УДК 378
И. С. Алексеева
Актуальные проблемы современного вузовского образования
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье в качестве дискурса анализируются наиболее актуальные проблемы современного вузовского образования: рейтинговые оценки качества образования вуза; особенности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Обсуждаются достоинства и недостатки проведения рейтинговых исследований, положительная и отрицательная роли системы рейтингов в международном и отечественном образовательном пространствах; приводятся данные рейтинга Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ) в 2018 г. Особое внимание уделено третьему уровню высшего образования - аспирантуре, который претерпевает существенные изменения в организации научных исследований и учебного процесса аспирантов. Представлен опыт университета по аспирантской подготовке по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки научной специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Установлена взаимосвязь между защитой диссертационного исследования и этапами подготовки научно-педагогических работников в аспирантуре по программам ФГОС ВО. Определено, что регламентированная организация учебного процесса по программам аспирантуры прежде всего повышает качество подготовки будущих преподавателей, дисциплинирует аспирантов, актуализирует персональные соответствие требованиям и ответственность научных руководителей за исследования молодых ученых.
Ключевые слова: качество образования, вуз, рейтинг, индикаторы и показатели, подготовка научно-педагогических кадров, аспирантура, ФГОС ВО, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ).
I. S. Alekseeva
Topical Issues of the Modern Higher Education
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article analyzes the most topical issues of the modern higher education as a discourse: rating assessment of the quality of higher education; features of training of academic and pedagogical staff in a graduate school. The advantages and disadvantages of rating research, the positive and negative role of the rating system in the international and domestic educational spaces are discussed; the data of the rating of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (NEFU) in 2018 according to such criteria as academic opportunities, the activity of universities on the Internet, the information content of the Internet resources, the reputation of the University among experts, etc. are presented. Particular attention is paid to the third level of higher education -graduate school, which is undergoing significant changes in the organization of research and educational process of graduate students. The article presents the experience of the University in postgraduate training in the direction 44.06.01 Education and Pedagogical Sciences of academic specialty 13.00.01 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education. The interrelation between the defense of the dissertation research and the stages of training of scientific and pedagogical workers in graduate school under the programs of FSES HE is established. It is determined that the regulated organization of the educational process of graduate programmes particularly increases the quality of training of future teachers, imposes a discipline on graduate students, actualizes personal compliance with requirements and responsibility of scientific leaders for researches of young scientists.
Keywords: quality of education, university, rating, indicators and metrics, training of academic and pedagogical staff, postgraduate study, Federal State Educational Standard of Higher Education (FSES HE), M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (NEFU).
АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]
ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
Введение
Инициативы руководства и правительства РФ в сфере образования направлены на обеспечение качественного и конкурентоспособного уровня российского образования и, как следствие, вхождение в топ-10 ведущих стран мира по качеству образования [1].
Реализация данной стратегии охватывает все уровни российского образования, и особая роль возложена на вузы и университеты, призванные «стать центрами развития технологий и кадров, настоящими интеллектуальными локомотивами для отраслей экономики и наших регионов» [2].
Российское высшее образование характеризует сложившаяся система, состоящая из ведущих вузов страны, федеральных и научно-исследовательских университетов, а также опорных высших учебных заведений в субъектах РФ. Практика федеральных вузов, созданных на основе укрупнения и оптимизации научно-образовательных организаций, показывает положительные результаты как в подготовке квалифицированных кадров для нужд регионов, так и в социально-экономическом развитии территорий - субъектов РФ.
Рейтинг или оценка качества образования вуза
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) как флагман высшего образования на Северо-Востоке России безусловно отвечает всем вызовам и требованиям, предъявляемым к современному вузу. Так, по данным Департамента стратегического развития СВФУ в 2018 г. по результатам ежегодного международного профессионального рейтинга вузов Worldwide Professional University Rankings RankPro 2017/2018 (RankPro) университет занял 16 место среди российских вузов и первое место среди пяти федеральных университетов [3]. Результаты рейтингов основываются на данных статистики, отчетов открытого доступа, опроса общественности, работодателей, преподавателей, студентов и т.д.
