Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАУЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев С. В., Лосева А. С., Трунова С. Н.

В статье рассмотрены методические аспекты и нормативно-правовое сопровождение подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Подробно освещаются вопросы перехода от федеральных государственных образовательных стандартов по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации к федеральным государственным требованиям по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в результате изменения нормативной законодательной базы. Сформулированы условия эффективного развития аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев С. В., Лосева А. С., Трунова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS AND REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF

The article considers the methodological aspects and legal support for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school. The issues of transition from federal state educational standards for training programs for scientific and pedagogical personnel of the highest qualification to federal state requirements for training programs for scientific and scientific and pedagogical personnel as a result of changes in the regulatory legal framework are covered in detail. The conditions for the effective development of postgraduate studies are formulated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 378

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ подготовки научных и научно-педагогических КАДРОВ

Сергей Владимирович Соловьев

доктор сельскохозяйственный наук sergsol6800@yandex.ru Алла Сергеевна Лосева кандидат экономических наук, доцент Loseva.ange@yandex. т Светлана Николаевна Трунова кандидат экономических наук, доцент

ssi-2003@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты и нормативно-правовое сопровождение подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Подробно освещаются вопросы перехода от федеральных государственных образовательных стандартов по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации к федеральным государственным требованиям по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в результате изменения нормативной законодательной базы. Сформулированы условия эффективного развития аспирантуры.

Ключевые слова: аспирантура, научная специальность, образовательный компонент, научный компонент.

В новом цикле развития, в условиях геополитических изменений ключевой задачей инновационной политики государства становится поиск ответа на вопрос о создании нового облика фундаментальной науки, что вызывает необходимость принятия обоснованных решений в области воспроизводства человеческого потенциала для науки и наукоемких отраслей экономики. Основным каналом такого воспроизводства выступает аспирантура.

В настоящее время можно констатировать, что делается упор на реализацию основной целевой функции аспирантуры, направленной на подготовку молодых кадров для высшей школы [2].

Базисной задачей современной аспирантуры является подготовка будущих научных кадров, способных участвовать в научных разработках мирового уровня, создавать инновации, формировать инновационные решения, участвовать в разработке конкурентоспособных отечественных технологий, которые смогут заместить ушедшие с российского рынка товары вследствие санкционного давления Запада.

Главной целью организации обучения в аспирантуре выступает доведение обучающегося до защиты диссертации в диссертационном совете, что приобретает особую значимость для решения кадровых вопросов и обеспечения остепенённости профессорско-преподавательского состава [1].

Основными нормативными актами, регламентирующими подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, выступают:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 октября 2021 г. № 951 "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)" (далее - ФГТ);

3. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров, включая порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, порядок осуществления контроля за подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и проведения итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите» (далее - Положение).

Положение продолжает позиционировать аспирантуру как программу высшего образования. Однако структура и содержание аспирантских программ определяется на основе Федеральных государственных требований к структуре программ аспирантуры (адъюнктуры), условиям их реализации, срокам освоения этих программам с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, устанавливаемыми Минобрнауки РФ.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввёл новое нормативное понятие «программы подготовки научных и научно -педагогических кадров в аспирантуре вместо существовавших ранее «программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», закрепив за этими программами статус основных профессиональных образовательных

программ высшего образования, имеющих ряд особенностей [4].

Согласно новому порядку осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры освоение программ аспирантуры реализуется исключительно в очной форме, за исключением образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, научных организаций государственных органов, осуществляющих подготовку научных и научно-педагогических кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Программа аспирантуры включает в себя три компонента: научный компонент, образовательный компонент, итоговую аттестацию (рисунок 1).

Программа аспирантуры

1

Научный компонент

г л

Образовательный компонент

г

Итоговая аттестация

Рисунок 1 - Структура программы аспирантуры

Образовательный компонент включает в себя - дисциплины (модули), практику и промежуточную аттестацию. Конечно, как и по ФГОС, право самостоятельности в разработке программы осталось у образовательной организации без ориентации на примерные образовательные программы.

В качестве ориентира при разработке программы аспирантуры по ФГТ вполне логично взять программу по ФГОС, но с доработкой и упрощением образовательного компонента.

ФГТ предоставили организациям полную свободу в установлении соотношения между компонентами программы аспирантуры, в том числе в выборе шкал и единиц расчёта нагрузки аспиранта в образовательном и

научном компонентах программы аспирантуры.

Новые нормативные акты не устанавливают никаких конкретных требований к компетенциям выпускников. Организация получает право самостоятельно определять планируемые результаты освоения программы аспирантуры в виде результатов научной деятельности, результатов освоения дисциплин (модулей), результатов прохождения практики.

Такие беспрецедентные свободы в определении структуры и содержания программ аспирантуры, с одной стороны, открывают большие возможности в повышении эффективности программ аспирантуры, с другой стороны -создают и потенциальные «риски» недостаточного качества [5].

