ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
И. Е. Кузьмина Н. Н. Музыкантова
В статье рассмотрены условия организации инновационной деятельности в школе как фактор непрерывного профессионального образования педагогов. Указаны направления создания инновационного продукта как показатель развития и изменения в профессиональном педагогическом сознании в ходе опытно-экспериментальной работы школы.
The author considers conditions for promoting innovations at school as a factor of teachers' continuous professional education. Ways for reaching innovational results as indicators of development and change in teachers' professional thinking during their experimental work are given in the article.
Ключевые слова: инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа, профессиональное сознание педагогов, непрерывное образование.
Key words: innovation activities, experimental work, teachers' professional thinking, continuous education.
Одной из форм непрерывного профессионального образования педагогов, источником профессионального развития может стать инновационная деятельность современного образовательного учреждения - опытноэкспериментальная работа в школе. Опыт организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга позволяет выделить определенные условия, создание которых может стать фактором непрерывного профессионального образования педагогов и приводить к возникновению новых возможностей для развития педагогического коллектива в целом: (а) совпадение по смыслу темы опытно-экспериментальной работы школы с основными направлениями деятельности образовательного учреждения таким образом, чтобы инновационная деятельность не стала для педагогов чужой, а была органичной, «выращенной изнутри»; (б) специальное формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности и опытно-экспериментальной работе в школе; (в) организация «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов по теме опытноэкспериментальной работы: обучение основам анализа педагогического
опыта, педагогической рефлексии, педагогического исследования; методам сбора, анализа и интерпретации информации и результатов исследования -модель «самообучающейся организации» [2]; (г) социальная востребованность и актуальность результатов опытно-экспериментальной работы школы на всех уровнях и возможность диссеминации инновационного продукта; (д) поддержка и стимулирование данного вида деятельности педагогов со стороны администрации образовательного учреждения.
Одним из факторов профессионального роста и развития педагогического коллектива может выступить инновационная деятельность школы по практическому созданию, теоретико-методологическому обоснованию, методическому описанию и рефлексивно-аналитическому осмыслению потенциала культуротворческой образовательной среды образовательного
178
учреждения. Такая культуротворческая образовательная среда была создана и успешно функционирует в школе № 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на протяжении 30 лет. Многолетний успешный опыт существования в школе культуротворческой образовательной среды привел к идее использования ее потенциала для профессионального роста и развития педагогов, выхода педагогического коллектива на новый уровень профессиональной деятельности, обусловленный включением учителей в опытноэкспериментальную работу: рефлексивно-методическое осмысление педагогического опыта и разработку системы организации деятельности по воспитанию патриотизма учащихся применительно к новым условиям полиэтнического и поликультурного образовательного пространства Санкт-Петербурга XXI в.
В процессе восьмилетней опытно-экспериментальной работы в школе выделились пять основных направлений создания инновационного продукта, которые могут выступить в качестве показателей непрерывного профессионального образования педагогов: (1) разработка диагностического инструментария для педагогического исследования ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания субъектов школьного образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) [5]; (2) разработка и описание системы организации деятельности по формированию патриотического сознания учащихся в условиях полиэтнической среды Санкт-Петербурга [1; 6; 7; 8]; (3) моделирование различных процессов: создания в школе культуротворческой образовательной среды, воспитания патриотизма учащихся в условиях полиэтничности, организации социально-педагогического и социальнокультурного партнерства школы, организации взаимодействия семьи и школы [1; 4]; (4) разработка методических рекомендаций по организации и проведению культуротворческих событий для учащихся [6; 7; 8]; (5) анализ, обобщение и описание инновационного педагогического опыта в форме научнометодических статей для представления на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, участия в профессиональных конкурсах, публикации в научно-методических изданиях [1; 4; 6; 7; 8].
Одним из показателей непрерывного профессионального роста и развития педагогов в ходе инновационной деятельности школы стала разработка системы организации деятельности по воспитанию патриотизма учащихся в условиях современной полиэтнической среды. Эта система включает в себя пять видов деятельности учащихся: (1) проектную деятельность и групповую работу; (2) событийную деятельность (организацию и проведение школьных праздников); (3) рефлексивную деятельность в работе с текстом - символом, образом, знаком; (4) игровую деятельность; (5) организацию социального партнерства различных субъектов деятельности.
