Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА'

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH SOCIAL PROJECT ACTIVITY / POTENTIAL OF SOCIO-PROJECT ACTIVITITIES / OPEN EDUCATIONAL SPACE / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТКРЫТОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Лариса Сергеевна

В статье проанализированы воспитывающие и социализирующие возможности социальнопроектной деятельности молодежи; педагогический опыт различных педагогов-новаторов. Материал статьи основан на контент-анализе педагогических практик (2017 г.), результатах проведенных фокус-групп, экспертном опросе педагогов-организаторов проектной деятельности (2017-2018 гг.). Статья имеет практическую значимость для актуализации эффективных практик организации социально-проектной деятельности детей и молодежи и может быть полезна в управленческой и педагогической работе руководителей и специалистов системы образования и молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT ACTIVITY IN THE EDUCATION AND SOCIALIZATION OF YOUNG PERSON: ANALYSIS OF PRACTICAL EXPERIENCE

The article analyzes the educational and socializing opportunities of social and project activities of young people; pedagogical experience of various teachers-innovators. The material of the article is based on the content analysis of pedagogical practices (2017), the results of focus groups, an expert survey of teachers-organizers of project activities (2017-2018). The article is of practical importance for the actualization of effective practices of the organization of social and project activities of children and youth and can be useful in the management and pedagogical work of managers and specialists of the education system and youth policy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА»

Л.С. Пастухова

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Ключевые слова: социально-проектная деятельность молодежи, потенциал социально-проектной деятельности, открытое воспитательное пространство.

Аннотация: В статье проанализированы воспитывающие и социализирующие возможности социально-проектной деятельности молодежи; педагогический опыт различных педагогов-новаторов. Материал статьи основан на контент-анализе педагогических практик (2017 г.), результатах проведенных фокус-групп, экспертном опросе педагогов-организаторов проектной деятельности (2017-2018 гг.). Статья имеет практическую значимость для актуализации эффективных практик организации социально-проектной деятельности детей и молодежи и может быть полезна в управленческой и педагогической работе руководителей и специалистов системы образования и молодежной политики.

ао1: 10.21510/1817-3292-2018-5-26-34

Введение. Опыт наблюдения за сопровождением социально-проектной деятельности детей и молодежи, а также ежегодной экспертизы проектов в рамках массового Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», актуализировал задачу по изучению основных сложностей и противоречий, с которыми сталкиваются наставники, педагоги-организаторы и психологи в ходе своей работы по сопровождению детских и молодежных проектных команд; формированию авторского подхода к процессам педагогического сопровождения такого явления, как проектная деятельность детей и молодежи.

Цель данной статьи - на основе авторского анализа эмпирического материала -различных педагогических практик - выявить проблемы и перспективы развития феномена социально-проектной деятельности как инструмента воспитания и социализации молодого человека

Обзор источников. О «методе проектов», «проектной деятельности» в отечественных и зарубежных источниках можно найти немало информации, адресованной как к ученым, так и к практикам. Вместе с тем это не снижает актуальности продолжения исследований в данной области, актуальных и значимых для дальнейшего использования, в первую очередь, педагогами-практиками, развивающим «проектный метод» в своей деятельности с детьми и молодежью.

Применение проектного метода в российском образовании имеет свои временные вехи: это и период его активного практического внедрения в 20-х годах XX века, период запрета и забвения - в течение всей истории советской образовательной политики [1-3], и его возвращение во второй половине 80-х годов на волне демократических перемен. Противоречивость исторического опыта еще более обостряет вопрос об истинном назначении и границах применимости этого метода в системе образования и работе с молодежью. Этой проблематике посвящено множество современных публикаций. В работах Е.С. Полат метод проектов (технология проектного обучения) в современной педагогике представлен как способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой в социальном и познавательном плане и интересной для обучающихся проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта - нового знания, технологии, действующего устройства, социально-значимого мероприятия или события [45]. В педагогической литературе подробно рассматривается единство и различие исследовательской и проектной деятельности обучающихся, учебного задания или игровой деятельности, когда ценно состояние состязательности, и проекта, когда важен конкретный результат - реально создаваемый продукт [6-8].

