Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ'

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка научных и научно-педагогических кадров / кадры высшей квалификации / аспирантура / ФГОС / ФГТ / аспиранты / выпускники / научно-исследовательская деятельность / индивидуальный план / диссертация / training of scientific and scientific and pedagogical personnel / highly qualified personnel / postgraduate studies / Federal State Educational Institution / Federal State Technical University / graduate students / graduates / research activities / individual plan / dissertation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

Статья посвящена анализу программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Процесс подготовки кадров высшей квалификации по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) представлял третий уровень высшего образования, ориентировал обучающихся на компетентностный подход. Новый этап подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре связан с общими процессами реформы в деятельности диссертационных советов, изменениями в номенклатуре научных специальностей, введением Федеральных государственных требований (ФГТ). Представлен опыт аспирантской подготовки кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of training programs for scientific and scientific and pedagogical personnel in graduate school. The process of training highly qualified personnel according to the Federal State Educational Standards (GEF) represented the third level of higher education, focused students on a competent approach. The new stage of training scientific and scientific and pedagogical personnel in graduate school is associated with the general processes of reform in the activities of dissertation councils, changes in the nomenclature of scientific specialties, the introduction of Federal State Requirements (FGT). The experience of graduate training of the Department of Pedagogy of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (SVFU) is presented.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ»

Литература:

1. Знаков, B.B. Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания / В.В. Знаков // Человек. Сообщество. Управление. -2014. - № 3. - С. 67-82

2. Брейтигам, Э.К. Интеграция рационального и интуитивного опыта как средство обеспечения понимания учебного материала по математике / Э.К. Брейтигам // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL: www.science-education.ru/121-17971 (дата обращения: 26.10.2023)

3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. -2005. - № 4.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / [отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова]; под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов, 2002.

6. Ириходько, В.М. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы / В.М. Приходько, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.-С. 10-25

7. Вербицкий, A.A. Проблемные точки реализации компетентностного подхода / A.A. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -2012. -№ 2.

8. Селезнева, H.A. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования / H.A. Селезнева // Высшее образование в России. - 2009. - № 8.

9. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий // метод, пособие. -М., 1991.

10. Ихсанова, Ф.А. Пути и способы повышения уровня математической подготовки студентов в техническом вузе [Текст]: монография / Ф. А. Ихсанова. - Уфа: УГНТУ, 2015.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Алексеева Ирина Степановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ H НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Процесс подготовки кадров высшей квалификации по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) представлял третий уровень высшего образования, ориентировал обучающихся на компетентностный подход. Новый этап подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре связан с общими процессами реформы в деятельности диссертационных советов, изменениями в номенклатуре научных специальностей, введением Федеральных государственных требований (ФГТ). Представлен опыт аспирантской подготовки кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ).

Ключевые слова: подготовка научных и научно-педагогических кадров, кадры высшей квалификации, аспирантура, ФГОС, ФГТ, аспиранты, выпускники, научно-исследовательская деятельность, индивидуальный план, диссертация.

Annotation. The article is devoted to the analysis of training programs for scientific and scientific and pedagogical personnel in graduate school. The process of training highly qualified personnel according to the Federal State Bducational Standards (GBF) represented the third level of higher education, focused students on a competent approach. The new stage of training scientific and scientific and pedagogical personnel in graduate school is associated with the general processes of reform in the activities of dissertation councils, changes in the nomenclature of scientific specialties, the introduction of Federal State Requirements (FGT). The experience of graduate training of the Department of Pedagogy of the North-Bastern Federal University named after M.K. Ammosov (SVFU) is presented.

Key words: training of scientific and scientific and pedagogical personnel, highly qualified personnel, postgraduate studies, Federal State Bducational Institution, Federal State Technical University, graduate students, graduates, research activities, individual plan, dissertation.

