Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деструктивное поведение / буллинг / травля / агрессия / акцентуации характера / destructive behavior / bullying / bullying / aggression / character accentuation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимерьянова Лилия Николаевна

Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества. Деструктивное поведение многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозионное отношение подростка к социальному пространству школы. Одно из проявлений деструктивного поведения-травля, буллинг. В исследовании принимали участие респонденты, которые участвовали в буллинге в разных ролях и респонденты, которые не были участниками буллинга. Было выявлено, что респонденты-участники буллинга более склонны к проявлению агрессии, чем респонденты, не участвовавшие в буллинговых отношениях. У них в большей степени выражается осознанное или скрытое агрессивное поведение, направленное против какого-то человека или предмета, выражающее в речевой форме с целью снижения уверенности в себе и порождения чувства беспомощности у объекта нападения. Среди акцентуаций проявляются возбудимый, дистимический и тревожный тип. Больше проявляют такие черты как недостаточная управляемость и ослабление контроля. Все это сочетается с властью биологических влечений. Для таких индивидов характерна грубость, бестактность, занудство, влечение к конфликтам и трениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Destructive behavior of a teenager manifests itself in violation of school order, conflict interaction with peers and teachers, destruction of personal and school property. Destructive behavior is diverse, but in general reflects the aggressive-370oppositional attitude of a teenager to the social space of the school. One of the manifestations of destructive behavior is bullying, bullying. The study involved respondents who participated in bullying in different roles and respondents who were not participants in bullying. It was revealed that respondents who participated in bullying are more prone to aggression than respondents who did not participate in bullying relationships. They mostly express conscious or hidden aggressive behavior directed against some person or object, expressing it in speech form in order to reduce self-confidence and generate a feeling of helplessness in the object of attack. Among the accentuations, excitable, dysthymic and anxious types are manifested. They show more features such as insufficient controllability and weakening of control. All this is combined with the power of biological drives. Such individuals are characterized by rudeness, tactlessness, boredom, attraction to conflicts and friction.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

практической конференции «XVI Левитовекие чтения». Редколлегия: М.О. Резванцева (отв. ред.), Т.Н. Мельников, Е.А. Густова и др. - Москва, 2021. - С. 163-169

7. Хузеева, Г.Р. Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста / Г.Р. Хузеева // Психологические исследования. - 2017. - №10 (54). - С. 8. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30095420 (дата обращения: 14.09.2020)

8. Чурекова, Т.М. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме / Т.М. Чурекова, В.Н. Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 46. - С. 217 224. -Режим доступа: http://vestnik.kemgik.ru/archive/issues.php?ELEMENT_ID=418 (дата обращения: 15.09.2020)

9. Чурекова, Т.М. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема / Т.М. Чурекова, В.Н. Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2017.- № 1.-С. 42 46

10. Шалина, А.А. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития / А.А. Шалина, О.В. Суворова, Е.В. Минаева // Монография. - Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2022. - 174 с.

11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - 2009. - СПб.: Питер. -672 с.

12. Bandura, A. Social learning and personality development / A. Bandura. - New York, 1969. - 363 p. - Text direct.

13. Baumrind, D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind 11 Developmental Psychology. - 1971. - Vol. 4. - № 1, pt. 2.-P. 1-103

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Тимерьянова Лилия Николаевна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества. Деструктивное поведение многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозионное отношение подростка к социальному пространству школы. Одно из проявлений деструктивного поведения-травля, буллинг. В исследовании принимали участие респонденты, которые участвовали в буллинге в разных ролях и респонденты, которые не были участниками буллинга. Было выявлено, что респонденты-участники буллинга более склонны к проявлению агрессии, чем респонденты, не участвовавшие в буллинговых отношениях. У них в большей степени выражается осознанное или скрытое агрессивное поведение, направленное против какого-то человека или предмета, выражающее в речевой форме с целью снижения уверенности в себе и порождения чувства беспомощности у объекта нападения. Среди акцентуаций проявляются возбудимый, дистимический и тревожный тип. Больше проявляют такие черты как недостаточная управляемость и ослабление контроля. Все это сочетается с властью биологических влечений. Для таких индивидов характерна грубость, бестактность, занудство, влечение к конфликтам и трениям.

Ключевые слова: деструктивное поведение, буллинг, травля, агрессия, акцентуации характера.

