Сергеевна Петрова, научный сотрудник, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Алексей Александрович Частихин, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и

Ю. А. Гагарина, г. Воронеж

Аннотация

Актуальность статьи заключается в решении практической задачи, направленной на поиск оптимальной методики обучения школьников выполнению одного из нормативов ВФСК ГТО по стрельбе из пневматической винтовки. В этой связи в статье рассматривается организация образовательного процесса по дисциплинам физическая культура и основы безопасности и жизнедеятельности. Приводятся результаты анкетирования школьников, согласно которым стрельба представляется наиболее легким из выборочных упражнений. Однако результаты сдачи норматива по стрельбе, свидетельствуют об обратном. Интерес молодых людей к оружию не подкреплен ни практикой, ни опытом: большинство винтовку на огневом рубеже держат в руках впервые. Авторы статьи задаются очевидными вопросами: «Можно ли в рамках школьной программы обеспечить подготовку школьников к сдаче норматива по стрельбе из пневматической винтовки или электронного оружия, и на какую методику подготовки следует опираться?». Поиск ответов на эти вопросы и стал определяющим для авторов настоящей статьи.

Ключевые слова: физическая подготовленность, комплекс ГТО, физическая культура, школьники, тестирование, результаты исследования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p450-455

PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN OF GRADES 10-11 (V STAGE) TO FULFILL THE STANDARDS OF THE VFSK GTO FOR SHOOTING

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military academy of communications, St. Petersburg; Alexey Viktorovich Poluyan, the head of the department, candidate of pedagogical sciences, Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy, Voronezh; Igor Valeryevich Kozlov, the post-graduate student, branch of Ivanovo State University, Shuya; Ni-kolay Sergeevich Fedyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military

Academy of Communications, St. Petersburg; Polina Sergeevna Petrova, the researcher, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg; Alexey Alexandrovich Chastikhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy, Voronezh

Abstract.

The urgency of the research is determined by the necessity to find an optimum method to prepare schoolchildren for shooting from an air rifle against the standards of the VFSK GTO. In this context, the authors studied the organization of the educational process in the disciplines of physical culture and the principles of personal and social safety. According to the results of the questionnaire of schoolchildren, shooting seems to be the easiest of the selective exercises. However, the results of passing the shooting standard indicate the contrary. The inflated expectations of young people refer to the lack of practice or experience: most of them hold a rifle in their hands at the shooting stage for the first time. The authors of the article ask obvious questions: "Is it possible, within the framework of the school curriculum, to prepare schoolchildren for passing the shooting standard from an air rifle or electronic weapon, and what training methodology should be based on?". The search for answers to these questions has become the defined objective for the authors of this article.

Keywords: physical fitness, GTO complex, physical culture, schoolchildren, testing, research results.

ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных определений здоровья к наиболее общему можно отнести определение, данное ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [2]. При этом широта трактовки не умаляет значимости, такого фундаментального компонента здоровья, как физическое совершенствование. Последнее, будучи базовым, оказывает влияние на все сферы жизни человека и формируется именно в школьные годы.

Одним из удачных многоуровневых форматов развития у школьников основных физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости), прикладных навыков, а также воспитания патриотизма считается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). В рамках комплекса предусмотрено получение школьниками жизненно-важных теоретических знаний по начальной военной подготовке, гражданской обороне и санитарному делу. Подобранный комплекс физических упражнений представляет собой эффективную систему физического воспитания, направленную на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья, а выверенный формат нормативов ГТО способствует восполнению дефицита двигательной активности [8, 9].

Стрельба, будучи одним из необязательных упражнений комплекса, является едва ли не самым популярным. Однако статистика подобный экспромт не оправдывает: более 70 % девушек и 40 % юношей не выполняют норматив по стрельбе из пневматической винтовки. При этом большинство из них на огневом рубеже оказываются впервые, а мотивацией к опрометчивому выбору становится интерес к стрелковому спорту [3]. Актуальность статьи заключается в определении оптимальной универсальной методики обучения стрельбе из пневматической винтовки школьников для выполнения норматива ВФСК ГТО. При этом поиск оптимального методического решения неразрывно сопряжен с последующей оптимизацией всего процесса обучения стрельбе старшеклассников и популяризацией дисциплины.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Не будь я спортсменом, значкистом ГТО, вряд ли дошёл бы до Берлина!» - говорил Герой Советского Союза Николай Копылов [10]. Несмотря на то что апробированный десятилетиями комплекс физических упражнений в советское время многократно доказал свою эффективность, в современной системе среднего образования сдача нормативов

ГТО носит лишь рекомендательный характер. При этом на фоне лояльного отношения педагогов к свободному посещению уроков физической культуры и ОБЖ, отсутствия у обучаемых мотивации к физическому совершенствованию, эпидемиологически обусловленной периодичностью дистанционного формата подготовка будущих призывников не может отвечать непрерывно растущим к ним требованиям. Информационный срез, проводимый дважды в год (в ходе весеннего и осеннего призывов), демонстрирует отрицательную динамику подготовки вчерашних школьников к обязательной военной службе.

