Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Додонова Валентина Сергеевна, Тынникова Анастасия Николаевна

В статье рассматриваются теоретико-методические подходы к проектированию образовательной среды в детском саду. На основе современных определений к понятию «образовательная среда» авторы формулируют ряд рекомендаций для педагогов дошкольного образования по работе в рамках средового подхода к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Также, наряду с ведущими отечественными исследованиями по среде, авторы анализируют требования базовых нормативных документов к организации образовательной среды и содержательный компонент комплексной программы «От рождения до школы». Проектирование среды рассматривается авторами как совокупность базовых принципов: содержательная насыщенность, трансформируемость, доступность, полифункциональность и безопасность. Наиболее эффективным и современным сейчас представляется «зонирование» пространства группы детского сада. Проектирование среды в группе сада требует от педагога личностно-профессиональной готовности к реализации педагогической деятельности, так как включает не только знания и умения построения и трансформирования среды, но и гибкость в адаптации средовых условий непосредственно к индивидуальным особенностям воспитанников. Данные рекомендации можно включать в подготовку педагогов в рамках непрерывного образования. Материал научного исследования находит свое отражение и в курсовой подготовке будущих педагогов к работе в качестве воспитателя в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Додонова Валентина Сергеевна, Тынникова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHER TRAINING FOR EDUCATIONAL ENVIRONMENT DESIGN IN KINDERGARTEN

The article considers theoretical and methodological approaches to the design of the educational environment in kindergarten. Under modern definitions of the concept "educational environment", the authors formulate a number of recommendations for teachers of preschool education to work with preschool children concerning the environmental approach to the educational process. Also, along with the leading domestic research on the environment, the authors analyze the requirements of basic regulatory documents for the organization of the educational environment and the content component of the comprehensive program "From Birth to School". The design of the environment is considered by the authors as a set of basic principles: content, transformability, accessibility, multifunctionality and security. The most effective and modern now seems to be the "zoning" of the kindergarten group space. Designing the environment in the group requires the teacher to be personally and professionally prepared to pedagogical activities, as it includes not only knowledge and skills in building and transforming the environment, but also flexibility in adapting environmental conditions directly to the individual characteristics of pupils. These recommendations can be included in the training of teachers in continuing education. The material of scientific research is also reflected in the course preparation of future kindergarten teachers.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Додонова Валентина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Тынникова Анастасия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методические подходы к проектированию образовательной среды в детском саду. На основе современных определений к понятию «образовательная среда» авторы формулируют ряд рекомендаций для педагогов дошкольного образования по работе в рамках средового подхода к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Также, наряду с ведущими отечественными исследованиями по среде, авторы анализируют требования базовых нормативных документов к организации образовательной среды и содержательный компонент комплексной программы «От рождения до школы». Проектирование среды рассматривается авторами как совокупность базовых принципов: содержательная насыщенность, трансформируемость, доступность, полифункциональность и безопасность. Наиболее эффективным и современным сейчас представляется «зонирование» пространства группы детского сада. Проектирование среды в группе сада требует от педагога личностно-профессиональной готовности к реализации педагогической деятельности, так как включает не только знания и умения построения и трансформирования среды, но и гибкость в адаптации средовых условий непосредственно к индивидуальным особенностям воспитанников. Данные рекомендации можно включать в подготовку педагогов в рамках непрерывного образования. Материал научного исследования находит свое отражение и в курсовой подготовке будущих педагогов к работе в качестве воспитателя в детском саду.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательная среда, подготовка педагогов, проектирование образовательной среды, принципы построения образовательной среды.

Annоtation. The article considers theoretical and methodological approaches to the design of the educational environment in kindergarten. Under modern definitions of the concept "educational environment", the authors formulate a number of recommendations for teachers of preschool education to work with preschool children concerning the environmental approach to the educational process. Also, along with the leading domestic research on the environment, the authors analyze the requirements of basic regulatory documents for the organization of the educational environment and the content component of the comprehensive program "From Birth to School". The design of the environment is considered by the authors as a set of basic principles: content, transformability, accessibility, multifunctionality and security. The most effective and modern now seems to be the "zoning" of the kindergarten group space. Designing the environment in the group requires the teacher to be personally and professionally prepared to pedagogical activities, as it includes not only knowledge and skills in building and transforming the environment, but also flexibility in adapting environmental conditions directly to the individual characteristics of pupils. These recommendations can be included in the training of teachers in continuing education. The material of scientific research is also reflected in the course preparation of future kindergarten teachers.

Key words: preschool education, educational environment, training of teachers, design of the educational environment, principles of the educational environment design.

Введение. Современный контекст отечественного образования, включающий как динамику преобразований в содержательном аспекте, так и требования ряда нормативных документов, в иерархии - от закона до образовательной программы, ставит перед профессиональным педагогическим сообществом, в том числе и ряд задач, связанных со структурной организацией образования, в частности пересмотр и обновление подходов к проектированию образовательного пространства [6]. Создавая определенные условия, по мнению В.А. Ясвина, педагоги формируют среду, компоненты (субъекты и объекты) которые, дополняя друг друга, образуют единый образовательный процесс взаимодействия и развития всей системы дошкольного образования [8].

