Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1086
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / АГРЕССОР / ЖЕРТВА / НАБЛЮДАТЕЛИ / ЗАЩИТНИКИ / ПРОФИЛАКТИКА / АГРЕССИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / BULLYING / GENDER CHARACTERISTICS / TEENAGER / AGGRESSOR / VICTIM / OBSERVERS / DEFENDERS / PREVENTION / AGGRESSIVENESS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобровникова Н.С.

В статье автор представляет анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме буллинга в подростковой среде в современных образовательных организациях. Даются понятие образовательной среды, гендерных стереотипов, гендера. Предметом исследования являются гендерные особенности участников буллинга в современной образовательной среде. Автор подробно анализирует понятие феномена "буллинг", его особенности, структуру (агрессор, жертва, наблюдатели, защитники жертв). Особое внимание автор уделяет первым публикациям и исследованиям о проблеме буллинге и его профилактике (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд, И.А. Баева, И.С. Бердышев, О.А. Кузнецова, В.Р. Петросянц и другие). Описаны личностные характеристики каждого из участников буллинг структуры по гендерному признаку. Выделены агрессивные и пассивные жертвы, а также отдельная категория буллинг структуры - защитники жертв. Представлен анализ психолого-педагогического исследования проявлений буллинга среди подростков в современной образовательной среде по гендерному признаку. Основными выводами исследования является то, что и девушки, и юноши подростки склонны к проявлениям буллинага, отличительной чертой будут содержательные особенности (доминирующий типом агрессии - физическим или вербальным). В заключении статьи подчеркнуто, что гендерные особенности проявления буллинга в подростковой среде, должны учитываться при составление профилактических психолого-педагогических программ. Профилактические мероприятия, будут иметь первостепенное значение, так как психолого-педагогические занятия с подростками, а также информирование преподавателей об особенностях формирования буллинга и его проявлений, снизит давление в ученической, педагогической и семейной средах, и позволит развиваться психологически гармоничной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бобровникова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CHARACTERISTICS OF THE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WHO PARTICIPATE IN BULLYING IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the article the author presents an analysis of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of bullying in adolescents in modern educational institutions. The concept of educational environment, gender stereotypes, gender is given. The subject of the research is the gender characteristics of the participants in bullying in the modern educational environment. The author analyzes in detail the concept of the "bullying" phenomenon, its features, structure (aggressor, victim, observers, defenders of victims). The author pays special attention to the first publications and studies on the problem of bullying and its prevention (D. Olveus, P.P. Heinemann, A. Picas, E. Roland, I.A. Baeva, I.S. Berdyshev, O.A. Kuznetsova, V.R. Petrosyants and others). The personal characteristics of each of the participants in the bullying structure are described by gender. Aggressive and passive victims are distinguished, as well as a separate category of bullying structures - defenders of victims. The analysis of psychological and pedagogical research of bullying manifestations among adolescents in the modern educational environment by gender is presented. The main conclusions of the study are that both girls and adolescents are prone to bullying, a distinctive feature will be content (the dominant type of aggression - physical or verbal). In the conclusion of the article, it is emphasized that the gender characteristics of the manifestation of bullying in adolescents should be taken into account when drawing up preventive psychological and pedagogical programs. Preventive measures will be of paramount importance, since psychological and pedagogical classes with adolescents, as well as informing teachers about the features of the formation of bullying and its manifestations, will reduce pressure in student, pedagogical and family environments, and will allow the development of a psychologically harmonious personality.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бобровникова Н.С. Тендерные особенности поведения подростков участников буллинга в современной образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Bobrovnikova N.S. (2020). Gender characteristics of the behavior of adolescents who participate in bullying in the modern educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN420.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.01.21

Бобровникова Наталия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, России

