Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей университета к работе в среде e-Learning'

Подготовка преподавателей университета к работе в среде e-Learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / E-LEARNING / TRAINING OF TEACHERS / DISTANT COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухаренко Владимир Николаевич

В работе описана система повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения, реализуемая в НТУ «ХПИ» с 2003 г. Рассматривается подготовительный этап, разработка дистанционного курса и проведение дистанционного учебного процесса. Всего по данной методике прошли подготовку более 3000 преподавателей Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing of lecturers for working in e-learning environment

The system of raising the teachers' skills in e-Learning developed at National Technical University «Kharkiv Polytechnical Institute» is described.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей университета к работе в среде e-Learning»

your needs. Boston: Aspatore Books, 2007. 105 p.; Lejnemark M, Zachrisson J. SaaS adoption among small and medium sized companies in Sweden. Stockholm: Tillampad informationsteknik, Kungliga Tekniska hog-skolan, 2007. 54 s.; Huru H.A. MILAS:

modernizing legacy applications towards service oriented architecture (SOA) and software as a service (SaaS). Oslo, 2009. IX, 114 s.; Moore B. A service broker framework for software-as-a-service (SaaS) applications. Ottawa: Library and Archives Canada, 2008.

IVANCHENKO D. CONSTRUCTION OF HIGHER SCHOOL INFORMATION INFRASTRUCTURE APPLYING THE SAAS MODEL

The article considers the basic advantages, problems and prospects of construction of management information system for educational and scientific activity with distributed, decentralized infrastructure. Applying the SaaS (Software as a service) model makes it possible to use effective higher school resources and potential and provide management of higher education institutes with convenient and reliable tools for planning, control, analysis of results of all types of activity.

Keywords: educational process management, information system, SaaS model.

В.Н. КУХАРЕНКО, доцент Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

Подготовка преподавателей университета к работе в среде e-Learning

В работе описана система повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения, реализуемая в НТУ «ХПИ» с 2003 г. Рассматривается подготовительный этап, разработка дистанционного курса и проведение дистанционного учебного процесса. Всего по данной методике прошли подготовку более 3000 преподавателей Украины.

Ключевые слова: e-Learnгng, подготовка преподавателей, дистанционный курс.

Западные педагоги в своих многочисленных публикациях не устают подчеркивать тезис о возможности и достижимости высокого качества дистанционного обучения. При этом отмечается, что во многом это зависит от уровня подготовки преподавателей. Поэтому, если мы хотим сохранить или повысить уровень подготовки наших специалистов, нам необходимо организовать систему повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения с учетом того, что преподаватель, как правило, не имеет специального педагогического образования. Ему сначала необходимо дать азы дистанционного обучения, затем показать, как учебные материалы курса можно транс-

формировать в дистанционный курс наиболее простым способом. На последнем этапе следует продемонстрировать, как дистанционный курс можно использовать в учебном процессе - как очном, так и дистанционном.

Принятая в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт.» стратегия повышения квалификации преподавателей университета направлена на создание целостной и гибкой модели смешанного обучения. В процессе разработки собственного дистанционного курса преподаватель создает учебные материалы, которые:

1) учитывают потребности аудитории и ее специфику;

2) приспособлены к индивидуальным потребностям обучающихся;

3) хорошо структурированы, представляя собой отдельные учебные единицы с обозначенными учебными целями, вступлением, основной частью, учебными упражнениями, промежуточными тестами, элементами обратной связи;

4) просты в использовании, имеют четкие навигационные инструкции;

5) интерактивны - ориентированы на осуществление практических действий и текущую самооценку знаний с обратной связью;

6) привязаны к контексту других учебных пособий, освещающих данную проблему с разных точек зрения;

7) способствуют развитию навыков общения в дистанционном режиме, как по линии «слушатель - преподаватель», так и по линии «слушатель - слушатель»;

8) мотивируют слушателя на проявление инициативы;

9) ориентированы на достижение как общих, так и конкретных учебных целей, обозначенных перед началом каждого раздела, и способствуют развитию навыков самостоятельного обучения.

Проблемной лабораторией дистанционного обучения НТУ «ХПИ» на базе многолетнего опыта создан учебно-методический комплекс повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения, который состоит из пяти модулей. Он разработан на основе дистанционных курсов «Основы дистанционного обучения» (1999 г., обучалось 50 чел.), «Практический курс дистанционного обучения» (2000-2001 гг., обучалось 60 чел.), постоянно действующих курсов для преподавателей НТУ» ХПИ» (с 2002 г.) «Разработка дистанционного курса», программ шести летних и зимних школ дистанционного обучения (2001-2005 гг., обучалось свыше 90 чел.). Большое влияние на развитие учебно-методического комплекса оказало участие сотрудников лаборатории в проекте Британского правительства «Поддержка

институционального развития в Украине» по развитию дистанционного обучения в региональных институтах Национальной академии государственного управления при Президенте Украины (2001-2003 гг.). Именно для этого проекта был разработан и внедрен дистанционный курс «Практикум тьютора». Всего по этим модулям прошло обучение более 3000 преподавателей Украины.

