Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна

Автором обобщены факторы и обоснованы перспективы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Описана структура учебного модуля для проведения итоговой аттестации в аспирантуре по проверке уровня сформированности профессиональных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN POSTGRADUATE STUDIES: CHALLENGES, PROSPECTS

The author summarizes the factors and justifies the prospects for training scientific and scientific-pedagogical personnel in postgraduate studies. The structure of the training module for conducting final certification in postgraduate studies for checking the level of professional competencies formation defined by the federal state educational standard is described.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Тесты, включенные в сетевые учебно-методические комплексы, предполагающие, что правильные или неправильные ответы выбираются из нескольких предложенных ответов, очень полезны для определения начального уровня знаний и итогового теста после изучения одной темы. Электронные учебно-методические комплексы должны предоставляться обучающимся на внешних носителях и свободно распространяться в локальных сетях и глобальной сети Интернет.

Предметная информационная база (электронные учебники и пособия, демонстрации, тесты и другие задания, примеры выполненных проектов), входящие в состав электронного учебно-методического комплекса, должна постоянно обновляться и дополняться. Электронные учебники можно использовать как на занятиях, так и для самостоятельной работы студентов. Создание интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных библиотек учебников является важнейшей стратегической задачей, которая должна быть направлена на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза за счет практического использования электронных информационных ресурсов. Поэтому одним из основных факторов, обеспечивающих успех использования сетевых учебно-методических комплексов, является интеграция программных и технических ресурсов в комплексе для решения различных задач и на основе единой технологии решения, в связи с чем рекомендуется разработать единую информационно-образовательную среду для образовательных учреждений в следующем порядке:

1. Определите основные задачи, которые необходимо решить при использовании сетевых учебно-методических комплексов.

2. Определите целевую аудиторию, которая будет участвовать в использовании сетевых учебно-методических комплексов.

3. Выберите программное обеспечение для использования в условиях формирующегося сетевого учебно-методического комплекса.

4. Выберите наиболее подходящее техническое решение для создания инфраструктуры сетевых учебно-методических комплексов с учетом потребностей в ее обслуживании.

5. Определите форму подготовки и переподготовки специалистов, работающих в сетевых учебно-методических комплексах.

Выводы. Поскольку создание сетевых учебно-методических комплексов - глобальная задача, ее реализация входит не только в компетенцию образовательного учреждения. Поэтому создание основного технического звена в этой области на федеральном уровне заключается в создании единого ядра - федерального образовательного портала, который затем может занять важное место в решении всех проблем создания и развития сетевых учебно-методических комплексов.

Литература:

1. Балыкина, Е.Н. Проектирование концептуальной модели электронного учебно-методического комплекса / Е.Н. Балыкина, Д.Н. Бузун // XIV конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть IV. - М.: МИФИ, 2018 - С. 106-109.

2. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Филинъ, 2003 (ООО Арт-диал). - 613 с.

3. Козлова, Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1992. - 18 с.

4. Компьютерные технологии в высшем образовании: [сборник статей]. Ч. 1 / редкол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий [и др.]. - Москва: Издательство Московского университета, 1994. - 369 с. - (Программа «Университеты России»)

5. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе / Рос. НИИ систем. интеграции; [Богатырь Б.Н. и др.]. - М.: Б. и., 1993. - 71 с.

6. Концепция электронных изданий и ресурсов / РМЦ; Руководитель А.В. Осин - М., 2002. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// eir.ru/ concept.php.

7. Крайнова, Е.А. Назначение и характеристика единой информационно-образовательной среды ВУЗа / Е.А. Крайнова, К.В. Садова, А.В. Тараканов // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 7. - С. 193-198

8. Митько, К.А. Современный УМК (учебно-методический комплект). Теория и практика // XIII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сб. трудов участников конференции. Часть III. - М.: МИФИ, 2017.

9. Морев, И.А. Проблемы компьютерного представления образовательной информации: метод. пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2017. - 162 с.

10. Педагогический словарь / под ред. И.В. Бродского. - М.: Советская энциклопедия, 1960. - 562 с.

11. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: Учеб. пособие / [Вербицкий А.А. и др.]; Под ред. А.В. Петровского, Н.Н. Нечаева. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 167 с.

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, доцент Самойленко Наталия Борисовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ: ВЫЗОВЫ,

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Автором обобщены факторы и обоснованы перспективы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Описана структура учебного модуля для проведения итоговой аттестации в аспирантуре по проверке уровня сформированности профессиональных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом.

Ключевые слова: аспирантура, подготовка научных и научно-педагогических кадров, итоговая аттестация, учебный модуль, федеральные государственные требования.

Annotation. The author summarizes the factors and justifies the prospects for training scientific and scientific-pedagogical personnel in postgraduate studies. The structure of the training module for conducting final certification in postgraduate studies for checking the level of professional competencies formation defined by the federal state educational standard is described.

Keywords: post-graduate study, scientific and scientific-pedagogical personnel training, final certification, training module, federal state requirements.

Введение. На сегодняшний день аспирантура, претерпевающая изменения за последние годы, является важным средством научного развития и подготовки квалифицированных кадров [4; 12].

В связи со стратегическими задачи развития образования, современными тенденциями изучения модернизации системы высшего образования, касающейся подготовки аспирантов, актуальным становится проблема подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

С 1 сентября 2021 года вступил в силу федеральный закон ФЗ №517, который изменит порядок и условия обучения в аспирантуре и выпуска из неё [14]. Для качественной подготовки кадров для российской науки Министерство науки и высшего образования продолжает менять систему аспирантуры и адъюнктуры.

Проблема подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре приобретает особую актуальность в связи с утверждением Приказа Минобрнауки России № 118 от 24.02.2021 г. «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» [5].

Аспирантура остаётся в системе высшего профессионального образования. В соответствии с федеральными государственными требованиями и на основании лицензии на образовательную деятельность по соответствующим программам подготовки вместо подготовки кадров высшей квалификации будет подготовка научных и научно-педагогических кадров в соответствии с федеральными государственными требованиями и на основании лицензии на предзащиту диссертации окончанием аспирантуры. Проектом вносятся изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре разрабатываются на основе федеральных государственных требований. При этом понятие «федеральные государственные требования» дополняется также обязательными требованиями к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и срокам освоения этих программ, что нашло отражение в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ [14]. Дальнейшие преобразования аспирантуры затронули положения, которое касается итоговой аттестации аспирантов [8].

На сегодняшний день среди вызовов научные руководители аспирантов отмечают нехватку у будущих аспирантов навыков по использованию количественных и качественных методов научных исследований; базовая подготовка не соответствует направлению подготовки в аспирантуре. Совершенствованию содержания образовательного компонента аспирантских программ, направленного на развитие исследовательских и инновационных компетенций, отводится ведущее место для повышения качества подготовки преподавателей-исследователей.

Среди путей преодоления проблем подготовки аспирантов в исследованиях отмечаются следующие: автономность и гибкость университетов в проектировании и кастомизации образовательных программ; усовершенствование процедуры итоговой аттестации; активизация внедрения сетевых форм подготовки специалистов в сотрудничестве с ведущими вузами РФ [3].

Цель исследования - проанализировать возможности изменений в системе аспирантуры и описать перспективы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в публикациях обсуждаются такие нововведения для молодых ученых и научных руководителей, как: отмена образовательных стандартов, ФГОСов, разработка федеральных государственных требований; изменение условий предзащиты, замена государственной итоговой аттестации на итоговую аттестацию в виде обязательной предзащиты; изменение учебных, индивидуальных планов, общей траектории, обеспечение перевода на индивидуальную траекторию; дистанционный и смешанный режим проведения диссертационных советов [1].

Подготовка аспирантов предполагает исследовательский и образовательный компоненты.

За последнее время исследователями отмечается роль Единой рамки квалификаций в сфере исследований, разработок, подготовки научных кадров (далее - ЕРК), которая описывает единую шкалу профессиональных квалификаций научных, научно-технических и научно-педагогических работников, определяя позиции выпускников программ бакалавриата, программ магистратуры (специалитета), программ аспирантуры, лиц с учеными степенями [2].

