Научная статья на тему 'Музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к работе в национальных заведениях республики Крым'

Музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к работе в национальных заведениях республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / MUSIC TEACHER TRAINING / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ / THE PRINCIPLES OF PROFESSIONAL-ACTIVITY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейтмеметова Эльмира Ахтемовна

Статья посвящена проблеме подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза в современных социокультурных условиях как одному из важнейших факторов формирования будущего педагога. Актуальность статьи обусловлена недостаточной степенью осознания студентами многонациональности состава контингента учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical and pedagogical training of students at the Teacher Training Institute for working at national institutions of the Republic of the Crimea

The article is devoted to the training of the teacher of music in the musical-pedagogical faculty of pedagogical high school in the contemporary socio-cultural environment as one of the most important factors in the formation of the future teacher. Relevance of the article due to lack of awareness of the students of the multinational composition of the pupils.

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к работе в национальных заведениях республики Крым»

Ключевые слова: личность, инновации, самоуправление, здоровье, самоактуализация.

SUMMARY

This article discusses the implementation of pedagogical ideas of S. T. Shatsky on example of experimental educational complex «School of the Future» in Yalta. The author concludes that the problem of pupils self-government, education as an organization of life of children in the social environment is becoming a major source of cognitive and value-emotional sphere of the child.

Key words: personality, innovation, self-governance, health, self-actualization.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова Т. А. C днем рождения, школа! // Дорога в будущее. - Ялта: Филантроп, 2011. - С. 6.

2. Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. -М.: МНЭПУ, 1999.

3. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

4. Лях В. Н. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реализации // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. - С. 240.

5. Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. - М.: Прометей, 1993. - 176 с.

6. Опыт С. Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения): сборник статей. - Обнинск, 2003. - 124 с.

7. Селиванова Н. В. Что такое школа будущего? // «Дорога в будущее». - Ялта: Филантроп, 2011. - С. 76-80.

8. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 416 с.

9. Шацкий С. Т. Работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

Э. А. Сейтмеметова

УДК 398

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К РАБОТЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О настоящее время, когда в России идёт процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня. Необходимо преодолеть духовную разобщённость общества, сохранить духовное целомудрие. И большая роль в этом отводится педагогам, которые должны наметить правильные ориентиры, подвести своих воспитанников к истинному пути, на котором личность человека может развиваться, достигать зрелости и совершенства. Сохранилась традиция качества образования, которое всегда являлось основой российского учительства. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» подчёркивается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». Требования к качеству образования представлены его основными задачами: подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, принимающих общественные ценности; формирование и обогащение творческого потенциала и духовного мира человека; гармонизация интересов личности и общества [2]. Музыкальное воспитание подрастающего поколения во многом зависит от того, насколько полноценно оно протекает в школе, что, в свою очередь, обусловлено качеством подготовки работающих в ней учителей-

музыкантов. Такую подготовку осуществляют, в основном, музыкально-педагогические факультеты педвузов. В Республике Крым на сегодняшний день такую подготовку осуществляет ГОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», а именно факультет «Искусств», кафедра «Музыкальное искусство». Количество выпускников в них с каждым годом увеличивается, однако школы всё ещё испытывают потребность в учителях музыки, умеющих работать на высоком профессиональном уровне. Решение проблемы подготовки учителя музыки для национальной крымскотатарской школы имеет большое научное и социальное значение. Профессия учителя-музыканта весьма сложная и многогранная, требующая умений в различных видах музыкальной деятельности, это игра на инструменте (фортепиано, баян) рассматривается как средство достижения цели. Многое в профессии учителя музыки зависит от того, какой из студента получается педагог-специалист.

Для достижения этой цели и укрепления профессиональной направленности в деятельности будущего учителя музыки одним из важнейших путей является воспитание у студентов музыкально-педагогического факультета любви к музыке и к детям, к своему предмету через осознание сущности искусства, природы музыки, характера её исполнения, важности её общественной миссии. Следовательно, будущий учитель музыки должен сразу выработать достаточно ясное и полное представление о тех профессионально-педагогических задачах, которые ему предстоит решать.

Цель и задачи статьи заключаются в определении содержания подготовки будущих учителей музыки в общеобразовательных школах с учётом специфики работы учителя музыки национальной школы, а также в обосновании возможности и необходимости музыкально-педагогической подготовки учителей с учётом национальных особенностей.

