ни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;
- статья 2 "Закона об образовании в РФ" (2012) рассматривает воспитание как процесс развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения;
- ФГОС дошкольного образования (2014) провозглашает необходимость формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности.
Суть правовой культуры заключается в осведомлённости людей о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Ядром правовой культуры личности считается развитие положительного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным деяниям и действиям. Составляющие правовой культуры личности соединяют познание собственных прав и свобод, способность критически расценивать принимаемые законы, готовность принимать участие в подготовке законодательства, возражать против тех законов, которые противоречат духу права, умение отстаивать собственные права, солидаризироваться с другими гражданами, чьи права нарушаются.
Формирование правовой культуры - это система мер влияния на понимание, ощущения и волю с целью передачи и усвоения представлений о законодательстве, формирование убеждений в их верности и обязательного выполнения, выработки привычек поведения в духе закона. Очень важно создавать отношение к праву как необходимому условию и ме-
ханизму соблюдения общественной справедливости, средству сохранения прав и свобод человека.
Литература:
1. Азаров А. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. - М., 2000. - 321 с.
2. Апиян С.Н. Правовое воспитание: понятие, формы, методы, пути совершенствования : автореф. дис.... канд. пед. наук / С. Н. Апиян. - Ереван, 2001. -23 с.
3. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина.-М., 2002,- С. 46.
4. Демоз Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001.
5. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / под ред. Т.И. Оверчук.-М., 2001.-С. 472.
6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления старших дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова.- М., 1998. - С. 160.
7. Кохановский В. П. Философия /В. П. Кохановс-кий. - Ростов-н/Дону : Феникс, 2005. - 522 с.
8. Микляева Н.В. Правовые основы управления ДОУ: практическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 192 с.
9. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / М„ 2002. - С. 288.
10. Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2015. № 6. С.97.
11. Татаринцева Н.Е., Масесьянц Е.П. Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12(83). - Ч. IV. - С. 150.
12. Achenbach, T.M., & Edelbrock, C.S. Behavioral problems and competencies reported by parents of normal and disturbed children aged 4 through 16. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1981.
13. P. Adcinc Character counts! 1995.
THE USE OF SPINNING SIMULA TOR CONTROL A CTION IN THE PREPARA TION OF ARMWRESTLERS OF MEDIUM SKILL LEVEL
Reutova Lyudmiia Petrovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Department of Theory and Methodology of Professional Education
Kochkarov Enver Angelsovich, Associate Professor, Department of Sports
Janklow Azret Eredzepovich, Honored coach of Russia, Senior Lecturer, Faculty of Physical Culture, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aiiev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic
The article describes the best possible usage of the simulator controlling effect in the preparation of armwrestlers in the average level of skill and peculiarities of technology of its application in the training activities of athletes; are characterized by productive characteristics, implying the improvement of the biomechanical characteristics of the movement and increase of indicators of special physical fitness armwrestlers in the average level of skill, in addition,
the article describes technology of use of the simulator instantaneous control action, and formulates pedagogical requirements and guidelines for the use of the simulator control action.
Keywords: armwrestling; preparation of armwrestlers of average skill; trainer control action; technology applications; educational requirements; guidelines.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЗЫНЕРЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОДГОТОВКЕ АРМРЕСТЛЕРОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯМА СТЕРСТВА
В статье раскрываются оптимальные возможности использования тренажера управляющего воздействия в подготовке армрестлеров среднего уровня мастерства и особенности технологии его применения в тренировочной деятельности спортсменов; характеризуются результативные характеристики, заключающиеся в улучшении биомеханических характеристик движения и повышении показателей специальной физической подготовленности армрестлеров среднего уровня мастерства. Кроме этого, в статье предлагается описывается технология применения безынерционного тренажера управляющего воздействия, формулируются педагогические требования и методические рекомендации к применению тренажера управляющего воздействия. Ключевые слова: армспорт; подготовка армрестлеров среднего уровня мастерства; тренажер управляющего воздействия; технология применения; педагогические требования; методические рекомендации.
УДК 797.21 ВАК РФ 13.00.04
© Реутова Л.П., 2017 © Кочкаров Э.Э., 2017 ©Джанкетов A3., 2017
Развитие современного армспорта неотъемлемо связано со спортивными и педагогическими новациями, внедрением альтернативных технологий в процесс подготовки армрестлеров среднего уровня мастерства. Любое мастерство требует постоянного совершенствования, создания и соблюдения определенных условий [11]. Для достижения высоких спортивных результатов необходимы эффективные условия, позволяющие максимально оптимизировать процесс подготовки армрестлеров на основе последних достижений в области медицины, биомеханики, психологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Сборная России по армспорту является одной из сильнейших в мире и должна оставаться на лидирующих позициях, помогающих удерживать современные альтернативные технологии рациональной техники, к которой относятся тренажеры управляющего воздействия.