В наших ранних исследованиях описаны уровни квалификаций исследователей согласно Европейской Рамки Исследовательской Карьеры (2011): R1 - исследователь на начальном этапе карьеры (в том числе обучающийся в докторантуре); R2 - исследователь, получивший степень PhD или ее эквивалент, но еще не вполне независимый; R3 -состоявшийся / самостоятельный исследователь; R4 - ведущий исследователь [10].

Документом федерального уровня, который связывает уровни квалификаций по образованию с уровнями профессиональных квалификаций, является Национальная рамка квалификаций. В структуре Национальной системы Квалификаций (НСК) РФ Национальная рамка квалификаций не утверждена [6]. Поэтому на сегодняшний день при развитии Национальной системы квалификаций активно рассматривается вопрос о квалификациях выпускников программ третьего уровня высшего образования - программ аспирантуры, программ ординатуры, программ ассистентуры -стажировки, которые находятся на одном (восьмом) уровне квалификаций.

Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий акцентирует внимание на выделении области профессиональной деятельности «Наука», как самостоятельной области (сферы) профессиональной деятельности и внесении научно-исследовательского, научно-педагогического и смежных с ними видов профессиональной деятельности в Национальную систему квалификаций [7].

Вместе с тем, в проекте ФЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» отмечается, что видами деятельности научно-педагогических кадров являются научная деятельность, направленная на приобретение, применение результатов интеллектуальной деятельности, способствующих развитию общества в целом, а также инновационная деятельность, состоящая из совокупности мероприятий, направленных на использование результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической области с целью создания или усовершенствования продукции, услуг, технологий [5].

В условиях вступления в силу Закона № 517-ФЗ от 30 декабря 2020 г. [13] для формирования кадрового потенциала российской науки, отвечающего современным вызовам, составлены рекомендации Минобрнауки России по нормативно-методическому обеспечению разработки и реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и разработана «Модель компетенций в научной сфере и сопряженных сферах деятельности». На портале ScienceID.net размещены необходимые для ученых ресурсы. Ученые могут оценить на нем уровень сформированности своих компетенций и получить рекомендации по инструментам для их развития [11].

Для работы в области открытой науки (2017) необходимо учитывать основные характеристики и индикаторы 57 навыков исследователей, которые объединены в категории: знания и навыки, необходимые для публикации в открытом доступе; в отношении открытых данных исследований, производства данных, управления, анализа / использования / повторного использования (распространение и изменение парадигмы с «защищенных данных по умолчанию» на «открытые

данные по умолчанию», требующее соблюдения ряда правовых и других требований); для работы в рамках собственного научного сообщества и за его пределами (открытая научная коммуникация); вытекающие из общей концепции гражданской науки, где исследователи взаимодействуют с широкой общественностью, чтобы усилить влияние науки и исследований на общество [11].

Учеными разработаны и описаны 12 компетенций исследователей: исследовательский опыт и профессиональные знания; реализация жизненного цикла научного продукта; лидерство; научное творчество; саморазвитие и профессиональный рост; научная кооперация и коммуникация; социальная ответственность и взаимодействие с обществом; взаимодействие с деловым сообществом и институтами публичной власти; научное наставничество и преподавание; научная экспертиза; научно-технологическое предпринимательство; управление в научной сфере.

В настоящее время среди вызовов научные руководители аспирантов отмечают нехватку у будущих аспирантов навыков по использованию количественных и качественных методов научных исследований; базовая подготовка не соответствует направлению подготовки в аспирантуре. Совершенствованию содержания образовательного компонента аспирантских программ, направленного на развитие исследовательских и инновационных компетенций, отводится ведущее место для повышения качества подготовки преподавателей-исследователей.

Среди предложенных компетенций отметим следующие: имеет стремление развивать знания методологии и области исследований; предлагает, разрабатывает и реализует целостную программу исследования; проводит независимые исследования, которые развивают исследовательскую повестку дня; имеет международную научную репутацию благодаря качеству исследований [11].

