development of the professional type of music performance stories of great size reach up to the 5th century BC and even older than that.
Regarding these issues, the analysis of necessary literature, such as the book «Tajikon» by B. Gha-furov, Zabehullo Safa «Hamosasarai in Iran» (from the oldest historical period to the fourteenth century of the Hijra) », materials of the archeologist M. Boyce, famous sogologist A. Khromov, examples of ritual and epic singing from the holy book «Avesta» and «Shahnoma» by Firdavsi, the story «Khusrav and Shirin» by N. Ganjavi and others. have been performed.
Key words: epic, the book «Avesta», «Shahnoma» by Firdavsi, Borbad Marvazi, barbat, «Gor-ghuli» epic.
Маълумот дар бораи муаллиф: Рахимзода Кароматулло Самандар - дотсенти кафедраи санъатшиносй ва назарияи мусщии Муассисаи таълимии давлатии «Донишкадаи давлатии фар^анг ва санъати Точикистон ба номи Мирзо Турсунзода», номзади илм^ои санъатшиносй. Телефон: (+ 992) 985 - 75 - 25 - 94. E-mail: karomat_ [email protected]
Information about the author: Rahimzoda Karomatullo Samandar - associate professor of the department of art studies and music theory of DDFST named after M. Tursunzoda, Candidate of Art
Sciences. Phone: (+ 992) 985-75-25- 94. E - mail: karomat _ [email protected] ♦-♦
УДК 378.4 (575.3)
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1946 - 1960)1
АКРАМОВ М. И., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ
На современном этапе истории человечества высокий уровень подготовки научных кадров свидетельствует о степени зрелости общества и государства, повышает статус страны на международной арене. А научная мысль служит для решения задач социально-экономического развития общества, активизации человеческого фактора, его интеллектуального потенциала, умения творчески отнестись к применению достижения науки для народного хозяйства. Исторический опыт подготовки научных кадров в период послевоенного восстановления народного хозяйства актуален тем, что в 1940-1950-е годы приоритетной задачей научных учреждений, в том числе академических, считалось формирование научных кадров, способных обеспечить связь теоретической науки с производственной практикой.
Для Таджикистана 40-50-е годы прошлого столетия характеризуются периодом становления академической науки, создания отраслевых научных учреждений и конечно подготовкой отечественных ученых на базе формированных ВУЗов республики. Для развития академической науки в республике в достаточном количестве нужны были высококвалифицированные местные молодые кадры. Поэтому именно в эти годы в республике было уделено особое внимание ускоренному развитию системы подготовки научных кадров не только в научных учреждениях, но в основном в высших учебных заведениях. Примечательно, что в течение короткого времени в
1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа» (Таджикистан в период Советского Союза). Государственный регистрационный номер 0121 1200.
Таджикистане были подготовлены сотни высококвалифицированных научных работников, специалистов в области общественных, естественных и технических наук.
Большой пласт проблем решали представители общественных наук. Для них дополнительно были созданы новые научно-исследовательские учреждения. За этот период динамично происходил количественный и качественный рост научных работников.
Научно-технические предпосылки к созданию республиканской академии наук были упрочены даже в годы Великой Отечественной войны. Так, за военные годы значительно вырос Таджикский филиал АН СССР. В стенах филиала были подготовлены два доктора и 14 кандидатов наук, к концу 1945 г. в научных учреждениях ТФ АН СССР работали 1 академик, 13 докторов и 42 кандидата наук. Всего в ТФ АН СССР плодотворно работали более 250 научных и научно-технических работников [15,6], что было в два раза больше, чем на начало 1941 г.
В послевоенные годы велась разработка научных проблем по изучению перспектив развития производительных сил наиболее важных районов республики. Создание новых научных учреждений позволило расширить и углубить изыскания ученых, поднять на более качественный уровень проблему внедрения в практику полученных в ходе исследований конечных результатов, расширить специализацию общественных наук.
