Научная статья на тему 'Диплом Об окончании аспирантуры est диссертация?'

Диплом Об окончании аспирантуры est диссертация? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1416
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / POSTGRADUATE STUDIES / ДИПЛОМ / DIPLOMA / ДИССЕРТАЦИЯ / THESIS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE FINAL ATTESTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

В данной статье рассмотрена проблематика соотношения процедуры государственной итоговой аттестации в аспирантуре и готовности диссертации. Отмечено наличие противоречий в нормативных правовых актах Минобрнауки России, регулирующих вопросы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Предложены возможные пути решения проблемы, связанной с подготовкой научно-квалификационной работы и окончанием аспирантуры, в части нормативной формулировки в образовательном стандарте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diploma of Postgraduate Education Est Dissertation?

This article focuses on the problem of the relationship between the procedure for state final attestation in postgraduate study and the readiness of a thesis. The presence of contradictions in the normative legal acts of the Ministry of Education and Science of Russia, which regulate the issues of training scientific and pedagogical personnel in postgraduate study, was noted. The author suggests possible ways of solving the problem related to the preparation of scientific and qualification work and the completion of postgraduate study in the part of normative language in the educational standard. The offered formulation "scientific qualification work being prepared (Thesis)" orients the federal state educational standards towards "qualification", which enables a greater number of postgraduates to get access to state final attestation.

Текст научной работы на тему «Диплом Об окончании аспирантуры est диссертация?»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Диплом об окончании аспирантуры est диссертация?

Бодров Андрей Вениаминович - канд. хим. наук, начальник учебно-методического управления. E-mail: umu@kazangmu.ru

Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблематика соотношения процедуры, государственной итоговой аттестации в аспирантуре и готовности диссертации. Отмечено наличие противоречий в нормативных правовых актах Минобрнауки России, регулирующих вопросы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Предложены возможные пути решения проблемы, связанной с подготовкой научно-квалификационной работы, и окончанием аспирантуры, в части нормативной формулировки в образовательном стандарте.

Ключевые слова.: аспирантура, диплом, диссертация, государственная итоговая аттестация

Для цитирования: Бодров А.В. Диплом об окончании аспирантуры est диссертация? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 79-85. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-79-85

Введение

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона1 в Российской Федерации установлен такой уровень профессионального образования, как высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Первый выпуск аспирантов по данным программам со сроком получения образования в очной форме обучения три года был осуществлён в России в прошлом 2017 г., а со сроком получения образования в очной форме обучения четыре года произойдёт в текущем 2018 г.

В силу новизны программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре продолжаются дискуссии вокруг Блока 4 «Государственная итоговая аттестация» программы аспирантуры [1; 2]. В ч. 6 ст. 59 Федерального закона указано, что к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объёме выполнивший учебный план

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Лица, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) (ч. 7 ст. 60 Федерального закона).

Дополнительно ч. 9 ст. 60 Федерального закона установлено, что лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание учёной степени кандидата наук, присваивается учёная степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдаётся диплом кандидата наук. В свою очередь, в ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»2 отмечено, что

2 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №

127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

к соисканию учёной степени кандидата наук допускаются в том числе лица, подготовившие диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Необходимо отметить, что на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещён проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»3 (этап: Независимая антикоррупционная экспертиза), но каких-либо принципиальных изменений или уточнений по вопросам обучения в аспирантуре данный проект федерального закона по сравнению с текущим Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» не содержит. Таким образом, сегодня сфера аспирантуры продолжает регулироваться Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а потому изыскания в этой области продолжают оставаться актуальными.

В данной статье в порядке дискуссии обсуждается вопрос о соотнесении степени готовности диссертации при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) с допуском аспиранта (адъюнкта) к государственной итоговой аттестации, успешное прохождение которой завершается получением диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры). Обозначенная проблематика подробно обсуждалась в многочисленных опубликованных работах. В нашей статье делается упор на нормативную составляющую. Возможно, сформулированные здесь предложения позволят снизить императивный характер ФГОС ВО в части требования по завершённости диссертационной работы и снять некоторые вопросы по допуску аспирантов к государственной итоговой аттестации.

3 Проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». URL: http://regulation. gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=79415

Аспирантура (ФГТ). Представляют интерес требования, которые раньше предъявлялись аспирантам, обучавшимся в соответствии с федеральными государственными требованиями4. Согласно п. 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (далее - Положение)5 аспирант за время обучения в аспирантуре был обязан:

- полностью выполнить индивидуальный план;

- сдать кандидатские экзамены по философии (истории и философии науки), иностранному языку и специальной дисциплине;

- завершить работу над диссертацией и представить её на кафедру (учёный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

П. 48 Положения устанавливалось, что индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждались ректорами (учёными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями. Вызывает

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)» (Приказом Мин-обрнауки России от 13 марта 2018 г. № 176 настоящий документ признан утратившим силу с 10 апреля 2018 г.).

5 Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2017 г. № 1226 настоящий документ признан не подлежащим применению с 22 апреля 2018 г.).