Нами проанализирована компетенция 9 - Научное наставничество и преподавание (участие в формировании исследовательских компетенций начинающих исследователей / осуществление педагогической деятельности по программам высшего/ дополнительного образования). Компонентами этой компетенции являются: научное руководство, преподавание по программам высшего/дополнительного образования, использование и развитие цифровых образовательных технологий. Обучаемые участвуют в организации научно-исследовательской работы в системе «школа-вуз»/ ассистирует преподавателю более высокой квалификации в осуществлении педагогической деятельности по программам высшего/ дополнительного образования.

Рассмотрим особенности текущего этапа реформирования системы высшего образования на примере Севастопольского государственного университета. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, профилю 13.00.08 Теория и методика профессионального образования, в Севастопольском государственном университете включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработку и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Необходимо отметить, что на протяжении обучения будущий преподаватель-исследователь, обучаясь по программе подготовки кадров высшей квалификации осваивает различные дисциплины [10]. В то же время основными видами деятельности в сфере науки и инноваций являются: научно-исследовательская деятельность; научно-экспертная деятельность; научно-просветительская деятельность; инновационная деятельность; педагогическая деятельность в сфере высшего образования. Активное участие аспирантов в научно-исследовательской работе при сборе научного материала на все видах практик, в процессе изучения ряда учебных дисциплин позволяет им использовать накопленные профессиональные знания, умения и опыт при выполнении творческих и научно-исследовательских работ в вузе и в дальнейшем в педагогической деятельности после окончания вуза [10].

Целью Государственной итоговой аттестации (ГИА) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки в Севастопольском государственном университет (СевГУ) является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по направлению к основной образовательной программе высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению.

Перспективой проведения экзамена по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки в Севастопольском государственном университете является проведение экзамена в форме устного доклада-презентации по разработке проекта учебного модуля и рабочей программы дисциплины в рамках научного направления исследований аспиранта.

На экзамене проверяется и оценивается сформированность профессиональной компетенции, необходимой для выполнения выпускником преподавательского вида деятельности. Структура разработанного модуля включает четыре документа: титульный лист, аннотация учебной дисциплины, глоссарий по дисциплине (словарь терминов в объеме 20-30 единиц), рабочая программа дисциплины.

При разработке учебного модуля используется модульно-компетентностный подход. Цель модуля - формирование компетенции. Учебный модуль состоит из материалов для преподавателей при организации учебного процесса; нормативной документации, регламентирующей учебный процесс по дисциплине (Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости, графики учебного процесса, планы аудиторных занятий); тексты лекций по дисциплине; задания для самостоятельной работы студентов (СРС); методические указания; контрольно-измерительные материалы для текущего, рубежного и промежуточного контроля.

СевГУ обеспечивает обучающимся открытый доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения. Поэтому перспективой исследования в подготовке научных и научно-педагогических кадров будет применение электронной образовательной среды СевГУ, дистанционных образовательных технологий; синхронного и/или асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса на платформе СевГу посредством сети «Интернет» (http://do.moodle.sevsu.ru/ course).

Выводы. Таким образом, содержание подготовка научных и научно-педагогических кадров в университетах будет опираться на изменения в аспирантуре, которые обновят порядок и условия обучения в аспирантуре и подготовки к защите диссертаций. Предложенный вариант формирования структуры учебного модуля для проведения итоговой аттестации по проверке уровня сформированности профессиональных компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом, соответствует новым требованиям и может быть рекомендован для подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Литература:

1. Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов. - Режим доступа: URL:https://trends.rbc.ru/trends/education/ 612494579a 7947a830fc688e? utm_source= vk&utm_medium=soc&utm_ campaign=-aspirantura--2021-pyat-izmeneniy-ko (дата обращения: 01.09.2021).

2. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. ред. Е.В. Караваева. - М.: Издательство «Геоинфо», 2018. - 240 с.

