Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ'

ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорычев Александр Михайлович, Столбова Елена Александровна, Цилицкий Виталий Сергеевич

В данной работе исследован вопрос о роли семьи и функциях родителей (законных представителей) в процессе воспитания ребенка и становления его личности. Цель исследования - на основе анализа научно-теоретических источников выявить необходимость в создании единого интегративного воспитательного пространства посредством включения родителей (законных представителей) в воспитательную систему первичных отделений Российского движения школьников, а также форматы соучастие в различных проектах и готовность к деятельности наставничества. В результате исследования обоснована необходимость развития и наполнения воспитательной экосистемы в соответствии с теорией поколений, выявлена сущностная характеристика феномена наставничества; обосновано, что включение родителей (законных представителей) в разработанную программу наставничества для родителей «Мир открыт для тебя» благоприятно влияет на трансляцию опыта образовательной и самообразовательной деятельности обучающихся, передачу традиций и культурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) TO ACTIVITIES IN THE FIELD OF MENTORING IN THE EDUCATIONAL ECOSYSTEM

In this article, the question of the role of the family and the functions of parents (legal representatives) in the process of raising a child and the formation of the personality is investigated. The purpose of the study is, based on the analysis of scientific and theoretical sources, to identify the need to create a single integrative educational space by including parents (legal representatives) in the educational system of the primary departments of the Russian movement of schoolchildren, as well as the formats of participation in various projects and readiness for mentoring activities. As a result of the study, the necessity of developing and filling the educational ecosystem in accordance with the theory of generations was substantiated, the essential characteristic of the mentoring phenomenon was revealed; It is substantiated that the inclusion of parents (legal representatives) in the developed mentoring program for parents "The world is open for you" has positive effect on the transmission of the experience of educational and self-educational activities of students, the transfer of traditions and cultural characteristics.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ»

Для оценки эффективности проводимых услуг необходимо составлять план развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся с учетом их исходного состояния и наличия того или иного вида патологии, освоения новых двигательных действий, план мероприятий по осуществлению контроля уровня физического развития и состояния физических качеств и способностей, а также объема двигательных навыков у лиц, получающих услуги на объектах спорта.

Текущий и итоговый контроль эффективности реализуемых услуг позволит своевременно вносить коррективы в проведение занятий, осуществлять мероприятия по их совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова Е.А. Безопасный спорт. Настольная книга тренера / Е.А. Гаврилова. -Москва : ПРИНТЛЕТО, 2022. - 512 с.

2. Евсеев С.П. Адаптивный спорт. Настольная книга тренера / С.П. Евсеев. - Москва : ПРИНТЛЕТО, 2021. - 600 с.

REFERENCES

1. Gavrilova, E.A. (2022), Safe sport. Handbook of a trainer, PRINTLETO, Moscow.

2. Evseev, S.P. (2021), Adaptive sport. Handbook of a trainer, PRINTLETO, Moscow.

Контактная информация: spevseev@gmail.com

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 37.018

ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ЭКОСИСТЕМЕ

Александр Михайлович Егорычев, доктор философских наук, профессор, Российский государственный социальный университет, Москва; Елена Александровна Столбова, кандидат педагогических наук, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва; Виталий Сергеевич Цилицкий, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

В данной работе исследован вопрос о роли семьи и функциях родителей (законных представителей) в процессе воспитания ребенка и становления его личности. Цель исследования - на основе анализа научно-теоретических источников выявить необходимость в создании единого инте-гративного воспитательного пространства посредством включения родителей (законных представителей) в воспитательную систему первичных отделений Российского движения школьников, а также форматы соучастие в различных проектах и готовность к деятельности наставничества. В результате исследования обоснована необходимость развития и наполнения воспитательной экосистемы в соответствии с теорией поколений, выявлена сущностная характеристика феномена наставничества; обосновано, что включение родителей (законных представителей) в разработанную программу наставничества для родителей «Мир открыт для тебя» благоприятно влияет на трансляцию опыта образовательной и самообразовательной деятельности обучающихся, передачу традиций и культурных особенностей.

