ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рзаева Ф.И.
Рзаева Фирангиз Имамверди кызы - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыки и технологии её преподавания, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье отмечается, что в свете новых представлений о личностных качествах человека, способного осуществить программу, поставленную перед ним, особое значение приобретает его мировоззренческое, нравственное, эстетическое воспитание. В историческом процессе дифференциации наук в самое сложное положение попала педагогика, ибо она по существу является полипредметной, интегративной, не «чистой» наукой в своём действенном переплетении с искусством. В статье автор обращается к проблеме подготовки педагогических кадров, в частности на уровне музыкального вуза.
Ключевые слова: музыкант-педагог, музыкальная культура, музыкальное образование, педагогическая деятельность, обучение и воспитание.
TRAINING OF A MUSICIAN-TEACHER AS ONE OF THE SPECIFIC PROBLEMS
OF MUSICAL EDUCATION Rzayeva F.I.
Rzayeva Firangiz Imamverdi qyzy - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC AND TECHNOLOGY OF ITS TEACHING, AZERBAIJAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BAKU, AZERBAIJAN REPUBLIC
Abstract: the article notes that in the light of new ideas about the personal qualities of a person who is able to carry out the program set before him, his worldview, moral, aesthetic education acquires special importance. In the historical process of differentiation of sciences, the pedagogical situation fell into the most difficult position, because it is essentially a polypremetric, integrative, not "pure " science in its effective interweaving with art. In the article, the author addresses the problem of training teachers, in particular at the level of a music university.
Keywords: musician-teacher, music culture, music education, pedagogical activity, training and education.
УДК 37.012.85
На особо важный государственный уровень рассмотрения ныне поднимается проблема совершенствования высшего педагогического образования, процессов подготовки учителей для начального и среднего звеньев, ответственных за фундаментальную научную и общекультурную подготовку будущих специалистов, за обеспечение вузов высокограмотными и широкообразованными абитуриентами, способными к полноценной студенческой деятельности, позволяющими высшей школе выполнить свои высокие задачи на уровне современных требований.
Осуществление намеченных преобразований требует творческого осмысления условий и особенностей современной стадии развития общества, нового, более высокого уровня мышления результативности трудовой деятельности в любой сфере. В свете новых представлений о личностных качествах человека, способного осуществить программу, поставленную перед ним, особое значение приобретает их мировоззренческое, эстетическое воспитание.
Деятельность учреждений культуры и искусства в области реализации культурного строительства должна быть, прежде всего, направлена на решение задачи преобразования духовных запросов и интересов людей.
В полной мере использовать потенциал духовной культуры для активизации человеческого фактора, глубокой психологической перестройки, выработки умения и желания мыслить и работать по-новому.
Чем богаче духовный мир, многограннее знания, тем выше их полноценная активность. В этом источник динамизма движения вперёд, залог реализации поставленных целей.
Особая задача творческих работников - духовная жизнь современной молодёжи. Нужно со всей откровенностью сказать, что пока вклад мастеров искусства в создание и утверждение высоких идеалов в массовой современной музыке недостаточен. Чтобы завоевать умы и сердца подрастающего поколения, нам нужно воспитывать её интересы, вкусы, вести целенаправленную пропаганду эстетических знаний.
В историческом процессе дифференциации наук в самое сложное положение попала педагогика, ибо она по существу является «полипредметной, интегративной», не «чистой» наукой в своём действенном переплетении с искусством. Область общей педагогики затратила неимоверно много усилий на определение своих фундаментальных законов, коими располагают «чистые» фундаментальные области научной деятельности. Только на основании определения этих внутренних законов и закономерностей стало возможным создание общих и специальных теорий педагогики. Постоянным «спутником педагогики», этаким «критически настроенным оппонентом» выступала психология, сводящая её к рангу прикладной психологии. Общая же дидактика по сей день не смогла «подвести себя под науковедение» в силу своих кумулятивных устремлений. (В.И. Рутас) [3].
Необходимость теоретического обеспечения сферы музыкального образования продиктовано временем, сложным положением всей музыкальной индустрии в целом, структурой, содержанием, функционированием и степенью эффективности деятельности всей системы музыкального образования.
Педагогическая деятельность - сложнейшая и специфичнейшая область в человеческой деятельности. И сегодня проблема педагогической деятельности принимает характер обостренной актуальности. Две профессии определяют прогресс нашего общества - профессия Родитель и профессия Учитель. И обе эти профессии мы выбираем смолоду, не очень имея на то морального права и соответствующих знаний, умений и навыков. Самые массовые профессии родителей и педагогов насчитывают невероятное число индивидуумов, безответственно и без должной подготовки относящихся к наиответственнейшему делу -формированию личности человека, профессионала.
