Научная статья на тему 'Новые подходы к аттестации педагогических работников. . '

Новые подходы к аттестации педагогических работников. . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1490
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриценко Светлана Муллануровна

Автор рассматривает аттестацию как организационный механизм определения квалификации работника; показывает несовершенство существующих на сегодняшний день форм и процедур аттестации. Предлагает модель аттестации, основанную на компетентностном подходе по двум направлениям: профессиональная компетентность; продуктивность деятельности. Выделяет ее следующие компоненты: профессионально‑деятельностная компетентность; предметно‑профессиональная компетентность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гриценко Светлана Муллануровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к аттестации педагогических работников. . »

5. С какого года работает в лицее:__________

6. Награды, достижения:_____________________

7. Звание:__________________________________

План составлен:________ План утвержден:________

«____»________200_ г. «___»_________200_ г.

I. «Я-УЧИТЕЛЬ»

а) Мои профессиональные цели и задачи как учителя:_______________________________________

Учеб- ный Год Клас- сы Показатели уровня обученности на начало учебного года Плани- руемые показа- тели Педа- гоги- ческие дей- ствия Показатели уровня обученности на конец учебного года

в) Руководство учебными проектами учащихся:

Учеб- ный Год Классы, группы Тема проекта Где представляется проект Результат

г) Разработка и составление дидактических материалов:

Учеб- ный Год Класс Изучаемая тема Вид дидактического материала Экспертиза

д) Внеурочная работа по предмету:

Учеб- ный Год Класс Форма работы (кружок, факультатив, летний лагерь и т.п.) Кол-во часов Основное содержа- ние Резуль- таты

II. Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

а) Мои профессиональные цели и задачи как воспитателя:_____________________________

б) План воспитательной работы с классным коллективом:

Учеб- ный Год Направления воспитательной работы Коллективная работа Индивидуальная работа Экспертная оценка

в) Я инициирую организацию социальноориентированного проекта, направленного на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся:

Наименование проекта:

Цель и задачи проекта:

Участники проекта:

Ожидаемые результаты:

Формы реализации:

III. «Я-МЕТОДИСТ»

а) Мои профессиональные цели и задачи как методиста ______________________________

б) План работы по разработке нового содержания образования:

Наименование образовательной программы спецкурса, элективного курса Отличительные характеристики программы Внедре- ние Экспер- тиза

в) Работа по внедрению новых технологий обучения и воспитания:

Педагогическая концепция, на основе которой разработана технология Внедрение, область примене- ния Отличительные характеристики технологии Экспер- тиза

г) Представление результатов методической работы:

Учеб- ный год Организация курсов, семинаров Разработка и выпуск методических пособий Участие на научно-практических конференциях, педчтениях

IV. Я-УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

а) Мои профессиональные цели и задачи как

учителя-исследователя: ____________________

б) План научно-исследовательской работы:

Творческий отчет

по реализации программы

Творческий отчет перед коллегами является формой предъявления результатов реализаций настоящей Программы и раскрывает наработанный опыт, педагогические находки и методические открытия учителя. Опыт каждого учителя вносит вклад в развитие Октемского лицея.

Я планирую представить творческий отчет по одному из разделов Программы:

Учеб- ный год Аспирантура, соискатель- ство Проблема исследовательской работы Публика- ции Обобщение

в) Руководство научно-исследовательской работой учащихся:

Учеб- ный год ФИО учащихся Тема исследовательской работы Участие в конференциях Результат

Мои позиции Учебный год Форма творческого отчета Выходной материал

Я - учитель

Я - воспитатель

Я - методист

Я - учитель-исследователь

Я - житель Октемского наслега

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за_____________учебный год

V. Я - ЖИТЕЛЬ ОКТЕМСКОГО НАСЛЕГА» Достижения моих учащихся

Мой вклад в развитие социума

Учебный год Инициирование Участие

Мои достижения:

Мои награды:

Автор рассматривает аттестацию как организационный механизм определения квалификации работника; показывает несовершенство существующих на сегодняшний день форм и процедур аттестации. Предлагает модель аттестации, основанную на компетентностном подходе по двум направлениям: профессиональная компетентность; продуктивность деятельности. Выделяет ее следующие компоненты: профессионально-деятельностная компетентность; предметно-профессиональная компетентность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность.

Гриценко Светлана Муллануровна,

Начальник муниципального учреждения Управление образования Администрации г. Лабытнанги

Новые подходы к аттестации педагогических работников

Как объективно оценить профессиональную компетентность педагогов, исходя из современных требований к уровню их квалификации?