Annotation. Destructive behavior of a teenager manifests itself in violation of school order, conflict interaction with peers and teachers, destruction of personal and school property. Destructive behavior is diverse, but in general reflects the aggressive-oppositional attitude of a teenager to the social space of the school. One of the manifestations of destructive behavior is bullying, bullying. The study involved respondents who participated in bullying in different roles and respondents who were not participants in bullying. It was revealed that respondents who participated in bullying are more prone to aggression than respondents who did not participate in bullying relationships. They mostly express conscious or hidden aggressive behavior directed against some person or object, expressing it in speech form in order to reduce self-confidence and generate a feeling of helplessness in the object of attack. Among the accentuations, excitable, dysthymic and anxious types are manifested. They show more features such as insufficient controllability and weakening of control. All this is combined with the power of biological drives. Such individuals are characterized by rudeness, tactlessness, boredom, attraction to conflicts and friction.

Key words: destructive behavior, bullying, bullying, aggression, character accentuation.

Введение. Проблема распространения негативных явлений в детско-юношеской среде сегодня не утрачивает своей актуальности. И связано это с тем, что социализация современных детей и подростков характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.

Деструктивное поведение детей и подростков на протяжении уже не одного десятилетия вызывает беспокойство родителей, педагогов, психологов, ученых.

Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества. Деструктивное поведение многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозиционное отношение подростка к социальному пространству школы.

Одно из проявлений деструктивного поведения-травля, буллинг.

Министерством образования и науки Республики Башкортостан проведено онлайн анкетирование обучающихся по буллингу.

Всего в опросе приняли участие 123 061 обучающихся.

Что такое буллинг знают 79%, не знают 21%.

Приходилось сталкиваться с буллингом 37% детей.

Как жертва сталкивалась 11% детей.

Основные формы издевательств с какими столкнулись обучающиеся это оскорбление 26%, унижение 16% и даже кибербуллинг 8%, а также с другими формами 40%.

На вопрос, где же, по Вашему мнению, встречается больше всего травля, большинство ответили, что в школе 40%, далее 28% в соц сетях.

Кто подвергается травле - тот, кто слабее - 47%, тот, кто отличается внешне - 31%.

Встречались ли ситуации травли со стороны педагогов - не встречалось 66 %, редко 28%.

Кто способен остановить буллинг - большинство опрошенных 41% ответили сами ученики, 36%, что педагогический коллектив.

Как считают дети возможно ли избежать ситуации травли большинство 45 % ответили, что да если взрослые вовремя заметят об этом.

Изложение основного материала статьи. Условно допустимая агрессия негативно влияет на всех участников буллинга, особенно на «жертву». Постоянное эмоциональное напряжение и безрезультатные способы решения проблемы ведут к формированию низкой самооценки, высокому уровню тревожности, избеганию взаимодействия со сверстниками и несформированности конструктивных способов взаимодействия с окружающими. Так же есть вероятность того, что жертва выберет радикальные способы разрешения ситуации: суицид или девиантное поведение.

Ученые отмечают негативное влияние на наблюдателей процесса. Ситуация постоянного страха и невозможности разрешения ситуации ведет к неадекватному самовосприятию и препятствию в полноценном развитии личности. Так же данная ситуация влияет на формирование у наблюдателей агрессивной тактики достижения цели при взаимодействии, в противоположность сотрудничеству и взаимопомощи [1; 2; 3].

Помимо закрепления агрессивных действий у буллера, возникают и другие негативные последствия ситуации травли в школе, влияющие на его личностное развитие. Например, несформированность навыка построения конструктивных взаимоотношений, при взаимодействии приоритетом является достижение цели силой. В отношениях с другими агрессор будет занимать доминирующее положение, либо избегать контакта в другой позиции. Это приведет к невозможности конструктивного способа взаимодействия с людьми. Ограниченное количество способов достижения цели в будущем может способствовать личностной и профессиональной нереализованности [1; 2; 3].

Таким образом, условно допустимая агрессия оказывает значительное влияние на личностное развитие всех участников школьной травли и нарушает психологический климат в классе. В связи с этим необходима как первичная, так и вторичная профилактика и коррекция поведения. Иначе, школьная травля может привести впоследствии к деструктивному поведению. Нами было проведено исследование психологических особенностей лиц- участников травли.

Мы поделили нашу выборку на две группы:

Группа А: респонденты, которые участвовали в буллинге в разных ролях.

