Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА'

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессивность / агрессивное поведение / подростковый возраст / тренинг / профилактика / aggressiveness / aggressive behavior / adolescence / training / prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Фадеева Ольга Валентиновна

Статья посвящена вопросам профилактики агрессивного поведения подростков. Кратко сформулирована проблема агрессивности и агрессивного поведения в научных психолого-педагогических источниках. Проанализированы особенности подросткового возраста. Выделены факторы, способствующие развитию агрессивного поведения в подростковой среде. Авторами продемонстрированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение агрессивного поведения подростков. Выявлено, что для значительной части респондентов характерен высокий уровень агрессивности, тенденция к агрессивному поведению. Аргументирована необходимость разработки тренинга снижения агрессивности подростков, который может быть использован в качестве средства профилактики агрессивного поведения. Статистически доказана эффективность тренинговой программы. Сформулированы методические рекомендации педагогам для снижения и профилактики агрессии подростков. Исследование выполнено в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Фадеева Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the prevention of aggressive behavior of adolescents. The problem of aggressiveness and aggressive behavior in scientific psychological and pedagogical sources is briefly formulated. The features of adolescence are analyzed. The factors contributing to the development of aggressive behavior in the adolescent environment are highlighted. The authors demonstrate the results of an empirical study aimed at studying the aggressive behavior of adolescents. It was revealed that a significant part of the respondents is characterized by a high level of aggressiveness, a tendency to aggressive behavior. The necessity of developing training to reduce the aggressiveness of adolescents, which can be used as a means of preventing aggressive behavior, is argued. The effectiveness of the training program has been statistically proven. Methodological recommendations for teachers to reduce and prevent adolescent aggression are formulated. The study was carried out within the framework of the network grant « Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА»

Литература:

1. Антошкин, В.Н. Отношения в системе образования: социальные, психологические, информационные аспекты / В.Н. Антошкин, K.M. Мельцер. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2009. - 124 с.

2. Бодалев, A.A. Прикладная психология общения и межличностного познания / A.A. Бодалев; под ред. Л.И. Рюмшиной. - Москва: КРЕДО, 2015. - 144 с.

3. Малышев, A.A. Психология личности и малой группы / A.A. Малышев. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 2017. - 447 с.

4. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков / В.И. Мурадова // Молодой ученый - 2016. -№ 15 (119). - С. 413-415

5. Царева, Е.В. Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях / Е.В. Царева, Ю.Д. Микулец, A.A. Слюняева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. -Ч. 2. - С. 370-373

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Фадеева Ольга Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА

Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики агрессивного поведения подростков. Кратко сформулирована проблема агрессивности и агрессивного поведения в научных психолого-педагогических источниках. Проанализированы особенности подросткового возраста. Выделены факторы, способствующие развитию агрессивного поведения в подростковой среде. Авторами продемонстрированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение агрессивного поведения подростков. Выявлено, что для значительной части респондентов характерен высокий уровень агрессивности, тенденция к агрессивному поведению. Аргументирована необходимость разработки тренинга снижения агрессивности подростков, который может быть использован в качестве средства профилактики агрессивного поведения. Статистически доказана эффективность тренинговой программы. Сформулированы методические рекомендации педагогам для снижения и профилактики агрессии подростков. Исследование выполнено в рамках сетевого гранта «Подготовка психолого-педагогических кадров к сопровождению агрессивных и тревожных подростков».

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, тренинг, профилактика.

Annotation. The article is devoted to the prevention of aggressive behavior of adolescents. The problem of aggressiveness and aggressive behavior in scientific psychological and pedagogical sources is briefly formulated. The features of adolescence are analyzed. The factors contributing to the development of aggressive behavior in the adolescent environment are highlighted. The authors demonstrate the results of an empirical study aimed at studying the aggressive behavior of adolescents. It was revealed that a significant part of the respondents is characterized by a high level of aggressiveness, a tendency to aggressive behavior. The necessity of developing training to reduce the aggressiveness of adolescents, which can be used as a means of preventing aggressive behavior, is argued. The effectiveness of the training program has been statistically proven. Methodological recommendations for teachers to reduce and prevent adolescent aggression are formulated. The study was carried out within the framework of the network grant « Training of psychological and pedagogical personnel to accompany aggressive and anxious adolescents».

Key words: aggressiveness, aggressive behavior, adolescence, training, prevention.

