Научная статья на тему 'Подготовка педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативными документами'

Подготовка педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативными документами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / подготовка педагогов / начальная школа / дети с ограниченными возможностями здоровья / inclusive education / teacher training / elementary school / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Лемка Султановна

В статье анализируются содержательные и правовые аспекты подготовки педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Указываются основные проблемы взаимодействия педагогов с детьми, имеющими различные ограничения по здоровью, при поступлении их в начальные классы общеобразовательной школы. Обозначены факторы, препятствующие педагогическому коллективу школы организовать полноценное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются нормативно-правовые основы подготовки педагогов общеобразовательных школ к осуществлению инклюзивного образования. Подчеркивается значимость повышения квалификации педагогов в области коррекционной педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Лемка Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training elementary school teachers to work with children with disabilities in accordance with regulatory documents

The article analyzes the content and legal aspects of training elementary school teachers to work with children with disabilities. The author points out the main problems of interaction between teachers and children with various health limitations when they enter the elementary school. The factors preventing the school teaching staff from organizing full-fledged psychological and pedagogical support for children with disabilities are identified. The article considers the regulatory and legal bases for training general education school teachers to deliver inclusive education. The importance of advanced training of teachers in the field of special needs pedagogy and psychology is emphasized.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативными документами»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373.1:378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-154-163

ББК 74.48

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

TRAINING ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN ACCORDANCE WITH REGULATORY DOCUMENTS

Измайлова Лемка Султановна

Профессор кафедры сурдопедагогики, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург; заместитель директора Центра социологических исследований, Федеральное государственное автономное научное учреждение, г. Москва, кандидат педагогических наук, профессор E-mail: michalenkowa@mail.ru

Ismailova Lemka S.

Professor at the Department of Surdopedagogy, the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Deputy Director of the Federal State Autonomous Scientific Institution Center for Sociological Research, Moscow, PhD in Education, Professor E-mail: michalenkowa@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются содержательные и правовые аспекты подготовки педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Указываются основные проблемы взаимодействия педагогов с детьми, имеющими различные ограничения по здоровью, при поступлении их в начальные классы общеобразовательной школы. Обозначены факторы, препятствующие педагогическому коллективу школы организовать полноценное психолого-педагогическое сопровождение детей

Abstract. The article analyzes the content and legal aspects of training elementary school teachers to work with children with disabilities. The author points out the main problems of interaction between teachers and children with various health limitations when they enter the elementary school. The factors preventing the school teaching staff from organizing full-fledged psychological and pedagogical support for children with disabilities are identified. The article considers the regulatory

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Измайлова Л. С., 2023

с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются нормативно-правовые основы подготовки педагогов общеобразовательных школ к осуществлению инклюзивного образования. Подчеркивается значимость повышения квалификации педагогов в области коррекционной педагогики и психологии.

and Legal bases for training general education school teachers to deliver inclusive education. The importance of advanced training of teachers in the field of special needs pedagogy and psychology is emphasized.

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка педагогов, начальная школа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: inclusive education; teacher training; elementary school; children with disabilities.

Для цитирования: Измайлова Л. С. Подготовка педагогов начальной школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативными документами // Проблемы современного образования. 2023. № 6.

Cite as: Ismailova L. S. Training elementary school teachers to work with children with disabilities in accordance with regulatory documents. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 6, pp. 154-163. DOI:

С. 154-163. DOI: 10.31862/22 1 8-8711-2023-6-154-163. 10.31862/2218-8711-2023-6-154-163.

В начальные классы общеобразовательных школ могут поступать дети с различными ограничениями по здоровью, что предполагает создание определенных условий для их обучения, одним из которых является наличие соответствующей подготовки педагогов общеобразовательных школ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ) дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их нормально развивающиеся сверстники являются участниками инклюзивного образовательного пространства.

Обучение этих детей осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО и ООООВЗ). Когда судят о детях с ОВЗ, обычно подразумевают таких детей, которые нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особенности их психофизического развития, что позволяет им овладевать образовательными программами в начальных классах общеобразовательной школы [1, с. 60; 2, с. 9].