26 ПЛПЯГОГМЧвСИИЯ ЖЯММ ИПШМОРТОСТПНП М %(7Л). »11

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

Методология и методы исследования. Для проведения исследования, которое представлено в данной статье, использовались методы экспертного опроса, фокус-групп и контент-анализа конкурсных проектов. Были проведены следующие процедуры:

- контент-анализ и содержательный анализ педагогических практик, представленных на Конкурс по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности у обучающихся (2017 г.), который состоялся в 2017 году и включал 2 245 конкурсных работ из восьмидесяти одного субъекта Российской Федерации; цель конкурса - выявление и распространение инновационного опыта и лучших практик в педагогической деятельности, а также перспективных психолого-педагогических методик и технологий при формировании национальной гражданской идентичности у подрастающего поколения [9];

- экспертный опрос педагогов-новаторов, организаторов социально-проектной деятельности детей и молодежи проводился дважды с интервалом в полгода, что позволило сравнить и уточнить результаты; в первом экспертном опросе приняли участие 263 человека из сорока шести субъектов Российской Федерации; в состав участников опроса вошли педагоги-новаторы, готовящие участников Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, проект «Моя страна - моя Россия», и эксперты данного конкурса, участвующие в оценке конкурсных работ в соотношении 2/3 и 1/3 соответственно: в первой группе - 172 человека; во второй - 91 (август-октябрь 2017 г.); во втором экспертном опросе приняли участие 306 человек из шестидесяти двух субъектов Российской Федерации; в состав участников опроса вошли только педагоги-новаторы, также готовящие участников Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия» (август-сентябрь 2018 г.) [10].

Использование научных методов качественного исследования, а также протяженность исследования во времени (в течение года) - все это позволило сопоставить оценочные суждения экспертов, педагогов-практиков, представителей детских и молодежных организаций о возможности применения социально-проектной деятельности для воспитания и социализации молодых людей.

Материалы исследования, их обсуждение. В исследовании, опираясь на классические и современные подходы к изучению «метод проектов» и «проектной деятельности», под социально-проектной деятельностью детей и молодежи мы понимаем такую проектную деятельность, результатом которой является:

1) создание социально полезного продукта или решение конкретной социальной проблемы, актуальных для человека, коллектива, образовательной организации, местного сообщества, территории, общества в целом и так далее;

2) формирование социокультурных компетентностей участников проекта через межпоколенческие, межпрофессиональные или надпрофессиональные коммуникации; связь проекта с культурой, историей, традициями города, села;

3) актуализация отношений между участниками социально-проектной деятельности, которые позволяют говорить о качественном переходе «формальной группы - в команду»; «отдельных команд - в сообщество, соединенное единством целей и гражданских ценностей».

Экспертный анализ интервью педагогов-практиков и исследователей свидетельствует, как было отмечено выше, что данный феномен понимается по-разному и обусловливает множественность вариантов проектного опыта.

пепп готический журнпл бпшнортостпнп м 5(7в). еога шшжшшжш

Так, на вопрос «Как Вы понимаете цели и возможности проектной деятельности в обучении и воспитании молодых людей?» были получены, например, такие ответы:

«Молодые люди должны уметь ставить цели. Социально-проектная деятельность, в первую очередь, помогает целеполаганию. Это поможет им осуществить желаемое в жизни, научиться уверенно идти к цели, выбирать правильные пути и решения»; на этом же аспекте актуализирует внимание и другой респондент: «в своей работе сталкиваюсь именно с трудностью у обучающихся поставить правильную цель для себя, обозначить ее четкую формулировку. Поэтому любая проектная деятельность, какой бы зажигательной она не была, стремится к нулю, если нет четкой цели. А, следовательно, и в процессе воспитания будет носить исключительно фрагментарный характер. Должен быть комплекс: идея - цель - проект - достижение -результат. Только тогда будет грамотный и правильный эффект и в обучении, и в воспитании молодежи с помощью метода социально-проектной деятельности».