Введение. Проблема агрессии - одна из самых популярных тем в мировой психологии. Сегодня проблема агрессивного поведения детей и подростков дискутируется педагогами, воспитателями и родителями. В подростковый период растущая склонность к агрессии проявляется как одна из наиболее важных проблем социального характера нашего общества, в том числе резкий рост преступности среди несовершеннолетних, особенно среди несовершеннолетних правонарушителей, в последние годы. В то же время настораживает тот факт, что увеличивается количество преступлений против людей, повлекших тяжкие телесные повреждения. Обычны жестокие массовые драки среди подростков. Поэтому важно уделить внимание первичной профилактике агрессивного поведения подростков, в том числе с помощью обучающих программ. Ведь от ее своевременного осуществления зависит полноценное формирование личности подростка.

Изложение основного материала статьи. Одним их основных вопросов, касающихся анализа и характеристики агрессии, является то, что термин подразумевает широкий спектр действий (как разрушительных, так и относительно созидательных). Тем не менее агрессию традиционно трактуют как сознательное нанесения или психологического вреда другому человеку.

Исследованием агрессивности и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии занимались А. Бандура, Е.Ю. Брель, М. Дойч, 3. Фрейд, P.P. Максудов, К.Э. Оксинойд, Т.В. Скутина и др.

В латинском языке понятие агрессия (agreddi) переводится как «атака» и интерпретируется именно с этой страны.

В российской психолого-педагогической науке агрессией считается несоблюдение действующих в обществе норм и правил, причинение ущерба объекту агрессии (живому и неживому), нанесение людям телесных повреждений, а также нанесение им психологического дискомфорта (негативный опыт, рациональность).

Согласно A.M. Барыбиной, агрессия представляет собой особое общественное поведение, которое обостряется и сохраняется в принципе таким же образом, как и множество других видов общественного поведения. Для детального изучения агрессивного поведения, считает автор, необходимо обратить внимание на три аспекта:

1) каким образом усвоено это поведение;

2) причины, обуславливающие его возникновение;

3) каковы условия закрепления [1].

Агрессивное поведение предполагает активное (вербальное или физическое) устранение сложностей, запретов и т.д. Агрессивное поведение состоит из трех компонентов: когнитивного (осознание сложившейся ситуации, определение цели и мотивационно-обоснованное наличие проявлений агрессии), эмоционального (второстепенное выражение отрицательных эмоций, например, злости, отвращения, неуважения и гнева) и волевого (упорство, настойчивость, решимость и

инициативность) Уровень интенсивности компонентов этой тройки может отличаться. Абсолютно все они взаимосвязаны с индивидуально-физиологическими характеристиками, например, темперамент, интроверсия и экстраверсия [2].

Современные подростки живут в обществе сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Прежде всего, это обусловлено скоростью и ритмом технологических сдвигов, предъявляющих к растущему поколению новые требования. Во-вторых, загруженностью информацией, оказывающей значительное влияние на подростков, у которых еще не сформировалась конкретная жизненная позиция. В-третьих, дети пребывают в безысходности и разочаровании в связи с охватившим наше общество экологическим и экономическим кризисом. В то же самое время у подростков зачастую неосознанно возникает чувство протеста, и в тот же момент возрастает их индивидуализация, что ведет к проявлению эгоцентризма вместе с всеобщей утратой социального заинтересованности.

Подростки постоянно сталкиваются с вопросами о социализации, поведенческими трудностями или дезадаптацией в обществе. Это условия, где основной задачей выступает возникновение социально-неприемлемых видов поведения. Они проявляются в том, что у детей, агрессивно настроенных в раннем возрасте, ожидается проявление по мере взросления склонности к проявлению поведения, отклоняющегося от социальных норм (деструктивное поведение).

Для подростков характерна физическая и вербальная агрессия. Выяснилось, что у юношей бывает два максимума агрессивности: в возрасте 12 лет и в возрасте 14-15 лет. У девушек тоже существует два максимума, самое агрессивное поведение обнаруживается в период с 11 до 13 лет. У юношей-подростков превалирует непосредственная физическая и словесная агрессия, все симптомы агрессивности выразительнее, чем у девушек. У девочек значительнее выражена косвенная вербальная агрессия. Их агрессивность в большинстве ситуаций имеет латентный тип - в форме опасения или зависимости, которые воспринимают как предрасположенность или действительность в поведении [1].

Исследователи выделяют факторы, оказывающие влияние на формирование детской агрессивности: микрофакторы (семейные), мезофакторы (окружение), макрофакторы (средства массовой информации), личностные особенности ребенка [4].

И.С. Кон акцентирует внимание на необходимости учета мотивов агрессивного поведения, выделяя категории агрессивных подростков:

- подростки, которые интенсивно пытаются удовлетворить все свои базовые потребности;

- безвольные дети, восприимчивые к внушению и провокациям;

- подростки, действующие в состоянии аффекта, истерики и т.д. [7].