Термин «инклюзивное образование» впервые получил в нашей стране свое законодательное оформление в «Законе об образовании в Российской Федерации» 2012 г. [3, с. 130]. Сущность инклюзии заключается в постулировании равных возможностей для всех людей независимо от их социального статуса, возраста, уровня образования, наличия определенных ограничений по здоровью. Инклюзия предусматривает для человека с инвалидностью неограниченное участие во всех социальных процессах, в том числе быть участником образовательного пространства на всех ступенях образования [4, с. 9; 5, с. 56]. В современном обществе формируется инклюзивная культура,

развивается система отношений, в которой человек с инвалидностью воспринимается как равноправный член общества во всех сферах социальной и экономической жизни [4, с. 140].

Непрерывность образования по всем его уровням, так называемое «Образование через всю жизнь», подкрепленное законодательно в российской системе образования, позволяет, в том числе и людям с ОВЗ, получать новые знания и компетенции для дальнейшего их приложения в жизни. Очень важным этапом формирования этих знаний и компетенций является школа. Организационные формы обучения ребенка с ОВЗ или инвалида в начальной школе могут быть различны: общеобразовательный класс по общей или адаптированной программе, обучение по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения [5, с. 361].

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ, «включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь...» [3, с. 131].

Для того чтобы эти условия были реализованы, необходима специальная подготовка педагогов начальной школы к работе с детьми, имеющими те или иные ограничения по состоянию здоровья, которая должна включать формирование у них знаний об основных особенностях психофизического развития этих детей. На практике обнаруживаются различные трудности взаимодействия педагогического коллектива с детьми с ОВЗ [2].

Появление инклюзивного образовательного пространства потребовало нового педагога, готового реализовывать современные методы и технологии по работе с детьми с ОВЗ, умеющего взаимодействовать с разными категориями детей. Эффективность и компетентность педагога, работающего в системе инклюзивного образования, определяется, прежде всего, умением создать универсальную среду обучения, в которой нормально развивающиеся дети и дети с ОВЗ могли бы получать полноценное образование.

Одним из важнейших условий такого обучения является понимание педагогом психофизических особенностей своих учеников и их потенциальных возможностей, которые определяются как общими возрастными особенностями развития, так и индивидуально-типологическими характеристиками ребенка. От адекватности восприятия ребенка с теми или иными ограничениями по здоровью зависит выбор педагогических подходов в обучении, построение взаимодействия в учебном процессе и в коллективе детей.

Педагог, работающей в начальных классах общеобразовательной школы, прежде всего, опирается на усвоенные ранее общепедагогические знания и опыт, приобретенный при работе с нормально развивающимися учениками. Для обучения детей с ОВЗ требуются специальные психолого-педагогические сведения. Соответственно,

возникает потребность обеспечения педагогов соответствующими профессиональными компетенциями. Педагог должен также уделять специальное внимание определению подходов к обучению и взаимодействию с детьми, имеющими различные проблемы психического развития.

Инклюзивное образование осуществляется на основе учета общих закономерностей психического развития детей с определенными психофизическими нарушениями и нормально развивающихся сверстников, а также с учетом специфических закономерностей психического развития детей с ОВЗ и их потенциальных возможностей освоения школьной программы [2, с. 23]. Для реализации обучения в условиях инклюзии определен пакет специальных условий, которые обеспечивают нормативно-правовое положение ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве. Образовательная организация обеспечивает условия обучения для ребенка в течение указанного времени (на период начального обучения, на год, другой период) [1, с. 124; 2, с. 140].

Содержание образования определяется учитывающей соответствующую нозологию адаптированной программой, а в случае обучающихся-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Материалы представлены в следующих локальных актах:

• внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;

• положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);

• образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу

• приказ о создании ПМПК и положение о его деятельности;

• договор с родителями;

• договор между образовательным учреждением и ОПМПК;

• договор с окружным ресурсным центром;

• договор с образовательной организацией, реализующей адаптированные основные образовательные программы (АООП) (при необходимости);

• лицензии на программы дополнительного образования.

В первые классы общего начального образования обычно приходят такие категории детей, как слабослышащие, кохлеарно имплантированные, позднооглохшие, слабовидящие, с задержкой психического развития, с синдромом двигательной возбудимости, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи. Поступление в школу ребенка с ОВЗ представляет для общеобразовательного учреждения определенное испытание, особенно если опыта обучения таких детей еще не было.

