В. П. Топоровский
(Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИТИКО-ОЦЕНОЧНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В статье анализируется аналитико-оценочная деятельность педагога. Рассматриваются различные подходы к развитию педагогической компетентности работников образования в ходе повышения квалификации, аттестационных мероприятий, при организации экспериментальной работы.
В настоящей статье будут рассмотрены различные объекты аналитико-оценочной деятельности и обоснована их специфика в современных условиях. Такими объектами, системообразующими для организации и проведения образовательного процесса, являются: деятельность ученика, компетентность педагога и процессы последипломного образования.
В настоящее время в связи с недостаточной проработанностью конкретных ориентиров и научного обоснования целого комплекса проблем в педагогических коллективах образовательных учреждений решаются задачи гуманизации, возрождения национальной культуры и духовности. Проводится инновационная деятельность, внедряются педагогические технологии, разрабатываются методические комплексы сопровождения образовательного процесса.
Деятельность учащихся, ее оптимальная организация, эффективность, качество и результативность представляют объект, для которого и организована работа педагогических коллективов, учителей, образовательных учреждений, всей социально-образовательной среды.
Самое перспективное направление Российской системы общего и профессионального образования в наши дни - это возможность и необходимость проведения широкой инновационной, исследовательской, аналитической и технологической деятельности, осуществляемой как индивидуально, так и в педагогических коллективах.
За всю историю развития отечественного образования потребность в преобразующей творческой деятельности не проявлялась столь широко и востребовано, как в современных условиях. Даже в 20-е годы прошлого
столетия педагогические искания не приобрели характер широкого движения, не получали так или иначе поддержки большинства педагогических работников учебных заведений.
Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования и развития аналитической, оценочной компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагогического анализа позволяет педагогу, руководителю учебного заведения строить его на основе современных педагогических технологий, обрабатывая информацию, анализируя и оценивая ее, определять пути разрешения педагогических проблем.
Аналитический подход в образовании предполагает установление причинно-следственных связей между компонентами системы и на этой основе, давая оценочную характеристику объекта, намечать пути развития. Оценка деятельности учащихся определяет в условных знаках-баллах, в оценочных суждениях учителя степень усвоения учащимися знаний, умений и навыков, соответствующих нормативным документам: программам,
учебным планам, стандартам, квалификационным характеристикам и др. (1 - с.70).
С помощью оценки определяется уровень отношения к учебному труду, сформирован-ность определенных знаний, качеств, компетентностей, дисциплины и сознания. Оценка является стимулятором учащихся в учении, труде, она дисциплинирует. Кроме того, она информирует учителей, родителей, руководителей о состоянии и результатах образовательного и управленческого процессов, деятельности образовательного учреждения.
Разработанная педагогической наукой и проверенная на опыте методика контроля,
проверки и оценки знаний и умений учащихся позволяет с достаточной долей объективности составить представление об успехах и неудачах ученика, трудностях и причинах отступления от намеченных целей.
Оценка является также инструментарием, критериальной характеристикой одной из важнейших функций организации и управления - педагогического анализа, а также аналитической компетентности. С помощью оценки, являющейся итогом контроля, мониторинга, диагностики, можно получить представление о результатах педагогического труда, непосредственно и опосредованно охарактеризовать деятельность учителя, итоги его работы. Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом управления образовательным процессом в учебных заведениях.
Процессы оценивания представляют определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности субъектов и результатов образовательного процесса. Оценка, если она объективна, побуждает работать эффективно и результативно, формирует чувство ответственности, стимулирует инициативу и стремление работать лучше. Оценка служит юридической основой для поощрений и награждения, корректировки и регулирования.
Система оценки деятельности учащихся, результативности педагогического процесса и аналитико-оценочной компетентности педагогов, по мнению многих ученых, должна отличаться точностью и достоверностью, определенностью, этапностью и, самое главное, объективностью. Эти характеристики зависят от многих обстоятельств и целого ряда субъективных факторов: от профессионализма, компетентности и мастерства педагога, от квалифицированного применения аналити-ко-оценочных технологий, психологического склада личности педагога, его темперамента, готовности к аналитико-оценочной деятельности, его статуса.
Учитывая актуальность процессов развития аналитико-оценочной компетентности у работников образования, а также путей эффективного их применения в образовательной практике, рассмотрим динамику исследования этих вопросов в науке и педагогической практике.
В. А. Сухомлинский писал, что сильным и опытным становится педагог, умеющий ана-
лизировать свой труд, так как аналитикооценочная деятельность позволяет выяснять причины, влияющие на организацию образовательного процесса, устранять формализм в оценке индивидуальных результатов и коллегиальной педагогической деятельности и на основе диагностики своевременно корректировать процессы воспитания, обучения и развития, намечать совершенствование педагогического процесса.
