Научная статья на тему 'Школа исследовательской культуры – инновационная форма подготовки кадров высшей квалификации'

Школа исследовательской культуры – инновационная форма подготовки кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / RESEARCH COMPETENCE / RESOURCE CENTER / ANALYSIS / PROFESSIONALISM / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

В статье обосновываются проблемы совершенствования одной из важнейших составляющих профессионализма педагога – его исследовательской компетентности. Рассматривается деятельность школы исследовательской культуры как инновационной формы подготовки кадров высшей квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of research culture an innovative form of the training of highly qualified staff

The author considers the issues of improving research competence which is the one of the most important components of teacher’s professionalis, studies the activities of School of Research Culture as an innovative form of highly qualified staff training

Текст научной работы на тему «Школа исследовательской культуры – инновационная форма подготовки кадров высшей квалификации»

В. П. Топоровский

(Санкт-Петербург)

ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье обосновываются проблемы совершенствования одной из важнейших составляющих профессионализма педагога - его исследовательской компетентности. Рассматривается деятельность школы исследовательской культуры как инновационной формы подготовки кадров высшей квалификации

Проблемы качества подготовки и повышения квалификации педагогов являются определяющими в аспекте модернизации образования. Поэтому одним из важнейших факторов повышения качества педагогической деятельности является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС НП], принципиальное отличие которых состоит в том, что в их основу положено формирование не только предметных, но и метапредметных знаний, умений и навыков, нацеленных не столько на воплощение «знаниевой» парадигмы, сколько на процессы, связанные с формированием широкого спектра компетентностей у учащихся. Чтобы организовать образовательный процесс в соответствии с новыми стандартами, нужна соответствующая подготовка педагога. Выделим значение для такой деятельности компетентностного подхода, который предоставляет значительные возможности педагогам организовать образовательный процесс так, чтобы добиться результатов, позволяющих успешно и грамотно применить полученные знания, умения и навыки в различных социально-экономических, профессионально-производственных и культурнобытовых сферах жизни, экономики и производства. Отметим, что особое место в этом процессе занимает исследовательская компетентность педагога.

Исследовательская компетентность педагога как понятие включает и предметный, и культуротворческий, и социальный, и мировоззренческий аспекты. Она представляет собой основу интегративной системной педагогической деятельности через аналитическое видение всех ее результатов. Кроме того, исследовательская компетентность характеризует такую позицию педагога, в которой оп-

тимальной технологией взаимодействия субъектов образовательного процесса является прогнозирование и моделирование на основе мысленного проигрывания, анализа и оценивания эффективности и результатов различных ситуаций и вариантов работы. В исследовательскую позицию учитель может входить в любой сфере своей педагогической деятельности.

Об этом говорится в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», где указано, что педагогические работники имеют «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [8, п. 6 гл. 5. ст. 47].

Сегодня одной из главных функций деятельности образовательного учреждения всех уровней становится создание условий, способствующих формированию и развитию исследовательской компетентности педагога. Так, в Ленинградском областном институте развития образования на протяжении многих лет функционирует «Школа исследовательской культуры педагога», основной задачей которой является отработка технологий формирования и развития исследовательской культуры педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выбор стратегии и тактики формирования и развития исследовательской компетентности, являющейся в современных условиях основой потенциала каждого педагога, осуществляется на принципах открытости, системности, преемственности, непрерывности, накопления и использования необходимых ресурсов и создания оптимального механизма их использования для достижения поставленных целей.

Одним из важнейших условий является

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013

109

организационная структура, основанная на принципах преемственности и непрерывности. Образовательная деятельность в школе строится поэтапно. Для слушателей первого курса занятия нацелены в основном на введение в научную теорию исследовательской деятельности с опорой на исследовательский опыт педагогов, на разработку индивидуального образовательного маршрута, выбор темы исследования и проектного задания. Образовательная деятельность на втором курсе связана с погружением в индивидуальное исследование, с отработкой основных этапов эксперимента, с анализом результатов и, как итог, со стажировкой по дальнейшей исследовательской деятельности педагога.

Так, учебно-тематический план организации образовательного процесса в школе исследовательской культуры, рассчитанный по объему на 288 часов и по времени на два года, состоит из логически взаимосвязанных модулей. Основными являются следующие модули: «Психологические аспекты исследовательской компетентности», «Философские аспекты научно-исследовательской деятельности», «Технологии исследовательской деятельности в образовании», «Требования к организации диссертационного исследования», «Методы диссертационного исследования», «Подготовка текста научного исследования», «Использование ИКТ в диссертационном исследовании». Предусмотрена защита проектных заданий и научно-практическая конференция «Педагогический поиск: проблемы и пути решения».

