Научная статья на тему 'Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход'

Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / SYSTEM OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / RESOURCE MANAGEMENT / PROFESSIONAL SUPPORT OF HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Ганаева Елена Аркадьевна, Масловская Светлана Викторовна

В статье изложено теоретическое осмысление и практические выводы о проблемах подготовки руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами в условиях перехода на профессиональных стандарты. Автор обращает внимание на то, что ресурсное обновление современного образовательного пространства не возможно без учета социо-культурных и культурно-антропологических факторов развития современного образования. Обращаясь к трудам ведущих специалистов в области управления образованием, автор показывает, что деятельность системы образования не возможна в современных условиях без учета антропологических оснований личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Ганаева Елена Аркадьевна, Масловская Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of heads of educational institutions in the system of further education for effective management of resources: cultural anthropological approach

The paper describes the theoretical understanding and practical conclusions on the issues of training of heads of educational institutions in system of further vocational training the effective management of resources in the transition to professional standards. The author draws attention to the fact that the resource update of modern educational space is not possible without taking into account the socio-cultural and cultural-anthropological factors of the development of modern education. Referring to the works of the leading experts in the field of education management, the author shows that the education activities are not possible in modern conditions without taking into account the anthropological bases of personality.

Текст научной работы на тему «Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход»

УДК 373.378 ББК 74.214:74.480.8

Е.Г. Матвиевская, Е.А. Ганаева, С.В. Масловская

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ: КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье изложено теоретическое осмысление и практические выводы о проблемах подготовки руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами в условиях перехода на профессиональных стандарты. Автор обращает внимание на то, что ресурсное обновление современного образовательного пространства не возможно без учета социо-культурных и культурно-антропологических факторов развития современного образования. Обращаясь к трудам ведущих специалистов в области управления образованием, автор показывает, что деятельность системы образования не возможна в современных условиях без учета антропологических оснований личности.

Ключевые слова: система дополнительного профессионально образования; управление ресурсами; профессиональное сопровождение руководителей образовательных организаций.

E. G. Matvievskaya, E.A. Ganaeva, S. V. Maslovskaya

PREPARATION OF HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION FOR EFFECTIVE MANAGEMENT OF RESOURCES: CULTURAL ANTHROPOLOGICAL APPROACH

к го

О ca

о ç

о го

DD

Ó

ca ф

го

X

lï <

LLÍ

к го

О

CÛ ф

s

H го

LU

The paper describes the theoretical understanding and practical conclusions on the issues of training of heads of educational institutions in system of further vocational training the effective management of resources in the transition to professional standards. The author draws attention to the fact that the resource update of modern educational space is not possible without taking into account the socio-cultural and cultural-anthropological factors of the development of modern education. Referring to the works of the leading experts in the field of education management, the author shows that the education activities are not possible in modern conditions without taking into account the anthropological bases of personality.

Key words: system of further vocational education; resource management; professional support of heads of educational institutions.

Обеспечение доступности образовательных услуг, повышение их качества является важнейшей стратегической задачей современного образования. Образование в условиях времени и постоянных обновлений все чаще перестает удовлетворять образовательные запросы социума. На решение данных проблем направлено обновление законодательной базы (Государственные образовательные стандарты общего, начального,

среднего, высшего профессионального, послевузовского образования; утверждение профессиональных стандартов; внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также расширение требований к ресурсному обеспечению образовательных организаций (кадровому, научно-методическому; информационно-коммуникационному, материально-техническому).

Ресурсное обновление современного образования связано с качественной трансформацией образовательного пространства и не возможно вне контекста культурно-антропологической составляющей [7, с. 2600]. Как отмечает А.А. Попов, конкурентоспособность национальной экономики невозможно обеспечить лишь прагматическими (социальными или экономическими) выкладками. Культурный, образовательный и антропологический контекст понятия «человеческий капитал» должен содержать ответы на следующие вопросы времени:

• чем капитализация человеческих качеств отличается в условиях организации образовательного процесса от традиционной «зуновской парадигмы» формирования Знаний, Умений, Навыков, а также способностей;

• в чем отличие к пониманию «человеческое» в части принципиальных требований задает данный подход [9, с. 4].

Мы полностью согласны с вышеупомянутым автором в том, что современное образование, оставаясь в целом институтом, отвечающим за формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций, перестает работать с такими важнейшими интегральными антропологическими основаниями личности, как система ценностей, мотивация, жизненные стратегии. Не находят своего выражения необходимые для формирования человеческого капитала такие антропологические характеристики, как критерии и стратегии достижения жизненного успеха.

