Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субочева Марина Львовна, Рахматуллина Ольга Ринатовна

В статье рассмотрены особенности современного дополнительного образовании детей, в частности, развитие и организация проектной деятельности. Обосновывается необходимость в дополнительной профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования для успешной организации проектной деятельности. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, которые отражают проблемы и трудности педагогов дополнительного образования, которые не имеют базовой педагогической подготовки. Выделены основные педагогические навыки и компетенции, которые необходимы педагогу дополнительного образования для успешной и эффективной организации проектной деятельности детей. Также в статье представлена модель подготовки педагогов дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования к организации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения и результаты ее апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субочева Марина Львовна, Рахматуллина Ольга Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the features of modern education for children, in particular, the development and organization of project activities. The need for additional professional training of teachers of additional education for the successful organization of project activities is proved. The article presents the results of the ascertaining experiment, which reflect the problems and difficulties of additional education teachers who do not have basic pedagogical training. The main pedagogical skills and competencies that are necessary for a teacher of additional education for the successful and effective organization of children's project activities are highlighted. The article also presents a model for training teachers of additional education who do not have a basic pedagogical education for the organization of project activities in conditions of distance learning and the results of its testing of the developed model.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и профессионального обучения Субочева Марина Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва);

магистр педагогики, педагог дополнительного образования Рахматуллина Ольга Ринатовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова» (г. Королёв), Центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени А.М. Исаева» (г. Королёв)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности современного дополнительного образовании детей, в частности, развитие и организация проектной деятельности. Обосновывается необходимость в дополнительной профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования для успешной организации проектной деятельности. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, которые отражают проблемы и трудности педагогов дополнительного образования, которые не имеют базовой педагогической подготовки. Выделены основные педагогические навыки и компетенции, которые необходимы педагогу дополнительного образования для успешной и эффективной организации проектной деятельности детей. Также в статье представлена модель подготовки педагогов дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования к организации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения и результаты ее апробации.

Ключевые слова: проектная деятельность, дополнительное образование, профессиональная подготовка, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, модель подготовки педагогов, руководитель проектов.

Annotation. The article discusses the features of modern education for children, in particular, the development and organization of project activities. The need for additional professional training of teachers of additional education for the successful organization of project activities is proved. The article presents the results of the ascertaining experiment, which reflect the problems and difficulties of additional education teachers who do not have basic pedagogical training. The main pedagogical skills and competencies that are necessary for a teacher of additional education for the successful and effective organization of children's project activities are highlighted. The article also presents a model for training teachers of additional education who do not have a basic pedagogical education for the organization of project activities in conditions of distance learning and the results of its testing of the developed model.

Key words: project activity, additional education, vocational training, distance learning, distance learning technologies, teacher training model, project manager.

Введение. Востребованность проектной и исследовательской деятельности учащихся школ актуализировано нормативными документами и государственным заказом. Так, в частности, одна из задач национального проекта «Образование» на 2019-2024 гг. предполагает открытие и развитие технических и научно-исследовательских центов дополнительного образования (далее ЦДО) для детей и молодежи, таких как детский технопарк «Кванториум», мобильный технопарк, детский центр «IT - куб» или «Дом научной коллаборации». Эти центры оснащены высокотехнологичным оборудованием, имеют большую материально-техническую базу и все необходимые ресурсы для воплощения идей обучающихся. Благодаря педагогам, которые пришли из различных предприятий, вузов и научных центров, происходит многостороннее развитие личности обучающегося, его полное погружение в предметную область проекта и приобретение таких навыков и умений, которые обучающийся не получит в школе. Однако, у педагогов дополнительного образования, руководящих проектной деятельностью зачастую возникает ряд проблем при организации и ведении проектной деятельности. Многие дефициты и проблемы возникают из-за отсутствия у педагогов дополнительного образования базовой педагогической подготовки, так как они являются специалистами разных профилей. Таким образом, появляется необходимость в профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования, не имеющих базовой педагогической подготовки, к организации проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Педагоги дополнительного образования, являющиеся специалистами в своей профессиональной деятельности, испытывают трудности, практически на всех этапах организации проектной деятельности школьников. Эти выводы были получены как в процессе анализа научно-методической литературы, так и результате проведения констатирующего эксперимента, целью которого было определение педагогических проблем и их зависимость от наличия базового педагогического образования или его отсутствия при организации проектной деятельности. В опросе приняло участие 104 педагога дополнительного образования, из которых 50% не имели базового педагогического образования. Базой исследования были Дом научной коллаборации им. А.М. Исаева г. Королев и Детские технопарки «Кванториум» Ульяновска, Белгорода, Чувашской Республики г. Новочебоксарск, г. Волжский Волгоградская область. На вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь в роли руководителя проекта? (выберете несколько ответов)» у респондентов была возможность открытого ответа (рисунок 1).