Контент-анализ научных источников, позволил нам сделать вывод, что для агрессивных подростков типичен порядок совпадающих характеристик, к примеру, недостаточность простейших ценностей, отсутствие энтузиазма, скромность и неуравновешенность в потребностях. У них, как правило, сниженный показатель интеллектуального развития и замедленное становление моральных представлений.

Одним из наиболее эффективных методов в работе с подростками в контексте снижения и профилактики агрессивности является психологический тренинг (технология развития личности) [8].

Тренинг, как особая технология организационного обучения, получил широкое распространение в середине XX в., в нашей стране она нашла широкое применение с 1999 г. На сегодняшний момент, тренинговый метод, как активный метод обучения в образовательной сфере, по-прежнему находит широкое применение в плане психического развития детей различного возраста.

Как отмечает О.В. Евтихов, тренинг - это наиболее действенный метод работы с человеком (развитие нужных знаний, умений; работа с поведением, коррекционно-развивающая работа с индивидуальностью участников тренинга). Учебный характер позволяет каждому участнику группы получить новый опыт, что помогает быстро понять, какие личные качества необходимы и какие навыки следует развивать [5].

Тренинг - это психолого-педагогический метод работы в группе, под которым подразумевается систематизированный пакет активных методов групповой работы (дискуссии, деловые, ролевые игры, психологические игры и упражнения). Данные методы должны быть логично и тематически подобраны, в соответствии с поставленными целями и задачами. Основной составляющей тренинга становится помощь личности в самопознании, самосознании, понятия личностных отношений с окружающими, удовлетворенность ими, гармоничность, защищенность и развитие потенциала.

И.В. Вачков под тренингом понимает совокупность методов коррекционно-развивающей и обучающей направленности, применение которых способствует развитию навыков самопознания и саморегуляции, коммуникации, межличностного взаимодействия и профессиональных умений [3].

Автором выделены следующие функции тренинга: адаптация; диагностика; профилактика; преобразование; коррекция [3].

В процессе тренинга повышается социальная чувствительность, повышается адекватность самооценки, уменьшается действие защитных механизмов, актуализируется творческий потенциал личности и т.п.

Одно из главных достоинств групповой работы с агрессивными подростками - это ощущение себя принятым, понятым, а также принимающим и понимающим других. Переживая подобное в рамках занятия, подросток выносит полученные навыки, убеждения и установки жизнь.

В рамках освещаемой проблемы нами проведено экспериментальное исследование на базе МОУ СОШ г.о. Саранск. В нем приняли участие учащиеся девятых классов, в количестве 90 человек.

Для реализации постеленных целей и задач нами был подобран диагностический инструментарий, опросник «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), позволяющий определить степень выраженности типов агрессивного поведения; «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» для определения уровня выраженности агрессивных и враждебных реакций [6].

Согласно данным первой методики 50% участников склонны к косвенной вербальной агрессии, 47% респондентов используют прямую вербальную агрессию, прямую физическую агрессию демонстрируют 37% опрошенных, 40% -косвенную физическую агрессию.

Данные по второй методике позволили сделать вывод, что у респондентов преобладают высокие показатели по следующим шкалам: «Косвенная агрессия» (43%), «Раздражительность» (47%), «Обидчивость» (47%), «Подозрительность» (47%), «Чувство вины» (47%).

Высокий уровень физической агрессии и негативизма проявляется у 30% подростков, вербальной агрессии - у 36% респондентов.

На основе результатов констатирующего этапа нами составлена и апробирована программа психологического тренинга снижения агрессивности подростков, которая может быть реализована в качестве профилактической программы.

Цель: снижение (профилактика) агрессивности подростков.

Задачи:

- сформировать адекватное отношение к собственной личности;

- способствовать развитию адекватной самооценки;

- научить приемам эмоциональной самоегуляции;

- развить самоконтроль;

- развить навыки решения конфликтных ситуации;

- способствовать развитию и укреплению позитивной моральной позиции.

Целевая аудитория: подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Оптимальное количество участников 15 человек.

Общее количество занятий: 15 занятий продолжительностью 60 минут.

Программа состоит из 3 основных блоков.

I блок (2 занятия). Цель: сплочение, создание доверительной атмосферы.

II блок (12 занятий). Цель: формирование адекватного отношения к собственной личности и уверенности в себе; развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.

III блок (1 занятие). Цель: подведение итогов, рефлексия.

