Научная статья на тему 'Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода'

Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшкина Надежда Евгеньевна

В данной статье рассмотрен процесс подготовки педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода, приведена структура интегративных компетенций и профессионально важных качеств выпускника. Рассмотрены этапы качественной подготовки педагогов профессионального обучения в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларюшкина Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода»

УДК 378

Н.Е.Ларюшкина*

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В данной статье рассмотрен процесс подготовки педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода, приведена структура интегративных компетенций и профессионально важных качеств выпускника. Рассмотрены этапы качественной подготовки педагогов профессионального обучения в области информационных технологий.

Ключевые слова: профессионально важные качества, компетентность, компетентностный подход, интегративные компетенции, качественная подготовка.

Произошедшие в последние десятилетия изменения в современной социальной, политической и экономической жизни общества не могли не вызвать изменений и в системе образования как составной его части. Рыночные отношения в стране, открытые границы и, как следствие, выход отечественных производителей на международный рынок выявили глобальную проблему — отсутствие профессиональных компетенций и знаний в области проектирования, обеспечения и мониторинга качества в соответствии с мировыми стандартами.

Подготовка преподавателей политехнических и специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений, сложившаяся к настоящему времени, является самостоятельной отраслью образования и представляет собой систему организованных определенным образом компонентов (содержание, структурно-организационные формы, методы обучения и т.д.), отбор и селекция которых осуществлялись на протяжении нескольких десятилетий. Сегодня система профессионально-педагогического образования испытывает во многом те же трудности, что и вся образовательная система. Профессиональное образование, профессиональная квалификация становятся в условиях рыночной экономики личным капиталом граждан. А для того чтобы этим личным капиталом можно было выгодно распоряжаться, он должен быть, условно говоря, «конвертируемым» [1. С.23].

Педагог профессионального обучения (ППО) получает системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов: психолого-педагогической, отраслевой подготовки и подготовки по рабочей профессии. Психолого-педагогическая подготовка ППО вооружает выпускника навыками самостоятельного проектирования учебного предмета, отбора его содержания и разработки методики обучения по этому предмету.

Специфика отраслевой подготовки ППО состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производствен-

* © Ларюшкина Н.Е., 2009

Ларюшкина Надежда Евгеньевна — кафедра педагогики и управления социальными системами Самарского государственного технического университета, филиал в г. Сызрани

ное обучение учащихся на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. При вышолнении обязанностей мастера производственного обучения педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального профессионального обучения.

Таким образом, деятельность педагога профессионального образования является полифункциональной и предполагает интеграцию как общепедагогической, так и профессиональной культуры. Именно глубокая общеобразовательная и профессиональная подготовка дает широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться в новыгх экономических, социальных, технологических и организационных ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы труда. Поэтому в качестве общей тенденции подготовки ППО все больше начинает осознаваться необходимость усиления общеобразовательного и теоретического профессионального фундамента.

В зависимости от компетенций (педагогических и производственно-технологических) и личностных качеств будущего педагога профессионального обучения, а также условий, в которых он будет функционировать, его деятельность может осуществляться на разных уровнях иерархии:

- операционном — вышолнение лишь отдельных технологических операций (квалификация начального профессионального образования);

- тактическом — вышолнение полного технологического процесса в совокупности с задачами в изменяющихся условиях (квалификация среднего профессионального образования);

- стратегическом — ориентация во всей системе образования, его экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельное определение места и цели собственной профессиональной деятельности в соответствии с общими целями учебного заведения (квалификация высшего профессионального образования).

В связи с быстрым развитием научно-технической мысли подготовка специалистов в образовательных учреждениях должна базироваться на постоянном ориентировании на новейшие достижения в области различных технологий. Поэтому в профессиональном образовании четко определились тенденции увеличения обьема подготовки по предметам общепрофессионального и специального блока. Так, в современном учебном плане по специальности 050501 «Профессиональное обучение (информатика, вышислительная техника и компьютерные технологии)» явно просматривается тенденция к расширению общепрофессиональных и специальных теоретических знаний, являющихся базой для дальнейшего развития и становления личности специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда. При этом наблюдается рассогласованность целей и оценочной системы подготовки специалистов по отдельным предметам. Диверсификация профессионального образования, то есть углубление направленной профессиональной подготовки, неизбежно приводит к поиску инновационных идей и методов при подготовке специалистов и изменению стратегического направления развития, ориентированного на гуманизацию учебно-воспитательного процесса [2].