Актуальность темы обусловлена потребностью национальных школ Республики Крым в кадрах высококвалифицированных

учителей музыки, что, в свою очередь, выдвигает проблему повышения уровня подготовки специалистов в педагогическом вузе; сложностью специфических проблем музыкально-педагогической работы в общеобразовательных школах региона, обусловленных многонациональным составом контингента учащихся и недостаточной степенью осознания студентами вышеперечисленных факторов.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется много работ, посвящённых процессу обучения - Б. Г. Ананьева, Ю. К. Ба-банского, В. В. Давыдова, М. А. Данилова, Л. В. Занкова, Л. Клинберга, И. Я. Лернера, Д. П. Мансфельда, М. И. Махмутова и др. Общие положения о музыкально-педагогической науке и практике преподавания музыки в школе, подготовка соответствующих специалистов в вузе представлены в работах О. А. Апраксиной, Н. Л. Гродзенской. В научной и методической литературе достаточно полно отражены вопросы преподавания музыки в школе Д. Б. Кабалевским, В. В. Медушевским, Ю. Б. Алиевым. Стали появляться варианты программ по музыке с учётом национальных особенностей и лично-стно-ориентированного подхода к обучению детей С. Я. Мамбетова, З. А. Алиева, Л. П. Измайлова, В. В. Баскакова, Д. Е. Ого-родникова, О. А. Рамазана.

В Республике Крым эстетические, музыкальные и педагогические проблемы исследовали З. А. Алиева, Р. З. Комурджи.

Мы же рассматриваем процесс подготовки студентов будущих учителей музыки на факультете «Музыкальное искусство» под иным углом зрения, а именно - в плане применения усвоенных в вузе знаний, умений и навыков в конкретной обстановке крымского региона.

Согласно концепции профессионально-деятельностной подготовки учителей, её содержание должно соответствовать следующим принципам:

- профессионально-деятельностный: определяться системой знаний и умений, необходимых для решения учебно-воспитательных задач;

- педагогизация: отвечать содержанию школьного обучения (при преобладании глубины изучения материала в вузе в той мере, в какой это необходимо для лучшего обучения учащихся. Сам же процесс обучения в вузе должен стать образцом организации занятий в школе, естественно с учётом её специфики;

- личностный: представлять систему формирования целостной личности учителя как педагогического мыслителя и гуманиста, овладевшего педагогической техникой, способствовать его индивидуально-творческому развитию;

- единство теоретической и практической подготовки;

- опора педагогической подготовки на психологические знания;

- последовательная реализация дидактической теории в методических курсах;

- опережающее распространение передового новаторского опыта: аккумулирование в психолого-педагогических дисциплинах, в методиках преподавания опыта и идей учителей-новаторов;

- стимулирование исследовательской деятельности студентов в русле профессионально-педагогической (особенно в процессе практики), психолого-педагогической, методической подготовки студентов;

- активность и самовоспитание: строится на понимании профессионального роста студентов как самодвижения, определяемого внутренними движущими силами личности, самостоятельной работой по овладению знаниями и формированию профессиональных качеств;

- непрерывность педагогического образования: включает в себя профессиональную ориентацию, непосредственную педагогическую подготовку и отбор, послевузовское творческое сотрудничество с выпускниками [3, с. 70].

Однако на практике овладение учительской специальностью в опредёленной степени осложняется не всегда ясным представлением о предстоящей педагогической деятельности, неумением использовать при-

обретённые теоретические знания и практические умения, недостаточной психологической и профессиональной готовностью к работе в школе.

Необходимо отметить, что процесс подготовки учителей музыки в классе дирижирования, общего фортепиано на факультете «Музыкальное искусство» Крымского инженерного педагогического университета происходит с достаточным учётом влияния национального крымскотатарского музыкального фольклора, использование которого способствует активизации такой работы. Подтверждением этому является анализ практики, который в данном аспекте мы проводили по двум параметрам: а) наличие нотной и методической литературы по инструменту; б) применение её в учебном процессе.

И если национальные произведения звучат в исполнении студентов-дирижёров, то цельная, стройная методика их обучения, исходя из собственных народных основ, пока отсутствует.

Всё вышеизложенное поставило нас перед необходимостью поиска и исследования новых подходов в профессиональной подготовке педагога-дирижёра для общеобразовательных школ Республики Крым.

Мы считаем, что в такой подготовке необходима дифференциация методов обучения с учётом национальных эстетических концепций, традиций и стилей народной музыки, а также привлечение музыкального материала разных национальностей и всей мировой музыкальной культуры.

Поэтому можно говорить о необходимости детального исследования процесса подготовки учителя музыки для национальных школ республики, которые стали объектом целенаправленного изучения впервые.

Мы считаем, что оптимизация этого процесса может идти по нескольким путям:

1. Конкретизация и осмысление целевых установок на предстоящий вид деятельности.