Несомненно, деятельность учреждений искусства и культуры во многом определяются кадровой политикой, проводимой соответствующими министерствами и ведомствами, самими учреждениями. Но не менее важна своевременная забота соответствующих инстанций, учреждений о воспитании и обучении будущих деятелей культуры и искусства уже с вузовской скамьи. Непомерно возрастает роль самих учебных заведений и кафедр в переосмысления проводимой учебно-воспитательной работы, смелостью введения обоснованных новаций, в выявлении способностей воспитуемых, с заботой о том, чтобы жизнь каждого студента - будущего профессионала стала духовно богатой, многогранной, насыщенной самостоятельными исканиями.
Велик мировой авторитет музыкального искусства. Во всех сферах музыкальной культуры есть достижения, но есть и проблемы и они проявляются на разных уровнях целостной музыкальной индустрии. Хотя бы обратимся к проблеме подготовки педагогических кадров, в частности, на уровне музыкального вуза. Вуз, с затратой колоссальных материальных, временных и моральных средств, ежегодно выпускает сотни дипломированных музыкантов-профессионалов, основная часть которых с первых же дней самостоятельной творческой деятельности занимается учительским трудом во всех звеньях целостной системы музыкального образования. Существует громадная армия музыкантов-профессионалов, в частности - сотни педагогов музыкальных учебных заведений. Ведь именно в их среде мы зачастую встречаемся с непонятной терпимостью, благодушием, надеждой, что всё как-то само собою образуется, так как вокруг нас все мощнее распространяется музыка духовной лени и обывательской невзыскательности, музыка низкопробная, полупрофессиональная (да не только в так называемых «лёгких жанрах»). Пустуют концертные залы, лишена активности жизнь профессиональных музыкальных учреждений. Профессиональная музыка, поднятая в высокий ранг серьёзности, не имеет реального социально широкого функционирования. Отношения к музыкальным ценностям широких людских масс проявляет два мирочувствия, два взгляда на мир - освященный высокой духовностью, истинно ценностной ориентацией и потребительский - опирающийся на сиюминутность удовлетворения нужд, не очень вдаваясь в уровень их духовности и ценностных идеалов. Эти два мирочувствия повсеместно пронизывают все области человеческой деятельности в сфере науки, в сфере искусства, в сфере бытового функционирования в обществе. стало быть, не столь в музыке дело. Проблема выходит за рамки музыковедения и охватывает все стороны общественной жизни, общественного сознания. Уж очень просто мы стали объяснять создавшееся положение в музыкальной индустрии проблемами лишь прямой агитации и музыкального воспитания. Наивно просто выглядит и такой взгляд, как, к примеру, он изложен в воззрениях Ганса Эйслера, мол, для полноценного функционирования музыканта-профессионала либо любителя необходимы минимум 4 условия:
1. достаточное образование;
2. свободное время;
3. свободные деньги;
4. высокие стандарты быта.
А где духовные потребности высшего плана, где, когда и как они формируются? А способности, природные задатки, предрасположение к данному виду духовной и интеллектуальной деятельности? У него же читаем, что профессиональная музыка сегодня возведена в такой высокий ранг серьёзности, что она (музыка) потеряла свою социальную функцию - функцию развлечения (пусть и элитарного плана). И
далее - музыка Моцарта (и др.) в одно и то же время была средой, питающей высокую духовность к развлечениям.
Нельзя говорить просто о музыке, в целом и тем более нельзя так обучать музыке всех, кто желает с ней соприкоснуться по устаревшим, единым «программно-плановым» установкам. Всякий имеет право на выбор вида музыки, в которой он хотел бы жить, и вся система обучения должна стать гибче, разнообразней, более многосторонней. Весь основной акцент в массовости тяги к музыке следует направить в пока не существующую в должно количественно-качественном виде систему общего музыкального воспитания. Почему не приобщать к музыкальным разным языковым системам детей через более близкие им по дарованию и наклонностям области, языковые системы. К примеру: изобразительное искусство - музыка, танцевальная пластика - музыка, литература - музыка, театр -музыка, поэзия - музыка, хотя бы - музыка...
