EDUCATION ONLINE
j
В.Н. КУХАРЕНКО, доцент Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»
Инновации
в e-Learning: массовый открытый
дистанционный курс
Описаны основные особенности массовых открытых дистанционных курсов (открытость, самоконтроль, сотрудничество), которые получили распространение в Канаде и США в последние три года. В таких курсах обучаются от 500 до 2500 студентов со всего мира. Приведены результаты пилотного обучения слушателей СНГ в открытом дистанционном курсе «Стратегия развития дистанционного обучения в корпорации».
Ключевые слова: массовый открытый дистанционный курс, персональная учебная среда, коннективизм, тьютор.
В последнее время по инициативе Мас-сачусетского технологического института в мире появилось более 3000 открытых курсов [1, 2], среди которых можно выделить:
• «Будущее образования» (2009 г.) -тьюторы Дейв Кормье и Джордж Сименс, участвовало более 600 чел. (http:// edfutures.com/);
• «Открытое образование » (2010 г.) -тьютор Дэвид Уили, участвовало около 60 чел. (http:/ / www.opencontent.org/ wiki/ index.php?title=Intro_Open_Ed_Syllabus);
• «Коннективизм и коннективистские знания» (2008 г.) - тьюторы Джордж Сименс и Стивен Даунс, училось более 2200 чел. (http://ltc.umanitoba.ca/ connectivism/);
• «Социальные сервисы и открытое образование » (2010 г.) - тьютор Алек Ку-рос, обучалось более 180 чел. (http:// eci831.wikispaces.com/).
«Обучение и аналитика знаний 2011» (http://www.learninganalytics.net/) - открытый курс, который провела команда Дж. Сименса весной 2011 г. для более чем 1500 чел. В курсе исследуются различные методы анализа данных и многочисленные инструменты, которые помогают этому анализу. Особенностью курса является проведение еженедельных «мини-конфе-
ренций» и выпуск «Ежедневника», который является центром активности участников курса.
Свободный, открытый дистанционный курс МоЫМООС Игнатии де Ваард был посвящен мобильному обучению. Весной 2011 г. в нем обучалось более 580 чел. В курсе рассматриваются основные понятия мобильного обучения, инструменты планирования, разработки и реализации мобильного варианта обучения.
Центр дистанционного обучения, исследований и сервиса университета штата Иллинойс Спрингфилд под руководством Рея Шредера с 4 июля по 21 августа 2011 г. проводит открытый дистанционный курс «Дистанционное обучение сегодня и завтра» (https://sites.google.com/ site/edumooc/) продолжительностью 8 недель, в курсе обучается более 2500 чел. Тематика курса: Интернет-обучение сегодня, исследования Интернет-обучения, технологии Интернет-обучения, приложения Интернет-обучения и мобильное обучение, массовое, частное и открытое обучение, персональное и неформальное обучение, обучение в сотрудничестве в облаках, Интернет-обучение 2011-2021.
По результатам предыдущих курсов команда Дж. Сименса проводит в 2011/12
учебном году большой открытый курс, посвященный изменениям, которые происходят в образовании (http:// change.mooc.ca/).
Термин «Массовый открытый дистанционный курс » (МОДК) ввел Джордж Сименс в 2008 г. Предикат «массовый» относится прежде всего к числу студентов (например, курс, в котором учится 200 студентов, таковым не является). В том же году он провел свой первый дистанционный курс, посвященный вопросам новой теории обучения - коннективизму [3], где обучение трактуется как процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности (люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации). Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов.
МОДК использует следующие принципы коннективизма:
• разнообразие подходов;
• обучение как процесс формирования сети и принятия решения;
• обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс, а не состояние;
• ключевой навык сегодня - это способность видеть связи между областями знаний, концепциями и идеями;
• знания могут существовать вне человека в сети;
• технологии помогают в учебе.
