НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
А.Е. МЕИТИН, Академия МВД России
Аннотация
Изучена возможность применения тренажера СКАТТ в подготовке стрелков. Экспериментальные группы составили начинающие спортсмены в возрасте 18-20 лет. Стрельба производилась из малокалиберного и пневматического оружия. Показано, что применение СКАТТ достоверно повышает результативность стрельбы. Увеличиваются число выбитых баллов, процент попадания в 10, уменьшаются время прикладки и общие затраты времени на выполнение упражнения. Наиболее эффективным оказалось применение тренажера СКАТТ в комплексе с пневматической винтовкой. Использование СКАТТ способствует повышению стабильности двигательных навыков стрелка, что увеличивает эффективность обучения.
Ключевые слова: стрельба, тренировка, СКАТТ.
Abstract
Applicability of SCATT training device for training of shooters has been studied. Experimental groups consist of beginners (age 18-20 years). Athletes perform shooting from pneumatic and small-gauge rifles. It is shown that shooting with SCATT significantly increases shooting results. Shooting score and number of 10's increases, while aiming time and total exercise time are decreased. Most effective is use of SCATT together with pneumatic rifle. Use of SCATT device facilitate stability of athlete's motor skills what increases training efficiency.
Key words: shooting, training, SCATT device.
Педагогический контроль является важным звеном в системе управления подготовкой спортсмена [1, 5, 6]. Тренерам необходимо обеспечить доступность и оперативность получаемой информации и необременительность методов контроля для спортсменов [5, 7].
Вероятность эффективного обучения при минимуме допущенных ошибок проанализирована в диссертации И.П. Ратова [9]. В ней он опровергает бытующее среди тренеров мнение о необходимости фиксировать ошибки в технике выполняемых упражнений, считая необходимым исправлять их в процессе обучения, не допуская закрепления при формировании навыка. Автор считает, что идеальное выполнение движения теоретически невозможно, так как всегда есть вероятность более совершенного выполнения идеального на сегодняшний день движения. Поэтому наиболее целесообразная организация начального обучения должна предотвратить появление и закрепление ошибок.
Преподаватели стремились к предупреждению освоения при обучении ошибочных навыков. Известно, что исправить укоренившиеся при обучении ошибки всегда сложнее, чем исключить условия их появления в процессе подготовки. Для этого нужно создать систему ориентиров.
В литературе по стрельбе при анализе технической подготовленности рассматриваются четыре компонента производства выстрела: изготовка, прицеливание, управление дыханием и нажатие на спусковой крючок [6]. В педагогическом эксперименте мы изучали использование в начальном обучении высокоточной стрельбе современного электронного тренажера «СКАТТ». С целью повышения эффективности управления этим процессом в программе педагогического эксперимента были прове-
дены тренировочные стрельбы трех групп спортсменов 18-20 лет, ранее спортивной стрельбой не занимавшихся.
Все студенты были распределены в три группы по 14 чел. в каждой. Процесс обучения длился 24 занятия по 2 академических часа.
I группа - 1-я экспериментальная, тренировалась в стрельбе из пневматической винтовки с оптическим прицелом на дистанции 10 м.
II группа - 2-я экспериментальная, тренировалась в стрельбе из пневматической винтовки с оптическим прицелом на дистанции 10 м в комплексе с тренажером «СКАТТ».
III группа - контрольная, тренировалась в стрельбе из МК винтовки на дистанции 50 м.
Каждая группа выполняла комплекс подготовительных упражнений и только после этого приступала к тренировке (3 пробных и 10 зачетных выстрелов). «Отметка» и результат каждого выстрела заносились в стрелковую книжку для анализа. До начала исследования все спортсмены на протяжении трех занятий знакомились с оружием.
На каждом из этих занятий проводились тренировочные стрельбы из малокалиберных винтовок с оптическим прицелом калибра 5,6 мм (3 пробных и 10 зачетных). МК винтовки до начала стрельб были приведены к нормальному бою с тем, чтобы все спортсмены были в одинаковых условиях.
После контрольных стрельб из МК винтовок до начала и после окончания педагогического эксперимента были проведены контрольные стрельбы из пневматических винтовок с оптическим прицелом без пульки в комплексе с тренажером СКАТТ.
