Научная статья на тему 'Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии'

Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / MENTORING / EDUCATION / PROFESSION / KNOWLEDGE / COMPETENCE / SKILLS / LABOR MARKET / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаспаришвили Александр Тенгизович, Крухмалева Оксана Валерьевна

Наставничество как социальный институт. Процесс вхождения в профессию, совершенствование профессионального мастерства, формирование и передача компетенций и навыков. Разработка мер поощрения и стимулирования работы наставников, создание системы популяризации наставничества с площадкой обмена опытом в этой сфере, платформой, поддерживающей наставнические программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаспаришвили Александр Тенгизович, Крухмалева Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring As A Social Phenomenon: Contemporary Challenges And New Realities

A mentor is a person possessing specific experience and willing to share it with less experienced colleagues in the environment of mutual trust. Social institution of mentoring has come a long way in its evolution. The authors analyze mentoring as an interdisciplinary problem. They illustrate theoretical theses by the data of sociological research. The article examines mentoring in its broader sense as a social institution and narrowly as a process of entering profession, improving professional skills, formation and transmission of competencies and skills. First, enhance education system compliance with modern requirements, achieving a balanced state of labor market and, as a result, reducing the number of professionals with unclaimed skills, overcoming consequences of the demographic crisis and aging of personnel. For the success of the implementation of the functions of mentoring in present-day conditions it is necessary to revise the main principles of the mentor’s activities, development of measures for stimulation of his work, as well as establishment of a special system of mentoring promotion, which would include platforms for the exchange of the experience in this field, and support the mentoring programs in their search for the necessary information and resources.

Текст научной работы на тему «Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии»

УДК 371

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ феномен: современные вызовы и новые реалии

Александр Тенгизович Гаспаришвили,

кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Центра стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова

Оксана Валерьевна Крухмалева,

кандидат социологических наук, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова

Социальный институт наставничества прошёл значительный путь в своей эволюции. Вместе с тем современные реалии диктуют необходимость разработки новых подходов к его осмыслению, поиску механизмов его функционирования и раскрытию той роли, которую он призван играть в современном обществе.

• наставничество • образование • профессия • воспитание • социальный институт • компетенции • навыки • рынок труда • социализация

Интерпретация «наставничества»

Обращаясь к терминологии, необходимо отметить, что в русскоязычной литературе традиционно принято использовать термин «наставничество». Вплоть до середины 90-х годов прошлого века именно этим термином характеризовался процесс передачи знаний, навыков, умений от более опытного работника к менее опытному коллеге. Наставник в процессе взаимодействия с учеником направляет его именно в практической части деятельности. Образно говоря, он передаёт свои знания, мастерство и опыт «из рук в руки». В зарубежной практике наиболее распространёнными являются понятия «ментор», «коучер», «тьютор».

С точки зрения институционального подхода, анализ наставничества предполагает выделение в нём основополагающих характеристик, позво-

ляющих отнести его к социальному институту общества, в том классическом понимании, в котором его трактовали М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс1, определявшие социальные институты как форму организации людей, объединившихся для удовлетворения потребностей, как важнейшее средство их самореализации, как устойчивые «связки» и «узлы» общественных отношений.

Наставничество в этой трактовке рассматривается как исторически сложившаяся, устойчивая и закреплённая нормами права и морали система отношений

1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. — М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2018; Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997.

по поводу социального воспроизводства деятельности людей. Это институт, обеспечивающий процесс преемственности культуры, норм, ценностей, навыков и умений путём передачи профессионального опыта. Он выполняет функции адаптации, социализации, обучения, способствует социальной мобильности. Наставничество тесно связано с воспитанием и образованием. Вместе с тем оно имеет и особенности. Образование — это, прежде всего, передача знаний; воспитание — передача социальных норм, ценностей. Наставничество же связано прежде всего с овладением профессией, совершенствованием профессионального мастерства, передачей компетенций и навыков. В литературе наставник часто отождествляется с воспитателем. Функционально это вполне справедливо.

