Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к профориентационной работе с воспитанниками и обучающимися Кемеровской области'

Подготовка педагогов к профориентационной работе с воспитанниками и обучающимися Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к профориентационной работе с воспитанниками и обучающимися Кемеровской области»

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

27 85

73

15

Осознанный выбор Неосознанный выбор

Обучающиеся, принявшие участие в профориентационных мероприятиях

Обучающиеся, не принявшие участие в профориентационных мероприятиях

Рис. Влияние профориентационных мероприятий на сознанный выбор профессиии выпускников коррекционных школ

не принявшими участие в проориентационных мероприятиях, они быстрее адаптировались к новым социальным условиям (рис.).

В заключение хотелось бы сказать, что профориентационная работа — очень сложная, многогранная и ответственная работа.

И от того, насколько качественно она будет выполнена, зависит не только количество поступивших в профессиональное учреждение абитуриентов, но и не в меньшей степени результат дальнейшего обучения подростка, а также его социализация в обществе.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРОфОРИЕНТАЦИОННОй РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ КЕМЕРОВСКОй ОБЛАСТИ

И. А. Килина, кандидат психологических наук, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Исходя из Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, профессиональная ориентация рассматривается как система действий по сопровождению, которое реализуется на макроуровне (это сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на муниципальном и региональном уровнях управления образованием) и микроуровне (психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, включающее взаимодействие обучающегося с педагогом, психологом, наставником и т. д.). [4].

Для эффективной организации сопровождения обучающихся необходимо повышение квалификации педагога в области проф-

ориентации. Актуальность проблемы подготовки педагогических кадров к развитию системы профессиональной ориентации подчеркивалась в резолюции круглого стола «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации» (Совет Федерации Федерального собрания РФ 13 декабря 2017 года), где отмечалась необходимость оказания органам государственной власти субъектов РФ всесторонней

помощи по обеспечению нормативного, организационно-методического сопровождения повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров [2].

И первый вопрос, который возникает в связи с поставленными задачами: кто должен осуществлять профориентацию, или кто является профконсультантом? В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «Образование» среди должностей педагогических работников профконсультанта нет. Мы находим данную должность в Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях [1].

Логично возникает второй вопрос, тогда зачем нам, педагогам, решать вопросы профориентации, сопровождать профессиональное самоопределение обучающихся?

Еще Е. А. Климов писал, что развивающийся человек как субъект выбора профессии должен иметь хорошего педагогического руководителя. Без специального педагогического руководства школьник не может обрести полную, разностороннюю ориентировку в мире профессий, социуме, необходимую для самостоятельного принятия решения о будущем профессиональном старте и жизненном пути [3]. Формирование умений у обучающихся в изменяющихся условиях принимать адекватные, ответственные решения в различных проблемных жизненных и профессиональных ситуациях — одно из важных направлений в профессиональной деятельности современного педагога. Считаем, что педагогическое руководство должно осуществляться на протяжении всего периода обучения: с дошкольного возраста, продолжаться в общеобразовательной организации, образовательной организации профессионального и высшего образования на основе преемственности, системности, последовательности, комплексности.

В соответствии с п. 6.4 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1) к компетенциям образовательных организаций, в том числе начального образования, в области профессиональной ориентации относят:

— обеспечение профориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участия в работе по данному направлению педагогиче-

ских коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

— проведение системной, квалифицированной, комплексной профориентационной работы;

— формирование у обучающихся сознательного подхода к выбору будущей профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья, учетом потребности региона в кадрах, и др. [5].

Необходимость проведения профориентаци-онной работы находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах по профессиям и специальностям, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422 н): «Воспитательная деятельность: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира». В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 г. № 608 н) определены трудовые функции преподавателя: проведение прак-тико-ориентированных профориентационных мероприятий, информирование и консультирование школьников и их родителей по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора [6].

Таким образом, профориентация является одним из направлений воспитательной работы в образовательной организации. Тогда следующий вопрос: как ее осуществлять? Во-первых, в отечественной системе образования нет направления подготовки в области про-фориентологии, профконсультантов не готовят в образовательных организациях высшего образования (ООВО). Есть программы магистратуры, в рамках которых преподают дисциплины, относящиеся к профессии «профкон-сультант». Анализ сайтов показал наличие 33 программ в 181 ООВО РФ, например, ряд дисциплин в области профориентации преподают по направлениям подготовки: «Кадровый менеджмент», «Экономика труда и управление персоналом», «Психологическое консультирование», «Управление человеческими ресурсами», «Психология менеджмента» и др.

Так, в Казанском (Приволжском) федеральном университете в рамках направления подготовки 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование студенты 3-го курса бакалавриата изучают дисциплину «Самоопределение в профессиональной ориентации». В Кемеровском государственном университете в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 — Педагогическое образование (профиль «Профильное и профессиональное образование») обучающиеся изучают дисциплины «Психология и педагогика профильного самоопределения», «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения», «Содержание профессиональной ориентации школьников в информационном обществе», «Валеологиче-ское сопровождение профильного и профессионального самоопределения» и др.

Можно сделать вывод о том, что мы повышаем квалификацию педагогов, у которых нет базового образования в области профориентации.