Ключевые слова: аттестация, педагогические работники, компе-тентностный подход; профессионально - деятельностная компетентность; предметно - профессиональная компетентность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность.

Аттестация выступает в роли важнейшего организационного механизма определения квалификации работника. С одной стороны, аттестация служит основной юридической формой проверки и оценки уполномоченным органом (аттестационной комиссией) необходимых трудовых качеств работников, направленной на выявление наиболее компетентных и высококвалифицированных работников, а с другой

- формой реализации гражданами права на труд в соответствии со своим призванием, способностями, желанием. В законодательстве отсутствует определение понятия аттестации, но в любом случае аттестация представляет собой, прежде всего, определение уровня компетентности и соответствия того или иного работника занимаемой должности.

Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно - квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий закреплен в Положении, утвержденном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 года № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

В указанном положении, определяющем единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого, важнейшее значение имеют следующие моменты:

• целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий;

• основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможностей для повышения уровня оплаты труда;

• основными принципами аттестации являются: добровольность аттестации, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

Анализ сложившихся на сегодняшний день форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников системы образования показывает их несовершенство в следующих отношениях:

• Аттестация ориентирована, прежде всего, на оценку условий профессиональной успешности педагога, подтвержденных набором документов, а не реальной результативности работы учителя. В результате аттестационная экспертиза обеспечивает контроль за тем, чтобы документы, предоставляемые педагогом, соответствовали некоторым установленным требованиям; при этом оценки результата педагогической деятельности по качеству образования не происходит.

• Существующая форма аттестации построена на представлениях о том, что содержанием работы педагога является, прежде всего, преподавание в рамках аудиторной нагрузки; при этом вне оценки оказываются все виды внеурочной деятельности в рамках собственного предмета, а также внеучебной (воспитательной) деятельности. Во многом такая ситуация связана с устаревшими представлениями об уровне усвоения предметных знаний как главном критерии оценки качества образования.

• Существующие процедуры аттестации не отражают существенных сторон педагогической деятельности. В частности, «открытый урок» как одна из процедур аттестации не позволяет

смоделировать такие стороны образовательного процесса, как постановку профессиональной педагогической проблемы, поиск путей ее эффективного решения, профессиональную рефлексию и т.д.

Аттестация работников, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на высшую и первую категории проводится главной аттестационной комиссией, создаваемой государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации. Разнообразие форм организации и технологий оценочных действий независимых экспертов продиктовано тем, что федеральными нормативными правовыми актами они жестко не регламентированы. Поэтому орган управления, осуществляющий аттестацию педагогических и руководящих работников, имеет право изменять привычные формы аттестации или внедрять новые подходы к аттестации работников. Исходя из этого Управлением образования города Лабытнан-ги была разработана и апробирована модель аттестации основанная на компетентностном подходе к оценке результатов деятельности педагогических и руководящих работников.

В ходе разработки модели аттестации ставились и решались следующие задачи:

- отбор теоретически обоснованных составляющих профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников системы образования;

- разработка на их основе модели аттестации работников (технология, содержание);

- обновление нормативной правовой базы, регламентирующей процедуру аттестации;

- разработка критериальной базы оценки уровня профессиональной компетентности работников и оценочных процедур;

- создание банка данных методических материалов (рекомендаций) по подготовке работников к аттестации;

- обеспечение объективности процедур аттестации, гуманного и доброжелательного отношения к работникам.

Критериями оценки ожидаемых результатов выступали:

- обеспечение единого подхода к оценке труда работников системы образования;

- повышение уровня профессиональной компетентности работников образования, рост профессионального мастерства;

- создание комфортных условий прохождения процедуры аттестации;

- повышение уровня ответственности педагогических и руководящих работников за результаты своего труда;

- обеспечение соответствия уровня заработной платы работников их квалификационной категории;

- обеспечение основных принципов аттестации, отсутствие конфликтных ситуаций.

Содержание разработанной и апробированной модели

Экспертиза деятельности аттестуемого осуществляется по двум направлениям:

- профессиональная компетентность;

- продуктивность деятельности

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что в настоящее время не сформирован единый подход к определению понятия «профессиональная компетентность». Анализ подходов различных авторов к понятию «профессиональная компетентность» позволил нам определить четыре основные составляющие данного понятия, которые предполагается оценивать в ходе аттестации:

- профессионально-деятельностная компетентность;

- предметно-профессиональная компетентность;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность.