Введение. Трансформация образования Российской Федерации, вызванная политическими, социально-экономическими процессами в стране и мире, безусловно регламентируют изменения в системе высшей школы: уровневое построение с переходом на специалитет, изменения сроков обучения в сторону расширения и углубления процесса обучения/вхождения будущих специалистов в профессию по всем отраслям профессиональной деятельности и др.

Значительные изменения претерпевает подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Ученые - представители высшей школы уделяют внимание вопросам аспирантской подготовки нового типа: проанализированы основные отличия и подходы, нормативные документы, регламентирующие подготовку научных кадров в аспирантуре, представлены современные модели аспирантуры, показатели подготовки кадров высшей квалификации [1, 2, 3, 4, 5].

Изложение основного материала статьи. Переход на уровневое высшее образование предполагал процесс подготовки кадров высшей квалификации по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), представлял третий уровень ВО, ориентировал обучающихся на компетентностный подход с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» [8].

Программа ФГОС в аспирантуре в равной степени уделяет внимание как изучению дисциплин ОПОП, практической подготовке будущего преподавателя вуза, так и научно-исследовательской деятельности аспирантов. Трудности, с которыми столкнулись выпускники аспирантуры ФГОС связаны с загруженностью (работа полный день, совмещенный с учебным процессом и, как следствие, отставание от графика выполнения плана НИР), с предстоящей защитой диссертации на соискание степени кандидата наук, поскольку зачастую подготовленная и выставленная на сайт вуза научно-квалификационная работа представляла основной материал диссертации, проведенную экспериментальную работу в ходе обучения в аспирантуре. В связи с этим, значительный процент аспирантов-выпускников ограничивались представлением научного доклада научно-квалификационной работы, получением диплома с присвоенной квалификацией и возможностью преподавать в профессиональной школе как среднего, так и высшего образования.

Так, например, по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки / Общая педагогика, история педагогики и образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ) за период 20172023 гг. завершили обучение в аспирантуре 18 выпускников, из них 5 аспирантов защитили диссертации в разные периоды, в том числе 2 спустя год после окончания аспирантуры (таблица 1).

Таблица 1

Список аспирантов кафедры педагогики, защитивших диссертации

ФИО Тема диссертации ФИО научного руководителя/ ученая степень, должность и место основной работы Год поступления/ год завершения аспирантуры/ Место защиты диссертации (Шифр ДС, место защиты, город, область/регион Год защиты

Малышева А.Д. Педагогические условия формирования готовности к работе в команде студентов-билингвов Республики Саха (Якутия) Николаева А.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика» ПИ СВФУ 2014-2017 гг. Д 212.306.08 СВФУ, г. Якутск 2018 г.

Сорочинский A.M. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды Барахсанова Б.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Информатика и вычислительная техника» ПИ СВФУ 2015-2018 гг. Д 212.306.08 СВФУ, г. Якутск 2019 г.

Попова М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры ПИ СВФУ 2014-2018 гг. Д 212.306.08 СВФУ, г. Якутск 2020 г.

Прокопьева С.И. Развитие иноязычной аудитивной компетенции студентов технических специальностей вузов Республики Саха (Якутия) Парникова Г.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Английская филология» ИЗФиР СВФУ 2014-2018 гг. ДСЗЗ.2.024.02 УГПУ, г.Бкатеринбург 2022 г.

Малгаров И.И. Формирование информационной культуры обучающихся сельской школы в условиях цифровой трансформации образования Барахсанова Б.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Информатика и вычислительная техника» ПИ СВФУ 2015-2021 гг. Д 212.306.08 СВФУ, г. Якутск 2023 г.

Значительная часть защитившихся выпускников - преподаватели университета, среди них Малышева А.Д., Прокопьева С.И., Сорочинский A.M., признанный в 2023 году лучшим лектором России по итогам конкурса общества «Знание»; а также представители общеобразовательных организаций: Малгаров И.И. - директор «Кыллахская СОШ Олекминского улуса (района)», участник всероссийского конкурса «Учитель года - 2018», обладатель гранта главы Республики Саха (Якутия) образовательным организациям, реализующим инновационные проекты в 2023 году, Попова М.Н. - учитель русского языка и литературы гимназии «Айыы КыЬата» (Школы жизнетворчества) городского округа город Якутск, победитель конкурса 2022 года для работников сферы образования, приуроченного к 100-летию Якутской ЯАССР.