Ключевые слова: Российское движение школьников, образовательные организации, семья, родители, теория поколений, поколение Z, поколение альфа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p139-145

PREPARATION OF PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) TO ACTIVITIES IN THE FIELD OF MENTORING IN THE EDUCATIONAL ECOSYSTEM

Alexander Mikhailovich Egorychev, the doctor of philosophical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Elena Alexandrovna Stolbova, the candidate of pedagogical sciences, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Moscow; Vitaly Sergeevich Tsilitsky, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

In this article, the question of the role of the family and the functions of parents (legal representatives) in the process of raising a child and the formation of the personality is investigated. The purpose of the study is, based on the analysis of scientific and theoretical sources, to identify the need to create a single integrative educational space by including parents (legal representatives) in the educational system of the primary departments of the Russian movement of schoolchildren, as well as the formats of participation in various projects and readiness for mentoring activities. As a result of the study, the necessity of developing and filling the educational ecosystem in accordance with the theory of generations was substantiated, the essential characteristic of the mentoring phenomenon was revealed; It is substantiated that the inclusion of parents (legal representatives) in the developed mentoring program for parents "The world is open for you" has positive effect on the transmission of the experience of educational and self-educational activities of students, the transfer of traditions and cultural characteristics.

Keywords: Russian movement of schoolchildren, educational organizations, family, parents, theory of generations, generation Z, generation alpha.

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Текущая социально-экономическая ситуация диктует необходимость изменения системы образования и воспитания подрастающего поколения в связи с преобразованием роли педагога (переход от трансляции знаний к формированию личности), признание значимости родительского сообщества в реализации приоритетных задач политики образования и воспитания. Указом Президента Российской Федерации в целях признания особого статуса педагогических работников 2023 год объявлен Годом наставника и педагога, что, безусловно, подчеркивает особое значение представителей педагогической профессии и всех субъектов, реализующих позицию наставника. Отметим, что появление и внедрение новых технологий, развитие сети Интернет и тотальная цифровизация повлияли не только на образовательную деятельность и воспитание ребенка, но и на построение взаимодействия родителей со своими детьми, и, как следствие, на семейное воспитание в целом. Нормативно-правовые акты последних лет, подчеркивают приоритетное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими участниками образовательного взаимодействия, а также важность и ценность развития человека и его жизни в системе общественных отношений.

В утвержденном Правительством РФ положении по развитию и поддержке семьи, прав и обязанностей родителей в воспитании детей отмечается необходимость укрепления семейных ценностей и семьи и отмечается значение семейного воспитания. В Федеральном законе «Об образовании» закреплена ответственность родителей (законных представителей) за физическое, нравственное, интеллектуальное развитие ребенка, а образовательные организации оказывают содействие в развитии индивидуальных и творческих способностей детей, заботе об их физическом и психическом здоровье, а также при необходимости коррекции нарушений их индивидуального развития. Данные положения предопределяют направления политики в области консолидации усилий семьи и образовательных организаций в воспитании детей.

Педагогическое сообщество в своей деятельности должно не только обучать и воспитывать обучающихся, но и делиться профессиональным мастерством с их законными

