Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ НОМЕНКЛАТУРУ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ НОМЕНКЛАТУРУ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
аспирантура / кадры высшей научной квалификации Номенклатура научных специальностей / результаты обучения / компетенции / гибкие (мягкие) навыки. / postgraduate studies / personnel of higher scientific qualifications Nomenclature of scientific specialties / learning outcomes / competencies / soft skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капшутарь М. А.

В статье рассматривается проблема трансформации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в условиях начавшейся реформы и перехода на новую номенклатуру научных специальностей. Актуализируется вопрос о гибких (мягких) навыках в качестве показателей оценки результатов обучения в аспирантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капшутарь М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ASSESSING THE RESULTS OF TRAINING SCIENTIFIC AND SCIENTIFICPEDAGOGICAL PERSONNEL IN GRADUATE SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO A NEW NOMENCLATURE OF SCIENTIFIC SPECIALTIES

The article discusses the problem of transformation of the system of training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school in the context of the reform that has begun and the transition to a new nomenclature of scientific specialties. The issue of flexible (soft) skills is actualized as indicators for assessing learning outcomes in graduate school.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ НОМЕНКЛАТУРУ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

нення вищого ступеня прояву спрямовано1 самоор-гашзацд вчителiв).

Необхвдшсть виршення проблеми самоосвгт-ньо! компетентносп майбутнiх педагогiв призво-дить до виокремлення питань оргашзацп !х само-стшно1 роботи.

Це, в свою чергу означае, що самоосвiтню ком-петентнiсть можна розглядати у двох вимiрах: як як1сть особистостi та як готовшсть й здатнiсть до саморозвитку. Крiм того, самоосвiтня компетент-нiсть набула особливого значения в умовах дистан-цшно1 освiти i змiшаного навчання, що пов'язано iз запобiганням хвороби COVID-19, що потребуе систематичного пiдвищения квалiфiкацil викладачiв, який виступае у ролi тьютора, фасолтгатора, консультанта; використання результата досягнень нау-кових спiвтовариств i методичних напрацювань освiтянського загалу, а також - особливого освгт-нього середовища закладiв вищо1 освiти.

Це надае нам щдстави вважати самоосвиу основною формою пiдвищення загальнопедагопчно1 компетентностi майбутнiх педагогiв.

Таким чином, створюючи особливе освiтне се-редовище у сучасному закладi вищо1 освии необхь дно разом iз формами, методами, видами i техноло-пями вибудовувати систему самоосвiти й саморозвитку майбутшх учителiв. Це дасть змогу шдвищити як1сть професшно1 тдготовки педагогiв для Ново1 украшськох школи на рiвень свiтових стандарта з урахуванням проблем i перспектив розви-тку нашо1 держави у ХХ1 столiттi.

Список лiтератури

1. Болюбаш Я. Я. Органiзацiя освииього процесу у вищих закладах освпи: навчальний посiбник. К.: Компас, 1997. 64 с.

2. Гончаренко С. У. Укра!нський педагогiчний словник. К. Либвдь, 1997. 376 с.

3. Горленко О. Керiвництво самоосвiтньою дiяльнiстю вчителя. Школа. 2006. № 8. С. 38-45.

4. Дзюбко Л. Дiагностика навчально! мотивацп: збiрник методик. К.: Шшльний свiт, 2011. 128 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования. М.: Высшее образование сегодня, 2004. 43с.

6. Наливайко Г. В. Психолого-педагопчш умови оргашзацп самоосвггньо! дiяльностi вчителiв початкових клаав. Теорiя та методика управлiння освгтою : електронне наукове фахове видання ДВНЗ «Ушверситет менеджменту освии». 2010. Вип. № 5 (2010). URL: http://ttme.umo.edu.ua/docs/5/11/nalest.pdf.

7. Рогозша М. Ю. Самоосвiта як фактор особистiсно-професiйного становлення майбутнього вчителя. Особистiснi та ситуацшт детермтанти поведтки i дгяльностг людини. Донецьк. 2007. С. 175-184.

8. Сухомлинський В. О. Сто порад учителю. К.: Радянська школа, 1988. 303 с.