Преподаватель E-mail: Vicious.angel@yandex.ru

Гендерные особенности поведени подростков участников буллинга в современной

среде

Аннотация. В статье автор представляет анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме буллинга в подростковой среде в современных образовательных организациях. Даются понятие образовательной среды, гендерных стереотипов, гендера. Предметом исследования являются гендерные особенности участников буллинга в современной образовательной среде. Автор подробно анализирует понятие феномена "буллинг", его особенности, структуру (агрессор, жертва, наблюдатели, защитники жертв). Особое внимание автор уделяет первым публикациям и исследованиям о проблеме буллинге и его профилактике (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд, И.А. Баева, И.С. Бердышев, О.А. Кузнецова, В.Р. Петросянц и другие). Описаны личностные характеристики каждого из участников буллинг структуры по тендерному признаку. Выделены агрессивные и пассивные жертвы, а также отдельная категория буллинг структуры - защитники жертв. Представлен анализ психолого-педагогического исследования проявлений буллинга среди подростков в современной образовательной среде по гендерному признаку. Основными выводами исследования является то, что и девушки, и юноши подростки склонны к проявлениям буллинага, отличительной чертой будут содержательные особенности (доминирующий типом агрессии - физическим или вербальным). В заключении статьи подчеркнуто, что гендерные особенности проявления буллинга в подростковой среде, должны учитываться при составление профилактических психолого-педагогических программ. Профилактические мероприятия, будут иметь первостепенное значение, так как психолого-педагогические занятия с подростками, а также информирование преподавателей об особенностях формирования буллинга и его проявлений, снизит давление в ученической, педагогической и семейной средах, и позволит развиваться психологически гармоничной личности.

Ключевые слова: буллинг; гендерные особенности; подросток; агрессор; жертва; наблюдатели; защитники; профилактика; агрессивность; образовательная организация; образовательная среда

образовательной

https:// mir-nauki. com

Введение и обоснование

Развитие и формирование личности начинается с процессом социализации и продолжается в течение всей жизни индивида. Традиционно к социальным институтам, помогающим формированию личности, относят культурные традиции, нормативную регуляцию отношений, в том числе юридические акты, семью, и другие. Отдельного внимания заслуживает среда образовательных учреждений: внутренний устав учреждения, педагогический и ученический состав, форма и пр. Под образовательной средой принято понимать совокупность социальных, педагогических и организационных условий, в которых происходит становление и развитие личности [1]. Кроме того, в социальных институтах следует различать гендерные особенности. Гендер является социальной характеристикой личности, когда пол ее биологическим определением. Современный исследователь И. Малкина-Пых отмечает, что гендерные стереотипы - это Современное общество: проблемы, идеи, инновации культурно и социально обусловленные представления о свойствах и нормах поведения мужчин и женщин» [2, с. 68]. Исходя из этого, гендер и пол имеют сходства в своих характеристиках, а именно особенности поведения свойственные мужчинам или женщинам. Механизмы стереотипизации отражают в себе не только особенности отдельно взятой личности, но и характеристики представителей определенного пола, которые определяются как приемлемые или не приемлемые. Гендерные стереотипы в научных исследованиях носят наиболее устойчивый характер, что можно объяснить наличием лишь двух групп реципиентов, способствующих формированию взаимоисключающих характеристик [3].

Одним из нарушений или дисфункций в образовательной среде, можно выделить феномен буллинга. В данной работе под буллингом мы будем использовать определение И.С. Кона: буллинг - запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [4, с. 15-18].

Отметим, что первые определения явления появляются в начале прошлого века среди скандинавских ученых (Д. Олвеус [5], П.П. Хайнеманн [6]), А. Пикас, Е. Роланд [7]). Чуть раньше можно найти упоминания о молодых бычках (bull), как сравнения с агрессивными подростками, склонными к проявлениям буллинга. В конце 60х годов прошлого века врач исследователь Петер Пауль Хайнеманн впервые выпустил публичную статью, посвященную буллингу в одном из популярных шведских журналов. Статья вызвала бурную реакцию в научных кругах, и в тоже время сподвигла исследователей к более глубокому изучению данной проблемы. Далее П.П. Хейнеманн занимается более глубоким изучением проблемы буллинга, выделяет понятие «моббинг», публикуют книгу под одноименным названием [6]. В середине 70-х-80-х годах ярким исследователем проблемы становится Д.А. Лэйн [8]. Исследователь выделяет структуру явления, причины и его последствия. Норвежец Д. Олвеус самостоятельно исследует проявления детской агрессивности. В 1973 г. выпускает книгу, посвященную проявлениям феномена: «мальчики для битья и школьные хулиганы». Д. Олвеус в своих исследованиях уделяет внимание изучению личностных особенностей участников феномена. Кроме того, в 1990х годах исследователь занимается изучением профилактики буллинга в образовательной среде, разрабатывает программу «Olweusprogramme» [5]. В России упоминания о буллинге связывают с феномена «дедовщины» при прохождении молодыми людьми срочной службы в Российских вооруженных силах. Среди отечественных исследователей, занимающихся изучением проблемы буллинга можно выделить: И.А. Баеву [9], И.С. Бердышева, О.А. Кузнецову [10], В.Р. Петросянц [11] и других.