МОДК основывается на активном участии сотен и тысяч студентов, которые сами организуют свое участие в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами [4]. МОДК носят глобальный, а не региональный характер и выходят за рамки университета. Можно выделить четыре фактора, ограничивающих участие студентов [5]:
1) большой объем информации, дезориентирующий учащегося, поэтому со стороны тьюторов необходимо структурирование учебного материала;
2) социальные аспекты - когда в учебном процессе участвуют люди разных культур и языков общения, уровней подготовки, может создаваться напряженность в группе;
3) технологические аспекты - могут влиять на активность учащихся в некоторых регионах;
4) проживание участников в различных часовых поясах - может создавать дополнительные барьеры.
МОДК уменьшают барьеры в обучении и повышают самостоятельность учащихся, которые приобретают профессиональные навыки для участия в глобальных взаимодействиях. Такие курсы являются первым полигоном для роста знаний в распределенном, глобальном цифровом мире и имеют большое значение для будущего цивилизации.
Большая часть деятельности студентов в МОДК происходит за пределами ЬМ8, в других узлах сети, например, в личных бло-гах, личных портфолио, веб-сайтах, Твит-тере, YouTube, виртуальных мирах и т.д. Для удобства студенты объединяют информацию с помощью RSS-каналов, агре-гаторов.
Слушатель в этом курсе сам себе устанавливает цели обучения (они могут меняться в ходе обучения), читает только тот материал, который ему доступен и нравится (прочитать все он просто не сможет в силу избыточности информации). Он не обязан что-либо писать в форум курса, высказывать свои взгляды, отстаивать свою позицию. В то же время для получения максимального учебного эффекта ему нужно быть открытым. Только в этом случае он сможет достичь поставленной цели в ходе обучения в курсе.
Цели обучения [6] студента должны:
• носить целенаправленный характер и помогать учащемуся выделять маршруты в огромных объемах информации;
• быть открытыми для множества интерпретаций;
• быть доступными участникам с различным уровнем опыта в данной теме.
Преподаватель строит окружающую среду и является «центром кристаллизации » учебного процесса. Реальный результат зависит от деятельности учащегося и может быть получен и после завершения курса.
Открытые курсы зависят от навыков, внутренней мотивации, поставленных целей, общей культуры, технической грамотности студентов.
Открытый дистанционный курс базируется на следующих основных видах деятельности.
1. Сотрудничество. В курсе даются ссылки на различные информационные материалы, которые необходимы для чтения и обсуждения. Все материалы прочитать сложно - их слишком много. Студент выбирает материалы, которые его привлекают и интересны для него. Регулярно студент получает бюллетень, в котором освещаются некоторые текущие вопросы.
2. Ремикс. Следующий шаг после чтения и участия в вебинарах - отслеживать и фиксировать события, которые близки к его пониманию материала курса. Как это сделать, зависит от студента. Он может сохранить документ на своем компьютере или в Интернете, поделиться своим контентом с другими людьми.
3. Перепрофилирование. Основная задача курса - помочь участнику создать свой контент, выработать свое понимание проблемы, а не повторять слова других. И это самая сложная часть процесса обучения. При этом обучение не начинается с нуля, вот почему в курсе используется термин «перепрофилирование» вместо «создание».
Что является предметом данного курса? Этот курс о том, как читать, понимать и работать с «содержанием» других людей и как создать свое собственное новое понимание. В курсе, как правило, даются инструменты, которые можно использовать для создания собственного контента.
4. Сообщения. Задача тьютора - обеспечить совместную работу с другими людьми в данном учебном процессе. Студент не обязан делиться информацией. Он может работать полностью самостоятельно, не показывая никому ничего. Совместное использование информации - это выбор студента. Обмен сообщениями и будет создавать содержание курса.
Каждая неделя начинается с краткого изложения темы и ссылок на соответствующие источники. Ежедневно все участники курса получают электронные письма о деятельности или важных ресурсах через список рассылки. В течение недели, как правило, проходят два вебинара: выступление гостевого лектора по конкретной теме и дискуссия по теме недели.