ФНЦ ВНИИФК
Сопоставление основных характеристик контрольных стрельб из пневматических винтовок в комплексе со СКАТТом до начала педагогического эксперимента и после его окончания представлено в таблице. Статистические различия между группами в исходном состоянии несущественны, что позволяет признать их идентичными.
После окончания педагогического эксперимента наиболее статистически значимое улучшение исходных показателей отмечается во 2-й экспериментальной группе, участники которой тренировались с контролем отдельных фаз выстрела с помощью тренажера СКАТТ.
Сравнивая результаты контрольных стрельб из пневматической винтовки со СКАТТом трех групп спортсменов следует отметить наиболее значительное повышение выбитых баллов после педагогического эксперимента во 2-й экспериментальной группе, тренировавшейся с использованием комплексов пневматических винтовок с тренажером СКАТТ. В первой экспериментальной группе повышение выбитых баллов после педагогического эксперимента также статистически значимо, но превышение исходных показателей составило 14% по сравнению с 20% второй экспериментальной группы.
В упражнении «прикладка» статистически значимое сокращение времени отмечается в обеих экспериментальных группах; в контрольной группе сдвиги незначительны.
Общее время и поперечник стрельбы после эксперимента сокращаются во всех 3-х группах, но статистически значимые сдвиги регистрируются лишь у стрелков, тренировавшихся в комплексе со СКАТТом.
Точность прицеливания и средняя устойчивость попаданий в «10» достоверно улучшаются во всех группах, но наиболее значительно - во второй экспериментальной группе.
Из всех анализируемых показателей СКАТТа тренеры наиболее часто используют среднюю длину траектории L в мм. Как видим в таблице, она достоверно сокращается после окончания исследования в обеих экспериментальных группах. В контрольной группе ее динамика положительная, но недостоверная.
Анализируя результаты наших исследований с применением тренажера СКАТТ, следует отметить, что стрелки использовали заранее заданные временные, пространственные и точностные характеристики, обеспечивающие правильное выполнение элементов подготовки и производство самого выстрела.
Контролируя каждый из этих элементов с помощью тренажера СКАТТ, мы могли анализировать ошибки на экране монитора после каждого выстрела и корректировать целостное выполнение последующих выстрелов. Это позволило второй экспериментальной группе за относительно короткое время - 24 тренировочных занятия - добиться более высоких результатов, чем стрелки 1-й экспериментальной и контрольной групп.
Доказано, что цель обучения заключается в управлении усвоением нужного материала, а не в освоении последовательно усложняемых навыков.
Таким образом, достижение цели, а именно улучшение освоения учебного материала, связанного с эффек-
тивным овладением в наших условиях всеми фазами выстрела, может осуществляться за счет ограничения отклонений от правильной биомеханической структуры выполнения двигательных действий в стрельбе по неподвижной и движущейся мишени. На основе анализа качественных и количественных характеристик, получаемых при использовании тренажера СКАТТ, мы можем обучать стрелков при минимальном количестве допускаемых ими ошибок. А оперативный анализ на экране монитора отклонений от рациональной структуры отдельных фаз выстрела позволяет избежать закрепления ошибок.
Наличие сбивающих факторов, прямо или косвенно влияющих на спортсмена, заставляет выбирать среди тренировочных средств такие, которые позволяют воссоздать соревновательные условия в процессе тренировки.
Установлено, что на все сбивающие факторы соревновательные упражнения реагируют упрощением их структуры, т.е. в усложненных условиях всегда выбирается упрощенный вариант технического действия. Известно, что выпадение из двигательного навыка некоторых элементов, хотя и ухудшает отдельные характеристики движений, но не изменяет конечный результат. Поэтому при обучении стрелков необходимо использовать такие средства, которые обеспечат успешную реализацию ключевых элементов движения.
Постоянно контролируя динамику основных элементов двигательного навыка на экране монитора «СКАТТ», мы должны добиться сохранения в стрессовых условиях соревнований стабильности именно этих элементов, что сохранит возможность достижения высокого спортивного результата даже при упрощении отдельных элементов.
Выводы
1. Исследования начального обучения стрельбе студентов 18-20 лет из малокалиберных винтовок калибра 5,6 мм с оптическим прицелом на дистанции 50 м, из пневматических винтовок калибра 4,5 мм с оптическим прицелом на дистанции 10 м и с использованием комплекса из пневматической винтовки с оптическим прицелом и стрелкового тренажера СКАТТ показало, что традиционное начальное обучение с использованием малокалиберного оружия уступает по эффективности пневматическому оружию в комплексе со СКАТТом.