Проблема аналитическо-оценочной компетентности и педагогического анализа постоянно была в центре внимания как практических работников, так и многих ученых-педа-гогов. Исследования Ю. А. Конаржевского, М. Е. Кондакова, Н. В. Кухарева, А. Е. Марона, А. А. Орлова, В. П. Худоминского, В. П. Панасю-ка, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, Р. М. Ше-райзиной, П. И. Третьякова и других ученых обогатили арсенал науки. Изучение и обоснование вопросов формирования, развития ана-литико-оценочной компетентности у педагогов, применения ее в ходе практической педагогической деятельности являются актуальными и важными в современных условиях для многих ученых и практических работников.
Аналитико-оценочная компетентность представляет собой интегральное свойство личности, характеризующее стремление и способность (готовность] педагога реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.] для успешной социализации и адаптации в аналитической сфере деятельности (субъектный показатель].
В науке ее рассматривают как комплекс интеллектуально-логической, интеллектуально-эвристической составляющих деятельности, включающей аналитические операции
- анализ и синтез, сравнение и аналогию, оценку и критичность мышления, абстрагирование, обобщение, конкретизацию и генерирование идей.
Рассмотрим особенности формирования и развития аналитико-оценочной компетентности у педагогов в процессе трудовой деятельности. при проведении аттестационных, конкурсных мероприятий, в ходе повышения квалификации.
Труд педагога, функционирующего в сфере духовного производства, имеет свои специфические особенности, отличается сложностью и многогранностью [1]. Он не поддается
обычному учету и нормированию. В области педагогического труда практически невозможно сразу получить отдачу и результат.
Качественные результаты педагогического труда отодвигаются во времени и имеют кумулятивный характер. Это свойство проявляется в последовательном суммировании промежуточных результатов педагогического труда, что позволяет в итоге оценить нарастающую эффективность его воздействия. (М. М. Поташник].
Для формирования и развития аналитикооценочной компетентности педагога в ходе повышения квалификации, самообразовательной деятельности, методической работы, аттестационных мероприятий необходима интерпретация компонентов общего уровня компетентности применительно к условиям и специфике его деятельности.
Рассматривая аналитико-оценочную компетентность, важно определиться с критериями ее оценки. Критерии можно представить по следующим направлениям: широта и глубина психолого-педагогических знаний; трансформация имеющихся знаний, умений и навыков, технологий аналитико-оценочной деятельности; устойчивость психологического взаимодействия, интегрированность ценностных представлений о компетентности и педагогическом анализе теоретического уровня знаний.
На основе такого подхода определяется программа повышения квалификации, включающая модуль по развитию аналитико-оце-ночной компетентности, выстраиваются методическая деятельность в педагогическом коллективе, индивидуальная образовательная траектория саморазвития и самосовершенствования педагога.
Предложенный подход к разноуровневому формированию аналитико-оценочной компетентности у педагогических работников позволяет более конкретно, индивидуально и качественно планировать совместную работу каждого педагога, педагогических коллективов, районных методических служб и работников институтов повышения квалификации.
Формирование аналитико-оценочной компетентности - сложная и многоаспектная задача. Образовательные учреждения сегодня подошли к такому уровню своего функционирования и развития, когда одно лишь использование и повторение накопленного прошлого опыта, подтвержденное и закрепленное
испытанными формами и технологиями, не позволяет решать проблемы, стоящие перед педагогическими коллективами и конкретно перед каждым работником общего и профессионального образования.
Важным аспектом качества и эффективности оценки педагогического труда, работы педагогов и руководителей учебных заведений являются правовые основы оценочной деятельности. Знание и понимание правовых аспектов оценивания, законодательства является основным фактором качества и эффективности деятельности во всех сферах целостного педагогического процесса. Это касается и оценки учащихся, и работы педагога, и всей педагогической деятельности, в том числе аналитико-оценочной компетентности -систематизирующей составляющей профессиональной компетентности работников образования.
Многие ученые и практики обосновывают и рекомендуют использовать в системе оценивания этапы, на которых следует:
- установить стандарты результативности деятельности педагога, критерии оценивания (в нашем случае аналитико-оценочную компетентность педагогического работника];
- выработать структуру и последовательность проведения оценивания (порядок, частоту, время];
- назначить лиц, помогающих руководителям осуществлять систему оценивания в ходе образовательного процесса;
- обеспечить сбор и обработку информации по оцениванию применения аналитикооценочной компетентности;
- согласовывать порядок оценивания результатов применения аналитико-оценочной компетентности с тем, кого оценивают;
- регулярно и своевременно оформлять документы по аналитико-оценочной деятельности.
Важно подчеркнуть, что в ходе проведения данных мероприятий осуществляется целенаправленная экспериментальная деятельность по мониторингу и оценке результатов формирования аналитико-оценочной компетентности у работников образования.
