Научная статья на тему 'Школа дистанционного обучения как форма повышения квалификации преподавателей'

Школа дистанционного обучения как форма повышения квалификации преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухаренко В. Н., Сиротенко Н. Г.

Статья описывает опыт в организации и своеобразии школ дистанционного обучения, которые проводила Проблемная лаборатория дистанционного обучения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» с 2001 года. Творческий характер обучения в школах и деятельность слушателей в сотрудничестве с командой преподавателей показаны в различных организационных учебных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа дистанционного обучения как форма повышения квалификации преподавателей»

Educational Technology & Society 6(1) 2003 ISSN 1436-4522

Школа дистанционного обучения как форма повышения квалификации преподавателей

В.Н Кухаренко, Н.Г Сиротенко

АННОТАЦИЯ

Статья описывает опыт в организации и своеобразии школ дистанционного обучения, которые проводила Проблемная лаборатория дистанционного обучения Национального технического университета «Харьковский

политехнический институт» с 2001 года. Творческий характер обучения в школах и деятельность слушателей в сотрудничестве с командой преподавателей показаны в различных организационных учебных формах.

В последнее время появилась необходимость усовершенствования процесса повышение квалификации преподавателей университетов в связи с изменениями, происходящими в организационных, технологических и содержательных составляющих учебного процесса. Это требует поиска новых качественных форм, которые бы объединили профессиональные, педагогические, организационные, технологические и информационные требования в деятельности преподавателей.

Чем вызваны потребности в качественном повышении квалификации? Прежде всего, это изменения в обществе, которые возникли с появлением и распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространением рыночных отношений. ИКТ оказывают влияние на все стороны общественной жизни независимо от того, насколько отдельная деятельность информатизирована.

Затронуло это явление в значительной мере и образование. Во-первых, образование - это та составляющая общества, которая готовит и прогнозирует его качественный состав и возможность результативной деятельности. Во-вторых, образование должно принимать участие в процессе преобразования общества из сугубо технологического в информационное с его свободой создания для любого индивида личного виртуального информационного пространства и возможностей для постоянного развития. Ведь именно образование ответственно за уровень развития в обществе. В-третьих, проникновение ИКТ в образование требует не только технологической осведомленности преподавателей, но и информационного наполнения всего содержания образования, что тоже является обязанностью преподавателей. И, в конце концов, в-четвертых, в современном обществе, как никогда до сих пор, возрастает роль общения, причем общения с высоким насыщением информацией, которое оказывает содействие исчезновению каких-либо границ - этнических, политических, экономических, возрастных и других.

Сейчас в образовательной среде получает распространение новая форма образования - дистанционная, которая объединяет в себе потребности современного общества, новейшие достижения педагогики и психологии, преимущества применения ИКТ, признает личность главным субъектом образования и общение как основное средство обмена информацией. И потому эту форму необходимо интегрировать в существующее образовательное пространство с целью его преобразования и усовершенствования. Она имеет цель и принципы, которые целиком совпадают с задачами общества в дальнейшем развитии.

Цель дистанционного обучения - предоставить человеку возможность получить знания, умения, навыки, в том числе профессиональные, на таком уровне, чтобы он мог самостоятельно и творчески совершенствоваться на протяжении всей жизни, то есть, чтобы наполнение индивидуального информационного пространства было гибким, продолжительным и постоянным.

Принципы дистанционного обучения состоят в предоставлении определенных свобод индивиду в его образовательной деятельности - выбора информации, места и времени обучения, качества усвоения. Технологической поддержкой этой формы обучения, с точки зрения организации и представления информации, выступают информационно-коммуникационные технологии, в частности, Интернет.

Основной формой работы с информацией является общение, а методическим обоснованием - достижения педагогики и психологии, в особенности, исследования последних лет по формированию творческой и самостоятельной познавательной деятельности и нестандартного мышления в жизнедеятельности человека.

Для организации учебного процесса используются виртуальные учебные среды (WebCT, Black Board, Learning Space, Прометей и прочие). В Национальном техническом университете “Харьковский политехнический институт” (НТУ “ХПИ”) -это среда “Веб-класс ХПИ”. Среда позволяет доставлять структурированный для дистанционного обучения материал слушателю, проводить самоконтроль и контроль, распространять альтернативную учебную информацию и др. “Веб-класс ХПИ” предусматривает также организацию общения в разных формах - дискуссии, чат. Общение выступает основой сотрудничества между слушателями и преподавателем, которое служит основным методом обучения в этой образовательной форме.