Профессионально-деятельностная компетентность:

- реализации педагогической (управленческой) функций;

- способность проектировать профессиональное развитие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- владение приемами, методами, технологиями осуществления профессиональной деятельности (педагогические технологии, технологии принятия управленческих решений, реализация индивидуальных программ обучения и воспитания);

- способность решать психолого-педагогические и управленческие проблемы;

- реализация инновационных программ и проектов.

Предметно-профессиональная компетентность необходимые знания и умения, связанные с предметом (должностью). В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: «... учитель должен быть научно образованным ...».

Предметно-профессиональная компетентность включает в себя:

- знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами,

- владение разными педагогическими технологиями, технологиями управления;

- знание нормативно-правовой базы.

о

о

Приложение 1

Содержание аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений

Виды оценки Содержание оценки Форма проведения экспертизы Кто осуществляет экспертную оценку Критерии оценивания

параметры баллы

Профессиональная компетентность

Оценка профессио-нально-деятельносм-ной компетенции - реализации педагогической, управленческой функций; - способность проектировать профессиональное развитие; - владение приемами, методами, технологиями осуществления профессиональной деятельности (педагогические технологии, технологии принятия управленческих решений, реализация индивидуальных программ обучения и воспитания); - способность решать психолого-педагогические и управленческие проблемы; - реализация инновационных программ и проектов; - ценностное отношение к профессии - Презентация портфолио - Творческий отчет - Защита педагогического проекта (по выбору аттестуемого) Экспертная группа по оценке профессиональной компетентности Критериальная база закреплена соответствующими оценочными листами, разработанными для каждой категории аттестующихся 70

Оценка предметно- профес- сиональной компетенции Знания и умения, связанные с предметом (должностью): - Уровень знаний содержания преподаваемого предмета (содержания управленческой деятельности); - Знание психологии и педагогики; - Знание нормативно правовых актов в области образования - Знание организационных основ управления Тестирование В дистанционном режиме Критериальная база разрабатывается для категории педагогических работников 50

Оценка информационной компетентности - владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде; - умение использовать электронные ресурсы, в том числе Интернет; - владение базовым пакетом программ Демонстрация электронных ресурсов, используемых в работе, практическая работа Экспертная группа по оценке информационной компетентности Демонстрация электронных ресурсов 10

WORD 10

Интернет 10

EXEL 10

POINT 10

Максимальное число баллов 50

Коммуникативная компетентность - культура речи; - владение способами невербального общения; - коммуникативные умения; - организаторские умения; - умение действовать в обстановке публичного выступления; - умение избегать конфликтов Социальный опрос Экспертная группа по оценке коммуникативной компетентности Максимальное число баллов 30

Продуктивность деятельности

Продуктивность деятельности Оценка конкретных измеряемых результатов деятельности Сравнительный анализ результатов деятельности, на основе аналитических материалов, представленных администрацией образовательного учреждения Экспертная группа по оценке профессиональной компетентности Максимальное число баллов 200

Приложение 2

Форма итогового экспертного заключения ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о деятельности Фамилия, имя, отчество, долж-

ность аттестуемого имеющего какую квалификационную кате-

горию имеет

претендующую на на какую квалификационную категорию претендует в соответствии локальный акт на основании ко-

торого проводилась экспертиза

была проведена экспертиза профессиональной компетентности аттестуемого и продуктивности его деятельности, которая показала

Коли- чество набран- ных баллов Подпись председателя соответствующей экспертной группы

Оценка информационной компетентности

Оценка предметно - профессиональной компетенции

Оценка профессионально - деятельностной компетенции

Оценка коммуникативной компетентности

Продуктивность деятельности

ВСЕГО

На основании результатов экспертной оценки аттестуемый

(вывод экспертной группы)

Председатель экспертной группы: Ф. И. О.

Дата заполнения экспертного заключения С экспертным заключением ознакомлен:

Согласен (че согласен)______________________________,

К процедуре аттестации претензий не имею Подпись аттестуемого________________________________.