Так же как образование и воспитание, наставничество относится к процессу социализации, а если рассматривать его более конкретно, то это элемент преемственности поколений в формах приобретения и наследования опыта в профессиональной сфере. Эти формы преемственности поколений неразрывно связаны с существующей эпохой. Именно конкретные исторические периоды обуславливают те или иные формы преемственности, виды усвоения культурного опыта и формирование новых требований к изменению условий жизнедеятельности человека.

Возникновение наставничества как социального феномена восходит к глубокой древности. Справедливо будет утверждать, что первые наставники (воспитатели) появились тогда, когда у человека возникла потребность передачи культурного опыта. Эта потребность была напрямую обусловлена развитием орудий труда и постепенным усложнением отношений между людьми в процессе разделения труда. Роль наставника в ранних обществах сводилась прежде всего к передаче навыков владения орудиями труда и подготовке молодого поколения к взрослению (ритуал инициации). Наставниками становились старшие и уважаемые члены родов и кланов.

В исторический период, когда основной ячейкой общества начинает выступать семья, главной задачей наставника становится воспитание и обучение ребёнка вне её. Это предполагает передачу знаний, навыков и умений, которые пригодились бы ему во взрослой жизни. С развитием производительных сил и совершенствованием общественного устройства в задачу наставника входит непосредственно передача определённых практических навыков, жизненного опыта, определённых действий, которые призваны были помочь адаптироваться ученику в реальной жизни. Зачастую функции наставника выполняли старшие члены семьи или родственники. Поэтому естественным путём в семье ребёнок приобретал те же профессиональные навыки, которыми владели его отец, дед или дядя. Кузнец обучал кузнечному делу, плотник — плотницкому, гончар — гончарному мастерству.

Новый вектор в развитии наставничества возник в средневековом обществе, в период расцвета ремесленничества. Испытывая возросшую потребность в квалифицированных работниках, общество активно стимулировало и поощряло вовлечение подрастающих поколений в производительный труд. Для того чтобы дети могли эффективнее овладевать профессиональными навыками, организовывались различные ремесленные формы обучения (цеховые, гильдейские), готовящие учащихся конкретному ремеслу. С учётом того факта, что вовлечённость подрастающего поколения в общее образование в этот период была крайне низкой, роль наставника в овладении профессией, в профессиональном мастерстве существенно возрастала.

В конце XVIII — начале XIX веков в большинстве стран Европы, США и Японии произошла смена экономического уклада. Промышленная революция, характеризовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрике, заменой ручного труда машинами, трансформацией преимущественно аграрного общества в индустриальное, положила начало существенным

изменениям в требованиях к профессиональной подготовке кадров и структуре рынка труда. Разорение мануфактуры и рост промышленных предприятий стали причинами активного вытеснения с рынка труда ремесленников и мастеровых, основных агентов реализации функций института наставничества. Существенные изменения происходили и в институте образования. Обучение профессии начало входить в общую систему образования, открывались реальные, ремесленные училища. Однако институт наставничества, особенно в сегменте узких рабочих специальностей и творческих профессий, в этот период продолжал оставаться востребованным.

В Европе характеристике наставничества как социального феномена уделено внимание в работах представителей феноменологической школы (Ж. Пиаже, Э. Гуссерль). Именно человек, личность — центр, точка отсчёта в феноменологии, поэтому в работах представителей этой школы выделяется приоритет индивидуально-ориентированного, персонального направления в воспитании. Организация системы воспитания строится на доверии, сотрудничестве, взаимодействии воспитателя и ученика, на тех условиях наставничества, которые выделяли в своих работах ещё древнегреческие философы и представители эпохи Просвещения. Индивидуальный подход в наставничестве, персонификация и «штучное» взращивание подопечного в профессиональном плане ярко иллюстрируют известные примеры реализации успешного взаимодействия в конструкции «ученик — наставник».

Начавшаяся в 60—70-х годах XIX века вторая промышленная революция существенно изменила рынок труда и предъявила новые требования к профессиональным навыкам работников. Внедрение научных достижений в производство, автоматизация ручного труда стимулировали рост безработицы, высвобождение большого количества малоквалифицированных рабочих, увеличение социального расслоения в обществе. Требования к квалификации и профессионализму входящих на рынок труда молодых специалистов существенно изменились. Массовое производство требовало массового образования, поэтому повсеместно там, где это было возможно, «штучная» подготовка специалиста через институт наставничества постепенно отошла на второй план.

