ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩЕГО И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИМИДЖА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
В.В. Волкова
TRAINING MANAGERIAL AND PROFESSORIAL-TEACHING PERSONNEL FOR FORMING AND DEVELOPING IMAGE OF HUMANITARIAN HIGHER SCHOOL
Volkova V.V.
The problem of training managerial and pro-fessorial-teachlng personnel for forming and developing the image of humanitarian higher education institution is considered in the article.
В статье рассматривается проблема подготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза к формированию и развитию имиджа последнего.
Ключевые слова: имидж, габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж.
УДК 378.126
Проблемы создания позитивного имиджа организации, в том числе образовательного учреждения, стали актуальными в нашей стране в связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями. За последние несколько лет появились диссертационные исследования, направленные на поиск путей формирования имиджа образовательного учреждения (Пискунова Т.Н., 1998), высшего профессионального учебного заведения (Кадочников Н.А., 2005), имиджа открытого образования (Карпов Е.Б., 2004). Однако следует констатировать тот факт, что до сих пор не определены научные и прикладные основы формирования и развития современного имиджа гуманитарного вуза, не разработана педагогическая концепция формирования имиджа высшего учебного заведения, не обоснованы основные направления формирования и развития имиджа гуманитарного вуза в современных социально-экономических условиях, которые, с нашей точки зрения, должны включать:
• подготовку руководящего и профессорско-преподавательского состава к формированию и развитию имиджа гуманитарного вуза;
• создание организационных основ педагогического имиджа современного гуманитарного вуза;
• оптимизацию содержания педагогического имиджа вуза;
• технологию формирования и развития педагогического имиджа современного гуманитарного вуза.
Анализ научной литературы по предложенной проблеме показал, что не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью. Наиболее близкой к нашему пониманию понятия «имидж» является трактовка академика Академии Имид-желогии России Панасюка А.Ю.: «Имижд -это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное об объекте, возникшее в психике (в сфере сознания или подсознания) определенной группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного - через восприятие уже оцененного кем-то образа на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту» (2, с. 25).
Соответственно, имидж высшего образовательного учреждения - это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное о вузе, возникшее в психике групп людей, прямо или косвенного соприкасающихся с его деятельностью, на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате прямого восприятия тех или иных характеристик вуза, или косвенного - через восприятие уже оцененного кем-то образа вуза на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции.
Как мы уже указали выше, до сих пор не определена специфика подготовки руководящего и профессорско-преподавательского состава к формированию и развитию имиджа гуманитарного вуза.
Такая подготовка, с нашей точки зрения, должна базироваться на концепции формирования имиджа вуза. Кроме того, она должна рассматриваться с позиции целей и задач деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза в
рамках модели формирования имиджа последнего. Формами такой подготовки могут быть коллективные тренинги и индивидуальная работа.
Остановимся на характеристике тех видов индивидуального имиджа, которыми должны обладать как руководящий, так и профессорско-преподавательский состав вуза. Наличие позитивного индивидуального имиджа выступает условием благоприятного формирования имиджа сотрудников вуза как основного компонента эффективных внешних и внутренних коммуникаций образовательного учреждения.
Индивидуальный имидж можно классифицировать с точки зрения факторов его образующих. Таким образом, выделяют га-битарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж (2).
Габитарный имидж - это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия имиджформирующей информации о его внешнем виде. Данный вид имиджа включает в себя в первую очередь одежду, макияж, прическу, аксессуары.
В целом можно обозначить следующие общие положения по подбору одежды:
1) должна демонстрировать принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей;
2) выступая перед аудиторией, следует одеваться под ту социальную группу людей, к которой эта аудитория настроена как минимум не негативно, а лучше - положительно;
3) следует одеваться в соответствии с характером встречи (2).
Одной из основных функций макияжа является имитация здоровья. В свою очередь, имитация здоровья - это имитация своей целесообразности, что влияет на формирование позитивного имиджа человека. Второй функцией макияжа является приобщение к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. Отсюда вытекают психологические принципы применения макияжа.
1. Макияж должен имитировать здоровье, а не болезненное состояние человека.
2. Макияж должен быть полным (стопроцентным), а не частичным.
3. Макияж должен быть настолько ярким, чтобы глаз человека его увидел с небольшого расстояния, но не настолько ярким, чтобы человек о нем подумал (2).
В создании образа значительную роль играют и аксессуары, украшения. Правильно подобранные, они помогают создать привлекательный деловой образ, подчеркивают индивидуальность, дают возможность выразить свое Я, так как украшения, аксессуары предназначены для показа не материальных возможностей человека, а его культуры, вкуса.
Выделяют следующее общее положение по подбору аксессуаров: аксессуары должны соответствовать тому мероприятию, на которое отправляется человек.
Вербальный имидж - это мнение о человеке, которое формируется на основе его вербальной продукции. Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную).