«Основная возможность - научить молодых людей думать! Как результат ребята в дальнейшем могут самостоятельно решать сложные жизненные проблемы!» или «Главная цель - всемерно способствовать пониманию молодыми людьми того, что получение желаемого результата более реально, если уметь планировать шаги для его достижения. Возможности - через элементарные, но многочисленные проекты в ходе учебы - к эффективному жизненному проектированию».

«Проектная деятельность для молодых людей в настоящее время является новым инструментом социализации в обществе. Через участие в социально-проектной деятельности молодые люди могут почувствовать свою сопричастность к большим и малым проектам, которые реализуются в разных населенных пунктах страны».

- «Цель - формирование экологичной картины мира, в которой развитие человека в мире и гармонии с людьми и природой является высшей ценностью. Возможности - организация проектов в метафоре метамодерна, где кино, фото, искусство и любая форма гипертекста рисует и аргументирует указанную картину мира как высшую ценность».

Большинство респондентов возможности социально-проектной деятельности связывают с умением обучающихся применять знания на практике; создавать конкретные социально значимые продукты, учиться работать в команде, быть лидером.

В.Г. Ротина - заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Дедуровская СОШ Оренбургского района» Оренбургской области - на основе собственной многолетней практики утверждает, что метод проектов превосходит по своей педагогической эффективности другие известные практикам. Данный метод, как утверждает она, помогает развивать коммуникационные компетенции, мотивировать личностное развитие, воспитывать потребность в служении людям, родному селу, региону, стране. В то же время, как она отметила, сама система (администрация школы, районы) не была готова серьезно воспринимать инициативы и проектные разработки детей, вступать с детьми в диалог на равных.

Н.Д. Багринцева - заместитель директора ГБОУ города Москвы «Школа № 1539» -в ходе содержательного интервью отмечает, что практика проектной деятельности является одним из наиболее эффективных инструментов системно-деятельностного развития личности обучающихся. Социально-проектная деятельность отвечает важнейшей задаче общего образования: организация такой образовательной среды, в которой у ребенка формируется гражданскую идентичность, благодаря чему он занимает активную жизненную позицию, принимает базовые национальные ценности и адекватные представления о социальном мире. Использование технологии проектной деятельности в обучении и воспитании школьников позволяет им успешно достигать личностных,

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

метапредметных и предметных результатов, формировать межпредметные понятия. Кроме того, социально-проектная деятельность, если она правильно организована, воспитывает чувство эмпатии, открытость сотрудничеству и готовность помочь ближнему. Начинаясь с учебных задач, социально-проектная деятельность получает логичное для ребенка продолжение в его социальных инициативах: поисковой деятельности, благотворительности, волонтерстве. Она имеет безусловную практическую значимость для региона, края, области, района, ближнего социума ребенка. Для этого социальные проекты разного масштаба включаются составной частью в коллективную творческую деятельность школьников.

Л.В. Скибина - заместитель директора Центра детей и юношества Ярославской области - отмечает, имея многолетний опыт внедрения практик социально-проектной деятельности детей, что для самих педагогов социально-проектная деятельность - это интегрированное средство развития, обучения и воспитания детей и молодежи. Оно позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования, обучить: проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии, умению подготовить презентацию; способствует практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях и так далее.

В ходе интервью нами был также задан вопрос: «Какие Вы испытываете трудности при включении разных категорий детей в проектную деятельность?». Педагоги охотно поделились своими потребностями в получении дополнительных знаний, отмечая, что эффективность процесса социально-проектной деятельности детей и молодежи приходит с опытом, а также, что современное педагогическое образование не закрывает эти потребности и многое приходится черпать из текущей практики, накапливаемого личного опыта и опыта коллег. Педагоги ссылались на потребность в дополнительных знаниях возрастной психологии и информационных технологий, фандрайзинга и организации краудфандинговых проектов; в системе принятия решений на местном и региональном уровне для дальнейшего продвижения проектов.

