УДК 1
Усманова Л.А.
студентка 5 курса
Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета,
г. Елабуга, Республика Татарстан Научный руководитель: Шагивалеева Г.Р.
доцент, канд. психол. Наук Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета,
г. Елабуга, Республика Татарстан
БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Данная научная статья исследует явление буллинга, как социально-психологический феномен, и его связь с чертами личности у подростков. В статье анализируются факторы, влияющие на проявление буллинга, а также описываются черты личности подростков, которые склонны к проявлению буллингового поведения.
Исходя из результатов исследований, мы приходим к выводу о том, что эффективное противодействие буллингу должно включать не только работу с жертвами и агрессорами, но и воспитание и развитие социально-эмоциональных навыков у подростков, а также создание благоприятной школьной среды, которая не будет способствовать появлению буллинга.
В целом, статья представляет значимые данные о буллинге и его связи с чертами личности у подростков, что может быть полезным для работы с подростками в школьной среде, а также для разработки программ и методик противодействия данному явлению.
Ключевые слова
Буллинг, социально-психологическое явление, подростки, черты личности, агрессивность, эмпатия, самооценка, социальная адаптация.
Буллинг - одна из самых острых проблем среди подростков во всём мире. Более частые исследования проблем травли начали появляться в конце 20 го века. Буллинг или травля является социально-психологическим явлением, которое происходит в рамках конкретной группы или сообщества. Подросткам характерно участие в конфликтах, в спорах. Но межличностный конфликт совсем не одно и то же, что и буллинг.
Учёные определяют буллинг, как «преднамеренное систематически - повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» [14].
Буллинг может быть вызван различными факторами:
1. Социальная среда: среда, в которой подросток растет и развивается, может выступать фактором проявления буллингового поведения. Например, подростки, которые живут в населенных пунктах с высоким уровнем преступности и насилия, чаще подвержены попасть в роль жертвы или агрессора. Также, в школах с низким уровнем контроля со стороны учителей и администрации, вероятность протекания буллинга выше.
2. Семейные факторы: Влияние семейного окружения на проявление буллинга не может быть недооценено. Дети, которые воспитываются в семьях с низким уровнем поддержки и любви, могут стать жертвами буллинга или же агрессорами. Или, например, дети, которые живут в семьях, где есть насилие, могут стать агрессорами, и используют буллинг, как способ контроля и доминирования над другими.
3. Психологические факторы: Некоторые дети могут проявлять буллинг из-за своих собственных проблем с самооценкой и уверенностью в себе. Они могут чувствовать себя неполноценными и беззащитными, поэтому используют агрессию, чтобы поднять свой статус и доказать свою силу.
4. Культурные факторы: Различные культурные факторы могут влиять на проявление буллинга. Например, в некоторых культурах насилие и агрессия считаются приемлемым способом разрешения конфликтов, что может повысить уровень буллинга. К примеру, феномен «идзимэ» в Японии.
5. Особенности личности: Некоторые дети могут иметь склонность к агрессивному поведению из-за своих индивидуальных характеристик, таких как повышенная тревожность, низкая самооценка или склонность к рискованным действиям.
Буллинг может иметь различные формы, такие как физическое насилие, вербальное насилие, социальная изоляция и кибербуллинг[1]. Каждая форма буллинга может иметь различные последствия для жертв, но все они могут привести к психологическим проблемам, таким как тревожность, депрессия, суицидальные мысли и другие.
Черты личности могут играть важную роль в возникновении и поддержании буллинга. Некоторые исследования показали, подростки с какими чертами личности более склонны к роли жертвы или к роли буллера.
Одна из таких черт личности характерная для буллеров - это агрессивность. Подростки, склонные к агрессивному поведению, могут использовать буллинг, как способ проявления своей агрессии и установления своего статуса в группе. Кроме того, подростки с высоким уровнем тревожности могут быть более склонны к буллингу, так как они испытывают более высокий уровень напряжения и стресса, который может проявляться в форме агрессии.
Еще одной чертой личности, которая может быть связана с буллингом, является низкая эмпатия. Подростки, которые испытывают затруднения в понимании и управлении своими эмоциями, а также в понимании эмоций других людей, могут быть менее склонны к проявлению сочувствия и сострадания к жертвам буллинга, что может привести к их участию в этом процессе.
Кроме того, некоторые исследования показали, что низкая самооценка может также быть связана с буллингом. Подростки с низкой самооценкой могут использовать буллинг как способ повышения своего статуса в группе, чтобы чувствовать себя более уверенно и уважаемо.
