8. Orekhov E.F., Kolomiets O.I., Bykov E.V. Health condition of student athletes and modernizing staff training for physical culture and sports. Kultura ifizicheskoie zcbrovie. 2015. № 4 (55). P. 83-88. [in Russian].
9. Uskov G.V., Bykov E.V., Belov V.V. Training mode programs for students with different functional states. Teoria ipraktika fizicheskoi kultury. 2009. № 11. P. 17. [in Russian]
10. Feofilaktov V.V. Comparative analysis of innovative technologies to train students of humaniatrial higher schools based on physical fitness monitoring. Dis. ... candidate of sciences (Education). M., 2005. - 244 p. [in Russian].
11. Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A. Organization of health forming educational environment with automated program "Health monitoring". Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. Ped. Un-ta, 2011. 164 p. [in Russian].
Сведения об авторах: Коваленко Александр Николаевич,
доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: dissovet-2006@rambler.ru
Быков Евгений Витальевич,
доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе,
заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: bev58@yandex.ru
Information about the authors: Kovalenko Aleksandr Nikolaevich,
Doctor of Sciences (Medicine),
Leading researcher,
Research Institute
of Olympic Sports,
Ural State University
of Physical Culture,
Chelyabinsk, Russia
E-mail: dissovet-2006@rambler.ru
Bykov Evgeny Vitalievich,
Doctor of Sciences (Medicine), Academic Title of Professor, Pro-Rector for Science and Research, Head, Department ofSports Medicine and physical Rehabilitation, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia E-mail: bev58@yandex.ru
УДК 378 ББК 74.480.8
С.В. Масловская, И.Н. Мещерякова
мониторинговые исследования качества дополнительного профессионального образования: социокультурный КОНТЕКСТ
В статье изложены результаты проведения социологического мониторингового исследования качества дополнительного профессионального образования, осуществляемого Оренбургским ИПКиППРО. В рамках статьи взят один из аспектов мониторингового исследования - исследование качества процесса обучения. Дан качественный анализ представленного параметра в соответствии с выделенными индикаторами: уровень организации учебного процесса, его интенсивность, новизна содержания учебного курса, соответствие целей и задач курсовой подготовки объему часов образовательной программы, удовлетворенность процессом обучения в целом, удовлетворенность организацией межличностного взаимодействия, эффективность используемых технологий обучения.
Ключевые слова: качество дополнительного профессионального образования; мониторинговое исследование; критерии качества образования, качество процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования.
S.V. Maslovskaya, I.N. Mesheryakova
MONITORING RESEARCH OF FURTHER VOCATIONAL TRAINING QUALITY: SOCIAL AND CULTURAL CONTExT
The article presents the results of sociological research of quality monitoring of further vocational training implemented by the Orenburg Institute of Advanced Studies for almost 10 years. As part of one of the aspects of monitoring research article is taken - the study of quality of the learning process. This is a qualitative analysis of the representation of parameters in accordance with the selected indicators: the level of the educational process, its intensity, the novelty of the content of the course, the appropriate volume of hours of educational program goals and objectives of the course of training, satisfaction with interpersonal relationships, satisfaction with teaching in general, and the effectiveness of learning technologies.
Key words: further vocational training; monitoring study; criteria for the quality of education, the quality of the learning process in the system of further vocational training.
Проблема обеспечения и оценки качества современного образования в настоящее время является одной из самых актуальных в проблемном поле российской действительности. Качество дополнительного профессионального образования мы рассматриваем как инте-гративную характеристику, отражающую уровень соответствия личностных и социальных ожиданий непосредственных заказчиков образования, а также нормативных требований, реально полученным образовательным результатам [5, с. 3]. Социальная оценка качества подразумевает выявление общественного мнения о существенных признаках образовательной системы, результатах обучения и состоянии образовательного процесса [6, с. 7].
Современную систему дополнительного профессионально образования педагогических и руководящих работников образования характеризует активный поиск эффективных технологий, методов, форм, средств работы со слушателями, а также налаживание каналов плодотворного сотрудничества с другими образовательными организациями. В этих условиях проведение мониторинга как системы наблюдений в образовательном процессе дает возможность не только получать регулярную информацию об образовательных достижениях обучающихся, но и
отслеживать социально-педагогическую ситуацию, которая складывается в рамках конкретной образовательной организации [2, с. 3].