представителями, обогащая и дополняя воспитательное пространство, выполняя просветительские функции. В послании Федеральному собранию в 2021 году Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил необходимость укрепления института семьи и поддержки многодетных семей. Принятый Государственной Думой закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» также отмечает необходимость усиления роли воспитательного компонента в образовании детей и молодежи, будущих специалистов и привлечение родительской общественности в воспитательное пространство. Так, советы учащихся и их законных представителей (то есть родительские советы) получили право в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы (при их наличии). Все вышеназванное диктует необходимость в повышении вовлеченности родителей и законных представителей в создание и моделирование воспитательного пространства посредством реализации персональной позиции в качестве наставника.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня в педагогических исследованиях накоплена обширная теоретико-эмпирическая база относительно изучения форматов взаимодействия с семьей и алгоритмов построения педагогической работы в поле семейного воспитания и практики наставничества. Отметим, что применительно к данному исследованию общенаучными основами стали идеи о семейном воспитании в педагогическом процессе, нашедшие свое отражение в работах С.П. Акутиной, Ю.П. Азарова, В.Ф. Афанасьева, Т.В. Волковой, И.В. Гребенникова, Н.К. Нечаева, В. Сатир, В.Я. Титаренко, Ю. Хямяляйнен и др., положения о подготовке педагогов к работе с семьей, представленные в идеях М.М. Асильдеровой, Н.А. Кузнецовой, А.В. Смирновой, Т.В. Хуторянской и др., исследования в области наставничества и готовности к реализации наставнической деятельности освещенные в научных трудах С.Я. Батышева, Е.В. Игнатьевой, Е.Ю. Илалтдиновой, Ю.В. Рябковой, В.Г. Сухобской, S.K. Downey, M.D. Lyons A.N. Popper, J.L. Williams и др. Так на протяжении всей истории человечества семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Еще В.А. Сухомлинский, отмечал, что семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Так семья осуществляет интеграцию индивида в общество, создает условия для освоения культурных ценностей и реализации его персональной активности, а также разрабатывает траекторию личностного развития. Ее называют одним из важных институтов воспитания и наиболее влиятельной средой для формирования личности. Забота о физическом и психическом здоровье, духовное и нравственное развитие является приоритетной целью каждой семьи. В этом ключе становиться важным создание среды, как воспитательного потенциала для становления личности, которую создает семья. От этой среды зависит формирование ценностных ориентиров ребенка: его отношение к государству, к жизни, к дружбе, к семье и др., которые определяют его деятельность. Среда оказывает большое влияние на становление личности индивида и может носить позитивный, нейтральный и негативный эффект. В положительном ключе среда способствует самовыражению, раскрытию потенциала личности ребёнка, повышает эффективность его самореализации и саморазвитию.

Современное поколение («поколение Z») имеет свои особенности, которые отражаются на воспитании и взаимодействии между детьми и родителями. Родители предпочитают быть другом для своего ребенка и иметь равные отношения с ними, они взаимодействуют с ребёнком более обдуманно и подбирая определенные подходы. Кроме этого, необходимо понимание, что современные дети «поколение Z» (рожденные 2000-2017 г.) имеют отличия, которые должны адекватно учитываться и восприниматься не только педагогическим сообществом, но и родителями. Так для этого поколения характерно легко работать с любой информацией, одновременно выполнять нескольких дел, клиповое мышление, инфантильность, плохая память, чаще проявляется одаренность и увлечен-

ность определенным направлением, быстрая включаемость в интересующую их информацию, нацеленность на быстрый результат, важность поощрений и похвалы, наряду с которыми им присущи отрицание иерархии, нарциссизм и эгоизм. По мнению Н.В. Лок-тюхиной одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются наставники, является межпоколенческие различия, например, поколение Ъ не принимают авторитет наставников, в особенности если те не обладают необходимыми цифровыми компетенциями [3].

Согласно данным ежегодного мониторинга ценностных ориентаций молодежи Института изучения детства, семьи и воспитания РАО только 30% обучающихся доверяют своим родителям (законным представителям), при этом родители существенно переоценивают доверие своих детей к ним, только 5% родителей считают, что дети с ними ничем не делятся. Взрослые перестали быть авторитетом, дети их воспринимают как равных себе, и не воспринимают информацию от них как истину (готовы спорить, уточнять, задавать дополнительные вопросы и др.). Все это диктует необходимость развития и модернизации воспитательного пространства, повышение роли родителей и включение последних в процесс воспитания.

