Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / стресс / подростковый возраст / образовательная среда / социализация / сопровождение / anxiety / adolescence / stress / educational environment / socialization / support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Микулец Юлия Дмитриевна, Папанова Евгения Сергеевна

В статье описывается такой психологический феномен, как тревожность в подростковом возрасте. Раскрывается влияние тревожности на жизнь обучающегося. Обозначаются основные причины и факторы повышения уровня тревожности подростков. Описывается поведение тревожного подростка в образовательной среде. Продемонстрированы и проанализированы результаты экспериментального исследования, направленного на изучение уровня тревожности школьников подросткового возраста. Выявлено, что превалирующая часть подростков имеет повышенный уровень тревожности. На основе результатов разработаны соответствующие требования к организации взаимодействия с тревожным школьником на основе его личностных особенностей. Сформулированы методические рекомендации педагогам и психологам для работы с тревожными подростками. Разработан план подготовки к сопровождению тревожных обучающихся. Исследование выполнено в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes such a psychological phenomenon as anxiety in adolescence. The influence of anxiety on the life of the student is revealed. The main causes and factors of increasing the level of anxiety in adolescents are indicated. The behavior of an anxious teenager in an educational environment is described. The results of an experimental study aimed at studying the level of anxiety in adolescent schoolchildren are demonstrated and analyzed. It was revealed that the prevailing part of adolescents has an increased level of anxiety. Based on the results, appropriate requirements for the organization of interaction with an anxious student based on his personal characteristics have been developed. Methodological recommendations for teachers and psychologists for working with anxious adolescents are formulated. A plan has been developed to prepare for the support of anxious students. The study was carried out within the framework of the network grant «Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Выводы. Таким образом, респонденты-участники буллинга более склонны к проявлению агрессии, чем респонденты, не участвовавшие в буллинговых отношениях. У них в большей степени выражается осознанное или скрытое агрессивное поведение, направленное против какого-то человека или предмета, выражающее в речевой форме с целью снижения уверенности в себе и порождения чувства беспомощности у объекта нападения. Среди акцентуаций проявляются возбудимый, дистимический и тревожный тип. Больше проявляют такие черты как недостаточная управляемость и ослабление контроля. Все это сочетается с властью биологических влечений. Для таких индивидов характерна грубость, бестактность, занудство, влечение к конфликтам и трениям.

Литература:

1. Тимерьянова, Л.Н. Буллинг в образовательной среде: профилактика и пути решения / Л.Н. Тимерьянова. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2020. - 36 с.

2. Тимерьянова, Л.Н. Изучение проявлений буллинга в образовательной среде / Л.Н. Тимерьянова // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 1. -С. 341-344.

3. Школа без насилия: Методическое пособие / [Ю.Н. Синягина и др.]; под ред. Н.Ю. Синягиной. - Москва: АНО «ЦНПРО», 2015. - 150 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Микулец Юлия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр Папанова Евгения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описывается такой психологический феномен, как тревожность в подростковом возрасте. Раскрывается влияние тревожности на жизнь обучающегося. Обозначаются основные причины и факторы повышения уровня тревожности подростков. Описывается поведение тревожного подростка в образовательной среде. Продемонстрированы и проанализированы результаты экспериментального исследования, направленного на изучение уровня тревожности школьников подросткового возраста. Выявлено, что превалирующая часть подростков имеет повышенный уровень тревожности. На основе результатов разработаны соответствующие требования к организации взаимодействия с тревожным школьником на основе его личностных особенностей. Сформулированы методические рекомендации педагогам и психологам для работы с тревожными подростками. Разработан план подготовки к сопровождению тревожных обучающихся. Исследование выполнено в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

Ключевые слова: тревожность, стресс, подростковый возраст, образовательная среда, социализация, сопровождение.

