Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА "НАСТАВНИЧЕСТВО" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ'

РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА "НАСТАВНИЧЕСТВО" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА / СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА НАСТАВНИК / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Ян Владимирович

В статье рассматривается феномен возникновения и развития наставничества. Проанализированы этапы развития, место и рольнаставничества в педагогике и образовании. В Российской империи институт классного наставничества оформился во второй половине XIX века, когда был закреплен законодательно.Практики наставничества получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки в рамках социальной работы с детьми в начале XX века.Представлены основные характерные особенности наставничества. В самом общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека - менее опытному. На основании анализаоткрытых литературных источников с описанием феномена «наставничество», а также опыта осуществления наставнической деятельности в профессиональных образовательных организациях выявлены существующиесегодня проблемы развития Института наставничества.Описаны компоненты, актуальные для целостной системы образования Российской Федерации в рамках актуализациии возрождения системы наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Ян Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PHENOMENON OF "MENTORING" IN PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE

The article examines the phenomenon of the emergence and development of mentoring. The development stages, the place and role of mentoring in pedagogy and education are analyzed. In the Russian Empire, the institution of classroom mentoring took shape in the second half of the 19th century, when it was secured by law. The practice of mentoring became widespread in the United States of America as part of social work with children in the early 20th century. The main characteristics of mentoring are presented. In its most general form, mentoring can be defined as a way of transferring knowledge, skills and attitudes from a more experienced person to a less experienced one. Based on the analysis of open literature sources describing the phenomenon of “mentoring”, as well as the experience of implementing mentoring activities in professional educational organizations, the problems of the development of the Institute of Mentoring have been ________________________ © МедведевЯ.В.,2021 identified. The components that are relevant for the integral education system of the Russian Federation within the framework of the actualization and revival of the mentoring system are described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА "НАСТАВНИЧЕСТВО" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ»

Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике

Медведев Ян Владимирович

Аспирант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассматривается феномен возникновения и развития наставничества. Проанализированы этапы развития, место и рольнаставничества в педагогике и образовании. В Российской империи институт классного наставничества оформился во второй половине XIX века, когда был закреплен законодательно.Практики наставничества получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки в рамках социальной работы с детьми в начале XX века.Представлены основные характерные особенности наставничества. В самом общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека - менее опытному. На основании анализаоткрытых литературных источников с описанием феномена «наставничество», а также опыта осуществления наставнической деятельности в профессиональных образовательных организациях выявлены существующиесегодня проблемы развития Института наставничества.Описаны компоненты, актуальные для целостной системы образования Российской Федерации в рамках актуализациии возрождения системы наставничества.

Ключевые слова: наставничество, институт наставничества, система наставничества наставник, педагог

Ссылка для цитирования:

Медведев Я. В. Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике // Человек и образование URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018647-6-1 (дата обращения: 16.02.2022).

1 Введение. Наставничество широко распространено в разных областях деятельности современного человека. Однако история возникновения наставничества уходит корнями в далекое прошлое - древние люди в целях выживания столкнулись с необходимостью сохранения и передачи накопленного интеллектуального богатства своим сородичам и будущим поколениям. Во времена отсутствия интернета, компьютеров, книг, а возможно и письменности, наставничество было практически единственным способом передачи и освоения знаний, умений, навыков. Мифы Древней Греции содержат информацию о друге великого Одиссея по имени Ментор, которому Одиссей поручил заботу о своем доме, хозяйстве, а также наставничество в жизнедеятельности и воспитание своего сына Телемаха. Зачастую эту историю рассматривают как начало формирования института наставничества в образовании. Проявление наставничества стало закономерностью эволюционного процесса, которое формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с эпохи первобытности [1].

2 Сегодня при наличии всех благ и возможностей технологического прогресса, наставничество, конечно, не является жизненно необходимым процессом в развитии общества. Однако на основе накопленного опыта динамики эволюционных процессов развития человечества можно утверждать, что во многих областях жизнедеятельности человека, где практический опыт и высокое мастерство играют исключительную роль в осуществлении профессиональных обязанностей (например, ручной труд, сфера обслуживания, торговля, управление и многие другие), наставничество является обязательным элементом процесса передачи знаний, умений и навыков, без которого полное

и истинное освоение профессии невозможно.