Группа Б: респонденты, которые не были участниками буллинга.

Для исследования уровня агрессии среди респондентов группы А и Б мы провели методику Басса-Дарки.

Результаты получились следующие.

Среднее значение по шкале «физическая агрессия» в группе А выявлено 4,6 балла, в группе Б определено 3,6 балла. Физическая сила против другого индивида в группе с участниками буллинга проявляется в большей степени, чем в группе, где респонденты не были включены в буллинговые отношения.

Среднее значение по шкале «вербальная агрессия» в группе А определено 4,7 балла, в группе Б обнаружено 4 балла. Выражение чувств через крик, ор, через угрозы в группе с участием в буллинге проявляется в большей степени, чем в группе Б.

Среднее значение по шкале «косвенная агрессия» в группе А обнаружено 4,7 балла, в группе Б выявлено 3,7 балла. Нападение, которое направлено на другого человека или вообще ни на кого не направлено в группе А проявляется выше, чем в Б.

Среднее значение по шкале «негативизм» в группе испытуемых А выявлено 2,8 балла, в группе Б определено 1,9 балла. Возражающая манера в поведении от пассивной до активной борьбы в группе с участниками буллинга проявляется в большей степени, чем в группе без таковых.

Среднее значение по шкале «раздражение» в группе А обнаружено 3,8 балла, в группе Б выявлено 3 балла. Это значит, что в группе с участниками буллинга подростки склонны в большей степени к проявлению отрицательных чувств даже при слабом возбуждении, чем в группе без участников.

Среднее значение по шкале «подозрительность» в группе А нами установлено 4,8 балла, в группе Б определено 3,5 балла. Подростки-участники буллинга склонны в большей степени не доверять и с осторожностью относиться к другим людям, чем подростки, не участвовавшие в буллинге.

Среднее значение по шкале «обида» в группе А нами было обнаружено 7,6 балла, в группе Б выявлено 7,1 балла. Это значит, что у подростков-участников буллинга проявляется зависть и недружелюбие к окружающим за действительные и недействительные действия.

Среднее значение по шкале «чувство вины» в группе А обнаружено 4,5 балла, в группе Б определено 4,6 балла.

Таким образом, мы констатируем, что по всем шакалам методики Басса-Дарки между группой А и Б имеются различия, также нами определено, что среднее значение по шкалам в группе А выше, чем в группе Б. Следовательно, участники буллинга более склонны к проявлению агрессии, чем респонденты, не участвовавшие в буллинговых отношениях.

Более детально рассмотрим процентное соотношение результатов по шкале «враждебность» и «агрессивность» в группе А и Б. Таким образом, мы наблюдаем, что в группе А по шкале «враждебность» низкий уровень проявляют 9% респондентов, средний уровень 61% и высокий уровень 30% учеников.

В группе Б была обнаружена совсем иная картина - низкий уровень (11%), средний уровень (88%).

По шкале «агрессивность» обнаружено, что участники из группы А проявляют низкий уровень агрессивности (44%), средний уровень (52%) и высокий уровень (4%).

В группе Б было выявлено, что 61% учеников проявляют низкий уровень, 39% -средний уровень и высокого уровня выявлено не было.

Таким образом, мы отмечаем, что в группе А у подростков выявлены проявления агрессивности и враждебности выше, чем в группе Б.

Подросткам из группы Б не свойственно демонстрировать вспыльчивость, обиду, применять ругательства.

Проведя анализ данных с помощью Ц-критерий Манна-Уитни мы получили следующие значимые данные.

Между группой А и Б существуют статистически значимые различия по следующим шкалам: «вербальная агрессия» иЭмп = 101.5 (иЭмп <Цкр (0,01), «косвенная агрессия» ИЭмп = 108, ИЭмп <Цкр (0,01), «индекс агрессивности» иЭмп= 91,5, иЭмп<Цкр (0,01). Между респондентами группы А и Б значимые различия по шкалам вербальной и косвенной агрессии, индексу враждебности, а именно подростки-участники буллинга в большей степени выражается осознанное или скрытое агрессивное поведение, направленное против какого-то человека или предмета, выражающее в речевой форме с целью снижения уверенности в себе и порождения чувства беспомощности у объекта нападения.