В 2022 году начался новый этап в подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Данный этап связан с общими процессами реформы в деятельности диссертационных советов, изменениями в номенклатуре научных специальностей [6], введением Федеральных государственных требований (ФГТ) [9]. Принятые изменения в аспирантской подготовке позволят аспирантам своевременно подготовить и выйти на защиту диссертации. Обязательное требование к программам аспирантуры ФГТ - подготовка диссертации к защите. Так, например, по программе научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования кафедры педагогики СВФУ основное внимание уделяется научному компоненту и научно-исследовательской работе аспиранта: написании, оформлении и представлении диссертации; участии в конференциях, научных семинарах; подготовке и публикации статей в рецензируемых журналах ВАК, в зарубежных изданиях, изданиях РИНЦ; разработке и регистрации результатов интеллектуальной деятельности, изобретений, патентов; участии в грантах и научных проектах. Научно-исследовательская деятельность поэтапно запланирована по каждому пункту НИД в индивидуальном плане аспиранта. Выполнение плана научной работы жестко регламентировано обязательными промежуточными аттестациями по семестрам и итоговой аттестацией в форме представления диссертации экспертной комиссии по научной специальности.

Образовательный компонент направлен на повышение качества подготовки аспирантов, прежде всего, через практическую подготовку обучающихся - организацию педагогической практики на базе кафедры педагогики СВФУ; реализацию дисциплин, направленных на подготовку диссертационного исследования, сдачу кандидатского минимума по специальности, в том числе «Общая педагогика, история педагогики и образования» (Базарова Т.С., Панина C.B.), «Методология науки и методы научного исследования» (Николаева А.Д.), факультатива «Подготовка и процедурные моменты защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук» (Игнатьев В.П.). В ОПОП ФГТ введен новый

элективный курс «Современные проблемы науки и образования в РФ» (Дабгбаева Н.Ж., Панина C.B.), задачами которого являются формирование знаний по основным проблемам и тенденциям развития образования и науки в мире, умений демонстрировать основы планирования и организации научного исследования, навыков проектирования и проведения исследования в региональной среде. С целью повышения качества научно-исследовательской подготовки аспирантов на кафедре проводятся научные семинары. Так в 2022/2023 уч году проведены семинары: «Портрет современного педагога-исследователя» в рамках Фестиваля науки СВФУ Панина C.B. (24.09.2022); научный семинар в рамках мероприятий, посвященных «Дню науки в СВФУ» Николаева А.Д. (8.02.2023); «Основы публичного выступления в научной сфере» Сорочинский М.А. (6.06.2023). На научных семинарах молодые ученые апробируют результаты исследований, получают консультационную помощь коллег, именитых ученых, представителей научных школ.

Одной из актуальных форм научно-исследовательской деятельности будущих кадров высшей квалификации является участие аспирантов в олимпиадах различного уровня. Организованная кафедрой педагогики СВФУ межвузовская олимпиада «Научный поиск» в год педагогика и наставника объединила 32 молодых ученых российских вузов таких как: Белгородский национальный исследовательский университет, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Елабужский институт-филиал Казанского федерального университета, Красноярский педагогический университет, Иркутский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова [7]. Также аспиранты активно участвуют в научных форумах, конференциях различного уровня как в качестве участников, так и в качестве экспертов: «Афанасьевские чтения. Инновации и традиции педагогической науки», «Аргуновские чтения», «Шаг в будущее», «Молодой исследователь: вопросы науки и образования», «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе», посвященная 125-летию первого директора ЯГПИ И.П. Жегусова, Году педагога и наставника», «Цифровая экосистема педагогического образования: актуальные вопросы, достижения и инновации», «Научно-технологические проблемы молодёжи» и др.

