Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к компетентной опытно-экспериментальной работе по патриотическому воспитанию старшеклассников средствами системы повышения квалификации'

Подготовка педагогов к компетентной опытно-экспериментальной работе по патриотическому воспитанию старшеклассников средствами системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ГОТОВНОСТЬ К ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ / МАСТЕР-КЛАССЫ / PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PUPILS / EXPERIMENTAL WORK / WILLINGNESS TO EXPERIMENTAL WORK / PROJECT LABORATORY / METHODOLOGICAL SEMINAR / TEACHINGWORKSHOP / MASTER CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Любовь Федоровна, Тарасова Светлана Ивановна, Чаленко Ольга Евгеньевна

В статье определяется актуальность проблемы патриотического воспитания старшеклассников на основе педагогического потенциала региональной среды в современных социокультурных условиях. Авторы отмечают, что процесс реализации проекта по формированию у старшеклассников искомых качеств находится в прямо пропорциональной зависимости от подготовки педагогов к опытно-экспериментальной деятельности. Авторы предлагают некоторые формы повышения квалификации (методологический семинар, педагогическая студия, мастер-класс, научная лаборатория) и которые были апробированы и доказали свою эффективность. Предложен алгоритм оценки потенциала предложенных форм повышения квалификации, являющейся методологической основой при применении данного инструмента. В заключении приводятся данные, подтверждающие результативность деятельности педагогов-экспериментаторов, а также позитивные изменения в системе управления исследовательским проектом и механизме его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Любовь Федоровна, Тарасова Светлана Ивановна, Чаленко Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers training for competent experimental work on patriotic education of senior pupils by means of the system of professional development

The article determines the relevance of the problem of patriotic education of senior pupils on the basis of the pedagogical potential of regional environment in modern sociocultural conditions. The authors note that the implementation of the project on the formation of senior pupilsdesired qualities is in directly proportional dependence on training teachers to pilot activities. The authors offer some form of training (methodological seminar, teaching workshop, master class, research laboratory), which have been tested and proven effective. The algorithm for estimating the capacity of the proposed forms of training, which is the methodological basis for the use of this tool. In the conclusion presents data demonstrating the effectiveness of teachers-experimenters, as well as positive changes in the management system research project and the mechanism for its implementation.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к компетентной опытно-экспериментальной работе по патриотическому воспитанию старшеклассников средствами системы повышения квалификации»

11. Реутова Л.П. Мировоззренческая парадигма в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Евразийский союз ученых. - 2015. - №3-1. -С. 112-115.

кого воспитания : материалы конференции.-Нальчик, 1995,- С. 215-216.

12. Черкесов Ю.Т., Жуков В.И., Свечкарев В.Г. Топография работающих мышц в армрестлинге // Проблемы совершенствования системы физичес-

13. Шалманов Ал.А.,ГригоренкоА,В., Шалманов Ан.А. Методика намерения электромеханического интервала скелетной мышцы // Труды ученых ГЦОЛИФК. Ежегодник. - М. : ГЦОЛИФК - 1993. -С. 272-277.

TEACHERS TRAINING FOR COMPETENT EXPERIMENTAL WORK ON PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PUPILS BY MEANS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Savinova Lubov Fedorovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Theory and Methodology, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aiiev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic E-mail: kcsu@maii.ru

Tarasova Svetlana Ivanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Depart-ment of Pedagogy, Psychology and Sociology, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia E-mail: stgau@stgau.ru

Chalenko Oiga Evgenievna, PhD of Pedagogical sciences, Director, Center for Information and Methodical Education Department, Administration of the Budyonovsk municipality, Budyonovsk, Russia E-mail: kcsu@maii.ru

The article determines the relevance of the problem of patriotic education of senior pupils on the basis of the pedagogical potential of regional environment in modern sociocuiturai conditions. The authors note that the implementation of the project on the formation of senior pupiisdesired qualities is in directly proportional dependence on training teachers to pilot activities. The authors offer some form of training (methodological seminar, teaching workshop, master class, research laboratory), which have been tested and proven effective. The algorithm for estimating the capacity of the proposed forms of training, which is the methodological basis for the use of this tool, in the conclusion presents data demonstrating the effectiveness of teachers-experimenters, as well as positive changes in the management system research project and the mechanism for its implementation.

