Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / агрессивное поведение / педагог / психолог-педагогическое сопровождение / образовательная среда / агрессия / teenager / aggressive behavior / teacher / psychologist-pedagogical support / educational environment / aggression

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Слюняева Алина Александровна, Ермишова Екатерина Вячеславовна

Статья посвящена вопросам подготовки психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных подростков. В контексте современного общества, где растет число подростков с агрессивным поведением, особенно актуальной становится задача подготовки специалистов, способных оказывать квалифицированную помощь и поддержку данной категории подростков. Статья анализирует основные причины возникновения агрессии у подростков и требования к специалистам, работающим с данной категорией. Особое внимание уделяется психологическим и педагогическим подходам, способствующим успешной адаптации агрессивных подростков в обществе, а также формированию позитивного воспитательного воздействия для предотвращения агрессивного поведения в будущем. Исследование представляет практические рекомендации для специалистов, занимающихся подготовкой кадров в образовательной среде, а также для педагогов и психологов, работающих с агрессивными подростками. Работа выполнена в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of training psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive adolescents. In the context of modern society, where the number of adolescents with aggressive behavior is growing, the task of training specialists capable of providing qualified assistance and support to this category of adolescents becomes especially urgent. The article analyzes the main causes of aggression in adolescents and the requirements for specialists working with this category, special attention is paid to psychological and pedagogical approaches that contribute to the successful adaptation of aggressive adolescents in society, as well as the formation of positive educational impact to prevent aggressive behavior in the future. The study provides practical recommendations for specialists involved in training personnel in an educational environment, as well as for teachers and psychologists working with aggressive adolescents. The work was carried out within the framework of the network grant «Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ»

2. Власова, Г.И. Особенности тревожности современных подростков школьников / Г.И. Власов, A.C. Турчин // Научное мнение. - 2019. - № 9 - С. 16-21

3. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 - 198 с.

4. Подольский, А.П. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков / А.П. Подольский, O.A. Идобаева. - Москва: Юрайт, 2023. - 124 с.

5. Прихожан, A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 191 с.

6. Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика / С.Ю. Тарасова. - Москва: Генезис, 2016. - 143 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Слюняева Алина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр Ермишова Екатерина Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ АГРЕССИВНЫХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных подростков. В контексте современного общества, где растет число подростков с агрессивным поведением, особенно актуальной становится задача подготовки специалистов, способных оказывать квалифицированную помощь и поддержку данной категории подростков. Статья анализирует основные причины возникновения агрессии у подростков и требования к специалистам, работающим с данной категорией. Особое внимание уделяется психологическим и педагогическим подходам, способствующим успешной адаптации агрессивных подростков в обществе, а также формированию позитивного воспитательного воздействия для предотвращения агрессивного поведения в будущем. Исследование представляет практические рекомендации для специалистов, занимающихся подготовкой кадров в образовательной среде, а также для педагогов и психологов, работающих с агрессивными подростками. Работа выполнена в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

Ключевые слова: подросток, агрессивное поведение, педагог, психолог-педагогическое сопровождение, образовательная среда, агрессия.

Annotation. The article is devoted to the issues of training psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive adolescents. In the context of modern society, where the number of adolescents with aggressive behavior is growing, the task of training specialists capable of providing qualified assistance and support to this category of adolescents becomes especially urgent. The article analyzes the main causes of aggression in adolescents and the requirements for specialists working with this category, special attention is paid to psychological and pedagogical approaches that contribute to the successful adaptation of aggressive adolescents in society, as well as the formation of positive educational impact to prevent aggressive behavior in the future. The study provides practical recommendations for specialists involved in training personnel in an educational environment, as well as for teachers and psychologists working with aggressive adolescents. The work was carried out within the framework of the network grant «Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Key words: teenager, aggressive behavior, teacher, psychologist-pedagogical support, educational environment, aggression.

Введение. Подростковый возраст является периодом значительных физических, психологических и социальных изменений. В этот период молодые люди сталкиваются с множеством «вызовов», и одним из них является агрессивное поведение. Агрессия стала одной из негативных черт нашей эпохи. В наше время статистические данные о росте подростковой преступности уже не вызывают удивления. Взрослые часто бессильны перед возрастающей подростковой жестокостью и агрессией в сложившейся социально-политической, экономической и культурной обстановке. Дети и подростки столкнулись с влиянием агрессии. Необходимо подчеркнуть, насколько важно найти способы воспитания у детей миролюбия в настоящее время. Многие ученые и педагоги прикладывают усилия к решению этой сложной задачи. Один из таких методов - специальная подготовка педагогов к взаимодействию с агрессивными детьми и подростками.