По мнению ученых (Ю. Т. Черкесов, В. И. Жуков, А. Р. Мамий и др.), с помощью тренажеров управляющего воздействия можно создать искусственные условия для достижения оптимальной координационной структуры движения, способствующие достижению высоких спортивных показателей по важнейшим биомеханическим характеристикам движений [7].
Особенностью использования тренажеров управляющего воздействия в армспорте, как считают авторы данного подхода, является формирование у спортсменов рациональной техники выполнения запланированного двигательного действия, развитие специальных физических качеств, определение путей полной реализации своих функциональных возможностей, обеспечивающих выход на запланированный результат [7].
Вслед за A.M. Базоркиным и др. полагаем, что для развития специальных физических качеств и формирования современной техники движения в тренировочном процессе армрестлеров среднего уровня мастерства целесообразно применять тренажеры убываю-
РЕУТОВА Людмила Петровна, доктор педагогических науки, профессор, кафедра Теории и методики профессионального образования
КОЧКАРОВ Энвер Энгельсович, доцент кафедры спортивных дисциплин
ДЖАНКЕТОВ Азрет Эреджепович,
заслуженный тренер РФ, старший преподаватель
факультет Физической культуры, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Кара чаево- Черкесская Республика
О си
-О X
9
со
CU
си
S
55
ще-возрастающего режима сопротивления, которые улучшают биомеханические характеристики движения и повышают показатели специальной физической их подготовленности [1].
Актуализирует данную проблему правильность использования тренажера убывающе-возрастающего режима сопротивления в спортивной подготовке армрестлеров среднего уровня мастерства.
Ряд современных исследований посвящены изучению вопросов единоборства в армспор-те в статическом режиме и с малыми скоростями [1; 2; 3; 7; 12; 13]. Ученые установили, что из элементарных форм проявления скоростных качеств особый практический интерес представляют время реакции и время выполнения одиночного движения [3].
A.B. Григоренко, A.A. Шалманов и др. определяют время реакции и время выполнения одиночного движения какдвухвременной компонент, не связанный между собой. По их мнению, "первый отражает скоростные качества анализаторных и рецепторных систем и измеряется временем от начала команды вести борьбу до появления электрической активности в мышце - ЭМГ" [13].
Таким образом, применительно к армспор-ту этот показатель характеризует скоростные качества слухового анализатора.
Исследуя компонент времени выполнения, ученые приходят к выводу, что он указывает на то, как быстро мышца развивает усилие на костный рычаг, т.е. на установление времени с момента появления ЭМГ до начала движения рычага, получившее название электромеханический интервал (ЭМИ)[12]. Этот показатель наряду с градиентом силы характеризует скоростные качества мышцы.
Втренировкеармрестлеровсреднего уровня мастерства, кроме использования тренажера убывающе-возрастающего режима сопротивления, следует учитывать наследственную мышечную композицию. Изменение биомеханических свойств соединительно-тканных образований (ПарУК и Посук) мышц предплечья и плеча можно контролировать, выбрав соответствующие упражнения с учетом режима сокращения этих мышц.
Технология применения тренажера убыва-юще-возрастающего режима сопротивления опирается на следующие педагогические требования, которым должны следовать спортсмены на тренировке: выполнение движений с максимальным проявлением силы; максимальное ускорение силы с последующим удержанием его до утомления [2].
Выполняя эти требования, спортсмены быстро адаптируются к такой тренировке, у них появляется синхронизации включения всех двигательных единиц мышц; уменьшается время, затраченное на достижение максимальной силы [7].
Предлагаем ряд практических выводов и рекомендаций для совершенствования технической и скоростно-силовой подготовки спортсменов в армспорте. Прежде всего, "усилия необходимо прикладывать перпендикулярно к продольной оси предплечья соперника или тренажеру, который его заменяет, для обеспечения максимума момента силы действия. Для эффекта необходимо использовать технические приемы, которые позволяли бы увеличить плечо рычага соперника и саму величину прикладываемого усилия, а именно работа корпусом с подключением ног и использованием силы тяжести собственного тела" [6].
С целью достижения максимального успеха спортсменам нужно стремиться уменьшить длину собственного рычага в атакующих и защитных действиях", чтобы сопернику было труднее повернуть его. Например, "использовать преимущественно захват способом "кобра" и уменьшать угол в локтевом суставе. Поскольку проявляемая спортсменом сила зависит от позы и от углов в суставах, атакующему необходимо стремиться изменить угол в суставе соперника до значения, при котором сила сопротивления резко уменьшится по закону "сила - угол"" [2].