В зоне неопределенности различия определены по следующим шкалам: «физическая агрессия» ИЭмп = 138, Икр (0,05)>иЭмп < Икр (0,01), «индекс враждебности» ИЭмп = 127, Икр (0,05)> ИЭмп < Икр (0,01). Различия в группе А и Б по шкалам физической агрессии и враждебности находятся в зоне неопределенности, а значит результаты у респондентов-участников буллинга не значимы с результатами в группе подростков, не участвующих в буллинговых отношениях.

В зоне незначимости были определены следующие шкалы: «негативизм» ИЭмп = 153.5, ИЭмп > Икр (0,05) «раздражение» ИЭмп = 154.5, ИЭмп > Икр (0,05), «подозрительность» ИЭмп = 166, ИЭмп > Икр (0,05), «обида»

иЭмп =171, иЭмп > Икр (0,05), «чувство вины» ИЭмп = 156, ИЭмп > Икр (0,05). Это значит, что различия в группах А и Б не выявлены значимые различия в проявлении расстройств воли, раздражительность, реакции на несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции и чувства.

Таким образом, существует взаимосвязь между участием подростков в буллинговых отношениях и проявлением агрессивного поведения у подростков.

В ходе исследования проводился анализ индивидуальных, психологических особенностей подростков. Было проведено исследование чрезмерных выраженных отдельных черт характера с помощью опросника Леонгарда-Шмишека.

По каждой из шкал были получены следующие результаты:

В группе А высокий уровень по показателю «демонстративный» (50% подростков), средний уровень (39% подростков), низкий уровень не был обнаружен, некоторые 11% респонденты имеют чрезмерную выраженность данной черты характера. В Группе Б высокий уровень (52% подростков), средний уровень (26 % подростков), низкий не выявлен, 13% респондентов имеют низкий уровень и 9% подростков имеют выраженность данной черты характера.

По показателю акцентуации характера «застревающий» в группе А высокий уровень характерен для 89% респондентов, средний уровень и акцентуации не было выражено, и низкий уровень 11%. В группе Б высокий уровень выражен у 47% подростков, средний уровень у 26% подростков, низкий у 9% подростков, 9% респонденты имеют выраженную акцентуацию. В целом подростки обладают циклическим настроением. При падении настроения подростки проявляют повышенную чувствительность к упрекам, очень плохо переносят унижения, но они доброжелательные и дружелюбные.

По показателю «педантичный» в Группе А высокий уровень (22%) респондентов, средний уровень (50%) и низкий уровень (22 %), 6% респондентов имеют чрезмерную выраженность данной черты характера. В Группе Б. высокий уровень (13%), средний уровень (62 %) и низкий (21%), 4% респондентов имеют выраженность данной черты характера.

По показателю «возбудимый» в Группе А высокий уровень (43%) респондентов, средний уровень (26%), низкий уровень (30%), респондентов с выраженной чертой характера обнаружено не было. В Группе Б высокий уровень (44%), средний уровень (17%) и низкий (39%), выраженной черты характера не выявлено. Молодым людям свойственна раздражительность, несдержанность, но возможны услужливость и склонность к хамству. Они не пытаются избежать ссор с начальством и не уживаются в коллективе.

По показателю «гипертимический» в Группе А высокий уровень (39%), средний уровень (22%) и низкий уровень (17%), 22% респондентов имеют выраженную черту характера. В Группе Б высокий уровень (40%), средний уровень (30%) и низкий (17%), 13% респондентов имеют выраженную черту характера. Таким индивидам свойственны такие качества как: общительность, самостоятельность. Они часто бывают в хорошем настроении и их оценку себя можно оценить как выше среднего, но им достаточно тяжело в условиях строгой дисциплины.

По показателю «дистимический» в Группе А высокий уровень (28%), средний уровень (38%) и низкий уровень (33%). В Группе Б высокий уровень (34%), средний уровень (28%) и низкий (34%). Для таких индивидов характерно серьезное поведение, отстраненность и негативное отношение в сторону своего будущего. Они не любят большие и шумные компании, очень развито в них чувство справедливости.

По показателю «тревожный» в Группе А высокий уровень (39%), средний уровень (28%) и низкий уровень (22%), 11% респондентов с выраженной чертой характера. В Группе Б высокий уровень (40%), средний уровень (30%) и низкий (30%), респондентов с выраженной чертой характера не обнаружено. Такие люди мало контактные, неуверенные в себе и своих силах, очень обидчивы. Они гиперответственны и обладают очень высокими моральными требованиями.