Прежде чем начинать создавать личный дистанционный курс, преподавателю рекомендуется пройти курс «Основы дистанционного обучения». В течение 4-х недель он получает навыки дистанционного обучения, приобретает умение использовать средства коммуникации, проводит анализ разработанных в НТУ «ХПИ» дистанционных курсов и дистанционного учебного процесса, дает оценку деятельности тьютора. В программе данного модуля рассмотрены следующие темы.

1. «Интернет, общество, образование. Особенности Интернет в СНГ. Информационная культура. Современное образование. Непрерывное образование. Открытое обучения. Виртуальный университет»;

2. «Определение дистанционного обучения, его характерные черты, принципы и качество. Дидактические особенности современных информационных технологий и телекоммуникаций в дистанционном обучении»;

3. «Виртуальные учебные среды. Программное обеспечение дистанционного курса. Назначение виртуальных учебных сред. Критерии оценки. Виртуальные учебные среды «Веб-класс ХПИ» и Moodle»;

4. «Тьютор - организатор и ключевая фигура дистанционного обучения. Модель тьютора. Функции тьютора-руководителя. Обязанности тьютора».

Для создания дистанционного курса преподавателю рекомендуется использовать систему педагогического проектирования (дизайна) ISD (Instructional System Design) (http://www.nwlink.com/ ~donclark/hrd/sat.html) и, в частности, под-

ход ADDIE (Analyze, Design, Development, Implement, Evaluation). По сути, это детальное руководство для определения содержания курса и проектирования учебного процесса.

В соответствии с системой ISD лабораторией создан модуль «Проектирование дистанционного курса». В течение четырех недель преподаватели анализируют целевую аудиторию, определяют выходные компетенции студентов, планируют их активность, формулируют цели обучения, создают план учебных занятий, анализируют возможные стили обучения, определяют систему доставки.

В ходе дистанционного освоения данного модуля слушатель отвечает на анкеты относительно усвоения теоретического материала и его использования в создаваемом дистанционном курсе, принимает участие в дискуссиях. Результатом работы слушателя является распланированная деятельность студента в течение всего периода изучения дисциплины.

Большое внимание в курсе уделяется формулированию целей обучения, которые являются основой для определения содержания и методов обучения, оценки результатов обучения, выбора способов активизации учебной работы студентов, превращения их в сознательных участников учебного процесса. Для этого используется таксономия педагогических целей Б. Блума[1].

При разработке дистанционного курса необходимо учитывать существующие теории обучения и соответствующие методы, средства и т.д. На практике это чаще всего будет их комбинация, которая позволит построить эффективную стратегию обучения. Так, стратегии бихевиоризма могут использоваться для изучения фактов («что»), методы когнитивной теории - для изучения процессов и правил («как»), а стратегии конструктивизма - для ответа на вопрос «почему».

При разработке курса преподавателю необходимо учитывать различные виды взаимодействия в дистанционном учебном

процессе: студенты могут взаимодействовать с содержанием, представленным в различных форматах, с тьютором, другими студентами, с интерфейсом [2]. Такая модель способствует созданию социальной среды, в которой студент получает знания и трансформирует свой профессиональный и социальный опыт.

В следующем модуле — «Информационные материалы дистанционного курса» - преподаватели формируют сам курс, подбирают к нему информационные материалы, структурируют и оформляют текст в виде веб-страниц с использованием рекомендаций по дизайну текста. Модуль предполагает изучение теоретических вопросов, касающихся изложения учебного материала и возможных вариантов его структурирования, проблем визуализации. Особо рассматриваются приемы дизайна текста для людей с физическими недостатками.

Последовательность работы в модуле выглядит следующим образом:

1) поиск и подбор материала;

2) определение основных тем и выстраивание их в логической последовательности;

3) структурирование отдельных модулей (организационное): теория, практика, контроль, вспомогательные учебные средства;

4) структурирование модуля (смысловое):

- создание информационного пространства модуля,

- определение ведущих понятий,

- определение взаимосвязей,

- системная организация модуля -схема;

5) организация подсистемы учебных средств (открытые вопросы, вопросы к самоконтролю, примеры практических задач, тесты, темы дискуссий, примеры составления писем различного назначения для электронной переписки и т.п.);

6) организация познавательного пространства (творческая направленность вопросов, исторические справки, примеры, цитаты, метафоры, персональное отношение студентов к содержанию и предложен-

ным средствам обучения, создание личной системы вопросов познавательно-аналитического характера и т.д.).

