Научная статья на тему 'К вопросу об изменении структуры программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре'

К вопросу об изменении структуры программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспирантура / федеральные государственные стандарты высшего образования / федеральные государственные требования / защита кандидатской диссертации. / postgraduate studies / federal state standards of higher education / federal state requirements / PhD thesis defense

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китрова Екатерина Валерьевна

Введение: на современном этапе в условиях кардинальной модернизации программ аспирантуры особое место занимает переход от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования уровень высшего образования — программ подготовки кадров высшей квалификации к Федеральным государственным требованиям к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее соответственно — ФГОС ВО, ФГТ). Цель: на основе сравнительного анализа ФГОС ВО и ФГТ выявить направления совершенствования подготовки аспирантов с учетом государственной политики в сфере науки и высшего образования. Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-паровой) методы познания. Результаты: выявлены современные ориентиры, характеризующиеся построением индивидуальных траекторий, адаптированных под каждого конкретного аспиранта, необходимых для повышения его научной результативности. Выводы: в ходе исследования сформулированы предложения, направленные на совершенствование структуры программ аспирантуры, целью обучения по которым является непосредственно подготовка и защита кандидатской диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китрова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Changing the Structure of Postgraduate Training Programs for Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel

Background: аt the present stage in the conditions of cardinal modernization of postgraduate programs the transition from the Federal state educational standards of higher education training programs of higher qualification to the Federal state requirements to the structure of training programs for scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school (hereinafter — FGOS VO, FGT) takes a special place. Objective: оn the basis of a comparative analysis of the Federal State Educational Standard and the Federal State Educational Institution to identify areas for improving postgraduate training, taking into account state policy in the field of science and higher education. Methodology: general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-steam) methods of cognition. Results: modern guidelines, characterized by the construction of individual trajectories, adapted to each individual graduate student, necessary to improve his scientific performance, have been identified. Conclusions: the study formulated proposals aimed at improving the structure of postgraduate programs, the purpose of training for which is the direct preparation and defense of a candidate dissertation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изменении структуры программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-2-131-137

УДК 342.9.01

Е.В. Китрова

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

Введение: на современном этапе в условиях кардинальной модернизации программ аспирантуры особое место занимает переход от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования уровень высшего образования — программ подготовки кадров высшей квалификации к Федеральным государственным требованиям к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее соответственно — ФГОС ВО, ФГТ). Цель: на основе сравнительного анализа ФГОС ВО и ФГТ выявить направления совершенствования подготовки аспирантов с учетом государственной политики в сфере науки и высшего образования. Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-паровой) методы познания. Результаты: выявлены современные ориентиры, характеризующиеся построением индивидуальных траекторий, адаптированных под каждого конкретного аспиранта, необходимых для повышения его научной результативности. Выводы: в ходе исследования сформулированы предложения, направленные на совершенствование структуры программ аспирантуры, целью обучения по которым является непосредственно подготовка и защита кандидатской диссертации.

Ключевые слова: аспирантура, федеральные государственные стандарты высшего образования, федеральные государственные требования, защита кандидатской диссертации.

E.V. Kitrova

ON THE ISSUE OF CHANGING THE STRUCTURE OF POSTGRADUATE TRAINING PROGRAMS FOR SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL

Background: аЬ the present stage in the conditions of cardinal modernization of postgraduate programs the transition from the Federal state educational standards of higher education - training programs of higher qualification to the Federal state requirements to the structure of training programs for scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school (hereinafter — FGOS VO, FGT) takes a special place. Objective: оп the basis of a comparative analysis of the Federal State Educational Standard and the Federal State Educational Institution to identify areas for improving postgraduate training, taking into account state policy in the field of science and higher education.

© Китрова Екатерина Валерьевна, 2022

Старший преподаватель кафедры административного и муниципального права, соискатель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия) © Kitrova Ekaterina Valeryevna, 2022

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Municipal Law, Applicant degree of the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy) 131

Methodology: general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-steam) methods of cognition. Results: modern guidelines, characterized by the construction of individual trajectories, adapted to each individual graduate student, necessary to improve his scientific performance, have been identified. Conclusions: the study formulated proposals aimed at improving the structure of postgraduate programs, the purpose of training for which is the direct preparation and defense of a candidate dissertation.

Key-words: postgraduate studies, federal state standards of higher education, federal state requirements, PhD thesis defense.

В 2021 году произошли серьезные изменения в правовом регулировании подготовки кадров высшей квалификации. Вступили в силу нормативные правовые акты, регламентирующие порядок обучения в аспирантуре, подготовки и защиты диссертаций. Едва ли не главную роль в данной области играет переход от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования уровень высшего образования — программ подготовки кадров высшей квалификации (далее — ФГОС ВО) к Федеральным государственным требованиям к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее — ФГТ).

Вступивший в действие 1 марта 2022 г. Приказ «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» предоставляет больше гибкости и маневренности при выстраивании индивидуальных траекторий, адаптированных под каждого конкретного аспиранта, необходимых для повышения его научной результативности.