В научной литературе, интернет-изданиях и других печатных изданиях развертывается активное обсуждение достоинств и недостатков проведения подобных исследований, положительной и отрицательной роли системы рейтингов. В основном мнение общественности, ученых, экспертов сходятся в следующем: проводимые рейтинговые исследования во-первых, выявляют репутационный статус вуза на международном и отечественном образовательном пространствах; во-вторых, определяют оценку качества образования, уровень осуществляемого в университете научно-образовательного процесса; в-третьих, устанавливают конкурентную привлекательность для абитуриентов - будущих студентов, работодателей, государственных и частных бизнес структур - потенциальных заказчиков на подготовку кадров; в-четвертых, формируют определённую систему менеджмента - управления, позволяющую диагностировать, анализировать и корректировать те или иные показатели в деятельности вуза.
Также многочисленные споры вызывают критерии и показатели, используемые рейтинговыми агентствами, но в целом система основных индикаторов эффективности вузов определена и охватывает такие направления, как условия для получения качественного образования, создание благоприятной социальной среды в вузе, публикационная активность в научной деятельности, востребованность выпускников у работодателей и др.
Так, в исследованиях международного эксперта в области высшего образования Джамиля Салми актуализируется предмет размышления специалистов и руководителей высшей школы - каким должен быть университет мирового уровня? Автор определяет три основных индикатора, так называемая «формула Салми»:
- высокая концентрация талантов (преподавателей и студентов);
- изобилие ресурсов для создания благоприятных условий обучения и проведения опережающих научных исследований,
- структура управления вузом [4].
Кроме того, ученый выделяет базовые составляющие, используемые в современных рейтингах, в целом набор представленных показателей, с одной стороны, отражает объективную оценку деятельности вуза, а с другой - представляет вектор предстоящих изменений по обеспечению качества образования в вузе.
Аспирантский университет
Современные вызовы к высшему образованию предполагают обеспечение условий для трансформации университетов в магистерско-аспирантский вуз с целью поддержки талантливых и целеустремленных исследователей, молодых ученых и специалистов высокого уровня квалификации, способных «задавать интеллектуальную, научную, технологическую повестку развития всей страны» [2].
По данным Департамента обеспечения качества СВФУ университет осуществляет подготовку по 483 основным образовательным программам, в точности по 196 программам бакалавриата, 32 программам специалитета, 143 - магистратуры, 63 - аспирантуры, 31 - ординатуры и 18 программам СПО. В целом, в образовательном процессе доля магистерских программ составляет 29,6%, 13% составляют программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
В частности, по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре осуществляется по научным специальностям 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (рук. программы Николаева А.Д.); 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (математика) (рук. программы Ефремов В.П.); 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (рук. программы Дмитриева Е.Н.); 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русская литература) (рук. программы Мишлимович М.Я.); 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (химия) (рук. программы Егорова К.Е.) 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (рук. программы Сергин А.А.); 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (рук. программы Чоросова О.М.).
Став одним из уровней высшего образования, процесс подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре претерпевает существенные изменения в организации научных исследований и учебного процесса аспирантов. На данном этапе подготовка в аспирантуре регламентирована федеральными государственными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) - совокупностью требований, предъявляемых государством к реализации образовательных программ к подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.04.2015 N 464) [5].
В научной среде также не прекращаются споры «за» и «против» уровневой подготовки научно-педагогических работников. Оппонентами аспирантской подготовки выдвигается тезис о «девальвации ученых степеней», «разрушении» сложившихся научных школ [6], о «штуч-ности» и сохранении уникальности будущих исследователей [7]. В то же время нельзя не согласиться с аргументами «за» ООП аспирантуры, в частности исследователями указывается прямое соотношение «процедуры государственной итоговой аттестации в аспирантуре и готовности диссертации» [8]. Мы согласны с тем, что регламентированная организация учебного процесса по программам аспирантуры прежде всего повышает качество подготовки будущих преподавателей, дисциплинирует аспирантов, актуализирует персональное соответствие требованиям и ответственность научных руководителей за исследования молодых ученых.