Вся деятельность школы исследовательской культуры направлена на то, чтобы слушатель по окончании выполнил запланированную индивидуальную задачу. За годы работы школы более 150 педагогических работников региона повысили квалификацию и получили статус педагогов-исследователей. Многие из них защитили кандидатские диссертации по актуальным проблемам педагогической науки и образования.

Наиболее актуальные темы диссертационных исследований: «Проектное управление дошкольным образовательным учреждением», «Социально-профессиональное проектирование в профессиональном образовании», «Формирование ИКТ компетентности работников образования на основе распределенной модели повышения квалификации», «Формирование социокультурной компе-

тентности будущих педагогов в открытой образовательной среде».

Следующим условием эффективности формирования исследовательской культуры педагога является уровень организации и взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе повышения квалификации. Взаимодействие субъектов будет наиболее эффективным при достижении его высшей формы - сотрудничества. Сотрудничество считается высшим уровнем согласованности и организации субъект-субъектных отношений в ходе совместной деятельности всех субъектов.

Отметим основные факторы, способствующие эффективности деятельности Школы исследовательской культуры:

- школа, являясь специфическим ресурсным центром образования, представляет собой научно-образовательное объединение, на основе концентрации кадровых, информационных, технологических и организационных ресурсов и в то же время представляет инновационную форму связи науки и практики для подготовки педагогов-исследователей, формирования исследовательской компетентности педагогов;

- в школе обучаются педагогические работники учреждений образования Ленинградской области, объединенные интересами и мотивами, связанными с разрешением проблем формирования технологической и аналитической компетентности педагога;

- работа школы организована на основе соответствующей нормативно-определяющей учебной документации: положения о школе, договоров, программы, учебного и учебно-тематического плана и др. Зачисление проводится на основании заявления педагога, обязательного собеседования с ним и направления от руководства учебного заведения;

- управление знаниями в процессе повышения квалификации и развития профессионализма педагогов-исследователей в школе исследовательской культуры осуществляется на основе индивидуального плана, представляющего одну из форм образовательного маршрута, или индивидуальной образовательной маршрутной карты;

- занятия организованы как в традиционной форме, так и на основе накопительной системы, дистанционного сопровождения образовательного процесса, направленного

110

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

на получение конкретного результата для каждого педагога. Основные результаты повышения квалификации педагогических работников - статьи, методические пособия и рекомендации, программы развития ОУ, модули, а также сдача кандидатского минимума, подготовка диссертации и автореферата и их защита;

- тематика обучения связана с методологией, содержанием, логикой и структурой практикоориентированного научного исследования. Кроме теоретических занятий регулярно проводятся семинары, деловые игры по отработке навыков организации поиска, проектной деятельности исследования, обоснования и использования категориального аппарата для формирования исследовательской компетентности;

- обучение заканчивается проведением ежегодной итоговой научно-практической

конференцией на тему «Педагогический поиск: исследовательские проекты в образовании», выпуском сборника статей слушателей школы.

Рассматривая перспективы развития школы исследовательской культуры, отметим, что одним из путей дальнейшего совершенствования ее деятельности является расширение форм и видов работы - с учетом того, что творческую личность учащегося способен формировать творческий педагог.

Главный результат деятельности школы -подготовленный педагог-исследователь, у которого сформирована исследовательская и аналитическая культура, позволяющие добиваться в образовательной деятельности наивысших результатов. Такой педагог способен создавать необходимые условия для эффективного педагогического труда, организовать творческую деятельность учащихся.

Литература

1. Ветров В. В. Как организовать ресурсный центр. - М.: Издательский центр НОУ ИсОм, 2005. - 40 с.

2. Менеджмент в управлении школой : учебное пособие для слушателей ПК организаторов образования / под ред. Т. И. Шамо-вой. - М.: Магистр, 1992.

3. Никитин М. В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. - М.: Изд. центр НОУ ОСОМ, 2004. - 198 с.

4. Российское образование - 2020 : модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-65.

5. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

6. Топоровский В. П. Управление процессами приобретения знаний в условиях школы исследовательской культуры // Педагогический поиск: исследовательские проекты в образовании : материалы VIII науч.-практич. конф. «Школа исследовательской культуры». - СПб., 2012. - С. 5-11.

7. Топоровский В. П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки : учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2011. - 176 с. (Управление школой).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вестник образования России.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.