Дискуссии о необходимости изменения подхода к подготовке кадров в аспирантуре ведутся давно. Как показывает статистика, переход к ФГОС ВО и изменение программ аспирантуры в сторону существенного увеличения образовательной составляющей, в ущерб научной, а также завершение обучения без обязательной защиты диссертации, не принесли ожидаемых результатов. Обращает на себя внимание тот факт, что количество защит диссертаций выпускниками аспирантуры не только не осталось на прежнем уровне, но значительно снизилось. Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики речь идет о постоянном снижении эффективности работы аспирантуры. Если учитывать процент защит аспирантов от выпуска, то он критически снизился (2010 год — 28,4%; 2020 год — 9%) [1, с. 72]. Шкала эффективности аспирантуры в период с 2010 по 2020 гг. выглядит следующим образом:

(по данным федеральной службы государственной статистики [1, с. 72]).

В целом вся структура Федеральных государственных требований указывает на приоритет научной составляющей и на то, что основной целью обучения в аспирантуре является подготовка и защита кандидатской диссертации, а не процесс обучения. Это доказывает целый ряд признаков.

Так, программы аспирантуры (адъюнктуры) разрабатываются по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации1, в то время как в соответствии с ФГОС ВО программы аспирантуры реализуются по направлениям подготовки и профилям (направленностям)2, которые устанавливаются образовательными организациями самостоятельно и не имеют ничего общего с научными специальностями.

Организации, реализующие программы аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с ФГТ, должны осуществлять научную (научно-исследовательскую) деятельность, в том числе выполнять фундаментальные и (или) поисковые, и (или) прикладные научные исследования, обладать научным потенциалом по группам научных специальностей, по которым реализуются программы аспирантуры. Осуществление научной деятельности должно быть предусмотрено уставом орга-низации3. В то время как получение образования по программам аспирантуры в

1 См.: Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» (зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 2021 г. № 65943). URL: http://pravo.gov.ru, (дата обращения: 02.03.2022).

2 См., например: Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (в ред. от 30 апреля 2015 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2014 г. № 35395). URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022).

3 См.: Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» (зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября .2021 № 65943). URL: http://pravo.gov.ru, (дата обращения: 02.03.2022).

соответствии с ФГОС ВО допускается в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях.

В соответствии с ФГОС ВО аспирант получает образование по программе аспирантуры и проходит обучение, когда как в ФГТ говорится об освоении программы аспирантуры (адъюнктуры).

Статья 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни1.

С.И. Ожегов дает толкование слову обучение (учить, учиться), как основному пути получения образования, специальности, процессу усваивания и запоминания каких-либо знаний, умений и навыков под руководством педагогов, мастеров, наставников. Обучением (учением) называют процесс передачи кому-либо имеющихся у вас знаний, навыков, умений [2, с. 812].

Термин освоение (освоить) означает вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать [2, с. 443]. А.С Ахиезер считает, что освоение — это способность человека в процессе своей воспроизводственной деятельности преобразовывать ранее накопленное богатство культуры в содержание своей личностной культуры, сознания, деятельности, внешнее делать внутренним [3, с. 56].

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные федеральные требования определяют подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) не столько как процесс получения определённых знаний, навыков, умений, а как процесс их преобразования в способность заниматься научно-исследовательской деятельностью и достигнуть конкретного научного результата (подготовить и защитить диссертацию).

Согласно федеральным государственным требованиям, структура программы аспирантуры состоит из научного компонента, образовательного компонента и итоговой аттестации. Вся структура программы аспирантуры указывает на то, что она в большей степени нацелена не на образовательную, а на научную деятельность и подготовку кандидатской диссертации. Приоритетное значение имеет научный компонент, который включает в себя:

научную деятельность, направленную на подготовку диссертации к защите; подготовку публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, предусмотренных абзацем четвертым пункта 5 федеральных государственных требований;

промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования. В ФГТ образовательный компонент сведен к минимуму и включает в себя дисциплины (модули), в том числе элективные, факультативные дисциплины (модули) (в случае включения их в программу аспирантуры (адъюнктуры) и

1 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской 134 Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. I, ст. 7598.

(или) направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов), а также практику. Однако связи с явным усилением научного компонента и ориентированностью на обязательную подготовку диссертационного исследования, видится необходимым предусмотреть только обязательные дисциплины, направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, исключив дополнительный объем в образовательном компоненте.

В отличие от ФГОС ВО, которым устанавливались виды и способы прохождения практик, федеральные государственные стандарты предусматривают для организаций самостоятельный порядок определения видов и способов проведения практики, однако здесь также является необходимостью установление обязательного вида практики — педагогической, так как программы аспирантуры направлены на подготовку не только научных, но и научно-педагогических кадров.

Можно без всякого преувеличения признать тот факт, что подготовка научных и научно-педагогических кадров по новым требованиям, снова возвращается к «немецкой модели наставничества, где аспирант занимается исследованием под руководством научного руководителя и полностью несет ответственность за свой успех или неудачу в продвижении к искомой степени. Текущая модель российской аспирантуры в большей степени соответствует типу аспирантских программ, которые в зарубежной практике получили название «структурированных», то есть программ, в рамках которых не только научный руководитель, но и другие сотрудники и преподаватели кафедры (департамента) отслеживают прогресс и профессиональный рост аспиранта, назначают ему конкретный план прохождения обучения и следят за его выполнением» [4, с. 54-66].