3 Методы исследования. Представлен анализ состояния исследований в области наставничества в РФ и за рубежом. Использованы теоретические методы исследовательской деятельности: контент-анализ социологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ законодательных и нормативно-правовых актов и документов; сравнение; обобщение лучших практик, опыта наставничества; эмпирический метод - наблюдение.

4 Результаты анализа состояния исследований феномена «наставничество».

Описание феномена «наставничество» впервые появилось в текстах, повествующих об истории Древней Греции. Великий философ Сократ «главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика» [1]. По мнению Сократа, ученик и наставник должны находиться в равных положениях в своих спорах о поиске истины. И его главный постулат «Я знаю только то, что ничего не знаю» только подтверждает эту мысль.

5 В свою очередь Платон, ученик Сократа, развивая линию своего учителя и наставника, отмечал в своих трудах, «что воспитание нужно начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ребенка к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет» [1]. Согласно Платону, учителя, подобно правителям, властвуют умами ведомых ими учеников.

6 В русском литературном и разговорном языке слово «наставник» стало употребляться с середины XVII века в значении «учитель, воспитатель». В начале XIX века в учебных заведениях Российской Империи была введена должность наставника. Его основной обязанностью было не только наблюдение за учениками, но и воспитание преданного самодержавно-монархическому строю молодого поколения. Наставники должны были «наблюдать и изучать своих учеников, поправлять их ошибки и внушать приличия и вкусы, и всем своим примером укоренять в их сердцах правила нравственности» [2].

7 В работах российского педагога и исследователя XIX века К.Д. Ушинского прослеживается прямая зависимость профессиональной адаптации молодого педагога от уровня профессионального мастерства, знаний и опыта его наставника. К.Д. Ушинский считал, что опыт и теоретические знания должны не замещать, а дополнять друг друга и, что нельзя гордиться опытом воспитательной деятельности, так как это ведет к превращению педагога в машину, лишь задающую и спрашивающую уроки.

8 К.Д. Ушинский подчеркивал, что профессиональные педагоги-воспитатели и наставники подрастающего поколения крайне необходимы отечественной гимназии для «постановки целенаправленной, планомерной и содержательной воспитательной работы» [3]. Но эта идея была воплощена в жизнь далеко не сразу. Только во второй половине XIX века в Российской империи оформился институт классного (гимназического) наставничества, который был закреплен законодательно. Круг лиц, занимавшихся воспитанием гимназистов, таких как воспитатель, классный наставник, помощник классного наставника, надзиратель, был обозначен в документах. Их цели и содержание деятельности также были подробно перечислены. Например, согласно Уставу гимназии 1871 г., «классный наставник — педагог-воспитатель, одновременно выполняющий часть учебной нагрузки в вверенном ему классе, являющийся «ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников», а также «вступающий в контакт с родителями и родственниками воспитанников и с прочими преподавателями своего класса для равномерного распределения занятий по дням недели» [3].

9 Практики наставничества получили широкое распространение в социальной работе с детьми с начала XX века (опыт Соединенных Штатов Америки). Были созданы ассоциации и объединения добровольцев-наставников детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях таких как: конфликт с законом, дети-сироты, неизлечимо больные дети, дети военных, дети из неполных семей.

10 В Советском Союзе институт наставничества получил распространение в начале 30-

х годов ХХ века. Воспитание молодого поколения «новых граждан» стало одной из главных задач государственной образовательной политики. Только люди с богатым жизненным опытом и высокой профессиональной подготовкой допускались к решению этих задач. Массовое проведение смотров, награждений и поощрений лучших членов движения наставничества получило в это время широкое тиражирование с целью пропаганды. Роль учителя как наставника в обучении подрастающего поколения и наставника-воспитателя в нем дисциплины и коммунистического отношения к труду и учебе значительно возросла. Учителям повсеместно обеспечивались все необходимые условия для выполнения важных для всей страны и почетных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения Советских граждан. Так, например, в 1932 году постановление ЦК ВКП(б) постановляет: «Наркомпросу следует установить такую расстановку кадров на местах, которая обеспечивала бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со стороны последних молодым учителям» [4]. Руководство союзных республик в целях обеспечения советских школ новыми педагогическими кадрами проводило серьезную работу по «подбору, закреплению, повышению общей и специально-педагогической квалификации новых педагогических кадров, которые составляли ценный кадровый резерв страны» [4].