Annotation. The article describes such a psychological phenomenon as anxiety in adolescence. The influence of anxiety on the life of the student is revealed. The main causes and factors of increasing the level of anxiety in adolescents are indicated. The behavior of an anxious teenager in an educational environment is described. The results of an experimental study aimed at studying the level of anxiety in adolescent schoolchildren are demonstrated and analyzed. It was revealed that the prevailing part of adolescents has an increased level of anxiety. Based on the results, appropriate requirements for the organization of interaction with an anxious student based on his personal characteristics have been developed. Methodological recommendations for teachers and psychologists for working with anxious adolescents are formulated. A plan has been developed to prepare for the support of anxious students. The study was carried out within the framework of the network grant «Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Key words: anxiety, adolescence, stress, educational environment, socialization, support.

Введение. На современном этапе развития нашего общества, характеризующимся нестабильностью, информационной загруженностью, агрессивностью окружающей среды увеличивается количество тревожных людей, среди которых отдельной категорией представлено подрастающее поколение. Это беспокойные, эмоционально нестабильные, неуверенные в себе молодые люди, недооценивающие себя и боящиеся будущего.

Так как подростки значительную часть времени проводят в образовательных организациях, то причиной высокой тревожности может стать школа и сам учебный процесс. В психологии появились такие термины, как «школьный невроз», «школьная фобия» и «школьная дезадаптация». Перечисленные термины означают разные психологические состояния подростков, которые характеризуются совокупностью переживаний, ведущих в свою очередь к нестабильному эмоциональному состоянию, психологическому неблагополучию и трудностям в социализации.

Тревожность способствует уменьшению продуктивности деятельности, работоспособности, возникновению сложностей во взаимоотношениях с окружающими. Известно, что обучающихся, переходящие из начальной школы в среднюю испытывают затруднения из-за требований к их физическому, интеллектуальному, психическому и личностному развитию, к сформированности знаний и учений, полученных в начальной школе. Часто именно такие предъявляемые требования являются факторами не только развития тревожности, но и ее повышения.

Чаще пубертатный возраст называют периодом нестабильности в развитии. Увеличивается внимание к самому себе, к меняющей внешности и потребностям, также отмечается острая реакция на мнение окружающих, особенно на мнение сверстников. И не всегда все это приводит к развитию психологического благополучия, адекватного отношения к себе и окружающим.

Изложение основного материала статьи. Преимущественно тревожность определяется как психологическое состояние, для которого характерны подавленное настроение, страх и беспокойство. Согласно исследователям, она может быть ситуативной (причиной становятся особенности окружающей обстановки) и личностной (сформированной чертой личности). Тревожность возникает в таких обстоятельствах, когда личность сталкивается с определенными факторами,

которые воспринимаются психикой человека, как риск, способный нанести огромный вред безопасности личности. Стоит заметить, что чувство тревожности динамично, оно может меняться по силе, зависимо от времени восприятия раздражителя и от самого восприятия стрессового фактора. Выделяются следующие признаки стресса:

- физические признаки (тремор рук, головокружение, мигрень, нарушение веса и сна, постоянная усталость, изменение в физиологическом строе);

- эмоциональные признаки (повышенная раздражительность, беспокойство, эмоциональное напряжение, обостренные чувства вины, одиночества и недовольство собой и своими успехами);

- поведенческие признаки (частые конфликты, несобранность в работе, суетливость при выполнении заданий, появление вредных привычек);

- интеллектуальные признаки (ухудшение концентрации внимания, памяти, мышления) [1].

На основе анализа тревожности как психического состояния, вызванного ограничением жизненных потребностей,

A.M. Прихожан предлагает следующую классификацию видов тревожности:

- школьная тревожность, когда фактором возникновения чувства беспокойства, волнения и страха становится школа и образовательный процесс;

- самооценочная тревожность, находящаяся в прямой зависимости от оценки личностью собственных качеств, умений и других особенностей;

- межличностная тревожность, проявляющаяся в общении и зависящая от его качества [5].

Пубертатный возраст приходится на период обучение в школе, поэтому переживание чувства тревожности, связанное с учебой, нормально. Необходимо отметить то, что уровень тревожности должен быть оптимальным или умеренным, т.к. повышенная тревожность несет ряд отрицательных последствий и полностью дезадатирует подростка в школьной среде.

Существует необходимость исследования тревожности на разных возрастных этапах с целью всестороннего описания и раскрытия сущности данного психического состояния, а также для детального изучения влияния тревожности на эмоциональную сферу индивида. Психологи подчеркивают, что тревожность способствует формированию психологических трудностей, например, нарушению психофизиологического развития, которое впоследствии может служить причиной обращения к психологу для получения консультации или проведения коррекционной работы.