Прежде чем защитить диссертационное исследование и получить квалификационную характеристику, кандидат наук, аспиранты по программам ФГОС ВО проходят все этапы подготовки: обучение и сдачи экзаменов по базовым и специальным предметам, развивающих интеллектуальный, коммуникативный, исследовательский потенциал молодых ученых; этап прохождения практик по формированию у аспирантов опыта профессиональной деятельности, проведения отдельных видов учебных занятий; осуществления собственно самой научно-исследовательской деятельности (НИД) и, как результат, этап подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) по актуальным проблемам образования и представление научного доклада НКР. Кроме того, НИД аспирантов предполагает обязательное участие в конференциях различного уровня, подготовку публикации в журналах и изданиях списка РИНЦ,
ВАК, индексируемых в базах Scopus и Web of Scince; участие в академической мобильности, грантах, проектах, профессиональных конкурсах. Выполнение в полном объеме всех видов учебной и исследовательской деятельности, безусловно, обеспечивает качество подготовки, фокусирует на проведении научных исследований, мотивирует к своевременной защите диссертации.
Так, в 2017 г. на кафедре педагогики ПИ СВФУ состоялся первый выпуск аспирантов по требованиям ФГОС ВО, и по истечении года, 11 октября 2018 г., состоялась защита диссертационного исследования Малышевой А.Д. под научным руководством Николаевой А.Д., д.п.н., профессора, заведующего кафедрой «Педагогика» Педагогического института СВФУ на тему «Педагогические условия формирования готовности к работе в команде студентов-билингвов Республики Саха (Якутия)».
Всего с 2014 г., с момента реализации программы, аспиранты кафедры педагогики СВФУ приняли участие в 64 научно-практических конференциях различного уровня (29 международных, 32 всероссийских, 16 республиканских), опубликовали статьи в зарубежных изданиях, индексируемых в базе Scopus - 4; российских, по перечню ВАК - 20, РИНЦ - 104; в др. изданиях - 16. Аспиранты кафедры активно участвуют в научной жизни университета, оказывают помощь в организации студенческих конференций и недель науки («Афанасьевские чтения», «Лаврентьевские чтения»и др.»), в проведении всероссийских школьных олимпиад (Северо-Восточная олимпиада школьников, Педагогический лидер, Педагогическая звездочка), успешно принимают участие в олимпиадах («Научное творчество» олимпиада аспирантов по педагогическим наукам РГПУ им. А.И. Герцена; олимпиада СВФУ «Методист года») и профессиональных конкурсах (Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»; конкурс проектов VI съезда Молодежных правительств Дальнего Востока; республиканский профессиональный конкурс «Учитель - профессия мужская», посвященный памяти Народного учителя СССР М.А. Алексеева; конкурс классных руководителей городского округа «Город Якутск» и др.).
Заключение
В непрерывной системе образования аспирантура рассматривается как важнейший этап подготовки научно-педагогических кадров. В процессе аспирантской подготовки организуются все виды учебной, научно-исследовательских работ; регламентируется организация образовательного процесса, что повышает качество подготовки будущих преподавателей, дисциплинирует аспирантов, актуализирует персональные соответствие требованиям и ответственность научных руководителей за исследования молодых ученых.
Литература
1. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» 7 мая 2018 г. № 204 // Официальный сайт президента России [Электронный ресурс] URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 15.10.2018).
2. Выступление В.В. Путина на пленарном заседании съезда Российского союза ректоров. Стенографический отчет о пленарном заседании съезда Российского союза ректоров 26 апреля 2018 г. // Официальный сайт президента России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57367 (дата обращения: 15.10.2018).
3. СВФУ занял 16 место среди российских университетов по версии международного рейтинга вузов // Официальный сайт СВФУ [Электронный ресурс] URL: https://www.s-vfu.ru/news/detaiLphp?SECTION_ ID=18&ELEMENT_ID=93794 (дата обращения: 20.10.2018).