Поэтому в тренировочном процессе армрестлеров среднего уровня мастерства при использовании безынерционного тренажера управляющего воздействия для успешной атаки или защитных действий нужно раздельно тренировать силовые качества при оптимальных значениях углов в суставах или (и) увеличить силу тяги этих мышц во всем диапазоне углов [6; 9; 10].
В первом случае повышается эффективность атаки в стандартном положении в момент начала схватки (например, статическая тренировка при оптимальном угле в суставе), и силовые качества будут расти, но только при данном значении угла. Во втором - осуществляется тренировка в динамическом режиме, сила будет расти во всем диапазоне углов. Именно тогда спортсменам можно успешно выполнять действия прилюбыхзначенияхугла в локтевом суставе [6; 8].
В тренировочном процессе армрестлеров среднего уровня мастерства необходимо учи-
тывать физиологические особенности человека: мышцы плеча и предплечья характеризуются разной "специализацией", одни - удерживающие (плечевая и плечелучевая), а другие -ускоряющие (двуглавая мышца) [8]. В связи с этим появляются разные установки на выполнение, например, атакующего действия на себя. В практических рекомендациях мы предлагаем "выполнять атаку с упором ногой в дальнюю стойку за счет быстрого включения мышц - разгибателей спины с фиксацией руки в локтевом суставе. Только тогда основную нагрузку в тренировке будут испытывать упругие элементы удерживающих мышц, включая сухожилие, поскольку их сократительные компоненты будут меняться в статическом режиме. Считаем обязательным в тренировочной деятельности спортсменов сгибание с ускорением руки в локтевом суставе за счет быстрой двуглавой мышцы, подав не предплечье соперника на себя, а свое плечо вперед, чтобы занять выгодное положение для атаки корпусом в сторону, используя двуглавую мышцу как механический упор на предплечье" [6].
Важнейшим элементом, формирующим компетентность армрестлеров среднего уровня мастерства, являются анатомические и физиологические знания[5]. Спортсмены должны проявлять компетентность в анатомической сложности конструкции кисти и разнообразии мышечного аппарата, приводящего ее в движение. Это позволит им осуществлять тренировку скоростно-силовых качеств этих мышц избирательно, т.е. для каждой из этих групп мышц в отдельности при различных режимах их сокращения. Всеэто приведет кувеличению силы захвата и эффективной передаче усилия по кинематической цепи от мышц нижних конечностей и туловища.
Таким образом, "в тренировочном процессе армрестлеров среднего уровня мастерства при использовании безынерционного тренажера управляющего воздействия для армспор-та используется убывающий с переходом на возрастающий режим сопротивления, который способствует улучшению биомеханических параметров движения. При использовании этого режима на тренажере управляющего действия происходит быстрое достижение максимума силы, увеличение мощности в начале и в третьей фазе движения, развитие силы в третьей фазе движения, возникает длительность импульса силы по фазам движения, которая аналогична проявлению этих величин в убывающем режиме сопротивления, появляются величины импульса силы по фазам дви-
жения несколько выше (больше), чем в убывающем режиме сопротивления и меньше по времени" [6].
В тренировочном процессе армрестлеров среднего уровня мастерства при использовании безынерционного тренажера управляющего воздействия с использованием убываю-ще-возрастающего режима сопротивления нами рекомендуется "применять сопротивления 70-90 % от максимума. При распределении нагрузке рекомендуются следующие варианты с увеличением нагрузки в середине движения 100-70-100,100-75-100,100-80-100 %. Возрастающее сопротивление должно начинаться с началом третьей фазы движения" [6].
При выполнении этих рекомендаций в тренировочном процессе армрестлеров среднего уровня показатели их спортивного мастерства значительно возрастут.
Примечания:
1. Базоркин A.M. Специальная физическая подготовка армрестлеров высшего уровня мастерства в условиях применения безынерционного тренажера адаптивного управления : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нальчик, 2005. - 23 с.
2. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов : автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1982. - 28 с.
3. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика : учеб. для ин-тов физ. культ. - М. : Физкультура и спорт, 2001.-257 с.
4. Дмитрук С.С. Биомеханические критерии рациональности технических действий в армспор-те : автореф. дис. ... канд. пед. наук / РГАФК. - М., 1999.
5. Коц Я.M Спортивная физиология. - М. : Физкультура и спорт. - 1986. - 240с.