Агрессивность в данном контексте определяется как намеренное вредное поведение или действия, направленные на нанесение физического или эмоционального вреда другим людям. Это поведение может включать в себя физическую агрессию (например, драки), вербальную агрессию (оскорбления, угрозы) и даже пассивную агрессию (игнорирование, изоляция) [4].

Изложение основного материала статьи. Агрессия у подростков может возникать из-за различных причин, и часто это результат взаимодействия нескольких факторов. Основные причины возникновения агрессивного поведения у подростков включают.

1. Биологические факторы. Гормональные изменения во время подросткового периода могут влиять на эмоциональное состояние и поведение подростков, делая их более склонными к агрессии.

2. Социальное окружение. Вредное или насильственное окружение, включая семейные конфликты, насилие в семье, или общение с агрессивными сверстниками, может стимулировать агрессивное поведение.

3. Психологические факторы. Факторы, такие как низкая самооценка, страх, тревожность, депрессия или проблемы в области эмоционального регулирования, могут способствовать агрессивному поведению.

4. Моделирование поведения. Подростки могут копировать агрессивное поведение, которое они видят у взрослых, в том числе в семье или в медиа.

5. Недостаток навыков решения конфликтов. Подростки могут не уметь адекватно решать конфликты и выражать свои потребности и эмоции, что может привести к агрессивному реагированию.

6. Негативные воздействия среды. Факторы окружающей среды, такие как бедность, безработица, неблагоприятные жилищные условия или доступность оружия, могут усиливать агрессию [3].

7. Индивидуальные особенности. Некоторые подростки могут иметь индивидуальные особенности, такие как тенденция к импульсивности или нарушениям поведения, которые делают их более склонными к агрессивности.

Понимание этих причин и анализ конкретных ситуаций помогают специалистам и родителям разрабатывать стратегии по предотвращению и управлению агрессивным поведением у подростков.

Работа с агрессивными подростками требует от педагога особых навыков, специфических качеств и профессиональных подходов. Обобщить их можно следующим образом.

1. Понимание подростковой психологии. Педагог должен обладать глубоким пониманием особенностей и проблем, с которыми сталкиваются агрессивные подростки. Знание развития психики, эмоциональных процессов и социальных факторов, влияющих на их поведение, является необходимым требованием.

2. Эмоциональная стабильность. Педагог должен обладать высокой степенью эмоциональной стабильности и уметь контролировать собственные эмоции. Взаимодействие с агрессивными подростками может вызывать напряжение и конфликтные ситуации, поэтому педагог должен быть способен сохранять спокойствие и разумность.

3. Навыки общения. Педагог должен обладать эффективными навыками общения, которые помогут ему установить доверительные отношения с агрессивными подростками. Важно уметь слушать, задавать открытые вопросы, проявлять эмпатию и понимание. Также необходимо умение указывать границы и устанавливать правила, не вызывая враждебности.

4. Адаптивность и гибкость. Педагог должен обладать способностью адаптироваться к разным ситуациям и обстоятельствам. Агрессивные подростки могут проявлять переменное поведение, поэтому педагог должен быть готов изменять свои методы в соответствии с потребностями каждого конкретного подростка.

5. Знание педагогических подходов и методик. Педагог должен быть хорошо ознакомлен с различными педагогическими подходами и методиками, применяемыми при работе с агрессивными подростками. Важно уметь выбирать наиболее подходящие инструменты и методы доя эффективного воздействия на поведение подростка.

6. Способность к сотрудничеству. Работа с агрессивными подростками часто требует тесного сотрудничества с другими специалистами - педагогами, психологами, врачами и родителями. Педагог должен быть готов к совместной работе, конструктивному обмену информацией и координации усилий для достижения положительных результатов.

7. Саморазвитие и обучаемость. Педагог должен быть готов к постоянному саморазвитию и обучению. Изучение новых методик работы с агрессивными подростками, участие в тренингах и профессиональных курсах позволяют совершенствовать свои навыки и эффективность работы с подростками [1].

Вышеперечисленные требования помогут педагогу работать с агрессивными подростками, создавать условия для их развития и помогать им развить навыки позитивного поведения и адаптации в социуме.

В рамках обозначенной нами проблемы, было спроектировано и осуществлено экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.о. Саранск. В качестве респондентов выступили ученики восьмых классов в количестве 26 человек.

Для диагностики обучающихся использовались методики: «Опросник уровня агрессивности» А. Басса - А. Дарки (адаптация Е.И. Рогова) и «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева.