Не всем желающим приобщиться к музыке следует учиться «игре на фортепиано» по утвержденным программным требованиям (маленькие прелюдии и фуга И.С. Баха, этюды Черни под редакцией Гермер... и «Микрокосмос» Бартока). Прекрасные идеи об изменениях бродят в педагогическом окружении, но лишь единицы высокоодаренных педагогов на свой страх и риск пробуют «сломать» все догмы и сопротивление «проверяющих» инстанций. Одни из них рисуют с детьми под музыку в художественной школе и тем самым создают свою программу действий, другие ставят детские музыкальные спектакли силами детей, не обучающихся игре гамм в специализированных школах. Стало быть, всё дело в учительском творчестве, их поиске и горении.
И если сегодня открыть полсотни начальных джазовых музыкальных школ и групп по изучению народной музыки, желающих учиться в них будем насчитывать сотнями, а обучающим в них может и будет недостаточно.
«Средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения выпускают огромное число профессионалов с квалификацией «Учитель музыки», без учета нужд сегодняшнего общества в количестве, качестве и профилизации данного вида деятельности. И часто выпускники с подобными дипломами работают не по профилю, подрастающее поколение не получает учителей музыки сообразно с их интересами и наклонностями» [2].
В наше время нельзя подходить к проблемам музыкального образования с позиций решения локальных, частных, единичных задач. Эти проблемы требуют системного, комплексного подхода к функционированию всей структуры в целом, начиная с верхнего, вузовского звена. Главная цель вузовского звена - повышение творческой активности студентов, воспитание в них инициативы, самостоятельного мышления, повышение их заинтересованности в приобретении и усвоении знаний и их применении в практической деятельности. Одной декларативной призывностью этого не добьемся. Необходимо создать реальные условия для стимулирования активности воспитуемых. Но это невозможно без активности и высокой компетентности самих воспитателей.
Проблема воспитания воспитателей ныне поднимается на новый уровень рассмотрения, всё ещё оставаясь проблемой обостренной актуальности. Нам особенно важным представляется пересмотр именно высшего педагогического образования, условий формирования, обучения и воспитания Учителя начальной и средней школы любого профиля, ибо необходимость обеспечения постоянно совершенствующихся сфер науки, техники и искусства высококвалифицированными специалистами, да ещё в условиях развития согласно высочайшим мировым стандартам, ставит возросшие требования к всеобщему начальному и среднему специальному образованию, как к фундаменту для последующей вузовской ступени.
Высокое абстрагирование педагогическими идеями необходимо, но ещё необходимее анализ реальной картины педагогизации высшей школы. Диалектическая связь между желаемым и реальным.
Широта и глубина постановки проблем педагогизации высшей школы выводит на уровень создания фундаментальной теории профессиональной подготовки кадров, в том числе и музыкально -педагогических. На протяжении более чем пятивековой истории профессиональной музыкальной культуры развивалась и эволюционировала сфера музыкального образования. «Параллельно с этими процессами зарождалась и развивалась музыкально-педагогическая мысль, как уровень осмысления сложной области человеческой деятельности - творчества музыканта-педагога, совмещающего в себе высокое искусство преподавания искусства. Искусство человеческого общения воспитателя с воспитуемым и науку о воспитании и обучении многогранно развитой личности профессионального музыканта» [2].
В заключение, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что если ещё недавно большим и обоснованным достижением считалось введение в цикл педагогических дисциплин курсов педагогики и психологии, то сегодня мы уже говорим о недостаточной эффективности их проведения и высвечиваем недостатки столь важных для преподавателя дисциплин. Необходимо читать в вузе комплексный курс музыкальной педагогики, который, например, для пианистов, органично должен вмещать проблематику: истории и теории музыкальной педагогики и исполнительства, общую, возрастную и педагогическую
психологию, разработанную в музыкально-творческом разрезе, педагогику и историю эстетического воспитания с доведением до музыкально-педагогической действительности, частную методику, поднятую на уровень научной проблематики, освещающей наиновейшие явления.
Список литературы /References
1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики (хрестоматия). Киев, изд. «Музыка Украина», 1974 (ч. I). 163 стр.
2. Авазашвили М.Д. Специфика педагогической подготовки в структуре в структуре музыкальной культуры. Тбилиси, изд. «Ганатлеба», 1987. 336 стр.
3. Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах страны. Сборник материалов III всесоюзной научно-методической конференции. Тбилиси, 1986. 452 стр.
4. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. Москва, изд. «Советский композитор», 1973. 158 стр.