Таблица 2

Показатели НИД аспирантов в 2022/2023 уч.г.

Наименования Количество

публикации

Scopus/WOS -

ВАК 10

РИНЦ 8

Всего 18

участие в конференциях

Международные 4

Всероссийские 5

Республиканские -

Всего 9

участие в программах академической мобильности, научно-исследовательских грантах, проектах, подготовка заявок на изобретение, модель и т.п.

участие в грантах, проектах 1

результаты интеллектуальной деятельности 1

привлечение средств финансирования НИР 264.420 руб.

По итогам 2022/2023 уч. года аспиранты кафедры педагогики СВФУ добились значительных результатов: Сунхалыров A.A. - победитель олимпиады «Научный поиск» среди аспирантов 1-го года обучения, обладатель специального приза Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) - сертификата на право приоритетного заключения договора целевой подготовки с мерами поддержки от Республики Саха (Якутия) в 2023 году; Осипова М.В. -призер олимпиады «Научный поиск» среди аспирантов 1-го года обучения, обладатель специального приза Департамента науки и инноваций СВФУ «Академическая мобильность», включающего оплату одного проезда на научное мероприятие и/или научную стажировку в 2023 году; Находкина И.И. - призер олимпиады «Научный поиск» среди аспирантов 2-4-го года обучения, обладатель специального приза Департамента науки и инноваций СВФУ «Академическая мобильность», включающего оплату одного проезда на научное мероприятие и/или научную стажировку в 2023 году; Семенова М.И. -обладатель гранта Главы РС(Я) «Мобильная анимационная студия «Анимобиль».

Выводы. Изменения в структуре, содержании, организации и научно-методическом сопровождении аспирантской подготовки в соответствии с ФГТ с сентября 2022 года позволили в большей степени придать значимость научному компоненту программ подготовки, реализовать индивидуальный подход, актуализировать формы, методы мотивации и стимулирования исследовательской активности аспирантов, нацелить аспирантов на защиту диссертации.

Литература:

1. Алексеева, И.С. Актуальные проблемы современного вузовского образования / И.С. Алексеева // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - № 4 (10). - С. 5-9

2. Бодров, A.B. Аспирантура: требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров / A.B. Бодров, C.B. Нарутто, P.P. Фатхуллин // Законодательство. - 2022. - №5. - С. 71-75

3. Вохрышева, М.Г. Новая модель подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре / М.Г. Вохрышева // В сборнике: Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации. Сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Самара, 2023. - С. 169-174

4. Гвильдис, Т.Ю. Сущность и структура научной и научно-педагогической подготовки кадров в аспирантуре / Т.Ю. Гвильдис // В сборнике: Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере. Сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 16-18

5. Глебов, Г.Е. Подготовка научно-педагогических кадров в системе аспирантуры и докторантуры во Владимирской области / Г.Е. Глебов // Ученые записки. -2023. - № 3 (47). - С. 10-13

6. Климова, A.C. Обзор новой реформы системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре / A.C. Климова // Наука и образование транспорту. - 2021. - № 2,- С. 311-313

7. Первая олимпиада аспирантов «Научный поиск» // Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/news/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=204789 (дата обращения: 20.10.2023)

8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 30.07.2014 N 902 (ред. от 30.04.2015). - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-30.07.2014-N-902/ (дата обращения: 20.10.2023)

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» от 20.10.2021 г. № 951. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-20.10.2021-N-951/ (дата обращения: 20.10.2023)

Педагогика

УДК 159.99

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса группы ПОИМ-20 Агеева Виктория Тимуровна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы стрессоустойчивости педагогов как профессионально важного качества. Тематика работы была выбрана исходя из того, что каждый будущий педагог должен знать свой тип стрессоустойчивости, чтобы быть готовым к профессиональной деятельности. В ней содержательно представлен анализ понятий «стресс», «стрессоустойчивость». Представлены данные диагностики ее изучения по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС) Н.П. Фетискина и В.В. Козлова. Также дополнительно был проведен опрос по итогам прохождения педагогической практики. Целью опроса было определить проблемное поле практикантов и сопоставить с данными диагностики ПОТС. Диагностика проведена среди студентов Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Участие приняли 20 студентов направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» профиля «Информатика и Математика» очной формы обучения.

