Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников'

Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОЦЕНОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОНТРОЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / EVALUATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / ANALYTIC COMPETENCE / EVALUATION COMPETENCES / PEDAGOGICAL ANALYSIS / PROFESSIONALISM / CONTROL / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

В статье анализируется аналитико-оценочная деятельность педагога. Рассматриваются различные подходы к развитию педагогической компетентности работников образования в ходе повышения квалификации, аттестационных мероприятий, при организации экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improving the teachers' analytic and evaluation activities

The article examines teacher's analytic and evaluation activities. The author studies different approaches to the development of pedagogical competence of educational stuff during their in-service training, certification activities, experimental work.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования аналитико-оценочной деятельности педагогических работников»

В. П. Топоровский

(Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИТИКО-ОЦЕНОЧНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье анализируется аналитико-оценочная деятельность педагога. Рассматриваются различные подходы к развитию педагогической компетентности работников образования в ходе повышения квалификации, аттестационных мероприятий, при организации экспериментальной работы.

В настоящей статье будут рассмотрены различные объекты аналитико-оценочной деятельности и обоснована их специфика в современных условиях. Такими объектами, системообразующими для организации и проведения образовательного процесса, являются: деятельность ученика, компетентность педагога и процессы последипломного образования.

В настоящее время в связи с недостаточной проработанностью конкретных ориентиров и научного обоснования целого комплекса проблем в педагогических коллективах образовательных учреждений решаются задачи гуманизации, возрождения национальной культуры и духовности. Проводится инновационная деятельность, внедряются педагогические технологии, разрабатываются методические комплексы сопровождения образовательного процесса.

Деятельность учащихся, ее оптимальная организация, эффективность, качество и результативность представляют объект, для которого и организована работа педагогических коллективов, учителей, образовательных учреждений, всей социально-образовательной среды.

Самое перспективное направление Российской системы общего и профессионального образования в наши дни - это возможность и необходимость проведения широкой инновационной, исследовательской, аналитической и технологической деятельности, осуществляемой как индивидуально, так и в педагогических коллективах.

За всю историю развития отечественного образования потребность в преобразующей творческой деятельности не проявлялась столь широко и востребовано, как в современных условиях. Даже в 20-е годы прошлого

столетия педагогические искания не приобрели характер широкого движения, не получали так или иначе поддержки большинства педагогических работников учебных заведений.

Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования и развития аналитической, оценочной компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагогического анализа позволяет педагогу, руководителю учебного заведения строить его на основе современных педагогических технологий, обрабатывая информацию, анализируя и оценивая ее, определять пути разрешения педагогических проблем.

Аналитический подход в образовании предполагает установление причинно-следственных связей между компонентами системы и на этой основе, давая оценочную характеристику объекта, намечать пути развития. Оценка деятельности учащихся определяет в условных знаках-баллах, в оценочных суждениях учителя степень усвоения учащимися знаний, умений и навыков, соответствующих нормативным документам: программам,

учебным планам, стандартам, квалификационным характеристикам и др. (1 - с.70).

С помощью оценки определяется уровень отношения к учебному труду, сформирован-ность определенных знаний, качеств, компетентностей, дисциплины и сознания. Оценка является стимулятором учащихся в учении, труде, она дисциплинирует. Кроме того, она информирует учителей, родителей, руководителей о состоянии и результатах образовательного и управленческого процессов, деятельности образовательного учреждения.

Разработанная педагогической наукой и проверенная на опыте методика контроля,

проверки и оценки знаний и умений учащихся позволяет с достаточной долей объективности составить представление об успехах и неудачах ученика, трудностях и причинах отступления от намеченных целей.

Оценка является также инструментарием, критериальной характеристикой одной из важнейших функций организации и управления - педагогического анализа, а также аналитической компетентности. С помощью оценки, являющейся итогом контроля, мониторинга, диагностики, можно получить представление о результатах педагогического труда, непосредственно и опосредованно охарактеризовать деятельность учителя, итоги его работы. Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом управления образовательным процессом в учебных заведениях.

Процессы оценивания представляют определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности субъектов и результатов образовательного процесса. Оценка, если она объективна, побуждает работать эффективно и результативно, формирует чувство ответственности, стимулирует инициативу и стремление работать лучше. Оценка служит юридической основой для поощрений и награждения, корректировки и регулирования.

Система оценки деятельности учащихся, результативности педагогического процесса и аналитико-оценочной компетентности педагогов, по мнению многих ученых, должна отличаться точностью и достоверностью, определенностью, этапностью и, самое главное, объективностью. Эти характеристики зависят от многих обстоятельств и целого ряда субъективных факторов: от профессионализма, компетентности и мастерства педагога, от квалифицированного применения аналити-ко-оценочных технологий, психологического склада личности педагога, его темперамента, готовности к аналитико-оценочной деятельности, его статуса.

Учитывая актуальность процессов развития аналитико-оценочной компетентности у работников образования, а также путей эффективного их применения в образовательной практике, рассмотрим динамику исследования этих вопросов в науке и педагогической практике.