Приложение 3

ОБРАЗЦЫ ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТОВ Оценочный лист

профессионально - деятельностной компетентности учителя - предметника

Критерий Уровень

репродук- тивный мастерский исследова- тельский

1 балл 2 балла 3 балла

Профессиональная деятельность

Знание теоретических и практических основ предмета

- имеет глубокие знания по преподаваемому предмету 1

- имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин 2

- имеет глубокие знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превы-

шающие объем программы

Реализация образовательных программ

- реализует образовательные программы только базового уровня 1

- реализует образовательные программы как базового так и профильного уровней 2

- реализует образовательные программы всех уровней (специального коррекционного, базового, профильного, углубленного) 3

Знание теории педагогики и возрастной психологии, применение в практической деятельности

- ориентируется в современных психолого - педагогических концепциях обучения и воспитания, способен принимать решения лишь в типичных ситуациях 1

- свободно ориентируется в современных психолого - педагогических концепциях обучения и воспитания, способен быстро и подсознательно принимать оптимальное решение 2

- использует различные формы психолого - педагогической диагностики и научно обоснованного прогнозирования, способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях 3

Знание и применение современных достижений в методике преподавания, технологиях обучения и воспитания

- работает по готовым методикам и программам обучения, владеет набором вариативных педагогических технологий; осуществляет их отбор и применяет в соответ- 1

- варьирует готовые, разработанные другими методики; владеет одной из современных технологий обучения; творчески применяет технологии на практике 2

- использует в своей работе собственные оригинальные методики, разрабатывает новые педагогические технологии обучения и воспитания, ведет работу по их апробации 3

Умение анализировать свою деятельность и строить ее на основе прогнозирования результатов

- видит свои недостатки и пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие 1

- исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения 2

- стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны; объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны 3

Владение способами индивидуального обучения

- осуществляет дифференцированный подход с учетом темпов развития, склонностей, интересов, состояния здоровья обучающихся 1

- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода 2

- способствует поиску отбору и творческому развитию детей, работает по индивидуальным учебным планам с одаренными детьми, детьми с проблемами в обучении 3

Организация внеучебной деятельности обучающихся по предмету (факультативы, предметные кружки, элективные курсы)

- эпизодически работает с обучающимися вне рамок урока 1

- системно организует в неучебную деятельность, ведет предметные кружки, факультативы, организует проектную деятельность обучающихся на уроке и внеучебной 2

- реализует авторские программы при организации внеурочной деятельности обучающихся, включено большое число обучающихся, в системе работает по включению обучающихся в исследовательскую деятельность, обучающиеся являются победителями и призерами исслеттолательских конкурсов 3

Знание содержания, форм и методов воспитания

- спектр форм воспитательной работы ограничен, содержание воспитательной деятельности охватывает только отдельные аспекты 1

- спектр форм воспитательной работы оптимальный, содержание воспитания строится на основе комплексного подхода 2

- использует в своей работе широкий спектр форм воспитательной работы, содержание воспитательной работы базируется на формировании ценностных ориентаций обучающихся 3

Психологический климат в коллективе обучающихся

- благоприятный психологический климат в классном коллективе 1

- комфортный психологический климат в классном коллективе (отсутствие жалоб, конфликтных ситуаций, отсутствие необоснованного выбытия обучающихся, в том 2

- в классе царит атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности, отсутствуют межличностные конфликты 3

Работа с родителями (собрания, работа с родительским комитетом, родительский всеобуч)

- планирует работу с родителями, в системе проводит родительские собрания 1

- разработана долгосрочная программа родительского всеобуча, родители оказывают помощь в организации воспитательной работы 2

- родители активные участники воспитательного процесса 3

Взаимодействие с социальным окружением

- организует встречи с представителями общественных организаций, предприятий и учреждений города 1

- привлекает к воспитанию детей общественные организации, предприятия и учреждения города 2

- активно сотрудничает с общественными организациями, предприятиями и организациями города в вопросах воспитания обучающихся 3

Создание безопасных условий образовательного процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знает правила и нормы охраны труда и основы безопасности образовательного процесса, требует от обучающихся их исполнения 1

- знает правила и нормы охраны труда и основы безопасности образовательного процесса, добивается от обучающихся их исполнения, отсутствуют случаи травматизма 2

- знает правила и нормы охраны труда и основы безопасности образовательного процесса, случаев нарушения обучающимися правил не зафиксировано, случаи травматизма отсутствуют 3

Инновационная, исследовательская деятельность

Участие в реализации программ экспериментальной деятельности, инновационных проектах

- участвует в реализации экспериментальных программ образовательного учреждения, инновационных проектах 1

- участвует в реализации программ муниципальных экспериментальных площадок, разрабатывает и апробирует инновационные проекты 2

- участвует в реализации программ экспериментальной деятельности на региональном и федеральном уровнях, разрабатывает и реализует авторские инновационные проекты 3

Разработка (участие в разработке) модифицированных и адаптированных учебных программ