Учитывая творческую направленность процесса обучения и его результатов, значительное место в нем занимают формы и методы проблемного обучения, и именно проблема является стержнем изучения дисциплины. Процесс решения проблем, в свою очередь, требует распределенного объема знаний, вариативного и альтернативного анализа представленной информации, овладения приемами и инструментами деятельности в соответствии с положениями деятельностного подхода. Все эти услуги относительно учебной деятельности предоставляет через виртуальную учебную среду преподаватель-тьютор. Ясно, что роль преподавателя изменяется и углубляется, и потому его следует заранее готовить к проведению занятий в дистанционной форме.

Проблемная лаборатория дистанционного обучения (ПЛДО) НТУ “ХПИ” взяла на вооружение несколько форм повышения квалификации преподавателей, в том числе так называемые школы. Почему именно они, по нашему мнению, привлекают наибольшее внимание? Во-первых, недельные и двухнедельные школы базируются на принципе “погружения”, а главной целью является создание личного учебного продукта. Кроме того, рабочая и информационная атмосфера в школе с одной стороны моделирует методику работы с дистанционным курсом и помогает преподавателям ощутить психологически особую атмосферу сотрудничества. С другой стороны, в школе преподавателям предлагают наиболее новые и эффективные методы и технологии, которые они здесь же отрабатывают на практических занятиях и могут использовать спроектированные фрагменты своего дистанционного курса, обсудить их с преподавателями школы и коллегами.

Идеей школы является постоянное обсуждение и сотрудничество в общении. Кстати, и теоретические, и практические занятия должны проходить именно в таком ключе. Это сразу выделяет несколько организационных вопросов, обязательных для успешного проведения школы.

Во-первых, работа в школе должна идти под руководством команды преподавателей, связанных единой точкой зрения на содержание учебной информации и единым пониманием конечных итогов работы школы. Это требует предшествующего обобщения опыта команды и формирования новых гипотез и идей.

Во-вторых, поскольку целью школы является создание информационного, технологического и инструментального пространства для преподавателей дистанционного обучения, все виды занятий в школе должны иметь творческую направленность. Это применение и проектирование инструментов творчества и структурирования, упорядочение (системность), определение связей и отношений как для будущих дистанционных курсов, так и для своего дальнейшего усовершенствования как специалистов. Поэтому обычные лекции в школе, как таковые, отсутствуют. Они имеют форму обсуждения, обязательно сопровождаются слайдами и раздаточными материалами, которые позволяют слушателям заранее ознакомиться с содержанием и высказать во время такой лекции свои мысли или замечания.

Опыт проведения школ ПЛДО в 2001-2002 гг. показал, что эмоциональный фон занятий значительно возрастает, если в обсуждение включены вопросы к рефлексии, опросники, обмен опытом, открытые вопросы. Следует также заметить, что доверительные отношения между слушателями и командой преподавателей, которые возникают во время занятий в школе, обогащают на основании полученной новой информации слушателей, что положительно влияет на мотивацию и самоутверждение.

С переходом от одной школы к следующей, оказалось, что ни одна из них не повторяет предшествующую. Больше того, они содействуют постоянному поиску командой новых средств и методов работы. Наличие практических занятий и тренингов показывает, что они необходимы и оказывают содействие созданию творческой атмосферы в аудитории. Можно сказать, что организация и структура содержания работы школы постоянно и гибко эволюционирует, и это является особенностью существования такой формы повышения квалификации благодаря не только сотрудничеству, но и реальным результатам и достижениям в личных разработках.

Школа 2001 (лето, г. Киев) проведена на базе и по предложению Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины. Количество слушателей - 43 преподавателя высших учебных заведений из разных городов Украины; срок работы школы - 2 недели.

Результаты работы: подготовка презентаций личных дистанционных курсов, проектирование структуры курса и некоторых составляющих (система контроля, общения и др.).

Программа школы состояла из 28 часов теоретических занятий:

- роль ИКТ в обществе и образовании;

- роль педагогических технологий в обеспечении качества знаний;

- понятие о дистанционном обучении, его цели и принципах;

- основы веб-технологий;

- управление процессом усвоения знаний как разветвленная система формирования творческой личности;

- роль общения в сотрудничестве и обратная связь;

- контрольно-диагностические задачи, их проектирование и

конструирование;

- процесс разработки дистанционного курса, принципы дизайна курса и использования виртуальных учебных сред Прометей и Virtual Learning Environment;

- тьютор как организатор дистанционного обучения, его обязанности;

- стратегия оценки курса.

Практические занятия состояли из 36 часов, проходили в виде ознакомления со средствами ИКТ, тренингов, создания личных фрагментов дистанционного курса.