По результатам первой методики по шкале «физическая агрессия» было установлено, что 21% подростков имели расположение к физической агрессии, 50% подростков обладали средним уровнем физической агрессии и 29% показали низкий уровень тенденции к применению физической агрессии.

Показатели второй шкалы «косвенная агрессия» отражали следующие результаты: у 25% подростков был диагностирован высокий коэффициент косвенной агрессии, 43% школьников отличались средним уровнем и у 32% испытуемых низкий коэффициент агрессии. К раздражению были склоны 36% подростков. Свою агрессию они демонстрировали с помощью явных демонстративных актов поведения, эмоций. В пределах нормы раздражительность была диагностирована у 52% школьников и только 12% подростков были устойчивы к раздражителям.

Оппозиционно-вызывающее поведение явно присутствовало у 40 % подростков, отчасти - у 42% школьников, совсем отсутствовало у 18% обучающихся. Последние не были расположены к негативизму. По шкале «обидчивость» 25% школьников продемонстрировали высокий уровень. У 45% испытуемых уровень обидчивости превосходил средний показатель и у 30% подростков находился в пределах нормы.

По шкале «подозрительность» коэффициент был превышен у 32% испытуемых. Такие дети проявляют недоверчивость в любых ситуациях. Подозрительность выше среднего прослеживалась у 44% детей, 23% имели адекватный уровень подозрительности.

Словесная перепалка ругань, оскорбления были характерны 35% школьникам. Они в любой ситуации старались словесно задеть оппонента, унизить. Отдельные ситуативные элементы словесной перепалки сверстниками встречались у 48,9 % подростков. И только 15,6% не имели склонность ругаться и скандалить, были тверды и эмоционально устойчивы.

Сильное чувство вины преследовало 26,7% подростков, отчасти прослеживалось у 48 % школьников, редко задумывались об этом 17% школьников.

В результате изучения агрессивности 18% школьников показали высокий уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризовалось вспыльчивостью, любые спорные вопросы решались посредством физической силы. Дети, имеющие средний уровень агрессивности, составили 20% школьников от общего числа подростков. От общего числа опрошенных 62% показали низкий уровень агрессивности, у которых все показатели в норме, они были способны успешно преодолевать стрессовые ситуации.

По общему показателю враждебности 54% подростков показали высокий уровень, демонстрируя повышенную обиду и излишнюю подозрительность. Дети, имеющие средний уровень враждебности, составили 36% школьников от общего числа респондентов. Они были умеренно обидчивы и подозрительны. Низкую враждебность демонстрировали 10% подростков.

Данные методики «Личностная агрессивность конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева показали следующие результаты: 28% школьников обладали повышенной вспыльчивостью, раздражались по любому поводу, вызывающему беспокойство. Умеренную вспыльчивость демонстрировали 53% школьников, а низкое проявление - 19% подростков.

Напористость и наступательность демонстрировали 20% подростков. Умеренную напористость демонстрировали 55% школьников, а низкое проявление - 25% подростков. Эмоциональная реакция подростка на причиненное личностное неудобство, выраженное в зависти и ненависти, по-прежнему было характерно для 35% подростков. Менее обидчивы были 48% детей, и обидчивость в пределах нормы была у 17% испытуемых.

В группу неуступчивых вошли 32% подростков. Более уступчивы были 44% детей, а низкая категоричность к людям была у 24% испытуемых. Явно выраженную бескомпромиссность демонстрировали 15% подростков. Более склонны к компромиссу были 45% детей, а стремление к сотрудничеству было у 40% испытуемых.

Повышенная мстительность, выраженная через осознанное построение разрушающего поведения по отношению к оппонентам, была характерна для 47% подростков. Менее мстительны были 38% детей, а стремление к обдуманному поведениюдемонстрировали 15% школьников.

Нетерпимость к мнению других, связанную с демонстративным неуважительным отношением, показывали 32% подростков. Большую терпимость демонстрировали 50% детей, а стремление к обдуманному поведению демонстрировали 18% школьников.

К недоверчивым детям по-прежнему были отнесены 32% школьников. Повышенный коэффициент подозрительности прослеживался у 45% испытуемых, средний уровень подозрительности продемонстрировали 23% испытуемых. Повышенный коэффициент позитивной агрессии показали 10% испытуемых, 70% подростков продемонстрировали средний уровень, низкий уровень был выявлен у 20% школьников.

По шкале «негативной агрессивности» повышенный результат был характерен для 28% подростков, у 50% подростков был выявлен средний уровень, 12% подростков имели низкий уровень негативной агрессивности.

Выводы. Работа с агрессивными подростками может быть сложной, но важной задачей для педагогов. Вот несколько рекомендаций, которые помогут эффективно взаимодействовать с такими учениками.