- участвует в апробации модифицированных и адаптированных учебных программ 1

- является автором модифицированных и адаптированных учебных программ 2

- разрабатывает и апробирует авторские учебные программы (курсы) 3

Экспертная работа

- эпизодически привлекается к экспертизе учебных материалов 1

- участвует в экспертизе учебных материалов, учебных программ, исследовательских работ обучающихся 2

- активно участвует в работе экспертных групп по экспертизе инновационных проектов, программ экспериментальной деятельности, умеет всесторонне и объективно оттенить деятельность коллег, содержание иннот5аттионнт.тх проектов и программ 3

Разработка учебных, дидактических и методических материалов, демонстрационных пособий

- эпизодически (для отдельных уроков) разрабатывает учебные, дидактические и демонстрационные пособия 1

- имеет комплекс авторских учебных и дидактических материалов, демонстрационных пособий по темам учебной программы 2

- в системе использует свои (авторские) учебные, дидактические и демонстрационные пособия практически по всем темам учебной программы, разработаны рекомендации по их использованию, используются другими учителями 3

Ценностное отношение к профессии

Самообразование

- следит за специальной и методической литературой 1

- осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств 2

- сознательно намечает программу самосовершенствования, ее цель задачи и пути реализации 3

Готовность к самосовершенствованию

- готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту 1

- осознает значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий 2

- осуществляет анализ профессионального поведения, ярко выражена потребность в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности 3

Участие в конкурсах профессионального мастерства, грантовой поддержке

- участвует в конкурсах профессионального мастерства школьного уровня 1

- призер или победитель конкурсов профессионального мастерства муниципального уровня 2

- призер или победитель конкурсов профессионального мастерства регионального и (или) федерального уровней 3

Обобщение и распространение своего педагогического опыта

- эпизодически выступает на профессиональных методических объединениях, педагогических советах 1

- в системе принимает активное участие в работе профессиональных объединений, руководит работой методического объединения, кафедры, проблемной или творческой группы 2

- принимает активное участие в конференциях, семинарах, проводимых на региональном или всероссийском уровне, имеет печатные работы с описанием своего опыта (отдельных компонентов), является наставником 3

Оценка презентации портфолио, защиты проекта, творческого отчета

- отсутствует системность, логика, последовательность в изложении, не ориентируется в материале, не владеет терминологией 1

- материал излагает логично, последовательно, нет понимания излагаемых положений, владеет только основным наборов терминов 2

- материал излагает логично, последовательно, владеет терминологией, но отсутствует авторский взгляд и оценка 3

- материал излагает логично, последовательно, просматривается система в описании, есть отдельные элементы авторства 4

- материал излагается последовательно, четко, просматриваются элементы авторства 5

- материал излагается последовательно, четко, просматриваются элементы авторства, ориентируется в достижениях педагогической науки и практики, современных концепциях образования и воспитания 6

- грамотное, четкое, ясное изложение материала, знает излагаемый материал, понимает его, делает попытки изложить свою авторскую позицию, дать обоснованную оценку с точки зрения основных достижений педагогической науки и практики 7

- грамотное, четкое, ясное изложение материала, хорошо владеет материалом, присутствует авторская позиция и оценка своего опыта с точки зрения современных концепция образования и воспитания 8

- грамотное, четкое, ясное изложение, отлично ориентируется в материале, владеет терминологией, ярко выраженная авторская позиция, глубокая оценка своего опыта 9

- грамотное, четкое, ясное изложение, отлично ориентируется в материале, владеет терминологией, ярко выраженная авторская позиция, глубокая оценка своего опыта, нестандартный подход к описанию и оценке 10

Общая оценка (максимальная оценка баллов 70)

Эксперт____________________________________________________ ______________________________

фамилия, имя, отчество (подпись)

Дата заполнения «____»____________________2009 г.

Оценочный лист информационной компетентности учителя

Инструкция по оценке информационной компетентности

Оценка информационной компетентности осуществляется экспертной группой по оценке информационной компетентности и состоит из двух этапов:

На первом этапе аттестуемый дает информацию о применении электронных ресурсов, используемых им в практической деятельности, не более 10 минут. Затем по предложению экспертной группы демонстрирует применение одного из ресурсов, с обоснованием практической значимости ресурса для того (или) иного этапа урока (занятия).