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ НОМЕНКЛАТУРУ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Капшутарь М.А.

заместитель начальника управления подготовки кадров высшей квалификации, кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный медицинский университет,

Россия, Екатеринбург

ON THE ISSUE OF ASSESSING THE RESULTS OF TRAINING SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL IN GRADUATE SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO A NEW NOMENCLATURE OF SCIENTIFIC SPECIALTIES

Kapshutar M.

Deputy Head of the Department of Training of Highly Qualified Personnel candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Urals State Medical University, Russia, Ekaterinburg

Аннотация

В статье рассматривается проблема трансформации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в условиях начавшейся реформы и перехода на новую номенклатуру научных специальностей. Актуализируется вопрос о гибких (мягких) навыках в качестве показателей оценки результатов обучения в аспирантуре.

Abstract

The article discusses the problem of transformation of the system of training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school in the context of the reform that has begun and the transition to a new nomenclature of scientific specialties. The issue of flexible (soft) skills is actualized as indicators for assessing learning outcomes in graduate school.

Ключевые слова: аспирантура, кадры высшей научной квалификации Номенклатура научных специальностей, результаты обучения, компетенции, гибкие (мягкие) навыки.

Keywords: postgraduate studies, personnel of higher scientific qualifications Nomenclature of scientific specialties, learning outcomes, competencies, soft skills.

Актуальность обращения к проблеме формирования «soft skills» (гибких или мягких навыков) у аспирантов обусловлена тем, что современная российская аспирантуры переживает период очередного реформирования. Став в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» третьей ступенью высшего образования и образовательной программой, реализуемой на основе федерального государственного образовательного стандарта, аспирантура так и не смогла решить основную проблему своей деятельности - проблему низкой ее эффективности. Выражается это в недостаточном и постоянно снижающемся количестве аспирантов, завершающих обучение в аспирантуре с защитой диссертации. Таким образом, аспирантура как основная форма подготовки научно -педагогических кадров высшей квалификации не выполняла свою основную функцию.

Однако новая модель аспирантуры как образовательной программы, реализуемая с 2014 года, также является объектом постоянной критики, как со стороны ученых-исследователей, так и практиков, занимающихся реализацией этих программ. Основными проблемами, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, процедура приема в аспирантуру, которая практически идентична приему на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, основывается на образовательных показателях (результатах вступительных испытаний) и не дает возможности оценить научный потенциал абитуриента аспирантуры. Во-вторых, структура учебного процесса в аспирантуре с преобладанием в ней образовательной составляющей (дисциплины, модули, практики) в ущерб научной составляющей в подготовке аспиранта. И, наконец, процедура государственной итоговой аттестации, включающая государственный экзамен и представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). При этом подготовка и защита диссертации не являются обязательной частью программы аспирантуры, что, естественно, снижает мотивацию аспирантов и приводит к дальнейшему снижению доли защитивших диссертации аспирантов. Таким образом, данная модель аспирантуры является противоречивой и недостаточно проработанной с нормативно-правовой точки зрения.

Кроме того, к числу недостатков новой модели аспирантуры исследователи относят крайне недостаточное финансовое обеспечение аспирантской подготовки, и, как следствие, необходимость совмещения обучения с работой; отсутствие адресной (целевой) подготовки аспирантов [2]; проблемы с организацией и качеством научного руководства

[1]; относительно низкий уровень исследовательской подготовки абитуриентов, «невстроеность» аспирантов в научную профессию в процессе обучения [4]; недостаточный уровень развития компетенций у молодых ученых и преподавателей высшей школы, необходимых для развития академической карьеры [8]; падение привлекательности и престижа академической профессии в России [6]. Можно констатировать, что реформа аспирантуры не выполнила своей задачи в части повышения результативности ее деятельности.

На наш взгляд, к числу проблем также следует отнести вопрос о мотивации аспирантов в части несоответствия их личностных и социальных смыслов содержанию их будущей преподавательской и исследовательской деятельности. Можно говорить и о нормативной неурегулированности статуса аспирантской подготовки в аспекте рассогласованности системы государственной научной аттестации и итоговой аттестации выпускников аспирантуры.