Keywords: patriotic education of senior pupils; experimental work; willingness to experimental work; project laboratory; methodological seminar; teachingworkshop; master classes.

УДК 377.5.14.33 ВАК РФ 13.00.02

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К КОМПЕТЕНТНОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПА ТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© Савинова Л.Ф., 2017 © Тарасова СМ, 2017 © Чаленко O.E., 2017

В статье определяется актуальность проблемы патриотического воспитания старшеклассников на основе педагогического потенциала региональной среды в современных социокультурных условиях. Авторы отмечают, что процесс реализации проекта по формированию у старшеклассников искомых качеств находится в прямо пропорциональной зависимости от подготовки педагогов к опытно-экспериментальной деятельности. Авторы предлагают некоторые формы повышения квалификации (методологический семинар, педагогическая студия, мастер-класс, научная лаборатория) и которые были апробированы и доказали свою эффективность. Предложен алгоритм оценки потенциала предложенных форм повышения квалификации, являющейся методологической основой при применении данного инструмента. В заключении приводятся данные, подтверждающие результативность деятельности педагогов-экспериментаторов, а также позитивные изменения в системе управления исследовательским проектом и механизме его реализации.

Ключевые слова: патриотическое воспитание старшеклассников; опытно-экспериментальная работа; готовность к опытно-экспериментальной работе; проектная лаборатория; методологический семинар; педагогическая студия; мастер-классы.

Наблюдаемое в начале XXI века ослабление социально-экономических, духовных и культурных основ российского общества и государства, глобальная трансформация нравственных и ценностных

ориентиров, низкии реитинг патриотизма, гражданственности у учащихся актуализируют проблему формирования у подрастающего поколения ценностей мировоззренческого характера. По нашему глубокому убеждению, успех этой работы может обеспечить педагог, не только осознающий важность и значимость работы в данном направлении современного воспитания, но и являющийся компетентным в области дидактики, владеющий современными технологиями воспитания и занимающий активную позицию в прогнозировании результата собственной деятельности и социального опыта.

Однако в педагогических исследованиях отмечается, что современный педагог не всегда способен и умеет самостоятельно развиваться в педагогической профессии, быть её полноправным субъектом. [1; 2; 3]. С одной стороны, причина заключается в недостаточной мобильности системы высшего профессионального образования, с другой - современная система повышения квалификации не всегда работает на опережение и организует обучение по актуальным проблемам. Об этом с тревогой пишут многие отечественные учёные. Так, В.И. Загвязинский отмечает, во-первых, необходимость подготовки научно обоснованных программ патриотического воспитания школьников, учитывающих "современные требования к социализации, трудности и барьеры, а также резервы планирующих процессов", а, во-вторых, система повышения квалификации действующих педагогов и руководителей образовательныхучреждений. [2, с. 12-15]. К аналогичным выводам пришли мы при реализации проекта "Патриотическое воспитание старшеклассников средствами педагогического потенциала региональной среды", осуществляемого в течение пяти лет на базе общеобразовательных школ г. Будённовска и Будённовского района Ставропольского края. (2010-2015 гг.). Экспериментальной работе предшествовал опрос с педагогами (105 человек). С одной стороны, опрос показал потребность большинства респондентов (86%) в раскрытии личностного потенциала в экспериментальной деятельности, с другой - показал недостаточную степень владения современными диагностиками и технологиями патриотического воспитания (42,3%). Как видим, почти каждый второй педагог испытывает потребность в обновлении знаний.

Выбор данного муниципального образования для экспериментальной реализации проекта не был случайным. Этому способствовали объективные и педагогические и организационные предпосылки.