Приведем некоторые ее высказывания и комментарии:

«В своей работе мы ориентируемся на ФГОС средней школы. Но меня волнуют вопросы о том, как проводить анализ ресурсов конкретного проекта в группе детей и подростков; вопросы дифференциации необходимых и достаточных ресурсов, интересны самые современные исследования в этой области, которые проводятся в мире и России».

«Организация социально-проектной деятельности детей и молодежи на основе ценностей нашей российской цивилизации. Это необходимо, но не проработано ни теоретически, ни практически, требует особых компетенций и глубоких мировоззренческих знаний не только педагогов-организаторов проектной деятельности, но и педагогов-предметников».

«Мое педагогическое образование, полученное 15 лет назад, не всегда дает мне ответы на особенности детской психологии. Развитие информационных технологий меняет нас и наших детей, а значит и способы воспитания и обучения должны меняться».

На основе своего опыта Л.В. Скибина также отмечает перспективность включения в социально-проектную деятельность и родительского сообщества: «Это совсем не значит, что родители должны выполнять проекты за детей, конечно же нет. Но совместная деятельность способствовала бы сближению ребенка и родителей, дала бы возможность им лучше понимать друг друга, общаться друг с другом, проводить совместный досуг, повысила бы доверие между детьми и родителями. От этого выиграли бы не только дети и родители, но и общество в целом. Ведь разобщенность детей и родителей в наше время -очень серьезная проблема».

пепп готический журнпл бпшнортостпнп м 5(7в). еога шшжшшжш

Другой наш респондент очень образно отметил: «Дети и подростки приносят в семью информацию из школьного и уличного мира, от которого родители уже ушли, они теперь актеры другой театральной труппы. Но им все равно жизненно необходимо быть в курсе сценария спектакля под названием «Взросление». Любой актер учится и самовоспитывается, отрабатывая «этюды», которые немного или много позже станут основой его мастерства. Ведь воспитание = приставка «вос» + корень «питание». Дети помогают нам двигаться вверх в своем развитии. Потому я полагаю, что социально-проектная деятельность может быть механизмом коммуникации детей и родителей».

При этом большинство респондентов подчеркивали, что не каждый педагог в школе и вузе способен заниматься с учащимися и студентами социально-проектной деятельностью, что это требует особых компетенций и знаний. Приведем некоторые высказывания опрашиваемых педагогов-новаторов и организаторов социально-проектной деятельности детей и молодежи, отражающие эти требования к квалификации педагога:

«Высокий уровень эрудиции, междисциплинарные знания, пластичность и комплексность мышления, умение перестраиваться в зависимости от ситуации и реагировать на возможные вызовы, предвидеть риски в построении и последующей реализации проекта. Командная работа. Также важно умение идти на компромиссы в процессе достижения поставленной цели»; «Знание маркетинга».

«Умение объединять команды. Слышать каждого. Видеть возможности».

«Анализировать ситуацию в детской/подростковой группе, или по отношению к конкретному ученику на предмет открытой или скрытой мотивации к поисково-творческой деятельности; находить в сети интернет актуальные для различных периодов школьного и студенческого возраста проблемы, требующие поиска различных решений; далее - по классическому списку проектных умений».

«Креативность, мобильность, групповая фасилитация, гибкость, работа с проектными программами, описание полученных результатов, наглядное представление результатов, публичное выступлениеи др.».

Неоднократно в ответах встречалось, что педагог - организатор социально-проектной деятельности детей и молодежи должен быть исключительно успешным человеком и в этом смысле быть примером для воспитанников, в противном случае его педагогические практики и умения не будут иметь результата.

