Научная статья на тему 'Семиотика стиля'

Семиотика стиля Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
992
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / МОДА / СТИЛЬ / СЕМИОТИКА / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филатова Ольга Никитична

Изучение «знаковой системы» культуры важно как для теоретического, так и для практического применения в процессе межкультурного и межличностного взаимодействия. В статье рассматривается «знаковая система», которую используют при создании своего образа, стиля и имиджа, формировании желаемого впечатления. Приведенные в статье выводы применимы к западноевропейской культуре и основаны на практическом опыте автора и теоритическом анализе научных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMIOTICS OF STYLE

Analysis of «system of signs» of culture is important for theoretical and practical usage during cross-cultural and interpersonal communication. In the article is written about «system of signs» which is used during formation of image, style and desired impression.

Текст научной работы на тему «Семиотика стиля»

УДК 008

СЕМИОТИКА СТИЛЯ

Аннотация. Изучение «знаковой системы» культуры важно как для теоретического, так и для практического применения в процессе межкультурного и межличностного взаимодействия. В статье рассматривается «знаковая система», которую используют при создании своего образа, стиля и имиджа, формировании желаемого впечатления. Приведенные в статье выводы применимы к западноевропейской культуре и основаны на практическом опыте автора и теоритическом анализе научных источников. Ключевые слова: культурология, мода, стиль, семиотика, имидж.

SEMIOTICS OF STYLE

Annotation. Analysis of «system of signs» of culture is important for theoretical and practical usage during cross-cultural and interpersonal communication. In the article is written about «system of signs» which is used during formation of image, style and desired impression. Keywords: cultural science, fashion, style, semiotics, image.

Культура - один из важнейших объектов исследования в современном научном дискурсе. Несерьезное отношение к этой области научного знания может самым пагубным образом отразиться на завтрашнем дне человечества. В данной статье рассматривается одна из областей культуры через семиотический подход.

Когда человек дышит, испытывает голод и насыщает его или отдергивает руку от пламени, его действия никак не отличаются от действий, совершаемых животными. Но жизнедеятельность человека не ограничивается актами биологического поведения. Именно наличие культуры отличает человека от животного. Эту систему люди строят сами, с помощью знаковой системы, называемой семиотикой.

Используя семиотический подход к изучения культуры, явление рассматриваются как тексты, несущие информацию и смысл. Следует понимать и изучать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. В рамках этого подхода текст понимается не только как письменное послание, но и как любой носитель информации - произведение искусства, вещь, обычай и т.д. С позиции этой методологии под знаковыми системами понимают любые языковые и неязыковые феномены, которые хранят, передают и обрабатывают информацию, реализуя коммуникативные функцию [1].

Язык любой культуры своеобразен и уникален. Многообразие знаковых средств, используемых в той или иной культуре, составляет ее семиотическое поле. В рамках этого поля выделяют шесть основных типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи. Изучение знаковой системы культуры важно как для теоретического, так и для практического применения в процессе межкультурного и межличностного взаимодействия.

В статье использованы следующие понятия [3]:

- «одежда» - это совокупность покровов, защищающих человека от климатических воздействий;

- «костюм» - совокупность предметов одежды, которые отражают социальную, национальную, региональную принадлежность человека.

- «стиль» - значение, смысловая сторона «костюма». Отличается от моды постоянством своих значений. Стиль - это не просто набор предметов гардероба, обогащенный смыслами, но особое явление, сигнал, признак, знак, знаковая система, материальным носителем которых является одежда, костюм, вещественные предметы.

© Филатова О.Н., 2014

О.Н. Филатова

Olga Filatova

Общая знаковая система «Стиль» имеет подсистемы:

- габитарная подсистема, которая включает в себя костюм, прическу, аксессуары, макияж;

- подсистема «Овеществленный имидж», состоящий из предметов, которыми пользуется человек при взаимодействии с другими людьми. Например, ручка, мобильный телефон, визитная карточка;

- подсистема «Имидж среды» - интерьер: квартира, офис, кабинет, автомобиль;

- вербальная подсистема - манера говорить и писать;

- кинетическая подсистема - жесты, мимика и телодвижения;

- ментальная подсистема - мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы;

- подсистема «Фоновый имидж» - представление себя в социальных сетях.