11 Институт наставничества приобрел характер массового движения в СССР с 50-х годов ХХ века. В средней общеобразовательной школе наставничество использовали как одну из форм методической работы в рамках помощи опытного учителя молодому учителю, позволяющей ему закрепить необходимые знания, умения, навыки и адаптироваться к новым условиям.

12 В 60-е годы в СССР феномен наставничества обрел свое современное понимание и назначение. С этого времени наставничество всерьез стало рассматриваться как одна из форм воспитания и профессиональной подготовки молодых учителей. Только самые авторитетные учителя, с богатым жизненным опытом и профессиональными знаниями становились наставниками молодых педагогов.

13 В 70-80-х годах каждый выпускник педагогического вуза проходил разработанную совместно со своим руководителем-наставником стажировку по индивидуальному плану. Цель такой стажировки состояла не только в адаптации молодого специалиста в новом педагогическом коллективе, но и в совершенствовании практических умений и навыков. За время такой стажировки молодой педагог под наблюдением своего наставника участвовал в различных направлениях педагогической деятельности, таких как: ведение уроков, общение с родителями учеников, участие во внеучебной деятельности и даже в планировании деятельности всей школы. Наравне с вузами и школами в процессе наставничества молодых педагогических кадров активно принимали участие районные и городские методические службы. Их участие в организации разнообразных консультаций, встреч, диспутов, конференций по конкретным методическим вопросам и общепедагогической проблематике в целом, приносило неоценимый вклад в организацию педагогических стажировок.

14 В то же время в конце 80-х - начале 90-х годов модернизация государственного устройства в нашей стране отразилась на системе образования. Как следствие всех изменений, институт наставничества был достаточно продолжительное время востребован незначительно, и только в последние годы он начинает возрождаться.

15 В современной России вопрос о роли наставничества вновь обретает свою актуальность. В рамках множества самых разнообразных мероприятий по всей стране в режиме онлайн и офлайн происходит обсуждение его значения для развития кадрового потенциала организаций - адаптации новых и повышения квалификации сотрудников со стажем работы, и, как следствие, для развития самой организации в целом.

16 В последние годы в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина неоднократно подчеркивалась актуальность возрождения института наставничества: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня

нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях» [5]. В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.

17 В ходе исследования обосновано, что к настоящему времени не существует единого определения понятия «наставничество» ни в педагогической науке, ни в законодательной базе системы образования. Из анализа законодательства Российской Федерации, проведенного О.В. Башариной: «Понятие «наставничество» не определено ни в одном законодательном акте Российской Федерации» [6]. Однако можно утверждать, что все существующие в педагогике определения раскрывают те или иные характеристики наставничества, поскольку феномен его многогранен. «В самом общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека - менее опытному» [7].

18 Подчеркнем, что наставничество тем не менее представляет собой устоявшийся в педагогической практике феномен.

19 Заключение. Наставничество в образовании — это сложный процесс и симбиоз руководства, обучения, оказания влияния и помощи ученикам и студентам, и начинающим учителям. Его можно рассматривать, например, как форму профессиональной адаптации молодого педагога. Организация профессиональной адаптации и повышения квалификации молодых педагогов в образовательной организации в форме наставничества способствует их успешному вхождению в выбранную профессию и служит отправной точкой для дальнейших профессиональных исканий, находок и успехов, а также способствует профессиональному развитию педагогов-наставников, помогает им увидеть и наметить новые перспективы своей педагогической деятельности. Наставничество помогает талантливым и амбициозным педагогам планировать свою карьеру, развивать соответствующие компетенции, становясь более самостоятельными, ответственными и целеустремленными. Наставничество содействует трансляции ценностей, видения и миссии педагогической деятельности на все ее уровни через тесные отношения между наставником и подопечным, помогая им понять и внести необходимые изменения в индивидуальный стиль работы и поведения. В сравнении с классическими формами повышения квалификации наставничество имеет ряд преимуществ: обладает большей гибкостью, отличается многообразием приемов в условиях реальной педагогической деятельности, имеет «обратную связь». Вместе с тем наставничество в системе повышения квалификации подтверждает тот факт, что педагогический труд не может быть однообразным - здесь всегда присутствует творческий подход, вариативность.