Создание дистанционного курса завершает изучение модуля «Контроль в дистанционном обучении», где определяются методы контроля в обучении, создаются тестовые задания, планируются дискуссии и чаты, разрабатывается рейтинговая система оценки деятельности студента, проводится самооценка разработанного курса. В этоммодуле рассматриваются следующие вопросы:

• управление и учебный процесс;

• система контроля качества обучения в дистанционном курсе;

• особенности управления деятельностью в дистанционном курсе;

• управление мыслительной деятельностью;

• мотивация в дистанционном обучении;

• разработка тестовых заданий и профилей теста дистанционного курса;

• разработка методических материалов к темам, которые планируется обсудить в форуме, чате и проработать в малых группах;

• оценка дистанционного курса;

• особенности рейтинговой системы оценки знаний в дистанционном курсе;

• основные принципы системы рейтинговой оценки;

• четыре уровня оценки по Киркпатрику.

Материалы рассмотренных выше модулей опубликованы в нашем пособии [3].

В качестве примера реализации системы повышения квалификации преподавателей в области ДО можно рассмотреть подготовку преподавателей Криворожского технического университета в очно-дистанционном режиме. В каждом модуле после установочной сессии (6 часов) преподаватели в течение четырех недель работали дистанционно. Итоги работы в модуле обсуждались на очном семинаре. Всего прошли обучение 22 преподавателя, за время

обучения они посетили курс 628 раз, что составляет 24 посещения на одного преподавателя. Успешные преподаватели работали в Интернете от 10 до 28 часов. Было написано 72 письма, в форуме оставлено 74 сообщения (знакомство, впечатления от курса, обсуждение проблем доставки и модели обучения), в список рассылки отправлено 51 письмо (обсуждение вопросов мотивации в дистанционном обучении). Следует отметить сравнительно низкую активность слушателей в почте и форуме. Полностью выполнили программу 16 преподавателей. К сложным для слушателей вопросам следует отнести описание деятельности специалиста, к которой готовит их курс, определение характера деятельности и необходимых компетенций, формулировку целей обучения.

Цель модуля «Практикум тьютора»

- подготовка преподавателя и дистанционного курса к учебному процессу. Курс ориентирован на преподавателей, которые знают основные особенности технологий дистанционного обучения и имеют свой дистанционный курс (не обязательно личный) для проведения учебного процесса. Успешное прохождение модуля предполагает не только выполнение запланированной в курсе деятельности, но и проведение пилотного обучения с поддержкой тьютора [4].

В данном модуле можно выделить следующие подразделы: выбор средств коммуникации, подготовка дистанционного курса к учебному процессу, контроль деятельности студентов, организация взаимодействия в группе (дискуссии, чаты, работа малых групп). К каждому подразделу дается соответствующий теоретический материал, но главным является подготовка каждым слушателем своего дистанционного курса к учебному процессу с детальным его обсуждением в дискуссиях, чатах, в малых группах. Уже на этапе подготовки преподаватель демонстрирует свои умения проводить дискуссии и чаты. Содержание программы представлено ниже.

Занятие 1. Коммуникация с помощью

электронной почты. Получение практических навыков работы с электронной почтой, списком рассылки, форумом. Одна из главных задач в дистанционном обучении - познакомиться, организовать общение в группе, найти будущих партнеров по совместной деятельности. От того, как пройдет этот этап, существенно зависит весь следующий учебный процесс. На этом этапе активно используются электронная почта, список рассылки и форум. В первый же день занятий необходимо убедиться, что все сервисы курса работают и не вызывают проблем у слушателей.

Занятие 2. Рассмотрение целей и задач дистанционного курса, планирование деятельности студента и разработка системы оценки деятельности студента. В практическом задании слушателю надо спланировать еженедельную равномерную деятельность обучающегося и оценить ее объем в часах. В плане курса надо обязательно дать аннотацию курса и цели изучения курса. Рейтинговая оценка позволяет детально рассмотреть и ранжировать все детали контролируемых знаний и умений. В практическом задании надо спланировать рейтинговую оценку деятельности обучающегося и создать список рассылки.

Занятие 3. Подготовка инструкций и информационных материалов к курсу. Цель занятия - разработка слушателем приглашений к дистанционному обучению, описание технологии обучения, составление инструкции к работе в виртуальной учебной среде, рекомендаций по использованию электронной почты, списка рассылки, форума.

Занятие 4. Организация и проведение дискуссий. Предполагается рассмотрение типов дискуссий, разработка сценария и подготовка к дискуссии, анализ проведения дискуссии. Каждый слушатель должен выступить в качестве модератора и эксперта собственной дискуссии, а также стать участником дискуссий других слушателей курса.