Особое внимание должно быть уделено профессиональной и личностной готовности педагогического коллектива школы к обучению детей с ОВЗ. Участниками педагогического процесса являются учителя, педагоги дополнительного образования, различные специалисты. У педагогов школы, которые ранее не обучали детей с ОВЗ, могут срабатывать определенные социальные стереотипы, связанные с отсутствием знаний о психофизических особенностях этих детей. Имеющаяся информация часто оказывается искаженной, предвзятой, препятствующей адекватному восприятию детей, имеющих какие-либо ограничения по здоровью.

Отсюда у педагога возникает тревожность, эмоциональная напряженность, профессиональная неуверенность в своих действиях, что может негативно сказаться на организации и содержании психолого-педагогического сопровождения ребенка и привести к отрицательным результатам. Кроме того, как показывает опыт общения с педагогами общеобразовательных школ, нередко можно встретить и неприятие ребенка с ОВЗ, нежелание понять таких детей. По их выражению: «Я не дефектолог, я получила образование как педагог начальной общеобразовательной школы, не умею (не хочу) учить такого ребенка».

Педагоги, работающие в начальной школе, имеют, как правило, достаточно расплывчатые и неадекватные представления о детях и взрослых с ОВЗ. Поэтому, когда такой ребенок приходит в школу, необходима, прежде всего, просветительская деятельность специалиста (психолога, дефектолога), который может раскрыть психофизические особенности ребенка с теми или иными ограничениями по здоровью. Соответственно, на первых этапах прихода ребенка с ОВЗ в школу приобретает большое значение выработка единых подходов к психолого-педагогическому сопровождению ребенка.

Педагог начальных классов общеобразовательной школы, включенный в инклюзивное образовательное пространство, должен владеть основными знаниями о различных категориях детей с ОВЗ. И здесь очень важна командная работа всех специалистов по комплексному сопровождению такого ребенка на всех уровнях школьного обучения по всей вертикали государственной системы образования.

Именно эта необходимость прописана очень четко в одном из последних документов Министерства Просвещения РФ, а именно в Приоритетных направлениях развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. (утвержден Министром просвещения РФ 30 декабря 2022 г.) [6].

Цель данного документа - «определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей» [6].

Одной из ключевых задач данного документа является развитие сети профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров, которые должны обеспечивать поддержку, методически и экспертно сопровождать на уровне среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся указанной категории, включая подготовку педагогических кадров по компетенциям, необходимым для работы с такими детьми.

Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими

подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющих образовательную деятельность» [3, с. 134]. Министерство рекомендует при определении необходимых работников, обеспечивающих в образовательной организации качественный процесс образовательной деятельности, руководствоваться приказом министерства здравоохранения и социального обеспечения Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"». Подготовка педагогических кадров в Российской Федерации ведется на базе 229 образовательных организаций высшего образования (в том числе 34 вузов педагогического профиля, подведомственных Минпросвещения России), а также 440 профессиональных образовательный организаций разной ведомственной принадлежности.

Огромное внимание уделяется ранней профилизации педагогического образования. По Программе развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2024 гг. (утверждена распоряжением Минпросвещения России от 29 октября 2020 г. № Р-118) осуществляется методическое сопровождение по открытию профильных классов психолого-педагогической направленности (далее - ПППК) [7].

По состоянию на конец 2022 г. создано 3500 ПППК, в которых обучаются более 50 тыс. школьников. Заслуживает отдельного внимания работа по подготовке кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» российских вузов. Согласно данным реестра лицензированных и аккредитованных образовательных программ Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования, в Российской Федерации на реализацию образовательных программ по этому направлению подготовки по уровню бакалавриата имеют лицензию 147 вузов, из которых 134 являются аккредитованными, в том числе 46 являются педагогическими с разной ведомственной подчиненностью, по уровню магистратуры - 85 вузов, в числе которых 31 педагогический вуз.

Согласно той же Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. будут обеспечены единые подходы к осуществлению предметной, методической, психолого-педагогической подготовки будущих учителей, в том числе через усиление предметной и практической подготовки, а модуль «Инклюзия» станет обязательными для всех студентов педагогических вузов.

