ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАУЧНОГО СТАТУСА ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Рзаева Ф.И. Email: Rzayeva1156@scientifictext.ru
Рзаева Фирангиз Имамверди кызы - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыки и методики ее преподавания, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье делается попытка исследовать проблемы, связанные с функционированием профессиональной музыки, в частности - целостного феномена фортепианной культуры, как одного из наиболее распространенных и массовых в структуре музыкальной культуры. Автор отмечает, что для музыкальной педагогики как науки совершенно необходима теснейшая связь со структурой и содержанием музыковедческой науки в силу совершенно особой специфики преподаваемых дисциплин. Необходимость связи с общей теорией педагогики определяется и насущной потребностью модифицировать методы научных изысканий, добытые педагогикой, в области музыкальной педагогики, естественно не располагающей какими-либо «своими» уникальными методами произведения исследовательских операций в данной области. Ключевые слова: музыкальная педагогика, искусство, наука, воспитатель, воспитуемый.
TO DETERMINATION OF TITLE OF AREA MUSICAL PEDAGOGICS
Rzayeva F.I.
Rzayeva Firangiz Imamverdi gizi - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor,
MUSIC AND TECHNIQUE OF ITS TEACHING DEPARTMENT, AZERBAIJANI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: in article the attempt to investigate the problems connected with functioning of professional music, in particular - a complete phenomenon ofpiano culture as one of the most widespread and mass in structure of musical culture becomes. The author notes that for musical pedagogics as sciences, the closest communication with structure and the maintenance of musicological science owing to absolutely special specifics of the taught disciplines is absolutely necessary.
Need of communication with the general theory of pedagogics is defined also by pressing need to modify the methods of scientific researches got by pedagogics in the field of the musical pedagogics which naturally does not have any its unique methods of performing research operations in the field.
Keywords: musical pedagogics, art, science, tutor, pupil.
УДК 37.012.85
К концу ХХ и началу XXI столетий проблема духовности, столь выделяющая человека во всем многообразии живых существ в природе, приобретает особую обостренность. Невиданных размахов достигла интеллектуальная деятельность человеческого разума, неограниченно техническое совершенствование нашего окружения. Сегодня, как никогда, особо остро витает проблема гуманности, терпимости, любви к ближнему, вечные категории любви, добра, взаимопонимания, жертвенного труда во имя прекрасной человеческой жизни на земле. Испокон веков духовность воспитывалась искусством, литературой, давая высокие образцы красоты общения людей с себе подобными и с породившей их природой. Искусство звука, слова, пластики, цвета, высокие достижения в поисках соразмерности содержания и формы, слова и действия.
Немаловажную роль в полноценном функционировании художественных ценностей в социуме играет и уровень осмысления проблем художественного творчества, степень развития научной мысли об искусстве. Восприятие художественных явлений непрекословно несет в себе и уровень осмысления этих явлений, которые вмещают в себе запросы общества в области художественной деятельности, изучения личности автора и самого творческого процесса. А также их восприятия широкими массами воспринимающих искусство индивидуумов. Важны сами проблемы функционирования духовных ценностей в социуме [1].
Воспитывающая функция искусства не стихийное явление. Это прежде всего воспитывающая и обучающая деятельность, передающая эстафету от поколения к поколению и характеризующаяся искусством духовного и интеллектуального общения воспитуемого с воспитателем. Без целенаправленного воспитательного и образовательного воздействия функционирование искусства в социуме немыслимо.
Направленность наших мыслей поясним на примере музыкальной, в частности фортепианной культуры. Известно что, фортепианная культура одна из значительнейших явлений в мировом опыте художественного творчества.
В духовном общении и совершенствовании человеческой личности музыка, как универсальный, многоуровневый, разнохарактерный и интернациональный феномен, занимает исключительное место. От первых проявлений разума и души первобытного человека до развернутого сонатно-симфонического мышления и музыкальных реминисценций конца ХХ начала XXI столетий, она является постоянным спутником человека. Она многолика, разнопланова - от классических образцов фольклорного искусства, до высокого ранга серьезности профессионального музыкального творчества. Мы не сбрасываем со счетов и «легкую музыку», которая вобрала в себя всю неделимую в прошлом социальную функцию музыки - искусство «развлечения». Мы не должны упускать из виду различные уровни духовности и социального функционирования каждого из них (фольклор, профессиональное творчество в «серьезной музыке») и умело направлять другие (все разновидности «развлекательной» музыки, имеющей полное право на существование в своих классических образцах) [1].
В статье делается попытка исследовать проблемы, связанные с функционированием профессиональной музыки, в частности - целостного феномена фортепианной культуры, как одного из наиболее распространенных и массовых в структуре профессиональной музыкальной культуры. В некоторой степени фортепианная культура приобрела базовое значение в функционировании музыки в массах профессионалов и любителей в течении более чем пяти веков непрерывной эволюции. Она органично вобрала в себя раннюю клавирную культуру, к нынешнему времени стала проявлять некоторые «курьезные» тенденции на фоне музыкальной индустрии в целом. Это проявляется как на уровне композиторского творчества, так и на исполнительском - в силу достижения максимальной объективности исполнения в ущерб истинного творчества, - и на уровне слушательского восприятия.