Необходимо отметить, что подходы к наставничеству, методы его организации, формы реализации в разных странах отличаются друг от друга и обуславливаются национальными, экономическими, социокультурными потребностями общества. Их многообразие и особенности нуждаются в отдельном детальном анализе и являются темой самостоятельного исследования.

О жизненности такого социального явления, как наставничество, свидетельствует посвящённая ему солидная современная зарубежная литература. Можно отметить, к примеру, труды Г. Льюиса2, Д. Клаттербака3, Д. Мег-гинсона, Дж. Максвелла, М. Кларина и других авторов. В их работах наставничество рассматривается как системный процесс, направленный на преодоление определённых проблем перехода с образовательной ступени на профессиональную. Оно индивидуально ориентировано и остаётся актуальным на любом этапе профессиональной карьеры. Потребность и интерес в нём имеют как отдельный человек, так и общество, высшая школа, предприятие, организация, рынок труда.

Российская империя дольше других европейских стран оставалась страной с аграрным укладом экономики и позже других вступила в период индустриализации. Наставничество и профессиональное ученичество были распространены в России и после Великой Октябрьской революции, особенно в период нэпа — новой экономической политики — и ранней индустриализации, пока страна переживала огромные экономические трудности и восстанавливала экономику. В России большой вклад в осмысление роли и значения

2 Льюис Г. Менеджер — наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний. —

М.: Баланс-Клуб, 2002.

3 Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. — London: CIPD, 2006.

наставничества внёс известный педагог К. Ушинский. Он отмечал, что в полной мере потенциал личности может раскрыться только при гармоничном сочетании теорети-

4

ческого знания и практического опыта . Следовательно, успешность профессиональной адаптации личности зависит от чуткости, опытности и мастерства наставника.

Потребность в наставничестве

Новую трактовку наставничество получило в СССР в 30-е годы XX века. Оно активно внедрялось во все профессиональные сферы и поддерживалось на государственном уровне. Были выработаны специальные меры поощрения и порицания в рамках этого процесса. Это привело к институализации наставничества, превращению его в действующий социальный институт. Наставник занимал в этом процессе главенствующее положение и выступал в роли воспитателя и учителя. Он отвечал не только за передачу профессиональных знаний и навыков в профессии, но и брал на себя заботу и ответственность за воспитание подопечного. Интересно, что в 1930—40-х годах в СССР появились прототипы современных конкурсов профессионального мастерства для молодёжи, которые позже (в 1950 г.) в зарубежной практике трансформировались в движение «Молодые профессионалы» и аналогичные ему.

Функционирование института наставничества продолжалось в СССР вплоть до конца 1980-х годов. В этот период государство выступало непосредственным инициатором и основной поддерживающей силой для развития движения наставничества. Оно активно продвигало и пропагандировало лучшие практики и опыт работы наставников молодёжи. Проводились различные конкурсы и смотры, были введены наградные знаки

4 Ичетовкина Н.М. Идеи К.Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии // Образование и воспитание. —

2015. — № 5. — С. 12-14.

отличия для наставников. Знак «Наставник молодёжи» был учрежден в 1973 г., и первое вручение его состоялось в 1974 г. на Х Пленуме ЦК ВЛКСМ. Это была высокая награда, и иметь её было очень почётно. К награде представлялись лучшие наставники, достигшие высоких результатов в профессиональном и гражданском становлении молодёжи.

Важно отметить, что, видоизменившись в идеологическом плане в советский период, наставничество продолжало реализовы-вать социально-культурную миссию введения молодых людей в профессию, позволяя им активно овладевать знаниями, приобретать опыт и необходимое мастерство. Идея наставничества, профессиональной (рабочей) династии была возведена в государственную идеологию и активно поощрялась через систему различных мероприятий, конкурсов и соревнований по мастерству. Вместе с тем реализация функций наставничества была сосредоточена в основном в системе специальной подготовки кадров. Со сменой экономических приоритетов и утверждения новых форм хозяйственных отношений наставничество постепенно начало отходить на второй план и вымываться из системы воспитания и образования как форма введения и поддержки в профессии. Это привело к тому, что в 1990-е годы в новой России положительный опыт РСФСР в организации наставничества практически был утрачен.