Ключевые слова: педагог, профессионально важное качество, стресс, стрессоустойчивость, стрессогенные факторы, ученики, учителя.

Annotation. The article discusses the issues of stress tolerance of teachers as a professionally important quality. The topic of the work was chosen based on the fact that every future teacher should know his type of stress resistance in order to be ready for professional activity. It provides a meaningful analysis of the concepts of "stress", "stress tolerance". The diagnostic data of its study using the method "Perceptual assessment of the type of stress resistance" by N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov are presented. Additionally, a survey was conducted based on the results of the pedagogical practice. The purpose of the survey was to identify the problem field of trainees and compare it with the data of the diagnosis of the method "Perceptual assessment of the type of stress resistance" by N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov. Diagnostics was carried out among students of the Institute of Mathematics and Computer Science of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov. 20 students of the direction "Pedagogical education (with two training profiles)" of the profile "Computer Science and Mathematics" of full-time education took part.

Key words: teacher, professionally important quality, stress, stress resistance, stress factors, students, teachers.

Введение. Стремительные темпы развития нашего общества оказывают большое влияние на человека. В огромном потоке информации, коммуникаций, активном взаимодействии с другими людьми наиболее актуальной становится проблема стрессоустойчивости личности. Ведь стресс является неизбежным спутником жизни каждого человека. Стиль жизни современности - это нахождение в постоянной спешке, в череде событий, встреч, эмоций, деятельности. Это требует огромных усилий и времени и может легко вызвать у человека стресс.

Наиболее подвержены стрессу профессии типа «Человек - Человек» (Е.А. Климов), так как они направлены на взаимодействие и общение с другими людьми и поэтому их можно назвать энергозатратными, а стрессоустойчивость одним из профессионально важных качеств работников.

Как студенты направления «Педагогическое образование» рассмотрим профессию учителя. Общеизвестно, что профессиональный труд педагогов является одним из самых стрессовых и энергозатратных. Так как педагог ключевая фигура педагогического процесса, то умение организовать его это сложный и кропотливый труд, где каждый день необходимо уметь организовать взаимодействие с обучающимися, которое не всегда проходит успешно в силу тех или иных проблем.

Изложение основного материала статьи. В профессии педагога встречаются стрессовые ситуации. Необходимо отметить, что у учителей очень много обязанностей, которые необходимо успевать вовремя выполнять. Если взять, например, учителя математики, то у него каждый день в среднем по 4-5 уроков. Кроме того, он еще должен проверить тетради учащихся, заполнить документы, журналы. Также учитель может быть классным руководителем. То есть каждодневная работа с учащимися и их родителями. Многие учителя, чтобы качественно выполнить свою работу, жертвуют своим здоровьем, периодически подвергая его бесконечным психическим перегрузкам. Уходя целиком в свою профессиональную деятельность, учителя склонны игнорировать «культуру труда и отдыха» и, как следствие, напряженность, усталость и даже профессиональное выгорание. Они не могут вовремя остановиться и отдохнуть. Также необходимо отметить, что педагоги, как и представители других профессий типа «Человек - человек» склонны к тому, чтобы скрывать свой стресс, как от самих себя, так и от окружающих их людей.

Давайте, для начала ознакомимся, что же такое стресс, и откуда появился этот термин. Краткий экскурс в историю вопроса дает нам информацию о том, что в одном из европейских журналов 4 июля 1936 года раздела «Письма к редактору» была издана небольшая заметка молодого канадского ученого Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.