Занятие 5. Организация работы малых

групп. На занятии рассматриваются особенности организации малых групп и проведения в них учебного процесса. Слушатели готовят эссе с анализом своей деятельности в малых группах (в парах) в течение работы по дистанционному курсу.

Занятие 6. Тематический чат. Подведение итогов. Цель - разработка сценария проведения тематического чата, подготовка информационных материалов, подведение итогов чата.

В курсе используется рейтинговая система оценки деятельности слушателя. Тьютор курса отслеживает прохождение курса отдельными слушателями и получает обобщающую информацию. На усвоение курса слушатель тратит от 5 до 40 часов. Длительность работы в Интернете за один сеанс составляет от 10 до 50 минут.

Разработанный в НТУ «ХПИ» курс прошел апробацию в сентябре 2003 г. Его изучали 20 преподавателей региональных институтов (Львов, Одесса, Днепропетровск, Харьков) Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. После прохождения курса тьюторы провели пилотное обучение государственных служащих по государственной программе повышения квалификации. Полностью выполнили программу и получили сертификат тьютора 11 преподавателей. В дальнейшем ежегодно обучалось две группы (по 15 человек), в состав которых входили преподаватели НТУ «ХПИ» и преподаватели других университетов Украины.

Итак, система повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения, действующая в НТУ «ХПИ», использует смешанное обучение и позволяет преподавателям за короткий период освоить технологии дистанционного обучения для создания собственного дистанционного курса и организации дистанционного учебного процесса. Многолетний опыт использования разработанных дистанционных курсов для преподавателей показал, что практически любой преподаватель, даже не

имеющий специального педагогического образования, может создать качественный курс и освоить современные ИКТ.

Литература

1. См.: http://www.ittheory.com/bloom1.htm

2. Theory and Practice ofOnline Learning / Terry

Anderson & Fathi Elloumi (Eds.). Athabasca University, 2004.

3. Быков В.Е., Кухаренко В.Н., Сиротенко Н.Г., Рыбалко Е.В., Богачков Ю.Н. Технология разработки дистанционного курса / Под ред. В.Е. Быкова и В.Н. Кухаренко. Киев: Миллениум, 2008. 324 с.

4. Кухаренко В.Н., Сиротенко Н.Г., Моло-

дых А.С., Твердохлебова Н.Е. Дистанционный учебный процесс: Учеб. пособие / Под ред. В.Е. Быкова, В.Н. Кухаренко. Киев: Миллениум, 2005. 292 с.

KUKHARENKO V. PREPARING OF LECTURERS FOR WORKING IN E-LEARNING ENVIRONMENT

The system of raising the teachers’ skills in e-Learning developed at National Technical University «Kharkiv Polytechnical Institute» is described.

Keywords: e-Learning, training of teachers, distant course.

В.В. ЧЕКЛЕЦОВ, аспирант Институт философии РАН

Образование в Разумной Среде

В статье рассматривается образовательный потенциал новых технологий сопряжения виртуального и реального Миров. Показывается механизм синергийного формирования личности и среды. Также предложена модель реализации образовательного процесса на основе соединения концепций Разумной Среды, Дополненной Реальности с методологией обучающих интерактивных игр на реальной местности.

Ключевые слова: Разумная Среда, Образование, Дополненная Реальность, Серьезные Игры, Городские Игры.

Обучающие компьютерные программы, ресурсы всемирной сети Интернет обладают мощнейшим образовательным потенциалом - сейчас с этим мало кто поспорит. В то же время практически единственным интерфейсом «человек - компьютер» до недавних пор был монитор, причем долгое время это был монитор стационарного компьютера, что однозначно ограничивало место взаимодействия реальной и виртуальной среды помещением, где, собственно, этот компьютер и находился. Такое положение дел вызвало вполне оправданную волну беспокойства за здоровье подрастающего поколения, «пропадающего» над клавиатурами своих ПК. С одной стороны, это вред физическому здоровью: адинамия

и, как следствие, ожирение с мышечной дистрофией, неправильным формировани-

ем сердечно-сосудистой и других систем, запястный синдром, нарушение осанки (со всеми вытекающими последствиями), ухудшение зрения, расстройства иммунной системы и т.д. Но еще более серьезной стала казаться угроза для психической, эмоциональной сферы несчастного юзера1: что же будет с сознанием, системой ценностей, этическим, эстетическим восприятием, сферой коммуникации подростка, формирующегося как личность не в реальной среде, но в виртуальной? Давайте же разберемся, в чем главная причина этих опасений. Очевидно, краеугольным пороком виртуального пространства является недостаток непосредственного взаимодействия с миром реальных вещей и, что не менее важно

- людей. Утрируя, мы воображаем живу-

1 Жарг. от англ. user («пользователь»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.