В старшем подростковом и юношеском возрасте проявления буллинга приобретают особое значение. Противоречивые особенности развивающихся личностей, внутренних и внешних условий, их развития, могут создавать предпосылки для формирования и развития подобного поведения. Традиционно принято выделять следующих участников буллинга:

жертва, агрессор (булли, буллер) и наблюдатели. Жертвой принято считать, подростка/ребенка, который систематически подвергается насилию и издевательствам со стороны сверстника или группы сверстников. Жертвы чаще всего неуверенные в себе подростки, имеющие различные страхи, склонные к депрессивному поведению, кроме того, эти подростки имеют высокий уровень тревожности, низкий социометрический статус, низкий или же наоборот очень высокий уровень агрессивности [4]. Булли или агрессор - тот юноша или девушка, которые совершают агрессивные действия. Агрессоры отличаются низким уровнем тревожности, высоким уровнем агрессии, высокой самооценкой, конфликтностью, импульсивностью, желанием лидировать, отсутствием эмпатии. В категорию наблюдателей исследователи включают, всех сторонних участников буллинговой ситуации или тех, кто знает о происходящем и не способствует предотвращению. Чаще всего в структуре буллинга наблюдатели самая опасная позиция, они могут поддержать любого участника, но переживают за свою безопасность и остаются в стороне.

В исследованиях Д. Олвеуса проблема буллинга изучалась на контингенте мальчиков («мальчики для битья и хулиганы»), поскольку стойкими установками того времени было, что мужские взаимоотношения носят более агрессивный характер [5]. В России проявления буллинга встречаются и среди девочек, и среди мальчиков. Исследователь В. Хайтмайер отмечает, что современные девушки не отстают от юношей в проявлениях буллинга [6]. Стоит подчеркнуть, что в женском буллинге преобладает подлость и коварство (косвенная и вербальная агрессия), в свою очередь в мужском - физическая агрессия.

В личности современного юноши развивается дух соперничества, уверенности в личных силах, желание самоутверждаться в какой-либо деятельности, дающей возможность реализоваться. У девушек знаковую роль играет эмоциональная сторона личности, отражающаяся в привязанностях, близкой дружбе, секретами. У подростков с ярко выраженными гендерными поведенческими признаками возможно проявление агрессивного поведения и стремление к власти над группой своих сверстников [12].

Современный исследователь Е.А. Иванова, занимаясь изучением высоагрессивных девочек-подростков, выделяет негативные личностные изменения:

• поведенческая сфера: конфликтность, однотипный способ реагирования на раздражители, эгоцентризм, безответственность и несамостоятельность;

• аффективная сфера: низкая толерантность, негативные эмоциональные реакции, раздражительность, неадекватная самооценка, преувеличение происходящих событий;

• мотивационно-потребностная сфера: «протест» против традиционных стереотипов, ориентированность на личностные достижения [3].

Исследователи О.М. Бриллиантова [13] и В.Р. Петросянц [11] отмечают, что буллинговое поведение свойственно девушкам, что связанно с процессом формирования гендерной идентичности (самокритичность). Что касается личностных особенностей мальчиков-булли, мнение исследователей расходятся. Черкасова С.А. отмечает, что юношам присуще наличие страхов, тревог, конформность, замкнутость и закрытость, недовольство собой и пр. Другие исследователи характеризуют мальчиков-булли как импульсивных, равнодушных к другим, с выраженными садистскими наклонностями и потребностью доминировать. Мнения исследователей расходятся в отношение юношей, но можно однозначно выделить причины буллинга среди девочек-подростков: гормональный сбой, авторитарный родитель, «бунт» против гендерной роли, желание доминировать, занятие мужскими видами спорта и др.

Анализируя мнение исследователей буллинга, важно отметить, что жертвы делятся на агрессивных и пассивных [5]. Агрессивные жертвы раздражительны, конфликтны, легко впадают в состояние гнева, часто совмещают в себе тревожные и агрессивные характеристики. Такие подростки становятся жертвами в случаях этнической принадлежности, особенностей внешности, материального положения семьи, склонности к виктимному поведению и др. Стараясь отгородиться или утвердиться агрессивные жертвы переносят свою злость и агрессию на еще более слабых, отвергнутых сверстниками. Пассивную жертву отличает низкий уровень агрессии, страх конфликтов, склонность к депрессиям, в некоторых случаях суицидальные наклонности.

Отдельной категорией исследователи выделяют - защитников жертвы. Такие подростки отличаются высоким социометрическим статусом, высокой самооценкой, чувством справедливости, добротой, высокими моральными устоями. Защитники не боятся буллеров, они отстаивают свою точку зрения. Юноши-защитники часто отличаются физической силой, выносливостью, привлекательностью, уверенностью в себе и своих силах. Девушки-защитники отличаются красотой, популярностью среди сверстников [14].