Само понятие «наставничество» является объектом междисциплинарного поиска -этот феномен рассматривается в философии, экономике, медицине, управлении и других отраслях науки. В контексте изучаемой проблематики для нас, прежде всего, важно рассмотреть данное явление с психолого-педагогических позиций в следующей логике: во-первых, дать определение феномену «наставничество», исследуя разные авторские точки зрения и позиции; во-вторых, рассмотреть наиболее распространённые модели наставничества в наиболее распространенных системах; в-третьих, рассмотреть сущностную характеристику данного феномена в воспитательной экосистеме во взаимодействии с родителями (законными представителями). В психолого-педагогических исследованиях «наставничество» связывается с практиками сопровождения; передачи собственного опыта; апробации определенных действий (учебных, трудовых и др.); деятельностью по построению паритетных отношений в определенной сфере (образовательной или профессиональной деятельности). Проблема наставничества в меняющихся условиях образовательной среды в настоящее время рассматривается исследователями. Так П.Н. Осипов, И.И. Ирисметова описывая феномен наставничества как объект научного исследования, характеризуют через призму исторического опыта, расставляя акценты на его важности, прежде всего, как неспецифического (непрофессионального) вида педагогического деятельности [5]. В исследовании С.И. Поздеевой наставничество рассматривается как дея-тельностное сопровождение через соорганизацию разнообразных моделей совместной деятельности наставника и его подопечного. Автор описывает три модели наставничества, представляющие форму сопровождения, посредством реализации совместных действий (наставника и его подопечного), предусматривающие закрытые, обращенные, открытые действия [6]. Вызывает интерес авторская точка зрения М.Р. Илакавичус, исследователь определяет позицию цифрового наставничества, как «виртуальное наставничество, предполагающее перевод взаимодействия из офлайн в онлайн» [2]. Характеризуя практику наставничества в системе дополнительного образования Т.Н. Прищепова справедливо отмечает, что деятельность в области наставничества не может быть полноценно реализована без родителей (законных представителей), так автор характеризует наставничество через построение системы взаимоотношений (педагог-родитель; педагог-обучающийся) [7]. Л.Б. Малыхиной, Н.А. Меньшиковой, М.В. Осиповой описываются варианты применения технологии сетевого наставничества, посредством использования комплекса моделей («ученик-ученик», «студент-ученик» и «ученик-работодатель») [4]. Как видно из описанных сущностных особенностей и характеристик, формат наставничества распространен в разных сферах жизнедеятельности человека, однако в исследованиях мы не нашли ответов на вопросы относительно потенциала практик наставничества во взаимоотношении с родителями (законными представителями), форм реализации та-

ких практик и подготовки родителей (законных представителей) к деятельности в области наставничества в воспитательной экосистеме.

ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ

Сегодня назрела необходимость в создании интегративного пространства основного и дополнительного образования и детских объединений для повышения потенциала развития личности подрастающего поколения. Таким потенциалом обладают детские и молодежные общественные организации в системе дополнительно образования. Так, Общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее - РДШ) в своей деятельности сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Одной из главных задач становиться объединение и координация организации и лица, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения и формированием личности с учетом современной воспитательной системы. Российское движение школьников в свою деятельность включает не только организации основного и дополнительного образования, а также социальных партнеров (некоммерческие организации, университеты и колледжи, профильные организации, молодежные объединения и другие), лидеров своего региона, родительскую общественность. Важно, чтобы родители и педагоги, реализуя воспитательную функцию, выступали как партнеры. Привлечение родителей к совместной воспитательной работе является важнейшим условием успешной работы первичных и региональных отделений Российского движения школьников. Изучение опыта работы Челябинского регионального отделения РДШ во взаимодействии с родительской общественностью показало, что родители, законные представители имеют высокий уровень включенности в воспитательную систему и заинтересованность в повышении собственной компетенции в воспитании, имеют готовность учиться у своих детей, исследуют причины поведения ребенка и осуществляют поиск при выборе форм поощрения и наказания и др. Так, по данным мониторингового опроса родителей и законных представителей Челябинской области (опрошено более 3000 тысяч человек) было отмечено, что большинство современных родителей становятся все более заинтересованными в воспитании своих детей (чтение статей и книги, осуществление поиска подходящих методов и форм воспитания, выбор кружков и секций дополнительного образования, посещение факультативов и центров и др.) В результате опроса выяснилось, что важным становится не только информирование родителей о текущих событиях и об успеваемости ребенка, но и вовлечение в активную позицию при воспитании подрастающего поколения. По нашему мнению, одной из возможных форм взаимодействия с родителями (законных представителей) в воспитательной экосистеме мы видим посредством привлечение последних к деятельности в области наставничества и формирования у них позиции наставника.