Но для того, чтобы педагог, обладающий необходимой квалификацией по диплому, по факту стал бы еще и грамотным содержательным учителем начальной школы, владеющим технологиями передачи своих знаний детям, недостаточно формального подтверждения владения суммой компетенций. Компетентность специалиста, работающего в педагогической сфере, в том числе и в инклюзивном образовательном пространстве, определяется способностью к профессиональной адаптации, готовностью к повышению квалификации, способностью к умелому реагированию в различных ситуациях, возникающих в инклюзивной среде, способностью получать новую информацию и успешно работать с ней при решении профессиональных задач, быть терпеливым

и понимающим. На педагоге, работающим в инклюзивном пространстве, лежит ответственность за психофизическое и духовное здоровье обучаемых [4, с. 12, 16].

Глава вторая Концепции подготовки педагогических кадров приводит количественные данные по всем организациям, осуществляющим подготовку кадров для системы образования не только по основным, но и по дополнительным программам профессионального обучения. Этот же документ определяет необходимость «совершенствования целевого обучения особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям, в том числе обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Одним из основных мероприятий Концепции является «развитие сети психолого-педагогических классов (групп), реализация программ методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (группах), в том числе с использованием информационной и материально-технической базы образовательных организаций высшего образования» [6, с. 12].

Большие возможности для повышения компетентности педагогов общеобразовательных школ предоставляют курсы повышения квалификации, на которых они могут повысить свои компетенции в области взаимодействия с различными категориями детей с ОВЗ. Но проблемой здесь является то, что в силу большой загруженности подготовкой необходимой отчетности, зачастую дублирования документации, оформляемой в бумажном виде, его электронным аналогом, многие педагоги неохотно изъявляют желание получать дополнительное профессиональное образование.

Также в качестве негативного фактора можно назвать слабую осведомленность как самих педагогов, так и региональных либо муниципальных органов власти, либо непосредственно администрации школ о возможностях получения дополнительного образования по профилю коррекционной педагогики на базе качественных организаций реализующих программы ДПО (дополнительного профессионального образования). Работа Министерства Просвещения в решении этой проблемы была отмечена в итоговом докладе Правительства РФ за 2022 г. Как следует из документа, Минпросве-щения России уделяется повышенное внимание реализации новых подходов к дополнительному профессиональному педагогическому образованию (далее - ДППО), формируемых прежде всего в рамках федерального проекта «Современная школа» НПО, в том числе за счет внедрения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) и функционирования Федерального реестра 93 дополнительных профессиональных программ (далее - Реестр), который наполняется лучшими программами, созданными по единым унифицированным требованиям и прошедшими профессионально-общественную экспертизу [7; 8].

По состоянию на конец 2022 г. (накопительным итогом) в Реестре размещены 1932 ДПП, в том числе по ведущим тематикам: введение обновленных ФГОС НОО и ООО, актуализация содержания учебного предмета; организация учебной деятельности, включая предметную и учебно-исследовательскую; цифровые технологии в образовании; организация и осуществление воспитательной деятельности; здоровьесберегающие

технологии и информационная безопасность обучающихся; инклюзивное образование; наставничество, тьюторство в образовательных организациях; развитие обучающихся в системе дополнительного образования; раннее развитие детей в ДОО.

За период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. прошли повышение квалификации по программам, включенным в Реестр, 699 607 слушателей из числа педагогических работников и управленческих кадров системы общего образования, дополнительного образования детей и СПО из 85 субъектов РФ, что составляет 33,97% от общего числа педагогических работников и управленческих кадров.

На территории 85 субъектов РФ обеспечено функционирование созданной в рамках НПО сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые функционируют в рамках ЕФС во взаимодействии с субъектами федерального (ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», научно-методические центры, ОО ВО) и регионального (региональные организации дополнительного образования, региональные методические активы) сегментов научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Минпросвещения России в 2022 г. разработаны организационные и методические основы диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального образовательного маршрута и в рамках ЕФС обеспечено сопровождение индивидуальных траекторий развития, а также адресное методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций [8].

Выводы:

1. Необходимость повышения квалификации педагогов, работающих в общеобразовательных школах с детьми с ОВЗ, диктуется существованием инклюзивного образовательного пространства в системе общего образования.

2. Подготовленность педагога общеобразовательной школы определяется, прежде всего, наличием знаний об основных психофизических особенностях развития ребенка с теми или иными ограничениями по состоянию здоровья.