В академическом сообществе решение обозначенных деструктивных вопросов в деятельности аспирантуры связывают с новым этапом в реформировании аспирантуры. Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] предусматривает отказ от ФГОС и переход к федеральным государственным требованиям (ФГТ) к программам аспирантуры, отмену государственной аккредитации с сохранением всех академических прав обучающихся. Важное изменение связано с процедурой итоговой аттестации, которая предусматривает оценку диссертации на предмет ее соответствия требованиям 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с выдачей аспиранту соответствующего заключения. Меняется и форма выдаваемого документа - вместо диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» выпускник аспирантуры, успешно прошедший итоговую аттестацию, получит свидетельство.

Введённая новая Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени [7], внесла значительные изменения в перечень научных специальностей.

Так, в Уральском государственном медицинском университете подготовка аспирантов ведется по 26 образовательным программам аспирантуры в рамках пяти направлений подготовки. В таблице 1 отражены соответствия реализуемых направлений подготовки и групп научных специальностей по новой Номенклатуре.

Таблица 1.

Соответствие направлений подготовки высшего образования научным специальностям, по которым _присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021_

Шифр и наименование направлений подготовки (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061) Шифр и наименование группы научных специальностей (в соответствии с Номенклатурой научных специальностей 2021 г.)

06.06.01 Биологические науки 1.5. Биологические науки

30.06.01 Фундаментальная медицина 3.3. Медико-биологические науки

31.06.01 Клиническая медицина 3.1. Клиническая медицина

32.06.01 Медико-профилактическое дело 3.2. Профилактическая медицина

33.06.01 Фармация 3.4. Фармацевтические науки

Исследователи [5] проанализировали документ «Направления подготовки в аспирантуре 0КС0-2016 - Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021» на переходный период. С позиции предложенной ими классификации и на основе проведенного анализа соответствия «старых» направлений подготовки и «новых» научных специальностей на примере направления подготовки Клиническая медицина можно отметить следующее. В новой Номенклатуре наименования 28 образовательных программ не изменились, наименования 6 программ подверглись редакционным изменениям; появились 2 новые научные специальности, которых не было в предыдущей версии Номенклатуры (2017 года); одна научная специальность стала результатом объединения научных специальностей прежней версии Номенклатуры; две научные специальности получились в результате значительного изменения научных специальностей по Номенклатуре 2017 года.

В условиях начавшейся реформы для разработчиков новых программ аспирантуры при отсутствии примерных образовательных программ возникает множество вопросов. И один из них связан с определением результатов обучения. В предыдущей модели в качестве таких результатов выступали компетенции: универсальные - общие для всех направлений подготовки, общепрофессиональные - единые в рамках одного направления подготовки и профессиональные - присущие отдельному профилю (направленности) подготовки. При этом универсальные и общепрофессиональные компетенции закреплялись федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего направления подготовки, а профессиональные определялись самостоятельно образовательной организацией. В Федеральных государственных требованиях понятие «компетенции» как результат обучения отсутствует.

Данное обстоятельство, на наш взгляд, актуализирует обращение к понятию «soft skills» (гибкие или мягкие навыки), формирование которых можно рассматривать в качестве одного из элементов понятия «результаты обучения».

Исследователи [10] рассматривают данное понятие как комплекс неспециализированных, связанных с личностными качествами навыков, которые позволяют гармонично взаимодействовать с другими людьми, повышать эффективность работы

в своей отрасли, а также дают возможность перемещаться между отраслями, сохраняя свою востребованность. Они носят универсальный характер и не связаны с конкретной сферой деятельности. Данная характеристика отличает их от hard skills (жестких навыков), которые являются техническими компетенциями и связаны с конкретной выполняемой деятельностью в области формализованных технологий. Таким образом, гибкие навыки включают в себя комплекс навыков, умений и характеристик, позволяющих специалисту быть успешным независимо от специфики выполняемых действий [3, с. 29]. Кроме того, ориентация на формирование гибких навыков у аспирантов отвечает требованиям и запросам рынка труда, так как у работодателей востребованы сотрудники, обладающие не только профессиональными знаниями и умениями (жесткими навыками), но и определенными личностными качествами. К числу таких качеств можно отнести креативное мышление, навыки самоуправления и работы в команде, коммуникабельность и лидерство.