Социологические мониторинговые исследования, характеризующиеся многократной воспроизводимостью и регулярной периодичностью, позволяют осуществлять целостный анализ образовательной ситуации, выявлять качество курсового обучения, а также специфику и статистическую динамику социальных и педагогических процессов в пространстве повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. Результаты проведения мониторинга имеют корректирующее воздействие на принятие управленческих решений для разных уровней системы дополнительного профессионального образования, в том числе для органов регионального и муниципального управления образованием, ректората педагогического университета, руководства и профессорско-преподавательского состава кафедр института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [1, с. 272].
Ключевыми параметрами социально-рефлексивной оценки качества системы дополнительного профессионального образования является качество резуль-
тата, качество процесса и качество условий реализации дополнительных профессиональных программ. Рамки статьи не позволяют описать все параметры проведения мониторинговых процедур. Остановимся на описании оценки слушателями организации учебного процесса, который является многофакторным показателем, отражающим существенные аспекты в деятельности института повышения квалификации.
Выборка последних трех лет показывает, что слушатели в целом дают положительную оценку организационной деятельность института. Полученные данные (рис. 1-5) свидетельствуют, что количество недовольных уровнем организации образовательного процесса колеблется в пределах 12-18 % (в 2015-2016 уч.г. - 17,2%). Опыт показывает, что большинство слушателей данной группы не довольны материально-техническим и дидактическим сопрово-
ждением образовательного процесса.
Таким образом, улучшение качества оснащенности аудиторий, расширение дидактического, методического (дидактического) сопровождения образовательного процесса поможет улучшить качество обучения, снизить количество слушателей, испытывающих организационный дискомфорт. Приращения в уровнематериально-техническогоресур-са (на данный момент функционируют 3 компьютерных аудитории, 3 мобильных класса, поливалентный зал) происходят за счет средств грантовой и проектной деятельности института.
Исследования показывают, что каждый год растут требования слушателей к содержанию дополнительного профессионального образования [3, с. 237], что учитывается при корректировке содержания обучения, при проектировании дополнительных профессиональных программ.
80 70 60 50 40 30 20
б7.а
5.5
68 5
72,3
21,5
1 Я 2
«Тбг-
I
I
2013-2014 уч.г. 2014-2015 уч.г. 2015-2016 уч.г.
Я Объем лекционных занятий завышен
■ Лекционных занятий недостаточно
ш Соотношение теории и практики оптимально
и Зат рудняюсь оценить
Рис. 1. Объем образовательной программы
Исследование последних трех лет показывает, что лишь незначительное количество слушателей ставят низкую оценку качеству обучения в контексте содержания учебного материала. Большая часть опрошенных содержание образовательных программ оценивает как «нормальное» или «высокое».
Слушатели признают, что образовательные программы оптимально соответствуют целям и задачам курсовой подготовки по объему часов как лекционных, так и практических занятий
(рис. 1). Причем, если недостаточное количество лекционных занятий отметили лишь 2,6 % слушателей, то практику хотели увеличить 18,2% слушателей, то есть почти каждый пятый из числа опрошенных. К прикладной значимости результатов обучения слушатели относятся традиционно требовательно, усматривая здесь фактор успешности последующей практической деятельности.
При определении новизны учебного материала (рис. 2) большая часть слу-
шателей (94,3 %) склонилась к положительной оценке, при этом больше половины (58,8 %) респондентов поставили высокую оценку и лишь 5,7 % - низкую (рис. 2). По сравнению с 2014-2015 уч.г. интегральная оценка по данному критерию снизилась за счет увеличения слу-
шателей, отметивших средний уровень оригинальности и новизны полученных знаний. Учитывая данные обстоятельства, кафедрами института проведена значительная работа по корректировке и обновлению дополнительных профессиональных программ.
70
64.3
62,1
\ 32,7
5В.В
а значительная
1 отчасти
а несущественная
и ни че го нового
2013-2014 уч.г. 2014-2015 уч.г. 2015-2016 уч.г
Рис. 2. Новизна содержания курса
Особый интерес для нас представляет ежегодный анализ мнений слушателей об уровне профессиональной компетентности преподавателей института (рис. 3). Данное мнение мы относим к категории мнений компетентных экспертов как ценный материал, имеющий прикладное значение [9, с. 388].