С помощью изучения данной знаковой системы в совокупности вышеперечисленных подсистем возможно анализировать как имидж и личность другого человека, так и создавать собственный желаемый образ.

В рамках вышесказанного можно привести самый распространенный пример, касающийся цвета. Самая распространенная теория - теория Макса Люшера, швейцарского психолога и разработчика цветового теста Люшера. Созданный им тест позволяет выявить психофизиологическое состояние человека, а также сильные и слабые стороны его характера. Согласно теории Люшера, у людей в процессе эволюции сформировались определенные цветовые ассоциации с разными видами активности [2]. Например, темно-синий цвет успокаивает, умиротворяет. Он, по мнению ученого, ассоциируется с ночью, когда люди расслабляются и укладывались спать. Ярко-желтый вызывает прилив положительных эмоций и энергии, так как это цвет солнечного дня. Повышает пульс, вызывает чувство тревоги красный цвет, цвет крови и опасности. Зеленый цвет - цвет защищенности, цвет листвы, в которую можно спрятаться. Свою теорию ученый подтверждает проведенными экспериментами, в процессе которых выяснилось, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает же наоборот успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.

Эти знания можно использовать при анализе и формировании имиджа и стиля. На примере цвета автомобиля человека можно понять и изучать значение знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Красный цвет автомобиля показывает желание его владельца заявить о себе, привлечь к себе внимание. В акте выбора красного цвета как в машине, так и в одежде и в интерьере зашифровано послание: «Вот он я! Смотрите на меня! Я уверен в себе и готов к нападению!».

Черный цвет показывает окружающим то, что человек, выбравший его, консервативен, предпочитает лаконичность и классику. Использование этого цвета в дресс-коде официальных учреждениях подтверждает вышесказанное утверждение. Надев одежду черного цвета на собеседование в государственную структуру с традиционным укладом, человек сможет сконструировать образ надежного, делового человека.

В менее традиционной, но не менее деловой сфере можно использовать темно-синий цвет в одежде. Он создает образ гармоничный, надежный, стабильный. Это подтверждает вышеупомянутые эксперименты Люшера. Человек в синем успокаивает и вызывает доверие.

Белый цвет используют, чтобы показать чистоту своих помыслов, подчеркнуть молодость и невинность. Поэтому традиционным для свадебного платья в последнее время считается именно этот цвет. Также белая униформа работников общественного питания и медицинских учреждений показывает необходимую для этих профессий аккуратность и педантичность.

Имидж творческий и позитивный создаст использование ярких цветов: желтого, зеленого, оранжевого. Люди, смотря на кого-то в яркой одежде, невольно формируют у себя в голове образ жизнерадостного, доброго, активного человека.

Перед тем как перейти непосредственно к габитарной знаковой подсистеме (одежда, прическа, макияж, аксессуары), нужно остановиться на анализе вербальной и кинетической знаковой подсистемы. Вербальная знаковая подсистема формируется через устную или письменную речь - голос, любимые слова и фразы, интонации, манера говорить, тембр голоса. С помощью вышеперечисленных составляющих можно создать желаемое впечатление. Например, используя профессиональную лексику в кругу важных для вас людей, можно расположить их к себе и создать образ «своего парня». В молодежной компании можно использовать соответствующий сленг, использовать слова, популярные в интернете, а среди ученых рассказать что-то о новинках в области соответствующей науки. Темп и тембр речи также очень важный элемент знаковой системы при создании имиджа. Например, быстрый темп речи говорит окружающим о том, что это эмоциональный человек. Средний характеризует говорящего как флегматичного, предпочитающего все обдумывать заранее [4].

Кинетическую знаковую подсистему можно назвать «языком тела», который транслирует определенный текст окружающим. Наматывание волос на палец, встряхивание ими, положение, в котором человек сидит, стоит и как ходит - важная составляющая межличностного взаимодействия. Например, скрещенные руки и ноги демонстрируют закрытую позу, а волнение выдает постоянное желание поправить галстук или украшение на шее. Посредством «языка тела» возможно выразить доминирующую позицию или наоборот поставить себя на один уровень с собеседником и расположить его к себе. Хороший прием - отзеркаливание позы и жестов собеседника. Также кинетическая составляющая играет важную роль в межполовых взаимодействиях. Женщина для привлечения понравившегося мужчины бессознательно вскидывает голову, поправляет прическу, расправляет кофточку, а мужчина непроизвольно начинает поправлять рукой галстук или воротник.