спедагогическим образованием но без педагогического образования

нет трудностей

другое

Соблюдение этапов, сроков и требовании к проекту

Создание условий для успешной генерации идеи

Организация поля экспертов

Проведение рефлексии

23

30,8

Решение конфликте

23

42,3

Мотивация учеников

65,3

75

О

10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 1. Результаты опроса педагогов дополнительного образования (%)

Анализируя результаты, можно сделать следующие выводы:

1. Проблемы с мотивацией учеников сталкивается большое количество педагогов дополнительного образования, не зависимо от наличия базовой педагогической подготовки. Основная цель мотивации проектной команды обучающихся -это повышение эффективности работы над проектом. Руководителю важно создавать и поддерживать мотивацию команды на каждом этапе выполнения поставленных задач. Для этого необходимы знания о видах мотивации, об особенностях мотивации разного возраста обучающихся, также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка [10]. Для решения этой проблемы необходимы знания и навыки использования различных традиционных и нетрадиционных форм учебных занятий: яркое, эмоциональное сообщение информации, дискуссия, обучающие игры, мозговой штурм, ролевые игры и т.д.

2. Проблема требований к результатам и проектной деятельности и критериям его оценивания. Как показывает теоретическое исследование [7], до настоящего времени не существует установленных общепринятых норм, требований и критерий по оцениванию проектов. Каждый конкурс и фестиваль устанавливает свои нормы по содержанию и оформлению проекта, а также формулирует свои критерии оценивания.

3. Генерация идей - один из самых творческих и важных этапов проектной деятельности, который требует от педагога знаний различных методов, например, метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) или особенности «мозгового штурма» и навыков применения с учетом возрастным и индивидуальных особенностей обучающихся. Также, очень важно отслеживать границы между действиями руководителя и обучающихся. Как показывает опыт, многие руководители дают тему для проекта и высказывают свое мнение по решению, тем самым отбирая у обучающихся возможность самостоятельного выбора [10].

4. Решение конфликтов важнейшая задача руководителя проекта, требующая знаний основ конфликтологии различных возрастов детей. Результаты показывают, что с этой проблемой чаще всего (почти в два раза больше) сталкиваются педагоги дополнительного образования без базовой педагогической подготовки.

5. Включение экспертов в проект является необязательным этапом проектной деятельности, но необходимым для тех руководителей, кто не является экспертом в области проекта. С этой проблемой чаще сталкиваются руководители с педагогическим образованием.

6. Рефлексия - это форма деятельности, направленная на осмысление и самопознание своих успехов, неудач и результатов. Руководителю проекта важно создавать условия для рефлексии на каждом этапе работы над проектом, для того, чтобы обучающиеся осознавали свое развитие, познавали себя и увидели результат своих действий. Благодаря этому, будет повышаться мотивация к дальнейшему развитию и эффективность работы. Проблема в проведении рефлексии может быть связана с отсутствием времени и с проблемой соблюдением сроков работы над проектом, а также из-за слабой степени осознанности в необходимости рефлексии и отсутствием навыков для ее проведения.

7. Трудности не испытывают в основном педагоги с большим стажем руководителя проекта.

8. Под «другим» педагоги дополнительного образования понимают проблемы материально-технического обеспечения центров для реализации проекта.