В этом участвовали ученые различного профиля по изучению наиболее важных научных проблем как в области естественных, так и в области общественных наук. Гидрогеологи изучали запасы грунтовых вод, а также гидроэнергетические ресурсы республики. В последующие годы ученые республики начали исследование соляных месторождений, химики вели опыты по созданию лекарственных препаратов, сейсмологи пытались дать строителям рекомендации по возведению сейсмостойких зданий, экономисты вели исследования по развитию консервной промышленности и использованию производственных мощностей и размещению хлопковых и маслобойных заводов Таджикистана.
В конце 40-х годов в академической жизни республики происходили структурные преобразования. Были реорганизованы многие научно-исследовательские учреждения, исходя из кадрового потенциала республики. С пополнением в рядах научно-исследовательских институтов новыми перспективными кадрами в 1948 году Таджикский филиал академии наук СССР объединял в своем составе целый ряд исследовательских центров. Наиболее крупными центрами науки являлись институты, в частности, геологии, ботаники, зоологии и паразитологии, химии, животноводства, истории, языка и литературы. Однако, серьезной проблемой в работе научных учреждений оставалось обеспечение их квалифицированными кадрами.
В послевоенные годы, для полноценного функционирования научных учреждений Таджикистана большое значение имело обеспечение их квалифицированными научными кадрами. После победоносного завершения Великой Отечественной войны, несмотря на сложные условия послевоенного восстановления народного хозяйства, руководство страны особое внимание уделяло вопросам подготовки научных кадров в Таджикистане. В республике год за годом прием в аспирантуру ТФАН возрастал. Если в 1946 г. в ней учились всего 9 человек, то в 1950 г. численность аспирантов возросла до 25 человек [2,106]. Начиная с 1945 г. в научных учреждениях
республики стали готовить научных работников по химическим наукам, а с 1948 -по сельскохозяйственным. Помощь в подготовке ученых оказывали Московский и Ленинградский госуниверситеты, где в 1946 г. было выделено 100 мест для приема аспирантов из союзных республик [5].
Следует отметить, что в Таджикистане, как и в других республиках бывшего Союза, при организации и создании научно-исследовательских учреждений, в особенности создания академических научных центров был накоплен большой опыт именно в области подготовки научно-исследовательских работников. К 1950 году в Таджикском филиале АН СССР уже функционировало семь самостоятельных институтов и несколько научных отделов и станций [10]. Молодые научные кадры готовились в стенах многочисленных отраслевых научных учреждениях и ВУЗах республики. Надо отметить, что в самый трудный период истории правительством республики был накоплен колоссальный опыт по организации подготовки научных кадров для научных учреждений. Как и во всех республиках Советского Союза в Таджикистане наблюдались общие тенденции развития исследовательской работы, складывания новых принципов изучения производительных сил, создания научных учреждений для нужд народного хозяйства и культурного строительства. Все это предусматривалось при помощи АН СССР в формировании научного центра Таджикистана, перестройки работ научных учреждений в годы войны, развитие научных исследований в послевоенные годы [6, 237]. Уже к 1950 г. были подготовлены все условия для организации республиканской Академии наук.
Знаменательным событием в жизни республики стало открытие в 1948 г. Таджикского государственного университета, внесшего огромный вклад в подготовку научно-педагогических кадров. В становлении научно-исследовательских центров на базе ВУЗов нужно отметить значительный вклад и роль академика Бободжона Гафурова. Именно по его инициативе в 1949 г. в Таджикском госуниверситете создается Совет по защите кандидатских диссертаций по таджикскому языку, таджикской литературе, истории СССР. А через два года университету было предоставлено право присуждения ученой степени кандидата наук по специальностям «геология» и «биология».