Создание администрацией школы определенных условий для организации инновационной деятельности педагогов стало источником их профессионального роста и развития, привело к определенным изменениям в профессиональном сознании педагогов и, таким образом, выступило фактором их непрерывного образования [3, с. 278-280]: (а) осознанию новых, изменившихся социально-экономических, информационно-технологических, ментально-культурных, социально-психологических условий, в рамках кото-
179
рых в обществе развивается современное образование; (б) пониманию новых проблем, которые возникают в школе в новых условиях, «новому видению» старых проблем в контексте новых условий; (в) постановке новых целей и задач в педагогическом процессе в контексте новых условий; (г) формированию мотивации по поиску, освоению и созданию новых методов, приемов и технологий работы для достижения новых целей в новых условиях; (д) информационному запросу на новое содержание постдипломного педагогического образования, инновационный педагогический опыт коллег, новую научную литературу, характеризующую новый этап в развитии общества и образования; (е) поиску новых социальных партнеров школы для решения новых задач в новых условиях; (ж) формированию мотивации к собственному индивидуально-личностному росту и развитию, динамике рефлексивных способностей по отношению к своей личности и профессиональной деятельности - порождению новых личностных смыслов в профессиональной деятельности, формированию мотивации к самоизменению и развитию.
Вместе с тем создание условий для организации инновационной деятельности педагогов стало фактором непрерывного профессионального образования педагогического коллектива, способствовало инновационному развитию образовательной организации в целом [2]: (а) созданию мотивационных факторов для индивидуального включения педагогов в общий процесс инновационного развития школы: стимулированию индивидуального профессионального развития, динамике профессионального уровня, интереса к профессиональной деятельности; (б) возникновению условий для одновременного освоения коллективом новой научно-педагогической информации -организации педагогами собственной методической и рефлексивноаналитической деятельности в рамках опытно-экспериментальной работы школы в целом; (в) выходу педагогического коллектива на новый уровень профессионального развития - диссеминации инновационного продукта разных видов на разных уровнях предъявления: районных и городских семинарах и круглых столах, научно-практических конференциях, написания методических рекомендаций и учебно-методических пособий.
Таким образом, создание и соблюдение определенных условий организации инновационной деятельности педагогов способно стать источником инновационного развития образовательной организации в целом. В условиях информационного общества, в ситуации постоянных динамических перемен, инновационная деятельность школы становится единственным условием своевременной адаптации и устойчивого развития образовательного учреждения, а опытно-экспериментальная работа - формой непрерывного профессионального образования педагогов.
Список литературы
1. Гепферт Н.В., Калинчева Л.В., Кузьмина И.Е. Модель взаимодействия семьи и школы по созданию культуротворческой образовательной среды в целях воспитания учащихся // Семья и школа: проблемы взаимодействия в контексте ФГОС: учеб.-метод. пособие; под науч. ред. О.А. Щекиной - СПб.: СПб АППО, 2013.
2. Кузьмина И.Е. Инновационное развитие современной школы как критерий оценки качества постдипломного педагогического образования в условиях внутрифирменного обучения // Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики. Санкт-Петербург, 9 ап-
180
реля 2013 г.; под ред. С.Г. Вершловского, А.Н. Шевелева. - СПб., Изд-во Культ-информ-пресс, 2013. - С.125-128.
3. Кузьмина И.Е. Качество постдипломного педагогического образования как показатель непрерывного образования педагогов в условиях информационного общества // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й Международной конференции: в 2 ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Ч. II. - С. 278-280.
4. Кузьмина И.Е. Педагогическое партнерство как фактор создания культуротворческой среды для воспитания толерантности учащихся // Социальное и педагогическое партнерство в решении актуальных задач воспитания: науч.-метод. пособие / под ред. В.А. Степиховой - СПб.: СПб АППО, 2010. - С. 54-62.
5. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015 г. Вып. №1 (9). - URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=273o
6. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2013» для учителей 5-8 классов». - СПб.: Фрегат, 2012.
7. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для учителей 5-8 классов». - СПб.: Фрегат, 2013.
8. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2015» для учителей 5-8 классов». - СПб.: Фрегат, 2014.
9. Разумова Е. Россия и Европа: образовательные системы сквозь призму стандартизации // Народное образование. - 2009. - №8. - С. 9-16.
181