Следующей, немаловажной категорией буллинговой структуры являются наблюдатели. Эти подростки имеют высокий социометрический статус, отличаются терпимостью. Важна эта категория участников в связи с тем, что буллерам необходимы свидетели их превосходства. Невмешательство наблюдателя в ситуацию буллинга не говорит о его бессердечности, наоборот данная позиция указывает на страх за собственную безопасность. Стоит отметить, что существуют тип наблюдателей, получающих удовольствие, смотря на страдания жертвы. Такие наблюдатели могут провоцировать буллинговые проявления. Юноши, чаще выступающие пассивными наблюдателями безразличны к судьбе жертвы. Девушки-наблюдатели могут быть манипуляторами ситуации. Такие наблюдатели отличаются неадекватно высокой самооценкой, большими амбициями и высоким уровнем внутренней агрессивности. Таким образом, желая избежать наказания, но не отказываясь от удовольствия увиденных страданий, девушки провоцируют юношей совершать буллинговые действия [6].

Цель исследования

Вышеизложенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам определить цель эмпирического исследования: выделение проявлений буллинга среди подростков по гендерному признаку и планирование списка основных особенностей работы педагога-психолога по его предупреждению в подростковой среде.

Выборка исследования

Эмпирическую базу исследования оставила общеобразовательная школа .№59 г. Узловая Тульской области (53 школьника от 15 до 17 лет; 25 юношей и 28 девушек).

Диагностические методики

Нами использовались следующие методики:

• тест-опросник агрессивности Л.Г. Почебут;

• методика К. Томас «Поведение в конфликте»;

• диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко;

• методика «ТиД» позволяет выявить уровень тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.

Результаты исследования

На основании результатов, полученных в ходе психолого-педагогического исследования, была выделена группа подростков, склонных к поведению жертвы и агрессора, по следующим критериям: уровню агрессии, уровню эмпатии, способам поведения в конфликте, склонности к депрессии и тревожности. Основными критериями для выделения в отдельную «Группу риска» стали низкий уровень эмпатии и высокий уровень агрессивности. Из числа респондентов 43 % предпочитают стратегию соперничества в конфликте, а значит такие подростки испытывают трудности в коммуникации со сверстниками, не принятие к особенностям других, авторитарны. Подростки группы риска отличаются вспыльчивостью, импульсивностью, агрессивностью, не умеют контролировать свои чувства. Стоит отметить, что такие обучающиеся могут выступать как в роли агрессора, так и в роли жертвы, так как неадекватное проявление агрессивных действий и неспособность справиться со своими эмоциями может провоцировать ответную агрессию и формировать поведение агрессивной жертвы. Корреляционный анализ показал взаимосвязь основных критериев «группы риска» (высокого уровня агрессивности и низкого уровня эмпатии). Корреляционный показатель между критериями «уровень агрессивности», «уровень эмпатии» выявил сильные связи (г = 0,70; г = 65 при р < 0,05). Педагогам-психологам необходимо обращать особое внимание на таких подростков и проводить психолого-педагогические мероприятия по профилактике подросткового буллинга.

Гендерный анализ результатов исследования выявил некоторые отличия в поведении юношей и девушек: уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей, показатель толерантности значительно выше у девушек (74,5 и 43,8 соответственно), уровень агрессивности у девушек так же немного выше (28,3 и 22,1 соответственно). Коэффициенты корреляции пола и выделенных критериев «группы риска» так же указывают на наличие связи (эмпатия г = 0,4 при р < 0,05; толерантность г = 0,4 при р < 0,01; агрессия г = -0,5 при р < 0,01).

Обсуждение и выводы

Анализируя данные по исследованию гендерных особенностей подростков склонных к проявлениям буллинга в образовательной среде, стоит подчеркнуть, что девушки чаще используют косвенную и вербальную агрессию (сплетни, унижения, высмеивания и др.), в конфликтных ситуациях они чаще выбирают модель поведения «соперничество». Уровень толерантности у девушек выше, чем у юношей, но из наблюдений можно отметить, что девушки часто используют манипуляции, для создания ситуации буллинга, но сами могут и не принимать в них участия. Юноши отличаются прямой физической агрессией, низким уровнем толерантности и стремлению к компромиссам. Юноши действуют открыто, не скрывая своей ненависти, показывают агрессию, желание доминировать.