Таким образом, для дальнейшего развития исследовательской работы, обеспечения научных учреждений Таджикистана молодыми кадрами из числа молодых, перспективных кадров большое значение имели открытие в 1948 г. Таджикского государственного университета и создание в апреле 1951 г. Академии наук Таджикской ССР. Другим событием в научной жизни республики и последующей подготовки научных кадров стало создание самостоятельного Института истории. В том же году из состава Института истории, языка и литературы выделились два самостоятельных учреждения: Институт истории, археологии и этнографии, позже переименованный в Институт истории имени А. Дониша (с секторами истории советского общества, средних веков, археологии и нумизматики, этнографии и истории искусств) и Институт языка и литературы.
В первом году деятельности Академии наук Таджикской ССР происходили структурные изменения в деятельности научных учреждений Таджикистана. Большое значение имело образование в 1951 г. Института истории партии при ЦК КП Таджикистана. Во вновь созданный Институт были вовлечены много новых научных
кадров из числа местной молодежи. Молодые специалисты вновь образованных научных учреждений осуществили перевод на таджикский язык и издание произведений основоположников марксизма-ленинизма, в том числе 40-томного собрания сочинений В. И. Ленина, проводят исследования актуальных проблем истории партии. Институт истории АН Таджикской ССР, пополненный новыми кадрами из числа молодежи, в сотрудничестве с учеными и преподавателями Института истории партии, Таджикского университета, Душанбинского, Ленинабадского и Куляб-ского педагогических институтов, Научно-исследовательских учреждений АН Таджикской ССР вплотную занимались исследованием широкого круга проблем по истории таджикского народа. Результаты этих исследований публиковались в «Докладах» АН Таджикской ССР и «Известиях» Отделения общественных наук АН Таджикской ССР, а также в «Ученых записках» университета и институтов. В «Известиях» Отделения общественных наук был введен раздел «Материалы по истории, археологии и этнографии Таджикистана и Средней Азии». Под этой рубрикой были напечатаны работы А. А. Семенова и Е. А. Давидович [13]. В рассматриваемый период заметно расширилась тематика исследований, посвященных истории народов Средней Азии.
Следует отметить, что в послевоенные годы, несмотря на все трудности восстановления народного хозяйства республики научные учреждения стабильно финансировались со стороны государства. В Таджикистане в послевоенный период принимаются меры по подготовке научных кадров непосредственно в республике. Действительно в те годы остро стояла проблема подготовки кадров с ученой степенью кандидата и доктора наук. В ВУЗах и научных учреждениях республики заметно различалась квалификация профессорско-преподавательского состава. Что касается направлений исследований и научно-теоретических, концептуальных подходов, то идеологический контроль государственных и партийных органов над тематикой исследований, особенно в сфере гуманитарной науки, создавал значительные ограничения на пути исследователей, не позволял им в полном объеме удовлетворять свои научные интересы. Но, между тем к середине 50-х годов ХХ в. уже наметилось повышение престижа научной работы, что положительно сказалось, главным образом, на подготовке молодых ученых.
В 50-е годы, широкое вовлечение в научно-исследовательские работы молодых перспективных ученых позволило расширение деятельности научных учреждений республики. Так, например, в работах ученых-историков Таджикистана рассматривались исторические связи народов Средней Азии и России, воздействие революционного движения российского пролетариата на трудящиеся массы Средней Азии, народные выступления в Туркестане и Бухаре [1]. Группой молодых ученых был разработан ряд тем по истории таджикского народа конца XIX - начала XX века. Основное внимание они уделили изучению социально - экономического строя, положению трудящихся масс и их борьбе против эксплуататоров, истории отдельных районов дореволюционного Таджикистана, веками разобщенных между собой.
Именно в этот период заметные изменения произошли и в национальном составе научных учреждений Таджикистана. В научно-исследовательских институтах АН Таджикской ССР сформировался большой отряд научных кадров из лиц коренной
национальности. Первыми докторами наук из числа местной национальности в Таджикистане стали С. Айни, Б. Ниязмухамедов, А. Богоутдинов и З.Ш. Раджабов. Первым таджикским кандидатом наук по специальности «востоковедение» был А. Мирзоев, ученой степени доктора медицинских наук удостоился М.К. Кальматов, а С.Х. Хакимова стала первой женщиной-таджичкой кандидатом медицинских наук. В 1950 г. в Таджикистане было 20 докторов и 155 кандидатов наук [7, 239].