К объективным предпосылкам мы относим тот факт, что в 1995 году город Будённовск Ставропольского края был подвергнут нападению банды боевиков диверсионно-разведывательного батальона "Ичкерия", которой руководил Ш. Басаев. В результате нападения погибли 146 жителей Будённовска (милиционеров, военных, мирных граждан). Разрушены здания районной больницы, Дома детского творчества, милиции, городской администрации. В дни террористического акта жители города проявили такие патриотические качества, как отзывчивость, солидарность, сострадание, мужество. С целью увековечения памяти погибших во время террористического нападения боевиков воздвигнут мемориал Памяти. Списки 146 погибших высечены на стене скорби. Данный контекст повлиял на выбор тематики экспериментальной деятельности как в самом городе, так и в Будённовском районе, поскольку именно социум неболыио-

-О X

9

со

CU

си

САВИНОВА Любовь Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Кара чаево- Черкесская Республика kcsu@mail.ru

ТАРАСОВА Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики, психологии и социологии, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия

$1даи@$1даи. г и

ЧАЛЕНКО Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор, Информационно-методический Центр отдела образования, Администрация Будённовского муниципального района, Буденновск, Россия kcsu@mail.ru

S

59

го районного города (каким и является г. Будённовск) продолжает сохранять традиционные черты российской ментальности, которые воспитываются только землёй, природой.

К педагогическим предпосылкам мы относим ряд значимых событий в регионе: 1) проведение в 2007 г. первых краевых педагогических чтений им. Я.М. Неверова; 2) исследование вопросов патриотического воспитания школьников на экспериментальных площадках разного уровня (регионального, муниципального, школьного); 3) обобщение опыта патриотического воспитания школьников на научно-практических конференциях, сборниках научно-методических материалов.

К организационным предпосылкам мы относим создание, функционирование и развитие опытно-экспериментальных площадок в регионе (краевого, муниципального и школьного уровней), на которых апробировались содержание, формы и методы работ школ, системы её взаимосвязей с кафедрами ведущих вузов Ставропольского края (Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорский государственный лингвистический университет и т.д.). Ведущими мы выделяем педагогические предпосылки, под которыми понимается база интеллектуальных и образовательных продуктов (концепций, проектов, программ, методических разработок), являющиеся определяющими условиями осуществления программы эксперимента.

В статье акцентировано внимание на подготовке педагогов к экспериментальной деятельности средствами повышения квалификации. В эксперименте были задействованы две группы педагогов по 15 из каждого учреждения: 1) педагоги общеобразовательных школ; 2) педагоги учреждения дополнительного образования детей. На подготовительном этапе реализации проекта был проведён опрос "Ваше отношение к педагогическим инновациям". В опросе приняли участие 105 педагогов контрольной и экспериментальной групп, стаж работы до 10 лет - 21 человек, стаж работы 10-20 лет - 48 человек; стаж работы более 20 лет - 36 человек.

Анализ данных об отношении респондентов к педагогическим инновациям показал, что из опрошенных педагогов, имеющих стаж работы до 10 лет 6 человека (28,5%) считают, что инновации помогают в работе учителя. В категории педагогов, работающих в школе от 10 до 20 лет, 3 респондента (6,8%) считают, что инновации дезорганизуют учителя. В категории учителей, проработавших более 20 лет, 4

опрошенных (11,1 %) считают, что инновации вредят школе.

Анализируя уровень информированности педагогов о педагогических инновациях, независимо от стажа работы, отмечаем, что более половины учителей (59 человек, что составляет 56,1%) знают новые педагогические технологии, но в то же время 84,7% (89 человек из 105) используют в своей работе лишь отдельные приёмы.

Если анализировать мнение респондентов об информации по проблемам инноваций, становится понятным, почему большинство педагогов используют в своей работе отдельные приёмы. Так, в каждой возрастной категории лишь 4,7% респондентов говорят о полной и понятной информации, 55,2% всех опрошенных считают, что информации недостаточно и её трудно получить, 41,9% отмечают противоречивость информации, причём данный факт отмечают 30,5% педагогов, проработавших более 20 лет. Вполне закономерно, что данные социологического опроса учитывались в ходе экспериментального исследования.