Методы исследования:

1. Педагогическое наблюдение.

2. Анкетирование.

3. Эксперимент.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В феврале 2021 г. в ходе Месячника гражданско-патриотического воспитания на базе среднеобразовательной школы № 147 нами был организован поисковый эксперимент, который заключался:

- в наблюдении за организацией учебно-воспитательного процесса по предметам физическая культура и ОБЖ;

- в проведении анкетирования, а также личных бесед со школьниками и преподавательским составом;

- в проведении состязаний по стрельбе из пневматической винтовки.

Согласно нашим наблюдениям, учебно-воспитательный процесс по вышеуказанным дисциплинам реализуется в соответствии с ФГОС и программами основного общего образования. Планирование уроков осуществляется согласно действующим образовательных программам: 3 часа в неделю на физическую культуру и 1 час - на основы безопасности жизнедеятельности. Кроме того, под руководством учителей ОБЖ и физической культуры в школе организованы стрелковый кружок и спортивная секция общефизической подготовки (2 часа в неделю). Нами также было отмечено, что благодаря многолетнему педагогическому опыту и высокой квалификации учителя проводят уроки с опорой на тематический план на высоком организаторско-методическом уровне.

В рамках исследования нами был организован письменный опрос, в котором приняли участие 73 ученика 11 классов, (40 девушек и 33 юноши), средний возраст -16,2±0,6 лет. Анкетирование закрытого типа предполагало выбор 1 из вариантов ответов. Остановимся подробнее на одном из списка: «Какое из необязательных упражнений ГТО является наиболее легким и не требует серьезной подготовки?» - представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты анкетирования «Какое из необязательных упражнений ГТО являет^_

Испытания (тесты) по выбору Юноши, n=33 % Девушки, n=40 %

1 Челночный бег 3х10 м. (с) 4 12,1 3 7,5

2 Прыжок в длину с места (разбега) (см) 5 15,1 5 12,5

3 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (кол-во раз) 2 6,1 10 25,0

4 Метание спортивного снаряда (м) 6 18,2 2 5,0

5 Бег на лыжах (кросс) на 3, 5 км (мин, с) 1 3,0 2 5,0

6 Плавание 50 м (мин, с) 3 9,1 4 10,0

7 Стрельба из пневматической винтовки (очки) 12 36,4 14 35,0

Согласно полученным, ответам подавляющее большинство школьников, как юношей (12 человек или 36,4%), так и девушек (14 человек или 35%) уверены, что именно со стрельбой они справятся без особых трудностей. Однако результаты противоречат ожиданиям (таблица 2): норматив ГТО не выполнили 14 юношей (42,4%) и 25 девушек (62,5%). При этом опрометчивость выбора была обусловлена интересом к самой стрель-

бе.

Таблица 2 - Результаты выполнения упражнения «стрельба из пневматической винтовки» согласно нормативам ГТО_

№ Школьники Но рмативы по стрельбе Не вып. норматив по стрельбе (кол-во чел) % Сред. результат

Бронзовый знак (15 очков) Серебряный знак (20 очков) Золотой знак (25 очков)

1 Юноши (п=33) 14 3 2 14 42,4 11,8±5,2

2 Девушки (п=40) 9 2 4 25 62,5 10,6±6,1

Для определения оптимальной методики подготовки школьников к выполнению норматива ГТО по стрельбе мы провели констатирующий эксперимент. Задействовали в эксперименте исключительно юношей (53 человека), поскольку были заинтересованы не только в повышении уровня стрелковой подготовки участников, но также в формировании у будущих призывников мотивации к прохождению военной службы.

В рамках эксперимента участники были разделены на 3 группы: две экспериментальных (ЭГ1, ЭГ2) и одна контрольная группа (КГ). В состав ЭГ1 вошли 19 юношей регулярно занимавшихся в кружках по стрельбе и спортивных секциях, в числе которых была и секция общефизической подготовки; в ЭГ2 вошли 15 юношей, посещавших помимо школьных уроков физкультуры и ОБЖ только стрелковый кружок; КГ состояла из 19 школьников, стрелковый опыт которых ограничивался лишь теоретическими установками, полученными на уроках ОБЖ, а физическая подготовка не выходила за рамки 3 плановых часов физической культуры в неделю в рамках школьной программы.