1. Поддерживайте эмоциональную безопасность:

- создавайте в классе атмосферу безопасности и доверия, где подросток чувствует, что его эмоции уважаются;

- поддерживайте открытую и дружелюбную коммуникацию, где ученик может свободно выражать свои чувства.

2. Слушайте и понимайте:

- послушайте подростка, давая ему возможность рассказать о своих проблемах и чувствах;

- пытайтесь почувствовать и понять, что он переживает, а не сразу предлагать решения.

3. Учите навыкам саморегуляции:

- помогайте ученику развивать навыки контроля над своими эмоциями, например, через дыхательные упражнения или методики релаксации;

- обсуждайте стратегии управления гневом и разрешения конфликтов.

4. Создавайте структуру и предсказуемость:

- подростки с агрессией часто нуждаются в структуре и регулярности в учебном процессе;

- предоставьте четкое расписание и правила, чтобы ученик знал, что ожидать.

5. Используйте позитивное подкрепление:

- поощряйте положительное поведение и учебные достижения, чтобы мотивировать ученика;

- старайтесь избегать наказаний, которые могут усилить агрессивное поведение.

6. Сотрудничайте с родителями:

- важно поддерживать открытую и регулярную связь с родителями, чтобы работать сообща над проблемой;

- обсуждайте стратегии воспитания и поддержки, которые могут применяться как в школе, так и дома.

7. Обратитесь за помощью специалистов:

- если с агрессивным поведением подростка сложно справиться самостоятельно, не стесняйтесь обратиться за помощью психолога или другого специалиста;

- они могут предложить дополнительные стратегии и поддержку.

8. Обучайтесь и развивайтесь:

- постоянно совершенствуйте свои навыки в работе с агрессивными подростками, участвуя в тренингах и обучающих программах.

9. Будьте терпимыми и настойчивыми:

- работа с агрессивными подростками может быть долгим и сложным процессом. Не теряйте надежду и продолжайте поддерживать ученика.

10. Заботьтесь о собственном эмоциональном благополучии:

- работа с агрессивными подростками может быть эмоционально напряженной. Не забывайте о своем собственном здоровье и поддерживайте свою эмоциональную устойчивость.

Работа с агрессивными подростками требует терпимости, эмпатии и профессиональных навыков. С помощью педагога эти ученики могут научиться управлять своей агрессией и развивать более здоровые способы взаимодействия с окружающими [1].

Успешная адаптация агрессивных подростков в обществе требует комплексного подхода, который объединяет психологические и педагогические стратегии. Вот некоторые из них.

Психологические подходы.

1. Индивидуальное консультирование. Психологические сессии с агрессивными подростками могут помочь им разобраться в своих эмоциях, научиться управлять агрессией и развивать навыки решения конфликтов.

2. Терапия. Различные формы терапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или арт-терапия, могут помочь подросткам работать над своими эмоциями и поведением.

3. Социальные навыки. Тренинги по развитию социальных навыков помогут подросткам научиться эффективно общаться, решать конфликты и строить здоровые отношения с окружающими.

4. Саморегуляция. Обучение методам саморегуляции эмоций, например, через медитацию или глубокое дыхание, может помочь подросткам справляться с агрессивностью.

Педагогические подходы.

1. Индивидуальный подход. Педагоги должны учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого агрессивного подростка, разрабатывая учебные и воспитательные стратегии.

2. Поддержка и мотивация. Педагоги могут помочь агрессивным подросткам находить интересы и цели, которые могут стать источником мотивации для положительного поведения.

3. Профилактика и обучение конфликтным навыкам. Педагогические программы, направленные на профилактику агрессии, включают в себя обучение навыкам решения конфликтов, коммуникации и сотрудничества.

4. Поддержка социальной интеграции. Педагоги и школьные работники могут помогать агрессивным подросткам включаться в школьное сообщество, участвовать в внешкольных мероприятиях и развивать положительные отношения с учителями и сверстниками.

5. Сотрудничество с семьей. Важно также вовлекать семью агрессивного подростка в процесс поддержки и воспитания, совместно разрабатывая стратегии для улучшения поведения.

Комбинированный подход, включающий в себя и психологические, и педагогические методы, способствует успешной адаптации агрессивных подростков в обществе, помогая им развивать здоровые отношения, управлять своей агрессией и строить положительное будущее.

Литература:

1. Антошкин, В.Н. Отношения в системе образования: социальные, психологические, информационные аспекты / В.Н. Антошкин, K.M. Мельцер. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2009. - 124 с.