Как отмечает Т.Н. Богуславская, на данный период имеется проблема повышения качества дошкольного образования в современных условиях модернизации. В связи с этим требуется новая система оценивания всех компонентов образовательного пространства. К ним педагоги и психологи относят: субъектов (участников), развивающую предметно-пространственную среду, содержание дошкольного образования (нормативную базу) [2].

Таким образом, развивающая среда рассматривается как один из базовых компонентов пространства ДОО, представляя собой спектр различных материалов и оборудования, которые являются средством для полноценного развития личности ребенка. В этой связи необходимой представляется подготовка педагога дошкольного образования к проектированию среды через компетентность экспертной оценки.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке рассматриваются различные аспекты влияния на формирование личности ребенка, одним из которых является то пространство, в котором он растет и развивается. К ним мы можем отнести «образовательное пространство». Именно оно является важнейшим элементом для полноценного развития личности ребенка и занимает центральное место в системе современного образования.

Исходя из данного подхода большинство современных исследователей опираются на определение, что образовательная среда - это «система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей, так и еще не проявившихся интересов» [5].

Возвращаясь к определению В.А. Ясвина, что «образовательная среда - это система влияний условий и возможностей для развития и формирования личности, содержащихся в социальном и предметном окружении», мы можем конкретизировать, что именно взаимодействие субъекта с окружающей средой представляет собой вид активной познавательно-исследовательской деятельности: посредством изучения среды, обследования предметов, ребенок проявляет познавательную активность [8].

Так как любая среда где находится ребенок уже является источником не только влияния на формирование его навыков, но и развитие его мыслительных процессов, то она становится важнейшим элементом формирования личности в различные периоды онтогенеза.

Как отмечает В.И. Слободчиков: «Образовательная среда будет развивающей и воспитывающей в том случае, если «наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду» [5]. Таким образом формулируется важная профессиональная задача для педагога насыщать и обогащать среду образовательного пространства, создавать условия, где будет происходить эффективное развитие личности детей.

Необходимость понимания, чем является среда, помогает учителю ориентироваться в архитектонике образовательного пространства, дает возможность коррекции среды и создания психолого-педагогических условий для ее совершенствования.

В свете реализации ФГОС ДО, как основного нормативного документа в дошкольном образовании, образовательная среда представляет собой совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения развития детей дошкольного возраста. Также исходя из приведенных понятий, можно сделать вывод, что среда в образовании имеет структурированную модель из трех компонентов:

1) взаимодействие субъектов образовательного процесса;

2) непосредственно развивающая предметно-пространственная среда (РППС);

3) содержательное наполнение образования [4].

Реализация всех трех компонентов формирует основу средового подхода к работе в детском саду. Он относится к важнейшим факторам эффективного сопровождения личностного развития дошкольника в период его пребывания в детском саду.

На основе стандарта и образовательной программы дошкольного образования, среда строится с учетом развития индивидуальности и возможностей ребенка. Поэтому, для решения задач воспитания и развития, педагогу детского сада необходимо опираться на ряд принципов:

- содержательная насыщенность;

- трансформируемость;

- полифункциональность;

- доступность;

- безопасность.

Как уже было отмечено РППС создает условия для проявления творческой деятельности детей. Она помогает формировать воображение, память, мышление через предметы и объекты окружающей действительности. Современная предметная среда должна обладать свойствами открытой системы, и выполнять следующие функции:

1) информативная функция - передача социальных знаний, через предметы окружающего мира, через использование вариативности;

2) развивающая функция - является первичной согласно всем актам, регламентирующим дошкольное образование, то есть среда должна стимулировать проявление познавательной активности и потребности взаимодействовать с окружающими предметами;

3) здоровьесберегающая функция - среда должна создавать у детей положительный настрой, ощущение психологического комфорта. Педагог должен использовать только безопасные и экологически чистые материалы и предметы;

4) стимулирующая функция, мотивирующая ребенка к проявлению познавательно-исследовательской активности.

Принимая во внимание данные функции, можно сделать вывод, что среда несет в себе огромную роль в развитии

ребенка дошкольного возраста и должна быть организованна педагогом в соответствии с образовательными задачами. Такое значение и роль РППС определяет необходимость компетентного и творческого подхода педагогов к ее структурной и содержательной организации.

Рассмотрим несколько моментов построения среды на примере одной из комплексных программ - «От рождения до школы», где авторами предлагается деление РППС на «центры активности» в соответствие с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, возможностями помещений и материально технического наполнения среды непосредственно каждого детского сада. Центры способствуют развитию активности и позволяют детям заниматься самостоятельно конкретной деятельностью, без помощи взрослого.

Наличие подобных центров развивает любознательность и познавательную активность дошкольников, создавая положительный фон для их психического и физического развития. Рассмотрим ряд особенностей этих центров (таблица 1).

Таблица 1

Комментарии по зонированию пространства группы по программе «От рождения до школы»

№ Центры активности Комментарий

1. «Строительство» Центр необходимо расположить таким образом, чтобы дети случайно не могли разрушить постройки других детей, требует большого объема пространства.