4. Салми Дж. Создание университетов мирового класса / Дж. Салми; пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.04.2015 N 464 // Классинформ - Справочник кодов общероссийских классификаторов [Электронный ресурс] URL: http:// classinform.ru/fgos/44.06.01-obrazovanie-i-pedagogicheskie-nauki.html (дата обращения: 25.10.2018).
6. Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 54-58 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/
0-nekotoryh-problemah-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikatsii (дата обращения: 22.10.2018).
7. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Ученая степень в России: реальность и перспективы / В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 26-37 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/artide/v/uchenaya-stepen-v-rossii-realnost-i-perspektivy (дата обращения: 22.10.2018).
8. Бодров А.В. Диплом об окончании аспирантуры est диссертация? // Высшее образование в России.
- 2018. - Т. 27. - № 7. - С. 79-85. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/diplom-ob-okonchanii-aspirantury-est-dissertatsiya (дата обращения: 22.10.2018).
9. Николаева А.Д., Алексеева И.С. Приоритеты модернизации непрерывного педагогического образования (на примере СВФУ) // Педагогика. - 2015. - № 10. - С. 69-71.
References
1. Ukaz «O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiîskoî Federatsii na period do 2024» 7 maia 2018 g. № 204 // Ofitsial'nyî sait prezidenta Rossii [Élektronnyï resurs] URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/57425 (data obrashcheniia: 15.10.2018).
2. Vystuplenie V.V. Putina na plenarnom zasedanii s"ezda Rossiïskogo soiuza rektorov. Stenograficheskiï otchet o plenarnom zasedanii s"ezda Rossiiskogo soiuza rektorov 26 aprelia 2018 g. // Ofitsial'nyî sait prezidenta Rossii [Élektronnyï resurs] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57367 (data obrashcheniia: 15.10.2018).
3. SVFU zanial 16 mesto sredi rossiïskikh universitetov po versii mezhdunarodnogo reïtinga vuzov // Ofitsial'nyî saît SVFU [Élektronnyï resurs] URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ ID=18&ELEMENT_ID=93794 (data obrashcheniia: 20.10.2018).
4. Salmi Dzh. Sozdanie universitetov mirovogo klassa / Dzh. Salmi; per. s angl. - M.: Ves' Mir, 2009. -132 s.
5. Federal'nyï gosudarstvennyï obrazovatel'nyï standart vysshego obrazovaniia uroven' vysshego obrazova-niia - podgotovka kadrov vyssheï kvalifikatsii. Napravlenie podgotovki 44.06.01 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30.04.2015 N 464 // Klassinform - Spravochnik kodov obshcherossiïskikh klassifikatorov [Élektronnyï resurs] URL: http://classinform.ru/fgos/44.06.01-obrazovanie-
1-pedagogicheskie-nauki.html (data obrashcheniia: 25.10.2018).
6. Senashenko V.S. O nekotorykh problemakh podgotovki kadrov vyssheï kvalifikatsii // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 4. - S. 54-58 [Élektronnyï resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-neko-toryh-problemah-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikatsii (data obrashcheniia: 22.10.2018).
7. Laptev V. V., Pisareva S.A., Triapitsyna A.P. Uchenaia stepen' v Rossii: real'nost' i perspektivy / V.V. Laptev, S.A. Pisareva, A.P. Triapitsyna // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 4. - S. 26-37 [Élektronnyï resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/uchenaya-stepen-v-rossii-realnost-i-perspektivy (data obrashcheniia: 22.10.2018).
8. Bodrov A.V. Diplom ob okonchanii aspirantury est dissertatsiia? // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018.
- T. 27. - № 7. - S. 79-85. [Élektronnyï resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/diplom-ob-okonchanii-aspirantury-est-dissertatsiya (data obrashcheniia: 22.10.2018).
9. Nikolaeva A.D., Alekseeva I.S. Prioritety modernizatsii nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia (na primere SVFU) // Pedagogika. - 2015. - № 10. - S. 69-71.