В. А. Сухомлинский писал, что сильным и опытным становится педагог, умеющий ана-

лизировать свой труд, так как аналитикооценочная деятельность позволяет выяснять причины, влияющие на организацию образовательного процесса, устранять формализм в оценке индивидуальных результатов и коллегиальной педагогической деятельности и на основе диагностики своевременно корректировать процессы воспитания, обучения и развития, намечать совершенствование педагогического процесса.

Проблема аналитическо-оценочной компетентности и педагогического анализа постоянно была в центре внимания как практических работников, так и многих ученых-педа-гогов. Исследования Ю. А. Конаржевского, М. Е. Кондакова, Н. В. Кухарева, А. Е. Марона, А. А. Орлова, В. П. Худоминского, В. П. Панасю-ка, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, Р. М. Ше-райзиной, П. И. Третьякова и других ученых обогатили арсенал науки. Изучение и обоснование вопросов формирования, развития ана-литико-оценочной компетентности у педагогов, применения ее в ходе практической педагогической деятельности являются актуальными и важными в современных условиях для многих ученых и практических работников.

Аналитико-оценочная компетентность представляет собой интегральное свойство личности, характеризующее стремление и способность (готовность] педагога реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.] для успешной социализации и адаптации в аналитической сфере деятельности (субъектный показатель].

В науке ее рассматривают как комплекс интеллектуально-логической, интеллектуально-эвристической составляющих деятельности, включающей аналитические операции

- анализ и синтез, сравнение и аналогию, оценку и критичность мышления, абстрагирование, обобщение, конкретизацию и генерирование идей.

Рассмотрим особенности формирования и развития аналитико-оценочной компетентности у педагогов в процессе трудовой деятельности. при проведении аттестационных, конкурсных мероприятий, в ходе повышения квалификации.

Труд педагога, функционирующего в сфере духовного производства, имеет свои специфические особенности, отличается сложностью и многогранностью [1]. Он не поддается

обычному учету и нормированию. В области педагогического труда практически невозможно сразу получить отдачу и результат.

Качественные результаты педагогического труда отодвигаются во времени и имеют кумулятивный характер. Это свойство проявляется в последовательном суммировании промежуточных результатов педагогического труда, что позволяет в итоге оценить нарастающую эффективность его воздействия. (М. М. Поташник].

Для формирования и развития аналитикооценочной компетентности педагога в ходе повышения квалификации, самообразовательной деятельности, методической работы, аттестационных мероприятий необходима интерпретация компонентов общего уровня компетентности применительно к условиям и специфике его деятельности.

Рассматривая аналитико-оценочную компетентность, важно определиться с критериями ее оценки. Критерии можно представить по следующим направлениям: широта и глубина психолого-педагогических знаний; трансформация имеющихся знаний, умений и навыков, технологий аналитико-оценочной деятельности; устойчивость психологического взаимодействия, интегрированность ценностных представлений о компетентности и педагогическом анализе теоретического уровня знаний.

На основе такого подхода определяется программа повышения квалификации, включающая модуль по развитию аналитико-оце-ночной компетентности, выстраиваются методическая деятельность в педагогическом коллективе, индивидуальная образовательная траектория саморазвития и самосовершенствования педагога.

Предложенный подход к разноуровневому формированию аналитико-оценочной компетентности у педагогических работников позволяет более конкретно, индивидуально и качественно планировать совместную работу каждого педагога, педагогических коллективов, районных методических служб и работников институтов повышения квалификации.

Формирование аналитико-оценочной компетентности - сложная и многоаспектная задача. Образовательные учреждения сегодня подошли к такому уровню своего функционирования и развития, когда одно лишь использование и повторение накопленного прошлого опыта, подтвержденное и закрепленное

испытанными формами и технологиями, не позволяет решать проблемы, стоящие перед педагогическими коллективами и конкретно перед каждым работником общего и профессионального образования.

Важным аспектом качества и эффективности оценки педагогического труда, работы педагогов и руководителей учебных заведений являются правовые основы оценочной деятельности. Знание и понимание правовых аспектов оценивания, законодательства является основным фактором качества и эффективности деятельности во всех сферах целостного педагогического процесса. Это касается и оценки учащихся, и работы педагога, и всей педагогической деятельности, в том числе аналитико-оценочной компетентности -систематизирующей составляющей профессиональной компетентности работников образования.

Многие ученые и практики обосновывают и рекомендуют использовать в системе оценивания этапы, на которых следует:

- установить стандарты результативности деятельности педагога, критерии оценивания (в нашем случае аналитико-оценочную компетентность педагогического работника];

- выработать структуру и последовательность проведения оценивания (порядок, частоту, время];

- назначить лиц, помогающих руководителям осуществлять систему оценивания в ходе образовательного процесса;

- обеспечить сбор и обработку информации по оцениванию применения аналитикооценочной компетентности;

- согласовывать порядок оценивания результатов применения аналитико-оценочной компетентности с тем, кого оценивают;

- регулярно и своевременно оформлять документы по аналитико-оценочной деятельности.