Речь не только служит показателем устойчивых свойств личности, но и создает достаточно достоверный ее образ. По стилю, лексике, грамматическим структурам идентифицируется личность. На впечатление, которое складывается о человеке, его индивидуальности, особенно влияют манера говорить, голос. Они могут создать привлекательный образ или разрушить его, могут вызвать доверие, очаровать, убедить людей в чем-то или, напротив, оттолкнуть. По голосу определяются пол, возраст человека, его темперамент. Произношение, лексика помогают определить социальную среду, к которой принадлежит говорящий.
Панасюк А. Ю. выделяет следующие требования, которые способствуют формированию позитивного вербального имиджа:
• разговаривать, а не говорить (для достижения этого эффекта в аудиториях, превышающих 40 человек, следует использовать технику заочной формы диалога («Вот на днях я разговаривал с такой же аудиторией, только чуть поменьше, и спросил, а что же они думают по вопросу, а они ответили...»), а также технику активного ис-
пользования слов-обращений типа «видите ли», «знаете ли», «поймите», «поверьте» и пр.);
• говорить то, что хотят услышать («личный интерес»);
• провоцирование улыбки;
• преодоление социального табу
(2).
Следует избегать нелегитимных вводных слов (слов-паразитов), которые не несут никакой смысловой нагрузки, а употребляются для связки слов. Также следует научиться умело использовать так называемые коммуникационные эффекты и в целом технику вербального воздействия как на отдельного человека, так и на группу людей.
Средовый имидж - это мнение о человеке, которое создается на основе восприятия и оценки среды его обитания. В понятие «среда обитания» входит все то, что сделано или могло быть сделано по воле человека (его рабочий кабинет, рабочий стол, автомобиль и пр.), т. е. то, что люди видят и связывают с человеком. Следует отметить, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда зависят от самого человека.
Особое внимание в рамках средового имиджа уделяется рабочему кабинету. Исследования в области средового имиджа показали, что он должен быть полифункциональным, т.е. приспособленным для реализации разных задач. Кабинет должен быть устроен таким образом, чтобы в нем можно было вести и деловые переговоры, и полуофициальные разговоры, и «принять на минутку».
В целом выделяют следующие требования к формированию положительного средового имиджа:
1) средовый имидж должен соответствовать социальному статусу, материальному состоянию человека;
2) средовый имидж руководителя должен соответствовать занимаемой должности и не вызывать ненужного удивления в связи с несоответствием условий, в которых работает руководитель.
Овеществленный имидж - это мнение о человеке, которое создается на основе восприятии и оценки вещей и предметов, про-
изведенных самим человеком. Отметим, что вербальная продукция к овеществленному имиджу не относится. К продуктам овеществленного имиджа можно отнести, например, визитку, деловое письмо и пр.
Здесь, как правило, выделяют следующее общее положение по созданию овеществленного имиджа: при создании продуктов овеществленного имиджа следует особое внимание уделять форме продукта, а не только его содержанию. Следует учитывать те требования, которые предъявляются к созданию тех или иных продуктов деятельности (например, требования к содержанию и форме деловых писем - в учебниках по деловому общению, иногда сами организации разрабатывают подобные требования и доводят их до сведения сотрудников и т.п.).
Кинетический имидж - это мнение о человеке, которое создается на основе восприятия и оценки его кинетики. «Кинетический» - от слова «кинетика», что в переводе с греческого означает «относящийся к движению». В психологии под кинетикой имеют в виду особый вид языка человека - кинетический язык, который проявляет себя в жестикуляции, позе, дистанции и мимике.
Поза. Классически рассматривают позы в положении стоя и сидя. В положении стоя выделяют «заносчивую» позу, когда человек поглядывает на аудиторию или собеседника «сверху вниз», при этом подбородок поднят кверху, фактически не устанавливается контакт глаз, руки, как правило, находятся за спиной в замке. Безусловно, такая поза не может быть интерпретирована как однозначно негативная, но и как позитивная в плане общения тоже не может. Следующая поза - поза «покорности», сопровождающаяся взглядом снизу вверх или тем, что человек «прячет глаза». Подбородок опущен вниз, руки не размыкаются. Обе рассмотренные позы являются «закрытыми» на общение, не позволяют создать благоприятный психологический климат и не способствуют проявлению личностных качеств собеседников. Третья поза - «открытая», сопровождающаяся прямым взглядом, опущенными вдоль тела или немного согнуты-
ми в локтях руками. Это наиболее адекватная для восприятия и общения поза.