3. Касаткина Т. Аспирантура 4.0 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: alma-2021-02.pdf (tsu.ru) (дата обращения: 02.10.2021).

4. Маркин В.В. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) / В.В. Маркин, В.В. Воронов, Д. Илишко // Инноватика и экспертиза: Научные труды. - 2019. -Выпуск 2 (27). - С. 121-134.

5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей». - Режим доступа: URL: http://publication.pravo. gov.ru/ Document/View/0001202104060043 (дата обращения: 02.09.2021).

6. Проект ФЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://regulation.gov.ru/ projects/List/ Advanced Search# npa=69845. (дата обращения: 17.07.2021).

7. Пятнадцатое заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nspkrf.ru/zasedaniya/17-us/99-nspkrf-15.html (дата обращения: 05.06.2021).

8. РИА Новости [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://na.ria.ru/ 20201224/aspirantura-1590699555.html (дата обращения: 02.10.2021).

9. Садовничий В.А. О необходимости выделения «Науки» и научно- исследовательского вида профессиональной деятельности в Национальной системе квалификаций России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acur.msu.ru/docs/nsk/ 10_sadovnichy_ nspk.pdf (дата обращения: 12.06.2021).

10. Самойленко Н.Б. Развитие научно-исследовательской компетенции аспирантов в процессе создания авторских онлайн-курсов/ Н.Б. Самойленко // Гуманитарно-педагогическое образование. - Севастополь: СевГУ, 2019. - Т. 5. - № 4. -С. 94-100.

11. Стратегическая сессия молодых ученых «Наука молодая: траектория открытий»: материалы конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: https://www.sgu.ru/research/nauka-molodaya-traektoriya-otkrytiy (дата обращения: 22.05.2021).

12. Терентьев Е.А. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов / Е.А. Терентьев, Б.И. Бедный // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 10. - С. 9-28.

13. Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202012300052 (дата обращения: 02.09.2021).

Педагогика

УДК 376. 37

кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант Андриенко Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ - ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) III УРОВНЯ

Аннотация. В статье проанализированы методы коррекции и даны результаты диагностического обследования звукопроизношения у детей 5-6 летнего возраста, рассмотрены принципы коррекционной работы, этапы коррекционного воздействия с использованием разнообразных методов, форм и приемов.

Ключевые слова: дошкольный возраст 5-6 лет, звукопроизношение, принципы коррекции, этапы коррекции. Annotation. The article analyzes the methods of correction and gives the results of a diagnostic examination of sound reproduction in children aged 5-6 years, discusses the principles of correctional work, stages of corrective action using a variety of methods, forms and techniques.

Keywords: preschool age 5-6 years, sound reproduction, principles of correction, stages of correction.

Введение. С каждым годом увеличивается количество детей имеющих нарушения речи. По данным статистки, за последние 50 лет количество детей, имеющих нарушения речи, увеличилось в три раза.

Среди нарушений речи, имеющихся у детей данной возрастной группы, самый большой процент составляют нарушения обусловленные общим недоразвитием речи, однако и на сегодняшний день данные нарушения изучены неполно. По утверждению исследователей и практиков, структура нарушенного развития при общем недоразвитии речи усложнилась, многие вопросы нуждаются в анализе, пересмотре и корректировке.

Нарушение звукопроизношения у детей с ОНР рассмотрено в работах В.В. Воробьевой, М.М. Лопатиной и др. Проблема звукопроизношения важна на этапе становления и развития речи детей пяти-шестилетнего возраста и является условием успешного освоения учебной программы, а так же развития высших психических функций. Даже при благоприятных предпосылках формирования звукопроизношения (при сохранном интеллекте и слухе) у современных детей имеются различные дефекты в речи: пропуски, замены, искажения, аграмматизмы устной речи.

Звукопроизношение - это составляющая речи, изучением данного процесса занимались ученые Е.Ф. Архипова, В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев и другие.

Изложение основного материала статьи. В работе мы опирались на определение из логопедического словаря, которое на наш взгляд более полно отражает содержание данного понятия: «звукопроизношение - это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.