Ежегодно оценка профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава института продолжает носить позитивный характер. Так, высокий уровень профессио-
2013-2014 уч.г. 2014-2015 уч.г. 201 5-2016 уч.г.
нальной компетентности в 2015/2016 уч. г. отметили 98,7 % слушателей.
Интенсивность процесса обучения является одним из ключевых параметров качества образовательного процесса, так как темп изложения учебного материала во многом определяет успешность его восприятия [4, с. 27]. При определении уровня интенсивности учебного процесса (рис. 4) как «норму» в 2015-2016 гг. оценили 90,4 % слушателей. К «чрезмерной» напряженности учебного процесса склонилось 8,4 % респондентов.
^ Да, вполне
■ Скорее да, чем нет
я Скорее нет □ Нет
| Затрудняюсь оценмть
Рис. 3. Предметная и методическая компетентность преподавателей
100 90 30 70 60 50 40 30 20 10 0
89,£ 878
7 7 9,9 8,4
0,4 0,9 Ц| 0,6 1.6 ¡Ц 0,21.1
:Чрезмерная
|Нормальная
□ Недостаточная
' Затрудняюсь оценить
2013-2014 уч.г. 2014-2015 уч.г. 2015-2016 уч.г.
Рис. 4. Интенсивность учебного процесса
Основным принципом реализации технологических подходов является принцип диагностичности, требованием которого является правильная организация обратной связи, отражающая процесс получения нужного результата и являющаяся средством корректировки самого процесса обучения [7, с. 33]. Данные основания определили направленность инструментария мониторинга в оценке качества технологий обучения.
Реализация персонифицированной модели в работе института предполагает осуществление системно-деятельностного, личностно ориентированного, культурно-антропологического, маркетингового подходов [8]. Использование интерактивных технологий обучения, реализующих принципы вышепере-
численных технологий, как показывает проведенное исследование, являются наиболее перспективными. Мониторинг показал, что наиболее продуктивными слушатели считают дискуссии и круглые столы (53 %), творческие мастерские - 48%, анализ ситуаций (кейс-метод) -46 % респондентов. Чуть меньше своих голосов слушатели отдали за применение следующих технологий: проектная деятельность - 40,2 %; тренинг - 38,5 %; де-лова игра - 35,6 %; интернет, локальная сеть - 32 %; ролевая игра - 25 %; учебный эксперимент - 20,2 %; мозговой штурм -19 % слушателей.
В целом удовлетворенность применяемых технологий обучения сохраняется стабильно высокой на протяжении последних пяти лет и составляет порядка 80 % (рис. 5).
Н Да, вполне
I Скорее да, чем нет
Скорее нет
п Нет
2013-2014 уч г 2014-2015 уч.г.
в Затрудняюсь 2015-2016 уч.г оценить
о
о
Рис. 5. Применяемые технологии обучения
н
о ^
ф - §
£ 1
О щ
ȣ
2 о
ь
си т
го ^
к X
£ ° о го
4 о. Ю10
5 о о £
о
Ф X
3 Е= о
И X
X о
О.С
о о I- <и
н
Технологический ряд обеспечения процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования не возможен без организации самостоятельной деятельности слушателей, являющейся его неотъемлемой составляющей. Активная самостоятельная работа слушателей возможна лишь при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самым сильным мотивирующим фактором реализации самостоятельной деятельности слушателей является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Так, изучение ответов респондентов на вопрос о том, как способствует регулярная самостоятельная работа эффективности обучения на курсах показало, что слушатели примерно одинаково распределяются на группы, отметившие позитивную роль самостоятельной работы и затрудняющихся дать какую-либо оценку данной работе (примерно по 44 %).
И 12 % слушателей не видят в самостоятельной деятельности фактора повышения эффективности обучения в системе дополнительного профессионального образования. Данные показатели требуют тщательной проработки в осмыслении и дальнейшей проработки качества ресурсного обеспечения самостоятельной деятельности слушателей.
Таким образом, рефлексивная оценка качества дополнительного профессионально образования вполне очевидно показывает позитивность мнений, где сопоставление результатов предшествующих опросов дает возможность говорить о положительной динамике развития социально-педагогической ситуации и правильном концептуальном направлении развития системы дополнительного профессионального образования в Оренбургском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Библиографический список
1. Ганаева, Е.А. Выявление профессиональных затруднений руководителей образовательных организаций в системе непрерывного образования [Текст] / Е.А. Ганаева, С.В. Масловская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №9-2. - С. 269-273.