Таким образом, мягкие навыки, рассматриваемые в программе аспирантуры в качестве элемента результатов обучения, являются необходимым условием успешной карьеры будущего научного или научно-педагогического работника.

Список литературы

1. Gruzdev. I., Terentev. E. & Dzhafarova. Z. Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities // High Education (2019). URL: https://doi.org/10.1007/s10734- 019-00437-w.

2. Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 61-72.

3. Игумнова О.В. «Жизненные» и «гибкие» навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019.№ 4(8). С. 25-38.

4. Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74-84.

5. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Бережная Ю.Н. Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 9-28.

6. Певная М.В., Шуклина Е. А. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 77-90.

7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ № 62998 от 6 апреля 2021 года).

8. Фадеева И.М., Осипова О.Ю., Фадеева Е.С. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры // Интеграция образования. 2012. № 1 (66). С. 7-13.

9. Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http ://publication.pravo.gov. ru/Document/View/00012 02012300052. (дата обращения 01.12.2021).

10. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т.9. № 1. [Элгюронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf (дата обращения 05.12.2021).

ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ СИСТЕМИ П1ДГОТОВКИ НАУКОВО-ПЕДАГОГ1ЧНИХ ПРАЦ1ВНИК1В КАФЕДРИ В1ЙСЬКОВО1 ЩДГОТОВКИ ВНЗ ДО 1ННОВАЦ1ЙНО1

ПЕДАГОГ1ЧНО1 Д1ЯЛЬНОСТ1

Климчук 1.О.

м. Кигв, Нацюнальний унгверситет оборони Украши шен1 1вана Черняховського, кафедра вшськовог

пгдготовки, кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри

WAYS TO IMPROVE THE SYSTEM OF TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF OF THE DEPARTMENT OF MILITARY TRAINING OF UNIVERSITIES FOR INNOVATIVE

PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Klymchuk I.

Kyiv, Ivan Chernyakhovsky National University of Defense of Ukraine, Department of Military Training,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Анотащя

У статп проаналiзовано особливосп, та визначено шляхи удосконалення системи шдготовки науково-педагопчних пращвнишв кафедри вшськово! шдготовки офiцерiв запасу до шновацшно! педагопчно! дiяльностi.

Abstract

The article analyzes the features and identifies ways to improve the system of training of scientific and pedagogical staff of the Department of Military Training of Reserve Officers for innovative pedagogical activities.

Ключов1 слова: вшськова шдготовка, шноващя, шновацшна дiяльнiсть педагога, вшськово-про-фесшна дiяльнiсть, система професшно! шдготовки, професшна готовшсть.

Keywords: military training, innovation, innovative activity of a teacher, military-professional activity, system of professional training, professional readiness.

Вступ. На сучасному еташ розвитку вищо! ци-вшзацп особливу роль вщграе шновацшний по-тенщал суспшьства. Це, в свою чергу, вимагае шдготовки фахiвцiв, здатних системно й конструктивно мислити, швидко знаходити потрiбну шфор-мацш, приймати адекватш рiшення, створювати принципово новi 1де1 в рiзних галузях знання. Таким чином формуеться соцiальне замовлення на новi шдходи в системi вищо! освiти, нове педа-гогiчне мислення, нове ставлення викладача до свое! професiйноi дiяльностi, результатом яко! мае бути мае бути виховання "iнновацiйноi людини".

Постановка проблеми. Новi сощально-еко-номiчнi прюритети розвитку свiтовоi спiльноти зумовили сути змiни в цiлях, змiстi та результатах функцюнування вищо! вшськово! освiти, орiентуючи ii на шдготовку ново! генерацй' фахiвцiв вiйськовоi галузг

Розвиток iнновацiйних процесiв у освт на сучасному етапi зумовлюеться:

iнтенсивним розвитком iнформацiйних техно-логш у всiх сферах людського буття;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.