3. На государственном уровне существует достаточно сильная законодательная поддержка подготовки педагогических и технических работников для кадрового обеспечения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Уделяется большое внимание нормативной поддержке реализации прав на профессиональное образование самих людей с ограничениями по здоровью.

4. Необходимо усилить на уровне регионов информационную поддержку работы, которая проводится федеральными органами власти в сфере образования по обеспечению нормативного сопровождения профессионального роста педагогов; преодолеть инертность самих педагогов и усилить их мотивацию по приобретению навыков и компетенций, достаточных для того, чтобы успешно выполнять задачи, стоящие перед современной школой, чтобы полноценное

и качественное образование мог получить каждый ребенок независимо от его психофизиологического состояния.

Список литературы

1. Специальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: Юрайт, 2019. 287 с.

2. Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учеб.-метод. пособие / под ред. И. А. Михаленковой. СПб.: Изд-во «НПО ПБ АС», 2019. 146 с.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской федерации. Федеральный закон № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022): [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. М.: Эксмо, 2022. 192 с.

4. Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб. пособие / Д. З. Ахмето-ва [и др.]; под ред. Д. З. Ахметовой. Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2013. 204 с.

5. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 400 с.

6. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1688-р: [утверждена Правительством Российской Федерации, 24 июня 2022 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации - Москва: «Собрание законодательства РФ», 2022. № 27, ст. 4873. URL: http://pravo.gov.ru/novye-postupleniya/rasporyazhenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-24-06-2022-1688-r/?sphrase_id=6769 (дата обращения: 11.07.2023).

7. Министерство просвещения Российской Федерации. Распоряжения. Об утверждении Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2024 гг.: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-118: [утверждена Министерством просвещения Российской Федерации, 29 октября 2020 г.]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP;n=802438#bbWKVyTtTwLDQyu5 (дата обращения: 11.07.2023).

8. Российская Федерация. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации политики в сфере образования за 2022 г. Опубликован 15 июня 2023 г. URL: https://fgosvo.rU/uploadfiles//metod/ Report_govern_education_2023.pdf (дата обращения: 11.07.2023).

References

1. Spetsialnaya psikhologiya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Ed. by L. M. Shipitsyna. Moscow: Yurayt, 2019. 287 p.

2. Kak obuchat detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v obshcheobrazovatelnoy shkole: ucheb.-metod. posobie. Ed. by I. A. Mikhalenkova. St. Petersburg: Izd-vo "NPO PB AS", 2019. 146 p.

3. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy federatsii. Federalnyy zakon No. 273-FZ (red. ot 29.12.2022): [prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21.12.2012: odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012]. Moscow: Eksmo, 2022. 192 p.

4. Akhmetova D. Z. et al. Pedagogika ipsikhologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. Ed. by D. Z. Akhmetova. Kazan: Izd-vo "Poznanie" In-ta ekonomiki, upravleniya i prava, 2013. 204 p.

5. Aksenova L. I. et al. Spetsialnaya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Ed. by N. M. Nazarova. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2010. 400 p.

6. Rossiyskaya Federatsiya. Rasporyazheniya. Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g.: Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii No. 1688-r: [utverzhdena Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii, 24.06.2022]. In: Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii - Moskva: "Sobranie zakonodatelstva RF", 2022, No. 27, Art. 4873. Available at: http://pravo.gov.ru/ novye-postupleniya/rasporyazhenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-24-06-2022-1688-r/?sphrase_id=6769 (accessed: 11.07.2023).

7. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Rasporyazheniya. Ob utverzhdenii Programmy razvitiya pedagogicheskikh obrazovatelnykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, nakhodyashchikhsya v vedenii Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii, na 2021-2024 gg.: Rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii No. R-118: [utverzhdena Ministerstvom prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii, 29.10.2020]. Available at: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EX P;n=802438#bbWKVyTtTwLDQyu5 (accessed: 11.07.2023).

8. Rossiyskaya Federatsiya. Doklad Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii o realizatsii politiki v sfere obrazovaniya za 2022 g. Opublikovan 15.06.2023. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Zmetod/Report_govern_ education_2023.pdf (accessed: 11.07.2023).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 6

Статья поступила в редакцию 03.08.2023 The article was received on 03.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.