Выявленные проблемы указывают на необходимость разработки программ дополнительной профессиональной подготовки педагога дополнительного образования, не имеющих педагогического образования, к организации проектной деятельности.

Также, в рамках исследования, нами был проведен анализ существующих курсов, которые направлены на изучение методики проектной деятельности для учителей, для специалистов, имеющих педагогическое образование, позволяет констатировать следующее:

1. Онлайн-курс «Как стать наставником проектов», который затрагивает темы организации проектного обучения в дистанционном формате, направлен на поддержку преподавателей и специалистов из образовательной сферы, но которые уже сталкивались с созданием школьных или студенческих проектов [6];

2. Магистерская программа Московского государственного психолого-педагогического университета МГППУ и Кружкового движения Национальной технологической инициативы ориентирована не только на педагогов дополнительного образования и учителей, но на всех, кто хочет и готов работать в секторе неформального технологического образования [11];

3. Академия наставников - совместный проект Фонда «Сколково», рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и Агентства стратегических инициатив, который направлен на массовую подготовку наставников проектной деятельности [1];

4. Педагогические «Кванториумы» на основе педагогических университетов проект действует с 2021 году [9].

Также существует курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, интернет ресурсы, которые представляют собой информационное пространство руководителя проектной деятельности. Однако они направлены на изучение основ проектной деятельности, но при этом отсутствует педагогическая подготовка руководителя:

1. Онлайн-курс по основам современной ТРИЗ, который направен на изучение методов активации творческого мышления, техник генерации идей и основы причинно-следственного анализа. Курс располагается на сайте 20.35 Университет НТИ [12];

2. Курс повышения квалификации «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» на онлайн-платформе «Фоксфорд». Данный электронный образовательный ресурс содержит в себе нормативные требования к организации проектной деятельности в организации, развитие УУД и общий разбор развития проектной деятельности в РФ [13];

3. Онлайн-курс от «Лекториум» руководство для наставников по интенсивным образовательным форматам «От хакатона до проектной школы» который раскрывает инструменты ведения проектной команды [8].

На основе анализа образовательных ресурсов, курсов повышения квалификации и программ по подготовке педагогов к организации проектной деятельности, можно выделить основные элементы подготовки педагогических кадров: особенности проектной деятельности; инструменты и методики для руководства проектной команды; организация рефлексии в проектной команде; командообразование и мотивация обучающихся к проектной деятельности; основы конфликтологии детей школьного возраста; пути развития школьного проекта.

В настоящее время происходит активное развитие дистанционного обучения на разных уровнях образования. Благодаря созданию мобильного и гибкого образования, открываются возможности непрерывного удаленного доступа к цифровым ресурсам [2]. Это дает возможность для повышения качества и эффективности обучения, что является важным для организации обучения экспертов - педагогов дополнительного образования, которые могут получить педагогическую подготовку без отрыва от основной профессиональной деятельности. Такие авторы как Башкова И.С. считают, что в условиях дистанционного обучения, обучающийся становится субъектом своей учебной деятельности [4]. Еще одно преимущество дистанционного обучения выделяет Гордеева И.В. [5]. Вне зависимости от места жительства, обучающийся имеет возможность участвовать в образовательном процессе.

Конечно, важнейшую роль, в дистанционном обучении играет техническая сторона процесса. Одним из рисков дистанционного обучения, является техническая оснащенность всех участников учебного процесса. Также, Бадаев Ю.Л. отмечает, что дистанционное обучение требует сильной самомотивации от обучающегося [3].

На основе результатов анализа педагогической теории и практики педагогической подготовки педагогов дополнительного обучения, была разработана модель подготовки педагогических кадров дополнительного образования, которые не имеют педагогической подготовки и опыта, в условиях дистанционного обучения с использованием цифровых инструментов (рисунок 2).