Отметим, что в наиболее близком сущностному, изначальному пониманию наставничества оно всегда продолжало сохраняться в творческих, личностно-ори-ентированных сферах: в науке (понятие «научной школы» базируется на персональном участии учёного в становлении его учеников), искусстве (авторские школы, мастерские), педагогическом образовании (введение молодого педагога в процесс учебной деятельности, особенно на ступенях начального и общего среднего образования), спорте (ученик-тренер).

Отличительная черта сегодняшнего понимания феномена наставничества — его неразрывная связь с понятием «компетенции», которое трактуется как способность конкретного работника решать возложенные на него задачи. Требования цифровой эпохи из всего многообразия возможных компетенций всё настойчивее выделяют ключевую — способность к непрерывному образованию, обучению. Компетенция непрерывного обучения служит фундаментом развития современного человека. Сегодня он всегда должен быть готов к тому, чтобы постоянно учиться и переучиваться. Если ещё в недалёком прошлом возможность получения одного образования на всю жизнь была востребована и особо не нуждалась в пересмотре, то нынешние реалии требуют принципиально иных установок. Зачастую образование устаревает уже в процессе его получения. Поэтому главным умением становится не усвоение какого-то набора знаний, а выработка навыков и способностей обновлять эти знания.

В связи с этим представляется вполне обоснованной инициатива Министерства просвещения РФ о введении должности ведущего учителя (учителя-наставника), в обязанности которого будет входить в частности — «интеграция профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, психологов, дефектоло-гов, социальных педагогов) и педагогическое наставничество »5.

Ещё один возможный путь успешной профессиональной самореализации человека — изменения в среднем звене образования. Выпускники школ могут проходить профориентацию и выбирать вуз не по набору необходимых ЕГЭ, а по призванию, внутренней потребности и с пониманием перспективных требований рынка труда. Решение этой задачи сегодня также активно реализуется. Помимо общеобразовательной профориентационной работы эффективными механизмами индивидуального развития и формирования будущей профессиональной траектории выпускника становятся олимпиадное движение, работа с талантливой

5 Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // «Учительская газета», 23 апреля 2019 г.

молодёжью, проведение публичных мероприятий по освещению достижений учащихся. Во всей этой работе важнее место принадлежит наставничеству.

С каждым годом растёт число участников предметных олимпиад школьников. Так, по опубликованным отчётным данным Института непрерывного педагогического образования, на всех этапах Всероссийской олимпиады школьников начиная с 2015 г. число участников демонстрирует стабильную тенденцию к увеличению. Для сравнения приведём только данные регионального и заключительного этапов как наиболее наглядно-сопоставимые: число участников, писавших работы на региональном этапе, составило в 2015 г. 116 341 чел., в 2016 г. — 120 803 чел., в 2017 г. — 122 404 чел., в 2018 г. — 129237 чел.

На заключительном этапе соответственно участвовали по годам: 2015 г. — 4811 чел., 2016 г. — 5000 чел., 5078 чел., 5117 чел.6 Победителями и призёрами по итогам олимпиады 2017/2018 учебного года стали 2285 человек (в 2014 г. их было 1410 чел.)7. Успехи учеников — это результат работы их непосредственных наставников — учителей-предметников и планомерная реализации направлений работы с талантливой молодёжью.

Г"Ч «• о о

Здесь удаётся найти точки взаимодействия массового образования и индивидуально-личностного подхода: ведь успешность подготовки и сопровождения участника олимпиады требуют совместной индивидуальной творческой работы педагога-наставника и ученика.

Результаты этой работы отражают показатели поступлений в вузы по результатам олимпиад, а также достижения

6 Итоги всероссийской олимпиады школьников

в 2017/18 учебном году (статистические данные) / ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов, Институт непрерывного педагогического

образования. — 2018. — С. 4.