Конкретным результатом для преподавателей было более глубокое понимание содержания, структуры и методики процесса дистанционного обучения. Так, например, введение во время тренинга по чату так называемого “случайного” тьютора помогло сформулировать возможную иерархию чатов как формы общения и прогнозировать содержание сценария чата по определенной стратегии.

Была отработана анкета оценки дистанционного курса с использованием действующих дистанционных курсов UDL System (Львов). С одной стороны, слушатели выступали как эксперты предметной области, с другой - как разработчики дистанционных курсов. Это позволило слушателям пересмотреть свою деятельность в школе и свой разработанный курс.

Зимние школы 2002 (тьюторов и менеджеров), (г. Харьков) проведенные на базе НТУ “ХПИ”, срок работы - 1 неделя. Школа тьюторов была проведена благодаря поддержке фонда IREX (программа IATP-2). Всего в школах принимали участие 36 человек.

Программы школ содержали все вышеупомянутые направления (см. Школа 2001, лето) и их целью было всестороннее ознакомление слушателей с основными вопросами дистанционного обучения и подготовка на выходе фрагментов дистанционных курсов. Для школы тьюторов больше внимания было уделено вопросам общения и управления процессом обучения. Для школы менеджеров были

включены общие вопросы менеджмента в дистанционном обучении и менеджмента знаний, в частности.

Новым в этих школах была презентация разработанной в ПЛДО виртуальной учебной среды “Веб-класс ХПИ”, в которой и предлагалось создавать дистанционные курсы. Слушателям предлагалось определить роль обсуждения и рефлексии, для чего были заранее разработаны методические материалы. Кстати, именно качество, информативность и уместность раздаточных методических материалов были одобрены большинством слушателей школ. Это приятно отметить потому, что, работая над проектированием данных материалов, работники лаборатории ставили перед собой цель показать преподавателям примеры таких учебных материалов, которые они могли бы применить в своих дистанционных, и не только дистанционных курсах.

Школа 2002, лето, г. Харьков, НТУ “ХПИ”. Количество слушателей - 10 человек, срок проведения - 1 неделя.

Эта школа как бы подвела определенные итоги работы предшествующих школ. В чем это проявилось?

Работа с менеджерами требовала более глубокого и детального исследования проблем вопросов управления. Это качество знаний и критерии экспертной оценки дистанционного курса не только по структуре и смыслу, но и по педагогическим, психологическим, профессиональным и информационным видам поддержки. Указанные виды поддержки в дистанционном обучении позволяют человеку ощутить себя способным самостоятельно мыслить, творчески ориентироваться в информационном пространстве и общественной деятельности и быть нацеленным на постоянное самосовершенствование.

Работа с тьюторами требовала обратить внимание не столько на роль общения в этой образовательной форме, сколько на закономерности и принципы общения как специальной области исследования, которая, кстати, является необходимым условием существования и дееспособности общества.

Все эти вопросы были исследованы в лаборатории и вынесены на школу уже как определенный лабораторный эксперимент. Практика показала, что сквозное обсуждение по всем темам и формам работы, создавало положительное настроение у слушателей, влияло на их самоутверждение. Включение в программу детального рассмотрения вопросов теории общения вызвало значительный интерес, так как некоторые положения помогли найти ответы и направление решения ряда возникающих во время процесса обучения ситуаций.

Эта школа нацелила преподавателей на дальнейшее углубление в процесс дистанционного обучения, а именно, на исследование вопросов подготовки к обучению, возможных стилей обучения, структурирования текста, конструирования новых средств контроля и мотивации, и т.п.

Анализ работы проведенных школ показал, что любая из них не повторяет программу предшествующей, но обязательно использует приобретенный опыт. Кроме того, Школа как экспериментальная модель учитывает все положительные и отрицательные проявления и направляет команду преподавателей школы на дальнейшее усовершенствование разработанных направлений и исследование еще не раскрытых вопросов. Школы показывают необходимость разработки

многочисленных тренингов практически по всем проблемам дистанционного обучения. Они обнаружили, что дистанционное обучение как форма образования акцентирует внимание на многих вопросах, для решения которых необходимо использовать информацию других теорий, таких как теория общения, теория принятия решений, проблемы работы с текстом, формирования мышления и др.

Безусловно, школы это эволюционная, достаточно гибкая форма повышения квалификации преподавателей и в перспективе могут существовать разные уровни школ. Но все они должны быть направлены к школе будущего, где слушатели и преподаватели будут обмениваться опытом, инновациями; обсуждать возможные варианты развития методов и средств работы с информацией; определять необходимые направления исследований; предлагать мероприятия для повышения качества контроля, мотивации и т.п. Все это поможет сделать пространство дистанционного обучения живым, ярким, деятельным и, что главное, таким, которое смотрит в будущее, видит свою незаменимость в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.