Профессиональные компетенции педагога-наставника

Формирование навыков руководства проектной деятельностью

Изучение особенностей проектной деятельности в дополнительном образовании

Знакомство с понятием

«Проектная

деятельность»

О р

Цель: развитие педагогических компетенций педагогов дополнительного образования для успешной реализации проектной деятельности

Содержание: освоение средств и инструментов для реализации проектной деятельности, развитие навыков мотивации, командобразования, управления проектами, решение конфликтных ситуаций, организации рефлексии

Методы:

исследовательский метод, кейс-технология, ИКТ, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение

Формы контроля:

автоматическая проверка [самоконтроль), взаимное

рецензирование работ

Результат: Сформированность педагогических компетенций у педагога

дополнительного образования: Способен применять современные методики, технологии, приемы обучения и организации проектной деятельности; оценивать качество образования, планировать и организовывать взаимодействия обучающихся; осуществлять критический анализ проблемных ситуаций вырабатывать стратегию действий;

Инструменты: СДО, Google - инструменты электронная почта, видео-лекции, интернет-ресурсы

Рисунок 2. Модель подготовки педагогов дополнительного образования к организации проектной деятельности

в условиях дистанционного обучения

Модель состоит из следующих компонентов: целевой; содержательный; методологический; технологический; оценочно-диагностический; результативный.

На основе модели, был разработан дистанционный курс подготовки педагогов, не имеющих базового педагогического образования к организации проектной деятельности. Содержание курса предполагает постепенное погружение педагога в особенности проектной деятельности. Необходимо выделить особенности проектной деятельности и ее отличия от других форматов. Далее целесообразно рассмотреть задачи руководителя проекта, в чем его функции, какие самые распространенные ошибки допускают педагоги, где находятся границы между действиями обучающего и обучающегося. Далее идет конкретное обучение по всем этапам проектной деятельности, а именно основы командообразования, основы организации генерации идей, как мотивировать обучающихся с учетом их возрастных особенностей, какие методы

применять при решении конфликтов, для чего нужна рефлексия и как ее проводить. В заключении необходимо показать педагогу пути развития проекта, какие существуют конкурсы и мероприятия по проектной деятельности.

Данная модель была апробирование в формате дистанционного курса "Основы педагогической деятельности в проектном обучении" в центрах дополнительного образования: Дом научной коллаборации и Детский технопарк «Кванториум» в период с сентября 2020 по ноябрь 2021 года. В ходе реализации работы участвовала одна экспериментальная группа: педагоги дополнительного образования из Ульяновска, Белгорода, Московской области, Чувашская Республика г. Новочебоксарск, г. Волжский Волгоградская область; методисты из ЦДО «Дом научной коллаборации им. А.М.Исаева»; магистранты программы «ЭОТ» ИФТИС МПГУ участвовали в проведении экспертизы курса.

В ходе эксперимента был изучен ряд платформ дистанционного обучения: LMS Moodle, Google Classroom, Stepik и выделены особенности каждой, в результате выбрана система дистанционного обучения Stepik.

Также в рамках эксперимента, был проведен опрос, с целью выявления актуальности и практической необходимости содержания модулей для обучающихся. Данные были получены с помощью опроса слушателей в конце каждого модуля. Результаты опроса представлены в процентах (%) от общего количества слушателей, которые изучили и прошли модуль (таблица 1).

Таблица 1

Анализ результатов опроса слушателей

\ Доступность содержания Достижимость выполнения Значимость содержания модуля

Критерий модуля задании для слушателя

Все по- Возникли Другое* Сразу Пришлось перечптать Не спра- Полезно Узнал Уже знал,

Модули х. нятно сложности справгшся содержание модуля вился вспомнпть новое нового