Во-вторых, методология профориентологии осталась на уровне психологии труда, познания и опыт в данной области науки разрозненны и мозаичны. Возникают затруднения при самостоятельном изучении, составлении списка рекомендуемой литературы, особенно изданной за последние пять лет. Зачастую она носит практико-ориентрованный, а не фундаментальный характер. Профориентология как наука — это фундамент, теоретическая база, основополагающие принципы, факторы, закономерности, на которых базируется практика профориентации. Педагог должен обладать необходимыми знаниями, умениями в области профориентации обучающихся для ее успешной реализации. В этом случае появляется вопрос: что делать педагогу для формирования, развития профори-ентационных компетенций, повышения квалификации по данному направлению деятельности?

Для решения проблемы повышения квалификации педагогов в КРИРПО в 2011 году создан центр профориентации и постинтернатного сопровождения. Наряду с планированием, организацией и координацией, институт осуществляет научно-методическое, информационное обеспечение региональной системы профориентации, подготовку педагогов к сопровождению профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся.

Одним из вариантов подготовки педагогов к осуществлению деятельности по профориентации выступает повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации — это

процесс углубления, дополнения, обновления профессиональных знаний и умений, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности. Следовательно, наличие соответствующей квалификации работников требуется для выполнения вышеописанных трудовых обязанностей.

С целью повышения квалификации педагогических работников нами разработаны и реализуются более десяти дополнительных профессиональных программ по профориентации младших школьников, профинформированию, наставничеству, сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и др. В курсе предусмотрены очная сессия и дистанционная, которая осуществляется с помощью системы дистанционного обучения MOODLE, в которой размещены нормативные документы, тесты для промежуточного контроля, дополнительные материалы. Наряду с курсами проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, дискуссионные клубы, тематические консультации, круглые столы, страт- и форсайт-сессии, тренинги, конкурс «Профориентир», научно-практические и августовские конференции, TED Talk (открытая лекция), Open Space (открытое пространство), воркшоп, интерактивные профориентационные уроки для разновозрастной аудитории, используются онлайн-формы повышения квалификации — вебинар, форум.

Передовой педагогический опыт является средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах профориентаци-онной деятельности, выступает инструментом повышения квалификации педагогов и качества образования в целом. С 2017 года функционирует региональное методическое объединение профконсультантов как коммуникационная площадка для обобщения и тиражирования опыта, повышения квалификации.

В издаваемых монографиях, методических рекомендациях по профессиональным пробам, сопровождению профессионального самоопределения дошкольников, младших школьников, старшеклассников и студентов, научно-методическом журнале «ОКО» представлены результаты исследований института как федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС, пилотных площадок, опыт педагогов региона. Для информационного сопровождения повышения квалификации педагогов функционирует профориентационный портал Кузбасса «ПРОФ-ориентир» (разделы «Методический кабинет», «Проекты»), для профессионального самоопре-

деления обучающихся — разделы «Образование», «Профессии», «Тестирование» и др.

КРИРПО является региональным координатором по реализации плана профориентацион-ных мероприятий, федеральных и региональных проектов, в том числе «Сто дорог — одна моя», системы профессиональных проб для школьников на базе образовательных организаций дополнительного, профессионального, высшего образования, предприятий.

С 2018 года в Кузбассе реализуется федеральный проект ранней профориентации «Билет в будущее» для обучающихся 6-11-го классов, который интегрирован в региональную систему профориентации. Оператор проекта — WorldSkills Россия. Кузбасс прошел конкурсный отбор и в 2019 году участвует во всех этапах реализации проекта: тестирование, Фестиваль профессий, практические мероприятия различных форматов. В сентябре 2019 года на базе института совместно реализована программа повышения квалификации «Современные подходы, методики и инструменты профориентацион-ной работы педагога-навигатора». Слушателям представлены региональная модель профориентации, особенности реализации проекта «Билет в будущее» в Кузбассе, формат и задачи Фестиваля профессий, технология профориентацион-ных кейсов для обучающихся. В ходе дистанционной сессии педагоги-навигаторы приняли участие в вебинарах. Это позволило сформировать у участников целостное представление о современных подходах, формах и методах, роли социального партнерства и наставничества, психодиагностики в профориентации, актуальности и значимости проекта «Билет в будущее».

Участие в научно-образовательных мероприятиях дает возможности для развития у педагогов способностей к решению инновационных задач в условиях региональной системы профориентации и адаптации обучающихся, интеграции профессиональных и личностных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации про-

фессиональных и профориентационных функций в современных условиях образовательной организации, обобщению и тиражированию опыта.

Реализация федеральных проектов «Билет в будущее» и «Профстажировки 2.0» способствовала повышению квалификации сотрудников центра профориентации и постинтернатного сопровождения. В первом проекте мы прошли обучение как педагоги-навигаторы. В рамках второго — разработали кейсы, разместили на платформе и дали согласие студентам ООВО РФ на прохождение стажировки как профконсуль-тантов на базе нашего института.

В качестве перспективы мы рассматриваем создание в КРИРПО стажировочной площадки для педагогов, студентов как Кемеровской области, так и других регионов, осуществляющих профориентационную работу, реализующих федеральные проекты.

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих : приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г № 761н. — Новосибирск: Норматика, 2014. — 192 с.

2. Информационно-аналитические материалы о деятельности Совета Федерации. — М.: Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 2018. — 54 с. (официальный сайт Совета Федерации в сети Интернет http://council.gov.ru)

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2004. - 304 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — 38 с.

5. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации // Законы и право. — Режим доступа: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=7090, свободный. — Загл. с экрана.

6. Профессиональные стандарты // Портал федеральных государственных образовательных стандартов. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/1, свободный. — Загл. с экрана.

60

«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.