Наряду с привлечением новых сотрудников в системе АН Таджикской ССР в научных учреждениях республики особое внимание было уделено наиболее значительным глубинным вопросам науки. Ученые республики максимально сосредоточили свое внимание на общественно-историческую практику. Это все способствовало тому, что научная деятельность становилась все более системной, комплексной по предмету, по исследуемой проблематике и по способам осуществления. А новые молодые ученые все активнее участвовали в решении насущных проблем научной жизни республики.
Следует подчеркнуть, что еще, будучи в статусе филиала АН СССР в научном центре республики руководством научных учреждений была налажена работа по подготовке значительного отряда научных кадров из среды местных национальностей, который стал костяком создаваемой Академии наук Таджикистана. Так, в начале 1951 года в таджикском филиале АН СССР работало 150 научных сотрудников, из них 11докторов наук и 71 кандидата наук. В аспирантуре филиала обучалось 78 аспирантов, в том числе 46 местной национальности [11, 13].
В подготовке научных кадров из числа местной национальности значительный вклад внес Институт истории им. А. Дониша. С первых дней образования (1951 г.) руководство Института совместно с другими научными центрами страны активно включились в создании научной базы Института. В первые годы деятельности в Институте истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР уже функционировало пять секторов, в них плодотворную научную работу по основным проблемам истории народов Средней Азии вели 56 научных сотрудников, из них два доктора и 22 кандидата наук. Тогда в конце 1950 г. в Таджикской ССР было 715 научных работников, в том числе 20 докторов и 155 кандидатов наук [15,69].
В начале 1950-х годов, на заре формирования Академии наук Таджикистана, уже было мобилизовано достаточное количество ученых из числа академиков и членов-корреспондентов АН СССР. Тогда в состав АН Таджикской ССР, согласно решению Совета Министров Таджикской ССР от 14 апреля 1951 г., из числа кандидатов, выдвинутых научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями Таджикской ССР, были утверждены 11 академиков и 14 членов-корреспондентов [8]. После предоставления статуса республиканской академии наук на подготовку национальных академических кадров для научных учреждений Таджикистана включилась вся страна. Серьезная работа по повышению уровня общенаучной и теоретической подготовки аспирантов велась в Московском, Ленинградском, Киевском и Таджикском государственных университетах. Шефство ленинградских ученых во многом определило будущее таджикской науки благодаря богатому фактическому материалу, который был собран комплексными экспедициями Академии наук СССР для изучения природных ресурсов, экономики, и культуры Таджикистана еще в 2030-е годы ХХ в.
Исключительно важное значение придавали делу подготовки кандидатов наук руководящие органы республики. Они определили конкретные задания министерствам и ведомствам. В целях более быстрого удовлетворения научных учреждений республики кадрами высшей квалификации, с 1962 г. была введена их подготовка через целевую аспирантуру, в которой готовились аспиранты по наиболее дефицитным для Таджикистана специальностям - счетно-решающим приборам и устройствам, физике атомного ядра и космических лучей, химии полимеров и др.
Между тем, нехватка молодых научных кадров в Таджикистане стала одной из главных причин ограничения объема научно-технических исследований. Более того этот фактор стал одним из существенных предпосылок разработки новой методологии подготовки и переподготовки научных кадров в Таджикистане. Недостаточные темпы роста обеспечения научных учреждений квалифицированными научными работниками в республике не позволили к выравниванию научно-технического уровня по отношению к другим союзным республикам. Более того, в Таджикистане темпы роста численности научных кадров значительно отставал от мировых.
Именно поэтому с начала 50-х годов ХХ века в республике подготовка ученых велась в основном через аспирантуру Душанбинского пединститута, где в 1950 г. проходили подготовку 31 аспирант, из них 22 - местных национальностей.