интерес п. 10 Положения: «Лицам, завершившим подготовку по образовательным программам послевузовского профессионального образования, выдаются документы государственного образца» - в Положении данное обстоятельство было прописано, но в жизнь так и не было воплощено, т.к. факты выдачи документов государственного образца неизвестны.

Аспирант, обучавшийся по очной форме в высшем учебном заведении, вправе был освоить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», если этот минимум не был освоен в процессе магистерской подготовки (п. 46 Положения). Данное положение по своему содержанию близко к присваиваемой ныне по завершении аспирантуры квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Таким образом, формально в части аспирантуры положения предыдущего зако-на6 об образовании кардинальным образом не отличаются от положений действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Аспирантура (ФГОС ВО). Правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) определяются Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - Порядок)7. Так, п. 2 Порядка устанавливает, что программы аспирантуры

6 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

7 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления об-

разовательной деятельности по образовательным

программам высшего образования - програм-

(адъюнктуры) реализуются образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, научными организациями в целях создания аспирантам (адъюнктам) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук. В п. 44 Порядка зафиксировано, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаётся диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры).

Обращает на себя внимание то, что в действующем Порядке не имеется требования по утверждению организацией темы диссертации аспиранта. Зато имеется следующая формулировка (п. 31 Порядка): «Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы». Как видно, данное обстоятельство является одним из первых несоответствий, возникших вследствие запаздывания процесса внесения изменений в данный нормативный правовой акт Мин-обрнауки России относительно изменений со стороны ФГОС ВО.

ГИА. Рассмотрим также выдержки из Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки (далее - Порядок ГИА)8.

мам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

8 Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой

В п. 9 Порядка ГИА закреплено, что государственная итоговая аттестация обучающихся в организациях проводится в форме:

• государственного экзамена;

• защиты выпускной квалификационной работы;

• научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями с учётом требований, установленных стандартом, - в нашем случае это государственный экзамен и научный доклад.

Необходимо также рассмотреть извлечение из Положения о присуждении учёных степеней9. К соисканию учёной степени кандидата наук допускаются лица, получившие от организации по месту выполнения диссертации положительное заключение, предусмотренное п. 16 настоящего Положения (п. 3 Положения). Организация, где выполнялось исследование, даёт заключение по диссертации, которое подписывается руководителем или по его поручению - заместителем руководителя организации. В заключении отражается личное участие соискателя учёной степени в получении результатов, изложенных в диссертации, степень их достоверности, их новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискателя учёной степени, соответствие диссертации требованиям, установленным п. 14 настоящего Положения, научная специальность (научные специальности) и отрасль науки, которым соответствует диссертация, полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем учёной степени. Заключение организации по диссертации

аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки».

9 Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения учёных степеней».

выдаётся не позднее двух месяцев со дня подачи соискателем учёной степени на имя руководителя организации, где выполнялась диссертация, заявления о выдаче заключения - в случае соискания учёной степени кандидата наук (п. 16 Положения).

ФГОС ВО. И конечно же, необходимо рассмотреть содержание образовательных стандартов по обозначенным аспектам. В качестве примера взят образовательный стандарт по самому первому направлению подготовки из Перечня направлений подготовки высшего образования - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре10 - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.06.01 Математика и механика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)11.

Обращает на себя внимание содержание пунктов 6.5 и 6.6 ФГОС ВО:

«6.5. В Блок 3 "Научные исследования" входят научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук.

После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-квалификационной работы (диссертации) набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" входят подготовка к сдаче и

10 Приложение № 4 к приказу Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

11 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 866 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.06.01 Математика и механика

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.

По результатам представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) организация даёт заключение в соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении учёных степеней, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 40, ст. 5074; 2014, № 32, ст. 4496)».

Здесь, правда, нужно отметить, что данные формулировки появились благодаря приказу Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2015 г. № 46412. До этого пункты 6.5 и 6.6 ФГОС ВО имели следующее содержание:

«6.5. В Блок 3 "Научно-исследовательская работа" входит выполнение научно-исследовательской работы. Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук.

После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-исследовательской работы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" входят подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на

12 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2015 г. № 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

основе результатов научно-исследовательской работы».

Дискуссия

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что п. 6.6 ФГОС ВО носит «диссертационный» характер; из его содержания можно заключить, что к государственной итоговой аттестации может быть допущен лишь тот аспирант, который подготовил, а главное, оформил диссертацию.

Безусловно, данный подход является идеальным, но, как показывает практика, к моменту завершения аспирантуры подобная степень готовности диссертации реальна не для всех аспирантов. Впрочем, имеются примеры реализации «диссертационного» подхода. Так, в статье [3] отмечается, что за третий год обучения аспирант аттестуется при наличии рукописи диссертационного исследования, положительного заключения расширенного заседания отдела по предварительному рассмотрению диссертационной работы, а также трёх научных публикаций в центральных рецензируемых изданиях (ВАК, WoS и Scopus). Последнее обстоятельство согласуется с положениями пп. 11, 13 и 14 Положения о присуждении учёных степеней, а также п. 30 Положения о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соиска-

13

ние учёной степени доктора наук13, согласно которому диссертация оформляется в виде рукописи и имеет следующую структуру: а) титульный лист; б) оглавление; в) текст диссертации, включающий в себя введение, основную часть, заключение, список литературы. В силу того, что имеется требование о списке литературы в рукописи диссертации, предполагается наличие у аспиранта необходимого количества публикаций в рецензируемых научных изданиях.