2. Бодалев, A.A. Прикладная психология общения и межличностного познания / A.A. Бодалев; под ред. Л.И. Рюмшиной. - Москва: КРЕДО, 2015. - 144 с.

3. Малышев, A.A. Психология личности и малой группы / A.A. Малышев. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 2017. - 447 с.

4. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков / В.И. Мурадова // Молодой ученый - 2016. -№ 15 (119). - С. 413-415

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Царева, Е.В. Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях / Е.В. Царева, Ю.Д. Микулец, A.A. Слюняева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. -Ч. 2. - С. 370-373

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Фадеева Ольга Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА

Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики агрессивного поведения подростков. Кратко сформулирована проблема агрессивности и агрессивного поведения в научных психолого-педагогических источниках. Проанализированы особенности подросткового возраста. Выделены факторы, способствующие развитию агрессивного поведения в подростковой среде. Авторами продемонстрированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение агрессивного поведения подростков. Выявлено, что для значительной части респондентов характерен высокий уровень агрессивности, тенденция к агрессивному поведению. Аргументирована необходимость разработки тренинга снижения агрессивности подростков, который может быть использован в качестве средства профилактики агрессивного поведения. Статистически доказана эффективность тренинговой программы. Сформулированы методические рекомендации педагогам для снижения и профилактики агрессии подростков. Исследование выполнено в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, тренинг, профилактика.

Annotation. The article is devoted to the prevention of aggressive behavior of adolescents. The problem of aggressiveness and aggressive behavior in scientific psychological and pedagogical sources is briefly formulated. The features of adolescence are analyzed. The factors contributing to the development of aggressive behavior in the adolescent environment are highlighted. The authors demonstrate the results of an empirical study aimed at studying the aggressive behavior of adolescents. It was revealed that a significant part of the respondents is characterized by a high level of aggressiveness, a tendency to aggressive behavior. The necessity of developing training to reduce the aggressiveness of adolescents, which can be used as a means of preventing aggressive behavior, is argued. The effectiveness of the training program has been statistically proven. Methodological recommendations for teachers to reduce and prevent adolescent aggression are formulated. The study was carried out within the framework of the network grant « Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Key words: aggressiveness, aggressive behavior, adolescence, training, prevention.

Введение. Проблема агрессии - одна из самых популярных тем в мировой психологии. Сегодня проблема агрессивного поведения детей и подростков дискутируется педагогами, воспитателями и родителями. В подростковый период растущая склонность к агрессии проявляется как одна из наиболее важных проблем социального характера нашего общества, в том числе резкий рост преступности среди несовершеннолетних, особенно среди несовершеннолетних правонарушителей, в последние годы. В то же время настораживает тот факт, что увеличивается количество преступлений против людей, повлекших тяжкие телесные повреждения. Обычны жестокие массовые драки среди подростков. Поэтому важно уделить внимание первичной профилактике агрессивного поведения подростков, в том числе с помощью обучающих программ. Ведь от ее своевременного осуществления зависит полноценное формирование личности подростка.

Изложение основного материала статьи. Одним их основных вопросов, касающихся анализа и характеристики агрессии, является то, что термин подразумевает широкий спектр действий (как разрушительных, так и относительно созидательных). Тем не менее агрессию традиционно трактуют как сознательное нанесения или психологического вреда другому человеку.

Исследованием агрессивности и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии занимались А. Бандура, Е.Ю. Брель, М. Дойч, 3. Фрейд, P.P. Максудов, К.Э. Оксинойд, Т.В. Скутина и др.

В латинском языке понятие агрессия (agreddi) переводится как «атака» и интерпретируется именно с этой страны.

В российской психолого-педагогической науке агрессией считается несоблюдение действующих в обществе норм и правил, причинение ущерба объекту агрессии (живому и неживому), нанесение людям телесных повреждений, а также нанесение им психологического дискомфорта (негативный опыт, рациональность).

Согласно A.M. Барыбиной, агрессия представляет собой особое общественное поведение, которое обостряется и сохраняется в принципе таким же образом, как и множество других видов общественного поведения. Для детального изучения агрессивного поведения, считает автор, необходимо обратить внимание на три аспекта:

1) каким образом усвоено это поведение;

2) причины, обуславливающие его возникновение;

3) каковы условия закрепления [1].

Агрессивное поведение предполагает активное (вербальное или физическое) устранение сложностей, запретов и т.д. Агрессивное поведение состоит из трех компонентов: когнитивного (осознание сложившейся ситуации, определение цели и мотивационно-обоснованное наличие проявлений агрессии), эмоционального (второстепенное выражение отрицательных эмоций, например, злости, отвращения, неуважения и гнева) и волевого (упорство, настойчивость, решимость и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.