Н.Д. Багринцева отмечает, и это подтверждают и наши наблюдения, что большинство педагогов на деле плохо владеют техниками формирования различных групп: на основе списочного состава класса или параллели, а также разновозрастных групп, групп смешанного состава (детско-взрослые общности). В результате работа идет вяло, затихает, группы разваливаются. Чтобы этого не допустить, педагог начинает подменять детскую активность собственной. Будучи уверенными, что взрослые за них все доведут до конца, дети теряют мотивацию к совместной работе и творческому взаимодействию. Данное наблюдение привело, видимо, к жестким требованиям по ограничению участия в защите авторских проектов обучающихся, их педагогов-наставников в рамках Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия». В 2010 году на основе решения экспертного совета было даже исключено присутствие педагогов-наставников в аудитории, где проходит защита, только наблюдение за трансляцией.

В качестве наиболее общих требований к педагогам-организаторам социально-проектной деятельности, можно отметить:

- умение ставить цель и обосновывать целевые установки для детей и взрослых;

- наличие теоретической подготовки, достаточной для анализа ситуаций и проектирования этапов работы;

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

- знание образцов социально-проектной деятельности, технологий достижения результатов на разных этапах проекта;

- выполнение установки на демократический стиль управления, готовность вести

диалог;

- наличие лидерских качеств и умения работать в команде;

- владение навыками формирования групп;

- умение продуктивно работать с взрослыми: другими педагогами, родителями, представителями власти и другими;

- умение работать в социальных сетях и выстраивать собственную работу с их помощью;

- обладание высокими человеческими качествами: доброжелательностью, эмпатией, терпением и настойчивостью, критическим мышлением, креативностью, кооперативностью, умением радоваться успеху других.

На основе проведенного экспертного опроса и дальнейшей работы экспертов и педагогов-практиков в фокус-группах нами были определено поле проблемных вопросов, с которыми сталкиваются педагоги-организаторы социально-проектной деятельности детей и молодежи, с вопросами, которые они задают себе сами, задают друг другу во время и вне обучения. Важно то, что эта деятельность одинаково актуальна как для педагогов, организующих проекты в рамках средней школы, так и для организаторов социально-проектной деятельности со студентами и молодыми людьми в неформальной среде. Условно мы разделили заданное участниками эксперимента проблемное поле на семь основных блоков вопросного характера.

Блок №1. Жизненный цикл проекта: что такое проект (понятие и конкретные примеры успешных проектов); какими бывают результаты проекта; что такое жизненный цикл проекта; примеры проектов полного жизненного цикла; типология проектов, основанная на практике; уровни вовлеченности участников социально-проектной деятельности в проект и ее диагностика; понятие команды проекта и уровни ее сплоченности; понятие наставника, педагога-организатора социально-проектной деятельности, психолога - их роли и рамки участия в проекте; понятие образовательных результатов в проекте на разных этапах его разработки; форматы работы в детско-взрослом проекте, а также понятие разновозрастной среды проекта.

Блок №2. Актуальная и интересная для участников социально-проектной деятельности тема проекта: как и откуда появляется тема проекта; процесс выявления проблемы и механизмы его управления, модерирования или фасилитации; самоопределение участников социально-проектной деятельности в ходе поиска темы и выявления проблемы; постановка проблемы (работаем с тем, что интересно или с тем, что имеет или получит потенциального заказчика); ценностные основания при постановке проблемы проекта; как уйти от легких проектов и банальных, очевидных проблем.

Блок №3. Маршрут достижения результатов социально-проектной деятельности: роль планирования в жизненном цикле проекта; какие результаты можно планировать; стейкхолдеры и их цели, механизмы и формы работы со стейкхолдерами; инженерия требований (что такое требования в проекте, документирование и валидация); целеполагание; планирование проекта и разбиение проекта на задачи; планирование и расчет ресурсов проекта; определение и фиксация рисков; планирование образовательных, социализирующих, воспитывающих результатов; рефлексия проектного опыта.