Координатором опытно-экспериментальной работы по реализации стала муниципальная проектная лаборатория. Выступая в качестве научно-методического центра инновационного эксперимента, лаборатория разрабатывает систему научно-методического обеспечения экспериментальной деятельности. При лаборатории функционирует школа творческой педагогики, позволяющая использовать в полной мере внутренний потенциал района. Приоритетным направлением лаборатория избрала воспитательный процесс в современной школе, включающий воспитание человека и гражданина, патриота России; воспитание поколения не только хорошо знающего прошлое своего края, сохраняющего и развивающего национальную культуру, но и способного взять на себя ответственность за будущее своего Отечества. Важным направлением деятельности лаборатории являлось создание активно действующего профессионального сообщества педагогов-эксперимен-таторовтрёх школ Будённовского района: МОУ СОШ №18 посёлка Терского, МОУ СОШ №14 села Орловки, МОУ СОШ №12 посёлка Терек совместно с МОУ ДОД "Центр внешкольной работы Будённовского района".

С целью повышения компетентности педагогов в исследуемом направлении деятельности функционировал методологический семинар по теме "Патриотическое воспитание молодого поколения в современных реалиях".

В процессе общения ставились конкретные задачи:

- освоение обучающимися идей, принципов и структурных компонентов патриотического воспитания молодого поколения;

- владение технологиями патриотического воспитания и приобретение опыта разработки проектами;

- рефлексия опыта профессиональной деятельности в исследуемом направлении.

Вслед за Л.Н. Горбуновой отметим, что педагог, работающий в условиях развивающегося образования, актуализирует потребность в "развитии педагога как субъекта, способного изменять, преобразовывать, в первую очередь, собственную педагогическую деятельность". [7, с.35]. Это возможно только в том случае, как отмечает Г.В. Здерева, если педагог готов осуществлять эту деятельность компетентно. [9, с.39].

Соглашаясь с позицией преподавателей кафедры педагогики и андрагогики (С.Г. Верш-ловский, М.Г. Ермолаева, М.Д. Матюшкина, Г.С. Сухобская и др.) Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования о том, что в постдипломное образование должно преобразовываться не только содержание программ повышения квалификации, но и совершенствоваться образовательные технологии, адекватные возрастным и социально-психологическим особенностям педагогов как взрослых. [6, с.27]. На конкретных примерах покажем, как на практике осуществляется этот важный методологический подход учёных к организации обучения педагогов, повышения их активности как субъектов учебного процесса.

Так, программа методологического семинара включала три модуля: "Теоретический аспект проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения", "Патриотическое воспитание как педагогическая деятельность: логика и технологии", "Технология реализации программ опытно-экспериментальной работы в развивающихся школах". При этом организаторы семинара за основу взяли востребованные в образовании взрослых подходы о том, что "выбор технологий влияет на формирование и усвоение методологии профессиональной деятельности обучающихся". [6, с.78]. Поэтому ведущим в методологическом семинаре стало проектное обучение.

Следует отметить, что проектная технология стимулировала инициативы педагогов, их участие в преобразованиях. Так, обучающиеся вошли в инициативные группы по разработ-

ке трёх социальных проектов: "Экскурсия", клуб для старшеклассников "Я - россиянин", проект "Традиции". Каждый проект имеет ориентацию на использование педагогического потенциала региональной среды, аккумулирующей ресурсы региональной культуры (традиции патриотического воспитания в регионе, научные идеи из концепции, наработки учёных, опыт педагогов-экспериментаторов) и обеспечивающие эффективность профессиональной педагогической деятельности. В каждом образовательном учреждении составлен перечень тематики проектов и этапы выполнения (полугодие, год, два года). В творческую группу входят преимущественно учителя гуманитарных групп, а возглавляет ихзаместитель директора по учебно-воспитательной работе или опытно-экспериментальной работе.

Отметим, что методологический семинар стал эффективной формой повышения квали-: фикации педагогов в таких его аспектах, как инновационная деятельность в регионе, социально-педагогическая практика, расширившая границы субъекта развития образования. Методологический семинар позволил педагогам: получить ориентиры на уровне необходимых педагогических знаний того объекта, по отношению к которому оказывается преобразующее воздействие (ознакомление с существующими характеристиками понятий "патриотическое воспитание", "педагогический потенциал региональной среды"), с концептуальными основами патриотического воспитания, перспективными технологиями воспитания, передовым педагогическим опытом и т.д.); освоить новые способы не только описания результатов осуществляемых преобразований, но и их производства, включая то, что составляло преобразования собственной деятельности и профессионально-личностных качеств; приобщить к научно-исследовательской работе (включение педагогов в опытно-экспериментальную и инновационно-исследовательскую практику); инициировать педагогов в деятельность по регулированию информационных потоков в образовании.