Чувство тревоги может выступать как личностная черта, выражающаяся в частых переживаниях беспокойства независимо от происходящих ситуаций, даже в тех, в которых угроза не может возникнуть. Такая личностная черта содержит в себе неконтролируемый страх, неспособность воспринимать окружающий мир безопасным, человек наоборот воспринимает все происходящее, как опасность. Подросток, испытывающий тревожность, прибывает в негативных эмоциях, следствием чего могут стать проблемы с налаживанием стабильной и продуктивной связи с социумом [4].

Перечислим некоторые причины повышенной подростковой тревожности:

- внутриличностные конфликты на основе неудовлетворительной оценки собственной своей успешности;

- деструктивное взаимодействие, ограничение или нарушение взаимоотношений с ровесниками;

- отвержение подростка сверстниками из-за особенностей его поведения;

- тревожность окружающих взрослых, с которыми подросток может себя идентифицировать;

- нарушение семейных отношений, повышенные требования к ребенку, способствующие возникновению дефицита эмоциональной теплоты [6].

Основным ключевым событием в психофизическом развитии данной возрастной группы является возникающая гормональная перестройка, влияющая на изменение в психофизиологическом плане, что может послужить причиной для появления и повышения уровня тревожности.

Чаще всего причиной появления тревожности в пубертатном возрасте является внутриличностный конфликт, борьба мотивов и ценностей с потребностями. Состояние внутренней борьбы возникает в результате требований, исходящих от окружающих людей (например, родители запрещают и ограничивают желания подростка; педагоги выдвигают завышенные требования к ученикам, невзирая на индивидуальные особенности и т.д.), которые не соответствуют стремлениям подростка. В этом случае учащиеся теряют стабильность и приобретают неопределенность и неуверенность в своих дальнейших действиях и в социуме.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г.о. Саранск. В нем приняли участие 94 подростка, учащиеся 7-9 классов.

В качестве психодиагностического инструментария использованы следующие методики: «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергер (адаптирована Ю.Л. Ханиным), «Шкала тревожности» Д. Тейлор (адаптирована

B.Г. Норакидзе) [3].

Данные диагностики по методике Ч. Д. Спилбергера «Шкала личностной тревожности» (адаптирована Ю. Л. Ханиным) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные диагностики по методике «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергер

(адаптирована Ю.Л. Ханиным)

Уровень Количество подростков

абс. %

Низкий 26 27,7

Средний 31 32,9

Высокий 37 39,4

Анализ результатов показывает, что высокий уровень тревожности преобладает у большинства подростков (39,4%). Они проявляют неуверенность, ограничивают взаимодействие с окружающими. Средний уровень тревожности имеют 32,9%, низкий уровень тревожности выявлен у 27,7% школьников.

Данные диагностики по методике «Шкала тревожности» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Данные диагностики по методике «Шкала тревожности» Д. Тейлор

Уровень тревожности Количество подростков

абс. %

Очень высокий 18 19,2

Высокий 21 22,3

Средний (с тенденцией к высокому) 22 23,4

Средний (с тенденцией к низкому) 17 18,1

Низкий 16 17

Анализ данных таблицы 2 позволяет констатировать факт, что очень высокий уровень тревожности характерен для 19,2% респондентов, высокий уровень тревожности выявлен у 22,3% учащихся. Таким образом, у 41,5% наблюдается выраженная тревожность. У 23,4% выявлен средний уровень (с тенденцией к высокому), для 18,1% характерен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому). И только у 17% респондентов обнаружен низкий уровень тревожности.

На основе анализа полученных результатов нами разработаны требования к педагогам и психологам для взаимодействия с тревожными подростками.

1. Для лучшего понимания психологии подростка следует изучить возрастную психологию данного этапа взросления, его особенности и кризисные моменты.

2. Изучить научную литературу, посвященную тревожности, ее виды, формы, причины развития, ее особенность и влияние в подростковом возрасте.

