В. П. Топоровский
(Санкт-Петербург)
ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье обосновываются проблемы совершенствования одной из важнейших составляющих профессионализма педагога - его исследовательской компетентности. Рассматривается деятельность школы исследовательской культуры как инновационной формы подготовки кадров высшей квалификации
Проблемы качества подготовки и повышения квалификации педагогов являются определяющими в аспекте модернизации образования. Поэтому одним из важнейших факторов повышения качества педагогической деятельности является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС НП], принципиальное отличие которых состоит в том, что в их основу положено формирование не только предметных, но и метапредметных знаний, умений и навыков, нацеленных не столько на воплощение «знаниевой» парадигмы, сколько на процессы, связанные с формированием широкого спектра компетентностей у учащихся. Чтобы организовать образовательный процесс в соответствии с новыми стандартами, нужна соответствующая подготовка педагога. Выделим значение для такой деятельности компетентностного подхода, который предоставляет значительные возможности педагогам организовать образовательный процесс так, чтобы добиться результатов, позволяющих успешно и грамотно применить полученные знания, умения и навыки в различных социально-экономических, профессионально-производственных и культурнобытовых сферах жизни, экономики и производства. Отметим, что особое место в этом процессе занимает исследовательская компетентность педагога.
Исследовательская компетентность педагога как понятие включает и предметный, и культуротворческий, и социальный, и мировоззренческий аспекты. Она представляет собой основу интегративной системной педагогической деятельности через аналитическое видение всех ее результатов. Кроме того, исследовательская компетентность характеризует такую позицию педагога, в которой оп-
тимальной технологией взаимодействия субъектов образовательного процесса является прогнозирование и моделирование на основе мысленного проигрывания, анализа и оценивания эффективности и результатов различных ситуаций и вариантов работы. В исследовательскую позицию учитель может входить в любой сфере своей педагогической деятельности.
Об этом говорится в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», где указано, что педагогические работники имеют «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [8, п. 6 гл. 5. ст. 47].
Сегодня одной из главных функций деятельности образовательного учреждения всех уровней становится создание условий, способствующих формированию и развитию исследовательской компетентности педагога. Так, в Ленинградском областном институте развития образования на протяжении многих лет функционирует «Школа исследовательской культуры педагога», основной задачей которой является отработка технологий формирования и развития исследовательской культуры педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выбор стратегии и тактики формирования и развития исследовательской компетентности, являющейся в современных условиях основой потенциала каждого педагога, осуществляется на принципах открытости, системности, преемственности, непрерывности, накопления и использования необходимых ресурсов и создания оптимального механизма их использования для достижения поставленных целей.
Одним из важнейших условий является
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013
109
организационная структура, основанная на принципах преемственности и непрерывности. Образовательная деятельность в школе строится поэтапно. Для слушателей первого курса занятия нацелены в основном на введение в научную теорию исследовательской деятельности с опорой на исследовательский опыт педагогов, на разработку индивидуального образовательного маршрута, выбор темы исследования и проектного задания. Образовательная деятельность на втором курсе связана с погружением в индивидуальное исследование, с отработкой основных этапов эксперимента, с анализом результатов и, как итог, со стажировкой по дальнейшей исследовательской деятельности педагога.
Так, учебно-тематический план организации образовательного процесса в школе исследовательской культуры, рассчитанный по объему на 288 часов и по времени на два года, состоит из логически взаимосвязанных модулей. Основными являются следующие модули: «Психологические аспекты исследовательской компетентности», «Философские аспекты научно-исследовательской деятельности», «Технологии исследовательской деятельности в образовании», «Требования к организации диссертационного исследования», «Методы диссертационного исследования», «Подготовка текста научного исследования», «Использование ИКТ в диссертационном исследовании». Предусмотрена защита проектных заданий и научно-практическая конференция «Педагогический поиск: проблемы и пути решения».
Вся деятельность школы исследовательской культуры направлена на то, чтобы слушатель по окончании выполнил запланированную индивидуальную задачу. За годы работы школы более 150 педагогических работников региона повысили квалификацию и получили статус педагогов-исследователей. Многие из них защитили кандидатские диссертации по актуальным проблемам педагогической науки и образования.