По показателю акцентуации характера «циклоидный» в Группе А высокий уровень (66%), средний уровень (11%) и низкий уровень - (6%), 17% респондентов имеют выраженную черту характера. В Группе Б высокий уровень (30%), средний уровень (26%) и низкий (13%), 30% респондентов имеют выраженную черту характера.

По показателю «экзальтированный» в группе А высокий уровень (33%), средний уровень (56%) и низкий уровень не выявлен, 11% респондентов имеют выраженную черту характера. В Группе Б высокий уровень (40%), средний уровень (28%) и низкий уровень определен у 18% и 13% респондентов имеют выраженную черту характера. Молодые люди переживают различные состояния (счастье, наслаждение) по самым разным поводам. Они очень контакты, часто влюбляются, являются альтруистами, очень привязаны к своим близким людям.

По показателю акцентуации характера «эмотивный» в Группе А высокий уровень (33%, средний уровень (22%) и низкий уровень (39%), 4% респондентов имеют выраженную черту характера. В Группе Б высокий уровень выражен (52%), средний уровень (30%) подростков и низкий (13%), 4% респондентов имеют выраженную акцентуацию. Данный тип очень похож на предыдущий, но проявляется в более сглаженном виде.

Таким образом, в группе А 61% подростков имеют акцентуацию характера, а именно 30% подростков отметили циклотимный тип, гипертимический тип и экзальтированный тип проявлен у 13% подростков и демонстративный тип и застревающий тип обнаружен у 9% подростков, педантичный тип и дистимический тип по 4 %, возбудимы и треводный тип не проявлен. В группе Б похожая картина, 67% имеют акцентуации характера, а именно 22% подростка склонны к гипертимическому типу,17% склонны циклотимному типу, по 11% подростков проявили демонстративный тип, тревожный тип и экзальтированный тип. 6% подростков определили педантичный и эмотивный тип. Застревающий и дистимический тип не выявлен.

Далее мы использовали U-критерий Манна-Уитни - это статистический непараметрический критерий, который используется для сравнения 2-х независимых выборок по уровню какого-либо количественно измеренного признака.

Проведя анализ данных с помощью U-критерий Манна-Уитни мы получили следующие значимые данные.

Между группой А и Б существуют статистически значимые различия по следующим шкалам: «возбудимый тип» ИЭмп = 108.5 (ИЭмп <Цкр(0,01), «дистимический» иЭмп= 113,5, ИЭмп <Цкр (0,01), «тревожный» ИЭмп = 117, ИЭмп <Цкр (0,01). В Группе А и Б существует статистически значимые различия в проявлениях типах личности. В группе респондентов-участников буллинга больше проявляются такие черты как недостаточная управляемость и ослабление контроля. Все это сочетается с властью биологических влечений. Для таких индивидов характерна грубость, бестактность, занудство, влечение к конфликтам и трениям.

В зоне незначимости были определены следующие шкалы: «демонстративный» ИЭмп = 184, ИЭмп > Икр (0,05) «застревающий» ИЭмп = 204, ИЭмп > Икр (0,05), «педантичность» ИЭмп = 184, ИЭмп > Икр (0,05), «гипертимический» ИЭмп = 189, ИЭмп > Икр (0,05), «циклотимный» ИЭмп = 176,5, ИЭмп > Икр (0,05), «экзальтированный» ИЭмп = 184, ИЭмп > Икр (0,05), «эмотивный» ИЭмп = 151,5, ИЭмп > Икр (0,05). В группе А и Б нет статистически значимых различий проявления в данных типах личности, а именно респонденты-участники буллинга и респонденты, не участвовавшие в буллинге наравне устанавливают контакты и хотят быть лидерами, любят, когда их хвалят. Респонденты обеих групп в равной степени пребывают в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого, склонны к высокой скорости нарастания психических реакций, интенсивность их протекания.

Выводы. Таким образом, респонденты-участники буллинга более склонны к проявлению агрессии, чем респонденты, не участвовавшие в буллинговых отношениях. У них в большей степени выражается осознанное или скрытое агрессивное поведение, направленное против какого-то человека или предмета, выражающее в речевой форме с целью снижения уверенности в себе и порождения чувства беспомощности у объекта нападения. Среди акцентуаций проявляются возбудимый, дистимический и тревожный тип. Больше проявляют такие черты как недостаточная управляемость и ослабление контроля. Все это сочетается с властью биологических влечений. Для таких индивидов характерна грубость, бестактность, занудство, влечение к конфликтам и трениям.