Экспертной группой, состав которой был подобран муниципальной проектной лабораторией, был определён общий индекс удовлетворённости обучающихся уровнем подготовки педагогов к опытно-экспериментальной работе в исследуемом направлении воспитательной деятельности. Об уровне успешности эксперты судили по четырём параметрам процесса подготовки в методологическом семинаре: "Оцените важность целей обучения в ме-

-О X

9

со си

си

Ё

61

тодологическом семинаре", "Оцените значимость семинара в развитии качеств личности", "Оцените возможности семинара в использовании полученных знаний и умений в профессиональной деятельности", "Оцените возможности занятий и умений в профессиональной деятельности", "Оцените возможности занятий методологического семинара в изменении профессиональной деятельности педагогов".

Достаточно высоко (2,74 балла) оценена экспертами целевая установка методологического семинара в области теории воспитания и патриотического воспитания (3 балла), в области методики воспитания (2,7 балла), в проект-но-аналитической сфере (2,8 балла), в опытно-экспериментальной деятельности (2,8 балла), в области владения воспитательными технологиями (2,6 балла).

Меньшая оценка получена по второму параметру, значимость семинара в развитии качеств личности (2,26 балла), рефлексивность, способность к самоанализу (2,9 балла), креативность, установка на творчество, инноваци-онность (2,4 балла), практикоориентирован-ность, возможность применения на практике приобретённых на семинаре знаний, умений и навыков (2,2 балла). Можно констатировать, что достижение такого результата, как развитие креативности личности, способности к самоанализу, творчеству достаточно сложный процесс и именно здесь обнаруживались значительные различия между педагогами.

По третьему показателю о возможностях использования полученных знаний и умений в профессиональной деятельности эксперты получили высокий показатель - 2,8 балла, а по четвёртому показателю цифра ещё выше - 2,9 балла.В целом общий уровень удовлетворённости качеством проведённых занятий в методологическом семинаре составил 2,7 балла. Но в тоже время озабоченность у организаторов семинара вызвали низкие показатели по таким параметрам, как практико-ориентиро-ванность, возможность применения на практике приобретённых на семинаре знаний, умений и навыков (2,2 балла). На устранение пробелов в плане практико-ориентированно-сти были направлены занятия в педагогической студии им. Я.М. Неверова.

Таким образом, в ходе эксперимента было подтверждено общеизвестное положение о том, что усиление теоретической и технологической подготовки педагогов к опытно-экспериментальной деятельности соответственно приводит к повышению мотивации учащихся заниматься вслед за учителем аналогичной

деятельностью, исследовать вместе с ним проблемы патриотического воспитания в аспекте краеведения, а также способствует изменению ценностных и поведенческих ориентаций молодого человека.

Осознавая, что обучение в методологическом семинаре не решит всех проблем повышения методологической, методической и технологической культуры педагогов, важнейшим элементом в системе повышения квалификации стала самостоятельная работа. В помощь педагогам экспериментальных школ было подготовлено учебно-методическое пособие "Подготовка учителя к компетентной деятельности по патриотическому воспитанию старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды". [13]. Пособие состоит из трёх разделов. В первом разделе рассматривается теоретический аспект исследуемой проблемы. Завершается раздел вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы. Второй раздел включает практикум и состоит их трёх разделов "Патриотическое воспитание как педагогический феномен: содержание и структура", "Патриотическое воспитание как педагогическая деятельность: методики и технологии", "Педагогический потенциал региональной среды как условие повышения квалификации педагога-воспитателя". Вопросы, включённые в практикум, носят аналитический характер и предлагаются как учителям, так и учащимся. Приведём примеры заданий для педагогов.

Задание 1. Сформулируйте своё отношение к предложенным разными исследователями (Н.П. Башкатова, В.И. Мареев) подходам к пониманию структуры патриотического воспитания. В каждом периоде выделите аспекты, с которыми вы согласны и не согласны.

Задание 2. Выделите негативные и позитивные тенденции в патриотическом воспитании учащихся, сопоставьте их. Предложите пути решения проблемы.