Для того чтобы формируемые у студентов компетенции (педагогические и производственно-технологические) и качества личности стали действительным показателем их развития, необходимо согласование действий всех субьектов педагогического процесса. Готовя к выпуску специалистов (педагогов профессионального обучения), необходимо проектировать такую технологию обуче-

ния, которая позволила бы учебным заведениям формировать востребованные профессиональные качества и компетенции у выпускников в стенах учебного заведения. Необходимо помнить, что профессионально важные качества личности и компетенции, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Процесс получения и усвоения знаний, формирование профессиональных компетенций, навыков и умений, необходимых будущим педагогам профессионального обучения, должен осуществляться на всех видах занятий: лекциях, лабораторных и практических занятиях, в период проведения внеаудиторной работы, а также в ходе психолого-педагогической практики и практики пробных уроков (занятий). При составлении исходного перечня профессионально важных качеств необходимо использовать нормативные документы (ГОС ВПО, учебные программы, планы, результаты анкетного опроса работодателей). Дополнительно можно использовать литературу, посвященную вопросам профес-сиографирования, и опрос экспертов. На основе проведенной работы составляется структура интегративных компетенций и профессионально важных качеств (ПВК) педагога профессионального обучения. Она выглядит следующим образом (рис.1):

Рис. 1. Структура интегративных компетенций и ПВК

Разработчики Государственных образовательных стандартов (ГОС) 3-го поколения рассматривают четыре блока компетенций: социально-личностные компетенции (СЛК); общенаучные компетенции (ОНК); инструментальные компетенции (ИК); профессиональные компетенции (ПК). Поэтому необходимо выделить такие же блоки и при подготовке ППО.

Производственно-технологические и педагогические компетенции, являясь «клеточками» профессиональной деятельности, выступают как бы ее микромоделью. Объединение отдельных компетенций на основе развитой мотивацион-ной сферы свидетельствует о формировании целостной профессиональной деятельности. Овладение профессиональной деятельностью предполагает, кроме освоения операционально-практической сферы, выработку такого отношения к ней, которое придает самой деятельности личностный смысл, определяет включенность в нее будущего профессионала [3]. В связи с этим при разработке моделей внимание разработчиков должно быть направлено:

- во-первых, на подготовку профессионала, что предполагает учет мест и должностей, на которых может быть использован выпускник по конкретной специальности, а также его обобщенных трудовых функций, что находит отражение и квалификационной характеристике специалиста (по образованию), а также в информационном обеспечении, в содержании образования по всем обобщенным трудовым функциям;

- во-вторыж, на обеспечение общего уровня образованности и интеллектуального развития, соответствующего высшему образованию, что предусматривает включение в содержание вузовского компонента образования гуманитарного и естественнонаучного циклов дисциплин;

- в-третьих, каковы должны быть профессионально важные качества ППО и его компетенции, чтобы он мог эффективно работать в сфере НПО и/или СПО;

- в-четвертых, какими качествами он должен обладать, чтобы формировать у обучаемых в сфере НПО и/или СПО соответствующие им профессиональные качества и компетенции.

Таким образом, овладение профессиональной деятельностью специалиста в вузе осуществляется как процесс движения работы студента от учебных занятий академического типа через учебно-профессиональную деятельность к профессионально-педагогической, которую нужно специально проектировать. Такой процесс обеспечит повышение качества подготовки ППО, их конкурентоспособность, если его проектирование и реализацию вести на основе определения путем профессиографического подхода профессионально важных личностных качеств будущего педагога, формирование которых нужно осуществлять поэтапно от одного уровня подготовки к другому путем включения обучаемых в установленные в процессе исследования виды деятельности и разработки комплекса организационно-педагогических условий, направленных на целостное формирование и развитие будущих специалистов на основе идей компетентностно-ориентированного профессионального образования и параметрического проектирования для достижения гарантированного уровня качества подготовки педагогов профессионального обучения.

Проект учебного процесса будет высокого качества, если он не чувствителен к внешним воздействиям и дает стабильные гарантированные результаты. Оптимальное проектирование заключается в отыскивании максимальных значений управляемых факторов и минимизации неуправляемых. Нахождение таких оптимальных уровней для факторов принято назыгаать параметрическим проектированием, примененным в образовании В. В. Щипановыш [4]. В качестве управляемых факторов могут выступать параметры содержания (уровень усвоения, интегративности, фундаментальность, профессиональная направленность, опережение), мотивация обучающихся, в качестве выходных параметров принята интегральная совокупность личностных свойств выпускника, в которую профессиональная компетентность входит как составная часть. Профессиональная компетентность ППО включает в себя как техническую область деятельности, так и педагогическую. Управление параметрами на стадии проектирования (оф-лайновое управление) призвано сохранить значение характеристик учебного процесса в заданных пределах и обеспечить оптимальный уровень функционирования и развития системы профессионально-педагогического образования в вузе.