Так, показательным является факт определения проблемного поля научно-методического сопровождения профессионального роста педагогов в системе дополнительного профессионального образования для обеспечения достижений требований профессиональных стандартов и ФГОС общего образования (рис. 1).

Рис. 1. Проблемное поле научно-методического сопровождения профессионального роста педагогов для достижения требований профессиональных стандартов

Вместе с этим из образования уходят обеспечивающие механизмы культурной и социальной преемственности ввиду того, что транслируемые образованием формы содержания культуры по своей привлекательности уступают тем формам, которые предъявляются современной массовой культурой.

Современной российской образовательной системе присущ все более обостряющийся ценностный конфликт взглядов на ключевые ценности российского образования, такие как: культу-рообразность, преемственность, лите-

о

X .0 с; си I-

11

о

Ч о. ф ^

^ р

си а

ратуроцентризм, централизация [10]. Следует отметить, что обращение внимания к данной проблеме связано с попыткой пересмотра значимости культурных ценностей, внесения рациональности в процессы его актуализации [2], что является в корне не допустимым, исходя из духовной природы данного феномена.

В своем исследовании С.Ю. Новоселова, обобщая достижения лучших практик управления, делает вывод о том, что только целенаправленное и активное взаимодействие материальных и человеческих ресурсов способствует повыше-

0) н о

§ I

СО си

« 5

л о. " Е.

0 5

ей * 2

5 Ф

ф.о.

£ * 5

Й * X

1 3

ю

О®! _ О ьг >2 со о ф то Ф Ш О-Т ФЮ t о

го ^

ш о

I-

о

о

о ф

Чо ^ С с Я

о с; о с о

-

I-т

то

о т а

т

о

го ш

-

х

£ <

и]

к

о ш

-

ш

I.

Ш

нию эффективности и результативности образовательной деятельности [8, с. 10].

Управление образовательной деятельностью в условиях современной социокультурной реальности создает новую систему требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса (кадровому, нормативно-правовому, организационному, научно-методическому, финансовому, материально-техническому). На основе чего необходимо говорить о целенаправленной системной подготовке руководителей образовательных организаций к эффективному управлению ресурсами, и, прежде всего об условиях успешного их формирования.

Так, основными параметрами эффективности новой парадигмы управления инновационными процессами, по мнению ряда ученых (И.А. Колесникова, Титова, А.Г. Бермус), должна стать:

• стратегичность как ответ на возрастающую сложность происходящих инновационных изменений;

• проективность, где ключевыми составляющими эффективного проекта должны стать кластеры, включающие: различные субъекты, связанные отношениями партнерства и кооперации; собственно сами педагогические практики как основу его инновационности; информационную открытость организаций, внедряющих инновационные проекты;

• праксеологичность как эффективность использования ресурсов и информационно-образовательных сред на основе: отхода от бюрократии в планировании; поиска ценностного взаимодействия, эффективной коммуникации между субъектами образовательного процесса; создания рабочих команд, построенных на основе принципов самоуправления, максимального вовлечения всех сотрудников; согласованности в понимании инновационности образовательного продукта (технологии, образовательные программы, модели практики или организационной модели; новые результаты образовательной деятельности) как предмета общего интереса разработчиков [5; 6];

• смысловая определенность или смысловая связность, где рефлексивность, экспертиза, критическая оценка,

оперативный контроль должны выступать главным связующим звеном в условиях системных изменений, переоценки прежних смыслов и ценностей и возникновении новых ценностных ориентиров;

• безопасность в условиях управления инновационными процессами обеспечивается следующими условиями: осуществление персонализированной эффективной обратной связи, когда каждый субъект образовательного процесса (коллективный или индивидуальный) обладает оперативной информацией о предпринимаемых решениях и их результатах, а также возможности их корректировать; обеспечение «экологично-сти» [3], саморазвития и максимальной открытости; формирование культуры «кейсов» или «прецедентов», где иннова-ционность достигается не заявлениями об инновационности, а успешностью реальных инновационных продуктов; кластеризация как создание на основе принципа модульности организационных моделей наиболее перспективных внедренческих, образовательных и научных практик для минимизации издержек и стимулирования эффективности [1]; непрерывное осуществление мониторинга успешности и рефлексии результатов реализуемых проектов с обязательными выводами в виде реконструкции системы управления;

• социальная ответственность как «внешняя» ответственность образовательных организаций, внедряющих инновации перед обществом и государством, а также «внутренняя» ответственность, связанная с разницей в уровне обеспеченности ресурсами, в том числе материальным и различных субъектов образовательного процесса, например, менеджера и рядового педагога, что порождает ценностный раскол, текучесть кадров, низкую мотивацию персонала, ужесточение дисциплины, понижение результативности [2; 4].