Работа в курсе может занимать 5-10 часов в неделю и включать участие в дискуссиях, вебинарах, написание блогов. Если студент не в состоянии выделить требуемое время, он может выбрать уровень участия, который наилучшим образом соответствует его потребностям.
Рекомендуемые шаги:
• Установите несколько целей (Что вы хотите получить от курса? Как много времени вы в состоянии выделить?) Поделитесь вашими целями в дискуссионном форуме «Знакомство ».
• Установите в своем браузере переводчик Google для чтения документов на английском языке, если Вам трудно читать на этом языке.
• Создайте карту памяти курса на еженедельной основе, добавляя новые концепции или идеи.
• Для осмысления рассмотренного материала используйте блог (при необходимости создайте его).
• Выборочно прочитайте предложенные материалы.
• Принимайте участие в обсуждении на форумах курса.
• Используйте Twitter. Если у вас есть аккаунт Twitter, то сообщите его участни-
кам курса. Если вас заинтересовало сообщение в Twitter, сделайте для себя ретвит.
• Вы можете использовать любые другие услуги в Интернете (Flickr, Second Life, Yahoo Groups, Facebook, YouTube и др.). Выбор полностью за Вами.
Одним из важных аспектов МОДК является наличие у участников учебного процесса персональной учебной среды (ПУС). Она базируется на облачных вычислениях (программное обеспечение как услуга или SAAS) - выполнении приложений, расположенных на серверах [7], что дает ряд преимуществ:
- программное обеспечение отслеживается и контролируется;
- управление версиями программного обеспечения упрощено;
- опасность распространения вирусов сводится к минимуму;
- исходные данные и полученные файлы можно хранить, и ими можно управлять централизованно на серверах брандмауэров;
- можно работать на простых конфигурациях компьютеров.
В число наилучших программных продуктов [8], которые могут быть использованы в облачных вычислениях, входят Твит-тер (1-е место), Google Docs (3-е место), программы ведения блогов (14-е место) и проведения вебинаров (45-е место).
ПУС - это результат эволюции Web 2.0. Доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом, эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний. Особенность ПУС состоит в том, что она является инструментом, который позволяет учащимся участвовать в распределенной среде, состоящей из сети людей, услуг и ресурсов.
ПУС - это не только комфортная среда для выполнения деятельности, но и средство создания персональной учебной сети,
где мы можем взаимодействовать как с нашими прямыми коллегами, например участниками сообщества ning или списка рассылки, так и с их партнерами по совместной деятельности. Это существенно расширяет наш круг общения, дает возможность получать намного больше профессиональной информации.
Отбор инструментов для ПУС - дело сугубо личное, зависит от целей автора. Рекомендуется постоянно ее развивать с учетом новых возможностей социальных сервисов. Задача преподавателя - оказывать студенту содействие в формировании ПУС, разъясняя при необходимости назначение тех или иных сервисов в учебном процессе. ПУС заставляет студентов отвечать за процесс обучения, задумываться над инструментами и ресурсами, которые помогут им учиться лучше.
Открытый дистанционный курс должен иметь минимальный набор инструментов ПУС. В их состав, по мнению западных коллег, должны входить twitter, ning, blog, igoogle (netvibes), reader RSS, delicious (DIIGO), wiki (рис. 1). Если новичок с минимальными инструментами ПУС может наблюдать за учебным процессом и готовить себя к активной работе, то опытный пользователь сможет полностью реализовать свои цели.
Желательно, чтобы в процессе обучения количество инструментов возрастало. Это способствует развитию ПУС участников учебного процесса и служит достижению поставленных личных целей.
МОДК проводит, как правило, команда тьюторов, которая заранее выбирает тему курса, планирует возможную деятельность студентов различного уровня подготовки, подбирает ссылки на материал, распределяет между собой роли. Например, один из тьюторов играет роль куратора, второй может заниматься интеграцией блогов слушателей курсов, третий - сосредоточиться на помощи новичкам, при этом в ходе курса роли могут меняться.