Предотвращение буллинга среди подростков имеет высокую важность, поскольку это явление оказывает негативное влияние на здоровье и благополучие подростков, а также на общество в целом.
Первоначально, буллинг может привести к физическому и эмоциональному насилию, что может вызвать травму для жертвы и привести к появлению психологических проблем, таких как депрессия, тревога и снижение самооценки. Кроме того, жертвы буллинга могут испытывать проблемы социализации и развития социально-эмоциональных навыков, что в дальнейшем может повлиять на их карьеру и личную жизнь.
Также буллинг может оказать отрицательное воздействие на образовательный процесс в школе, поскольку жертвы и свидетели буллинга испытывают трудности в учебе, в связи с чем снижается академическая успеваемость. Кроме того, наличие буллинга может создавать неблагоприятную атмосферу в школьной среде и приводить к повышению уровня агрессивности и нарушениям дисциплины в школе.
В целом, предотвращение буллинга среди подростков является важным социальным заданием, поскольку это помогает обеспечить безопасное и комфортное пространство для подростков, а также способствует развитию их социально-эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе.
Рассмотрим способы предотвращения буллинга:
1. Образовательные программы: Школы и колледжи могут проводить обучающие программы,
чтобы дети и подростки могли понимать, что такое буллинг, какие формы он может принимать и как можно предотвратить такое поведение.
2. Наблюдение за поведением: взрослым следует начать обращать внимание на атмосферу в классе, более тщательно наблюдать за поведением подростков и обращать внимание на любые знаки того, что может привести к буллингу. Взрослые могут реагировать на это поведение и учить детей, как отвечать на него.
3. Повышение осведомленности: Медиакампании и другие инициативы могут помочь повысить осведомленность о буллинге и повысить социальную ответственность всех участников общества.
4. Поддержка: важно также обеспечивать поддержку тем, кто стал жертвой буллинга, оказывать им эмоциональную поддержку и помогать решать проблемы.
Это только некоторые из способов, которые могут помочь предотвратить буллинг. Все они должны быть применены совместными силами, чтобы создать безопасную среду подросткам.
Таким образом, буллинг — это серьезное социально-психологическое явление, которое может привести к серьезным последствиям для жертв. Черты личности могут играть важную роль в возникновении и поддержании буллинга у подростков. Подростки с определенными чертами личности, такими как агрессивность, низкая эмпатия и низкая самооценка, могут быть более склонны к участию в буллинге. Развитие навыков социальной адаптации, эмоциональной регуляции и эмпатии может быть эффективным способом предотвращения буллинга и улучшения межличностных отношений в подростковой группе.
Список использованной литературы:
1. Бочавер, А.А., Хломов, К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. - 2014. - Т. - 11. - № 3. - С. 177-191.
2. Бутенко, В.Н, Сидоренко, О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» / Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск.
- 2015. - 148 с.
3. Бутовская, М.Л., Луценко, Е. Л., Ткачук К.Е. (2012) Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. - № 2. - С. 99-115.
4. Екимова В.И., Залалдинова, А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. - 2015. Т. - 4. - № 4. - C. 5-10.
5. Глазырина, Л. А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. - Москва: БЭСТ - принт. -2015. - 144 с.
6. Гусейнова, Е.А., Ениколопов, С.Н. Влияние позиции жертвы буллинга на агрессивное поведение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtm
7. Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис.
- 2005. - 111 с.
8. Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб: Питер. - 2001. - С. 240-276.
9. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. М.: Изд. группа «Евразия». - 1997. -430 с.
10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
11.Bostic J. Q., Brunt C. C. Cornered: An Approach to School Bullying and Cyberbullying, and Forensic Implications // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2011. vol. 20. № 3. P. 440-465. doi: 10.1016/j.chc.2011.03.004
12.Kowalski R.M. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth // Psychological Bulletin. - 2014. vol. 140. № 4. P. 1073 - 1137. doi: 10.1037/a0035618
13.0lweus D. Aggressors and their victims: bullying at school // Disruptive behaviours in schools / ed. H. Gault. New York: Wiley. - 1984. P. 57-76.
14. Olweus D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys. Washington: Hemisphere Publishing Corporation. - 1978. - 218 p.
15.Werth J. Bullying victimization and the social and emotional maladjustment of bystanders: A propensity score analysis // Journal of School Psychology. 2015. vol. 53. № 4, P. 295 - 308. doi: 10.1016/j.jsp.2015.05.004
© ycMaHOBa ^.A., 2023