Кардинальные изменения произошли в вопросах подготовки кадров с избранием в 1957 г. на пост президента Академии наук Таджикской ССР известного учёного-физика С. У. Умарова (1900-1964 гг.). Под его руководством в научных учреждениях АН Таджикской ССР усилились исследования в области точных наук, экспериментальной биологии, востоковедения. Развёртывание научных исследований в новых областях науки потребовало подготовки кадров в широких масштабах. Конечно, все это требовало максимального вовлечения высококвалифицированных научных кадров. В научных учреждениях Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Минска и других научных центрах прошли подготовку молодые таджикские учёные, которые приступили к разработке важных проблем современной науки.
В июне 1957 г. было утверждено новое Положение об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. По этому Положению право на поступление в аспирантуру предоставлялось специалистам, имевшим опыт работы по избранной научной специальности.
В декабре 1954 г. на ученом Совете Отделения биологических и сельскохозяйственных наук АН Таджикистана проводилась первая защита кандидатских диссертаций [2,127,270]. В течение 1955-1960 гг. на ученых советах Таджикского госуниверситета было защищено 55 кандидатских диссертаций [12,29]. С 1951 по 1960г. только через аспирантуру Академии наук республики было подготовлено 99 кандидатов наук. За эти же годы сотрудниками академии было защищено 12 докторских диссертаций [9,51]. В Таджикском мединституте в 1955-1956 гг. защитили кандидатские диссертации 14 человек. В 1958 г. в Институте эпидемиологии и гигиены г. Душанбе работало 10 докторов и 89 кандидатов наук, среди которых 32 человека местных национальностей [5,138,142]. Таким образом, как показывает сопоставительный анализ численность научных работников за десятилетие (1950-1960 гг.) в Таджикистане возросла втрое, однако довольно медленными темпами шла подготовка докторов наук.
В целом научная политика и практика подготовки научных кадров в СССР, направления подготовки советских ученых и специалистов наукоемких отраслей определялись не столько конкретными потребностями экономики (рынка) на основе статистического учета, сколько в соответствии научной политикой Советского Союза. Дело в том, что в большинстве случаев кадровая политика зависела, прежде всего, от решений партийных функционеров. Хотя, в основном она отражала формировавшие векторы научно-технической и экономической модернизации страны. Кстати, данная модель подготовки научных кадров позволила СССР занять лидирующие позиции во многих отраслях науки.
Что касается Академии наук Таджикской ССР, то в рассматриваемый период, отечественных ученых высокой квалификации, особенно в области естественных наук не хватало. Заметно было также слабое звено кадров в области гуманитарного исследования. Дело в том, что с созданием Академии наук Таджикской ССР многие высококвалифицированные специалисты были приглашены из других республик СССР. Вплоть до 60-х годов ХХ века нехватка высококвалифицированных научных кадров сдерживала расширение научных исследований практически по новым направлениям в науке. Конечно, нельзя отрицать и то, что в политике подготовки кадров имелись более серьезные причины данного феномена. Это, прежде всего, нехватка квалифицированных научных руководителей, поверхностная аттестация аспирантов, отсутствие необходимого числа специализированных советов. Нехватка докторов наук в составе научных учреждений не позволяла созданию полноценных диссертационных советов на базе институтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брагинский И. С., Раджабов С., Ромодин В. А. К вопросу о значении присоединения Средней Азии к России. Вопросы истории. - 1953. - № 8.
2. Из истории культурного строительства в Таджикистане (1941-1972). - Душанбе, 1972. - Т. 2. - 512 с.
3. История культурного строительства в Таджикистане. - Душанбе: Дониш, 1979. -Т.1. - 284 с.
4. Исмоилов Ё. Х. Научно-исследовательская деятельность Академии наук СССР в Таджикистане (1924-1941). - Душанбе, 2022. - 168 с.
5. История таджикского народа/Сборник материалов. - Душанбе, 1967. - 340 с.