Elements for Constructing Social Learning Environments
Screeritoaster
Рис. 1 Элементы для конструирования персонального учебного пространства
(http:// www.upsidelearning.com/blog/ wp-content/ uploads/2010/03/elements-for-constructing-social-learning-environments-e1268231388833.jpg)
В среднем еженедельные затраты вре- рядка 60-80 часов. Общее время на курс мени Джорджа Сименса выглядят следую- CCK08 (10 недель) - 375-425 часов. щим образом (http://ltc.umanitoba.ca/ connectivism/?paged=2):
• ежедневное сопровождение (3-5 часов в неделю);
• чтение сообщений форума (5-7 часов в неделю);
• записи для следующей недели (от нуля до 2-х часов);
• вебинары (более 3-х часов, включая в себя Elluminate и UStream-сессии);
• ответы по электронной почте (2-5 часов в неделю);
• подготовка документов (~ 1 час на документ). Всего на курс: ~ 75 часов.
Затраты на организацию курса (чаты со Стивеном, Дэйвом, планирование взаимодействия, создание учебных программ, создание сайта/ блога/вики)составляют по-
Открытый дистанционный курс «Стратегия развития e-learning в организации» (тег #SEL11 для Diigo, Twitter) проходил шесть недель в феврале-апреле 2011 г. на русском языке для представителей СНГ. Организатор курса - Проблемная лаборатория дистанционного обучения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».
Целевая аудитория - преподаватели, аспиранты, руководители образовательных структур различных организаций. Участникам желательно иметь навыки работы в Интернете, использования синхронных и асинхронных веб-коммуникаций для общения, сотрудничества и обмена информацией.
Неделя 1. Обучение и управление знаниями в организации. Цель: описать используемую систему управления знаниями и методы обучения в корпорации, охарактеризовать современное состояние развития дистанционного обучения.
Неделя 2. Люди - движущая сила стратегии обучения. Цель: определить необходимый кадровый состав для развития корпоративного дистанционного обучения.
Неделя 3. Зачем нужна стратегия корпоративного дистанционного обучения? Цель: описать образовательную стратегию корпорации; описать образовательную стратегию корпорации как решение политической проблемы; сравнить две разработанные стратегии и определить их сильные и слабые стороны.
Неделя 4. Анализ текущей ситуации. Цель: анализ состояния процесса обучения в организации и определение проблем.
Неделя 5. Построение миссии организации. Цель: формирование образовательной миссии корпорации и построение стратегии корпоративного дистанционного обучения, умение выбирать необходимое техническое и программное обеспечения дистанционного обучения.
Неделя 6. Проведение SWOT-анализа и построение плана работ. Цель: анализ разработанной стратегии корпоративного дистанционного обучения и формирование плана работ.
В курсе зарегистрировалось 45 человек (регистрация в Moodle и в списке рассылки), посещали страницы курса более 100 человек, заключительное анкетирование прошли 12 человек. Таким образом, данный курс нельзя отнести к массовым курсам. Выходную анкету заполнили примерное одинаковое количество участников академического и корпоративного секторов с опытом педагогической работы более пяти лет (83%) и опытом дистанционного обучения более трех лет (67%).
Основная активность участников была в списке рассылки (около 200 сообщений,
половина из них приходится на первые две недели занятий, затем активность упала), в Moodle работал только форум знакомств, все остальные приглашения к дискуссии поддержаны не были. По материалам курса блоги создавались двумя участниками. В основном группа работала пассивно: участники читали представленные материалы, своих источников не раскрывали, свои взгляды на конкретные темы курса не высказывали. Проведено шесть еженедельных, установочный и заключительный ве-бинары, в каждом принимали участие около 10 чел. Вебинары были проведены в WIZIQ, где слушатели познакомились с возможностями виртуальной среды. Кроме того, проведено три гостевых вебинара.