С целью снижения указанных рисков необходимо тщательно выверять соотношение научного и образовательного компонентов этих программ (с учётом специфики научной специальности и отрасли наук, по которой готовится диссертация), выстраивать оптимальную последовательность их этапов, чётко определять научные результаты, которые должен получить обучающийся.

В отличие от предыдущих редакций Положения, новое Положение впервые определяет порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам аспирантуры (адъюнктуры), при представлении ими диссертации к защите. Процедура «сопровождения», заключается в том, что организация оказывает выпускнику аспирантуры (в случае его обращения в организацию не позднее одного месяца с момента прохождения итоговой аттестации) помощь по формированию комплекта документов, требуемых для представления диссертации в диссертационный совет. Организация имеет право на период сопровождения предоставить выпускнику аспирантуры доступ к инфраструктуре организации, в том числе общежитиям, а также к информационно-образовательной среде и учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам.

Аспиранту, успешно прошедшему итоговую аттестацию по программе

аспирантуры (выдается заключение о соответствии диссертации критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и свидетельство об окончании аспирантуры.

Срок освоения программы аспирантуры по научным специальностям определяется согласно приложению к ФГТ три или четыре года при очной форме обучения в зависимости от научной специальности [3].

Вместо ФГОС устанавливаются федеральные государственные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, регламентирующие функционирование обновленной аспирантуры. Для их реализации не требуется государственной аккредитации, но сохраняются лицензирование образовательной деятельности по программам аспирантуры. Это весьма важный документ, который нуждается в детальном анализе.

Обращает на себя внимание то, что очередное реформирование аспирантуры носит во многом организационно-структурный характер, не затрагивая содержание аспирантских программ. Попытки приблизиться к западным моделям аспирантур не являются сущностными компонентами реформирования отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации, так как они фактически не затрагивают её глубинные стороны.

В итоге система подготовки кадров высшей квалификации теряет соответствие складывающейся социально-экономической ситуации в стране и нуждается в глубоком содержательном реформировании. Она должна меняться в соответствии с социально-экономическими процессами, которые протекают в обществе. Без учета этого факта реализация любых проектов реформирования будет малоэффективной. Поэтому на первый план должно выдвигаться содержание аспирантских программ, а не поиск и механический перенос компонентов.

Использование международного опыта при построении гибридных моделей подготовки научных и научно-педагогических кадров необходимо

творчески и органически вписывать в конкретные условия нашей страны [6].

В основу подготовки научных и научно-педагогических кадров должны быть положены результаты научных исследований, в том числе пилотная проработка новых моделей подготовки кадров высшей квалификации на практике [7].

Динамичное развитие института аспирантуры возможно при соблюдении условий, подразумевающих развитую исследовательскую инфраструктуру, наличие механизмов и инструментов эффективного взаимодействия с индустриальными партнерами, а также наличие научных школ (рисунок 2).

Условия 1ффекшв11ою рашншя аспиратуры

наличие наушых школ, способных генерировать новый научно-обраювател ьи ын потенциал вуза

Рисунок 2 - Условия эффективного развития аспирантуры

В дальнейшем предстоит уточнить конкретные задачи аспирантуры, обновить содержание аспирантских программ, развивая у аспирантов творческий, научный подход и инициативу в решении профессиональных задач.

Реформа системы подготовки кадров высшей квалификации должна включать в себя развитие новых моделей аспирантуры, а не только её организационно-структурных компонентов.

Список литературы:

1. Лосева А. С. Создание видеокурса "Внутренний контроль в организациях АПК" на платформе Stepik // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

2. Кириллова С. С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 25.

3. Попова В. Б. Особенности формирования образовательных программам бакалавриата разных профилей направления подготовки 38.03.01 экономика, реализуемых в университете // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

4. Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

5. Попова В. Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222.

6. Фецкович И. В., Лосева А.С. Развитие экологического учёта и анализа на предприятиях агропромышленного комплекса // Лучшая научно-исследовательская работа 2017: Сборник статей победителей VI международного научно-практического конкурса. Пенза. 2017. С. 69-72.

7. Zhidkov S.A., Ananskikh A.A., Kuzicheva N.Yu., Trunova S.N., Kalyakin E.V. 2021 Food security as a result of the effective use of agricultural land in the agricultural region IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 845(1), 012144

UDC 378

METHODOLOGICAL ASPECTS AND REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND

PEDAGOGICAL STAFF

Sergey V. Solovyov

doctor of agricultural sciences sergsol6800@yandex.ru Alla S. Loseva

candidate of economic sciences, associate professor

Loseva.ange@yandex.ru Svetlana N. Trunova candidate of economic sciences, associate professor

ssi-2003@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers the methodological aspects and legal support for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school. The issues of transition from federal state educational standards for training programs for scientific and pedagogical personnel of the highest qualification to federal state requirements for training programs for scientific and scientific and pedagogical personnel as a result of changes in the regulatory legal framework are covered in detail. The conditions for the effective development of postgraduate studies are formulated.

Keywords: postgraduate study, scientific specialty, educational component, scientific component.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.