В организацию каждого занятия включены ритуал приветствия и ритуал прощания. Основной этап занятия предполагает включение подростков в различные виды деятельности, направленные на уменьшение склонности к агрессивному поведению. При этом продумано и предусмотрено, чтобы при выполнении каждого задания участники чувствовали себя комфортно и открыто для его выполнения. Важным моментом является рефлексия, которая проводится на заключительном этапе для осознания цели прошедшего занятия.

Роль ведущего тренинговой работы заключается в создании психологически комфортных условий для активной, продуктивной и самостоятельной деятельности. Ведущий не должен принимать роль учителя, его задача помочь каждому участнику тренинговой работы в его личностном саморазвитии.

Основные виды деятельности: игры, упражнения, рисование, беседы, релаксация.

Представим описание некоторых упражнений.

Упражнение «Нарисуй настроение». Каждому участнику выдается небольшой лист бумаги и карандаши. Участники должны изобразить свое настроение за 10 минут. Затем, по кругу, каждый участник представляет себя остальным, показывает рисунок и рассказывает, какое у него настроение.

Упражнение «Ожидания и страхи».

Цель: определить ожидания участников тренинга, скорректировать запрос. Тренер предлагает участникам тренинга высказать свои собственные ожидания и опасения по поводу предлагаемого тренинга. Тренер просит всех участников по очереди кратко сформулировать и обобщить их.

Арт-терапевтическое упражнение «Коллаж - дерево». Цель: объединить участников, научить их совместному принятию решений. Участники делятся на 2-3 группы, каждой группе выдается бумага для рисования, краски или фломастеры. Задача участников - изобразить дерево на ватмане, договориться между собой, какие качества, помогающие человеку сотрудничать с другими, будут написаны или изображены на его листьях (кроне).

Упражнение «Отражение».

Цель: установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в группе. Каждый член группы должен закончить фразу: «Для меня сегодня...».

Повторная диагностика на контрольном этапе исследования подтвердила эффективность нашей программы. Была выявлена динамика снижения агрессивности в среднем у 20% участников тренинга. Данные изменения статистически значимы на пятипроцентном уровне значимости по Т-критерию Вилкоксона (р<0,05 (Ткр= 30).

В дополнение нами была разработана система методических рекомендация для педагогов с целью снижения агрессивности подростков, профилактики их агрессивного поведения. Представим некоторые из них:

- работа с подростками «группы риска» и ориентацией на формирование предрасположенности к агрессивному поведению должна строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения;

- проведение просветительских бесед с подростками о способах влияния на человека и методах защиты от психологического воздействия;

- в процессе урочной и внеурочной деятельности важно повышать самооценку подростков;

- проявление доброжелательности и умение прийти на помощь обучающимся, входящих в «группу риска»;

- важно поручать подросткам важные и ответственные поручения, а также предоставлять обучающимся возможность воплощения своих идей;

- выражение конструктивной похвалы, за дело (поступок, помощь и т.п.);

- использование метода поощрения, например, благодарность при всем классе, за успешно выполненное поручение или вручение награды и т.д.

Выводы. Агрессией считается несоблюдение действующих в обществе норм и правил, причинение ущерба объекту агрессии (живому и неживому), нанесение людям телесных повреждений, а также нанесение им психологического дискомфорта (негативный опыт, рациональность). Агрессивное поведение предполагает активное (вербальное или физическое) устранение сложностей, запретов и т.д.

Агрессивное поведение весьма популярно среди современных подростков и зачастую обретает враждебные виды (драки, оскорбления). Ситуация обостряется общественной неустойчивостью, межличностными и межгрупповыми конфликтами. На развитие агрессивности детей влияют следующие факторы: микрофакторы (семейные), мезофакторы (окружение), макрофакторы (средства массовой информации), личностные особенности ребенка. Важно уделить внимание первичной профилактике агрессивного поведения подростков, в том числе с помощью обучающих программ. Одним из наиболее эффективных методов в работе с подростками в контексте снижения и профилактики агрессивности является психологический тренинг (технология развития личности).

Литература:

1. Барыбина, A.M. Психологические особенности проявления агрессивности девочек-подростков / A.M. Барыбина// Студенческий вестник. - 2021. - № 24-1(169). - С. 56-57

2. Бочанцева, Л.И. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях / Л.И. Бочанцева, М.А. Городилова // Проблемы современного образования. - 2019. - № 5. - С. 48-62

3. Вачков, И.В. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. - Санкт-Петербург, Речь, 2014. - 272 с.

4. Дмитриев, A.A. К проблеме изучения агрессивности подростка / A.A. Дмитриев, С.А. Дмитриева, С.С. Бетанова // International journal of medicine and psychology. - 2021. - Т. 4. - №7,- С. 33-38

5. Евтихов, O.B. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - Санкт-Петербург: Речь, 2019. - 256 с.