В положении сидя возможны следующие распространенные позы. Первая из них получила название «поза бегства»: вес тела сдвинут вперед, что позволяет очень быстро встать и уйти, особенно когда одна нога чуть сдвинута вперед относительно другой. Вторая - «заносчивая», при которой вес тела смещен назад, руки, как правило, замкнуты. Третья - гибкая, открытая (ноги и руки не перекрещены, вес тела распределен равномерно). Человек, который так сидит, расположен слушать и даже, возможно, принять точку зрения собеседника. Мы можем констатировать, что наиболее приемлемой является последняя поза, так же, как и в положении стоя, благоприятно действующая на открытие на общение.
Выбор позы, безусловно, зависит от внутреннего мира человека, его отношения к самому себе и окружающим. Как правило, те, у кого завышена самооценка, выбирают «заносчивую» позу, те же, у кого она занижена, - позу «покорности».
Особое внимание следует уделить положению головы в пространстве. При анализе положения головы учитывают два параметра: наклон головы (вперед-назад или сторону), и повороты головы (к собеседнику или от собеседника).
Выделяют следующие положения головы в пространстве. «Голова властелина», «голова агрессора», «голова президента», «голова внимающего».
Мимика. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Это обусловлено тем, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом.
Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:
- сильная - слабая; неопределенная - красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная;
- разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
- мимика стереотипная, индивидуальная.
Малоизученной подструктурой мимики являются движения глаз или, как принято называть, «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае - время фиксации на партнере, частота фиксации - широко используются при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Направление взгляда в общении зависит от его фиксации, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений.
Жестикуляция. Под жестом мы понимаем внешнее проявление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека. Можно выделить следующие группы жестов.
Жесты, выражающие агрессивность: тесно сплетенные пальцы; сжатый; «указующий перст».
Жесты уверенности: кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят.
Жесты отрицания: скрещенные руки и ноги; касание носа или легкое потирание его указующим пальцем.
Жесты неуверенности, раздражения: откашливание (при неуверенности или опасении); рука у рта в момент произнесения речи.
Жесты разочарования: почесывание в затылке; ослабление воротничка.
Жесты, относящиеся к оценке сказанного: рука у щеки; отставленный палец над, остальные - под подбородком; почесывание подбородка; почесывание пальцем спинки носа; манипуляции с очками.
Жесты, выражающие готовность к каким-либо действиям: корпус вперед, руки на бедрах; партнер сидит на кончике стула.
Жесты самоконтроля и самооценки: руки заведены за спину, одна сильно сжимает другую; скрещенные руки и ноги.
Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации: стремление опереться или прислониться к чему-либо; опора на стол широко расставленными руками; манера держать руки.
Жесты, препятствующие общению или затрудняющие его: скрещенные на груди руки; скрещенные ноги и руки у сидящего человека.
Жесты скуки: постукивание по столу рукой или каким-либо предметом; ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты; машинальное рисование на бумаге.
Безусловно, здесь не могут быть перечислены все жесты, которыми пользуется человек в процессе общения. Более того, жесты обладают такими характеристиками, как индивидуальность и национальный характер. Мы привели примеры так называемых универсальных жестов. Следует помнить, что трактовка жестов сложна и может производиться только в совокупности с анализом других кинетических средств.
Дистанция. Факторы, влияющие на выбор дистанции, различны. В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины межличностной дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами старше по возрасту, отдаление «незнакомых», приближение «родственников». На выбор дистанции влияют социальный престиж общающихся, национальные этнические признаки, пол, возраст, характер взаимоотношений, другие личностные характеристики. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося движения».
Когда мы говорим о дистанции, которая, в зависимости от обстоятельств, отделя-
ет одного человека от другого, нужно подразделить окружающее нас пространство на следующие зоны - личную, социальную и открытую. Причем первое правило, которое должны соблюдать собеседники в повседневном общении звучит так: «Тот, кто не уважает личной зоны другого, одновременно не уважает и его как личность». Если мы нарушаем личную зону собеседника, то причиняем ему, прежде всего, психологический вред. Величина личной зоны в каждый текущий момент времени зависит от двух факторов: от собственного настроения (или чувства безопасности) и статуса собеседника. Социальная зона зарезервирована для общественных контактов (коллеги по работе, клиенты, партнеры по деловому общению), а открытая представляет собой расстояние, которое отделяет, например, руководителя семинара от его участников.
Экспериментальное исследование, проведенное на базе Московского гуманитарно-экономического института (общее количество участников которого составило 500
человек), показало, что владение данными видами индивидуального имиджа руководящим и профессорско-преподавательским составом, действительно, эффективно влияет на формирование позитивных внешних и внутренних коммуникаций как компонента модели формирования имиджа вуза.
ЛИТЕРАТУРА
Волкова В.В. Имиджелогия. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.
Панасюк А.Ю. Я - ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. - М.: Дело, 2003.
1.
2.
Об авторе
Волкова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Сфера научных интересов - проблема формирования имиджа высших учебных заведений, модели и технологии формирования имиджа вуза, индивидуального и профессионального имиджей человека [email protected]