Некоторые задания носят творческий характер. Так, во втором разделе педагогам предлагается в рамках муниципального проекта "Моя малая родина" разработать концептуальные основы проекта "Золотые страницы родного посёлка" и этапы его реализации. В ходе эксперимента пришли к убеждению, что задания, содержащиеся в практикуме, способствуют укреплению интереса педагогов к профессиональному самоанализу, переосмыслению своей позиции, полученной в ходе обучения в методологическом семинаре, педагогической студии применительно к своему личному опы-

ту, осмыслению положения своего образовательного учреждения в образовательном пространстве региона, постановке собственных актуальных педагогических проблем; установке на поисковую и исследовательскую деятельность.

Разделяя мнение Н.М. Борытко, который считает, что позиция педагога-воспитателя проявляется в проектной деятельности, которая должна отвечать следующему требованию: деятельность, в которую включается обучающийся в процессе профессионально-педагогической подготовки, должна быть органически связана как с потребностями практики воспитания и конкретного образовательногоучреж-дении, так и с его собственными интересами. [7, с.88]. Аналогичной точки зрения придерживаются A.B. Пашкевич [8], Л.Ф. Савинова [3], которые отмечают, что педагогическое проектирование является способом изменения педагогической деятельности.

Выше мы уже отмечали, что практикум включает и задания для учащихся, сосредоточенные в специальном разделе "Социальное проектирование и его роль в патриотическом воспитании старшеклассников". Например, учащимся предлагается разработать проект "Мой город в XXI веке", при этом непременным условием является учет традиций, как "выражение обобщенного опыта жизни сообщества и индивидов - своих предков" (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, 2007), а также проект "Содружество" совместно с советом ветеранов, родительской общественностью, библиотекой по созданию "Книги памяти об участниках Великой Отечественной войны - односельчанах". [9]. Особо значимым является проект по теме "Книга и ее роль в патриотическом воспитании старшеклассников".

Третий раздел вышеназванного пособия содержит 27 понятий, значение которых, на наш взгляд, необходимо каждому педагогу. Перечислим некоторые из них: память, патриот, патриотизм, потенциал патриотизма, патриотическое воспитание, система патриотического воспитания, Отчизна, Отечество, традиция и т.д. [13].

Иная роль была предназначена педагогической студии имени Я.М. Неверова "Творческая мастерская", она заключалась в помощи педагогам в восполнении знаний в аспекте использования педагогического потенциала региональной среды. Педагогическая студия носит имя педагога-гуманиста и просветителя второй половины XIX века Я.М. Неверова, внесшего огромный вклад в систему народного

просвещения на Северном Кавказе. Разработанный учёным Нравственный кодекс воспитания молодых людей и сегодня представляет интерес, по нашему мнению, ещё и потому, что традиция, в том числе и в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения, произрастает из своих национальных корней. На заседаниях студии состоялась презентация трех вышеназванных социальных проектов, разработанных инициативными группами педагогов. Главным достоинством апробированных в эксперименте форм повышения квалификации - методологического семинара и педагогической студии имени Я.М. Неверова стало то, что педагоги стали субъектами перемен в своих образовательных учреждениях, вовлекли в этот процесс старшеклассников. Проиллюстрируем это на конкретных примерах. Широко использовались возможности региональной научной базы, в которую вош-: ли труды Я.М. Неверова, научно-методических сборников краевых педагогических чтений имени Я.М. Неверова,труды современныхуче-ных Ставропольского края, Северо-Кавказского округа и Юга России (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Т.И. Власова и др.), материалы научно-практических конференций [10, 7, 11, 12], в которых определены значимость педагогического потенциала региональной среды, её восприятия как важнейшей составной части отечественного историко-культурного наследия, а также стратегические ориентиры в области современного воспитания подрастающего поколения, в том числе и патриотического.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что механизм реализации данного проекта позволил решить следующие стратегические задачи опытно-экспериментальной работы по реализации данного проекта: 1) выстроить сетевое взаимодействие образовательныхучреждений -участников эксперимента и актуализировать опыт в исследуемом направлении деятельности; 2) создать педагогическое сообщество и вовлечь его в опытно-экспериментальную работу для проявления и одобрения новых педагогических инициатив по патриотическому воспитанию старшеклассников через проектную деятельность; 3) обобщить и транслировать опыт по патриотическому воспитанию старшеклассников средствами педагогического потенциала педагогической среды в печатных изданиях.