3. Ознакомится с литературой по разработке тренинговых и тематических занятий, тема которых связана с просвещением субъектов образования о тревожности и работе с ней.

4. При работе с тревожным подростком следует понимать необходимость открытого диалога, уважая личные границы школьника и позволять ему высказываться. Агрессия, настойчивость, повышенный тон и т. п. способны отпугнуть тревожного подростка.

5. Следует анализировать посылаемые подростку сообщения. Здесь речь идет о том, что педагог и психолог говорит и как он это делает. Незначительное слово может быть причиной недоверия и подрыва авторитета педагога и психолога в глазах школьника. Следует говорить подростку свои замечания и пожелания в формате «Я-сообщение».

Также нами составлены рекомендации педагогам и психологам, следование которым будет способствовать снижению уровня тревожности подростков или предупреждать ее возникновение.

1. Отдавать предпочтение доброжелательным взаимоотношениям, оказывая поддержку в напряженных ситуациях и избегая жестких критических замечаний в адрес подростков.

2. Целесообразно исследовать систему взаимоотношений подростков в классе.

3. Особое внимание следует уделить отвергнутым учащимся, оказать содействие в том, чтобы постепенно они заняли более высокое статусное положение в классе (постепенно способствовать повышению самооценки, опираясь на положительные качества личности).

4. Педагогам и психологам следует обучить родителей способам поддержки и преодоления тревожности подростков.

5. Важно проведение коррекционно-развивающих мероприятий, т. е. тренингов по коммуникации, повышению самооценки и т. п. Следует подготовить подростков к возможным стрессовым ситуациям, которые связанны со школой и научить способам самоконтроля.

6. Серьезные разговоры с тревожными подростками следует проводить лично, а не на публике. Также при общении сравнивать подростка с кем-либо не следует, сравнивать стоит лишь с успехами самого подростка.

7. Подростков с повышенным уровнем тревожности рекомендуется не вводить в публичные, а особенно, соревновательные публичные мероприятия. Совокупность двух моментов (ситуации соревнования и демонстрация своих способностей) является причиной беспокойства и страха.

Дополнительно нами спроектирован примерный план подготовки педагогов и психологов к сопровождению тревожных подростков. Программа рассчитана на семь занятий.

Занятие 1. Психология подростков.

Цель: изучить основные особенности психического, познавательного, личностного развития, проанализировать подростковый кризис.

Занятие 2. Психология тревожности.

Цель: изучить феномен тревожности: формы, виды, признаки, причины и влияние на жизнь.

Занятие 3. Тревожность в подростковом возрасте.

Цель: изучить особенности тревожности в подростковом возрасте, влияние тревожности на самосознание школьника.

Занятие 4. Тревожные подростки - группа риска.

Цель: изучить особенности организации воспитательной работы в школе с подростками «группы риска».

Занятие 5. Методы диагностики тревожности.

Цель: изучить методы диагностики тревожности, обработку результатов и их интерпретацию.

Занятие 6. Формы работы по преодолению тревожности в подростковом возрасте.

Цель: изучить методы и формы работы с тревожными школьниками и разработать мероприятия по просвещению родителей и подростков по теме повышенной тревожности.

Занятие 7. Разработка тренинговых занятий по преодолению тревожности подростков.

Цель: изучить особенности тренинговых занятий, структуру и этапы. Разработать психолого-педагогические занятия по преодолению тревожности подростков.

Выводы. В ходе исследования выявлено, что превалирующая часть подростков имеет высокий уровень тревожности. Результаты эксперимента позволили сделать вывод о необходимости разработки психолого-педагогических и методических рекомендаций педагогам и психологам, а также плана подготовки сопровождения тревожных подростков. Только комплексная работа субъектов образования (учителя, психологи, ученики, их родители и т.п.), направленная на преодоление тревожности, является существенным средством ее снижения и профилактики.

Литература:

1. Барыльник, С.Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом тендерных особенностей / С. Н. Барыльник // Молодой ученый. - 2016. - № 6,- С. 683-686

2. Власова, Г.И. Особенности тревожности современных подростков школьников / Г.И. Власов, A.C. Турчин // Научное мнение. - 2019. - № 9 - С. 16-21

3. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 - 198 с.