Блок №4. Практическая реализация проекта: жизненный цикл проекта (что понадобится на каждом этапе); оценка и изучение среды для реализации проекта; как обустроить пространство для проектирования или как стать частью существующего пространства/как его создать; кто нужен для практической реализации проекта; как найти партнеров и заказчиков; где найти ресурсы на реализацию проектов.

пепп готический журнал спшнортостпнп м 5(78). еогв шшжшшжш

Блок №5. Организация работы. Командообразование: движение по жизненному циклу проекта (практики педагогического сопровождения на разных этапах); команда проекта и уровни вовлеченности на разных этапах; техники работы с командой; алгоритмизация работы команды (примеры схем), сценирование, внутренняя референция; взаимодействие с внешним миром (экспедиции, эксперты, разные форматы внешней референции); инструменты по управлению проектом; как управлять падениями в проекте и регулировать взлеты; педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях.

Блок №6. Результат проекта: что такое результат проекта и как его готовить; отличие конкретного результата проекта от формы его представления; момент завершения проекта; понятие тиражирования и мультипликации результатов; экспертиза результатов проекта (экспертиза продукта, экспертиза процесса педагогического сопровождения).

Блок №7. Участники социально-проектной деятельности. Блок включил вопросы следующего характера: что происходит с участниками проекта, если этим управлять; проекты ради развития команды (конкретные примеры из управленческой и педагогической практики, различия); роль наставника, тьютора, педагога; проектирование образовательных результатов и их оценка; признаки их достижения; оценка образовательных результатов различных типов; методы диагностики в социально-проектной деятельности.

Анализ мнений педагогов и экспертов в отношении приведенных вопросных блоков убедил нас в разноплановости существующих подходов к сопровождению социально-проектной деятельности детей и молодежи на практике.

Так, например, большинство участвующих в эксперименте отметили, что хотели бы в меньшей степени быть задействованными в процессах работы проектной группы учащихся/студентов, но в силу разных отмеченных ими обстоятельств - это не представляется возможным: «полная самостоятельность в школьном возрасте чревата ошибками и незначительными результатами, порой даже отказом от завершения проекта, поэтому вижу ведущую роль педагога в наставничестве»; «обучающиеся должны быть более самостоятельны, они сами должны продуцировать идеи и оформлять их в виде проекта, а не я должна их к этому подталкивать»; «что касается финансовой стороны проекта, то без куратора и дополнительного сопровождения ребят, конечно, не обойтись»; «в средней школе участие наставника должно быть максимальным, в дальнейшем при реализации студенческих проектов без него можно обойтись и вовсе»; «без участия педагога не все дети будут вовлечены, важно сопровождение» и других.

При этом наши наблюдения и последующий анализ показали, что процесс сопровождения социально-проектной деятельности часто продуцируется педагогами интуитивно, основан на опыте, личных знаниях, педагогической харизме. На уточняющий вопрос «В чем сегодня чаще всего заключается Ваша помощь, содействие авторам проектов, проектным командам?» мы получили такие варианты ответов: «отбор материала и его анализ»; «разработка плана и механизмов реализации проекта»; «помощь в формулировании идеи, проверка и помощь в продвижении проекта»; «мотивация и поддержка духа, уверенности в себе и своих силах»; «поиск актуальных проблем, социальных противоречий, возможных для разрешения проектом»; «выбор темы, составление плана работы, помощь в исследовательской части»; «в правильном оформлении результатов проектов»; «помощь заключается в подготовке самих ребят, работа над их мотивацией, а также помощь в поиске социальных партнеров» и других.

Противоречия проявились и в ответах на вопрос «В чем Вы видите свою основную роль как наставника? Почему Вы так считаете?». Так, например, мы получили такие пояснения к ответу, как «координация работы», «организация работы проектной группы», «продвижение результатов проекта» и другие, все эти проявления противоречат и вступают в «конкуренцию» с ролью руководителя проектной группы или лидера проекта, которую во всех смыслах должен и может выполнять сам обучающийся.