Произошли позитивные изменения в деятельности педагогов-экспериментаторов, на баз школ созданы мастер-классы краевого уровня: "Патриотическое воспитание учащих-

-О X

9

со

CU

си

S

63

ся средствами музейной педагогики" (МОУ СОШ №18 посёлка Терского); "Возрождение культурно-исторических традиций родного народа как условие воспитания патриотов малой родины" (МОУ СОШ №12 посёлка Терек); "Патриотическое воспитание учащихся средствами проектировочной деятельности" (МОУ СОШ №14 села Орловки). По данной тематике работают педагоги образовательныхучрежде-ний в рамках мастер-классов краевого, муниципального и внутришкольного уровня.

Патриотическое воспитание старшеклассников является одним из сложных направлений современного воспитания и нуждается в педагогической поддержке развития растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления. Учитель должен быть готов к осуществлению этой важной задачи,а система повышения квалификации должна разрабатывать новые и совершенствовать известные средства в организации обучения педагогов.

Литература:

1. Вершловский С.Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образовании // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской - СПб.: СПбАППО, 2007.-С. 8-33.

2. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы отечественного образования // Вестник Тюменского университета: Педагогика и психология. - 2014. - №9. - С. 7-16.

3. Савинова Л.Ф. Педагогическое проектирование как фактор развития профессиональной компетентности учителя средствами корпоративного обучения // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013,- №3(29). - С. 125-132.

4. Горбунова Л.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как регу-

лятор в системе развивающего образования // Современные подходы к повышению квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей. - Пермь : ПОИПКРО, 2004. Кн. 1. - С. 33-43.

5. Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // Педагогика. - 2004. - №7. - с. 39-44.

6. Андрагогика постдипломного педагогического образования: Научно-методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской - СПб.: СПбАППО, 2007.- 196 с.

7. Борытко Н.М. Технологизация процесса профессиональной подготовки педагога-воспитателя // Современные подходы к повышению квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей : материалы Всерос. научн.-практ. конф. Кн.1.

- Пермь : ПОИПКРО, 2004. - С. 81-91.

8. Пашкевич A.B. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь педагогической теории и практики - М. : РИОР; ИНФРА, 2013.-76 с.

9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции. Стабильность и преемственность в жизни общества : учебное пособие. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 280 с.

Ю.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Воспитание как встреча с личностью. (Избранные педагогические труды в двух томах). Т.Н.

- Ростов-на-Дону : РГПУ, 2006. - С. 17-43. П.Власова Т.И. Педагогика духовности. Духовно-ориентированное воспитание школьников и студентов. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 280 с. 12.Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности: материалы третьей Всерос. научн. практ. конф. - М., 2007. - 424 с. 13.Чаленко O.E. Подготовка учителя к компетентной деятельности по патриотическому воспитанию старшеклассников на основе использования педагогического потенциала региональной среды. / под ред. Л.Ф. Савиновой. - Будённовск, 2015. -62 с.

FORMA TION OF COMPETENCES IN THE PROCESS OF LEARNING MA THEMA TICS IN HIGHER EDUCA TION INSTITUTIONS OF МОЕ

Selemeneva Tatiana Alexandrovna, PhD of Pedagogic sciences, Associate Professor, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The process of formation and development of mathematical competences of students at the University of МОЕ should be considered as a whole system. Considered some of its constituents, in particular, the application of methodologically sound system of tasks in the classes on mathematical disciplines; the use of active forms and methods in learning mathematics.

Keywords: mathematical competence; mathematical competence; system specifications; project technology.

УДК 378.147 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ

ВАК РФ 13.00.08 ОБУЧЕНИЯ МА ТЕМА ТИКЕ В ВУЗАХ МЧС

© Селеменева Т.А.,2017 Процесс формирования и развития математических компетенций курсанта

ВУЗа МЧС следует рассматривать как целостную систему. Рассмотрены отдель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.