7 Там же. — С. 59.

российских школьников на международных соревновательных мероприятиях и тестовых срезах международных организаций. Так, только по итогам летнего международного олимпиадного сезона 2018 г. школьники из РФ завоевали 17 золотых, 8 серебряных и 2 бронзовые медали8. По инициативе Министерства просвещения РФ, развитию института наставничества в школьном образовании должно быть уделено особое место. Министр просвещения О.Ю. Васильева, в одном из своих выступлений отметила, что «в различные формы наставничества должны быть вовлечены не менее 70% наших детей к 2024 году»9.

Ещё одна важная составляющая наставнической работы — деятельность таких образовательных площадок, как, например, технопарк «Кванториум» или образовательный центр «Сириус», в задачу которых входит работа по выявлению и сопровождению талантливой молодёжи. Выпускниками «Сириуса» к началу 2018 г. уже стали порядка 19 тыс. талантливых детей. По данным министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой, в настоящее время на территории 62 регионов РФ функционируют 89 технопарков «Кванториум», ещё 25 — планируется к открытию в 2019 г.10 Наставниками в этих центрах выступают представители бизнеса, политики, известные учёные, деятели культуры, спортсмены, которые делятся с молодёжью не только профессиональными навыками, но и жизненным опытом, дают советы, приглашают на стажировки, практики.

8 Об итогах проведения Всероссийской олимпиады школьников в 2017/18 учебном году и о перспективах развития олимпиадного движения в Российской Федерации / Е.И. Полстульгина. — М.: Министерство просвещения РФ. — 31 октября 2018.

9 Выступление министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой на пленарном совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. — Истра, 2019 г. // ИА REGNUM, 28.06.2019. Электронный ресурс — https://regnum.ru/ news/society/2656287.html

10 Выступление О.Ю. Васильевой на «правительственном

часе» в Совете Федераций РФ 25 июня 2019 г. // Российская газета, 25.06.2019.

Возрастание интереса общества к проблеме наставничества отражено в ряде выступлений первых лиц государства, а также в учреждении конкурсов, соревнований и олимпиад по профессиональному мастерству, навыкам и умениям среди молодёжи («Молодые профессионалы» ^огЫ8кШз), «Я — профессионал», FutureSkills, Зо^кШз), общественной организации «Наставник» и других. Так, в Послании к Федеральному собранию в марте 2018 г. Президент РФ В.В. Путин отметил как значимую задачу для России — развитие наставничества. По словам лидера страны, только объединив передовые знания и нравственные основы, можно быть и оставаться сильным государством11. Это заявление стало логическим продолжением ориентации власти на возрождение позитивных советских

" туч

традиций наставничества. Как отметил президент, новые российские наставники должны передавать молодым людям знания, опыт и «особенно ценности».

Институт наставничества в современном воплощении должен войти в самые разные сферы жизни общества: в образование, предпринимательство, на производство, а также в культуру и спорт. Возрождение этого движения призвано оказать содействие в решении таких стратегически важных и неотложных задач для страны, как повышение производительности труда, улучшение качества жизни и формирование новых ценностей, необходимых для технологического рывка.

Таким образом, в настоящее время феномен наставничества получил новый импульс развития. Но предстоит ещё много сделать. Прежде всего исследовать современный опыт наставничества в организациях разного профиля, проанализировать применяемые методы работы наиболее успешных наставников с точки зрения

11 Послание Президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию. 01.03.2018. Официальный сайт Кремля http://www.kremlin.ru/events/president/

news/56957

реализации индивидуального подхода в обуче нии. В законодательном плане необходимо сформулировать основные положения работы наставника, систему поощрительных мер, воз награждения и стимулирование их работы. Назрела разработка специальной системы популяризации наставничества, которая бы включала в себя площадки обменом опыта в этой сфере, платформы, поддерживающие наставнические программы в поисках необхо-

димой информации и ресурсов. Важность института наставничества несомненна: он выступает как форма передачи накопленного опыта и преемственности поколений, необходимая составля ющая развития общества, сохранения и приращения человеческого капитала, развития личности. НО