Феномен модернизации, таким образом, объективирует практические проблемы, стоящие перед современным образованием, а именно:

• множественность требований и норм к подготовке руководителей и педагогов

образовательных организаций, порождающих множественность целей образования, что связано с постоянно обновляющейся нормативно правовой базой современного образования (внедрение ФГОС, утверждение и введение «Профессионального стандарта педагога»;

• расширение многоканальности и вариативности образования, создание компетентностно-ориентированных модулей, последовательность и состав прохождения которых может варьироваться в зависимости от исходного уровня развития компетенций, а также задач, которые связаны с формированием компетенций, а именно, своевременное обновление содержания и номенклатуры образовательных модулей / кластеров, а также проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития, приобретения необходимых компетенций;

• практическая направленность программ усиливается за счет непосредственных образовательных практик в соответствии с основными функциями конкретных субъектов образовательного процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сетевые формы образования для совместного использования, в рамках которых несколько вузов инфрмационного и научно-методического ресурса в формате электронного / дистанционного обучения;

• эффективное применение современных средств диагностики и мониторинга качества профессионально-педагогической подготовки, где наиболее эффективными становятся такие инновационные формы оценки качества, как организационно-деятельностные игры, наблюдения, проведение экспертизы, которые требуют создания качественно новой научно-методической и нормативно-правовой и базы [1].

Таким образом, ключевыми механизмами профессионального сопровождения руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования должны стать:

• правовая, информационная, методическая поддержка руководителей образовательных организаций;

• механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций, педагогов, органов управления образованием;

• государственно-общественные механизмы управления внедрением профессиональных стандартов.

Методами профессионального сопровождения руководителей образовательных организаций соответственно становятся:

• организационные (методические объединения; неформальное повышение квалификации; создание сетевых профессиональных сообществ и сетевых консалтинговых услуг);

• научно-методические (учебно/ научно-методическое сопровождение дополнительных профессиональных программ; программы непосредственной практики / стажировки; персонифицированные программы дополнительного профессионального образования с учетом профессионального запроса: региональное / всеросиийское конкурсное движение учебно / научно-методических материалов).

Совокупность вышеперечисленных условий, несомненно, является избыточной, но определяющей возможности и варианты для повышения эффективности непосредственной работы руководителей образовательных организаций с ресурсами в условиях внедрения профессиональных стандартов.

о

X

.0

ф

I-

11

о

Ч о.

Ф ^

о ф

Библиографический список

1. Бермус, А.Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / А.Г. Бергмус // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Выпуск 4 (12). - Режим доступа: ЫЛр://Ш21.реШи.ги/]оита1/аГ1с1е. php?id=2944

2. Бермус, А.Г. К новой парадигме управления инновационными процессами в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бергмус // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - Выпуск 1 (13). - Режим доступа: http://Ш21.petrsu.m/joumal/artide.php?id=3045

ф ь

° I

СО ф

- и

2 % а. 2

0 5

ей * ^

^ £ ф.д.

2 * ° т ¡г х

1 I °

ю

О®! _ О ^ >2 со о Ф (О ф

с; о-т

ФЮ t о

| |

т ¡§ о о

Чо ^ С с 21

3. Инфраструктура инновационных процессов. (Инновационная инфраструктура вуза [Текст]: учеб.-методическое пособие / А.Т. Волков и др.; под общ. ред. Д. С. Медовникова. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 236 с.

4. Колесникова, И.А. Научно-педагогические параметры оценки качества стратегического документа в области образования [Электронный ресурс] / И.А. Колесникова, Е.В. Титова // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Выпуск 1 (9). - Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/ artide.php?id=2949

5. Кон, М. Scrum: гибкая разработка ПО = Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum (Addison-Wesley Signature Series) [Текст] / М. Кон. - М.: Вильямс, 2011. - 576 с.

6. Мартин, Р.С. Быстрая разработка программ. Принципы, примеры, практика = Agile software development. Principles, Patterns, and Practices [Текст] / Р.С. Мартин, Д.В. Ньюкирк, Р.С. Косс. - М.: Вильямс, 2004. - 752 с.