Сегодня наставник в образовании является ключевой фигурой, поскольку передает опыт образовательной и самообразовательной деятельности, традиции и культурные особенности. Так, в 2020-2021 году разработана и внедряется программа наставничества для родителей «Мир открыт для тебя». При разработке программы был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта наставничества, интеграция программ социальных партнеров, учет возрастных и индивидуальных особенностей участников программы. Программа рассчитана на разные категории участников движения: педагоги, родители, дети. Родители, законные представители активистов РДШ включены в реализацию программы движения посредством вовлечения в форумные компании (на которых принимают участие вместе с детьми и индивидуально), участие в онлайн курсах на сайте РДШ 74, активное участие в социальных сетях и общения в чатах. Данная категория привлекается к участию не только по основным направлениям деятельности движения, но и в проектах социальных партнеров, в том числе Челябинским областным региональным отделением Национальной родительской ассоциации. Родители (законные представители), как участ-

ники программы, проходят обучение через интерактивные формы работы, где в процессе проектируют индивидуальную траекторию наставника (себя самого), в которой определяют навыки, необходимые для получения конечного результата (для педагога - стать наставником для обучающегося; для родителей - стать наставником для ребенка). Включиться в воспитательную среду может каждый участник программы с учетом не только личных интересов и способностей, но и с учетом занятости, например, быть спикером или соорганизатором, вожатым на мероприятии, принять участие в качестве гостя на классном часе, провести мастер-класс, разработка социальных проектов и грантов или любой другой вид деятельности.

В рамках проекта родители проходит обучение основам ораторского мастерства, обучение технологиям наставничества, просветительская деятельность среди родительской общественности, о возможностях системы образования, дополнительного образования и о воспитания детей и развитии организации. Далее реализуется мотивационный блок «Счастливый родитель», который направлен на знакомство с воспитательной средой (семейные ценности, как сделать ребенка счастливым, традиции, конфликтология, психология и др.) и осознанности семейного воспитания, осознание трудностей и пути их решения. Одним из блоков является обучение проектной деятельности, где участники учатся разрабатывать проекты, с заполнением проектной карты, а также узнают о возможностях развития проекта и получения финансирования (грантовые конкурсы на разном уровне). В ходе реализации программы используются такие формы работы, как тренинги, воркшоп, вебинары, гайды, прямые эфиры, встречи и мастер-классы от специалистов в различных сферах деятельности и другие. В проекте принимают участие родители и законные представители на добровольных началах и по собственному желанию, что является одним из ключевых критериев. Также среди них, готовность к включенности в проект, желание участвовать в воспитательной системе, желание повышать компетентность в области воспитания, готовность к наставнической деятельности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, разработанная программа наставничества должна помочь становлению Института родителей через повышение знаний в области педагогики и психологии и обогащение воспитательного пространства и методов воспитания, повышение осознанного воспитания, разработку личностной траектории развития с учетом навыков и знаний и расширение интересов, а также творческой самореализации. Включение в деятельность наставничества родителей позволяет не только утверждение основ духовно-нравственных ценностей родителей и у детей, а также повышение социально-активной деятельности, через включение в молодежную политику в области и воспитательное пространство организаций основного и дополнительного образования др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Димухаметов Р.С. Научно-методическое сопровождение Российского движения школьников в регионе: проблемы и перспективы / Р.С. Димухаметов, Н.А. Соколова, Е.М. Харланова, Е.А. Столбова // ЦИТИСЭ. - 2017. - № 4 (13). - С. 84-89.