На втором этапе аттестуемый выполняет практическую работу (по образцу), демонстрирует практическое владение базовым пакетом программ:

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Критерий Не применяет Применяет эпизодически Применяет в системе

0 баллов 1 балл 2 балла

Применение электронных ресурсов для визуализации знаний: - инструментальные программы - демонстрационно-энциклопедические программы - программы презентаций Power Point

Применение электронных ресурсов для закрепления материала: - тренинг — программы - виртуальные лабораторные работы - практические работы

Применение электронных ресурсов для контроля и оценки знаний: - тестирование с оцениванием - электронные контрольные работы

Применение электронных ресурсов для организации самостоятельной работы обучающихся: - электронные учебники - обучаюшце программы типа «Репетитор» - электронные энциклопедии - развивающие программы

Применение электронных ресурсов для организации проектной деятельности обучающихся: - проведение телеконференций - создание web-страниц - использование Интернет-технологий

ВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМ ПАКЕТОМ ПРОГРАММ

Критерий Не владеет Владеет частично Владеет в полном объеме

0 баллов 1 балл 2 балла

Текстовый редактор WORD

- создание и сохранение текста в виде файла *.doc.

- Текстовый редактор WORD

- Электронные таблицы EXEL

- Презентации Power Роint

- электронная почта и ИНТЕРНЕТ

не более 10 минут на каждую программу.

Экспертами оценивается уровень выполнения работы независимо друг от друга. Данные вносятся в оценочный лист.

Председатель экспертной группы выводит среднюю оценку и заполняет сводный экспертный лист. Сводный экспертный лист с приложением работ, выполненных аттестуемому передается в муниципальную аттестационную комиссию.

Председатель экспертной группы итоговую оценку вносит в итоговое экспертное заключение и заверяет ее своей подписью.

- редактирование текста: ^кзменение вида и размера шрифтов; ¿выделение участков текста (блоков) и их перенос на новое место или удаление; ^Ьбрамление участков текста; ¿Создание оглавления документа

- создание и редактирование таблиц

- проверка лексики и поиск ошибок орфографии

- внедрение объектов в файл и удаление объектов из файла: ¿^ставка рисунков в файл с использованием библиотеки clipart, готовых рисунков формата *.wmf; ¿^ставка в файл диаграмм; ¿^ставка формул с использованием программе equation

Электронные таблицы EXEL

- создание электронных таблиц и их сохранение в виде файла *.xls

- редактирование таблиц: ^Изменение числа строк и столбцов; ^Изменение размера ячейки; ^Ьбрамление группы ячеек

- работа с данными: ^Ьтбор и сортировка данных; ^копирование и перемещение данных; ^кмпорт данных

- формулы: ^Использование стандартных формул; ¿Создание формул; ¿Создание связей

- построение диаграмм и их редактирование

Презентации Power Point

- создание презентации из шаблона: ^Ьыбор шаблона; ¿Создание слайдов

- оформление слайда: ¿Создание заголовка; ^Ьвод и форматирование текста

- создание организационной структуры

- вставка рисунка и его редактирование

- настройка анимации: ^Ьастройка движения текста; ^Ъастройка звука; ^Ъастройка времени

электронная почта и ИНТЕРНЕТ

- создание и отправка сообщений

- использование адресной книги: ^Ьыбор адреса; ¿^несение адреса в книгу

- поиск информации в сети Интернет посредством ввода адреса в строку поиска

- поиск информации посредством задания критериев поиска в поисковой машине (каталоге ресурсов)

- сохранение информации на диске

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая оценка (максимальная оценка 50 баллов)

Эксперт_______________________________________________ И. О. Фамилия

Дата заполнения «_____»___________________2009 г.

Оценочный лист коммуникативной компетентности аттестуемого

Критерий Не владеет (отсутствует) Низкий уровень Удовлетво- рительный уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Культура речи

Владение средствами невербального общения (мимика, жесты)

Умение действовать в обстановке публичного выступления

Коммуникативные умения

Организаторские умения

Такт

Общая оценка (максимальная оценка 30 баллов)

Эксперт____________________________________________ И. О. Фамилия

Дата заполнения «____»__________________2008 г.

Приложение 4

Аналитические таблицы

для определения уровня продуктивности профессиональной деятельности учителя - предметника

Заполняются только те показатели, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности аттестуемого

Показатели Ниже среднемуниципальных Соответствуют среднемуниципальным или выше Соответствуют среднеокружным или выше Отрицательная динамика Стабильны Положительная динамика

Учебный год

2005 - 2006 2006 -2007 2007 - 2008 0 баллов балл 2 балла 0 баллов балл 2 балла

Качество обученности обучающихся

По итогам учебного года

* § е

Зою

" £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.