Наиболее актуальные темы диссертационных исследований: «Проектное управление дошкольным образовательным учреждением», «Социально-профессиональное проектирование в профессиональном образовании», «Формирование ИКТ компетентности работников образования на основе распределенной модели повышения квалификации», «Формирование социокультурной компе-
тентности будущих педагогов в открытой образовательной среде».
Следующим условием эффективности формирования исследовательской культуры педагога является уровень организации и взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе повышения квалификации. Взаимодействие субъектов будет наиболее эффективным при достижении его высшей формы - сотрудничества. Сотрудничество считается высшим уровнем согласованности и организации субъект-субъектных отношений в ходе совместной деятельности всех субъектов.
Отметим основные факторы, способствующие эффективности деятельности Школы исследовательской культуры:
- школа, являясь специфическим ресурсным центром образования, представляет собой научно-образовательное объединение, на основе концентрации кадровых, информационных, технологических и организационных ресурсов и в то же время представляет инновационную форму связи науки и практики для подготовки педагогов-исследователей, формирования исследовательской компетентности педагогов;
- в школе обучаются педагогические работники учреждений образования Ленинградской области, объединенные интересами и мотивами, связанными с разрешением проблем формирования технологической и аналитической компетентности педагога;
- работа школы организована на основе соответствующей нормативно-определяющей учебной документации: положения о школе, договоров, программы, учебного и учебно-тематического плана и др. Зачисление проводится на основании заявления педагога, обязательного собеседования с ним и направления от руководства учебного заведения;
- управление знаниями в процессе повышения квалификации и развития профессионализма педагогов-исследователей в школе исследовательской культуры осуществляется на основе индивидуального плана, представляющего одну из форм образовательного маршрута, или индивидуальной образовательной маршрутной карты;
- занятия организованы как в традиционной форме, так и на основе накопительной системы, дистанционного сопровождения образовательного процесса, направленного
110
Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО
на получение конкретного результата для каждого педагога. Основные результаты повышения квалификации педагогических работников - статьи, методические пособия и рекомендации, программы развития ОУ, модули, а также сдача кандидатского минимума, подготовка диссертации и автореферата и их защита;
- тематика обучения связана с методологией, содержанием, логикой и структурой практикоориентированного научного исследования. Кроме теоретических занятий регулярно проводятся семинары, деловые игры по отработке навыков организации поиска, проектной деятельности исследования, обоснования и использования категориального аппарата для формирования исследовательской компетентности;
- обучение заканчивается проведением ежегодной итоговой научно-практической
конференцией на тему «Педагогический поиск: исследовательские проекты в образовании», выпуском сборника статей слушателей школы.
Рассматривая перспективы развития школы исследовательской культуры, отметим, что одним из путей дальнейшего совершенствования ее деятельности является расширение форм и видов работы - с учетом того, что творческую личность учащегося способен формировать творческий педагог.
Главный результат деятельности школы -подготовленный педагог-исследователь, у которого сформирована исследовательская и аналитическая культура, позволяющие добиваться в образовательной деятельности наивысших результатов. Такой педагог способен создавать необходимые условия для эффективного педагогического труда, организовать творческую деятельность учащихся.
Литература
1. Ветров В. В. Как организовать ресурсный центр. - М.: Издательский центр НОУ ИсОм, 2005. - 40 с.
2. Менеджмент в управлении школой : учебное пособие для слушателей ПК организаторов образования / под ред. Т. И. Шамо-вой. - М.: Магистр, 1992.
3. Никитин М. В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. - М.: Изд. центр НОУ ОСОМ, 2004. - 198 с.
4. Российское образование - 2020 : модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-65.
5. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981.
6. Топоровский В. П. Управление процессами приобретения знаний в условиях школы исследовательской культуры // Педагогический поиск: исследовательские проекты в образовании : материалы VIII науч.-практич. конф. «Школа исследовательской культуры». - СПб., 2012. - С. 5-11.
7. Топоровский В. П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки : учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2011. - 176 с. (Управление школой).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вестник образования России.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013
111