А. И. Жилина обосновывает следующие группы методов оценивания: качественные, количественные и комбинированные [2].
К качественным методам относятся изучение документации, биографическое описание, деловые характеристики, устный
отзыв, обсуждение и дискуссии, посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий, самоанализ педагогической деятельности.
К группе количественных относятся методы с числовой оценкой показателей. Среди них выделяют метод коэффициентов и балльный метод (корреляции, анкетирование, диагностика, тестирование и др.].
К комбинированным относятся методы, позволяющие применять положительные стороны количественных и качественных методов, их интеграцию и совмещение в зависимости от цели оценивания. Кроме того, к комбинированным методам причисляются разнообразные методы экспертных оценок, комбинации количественных и качественных методов, специальные тесты.
В ходе повышения квалификации и аттестационных мероприятий проводится целенаправленная работа по предварительной оценке сформированности аналитико-оце-ночной компетентности у будущих слушателей: изучение и оценка документов, особо изучаются результаты предварительного анкетирования и диагностики, текст подготовленного самоанализа педагогической деятельности.
Одной из форм аналитической исследовательской деятельности педагога является выполнение проектного задания.
На основе проектного задания, по возможности, формируется индивидуальный образовательный маршрут; для оказания научнометодической помощи за каждым слушателям закрепляется консультант из преподавателей кафедры.
Занятия в ходе курсовых мероприятий организованы таким образом, чтобы слушатель мог работать над своим проектным заданием. Со слушателями проводится работа по составлению отзывов, концептуальных обоснований, анализу и самоанализу педагогических ситуаций, практических занятий, их презентация и защита.
Диагностика и защита проектных заданий показывают, что такая деятельность позволяет сформировать аналитико-оценочную компетентность у большинства слушателей. Около 70% слушателей (28 педагогов в группе], уверенно могли обосновать принципы педагогического анализа, этапы проведения. До 60% респондентов смогли грамотно провести анализ уроков и внеклассных мероприятий. У 50% слушателей сформированы
умения по анализу и оценке практических занятий, самоанализу педагогической деятельности, обоснованию своей педагогической концепции.
Количественные методы оценки профессиональной компетентности, как правило, применяются с помощью экспертных оценок для выражения определенных качеств педагога в цифрах или процентах. Наиболее часто используются экспертные оценки при аттестации работника.
Каждый год в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО) планируются и проводятся курсы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Ленинградской области. Основной характеристикой работников образования является сформированность аналитикооценочной компетентности (наличие научнометодических публикаций, проведение, анализ и оценка мастер-класса, умение подготавливать и оценивать, самоанализ педагогической деятельности и др.].
Результаты деятельности по формированию аналитико-оценочной компетентности следующие (в группе 36 работников образования): 55% слушателей провели мастер-класс в ходе курсовой подготовки, 70% подготовили качественный самоанализ своей педагогической деятельности и аттестационные документы, получили отзыв от экспертов без дополнительных консультаций, 32 слушателя подготовили соответствующие документы и прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию.
В школе исследовательской культуры ЛОИРО основными задачами являются формирование аналитико-оценочной, исследовательской компетентности, обучение технологиям исследовательской деятельности, проведение научного исследования, подготовка текста диссертационного исследования, проведение эксперимента по теме исследования. Программа обучения включает отдельные модули по развитию аналитико-оценочной компетентности: методологические основы исследования, подготовка текста научной статьи, теоретические и эмпирические методы анализа эксперимента, концептуальные основы диссертационного исследования. Результаты экспериментальной работы пока-
зывают, что у слушателей в ходе обучения формируются основные компоненты анали-тико-оценочной компетентности.
лей как субъектов образовательного процесса является необходимым фактором повышения качества и эффективности образования, важнейшей характеристикой образованности, воспитанности и сформированности характера личности.
Систематический и грамотный анализ результатов деятельности на основе объективной оценки деятельности учащихся и учите-
Литература
1. Буртовой И. Д., Зязин Б. П. О критериях оценки результатов труда учителей и учащихся - Алма-Ата: Мектеп, 1988. - 77 с.
2. Жилина А. И. Системный подход в современном научно-педагогическом исследовании. //Педагогический поиск: проблемы и пути решения : материалы 2-й науч.-практич. конф. Школы молодого ученого. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - С. 5-11.
3. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
4. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года. - М.: МО РФ НФПК. 2002. -36 с.
5. Кухарев Н. В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. -Гомель, 1992.
6. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М: Народное образование, 1999. - 226 с.
8. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. -№3. - С. 25.
9. Топоровский В. П. Аналитическая компетентность педагога; технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки : учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2011. - 176 с. (Сер. «Управление школой»).
10. Шерайзина Р. М., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. - Великий Новгород, 1994.