2. «Сюжетно-ролевые игры» Эти два центра часто объединены в группе детского сада. При наличии мягкой мебели в этих центрах, они могут служить в качестве «уголка уединения» или места отдыха.

3. «Театрализация»

4. «Музыка» Также может служить местом отдыха или уединения.

5. «Изобразительное искусство» Целесообразно располагать в непосредственной близости от ванной комнаты, чтобы иметь возможность наливать воду, мыть руки и прочее.

6. «Мелкая моторика» Эти центры тоже часто объединяют, а при нехватке места в игровой комнате их располагаю в спальном помещении.

7. «Конструирование»

8. «Настольные игры» Эти центры тоже возможно объединить. Так или иначе их необходимо располагать рядом для обеспечения интеграции образовательной деятельности.

9. «Математика»

10. «Наука и естествознание»

11. «Грамотность и письмо» Центры почти всегда объединяются в игровой группе детского сада, часто размещаются в спальном помещении.

12. «Литература»

13. «Отдых»

14. «Уголок уединения» Можно организовать в любом тихом уголке на 1-2 человек.

15. «Центр песка и воды» Это непостоянный, а трансформируемый или выносной центр. Его развёртывают для образовательной деятельности непосредственно по организации опытов и экспериментов.

16. «Активный отдых» Как правило, это объединенное пространство в группе детского сада, которое отличается наибольшей трансформируемостью.

17. «Групповой сбор»

18. «Организованные занятия»

Опираясь на комментарии в таблицы, педагог моделирует пространство группы, в соответствие с принципами стандарта и программы. При организации среды необходимо предусмотреть пространства, где ребенок может побыть (поиграть) один и зону для отдыха.

Использование в местах отдыха мягкие предметы, помогает детям расслабиться. Даже при ограниченном пространстве будет достаточно мягкого кресло, в котором дети смогут отдохнуть. Уголок уединения особенно актуален в старших группах для профилактики стресса [4].

Следующая рекомендация педагогу - использовать среду группы максимально эффективно и полно, располагая в нем достаточное количество наглядного материалы и продукты деятельности детей (поделки, рисунки, творческие работы, письменные работы). Чтобы повышать познавательную активность детей материал рекомендуется обновлять по мере того, как реализуется содержательная составляющая образовательной программы и меняются запросы и интересы, прежде всего самих детей [3].

Использование мобильных элементов в группе (ширмы на колесиках, элементы передвижного игрового оборудования, мягкие блоки, и другое) позволяет легко менять групповое пространство под текущие задачи.

Дополнительной опорой для проектирования предметной среды группы является еще ряд рекомендаций:

- в группах раннего возраста можно использовать игрушки - орудия, разнообразные дидактические игрушки формирования сенсорных эталонов, предметы заместители;

- в средней группе педагог вносит в среду «атрибуты» для перевоплощения в разные роли (шапочки, бусы, халаты и другие), также актуальным становится модульные элементы (сомасштабные росту), используемые для оформления игрового пространства;

- в группах старшего дошкольного возраста группа делится на зоны: учебную, игровую, зону отдыха. В игровой зоне могут находиться: центр творчества (рисование, лепка, аппликация и другие виды воплощения творческой активности детей), центр настольно-печатных и дидактических игр, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр и другие центры, которые будут развивать детей дошкольного возраста по пяти образовательным областям в соответствии ФГОС ДО.

Выводы. Вследствие того, что образовательная среда является важнейшим элементом в структуре современного образовательного процесса в детском саду можно говорить и о таком компоненте профессиональной компетентности педагога, как умение проектировать и использовать среду для обеспечения эффективности дошкольного образования. Данный компонент носит личностно-профессиональный характер, поскольку предполагает не только наличие фундаментальных знаний о роли и влиянии среды на развитие человека, основных принципах к организации эффективной среды и средовых методах работы с детьми, но умения проектировать, трансформировать и использовать среду в различных видах деятельности детей, ориентируясь непосредственно на субъективные факторы - индивидуальные и групповые особенности воспитанников. Ведущим принципом в проектировании среды был и остается, на наш взгляд, безопасность для воспитанников.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей / И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 2 (38). - С. 190-203

2. Богуславская, Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т.Н. Богуславская // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - С. 52-63

3. Потанина, П.Ю. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как фактор художественно-эстетического развития в условиях ФГОС ДО / П.Ю. Потанина, Т.Г. Ханова // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017. - С. 213-217

4. Потапова, Н.Н. Особенности проектирования предметно-игрового пространства в разных возрастных группах дошкольного учреждения / П.Ю. Потанина, Т.Г. Ханова // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. -Мининский университет. - 2020. - С. 284-288

5. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры /

B.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997. - С. 177-184

6. Смирнов, Д.В. Профессиональный психологический отбор как цель, процесс и результат / Д.В. Смирнов,

C.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10, № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-17 (дата обращения 14.03.2023)

7. Ханова, Т.Г. Особенности организации трудовой деятельности в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.В. Жиляева, О.С. Шутова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 340-343

8. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.