6. Кочкаров Э. Э. Оптимизация двигательных действий армрестлеров с внешней управляемой предметной средой на основе биомеханики соревновательного упражнения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - 23 с.
7. Контроль и управление физическим состоянием организма человека / Ю.Т. Черкесов, В.И. Жуков, А.Р. Мамий и др. // Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта : материалы Междунар. науч. конф. (22-25 ноября 1999). - Майкоп, 1999. - С. 401-404.
8. Машина адаптивного воздействия для армспор-та / В.Г. Свечкарёв, C.B. Поляков, Е.Д. Ломакина, А.Д. Хромин // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажёров : материалы Международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2001). - Пенза, 2001. -С 90-91.
9. Райцин Л.М. Эффективность изометрической и электростимуляционной тренировки мышечной силы при разных суставныхуглах//Теория и практика физ. культуры. - 1994, - № 12. - С. 33-35.
10. Райцин, Л.М. Влияние положения тела на проявление и тренировку силовых качеств : автореф. дис.... канд. пед. наук. - M., 1973. - 27с.
О си
-О X
9
со
CU
си
s
57
11. Реутова Л.П. Мировоззренческая парадигма в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Евразийский союз ученых. - 2015. - №3-1. -С. 112-115.
кого воспитания : материалы конференции.-Нальчик, 1995,- С. 215-216.
12. Черкесов Ю.Т., Жуков В.И., Свечкарев В.Г. Топография работающих мышц в армрестлинге // Проблемы совершенствования системы физичес-
13. Шалманов Ал.А.,ГригоренкоА,В., Шалманов Ан.А. Методика намерения электромеханического интервала скелетной мышцы // Труды ученых ГЦОЛИФК. Ежегодник. - М. : ГЦОЛИФК - 1993. -С. 272-277.
TEACHERS TRAINING FOR COMPETENT EXPERIMENTAL WORK ON PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PUPILS BY MEANS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Savinova Lubov Fedorovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Theory and Methodology, Karachay-Cherkess State University named after U.D. AHev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic E-mail: kcsu@mail.ru
Tarasova Svetlana Ivanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Depart-ment of Pedagogy, Psychology and Sociology, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia E-mail: stgau@stgau.ru
Chalenko Oiga Evgenievna, PhD of Pedagogical sciences, Director, Center for Information and Methodical Education Department, Administration of the Budyonovsk municipality, Budyonovsk, Russia E-mail: kcsu@mail.ru
The article determines the relevance of the problem of patriotic education of senior pupils on the basis of the pedagogical potential of regional environment in modern sociocultural conditions. The authors note that the implementation of the project on the formation of senior pupilsdesired qualities is in directly proportional dependence on training teachers to pilot activities. The authors offer some form of training (methodological seminar, teaching workshop, master class, research laboratory), which have been tested and proven effective. The algorithm for estimating the capacity of the proposed forms of training, which is the methodological basis for the use of this tool. In the conclusion presents data demonstrating the effectiveness of teachers-experimenters, as well as positive changes in the management system research project and the mechanism for its implementation.
Keywords: patriotic education of senior pupils; experimental work; willingness to experimental work; project laboratory; methodological seminar; teachingworkshop; master classes.
УДК 377.5.14.33 ВАК РФ 13.00.02
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К КОМПЕТЕНТНОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПА ТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
© Савинова Л.Ф., 2017 © Тарасова СМ, 2017 © Чаленко O.E., 2017
В статье определяется актуальность проблемы патриотического воспитания старшеклассников на основе педагогического потенциала региональной среды в современных социокультурных условиях. Авторы отмечают, что процесс реализации проекта по формированию у старшеклассников искомых качеств находится в прямо пропорциональной зависимости от подготовки педагогов к опытно-экспериментальной деятельности. Авторы предлагают некоторые формы повышения квалификации (методологический семинар, педагогическая студия, мастер-класс, научная лаборатория) и которые были апробированы и доказали свою эффективность. Предложен алгоритм оценки потенциала предложенных форм повышения квалификации, являющейся методологической основой при применении данного инструмента. В заключении приводятся данные, подтверждающие результативность деятельности педагогов-экспериментаторов, а также позитивные изменения в системе управления исследовательским проектом и механизме его реализации.
Ключевые слова: патриотическое воспитание старшеклассников; опытно-экспериментальная работа; готовность к опытно-экспериментальной работе; проектная лаборатория; методологический семинар; педагогическая студия; мастер-классы.
Наблюдаемое в начале XXI века ослабление социально-экономических, духовных и культурных основ российского общества и государства, глобальная трансформация нравственных и ценностных