20 Как показывает анализ лучших отечественных практик наставничества, в Российской Федерации в настоящее время активно происходит:

• формирование соответствующего разным формам наставничества нормативного и учебно-методического обеспечения, организационно-методи-ческой основы для внедрения и последующего развития механизмов наставничества обучающихся образовательных организаций, в том числе с привлечением представителей региональных предприятий и бизнеса к этой деятельности;

• внедрение программ наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями, профильными общественными объединениями;

• методическая поддержка деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации работы по развитию наставничества;

• обеспечение создания и развития организационных механизмов вовлечения наставников в работу с обучающимися образовательных организаций;

• обновление содержания образовательных программ, методик преподавания и оценивания результатов освоения образовательных программ, направленных на формирование активной гражданской позиции каждого обучающегося, а также на достижение целевых показателей наставничества Национального проекта «Образование» в части воспитания развитой и социально ответственной личности на

основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

21 В заключении отметим, что на протяжении всего времени эволюции человечества

институт наставничества играл значимую роль и стал неотъемлемой частью развития общества, условием продвижения многих педагогических практик в системе профессионального образования, условием профессионального развития молодежи. Парадигмальный сдвиг в современной педагогике в направлении неформальности, нелинейности, неопределенности позволяет обосновать необходимость дополнительного исследования феномена «наставничество» и современной интерпретации его назначения.

Библиография:

1. 1. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога Теория и практика образования в современном мире материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб Свое издательство, 2015. С. 18-22.

2. Якушкина М. С. Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи Человек и образование. 2015. №3. С. 128-132.

3. Ичетовкина Н. М. Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии Образование и воспитание. 2015. № 5 (5). С. 12-14.

4. О школе и учителе сборник постановлений и материалов. М.,1938, с. 40.

5. Материалы совместного заседания Государственного совета и Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23 дек. 2013 года ГосМенеджмент. 2018. № 8. URL httpwww.gosman.rupoliticsnews=33753 (дата обращения 17.06.2021).

6. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 18-26.

7. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен история и современность Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 264-268. URL httpscyberleninka.ruarticlennastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennostviewer (дата обращения 17.06.2021).

8. Илакавичус М.Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2018. 40 с.

9. Ройтблат О.В. Построение организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 22 с.

10. Окерешко А. В. Стимулирование педагогов к информальному образованию в процессе повышения их квалификации автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Новгород, 2016. 25 с.

11. Якушкина М.С. Кураторство как фактор развития воспитательного пространства вуза. СПб СПбГУ, 2006.

12. Якушкина М.С. Роль кураторов в формировании субъективной позиции студентов и школьников Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. № 4. С. 197-204.

Development of the phenomenon of "mentoring" in pedagogical science and practice

Yan Medvedev

Graduate student, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» Russian Federation, Moscow

Abstract

The article examines the phenomenon of the emergence and development of mentoring. The development stages, the place and role of mentoring in pedagogy and education are analyzed. In the Russian Empire, the institution of classroom mentoring took shape in the second half of the 19th century, when it was secured by law. The practice of mentoring became widespread in the United States of America as part of social work with children in the early 20th century. The main characteristics of mentoring are presented. In its most general form, mentoring can be defined as a way of transferring knowledge, skills and attitudes from a more experienced person to a less experienced one. Based on the analysis of open literature sources describing the phenomenon of "mentoring", as well as the experience of implementing mentoring activities in professional educational organizations, the problems of the development of the Institute of Mentoring have been

© МедведевЯ.В.,2021

identified. The components that are relevant for the integral education system of the Russian Federation within the framework of the actualization and revival of the mentoring system are described.

Keywords: mentoring, mentoring institute, mentoring system, mentor, teacher Publication date: 16.02.2022 Citation link:

Medvedev Y. Development of the phenomenon of "mentoring" in pedagogical science and practice // Man and Education - . - [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018647-6-1 (circulation date: 16.02.2022).

Код пользователя: 37966; Дата выгрузки: 16.02.2022; URL - http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018647-6-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.