2. Успех начального обучения стрелков при использовании пневматических винтовок в комплексе с электронным тренажером СКАТТ обусловлен возможностью анализировать все фазы каждого выстрела на экране монитора и вносить коррекции в каждый последующий выстрел.
3. Возможность постоянного сравнения точки прицеливания на мониторе компьютера с собственными ощущениями позволяет стрелку более точно оценить причины отклонения и учесть их в последующих выстрелах, что недоступно стрелкам, тренирующимся с использованием малокалиберного и пневматического оружия без получения информации о структуре выстрелов.
Результаты оценки основных показателей контрольных стрельб из пневматических винтовок с оптическим прицелом в комплексе с тренажером СКАТТ
Группа Результат баллы 1 Р Прикладка, с 1 Р Общее время выстрела, с 1 Р Поперечн. стрельбы, мм 1 Р
ДО после ДО после ДО после ДО после
I группа (1-я экспериментальная 69,4±4,9 79,46±6,1 2,9 <0,05 2,1+0,7 1,8+0,5 2,9 <0,05 4,2+1,7 3,9+1,4 2,3 >0,05 26,4±5,6 24,2±4,7 1,8 >0,05
II группа (2-я экспериментальная) 67,9±7,12 81,7±4,32 3,8 <0,01 2,4±0,65 2,1+0,64 3,2 <0,01 4,3+0,81 3,8±0,77 2,9 <0,05 29,7±3,6 24,5+4,1 2,9 <0,05
III группа (контрольная) 70,4±7,9 76,1+4,5 2,1 >0,05 2,5+0,81 2,4±0,74 1,7 >0,05 4,8±1,53 4,45±1,39 2,1 >0,05 27,8±5,9 25,3±7,8 1,8 >0,05
I группа (1-я экспериментальная 18,3+3,7 15,7+2,9 2,7 <0,05 2,7±0,8 2,1+0,6 3,5 <0,05 24±8,7 29±6,4 2,8 <0,05 34,7±7,6 29,5±6,8 3,1 <0,05
II группа (2-я экспериментальная) 19,4+4,3 14,8+3,7 3,5 <0,01 2,9±0,6 2,0+0,5 3,6 <0,01 23±7,4 38±8,2 4,9 <0,01 36,2±6,3 31,9±5,6 3,1 <0,05
III группа (контрольная) 18,8+5,2 17,1+4,6 1,9 >0,05 2,6±0,9 2,4+0,7 1,8 >0,05 26±7,9 32±8,4 3,7 <0,05 32,9+7,1 29,8±6,3 2,3 >0,05
О)
о
о
1э
^
Ш О
о
го т о Е
X 13
о о
*
О) I
Теория и методика спорта высших достижений
Литература
1. Дахновский В.С., Мейтин А.Е., Саблин В.Н., Семенов Г.П. Эффективность применения электронных тренировочных устройств в системе подготовки молодых снайперов // Вестник спортивной науки. - 2008. -№ 4. - С. 50-53.
2. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: ФиС, 1979. - 152 с.
3. Колдунов С.А. Лазерные стрелковые тренажеры // Безопасность. Достоверность. Информация. - 1996. -№ 4. - С. 18-19.
4. Комова Е.В. Методика педагогического контроля за уровнем технической подготовки стрелков-пулевиков на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 21 с.
5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для института ФК. - М.: ФиС, 1977. -271 с.
6. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с.
References
1. Dahnovsky V.S., Meitin A.E., Sablin V.N., Semenov G.P. Eficiency of electronic training devices in system of young snipers preparation // Vestnik sportivnoi nauki. - 2008. -№ 4. - P. 50-53.
2. Zatziorsky V.M. Basics of sports metrology. - M.: FiS, 1979. - 152 p.
3. Koldunov S.A. Laser shooting training devices // Bezopasnost. Dostovernost. Informaciya. - 1996. - № 4. -P. 18-19.
4. Komova E.V. Methodic for technical readiness control in shooters during sports development stage: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - M., 1989. - 21 p.
5. Matveev L.P. Basics of sports training: manual for sports institute students. - M.: FiS, 1977. - 271 p.
6. Platonov V.N. Training of elite athletes. - M.: FiS, 1986. - 286 p.
ФНЦ ВНИИФК