6. Иоффе А. Е. Международные связи советской науки, техники и культуры (19171932 гг): Монография/А. Е. Иоффе. - М.: «Наука», 1975. - 429 с.
7. Коммунист Таджикистана. - 1951. - 15 апреля.
8. Краткие итоги деятельности АН Тадж. ССР за 10 лет. - 124 с.
9. Наврузов Г. Формирование научного центра в Таджикистане (1924-1950 гг.): дис. доктора исторических наук: 07.00.02. - Душанбе, 1993. - 149 с.
10. Раджабов З. Ш. Наука Советского Таджикистана. - Душанбе: Дониш, 1968. -145 с.
11. Таджикский государственный университет им. В. И. Ленина - кузница подготовки высококвалифицированных кадров. - Душанбе, 1970. - 152 с.
12. Семенов А. А. К вопросу об этническом и классовом составе северных городов империи хорезмшахов в XII в. (по актам того времени). Давидович Е. А. Из истории Хисара в XVI в. - «Известия» Отделения общественных, наук АН Таджикской ССР, -1952. - №2.
13. Текущий архив НАНТ. Отчет о деятельности научных учреждений Академии наук Таджикской ССР за 1951 г.
14. ЦГА Республики Таджикистан. - Ф.1. - Оп.1. - Д.91. - Л.6.
15. ЦГА РТ, ф.485, оп. 1, д. 101, л. 69.
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1946 - 1960)
В статье рассматривается история становления и развития системы подготовки, аттестации научных и научно-педагогических кадров в Таджикистане на базе Академии наук Таджикской ССР, а также в вузах республики в 40-50-е годы ХХ в. В ней раскрывается основное содержание изменений, происходивших в системе подготовки научных кадров, а также организационные принципы функционирования институтов аспирантуры и докторантуры в научных учреждениях Таджикистана.
Анализируются проблемы в работе аспирантуры и докторантуры на протяжении советского периода отечественной истории, оценивается их эффективность. Наряду с этим сквозь призму государственной кадровой политики в научно-академической сфере реконструируется процесс становления и развития институтов подготовки научных кадров из числа местной молодежи в Душанбинском государственном педагогическом институте, Таджикском государственном университете, в научных центрах и учреждениях Таджикистана, а также выделяется ряд этапов и раскрывается их количественное и качественное содержание.
Ключевые слова: Академия наук Таджикской ССР, научные кадры, подготовка кадров, научные учреждения, системы подготовки, аспирантура, докторантура, научная политика, практика подготовки научных кадров.
TRAINING OF SCIENTIFIC PERSONNEL IN TAJIKISTAN IN THE POST-WAR PERIOD (1946-1960)
The article examines the history of the formation and development of the system of training and certification of scientific and scientific-pedagogical personnel in Tajikistan on the basis of the Academy of Sciences of the Tajik SSR, as well as in the universities of the republic in the 40-50s of the twentieth century. It reveals the main content of the changes that took place in the system of training scientific personnel, as well as the organizational principles of the functioning of postgraduate and doctoral institutes in scientific institutions of Tajikistan.
The problems in the work of postgraduate and doctoral studies during the Soviet period of national history are analyzed, and their effectiveness is assessed. Along with this, through the prism of state personnel policy in the scientific and academic sphere, the process of formation and development of institutions for training scientific personnel from among local youth in the Dushanbe State Pedagogical Institute, Tajik State University, in scientific centers and institutions of Tajikistan is reconstructed, and a number of stages are highlighted and revealed their quantitative and qualitative content.
Key words: Academy of Sciences of the Tajik SSR, scientific personnel, personnel training, scientific institutions, training systems, postgraduate studies, doctoral studies, scientific policy, practice of training scientific personnel.