Введение в проектную деятельность 85% 10% 5% 70% 30% - 65% 30% 10%

Особенности про

ектной деятельности 95% 5% - 75% 20% 5% 80% 10% 10%

Педагогическая

роль руководителя 80% 10% 10% 80% 20% - 20% 60% 20%

проекта

Решение конфлик-

тов в проектной 95% - 5% 60% 30% 10% 25% 70% 5%

группе

Особенности прове дения рефлексии 90% 5% 5% 80% 20% - 40% 40% 20%

Основные кон-

курсы и чемпионаты проектной де 90% - 10% 100% - - 30% 65% 5%

ятельности

*Другое — изменение формата представления теоретического материала

Анализ результатов экспертизы показывает, что курс "Основы педагогической деятельности в проектном обучении" полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ЭОР. По завершению эксперимента нами были разработаны методические рекомендации для преподавателей, где описаны особенности работы с системой дистанционного обучения и алгоритм создания курса на платформе Stepik. Результаты работы показали востребованность и практическую необходимость в разработанных методических рекомендациях в рамках курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Таким образом, в ходе изучения состояния и тенденций развития проектной деятельности в дополнительном образовании, были определены особенности организации проектной деятельности. Также были выявлены проблемы и трудности, возникающие у педагогов дополнительного образования, которые не имеют базовой педагогической подготовки при организации проектной деятельности детей. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована модель подготовки педагогов дополнительного образования, не имеющих базовой педагогической подготовки к организации проектной деятельности. Предложенная модель может быть использована при подготовке педагогов дополнительного образования, однако, она актуальна для педагогов не имеющих педагогического опыта и опыта руководителя проектной деятельности.

Литература:

1. Академия наставников: сайт. - 2021. - URL: https://academy.sk.ru (дата обращения 02.01.22).

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и пути их преодоления / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика - 2020. -№67-4. - С. 70-74.

3. Бадаев, Ю.Л. Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения и ее влияние на качество образования естественнонаучного направления / Ю.Л. Бадаев // Проблемы современного образования. - 2021. - №2. - С. 187-191.

4. Башкова, И.С. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в учреждениях высшего образования / И.С. Башкова // Научный вестник Крыма. - 2020. - №5 (28). - С. 1-6.

5. Гордеева, И.В. Дистанционный образовательный процесс в университете: преимущества, проблемы и мнения студентов / И.В. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т.10 № 1 (34). - С. 61-64.

6. Как стать наставником проектов. Лекториум: сайт. - 2009. - URL: https://www.lektorium.tv/tutor-longread (дата обращения: 02.01.2022).

7. Короткова М.В. Параметры оценки проектной деятельности учащихся по истории в музее и школе / М.В. Короткова // Наука и Школа / Science and School. - 2021. - № 2. - С. 98-104.

8. Лекториум: сайт. - 2009. - URL: https://www.lektorium.tv/hackathon (дата обращения 02.01.22).

9. Минпросвещения России: сайт. - 2020. - URL: https://edu.gov.ru/press/3054/minprosvescheniya-rossii-sozdast-na-baze-pedvuzov-pedagogicheskie-kvantoriumy/ (дата обращения 10.12.21).

10. Мягкова, Ю.Я. Проектная деятельность учащихся и основные проблемы, возникающие при выполнении заданий / Ю.Я. Мягкова, А.Ю. Чуваев // Символ науки. - 2016. - №12-2. - С. 232-235.

11. Национальные проекты России «Кружковое движение»: сайт. - 2022. - URL: https://kruzhok.org/iniciativy/post/master-program (дата обращения 10.12.21).

12. Университет НТИ 20.35: сайт. - 2018. - URL: https://edu.2035.university/course/UNIVERSITY2035/mindclubs_3_21/ (дата обращения 20.12.21).

13. Фоксфорт: сайт. - 2014. - URL: https://foxford.ru/teacher/courses/514/landing (дата обращения 10.12.21).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

обучающийся Захарова Оксана Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОДИЗАЙН»

Аннотация. В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема формирования гражданской позиции у молодежи, и этот момент связан со своей страной. Авторами исследования показано, что эта проблема тесно соприкасается с экологией. Поэтому оправдано включение в образовательный процесс дисциплин экологической направленности. В данном исследовании убедительно доказано, что включение в магистерскую программу направления «Стилизация и декорирование интерьеров» дисциплины «Экодизайн» привело к положительным результатам. Современное общество концентрирует особое внимание на формировании активной гражданской позиции у молодёжи. Это связано с возросшей потребностью в личности, принимающей осознанное участие в жизни общества и отражающей сознательные действия в отношении к окружающему миру.