Важно подчеркнуть, что в ходе проведения данных мероприятий осуществляется целенаправленная экспериментальная деятельность по мониторингу и оценке результатов формирования аналитико-оценочной компетентности у работников образования.

А. И. Жилина обосновывает следующие группы методов оценивания: качественные, количественные и комбинированные [2].

К качественным методам относятся изучение документации, биографическое описание, деловые характеристики, устный

отзыв, обсуждение и дискуссии, посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий, самоанализ педагогической деятельности.

К группе количественных относятся методы с числовой оценкой показателей. Среди них выделяют метод коэффициентов и балльный метод (корреляции, анкетирование, диагностика, тестирование и др.].

К комбинированным относятся методы, позволяющие применять положительные стороны количественных и качественных методов, их интеграцию и совмещение в зависимости от цели оценивания. Кроме того, к комбинированным методам причисляются разнообразные методы экспертных оценок, комбинации количественных и качественных методов, специальные тесты.

В ходе повышения квалификации и аттестационных мероприятий проводится целенаправленная работа по предварительной оценке сформированности аналитико-оце-ночной компетентности у будущих слушателей: изучение и оценка документов, особо изучаются результаты предварительного анкетирования и диагностики, текст подготовленного самоанализа педагогической деятельности.

Одной из форм аналитической исследовательской деятельности педагога является выполнение проектного задания.

На основе проектного задания, по возможности, формируется индивидуальный образовательный маршрут; для оказания научнометодической помощи за каждым слушателям закрепляется консультант из преподавателей кафедры.

Занятия в ходе курсовых мероприятий организованы таким образом, чтобы слушатель мог работать над своим проектным заданием. Со слушателями проводится работа по составлению отзывов, концептуальных обоснований, анализу и самоанализу педагогических ситуаций, практических занятий, их презентация и защита.

Диагностика и защита проектных заданий показывают, что такая деятельность позволяет сформировать аналитико-оценочную компетентность у большинства слушателей. Около 70% слушателей (28 педагогов в группе], уверенно могли обосновать принципы педагогического анализа, этапы проведения. До 60% респондентов смогли грамотно провести анализ уроков и внеклассных мероприятий. У 50% слушателей сформированы

умения по анализу и оценке практических занятий, самоанализу педагогической деятельности, обоснованию своей педагогической концепции.

Количественные методы оценки профессиональной компетентности, как правило, применяются с помощью экспертных оценок для выражения определенных качеств педагога в цифрах или процентах. Наиболее часто используются экспертные оценки при аттестации работника.

Каждый год в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО) планируются и проводятся курсы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Ленинградской области. Основной характеристикой работников образования является сформированность аналитикооценочной компетентности (наличие научнометодических публикаций, проведение, анализ и оценка мастер-класса, умение подготавливать и оценивать, самоанализ педагогической деятельности и др.].

Результаты деятельности по формированию аналитико-оценочной компетентности следующие (в группе 36 работников образования): 55% слушателей провели мастер-класс в ходе курсовой подготовки, 70% подготовили качественный самоанализ своей педагогической деятельности и аттестационные документы, получили отзыв от экспертов без дополнительных консультаций, 32 слушателя подготовили соответствующие документы и прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию.

В школе исследовательской культуры ЛОИРО основными задачами являются формирование аналитико-оценочной, исследовательской компетентности, обучение технологиям исследовательской деятельности, проведение научного исследования, подготовка текста диссертационного исследования, проведение эксперимента по теме исследования. Программа обучения включает отдельные модули по развитию аналитико-оценочной компетентности: методологические основы исследования, подготовка текста научной статьи, теоретические и эмпирические методы анализа эксперимента, концептуальные основы диссертационного исследования. Результаты экспериментальной работы пока-

зывают, что у слушателей в ходе обучения формируются основные компоненты анали-тико-оценочной компетентности.

лей как субъектов образовательного процесса является необходимым фактором повышения качества и эффективности образования, важнейшей характеристикой образованности, воспитанности и сформированности характера личности.

Систематический и грамотный анализ результатов деятельности на основе объективной оценки деятельности учащихся и учите-

Литература

1. Буртовой И. Д., Зязин Б. П. О критериях оценки результатов труда учителей и учащихся - Алма-Ата: Мектеп, 1988. - 77 с.

2. Жилина А. И. Системный подход в современном научно-педагогическом исследовании. //Педагогический поиск: проблемы и пути решения : материалы 2-й науч.-практич. конф. Школы молодого ученого. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - С. 5-11.

3. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

4. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года. - М.: МО РФ НФПК. 2002. -36 с.

5. Кухарев Н. В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. -Гомель, 1992.

6. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М: Народное образование, 1999. - 226 с.

8. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. -№3. - С. 25.

9. Топоровский В. П. Аналитическая компетентность педагога; технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки : учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2011. - 176 с. (Сер. «Управление школой»).

10. Шерайзина Р. М., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. - Великий Новгород, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.