Предлагаемая методика подготовки школьников к выполнению нормативов ГТО по стрельбе из пневматической винтовки заключалась в поэтапном освоении техники стрельбы, которая предполагает знакомство с техникой стрельбы в целом, разучивание отдельных элементов и отработку выстрела с учетом приобретенных знаний. Процесс условно можно разделить на три этапа:

1. Обучение прицеливанию, изучение изготовки, управление дыханием, совмещение прицельных приспособлений, в последующем - наведение и удержание винтовки в районе прицеливания.

2. Обучение управлению спуском отдельно от прицеливания, а затем одновременно с прицеливанием.

3. Освоение прицеливания и управление спуском, т. е. обучение технике выполнения прицельного выстрела в целом [4, 5].

Среди ряда прочих рекомендаций к произведению выстрела во время прицеливания и спуска курка инструктор рекомендовал обучаемым задерживать дыхание, поскольку как вдох, так и выдох сопровождаются ритмичными движениями всего плечевого пояса в целом, при которых невозможно произвести точный выстрел. Существуют различные техники дыхательных пауз при стрельбе как на вдохе, так и на выдохе [1]. Однако с нашей точки зрения наиболее целесообразным моментом задержки является период финальной стадии дыхательного цикла. Эта фаза характеризуется максимально естественным расслаблением дыхательной мускулатуры и замедлением сердечного ритма [6, 7]. Отметим, что ЭГ1 и ЭГ2 прошли поэтапную подготовку к стрельбе перед состязанием. Участники КГ имели лишь общие теоретические представления об основных этапах проведения точного выстрела. Отдельно мы проанализировали уровни физического развития и функционального состояния всех задействованных в эксперименте участников. Полученные данные мы соотнесли с результатами стрельбы ЭГ1, ЭГ2 и КГ (Таблица 3).

Таблица 3 - Сопоставление результатов стрельбы с оценкой уровня физического развития, функционального состояния участников эксперимента_

Показатели ЭГ 1 (n=19) ЭГ 2 (n=15) КГ (n=19)

Физического развития

Рост (см) 171± 2 169±1,8 172±3,5

Показатели ЭГ 1 (n=19) ЭГ 2 (n=15) КГ (n=19)

Вес (кг) 66,5±2,4 70,4±3,8 69,8±4,2

ИМТ (кг/м2) 22,5±0,2 24,5±0,3 23,3±0,3

Функционального состояния

ЖЕЛ (л) 4,0±0,4 3,5±0,6 3,6±0,4

Проба Штанге (с) 56,3±6,9 41,8±5,7 43,4±4,1

Проба Генчи (с) 36,4±3,9 27,8±5,9 29,5±5,3

Физической подготовленности

Бег на 100 м (с) 14,8±0,8 15,6± 1, 1 15,1±0,8

Бег на 1000 м (с) 251±11,3 274±16,3 270±12,4

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 11,4±1,2 7,3±2,1 9,4±2,1

Стрелковой подготовленности

Стрельба из пневматической винтовки, дистанция 10 м (3 выстрела - пробные, 3 - зачет), (кол-во очков) 25,9 ±1,4 24,2±0,5 14,1±4,2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Пожалуй, единственный неоспоримый вывод проведенного исследования заключается в подтверждении факта того, что стрельба - это, в первую очередь, практический навык, приобретаемый в ходе тренировок. Участники КГ, несмотря на исчерпывающую информацию о технике выполнении точного выстрела, к стрельбе оказались не готовыми и не показали высоких результатов. Представители ЭГ1 и ЭГ2 на огневом рубеже чувствует себя значительно увереннее и выполняют нормативы ГТО по стрельбе из пневматической винтовки. Очевидную положительную динамику результатов по предлагаемой поэтапной методике отработки практического навыка стрельбы можно отметить у тренирующихся уже на 8-10 занятии. Отдельно можно отметить, что стабильность результатов у участников ЭГ1 незначительно выше, чем у участников ЭГ2. Можно предположить, что высокие показатели функционального состояния и физической подготовленности положительно влияют на точность выстрела даже на начальной стадии обучения стрельбе. Однако для подтверждения данной гипотезы необходимо провести дополнительные исследования на более широкой выборке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водолазов Ю.С. Дыхание и «устойчивость» в пулевой стрельбе / Ю.С. Водолазов // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 1. - С. 55.