Mentoring As A Social Phenomenon: Contemporary Challenges And New Realities

Alexander T. Gasparishvili, PhD (philosophy), Deputy Director, Center for Educational Strategy, Lomomonosov MSU University

Oxana V. Kruhmaleva, PhD (sociology), Head of the department, Center for Educational Strategy, Lomomonosov MSU University

Abstract. A mentor is a person possessing specific experience and willing to share it with less experienced colleagues in the environment of mutual trust. Social institution of mentoring has come a long way in its evolution. The authors analyze mentoring as an interdisciplinary problem. They illustrate theoretical theses by the data of sociological research. The article examines mentoring in its broader sense as a social institution and narrowly as a process of entering profession, improving professional skills, formation and transmission of competencies and skills. First, enhance education system compliance with modern requirements, achieving a balanced state of labor market and, as a result, reducing the number of professionals with unclaimed skills, overcoming consequences of the demographic crisis and aging of personnel. For the success of the implementation of the functions of mentoring in present-day conditions it is necessary to revise the main principles of the mentor's activities, development of measures for stimulation of his work, as well as establishment of a special system of mentoring promotion, which would include platforms for the exchange of the experience in this field, and support the mentoring programs in their search for the necessary information and resources.

Keywords: mentoring, education, profession, education, knowledge, competence, skills, labor market, socialization.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Veber M. Nauka kak prizvaniye i professiya // Veber M. Izbrannyye proizvedeniya / Per. s nem., sost., obshch. red. i poslesl. Yu.N. Davydova; predisl. P.P. Gaydenko. — M.: Progress, 1990.

2. Dyurkgeym E. Elementarnyye formy religioznoy zhizni: totemicheskaya sistema v Avstralii. — M.: Izdatel'skiy dom «Delo»,

RANKhiGS, 2018.

3. Parsons T. Sistema sovremennykhobshchestv. — M.: Aspekt-Press, 1997.

4. Lyuis G. Menedzher — nastavnik. Strategiya vospitaniya talantov i peredachi znaniy. — M.: Balans-Klub, 2002.

5. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. London: CIPD, 2006.

6. Ichetovkina N.M. Idei K.D. Ushinskogo v issledovanii fenomena klassnogo nastavnichestva v otechestvennoy dorevolyutsion-noy gimnazii // Obrazovaniye i vospitaniye. — 2015. — № 5. — S. 12—14.

7. Proyekt postanovleniya Pravitel'stva RF «O vnesenii izmeneniy v nomenklaturu dolzhnostey pedagogicheskikhrabotnikov orga-nizatsiy, osushchestvlyayushchikhobrazovatel'nuyu deyatel'nost', dolzhnostey rukovoditeley obrazovatel'nykhorganizatsiy» / / «Uchitel'skaya gazeta», 23 aprelya 2019 g.

8. Itogi vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov v 2017/18 uchebnom godu (statisticheskiye dannyye) /FGAOU VO Rossiyskiy universitet druzhby narodov, Institut nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — S. 4.

9. Ob itogakhprovedeniya Vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov v 2017/18 uchebnom godu i o perspektivakh razvitiya olimpiadno-go dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii / Ye.I. Polstul'gina. — M.: Ministerstvo prosveshcheniya RF. — 31 oktyabrya 2018.

10. Vystupleniye ministra prosveshcheniya RF O.Yu. Vasil'yevoy na plenarnom soveshchanii rukovoditeley organov ispolnitel'noy vlasti sub'yektov Rossiyskoy Federatsii, osushchestvlyayushchikhgosudarstvennoye upravleniye v sfere obrazovaniya. — Istra, 2019 g. // IA REGNUM, 28.06.2019. Elektronnyy resurs — https://regnum.ru/news/society/2656287.html

11. Vystupleniye OV. Vasil'yevoy na «pravitel'stvom chase» v Sovete Federatsiy RF 25 iyunya 2019 g. //Rossiyskaya gazeta, 25.06.2019.

12. Poslaniye Prezidenta Rossii V.V. Putina k Federal'nomu Sobraniyu. 01.03.2018. Ofitsial'nyy sayt Kremlya http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.