2. Илакавичус М.Р. Наставничество: практики эпохи цифровизации / М.Р. Илакавичус // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-1. - С. 117-120.

3. Локтюхина Н.В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт / Н.В. Локтюхина, УА. Назарова, С.В. Шабаева // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 4 (28). - С. 136-151.

4. Малыхина Л.Б. Функционирование моделей наставничества в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения / Л.Б. Малыхина, Н.А. Меньшикова, М.В. Оси-пова // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2020. - № 3. - С. 15-20.

5. Осипов П.Н. Наставничество как объект научных исследований / П.Н. Осипов, И.И. Ирисметова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 109-115.

6. Поздеева, С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. -№ 2(16). - С. 87-91.

7. Прищепова, Т.Н. Практика наставничества в дополнительном образовании / Т.Н. При-щепова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2019. - № 4. - С. 237-241.

REFERENCES

1. Dimukhametov, R.S., Sokolova, N.A., Kharlanova, E.M. and Stolbova, E.A. (2017), "Scientific and methodological support of the Russian movement of schoolchildren in the region: problems and prospects", CITISE, No. 4 (13), pp. 84-89.

2. Ilakavicius, M.R. (2022), "Mentorship: practices of the era of digitalization", Questions of Pedagogy, No. 2-1, pp. 117-120.

3. Loktyukhina, N.V., Nazarova, U.A. and Shabaeva, S.V. (2019), "Development of the mentoring system: Russian and foreign experience", Continuous education: XXI century, No. 4 (28), pp. 136151.

4. Malykhina, L.B., Menshikov, N.A. and Osipova, M.V (2020), "Functioning of mentoring models in the system of additional education in conditions of distance learning", Education: development resources. Bulletin of LOIRO, No. 3, pp. 15-20.

5. Osipov, P.N. and Irismetova, I.I. (2020), "Mentoring as an object of scientific research", Professional education and labor market, No. 2, pp. 109-115.

6. Pozdeeva, S.I. (2017), "Mentoring as an activity support for a young specialist: models and types of mentoring", Scientific and Pedagogical Review, No. 2 (16), pp. 87-91.

7. Prishchepova, T.N. (2019), "The practice of mentoring in additional education", Modern education: topical issues and innovations, No. 4, pp. 237-241.

Контактная информация: cilickiivs@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2022

УДК 796.015.132:796.853.26

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

Александр Викторович Жалилов, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Наталья Владимировна Кириллова, старший преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

Увеличить физическую подготовленность в юношеском возрасте можно путем регулярных мышечных нагрузок, особенно в ходе занятиями разными видами борьбы. Регулярные занятия ими увеличивают точность совершаемых движений и стимулируют все внутренние органы. Цель исследования - установить динамику физической подготовленности у студентов юношеского возраста, начавших заниматься каратэ. Методика и организация исследования. Под наблюдение взяты 32 клинически здоровых юношей. Из них создали группу исследования (16 человек), которая кроме обычных академических занятий физической культурой приступила к занятиям по каратэ 3 раза в неделю. Группа контроля (16 юношей) продолжала посещать академические занятия по физической культуре и испытывала нагрузки дважды в неделю только там. У обследованных проводили традиционные функциональные тесты. Полученные данные обрабатывали корреляционным анализом и критерием Стьюдента(Ц. Результаты исследования и их обсуждение. Тренировки по каратэ 3 раза в неделю обеспечили стимуляцию координационных параметров и улучшили устойчивость тела юношей. Каратисты показали улучшение своих физических возможностей и повышение точности спортивных движений. Выводы. Регулярные тренировки по каратэ стимулируют у юношей силовые возможности, координационные характеристики, увеличивают скорость движений и уровень выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.