Перейдем к самому очевидному и легко конструируемому тексту - габитарной знаковой подсистеме. В нее включена одежда, аксессуары, прическа и макияж. В рамках данного анализа хотелось бы затронуть тему разных стилей в одежде, являющихся совокупностью элементов, которые взаимодействуют между собой, создают определенный текст, конструируют то или иное значение. Существует большое разнообразие стилей. В рамках данного анализа остановимся на четырех базовых: драматический, романтический, деловой и casual [4].

Драматический стиль экспрессивен, эпатажен и сексуален. Цвета - черный, красный, фиолетовый, металлик; облегающие, открытые формы. Ткани - бархат, атлас, кожа. Глубокие декольте, откровенные мини, высокие каблуки, крупные украшения говорят об уверенности и чувственности женщины, надевающей такие вещи. Создается образ сильный, независимый, незабываемый. Красная губная помада, которая является неотъемлемой частью драматического стиля, способна сделать любую женщину настолько яркой, что не заметить ее будет невозможно, а также дать завуалированный сексуальный призыв окружающим мужчинам.

Романтический стиль наоборот создает образ легкой, немного наивной, слабой девушки. Цвета - неяркие, пастельные. Ткани - легкие, летящие. Воланы создают эффект игривости и инфантильности. Цветочные принты, ткани в горошек делают образ юным и кокетливым. Впечатление усиливается с помощью завитых волос, нежных оттенков в макияже и «девичьих» аксессуаров.

Деловой стиль конструирует образ деловой, занятой, успешной женщины. Цвета и формы классические, которые еще раз подчеркивают надежность и традиционность взглядов. Образ не перегружают деталями, ярким макияжем и замысловатой прической, чтобы ни что не отвлекало от делового общения.

Casual (повседневный) стиль наоборот показывает свою неофициальность, свободу от канонов, непринужденность. Главный принцип создания этого образа - комфорт и удобство, чтобы ничего не стесняло движений. Образ очень динамичный; такая женщина ведет активный образ жизни и не сидит на месте. Отсюда неброские цвета, которые без труда сочетаются между собой, большие сумки, в которых можно положить все, а также удобная обувь на низком каблуке.

Сконструировав желаемый текст с помощью габитарной составляющей (прически, макияжа, аксессуаров), вербальной (словарного запаса, тембра голоса, темпа речи) и кинетической («языка тела»), не стоит забывать и о вещах, окружающих вас. Так называемый «Овеществленный имидж» поможет произвести желаемое впечатление. Тщательно продуманная визитная карточка, ручка, автомобиль, мобильный телефон и ноутбук помогут детально воспроизвести желаемый текст. Наличие модных электронных гаджетов покажет человека современным, динамичным, следящим за новинками. Лаконичная обложка для паспорта покажет аккуратность ее владельца. Чтобы создать образ надежного делового человека, можно приобрести ручку известного бренда или дорогие часы, которые будут показывать окружающим, как человек ценит свое время. Здесь важно также упомянуть отличный прием - использование брендов той социальной группы, к которой человек хотел бы быть причастным или на которую хотел бы произвести впечатление.

Стоит обратить внимание и на состояние окружающей среды: дома, рабочего места или автомобиля. Порядок на рабочем столе показывает серьезное отношение к работе, внимательное отношение к деталям, педантичность и аккуратность. Домашний интерьер также может усилить или испортить впечатление, разрушить или поддержать создаваемый образ. Например, восточный интерьер покажет вас как думающего, созерцающего человека.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод, что изучение области моды и стиля, ее знаковой составляющей важно как для развития культурологической науки в целом, так и для практического применения в повседневной жизни.

Библиографический список

1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

2. Люшер М. Сигналы, выражаемые одеждой // Сигналы личности. - Воронеж, 1993. - С. 37-52.

3. Поченцов Г.П. Имиджелогия / Г.П. Поченцов. - М., 2000.

4. Сорина Е.А. Необходимый имидж, или как произвести нужное впечатление с помощью одежды / Е.А. Сорина, Н.А. Сорина. - М.: Гном и Д., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.