Таким образом, нами были определены особенности работы педагога-психолога образовательной организации по профилактике и предотвращению буллинга в подростковой среде с учетом гендерных особенностей:

• в психолого-педагогической работе с юношами важно формировать умение контролировать свои эмоции и безопасно выражать гнев; изучать психологические особенности агрессивности, ее проявлений и контроля; развивать коммуникативные умения; повышать уровень толерантности. При

проведении занятий необходимо уделять внимание двигательной активности и раскрепощению подростков;

• девушки подростки могут отличаться неуверенностью в себе, педагогу-психологу при проведении занятий необходимо создавать ситуации успеха; развивать способность понимать и осознавать свои эмоции, а также контролировать их; формировать навыки конструктивного взаимодействия и снижать уровень косвенной агрессии.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам утверждать, причина проявлений буллинга комплексная, а значит профилактика и решение данной проблемы должны быть направлены на всех участников образовательного процесса и учитывать гендерную специфику. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что уровни эмпатии у девушек и юношей имеют не значительные различия, но уровни толерантности существенно отличаются, уровень физической агрессии у юношей гораздо выше, у девушек высокий уровень вербальной и косвенной агрессии. Таким образом и девушки, и юноши подростки склонны к проявлениям буллинага, отличительной чертой будут содержательные особенности (доминирующим типом агрессии - физическим или вербальным). На наш взгляд, именно профилактические меры, в первую очередь психологическое просвещение, будут иметь первостепенное значение, так как информирование об особенностях формирования и проявления буллинга среди подростков, снизит давление в ученической, педагогической и семейной средах, и позволит развиваться психологически гармоничной личности.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001 № 1.

Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия [Текст] / И.Г. МалкинаПых. - М: ЭКСМО, 2007. - 552 с.

Иванова Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2002 181 с.

Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. Кон // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.

Olweus D. Personality and aggression // Nebraska symposium on motivation/ J.K. Cole, D.D. Jensen (Eds.). 1973. vol. 20. P. 261-321.

Heinemann P.P. Mobbing, Oslo: Gyldendal. Herbert, G. (1988) A whole curriculum approach to bullying, in D.P. Tattum and D.A. Lane (eds) Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1973.

Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. - London, 1989.

Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.supporter.ru/docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения: 09.06.2020).

Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2010. №128. С. 27-39.

Кузнецова О.В. Адаптивный потенциал жизнестойкой личности. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.nbuv.gov.ua/./Kuznetsova.htm.

Петросянц, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/petrosyantc_v._r._151_154_6_108 _2011.pdf.

Шалагинова, К.С. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект: монография / К.С. Шалагинава, Т.И. Куликова, С.А. Черкасова. - Тула: ГРИФ и К, 2014 - 237 с.

Бриллиатова О.М. Гендерная Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Йошкар-Ола, 2014 URL: http://mosi.ru/en/node/4690.

Пазухина С.В., Бобровникова Н.С. Социально-личностные ресурсы субъектов образовательной среды как основа профилактики буллинга среди подростков // Психолог. - 2018. - № 1. - С. 49-56. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.1.23242. URL: http: //e-notabene.ru/psp/arti cl e_23242. html.

Жуйкова И.В. Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014 № 12 (118). С. 257-261.

Bobrovnikova Nataliya Sergeevna

Tula state Lev Tolstoy pedagogical university, Tula, Russia E-mail: Vicious.angel@yandex.ru

Gender characteristics of the behavior of adolescents who participate in bullying in the modern educational environment

Abstract. In the article the author presents an analysis of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of bullying in adolescents in modern educational institutions. The concept of educational environment, gender stereotypes, gender is given. The subject of the research is the gender characteristics of the participants in bullying in the modern educational environment. The author analyzes in detail the concept of the "bullying" phenomenon, its features, structure (aggressor, victim, observers, defenders of victims). The author pays special attention to the first publications and studies on the problem of bullying and its prevention (D. Olveus, P.P. Heinemann, A. Picas, E. Roland, I.A. Baeva, I.S. Berdyshev, O.A. Kuznetsova, V.R. Petrosyants and others). The personal characteristics of each of the participants in the bullying structure are described by gender. Aggressive and passive victims are distinguished, as well as a separate category of bullying structures - defenders of victims. The analysis of psychological and pedagogical research of bullying manifestations among adolescents in the modern educational environment by gender is presented. The main conclusions of the study are that both girls and adolescents are prone to bullying, a distinctive feature will be content (the dominant type of aggression - physical or verbal). In the conclusion of the article, it is emphasized that the gender characteristics of the manifestation of bullying in adolescents should be taken into account when drawing up preventive psychological and pedagogical programs. Preventive measures will be of paramount importance, since psychological and pedagogical classes with adolescents, as well as informing teachers about the features of the formation of bullying and its manifestations, will reduce pressure in student, pedagogical and family environments, and will allow the development of a psychologically harmonious personality.

Keywords: bullying; gender characteristics; teenager; aggressor; victim; observers; defenders; prevention; aggressiveness; educational organization; educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.