7. Масловская, С.В. Современная социокультурная ситуация становления культурно-антропологических практик педагога в системе постдипломного образования [Текст] / С.В. Масловская // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской науч.-метод. конф. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 2599-2605.

8. Новоселова, С.Ю. Теоретико-методологические основы управления образовательными ресурсами [Текст] / С.Ю. Новоселова // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. - № 5. - С. 10-15.

9. Попов, А.А. Открытое образование: философия и технология [Текст] / А.А. Попов. - М.: ЛИ-БРОКОМ, 2013. - 256 с.

10. Русаков, А. Ответственность культуры и культурное многообразие [Электронный ресурс] / А. Русаков // Дружба народов. - 2016. - № 1. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/ druzhba-narodov/dr1-2016/28902-otvetstvennost-kultury-i-kulturnoe-mnogoobrazie.html (дата обращения: 10.10.16).

Referencеs

1. Bermus A.G. Cluster-modular approach to the design of educational programs in continuing education. Continuing Education: XXI century, 2015. Issue 4 (12). Available at: http://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=2944 [in Russian].

2. Bermus A.G. To a new paradigm of management of innovative processes in education. Continuing Education: XXI century, 2016. Issue 1 (13). Available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3045[in Russian].

3. Infrastructure of innovative processes (Innovation university infrastructure: A teaching aid). A.T. Volkov, et al.; under the general editorship D.S. Medovnikova M.: MAKS Press, 2011. P. 236. [in Russian].

4. Kolesnikova I.A., Titov E.V. Scientific and pedagogical assessment of the quality parameters of the strategic document in the field of education [Electronic resource]. Continuing Education: XXI century, 2015. Vol. 1(9). Available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2949 [in Russian].

5. Kon M. Scrum: Agile Software = Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum (Addison-Wesley Signature Series). M .: Williams, 2011. P. 576. [in Russian].

6. Martin R.S., Newkirk D.B, Koss R.S. Rapid development programs. The principles, examples, practice = Agile software development. Principles, Patterns, and Practices. M.: Williams, 2004. P. 752. [in Russian].

7. Maslovskaya S.V. Modern socio-cultural situation of becoming cultural anthropology teacher practices in the system of postgraduate education. University complex as a regional center of education, science and culture: ■materials of All-Russian scientific-method. conf Orenburg: OOO NPK "Universitet", 2013. P. 2599-2605. [in Russian].

8. Novoselova S.Y. Theoretical and methodological foundations of educational resources management. Standardy i Monitoring v Obrazovanii, 2013. №5. P. 10-15. [in Russian].

9. Popov A.A. Open Education: Philosophy and Technology. M.: Knizhyi Dom "LIBROKOM", 2013. 256 p. [in Russian].

10. Rusakov A. Responsibility of culture and cultural diversity. Druzhba Narodov, 2016. № 1. Available at: http://www.intelros.ru/readroom/druzhba-narodov/dr1-2016/28902-otvetstvennost-kultury-i-kultur-noe-mnogoobrazie.html.

Сведения об авторах: Матвиевская Елена Геннадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: umu.ospu@gmail.com

Ганаева Елена Аркадьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием,

Оренбургский государственный педагогический университет г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: elganaeva@mail.ru

Масловская Светлана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: sv_maslovskaya@mail.ru

Information about the authors: Matviyevskaya Elena Gennadyevna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, First Vice-Rector,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: umu.ospu@gmail.com

Ganaeva Elena Arkad'evna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Head, Department of Education Management,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: elganaeva@mail.ru

Maslovskaya Svetlana Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Education Management, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: sv_maslovskaya@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.8

Е.Г. Матвиевская, А.А. Муратова

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальность непрерывного образования взрослых в современных условиях, определены типы организации процесса непрерывного образования: формальное, неформальное, информальное образование. Предложен опыт организации непрерывного образования педагогов дошкольного образования при поддержке учреждения дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, педагог дошкольного образования.

E.G. Matvievskaya, A.A. Muratova CONTINUING EDUCATION OF PRESCHOOL TEACHERS

The relevance of continuous education of adults in modern conditions is considered, types of the organization of process of continuous education are defined: formal, non-formal, informal education. Experience of the organization of continuous education of preschool teachers with assistance of establishment of additional professional education is proposed.

Key words, continuous education, formal education, non-formal education, informal education, preschool teacher.

X

го ca о

to

го œ ю о

X

го

о

to

го

ю о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О)

0

X

ф

с

ф

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.