13 Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2017 г. № 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук».

«Диссертационная» модель реализации программ аспирантуры, как видится, создаёт немало проблем как аспирантам, так и организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Если со стороны аспирантов всё понятно: это требование о наличии подготовленной и оформленной диссертации, то для организаций - несколько сложнее. Так, разные организации могут предъявлять различные требования, устанавливать разные критерии и условия относительно допуска аспирантов до государственной итоговой аттестации, т.к. общих, очевидных и выработанных подходов на сегодня не существует.

Данный вопрос также имеет существенное значение для организации с позиции государственной аккредитации образовательной деятельности. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях (ч. 2 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, несоблюдение требований ФГОС ВО может повлечь за собой, по всей видимости, лишение организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации на ведение образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

В данной статье поддерживается «квалификационный» подход к реализации программ аспирантуры [4, с. 129] и переориентация ФГОС ВО в «квалификационную» сторону, как это было до приказа Минобр-науки России от 30 апреля 2015 г. № 464. Указанный подход позволяет избежать обозначенных здесь вопросов, связанных с готовностью диссертации и процедурой государственной итоговой аттестации аспирантов. Вполне справедливой будет являться модель, когда до государственной итоговой

аттестации будет допускаться аспирант, в полном объёме выполнивший индивидуальный учебный план, но по каким-либо причинам не имеющий при этом на руках рукописи диссертации (имеется в виду завершённая диссертация для представления в диссертационный совет, а не работа с промежуточными результатами).

Заключение

Предлагается пункт 6.6 во всех федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации изложить в следующей редакции:

«В Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготавливаемой научно-квалификационной работы (диссертации)».

Абзац 2 п. 6.6 ФГОС ВО является избыточным, т.к. заключение по диссертации выдаётся соискателю учёной степени на заявительной основе.

Абзац 4 п. 9 Порядка ГИА предлагается изложить в следующей редакции: «научного доклада об основных результатах подготавливаемой научно-квалификационной работы (диссертации) (далее - научный доклад; вместе - государственные аттестационные испытания)».

Предлагаемый формат «подготавливаемая научно-квалификационная работа (диссертация)» ориентирует ФГОС ВО в «квалификационную» сторону и позволит организациям допустить до государственной итоговой аттестации большее количество аспирантов, не нарушая при этом требований ФГОС ВО по наличию диссертационной работы.

Литература 1. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 44-52.

2. Миронос АА, Бедный Б.И. К вопросу о государственной итоговой аттестации в аспирантуре нового типа // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3 (103). С. 118-128.

3. Баринова Е.Б. Порядок обучения в аспирантуре Института этнологии и антропологии РАН // Вестник антропологии. 2017. № 1 (37). С. 136-143.

4. Бедный Б.И, Рыбаков Н.В, Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134.

Статья поступила в редакцию 06.06.18 Принята к публикации 20.06.18

Diploma of Postgraduate Education Est Dissertation?

Andrei V. Bodrov - Cand. Sci. (Chemistry), Head of the Teaching and Methodological Department, e-mail: umu@kazangmu.ru

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Address: 49, Butlerov str., Kazan, 420012, Russian Federation

Abstract. This article focuses on the problem of the relationship between the procedure for state final attestation in postgraduate study and the readiness of a thesis. The presence of contradictions in the normative legal acts of the Ministry of Education and Science of Russia, which regulate the issues of training scientific and pedagogical personnel in postgraduate study, was noted. The author suggests possible ways of solving the problem related to the preparation of scientific and qualification work and the completion of postgraduate study in the part of normative language in the educational standard. The offered formulation "scientific qualification work being prepared (Thesis)" orients the federal state educational standards towards "qualification", which enables a greater number of postgraduates to get access to state final attestation.

Keywords: postgraduate studies, diploma, thesis, state final attestation

Cite as: Bodrov, A.V. (2018). [Diploma of Postgraduate Education Est Dissertation?]. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 7, pp. 79-85 (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-79-85

References

1. Bednyi, B.I. (2016). [On the Issue of the Goal of Postgraduate Training (Dissertation vs Qualification)]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3 (199), pp. 44-52. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Mironos, A.A., Bednyi, B.I. (2016). [On the Issue of Final State Certification in the Postgraduate School of a New Type]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [Journal University Management: Practice and Analysis]. No. 3 (103), pp. 118-128. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Barinova, E.B. (2017). [Procedure for Postgraduate Studies in the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences]. Vestnik antropologii [Herald of Anthropology]. No. 1 (37), pp. 136-143. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Bednyi, B.I., Rybakov, N.V., Sapunov, M.B. (2017). [Doctoral Education in Russia in the Educational Field: An Interdisciplinary Discourse]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9, pp. 125-134. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 06.06.18 Accepted for publication 20.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.