2. Всемирная организация здравоохранения. Устав ВОЗ: официальный сайт. - [сайт]. -URL: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution (дата обращения 3.01.2022).

3. Уровень физической подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО / Я.С. Козиков, Н.С. Федюк, Е.В. Климова, О.В. Мухаметова, А.А. Мазенков // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2020. - № 3 (27). - С. 55-60.

4. Компоненты ведения эффективной стрельбы / Ю.Н. Лосев, В.В. Кожемяко, Ю.В. Яковлев, В.В. Сердюковский // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвузовский сборник научно-методических работ / Под научной редакцией В.А. Щеголева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2020. - С. 317320.

5. Влияние физического утомления на качество стрельбы из пистолета / М.В. Мокеев, В.В. Шлепанов, Я.С. Козиков [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9(187). - С. 271-274.

6. Развитие стрелковых навыков у школьников 10-11 классов в рамках допризывной подготовки / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, И.В. Козлов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 425-431.

7. Синхронизация физического и психического как способ достижения максимальных спортивных результатов в соревновательной деятельности стрелков: психологический аспект / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, И. В. Козлов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 8(198). - С. 287-294.

8. Сыщик, Г.В. Внедрение и реализация комплекса ГТО в образовательных учреждениях / Г.В. Сытник // Children's Medicine of the North-West. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 104-105.

9. Комплекс ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и здорового образа жизни у студентов вузов (к 90-летию комплекса ГТО) / Г.В. Сытник, С.М. Ашкинази, Н.А. Рагозина, А.Б. Новиков // Спортивный психолог - 2021. - № 3 (60). - С. 4-8.

10. Уваров В.А. 50 лет на службе народу / В.А. Уваров // Физическая культура в школе. -1981. - № 3. - С. 2-5.

REFERENCES

1. Vodolazov, Yu.S. (2005), "Respiration and "stability" in bullet shooting", Physical culture and health, No. 1, pp. 55.

2. World Health Organization. WHO Charter: official website, available at: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution (accessed 3.01.2022).

3. Kozikov, Ya.S., Fedyuk, N.S., Klimova, E.V., Mukhametova, O.V. and Mazenkov, A.A.

(2020), "The level of physical readiness of students to pass the norms of the TRP complex", Nauchno-sportivny vestnik Ura^ and Sibin, No. 3(27), рp. 55-60.

4. Losev, Yu. N., Kozhemyako, V. V., Yakovlev, Yu. V. and Serdyukovsky V.V. (2020), "Components of effective shooting", Physical culture and sport in professional education: Interuniversity collection of scientific and methodological works, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 317-320.

5. Mokeev, M.V., Shlepanov, V. V., Kozikov, Ya. S., Fedyuk, N. S. and Fadeev, A. S. (2020), "The influence of physical fatigue on the quality of pistol shooting", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 271-275.

6. Sorokin, V. P., Fedyuk, N. S., Kozlov, I.V., Petrova, P.S., Fadeev, A.S. and Mazur, V.V. (2021), "The development of shooting skills among schoolchildren of grades 10-11 in the framework of precon-scription training", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 425-431.

7. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Kozlov, I.V., Petrova, P.S., Fadeev, A.S. and Chastikhin, A.A.

(2021), "Synchronization of physical and mental as a way to achieve maximum sports results in the competitive activity of shooters: psychological aspect", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 287-294.

8. Sytnik, G. V. (2021), "Introduction and implementation of the TRP complex in educational institutions", Children's Medicine of the North-West, Vol. 9, No. 3, pp. 104-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sytnik, G. V., Ashkinazi, S. M., Ragozina, N. A. and Novikov A. B. (2021), "The TRP complex in the formation of motivation for physical culture and a healthy lifestyle among university students", Sportspsychologist, No. 3 (60), pp. 4-8.

10. Uvarov, V.A. (1981), "50 years in the service of the people", Physical culture at school, No. 3, pp. 2-5.

Коньекьная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2022

УДК 796.412.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ СРЕДСТВАМИ ДЖАЗОВОГО ТАНЦА НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Виктория Сергеевна Макарова , магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье доказана эффективность применения средств джазового танца для совершенствования пластичности движений в эстетической гимнастике. В ходе исследования было выявлено, что на проявление пластичности в этом виде гимнастики влияют такие координационные качества, как способность к расслаблению и способность к согласованию движений, что подтверждено наличием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.