2. Активизация творческого потенциала, которая происходит через оживление накопленного музыкально-слухового опыта и умения использовать его в своей работе.

3. Выработка системы профессионально-исполнительских качеств, учитывающих специфику национальной школы.

4. Корректировка содержания и форм проверки вузовского обучения в классе дирижирования [4, с. 113].

Творческое становление учителя музыки начинается на факультете искусств. Педагогический коллектив вуза не просто передаёт знания, умения, навыки будущим учителям. Он призван формировать их основные личностные качества: мировоззрение, волю, мышление, вкусы, убеждения. Молодых учителей важно не только приобщить к достижениям современного музыкального искусства, к народной музыке, но и подготовить к самостоятельной музыкально-педагогической деятельности, развить творческие способности, инициативу, ответственность, или, иначе говоря, сформировать их музыкально-эстетическую и музыкально-педагогическую культуру [5, с. 45].

Единство, взаимодействие и взаимосвязь всей системы подготовки учителя музыки с разносторонней деятельностью музыканта-педагога в школе - основной путь совершенствования профессиональных качеств учителя национальной школы. Поиски нового содержания и форм единства школы и профессиональной подготовки учителя музыки, как показали исследования, плодотворны на следующих направлениях:

1. Разработка научно-теоретической и методической концепции личности педагога-музыканта.

2. Активная исполнительская практика студентов факультета в школе.

3. Развитие специалиста в системе «школа - вуз - школа».

4. Совместная учебно-педагогическая и методическая работа вуза и школы [5, с. 68].

Процесс подготовки учителя музыки бесконечно широк и многогранен. Решение проблемы подготовки учителя музыки для национальной школы имеет большое научное и социальное значение. Профессия учителя-музыканта весьма сложная и многогранная, требующая умений в различных

видах музыкальной деятельности. Многое в профессии учителя музыки зависит от того, какой из студента получается педагог-специалист.

Для достижения этой цели и укрепления профессиональной направленности в деятельности будущего учителя музыки одним из важнейших путей является воспитание у студентов любви к музыке и к детям, к своему предмету через осознание сущности искусства, природы музыки, характера её исполнения, важности её общественной миссии. Следовательно, будущий учитель музыки должен сразу выработать достаточно ясное и полное представление о тех профессионально-педагогических задачах, которые ему предстоит решать.

Поэтому работу со студентами необходимо строить с учётом региональных особенностей; использования разнообразных творческих заданий, ведущих к выработке разносторонних знаний, навыков и умений; воспитания любви и увлечённости самим процессом обучения, предполагающим передачу творческого результата труда и опыта другому.

Профессия учителя музыки теснейшим образом связана с проявлением и развитием способностей студента. Поскольку музыкально-педагогическая деятельность представляет собой нерасторжимое единство педагогики и музыкального искусства, её осуществление требует как общепедагогических, так и специальных способностей, целесообразная зависимость между которыми устанавливается лишь при педагогической направленности личности учителя музыки.

Научно обоснованный процесс формирования музыкально-эстетической культуры учащихся на уроках музыки предполагает соблюдение учителем следующих принципов: единство обучения и воспитания; научность и сознательность в обучении; связь обучения с жизнью; доступность и наглядность обучения; прочность усвоенных знаний, умений и навыков; индивидуальный подход и единство эмоционального и сознательного. Последний принцип играет в музы-

кальном воспитании особо важную роль. Сила воздействия музыки в её яркой эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость на музыку является центром музыкальности.

В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. Другие исследователи, отмечая «огромное воздействие музыкального искусства на ребёнка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности», подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза в современных социокультурных условиях как одному из важнейших факторов формирования будущего педагога. Актуальность статьи обусловлена недостаточной степенью осознания студентами многонациональности состава контингента учащихся.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, подготовка учителя музыки, принципы профессионально-деятельностной подготовки.

SUMMARY

The article is devoted to the training of the teacher of music in the musical-pedagogical faculty of pedagogical high school in the contemporary socio-cultural environment as one of the most important factors in the formation of the future teacher. Relevance of the article due to lack of awareness of the students of the multinational composition of the pupils.

Key words: music education, music teacher training, the principles of professional-activity training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1968. -320 с.

2. Коротаева Е. В. Качество подготовки будущего педагога // Педагогика. - 2006.-№ 9. - С. 61-66.

3. Михайличенко О. В. Основы общей и музыкальной педагогики: теория и история: учебное пособие. - Сумы: Козацький вал, 2009. - 211 с.

4. Огородников И. Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. - М.: АПН СССР, 1969. - С. 136.

5. Олпорт Г. Основы процесса индивидуального и коллективного развития. - М.: Высшая школа, 1972. - 210 с.

6. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1989. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.