Ключевые слова: гражданская позиция, экология, магистерская программа, экодизайн.

Annotation. The article raises the currently relevant topic of the formation of a civic position among young people, and this moment is connected with their country. The authors of the study showed that this problem is closely related to the environment. Therefore, the inclusion of environmental disciplines in the educational process is justified. This study convincingly shows that the inclusion of the Ecodesign discipline in the master's program of the direction "Stylization and decoration of interiors" has led to positive results. Modern society focuses special attention on the formation of an active citizenship among young people. his is due to the increased need for a person who takes a conscious part in the life of society and reflects conscious actions in relation to the world around him.

Key words: citizenship, ecology, master's program, ecodesign.

Введение. Каждый гражданин имеет право голоса и право на собственное мнение, которое формируется на протяжении всей жизни. Проходя обучение в высшем учебном заведении, студент учится формировать и проявлять свою активную гражданскую позицию. Однако нередко среди студентов прослеживается тенденция на её частичное или полное отсутствие. Несомненно, что формирование гражданской позиции у молодежи должно быть связано со страной, в которой им было суждено родиться и проживать, то есть со своей Родиной. В связи с обострённой экологической ситуацией (загрязнение атмосферы, водоёмов и пр.) в России и мире возрастает спрос на формирование у нового поколения ответственности за использование природных ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. В силу неинформированности и отсутствии заинтересованности граждан Российской Федерации пока сохраняется представление о неисчерпаемости природных благ, что подтверждает факт нерационального использования природных ресурсов. Одним из продуктивных способов воспитания чувства ответственности за природу своей страны, да и всей планеты, является включение в образовательный процесс дисциплин, связанных с экологией. У дизайнеров интерьера - это очень востребованный на сегодняшний день «Экодизайн».

Преимущество дизайнеров в данном случае - подбор материалов и продукции, используемый при разработке интерьера, с возможностью дальнейшей переработки или безопасной для окружающей среды утилизации. Поэтому при составлении программы учебной дисциплины «Экодизайн» педагоги высших учебных заведений ведут интенсивный поиск способов формирования активной гражданской позиции у студентов. В рамках данного исследования показано, как изменились приоритеты нынешнего поколения студентов на сегодняшний день, а также дана оценка дальнейшим перспективам развития дисциплины «Экодизайн».

Изложение основного материала статьи. Важность изучения выбранной темы обусловлена недостаточной её разработанностью в педагогической науке. Проблемы гражданского воспитания рассматриваются в работах О.П. Глущенко [10], Д.А. Крымовой [12], Л.Е. Миловидовой [13], Т.А. Мирошиной [14], О.В. Смирновой [19], и др. Теоретические основы исследования составили научные положения по проблеме профессионального образования Е.Н. Перевозщиковой [18], С.В. Фроловой [21], О.В. Смирновой [19], С.Г. Ажгихина [2] и др. Различные подходы к проблеме формирования социальных компетенций и поведения человека отражены в трудах Г.А. Волгунова [4] и др. Связь гражданской позиции и мотивация деятельности рассмотрена Д.А. Крымовой [12], гражданского образования и экологического воспитания Т.Г. Галушко [6], С.Н. Глазычевым [8], А.О. Глазычевой [9] и др. Социально-технологические аспекты и проблемы развития экодизайна рассматривали А.А. Архипова [1], Е.В. Бахарева [3], О.И. Генисаретский [7], И.А. Сосунова [20], М.В. Панкина [17], А.М. Нигматуллина [16], А.А. Мустафина [15], А.А. Ильина [11] и др. Проблеме формирования гражданской позиции студентов посвящены работы Г.А. Волгунова [4], М.Ш. Гаджиева [5], О.П. Глушенко [10], Л.Е. Миловидовой [13] и др.

Методологическую основу исследования составили: положения аксиологического подхода, личностно-социально-деятельностного подхода, системного подхода, синергетического подхода. В процессе решения поставленных задач для достижения цели исследования применялась совокупность теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, прогнозирование. Эмпирические методы: анкетирование, беседа, интервью, педагогическое наблюдение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.