6. Карелин, A.A. Большая энциклопедия психологических тестов / A.A. Карелин. - Москва: Эксмо, 2007. - 416 с.

7. Кон, И.С. Бить или не бить? / И.С. Кон. - Москва: Время, 2012. - 441 с.

8. Царева, E.B. Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях / Е.В. Царева, Ю.Д. Микулец, A.A. Слюняева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. -Ч. 2. - С. 370-373

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена коммуникативной направленности личности как одному из элементов коммуникативной сферы. Обозначена роль коммуникативной сферы в развитии личности. В статье рассматриваются особенности коммуникативной направленности осужденных с разным уровнем переживания одиночества. Дано определение понятию коммуникативной направленности. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования, дано описание выборки исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной направленности у осужденных с низким, средним и высоким уровнем переживания одиночества. Описаны доминирующие виды направленности личности в общении и их проявления у осужденных с разным уровнем переживания одиночества. С учетом полученных результатов даны рекомендации по организации психокоррекционной работы с указанной категорией осужденных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная направленность, осужденные, переживание одиночества, осужденные с разным уровнем переживания одиночества.

Annotation, the article is devoted to the communicative orientation of the personality as one of the elements of the communicative sphere. The role of the communicative sphere in the development of personality is indicated. The article examines the peculiarities of the communicative orientation of convicts with different levels of loneliness. The definition of the concept of communicative orientation is given. The purpose of empirical research is indicated. The article presents psychodiagnostic methods of empirical research, a description of the study sample is given. The article presents the results of an empirical study of the communicative orientation of convicts with low, medium and high levels of loneliness. The dominant types ofpersonality orientation in communication and their manifestations in convicts with different levels of loneliness experience are described. Taking into account the results obtained, recommendations are given on the organization of psychocorrective work with this category of convicts.

Key words: communication, communicative orientation, convicts, loneliness experience, convicts with different levels of loneliness experience.

Введение. Одним из характерных свойств человека, как социального существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение - одно из ведущих условий социализации личности, поскольку в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Исторический опыт и повседневная практика с наглядной убедительностью свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми неизбежно приводят к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств, деформации коммуникативной сферы человека.

Коммуникативная сфера, наряду с эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной сферами, участвует в становлении и развитии личности, регулирует ее отношение к себе и к окружающим. Являясь основополагающим фактором, управляющим системой межличностных отношений, коммуникативная сфера влияет на систему установок, ориентации, стереотипов и других диспозиций, через которые личность воспринимает и оценивает других людей.

Одним из важнейших условий для развития коммуникативной сферы личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе взаимодействия с другими. Применительно к осужденным, содержащимся в условиях изоляции, проблема деформации коммуникативной сферы особенно актуальна. Тюремная изоляция предполагает особые условия человеческого существования: недоброжелательность окружения, скудная бытовая обстановка, криминальная субкультура, давление со стороны персонала, утрата постоянных контактов и, как результат, повышенные трудности адаптации. Анализ практики показывает, что у ряда лиц, содержащихся в исправительных колониях в период отбывания наказания, наблюдается замкнутость, отчуждение, ощущение одиночества, отдаление от других осужденных.

Переживая ощущение одиночества, на которое оказывает влияние множество факторов мест лишения свободы, у осужденного снижается мотивированность к общению, изменяются мотивы поведения, что отражается на направленности в общении, изменяется потребность в обмене информацией, познании чего-то нового через общение, что значительно влияет на коммуникативную сферу личности [1, С. 46]. При таком положении дел затрудняется процесс исправления и ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Изложение основного материала статьи. Коммуникация - это двустороннее взаимодействие между субъектами, цель которого заключается в обмене какой-либо информацией. Сам процесс коммуникации, включая его главный компонент -обмен информацией между субъектами, осуществляется в коммуникативной сфере. В процессе обмена информацией происходит важный процесс - социализация субъекта, адаптация личности к определенным условиям жизни в обществе. При этом коммуникацию можно отнести к важнейшим факторам, которые влияют на развитие личности в процессе социализации [4, С. 34].

Среди структурных элементов коммуникативной сферы часто выделяют коммуникативную направленность личности в целом [2, С. 16]. Коммуникативная направленность представляет собой совокупность более или менее осмысленных личностных установок, ценностно-ориентированных взглядов и ценностей в области межличностного общения, а также представлений о том, что такое общение, каковы его цели, средства и допустимые способы поведения. Коммуникативная направленность подразумевает определенное отношение к партнеру и себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими [3, С. 24]. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.