4. Подольский, А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков / А.П. Подольский, O.A. Идобаева. - Москва: Юрайт, 2023. - 124 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Прихожан, A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 191 с.

6. Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика / С.Ю. Тарасова. - Москва: Генезис, 2016. - 143 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Слюняева Алина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр Ермишова Екатерина Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ АГРЕССИВНЫХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных подростков. В контексте современного общества, где растет число подростков с агрессивным поведением, особенно актуальной становится задача подготовки специалистов, способных оказывать квалифицированную помощь и поддержку данной категории подростков. Статья анализирует основные причины возникновения агрессии у подростков и требования к специалистам, работающим с данной категорией. Особое внимание уделяется психологическим и педагогическим подходам, способствующим успешной адаптации агрессивных подростков в обществе, а также формированию позитивного воспитательного воздействия для предотвращения агрессивного поведения в будущем. Исследование представляет практические рекомендации для специалистов, занимающихся подготовкой кадров в образовательной среде, а также для педагогов и психологов, работающих с агрессивными подростками. Работа выполнена в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

Ключевые слова: подросток, агрессивное поведение, педагог, психолог-педагогическое сопровождение, образовательная среда, агрессия.

Annotation. The article is devoted to the issues of training psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive adolescents. In the context of modern society, where the number of adolescents with aggressive behavior is growing, the task of training specialists capable of providing qualified assistance and support to this category of adolescents becomes especially urgent. The article analyzes the main causes of aggression in adolescents and the requirements for specialists working with this category, special attention is paid to psychological and pedagogical approaches that contribute to the successful adaptation of aggressive adolescents in society, as well as the formation of positive educational impact to prevent aggressive behavior in the future. The study provides practical recommendations for specialists involved in training personnel in an educational environment, as well as for teachers and psychologists working with aggressive adolescents. The work was carried out within the framework of the network grant «Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Key words: teenager, aggressive behavior, teacher, psychologist-pedagogical support, educational environment, aggression.

Введение. Подростковый возраст является периодом значительных физических, психологических и социальных изменений. В этот период молодые люди сталкиваются с множеством «вызовов», и одним из них является агрессивное поведение. Агрессия стала одной из негативных черт нашей эпохи. В наше время статистические данные о росте подростковой преступности уже не вызывают удивления. Взрослые часто бессильны перед возрастающей подростковой жестокостью и агрессией в сложившейся социально-политической, экономической и культурной обстановке. Дети и подростки столкнулись с влиянием агрессии. Необходимо подчеркнуть, насколько важно найти способы воспитания у детей миролюбия в настоящее время. Многие ученые и педагоги прикладывают усилия к решению этой сложной задачи. Один из таких методов - специальная подготовка педагогов к взаимодействию с агрессивными детьми и подростками.

Агрессивность в данном контексте определяется как намеренное вредное поведение или действия, направленные на нанесение физического или эмоционального вреда другим людям. Это поведение может включать в себя физическую агрессию (например, драки), вербальную агрессию (оскорбления, угрозы) и даже пассивную агрессию (игнорирование, изоляция) [4].

Изложение основного материала статьи. Агрессия у подростков может возникать из-за различных причин, и часто это результат взаимодействия нескольких факторов. Основные причины возникновения агрессивного поведения у подростков включают.

1. Биологические факторы. Гормональные изменения во время подросткового периода могут влиять на эмоциональное состояние и поведение подростков, делая их более склонными к агрессии.

2. Социальное окружение. Вредное или насильственное окружение, включая семейные конфликты, насилие в семье, или общение с агрессивными сверстниками, может стимулировать агрессивное поведение.

3. Психологические факторы. Факторы, такие как низкая самооценка, страх, тревожность, депрессия или проблемы в области эмоционального регулирования, могут способствовать агрессивному поведению.

4. Моделирование поведения. Подростки могут копировать агрессивное поведение, которое они видят у взрослых, в том числе в семье или в медиа.

5. Недостаток навыков решения конфликтов. Подростки могут не уметь адекватно решать конфликты и выражать свои потребности и эмоции, что может привести к агрессивному реагированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.