2. Данцев, В.Т. Мониторинг качества обучения в системе постдипломного педагогического образования: социологический анализ [Текст] / В.Т. Данцев, В.Ф. Курлов, В.Ю. Мержанов. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 40 с.
3. Зотова, Н.К. Концептуальные идеи обновления содержания дополнительного профессионального образования педагога [Текст] / Н.К. Зотова, С.В. Масловская // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 15. - С. 235-239.
4. Курлов, В.Ф. Динамика социально-педагогической ситуации в университете педагогического мастерства [Текст] / В.Ф. Курлов. - СПб.: СПГУПМ, 2000. - 60 с.
5. Масловская, С.В. Роль внутрифирменного обучения в условиях непрерывного образования педагога [Текст] / С.В. Масловская, М.В. Фомина, Л.М. Цыганкова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Оренбург: ОГУ, 2015. - С. 2392-2397.
6. Матюшкина, М.Д. Перспективная оценка качества постдипломного педагогического образования: монография [Текст] / М.Д. Матюшкина. - СПб.: ЛЕМА, 2013. - 273 с.
7. Мержанов, В.Ю. Межрегиональный мониторинг качества постдипломного педагогического образования: социологический анализ [Текст] / В.Ю. Мержанов, В.Т. Данцев, Л.Ю. Лебедева. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 44 с. (Постдипломное образование педагога). Нет ссылки на источник в тексте статьи
8. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях [Текст]: коллективная монография / авт. колл.: С.А. Алешина, Н.К. Зотова, О.Г. Тавстуха, Е.А. Ганаева, С.В. Масловская и др. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 368 с.
9. Maslovskaya S.V., Ganaeva E.A., Zotova N.K. Humanitarian expertise of the personalized model of supplementary professional education of the educational establishment principals. Life Science Journal, 2014. Т. 11. №12. P. 386-389.
References
1. Ganaeva E.A., Maslovskaya S.V Identification professional difficulties of heads of educational organizations in continuing education. Sovremennyie naukoiemkie technologii, 2016. № 9-2. P. 269-273. [in Russian].
2. Danzev V.T., Kurlov V.F., Merzhanov V.Y. Teaching quality monitoring system of postgraduate pedagogical education: the Sociological analysis. St. Petersburg: SPbAPPO, 2008. P. 40. [in Russian].
3. Zotova N.K., Maslovskaya S.V. Conceptual idea of updating the content of additional vocational training of the teacher. Problemy iperspektivy razvitia obrazovania v Rossii, 2012. № 15. P. 235-239. [in Russian].
4. Kurlov V.F. The dynamics of the socio-educational situation in the pedagogical skills of the University. St. Petersburg: SPGUPM. 2000. P. 60. [in Russian].
5. Maslovskaya S.V. Fomina M.V., Tsygankova L.M. The role of in-house training in the conditions of ontinuous formation of the teacher. University complex as a regional center of education, science and culture. Orenburg: OGU, 2015. P. 2392-2397. [in Russian].
6. Matyushkina M.D. Prospective evaluation of the quality of postgraduate teacher education. St. Petersburg: LEMA. 2013. P. 273. [in Russian].
7. Merzhanov V.Y. Inter-regional monitoring of the quality of postgraduate teacher education: sociological analysis. St. Petersburg: SPbAPPO, 2010. P. 44. (Postgraduate education teacher). [in Russian].
8. Personalized model training of educators in the current socio-economic conditions: collective monograph. Ed. : Aleshina S.A., Zotova N.K., Tavstuha O.G., Ganaeva E.A., Maslovskaya S.V. et al. M.: FLINTA. 2014. P. 368. [in Russian].
9. Maslovskaya, S.V., Ganaeva, E.A., Zotova, N.K., Humanitarian expertise of the personalized model of supplementary professional education of the educational establishment principals. Life Science Journal,
2014. Т. 11. №12. P. 386-389.
Сведения об авторах: Масловская Светлана Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: sv_maslovskaya@mail.ru
Information about the authors: Maslovskaya Svetlana Viktorovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,
Department of Education Management, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: sv_maslovskaya@mail.ru
Мещерякова Ирина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: min@yandex.ru
Meshcheryakova Irina Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education,
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation. E-mail: min@yandex.ru
<u i
3 c
0
Ci I
1 О