ОМОДА КАРДАНИ КАДРХОИ ИЛМЙ ДАР ТО^ИКИСТОН ДАР ДАВРАИ БАЪДИЧДНГЙ (1946 - 1960)
Дар макола таърихи ташаккул ва инкишофи системаи омода кардан ва аттестатсияи кадрхои илмй ва илмию педагогй дар Точикистон дар пойгохи Академияи илмхои РСС Точикистон, ин-чунин дар мактабхои олии республика дар солхои 40-50-уми асри ХХ тахдил карда шудааст. Дар он мазмуни асосии дигаргунихое, ки дар системаи омода кардани кадрхои илмй ба амал омада-анд, инчунин принсипхои ташкилии кори институтхои аспирантура ва докторантураи муас-сисахои илмии Точикистонро ошкор мекунад.
Масъалахои кори аспирантура ва докторантура дар давраи Шуравй тахлил карда, самараи онхо бахо дода мешавад. Дар баробари ин тавассути омузиши сиёсати кадрии давлат дар сохаи илмию академй раванди ташаккул ва инкишофи муассисахои омода кардани кадрхои илмй аз хисоби чавонони махаллй дар Донишкадаи давлатии омузгории Душанбе, Донишгохи давлатии Точикистон, чараёни омода намудани кадрхои илмй дар марказхо ва муассисахои илмии Точики-стон тахлил шуда, як катор мархалахои мазмуни микдорию сифатии онхо равшан ва ошкор карда шудаанд.
Калидвожщо: Академияи илщои РСС Тоцикистон, кадрхои илмй, омода кардани кадрхо, муассисахои илмй, низоми таълим, аспирантура, докторантура, сиёсати илмй, тацрибаи тайёр кардани кадрхои илмй.
Маълумот дар бораи муаллиф: Акрамов Муртазо Иномович - номзади илмхои таърих, ходими илмии шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. Телефон: (+992) 907-14-43-65. E-mail: [email protected]
Information about the author: Akramov Murtazo Inomovich - candidate of Historical Sciences, researcher of the Institute history, archeology and ethnography named after A. Donish of the National
Academy of Sciences of Tajikistan. Phone: (+992) 907-14-43-65. E-mail: akramov. [email protected] ♦-♦
УДК 338. 43 (575.3) (09)
ТАРАВДИЁТИ САНОАТИ ПАХТАИ НОХИЯИ МАСТЧО^ ДАР СОЛ^ОИ 50-60-УМИ АСРИ XX
ЦОЗИЗОДА Ш.,
Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш
Дар солхои 50-60-уми асри ХХ саноати пахта дар пешрафти иктисодиёти як зу-мра нохияхои Точикистон, аз чумла Мастчох накши асосиро бозида, сабаби афзоиши босуръати истехсоли пахта ва махсулоти пахтагй гардид. Аз ин ру, дар ин макола ташаккули сохаи пахтакории нохияи Мастчох мавриди баррасй карор гирифта, омилхои асосии рушди он ва окибатхои ин раванд ба пешрафти чомеа ва иктисоди нохия ва чумхурй муайян карда шудааст.
Нохияи Мастчох соли 1956 дар натичаи азхудкунии заминхои бекорхобидаи Дашти Дилварзин хамчун вохиди маъмурй ташкил ёфт. Нохияи нав, пеш аз хама хадафмандона бо максади рушди сохаи пахтакорй дар чумхурй таъсис гардида буд. Вобаста ба ин фаъолияти тамоми ташкилоту сохторхо ва сокинони нохия аз ибтидо ба рушди сохаи пахтакорй равона гардид. Барои расидан ба ин максад дар як муддати кутох ташкили хочагихои нави дастачамъона, колхозхо ва дастгохи идораи онхо ба рох монда шуд. Ба гурухи вазифахои аввалиндарача инчунин азхудкунии 3 хазор гектар замини обй ва ба пахтакорй мувофик сохтани он, ташкили Пойгохи мошинй - тракторй (ПМТ)-и нав, дарёфти техникаи нави хочагии кишоварзй, мухайё сохтани шароити мувофик ба кор ва зиндагии сокинони мухочиршуда низ шомил буд.