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

Нами отмечено, что когда педагоги вовлекаются в роли, которые должны выполнять сами воспитанники, то это ведет к ухудшению педагогических результатов. Многолетнее наблюдение за динамикой проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», подтверждает, ежегодно в конкурсе успешно участвуют авторы проектов, чьи наставники осуществляют комплексное педагогическое сопровождение социально-проектной деятельности своих воспитанников, а не делают единственный проект школьной/студенческой команды делом своей жизни.

Ответы респондентов и наши наблюдения также свидетельствуют о том, что в тех случаях, когда не обеспечивается научно-педагогическое сопровождение социально-проектной деятельности, возникают проблемы реализации воспитательного потенциала данной сферы социальной активности молодежи, а социализирующая и воспитательная функция проектов, как можно предположить из анализа ответов, если и реализуется, то происходит спонтанно. Педагогами при этом редко производится предварительное целеполагание, диагностика и психолого-педагогическое сопровождение социально-проектной деятельности детей и молодежи.

Вместе с тем анализ опыта и рефлексивных суждений участников указывает на качественно новые возможности, которыми обладает социально-проектная деятельность детей и молодежи в формировании у них гражданских качеств и социальных компетенций. Развитие данного направления социального образования и воспитания будет способствовать созданию открытого воспитательного пространства, основанного на гражданских инициативах и новых формах сотрудничества представителей различных поколений и социальных слоев населения. Метод социальных проектов задает своеобразный вектор становления открытых неинституциональных моделей воспитания, а приведенные выше суждения участников дают важный материал для дальнейшего поиска ресурсов гражданского воспитания.

Заключение. Выполненный анализ опыта позволил сделать выводы об условиях реализации потенциала социально-проектной деятельности в процессах воспитания и социализации молодых людей:

- определение в качестве предметного содержания проектной деятельности создания социально значимого продукта, реально улучшающего жизнь граждан отдельного местного сообщества, отдельной территории;

- подбор функционала для каждого участника проекта, способствующего его личностной самореализации в социально значимом деле;

- добровольная и мотивированная включенность участников проекта в деятельность с постоянной рефлексией целей и смыслов содержания и организационной формы проекта;

- ориентация на гражданские и нравственные нормы при самооценке своей проектной эффективности;

- идентификация собственных установок с целями и принципами проектной команды;

- диалогическая форма управления проектной командой с возможностью изложения и защиты своей позиции;

- доминирование в процессе выполнения проекта такой организации деятельности и отношений, что обусловливает востребованность каждого участника проекта как целостной личности, индивидуальности, а не только как исполнителя проектных заданий.

nenn готический журнал спшнортостпнп м 5(78). sota bSsSSSs

1. Сидоров, С.В., Коновалова, К.А. Метод проектов в отечественной педагогической литературе 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL : http://si-sv.com/publ/16-1-0-27 (дата обращения: 19.11.2017).

2. Свечников, К.Л. Метод проектов в советской школе [Текст] // Казанский педагогический журнал № 1, 2007.

С. 109-115

3. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г. Кагаров. - Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.

4. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат // Лаборатория дистанционного обучения. - URL : http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 19.11.2017).

5. Полат, Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / Е.С. Полат. - Москва, 2000.

6. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как форма интеграции содержания формального и неформального образования [Текст]. Сборник / под редакцией В.А. Горского. - Уфа-Москва, 2013.

7. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие [Текст]. Москва : «Ось-89», 2006. С. 230-231.

8. Обухов, А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С. 18-38.

9. Проектные методы в формировании гражданской идентичности у школьников. Методический кейс [Текст]. - Москва, 2017. - 307 с.

10. Всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия» [Электронный ресурс]. - URL : www.moyastrana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.