В соответствии с требованиями системообразующего фактора особое внимание необходимо уделить обеспечению условий интеграции педагогической и технической составляющих подготовки ППО, заключающихся в следующем: проектировании теоретической модели системы интеграции педагогической и

технической составляющих; преподавании педагогики и методики с учетом технической специализации; изложении общепрофессиональных и специальных дисциплин в тесной связи с педагогическими и методическими закономерностями; координации педагогических действий преподавателей; привлечении будущих ППО к подготовке и проведению занятий как по дисциплинам психолого-педагогического, так и общепрофессионального и специального циклов; разработке в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов документации на учебные пособия, обучающие устройства, оборудование учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и тренажеров для средне-специальныж учебных заведений и профессиональных училищ; обеспечении методической направленности преподавания всех учебных дисциплин образовательных программ взаимосвязанных звеньев системы профессионально-педагогического образования [5. С. 90].

В процессе обучения и практической деятельности студент, как будущий ППО, должен овладеть целеопределением (Ц), проектированием информационного обеспечения (И), прогнозированием (П), принятием решения (Р), проектированием технологий (Т), коммуникацией (К), оцениванием (О) и коррекцией (Кр) учебного процесса. Эти признаки, будучи измеренными, становятся параметрами, набор которых и определяет интегральный показатель качества (ИПК) профессионализма выпускника. Набор этих параметров означает полноту достижения ожидаемого результата. [5. С.118]. Необходимо сказать о том, что проектирование технологии обучения (ТО) и системы оценки преследует две важные цели: повышение мотивации (М) и скорости усвоения (С) учебной информации. Эти два параметра способствуют повышению эффективности учебного процесса, если будут находиться в интервалах 0,7 < М < 0,8 и С > 1 (скорость определяется по классификации В.П. Беспалько) [6]. Уровень содержания, технологии обучения и системы оценок определяют качество спроектированного учебного процесса. Этапы проектирования качественной подготовки ППО представлены на рис. 2.

Таким образом, предложенный подход позволяет определить оптимальную совокупность профессионально важных качеств и профессиональных компетенций педагога в области информационных технологий, а также отслеживать качество подготовки выпускников не только в ходе учебного процесса, но и по результатам профессиональной деятельности. Этот подход успешно внедряется в Сызранском филиале Самарского государственного технического университета при подготовке ППО в области информационных технологий.

I этап Анализ социокультурных условий

Пр о фессио нальная ко мпетентн ость Профессионально важные качества

1

II этап Поиск путей решения проблем качества

Параметрическое проектирование учебного процесса

I

III этап Определение параметров учебного процесса

Управляемые параметры Выходные параметры Неуправляемые параметры

I

IV этап Параметрическое проектирование содержания

Уровень усвоения Ра Уровень фунда-менталь -ности Рв Уровень оп ереже-ния Ро Уровень профессио-наль ной нап рав лен ност и Рпр Уровень интегра-тивности Ри

I

V этап Параметрическое проектирование технологии обучения

Воспроизводимость Эргономич-ность Скорость усвоения Мотив а-ция Реализуемость

VI этап Проектирование системы оценивания

Показатели назначения Лпланир Надежные диагностич- ные инструментарии Валидные диагнос-тичные процедуры Статистические методы обработки Интерпретация результатов

I

VII этап Выводы о качестве учебного процесса и подготовке выпускников

Лпланир - Л рез < 8, 8 - планируемый допуск

Рис. 2. Этапы проектирования качественной подготовки ППО

Библиографический список

1. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симонен-ко. — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.

2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Александров, Г.Н. Проблемы формирования модели личности специалистов (в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения) / Г.Н. Александров, Ф. В. Шарипов. - М., 1984.

4. Щипанов, В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидис-циплинарных образовательных систем /В.В. Щипанов. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999.

5. Гусев, В.А. Обеспечение качества профессионально-педагогического образования в многоуровневых комплексах: монография / В.А. Гусев. — Самара, 2004.

7. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М.: Изд-во ИРПО Минобразования России, 1995.

N.E. Larushkina

THE PROCESS OF TRAINING OF TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF INFORMATIONAL TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

In the article the preparation process of teachers of professional education in the sphere of informational technologies on the basis of competence approach is examined, integrative competence structure and professionally important features of graduates were examined. The stages of qualitative preparation of teachers of professional education in the sphere of informational technologies were considered.

Key words: professionally important qualities, competence, a competent approach, integrative competence, qualitative preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.