Однозначно можно сделать вывод, что успешное обучение в аспирантуре должно заканчиваться защитой диссертации и присвоением выпускнику ученой степени кандидата наук. Программа аспирантуры в соответствии с ФГТ предусматривает итоговую аттестацию по программам аспирантуры (адъюнктуры), которая проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленными в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»1, в то время как выпускник аспирантуры, обучающийся по ФГОС ВО, должен в процессе обучения овладеть рядом компетенций и успешно пройти государственную итоговую аттестацию, порядок которой установлен приказом Минобрнауки России2. Предусмотренная в федеральных государственных требованиях процедура итоговой аттестации не регламентирована. Полагаем, что необходимо определить: кто устанавливает порядок проведения итоговой аттестации (самостоятельно образовательная организация или Министерство науки и высшего образования РФ соответствующим приказом); как формируется состав комиссии и какие последствия для аспиранта в случае отрицательной оценки. Предполагается, что аспиранту, успешно прошедшему итоговую аттестацию по программе аспирантуры выдается заключение

1 См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4137.

2 См.: Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» (зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2016 г. № 41754). URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022). 135

и свидетельство об окончании аспирантуры1. Видится необходимым разработать единую форму и содержание данного свидетельства, поскольку в соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»2 свидетельство об окончании аспирантуры является документом об образовании и подлежит обязательному внесению в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении3.

Главным и принципиальным отличием федеральных государственных требований от федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, на наш взгляд, является отсутствие целого раздела — требования к результатам освоения программы аспирантуры, а также характеристика профессиональной деятельности. ФГТ содержат в себе требования к структуре и условиям организации программы аспирантуры, а не к результатам ее освоения. Таким образом, для программ аспирантуры теперь не применяется компетент-ностный подход.

Также важным изменением в программах подготовки научных и научно-педагогических кадров является то, что требованиями не регламентирован объем программы аспирантуры. В то время, как ФГОС ВО устанавливал, что обучение по программе аспирантуры в организациях осуществляется в очной и заочной формах, а объем программ аспирантуры составляет 180 з.е. Надо полагать, что данный подход — это предоставление образовательным организациям самой широкой самостоятельности при реализации программы аспирантуры и возможности ее адаптации под запросы и задачи конкретного аспиранта. Основной предпосылкой такого утверждения является наличие в федеральных государственных требованиях дефиниции, устанавливающей освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) по индивидуальному плану работы аспиранта (адъюнкта), включающему индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план.

Приложением к ФГТ определены перечни научных специальностей, срок освоения которых составляет 3 года в очной форме (4 года — в заочной форме) и 4 года в очной форме (5 лет — в заочной форме). При освоении программ аспирантуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок освоения такой программы не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным ФГТ. Таким образом, обучение в аспирантуре в отдельных случаях может составлять и 6 лет. Как считает ряд авторов, продление сроков обучения в аспирантуре по некоторым специальностям стало важным сигналом признания неблагополучия. Однако неочевидно, какое именно влияние эта инновация окажет на качество и эффективность научной работы аспирантов [5, с. 41].

1 1 См.: Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении По-

S ложения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022).

2 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. I, ст. 7598.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (вместе с «Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»). URL: http://pravo.gov.ru (дата

136 обращения 02.03.2022).

Содержащиеся в ФГТ требования к условиям реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) указывают на их адаптацию под запросы конкретного аспиранта, так как определяются соответствующей программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.

Стоит отметить, что реформа российской аспирантуры и переход от федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к федеральным государственным требованиям к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, это не возврат к «старой» модели, а очередная попытка построения аспирантуры, главной целью которой является подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее успешная защита.

Библиографический список

1. Беларусь и Россия. 2020: статистический сборник. М.: Росстат, 2020. 208 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2020. 896 с.

3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. М.: ФО СССР, 1991. Т. III. 470 с.

4. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (5). С. 54-66.

5. Кузьминов Я.И., Терентьев Е.А., Фрумин И.Д. Хорошая аспирантура — условие инновационного развития // Коммерсантъ Наука. № 9. 2021. 14 апр.

с

References ï

1. Belarus and Russia. 2020: Statistical Collection. Moscow: Rosstat, 2020. 208 p. p

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Dictionary of Russian Language: 120,000 0 words and phraseological expressions. 4th ed., additional M.: LLC "A TEMP", 2020. 896 p. К

3. Akhiezer A.S. Russia: Criticism of Historical Experience: in 3 volumes of the FO г USSR, 1991. Vol. III. 470 p. J

Ja

4. Terentyev A., Bekova S.K., Maloshonok N.G. The Crisis of Russian Postgraduate т Studies: Sources of Problems and Solutions to Overcome Them // University management: H Practice and analysis. 2018. No. 22 (5). Р. 54-66. °

5. Kuzminov Y.I., Terentyev E.A., Frumin I.D. Good Graduate School — a Condition ï for Innovative Development // Kommersant Nauka. No. 9. 2021. 14 apr. 4

е

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.