Литература:

1. Тимерьянова, Л.Н. Буллинг в образовательной среде: профилактика и пути решения / Л.Н. Тимерьянова. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2020. - 36 с.

2. Тимерьянова, Л.Н. Изучение проявлений буллинга в образовательной среде / Л.Н. Тимерьянова // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 1. -С. 341-344.

3. Школа без насилия: Методическое пособие / [Ю.Н. Синягина и др.]; под ред. Н.Ю. Синягиной. - Москва: АНО «ЦНПРО», 2015. - 150 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Микулец Юлия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр Папанова Евгения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описывается такой психологический феномен, как тревожность в подростковом возрасте. Раскрывается влияние тревожности на жизнь обучающегося. Обозначаются основные причины и факторы повышения уровня тревожности подростков. Описывается поведение тревожного подростка в образовательной среде. Продемонстрированы и проанализированы результаты экспериментального исследования, направленного на изучение уровня тревожности школьников подросткового возраста. Выявлено, что превалирующая часть подростков имеет повышенный уровень тревожности. На основе результатов разработаны соответствующие требования к организации взаимодействия с тревожным школьником на основе его личностных особенностей. Сформулированы методические рекомендации педагогам и психологам для работы с тревожными подростками. Разработан план подготовки к сопровождению тревожных обучающихся. Исследование выполнено в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

Ключевые слова: тревожность, стресс, подростковый возраст, образовательная среда, социализация, сопровождение.

Annotation. The article describes such a psychological phenomenon as anxiety in adolescence. The influence of anxiety on the life of the student is revealed. The main causes and factors of increasing the level of anxiety in adolescents are indicated. The behavior of an anxious teenager in an educational environment is described. The results of an experimental study aimed at studying the level of anxiety in adolescent schoolchildren are demonstrated and analyzed. It was revealed that the prevailing part of adolescents has an increased level of anxiety. Based on the results, appropriate requirements for the organization of interaction with an anxious student based on his personal characteristics have been developed. Methodological recommendations for teachers and psychologists for working with anxious adolescents are formulated. A plan has been developed to prepare for the support of anxious students. The study was carried out within the framework of the network grant «Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Key words: anxiety, adolescence, stress, educational environment, socialization, support.

Введение. На современном этапе развития нашего общества, характеризующимся нестабильностью, информационной загруженностью, агрессивностью окружающей среды увеличивается количество тревожных людей, среди которых отдельной категорией представлено подрастающее поколение. Это беспокойные, эмоционально нестабильные, неуверенные в себе молодые люди, недооценивающие себя и боящиеся будущего.

Так как подростки значительную часть времени проводят в образовательных организациях, то причиной высокой тревожности может стать школа и сам учебный процесс. В психологии появились такие термины, как «школьный невроз», «школьная фобия» и «школьная дезадаптация». Перечисленные термины означают разные психологические состояния подростков, которые характеризуются совокупностью переживаний, ведущих в свою очередь к нестабильному эмоциональному состоянию, психологическому неблагополучию и трудностям в социализации.

Тревожность способствует уменьшению продуктивности деятельности, работоспособности, возникновению сложностей во взаимоотношениях с окружающими. Известно, что обучающихся, переходящие из начальной школы в среднюю испытывают затруднения из-за требований к их физическому, интеллектуальному, психическому и личностному развитию, к сформированности знаний и учений, полученных в начальной школе. Часто именно такие предъявляемые требования являются факторами не только развития тревожности, но и ее повышения.

Чаще пубертатный возраст называют периодом нестабильности в развитии. Увеличивается внимание к самому себе, к меняющей внешности и потребностям, также отмечается острая реакция на мнение окружающих, особенно на мнение сверстников. И не всегда все это приводит к развитию психологического благополучия, адекватного отношения к себе и окружающим.

Изложение основного материала статьи. Преимущественно тревожность определяется как психологическое состояние, для которого характерны подавленное настроение, страх и беспокойство. Согласно исследователям, она может быть ситуативной (причиной становятся особенности окружающей обстановки) и личностной (сформированной чертой личности). Тревожность возникает в таких обстоятельствах, когда личность сталкивается с определенными факторами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.