Опыт проведения данного курса показывает, что изобилие учебного материала и отсутствие четко сформулированных целей вызывает у участников курса большие трудности. Ограниченный набор социальных сервисов, непонимание Твиттера вызывают проблемы при отслеживании работы тьюторов и коллег. Именно поэтому следующий открытый дистанционный курс был посвящен социальным сервисам в дистанционном обучении.
Заключение. МОДК является новым, неисследованным методом обучения с использованием новых подходов (коннективизм) и социальных сервисов, количество которых постоянно изменяется. Для успешного их использования необходимо решить следующие вопросы [9]:
• Как выбирать открытый контент, проверять и оценивать его?
• Как помогать студентам организовывать деятельность с открытым контентом?
• Какие навыки для обучения в открытых курсах необходимо сформировать у студента?
• Как оценивать уровень подготовки студента в открытом дистанционном курсе?
Более общие вопросы [10]:
■ Есть ли предметы, непригодные для открытого дистанционного курса?
■ Как можно использовать открытые дистанционные курсы в традиционном обучении?
■ Какие навыки необходимы педагогу для проведения открытого дистанционного курса?
■ Какие принципы и модели учебного проектирования являются наиболее эффективными при создании МОДК?
■ Какие технологии необходимы, чтобы: а) помочь учащимся понять сложные темы, б) управлять информационной перегрузкой, в) сохранить присутствие инструктора, г) поощрять автономию студента?
Литература
1. Anderson Т. Quality in Open Educational
Resources (OERs). URL: http://goo.gl/T478t
2. OER Handbook for Educators 1.0/ URL: http:/
/wikieducator.org/OER_Handbook/ educator_version_one
3. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory
for the Digital Age. December 12, 2004. URL:
http:// www.elearnspace.org/ Articles/ connectivism.htm
4. McAuley A., Stewart B, Siemens G., Cormier D. The MOOC Model for Digital Practice, 2010. 63 p.
5. Siemens G. Reflections on open courses. URL:
http:/ /www.connectivism.ca/?p=267
6. Rebecca. In search of learning objectives. URL:
http://rjh.goingeast.ca/2011/06/26/in-search-of-learning-objectives-edumooc/ #comment-111
7. e-Learning in "the Clo ud". URL: http:// www.bestdocresourcelisting.info/
8. Hart J. The Top 100 Tools for Learning 2011
List. URL: http:// c4lpt.co.uk/ recommended/ 2011.html
9. Davis V. Questioning the Future of the Open
Student // EDUCAUSE Review. Vol. 45, No 4 (July/August 2010). P. 22-28. URL: http:// www.educause.edu/EDUCAUSE%2BReview/ EDUCAUSEReviewMagazineVolume45/ QuestioningtheFutureoftheOpenS/209247
10. Siemens G. Researching open online courses. URL: http://www.elearnspace.org/blog/ 2011/07/04/researching-open-online-courses/
KUKHARENKO V. MASSIVE OPEN ON-LINE COURSE
The author describes the main features of the massive open on-line courses (openness, self-control, cooperation), which have been conducted in Canada and the U.S. in the last three years. Up to 2,500 students from around the world took part in such courses. The results of a pilot study participants of the CIS in open on-line course «Strategy of distance learning in corporations» are analyzed.
Key words: massive open on-line course, personal learning environment, connectivism, tutor.
А.В. КАЛМЫКОВ, профессор Пр°фесси°наЛьнаЯ
Российский государственный социализация
гуманитарный университет в e-Learning
Обсуждаются возможности e-Learning в решении задач профессиональной социализации и накопления личного социального капитала. Показано, что социальные сети являются мощным и пока еще не полностью используемым ресурсом для их решения.
Ключевые слова: e-Learning, социальный капитал, профессиональная социализация, социальная сеть.
Некоторые специалисты утверждают, присутствие студента в стенах вуза обес-
что удаленный характер процесса обучения печивает то, что можно назвать первичной
сопровождается отчуждением обучающе- профессиональной социализацией. Поэто-
гося от учебного заведения: якобы только му они полагают, что полноценное образо-