Под понятием «фортепианная культура» мы имеем ввиду: сам инструмент, от зарождения клавишных инструментов, до совершеннейших образцов фортепианных фирм; композиторское творчество, необъятное наследие фортепианной нотной литературы, система воспитания и обучения музыканта профессионала, деятельность музыканта -педагога, как основа преемственности поколений в передаче накопленных ценностей, опыта и уровень восприятия данной культуры, широкая слушательская аудитория разных уровней.
Музыкальная педагогика, в частности, фортепианная педагогика, это искусство или наука? Сложная природа музыкально-педагогической деятельности порождает споры по отношению к ее принадлежности к сфере искусства или науки. Мы считаем, что вместо «или» здесь правомерно было бы поставить связку «и», ибо даже без тщательного анализа ее принадлежность и к искусству и к науке совершенно очевидна в силу значения и характера данного вида человеческой деятельности.
Известно, что в любой отрасли искусства конечным продуктом деятельности автора является произведение искусства, которое имеет художественную ценность. В науке конечным трудом деятельности является теоретический труд, который глубоким путем
80
изучения объекта исследования и анализа материала по теме приходит к выводам имеющим теоретическую и практическую ценность [2].
Продуктом педагогической деятельности является профессиональный и личностный уровень развития субъекта воздействия, - человеческое существо, начиная с раннего детства и кончая относительно зрелым, студенческим возрастом, индивидуум со своими природными задатками, способностями, сложной структурой психологических личностных качеств, с мировоззренческой позицией, социальным статусом, целым комплексом интересов и мотивацией деятельности в сфере избранной профессии и в социуме в целом [3].
Вроде бы исходный продукт в деятельности в области искусства, науки и педагогики формально совершенно различен, но есть линия пересечения всех этих видов деятельности и содержания педагогического труда.
Во всех видах деятельности человек выступает как целостное явление со всей структурой психо-эмоционально-интеллектуальной природы. В искусстве преобладает иррациональное, чувственно-эмоциональное начало в постижении объективной реальности в процессе специфики художественного творчества. В научной деятельности ведущее значение приобретает интеллектуально-рациональный уровень постижения объективной реальности, отбора средств, оперирования логическими понятиями и т.д. Но разве данная сфера человеческой деятельности исключает чувственно-эмоциональное начало?
Эстетическая, творчески-эмоциональная окраска сопутствует человеку в любой области деятельности. История великих открытий в науке и технике дает нам большое количество примеров в подтверждение правомерности этих суждений. Примером служат эмоционально -волевые устремления великих открывателей: Микеланджело, Кардано, Брауна, Эйнштейна, Павлова и многих других [2].
Вернемся к сложностям музыкально-педагогической деятельности, к ее двойственной природе, относящейся и к науке и к искусству. Специфическим является область преподавания предмета - искусство звуков. Данный вид деятельности включает в себя все особенности музыки как вида искусства, и на уровне творчества, созидание качественно новых ценностей и на уровне вторичного искусства - интерпретации, и на уровне искусства восприятия. К тому же область педагогического общения воспитателя с воспитуемым является великим искусством человеческого общения, самой специфики высокоморальной и этической основы общения в области искусства звуков [4].
Парадоксальным должно казаться более чем пятивековая жизнь музыкально-педагогической сферы со своими несомненными эволюционными «всплесками», с огромным литературным наследием, ценнейшими музыкально-педагогическими воззрениями лучших представителей музыкального искусства в целом и музыкальной педагогики в частности несуществующий научный статус! Что же необходимо для определения сферы познавательной и практической деятельности в научную дисциплину? Первым долгом это созревание данной области деятельности для возможностей ее исследования. Думается, что больше, чем пятивековая история функционирования музыкально-педагогической сферы дает ей право на это. Далее - общественная необходимость в научной разработке данной сферы - сегодняшний уровень музыкальной индустрии в целом, сама разросшаяся и требующая дифференциации и усовершенствования сфера музыкального образования не порождают сомнений и на этот счет [3].
В историческом процессе дифференциации наук в самое сложное положение попала педагогика, ибо она по существу являлась «полипредметной», не «чистой» наукой в своем двойственном переплетении с искусством. Область общей педагогики затратила неимоверно много усилий на определение своих фундаментальных законов, коими располагают «чистые» фундаментальные области научной деятельности. Только на основании определения этих внутренних законов и закономерностей стало возможным создание общих и специальных теорий педагогики. Постоянным «спутником» педагогики выступала психология, сводящая ее к рангу прикладной психологии. Общая же дидактика по сей день не смогла «подвести себя под науковедение» в силу своих кумулятивных устремлений [5].
Для музыкальной педагогики, как науки, на наш взгляд, совершенно необходима теснейшая связь со структурой и содержанием музыковедческой науки в силу совершенно особой специфики преподаваемых дисциплин, которыми и определяется ее специфическая структура и содержание. С другой стороны, выход на общепедагогическую платформу, в силу идентичности стержневых, основополагающих уровней структуры процесса воспитания и обучения во всех сферах педагогической деятельности. Необходимость связи с общей теорией педагогики определяется и насущной потребностью модифицировать методы научных изысканий, добытые педагогикой, в области музыкальной педагогики, естественно не располагающей какими-либо «своими» уникальными методами произведения исследовательских операций в данной области.
Следовательно, музыкальная педагогика с ярко выраженной действенной природой «искусство-наука» не может быть оторвана от музыкознания в силу совершенно особой специфики мышления, языка, средств выражения и изображения, характеризующих данный вид художественной деятельности, столь отличающей его от всех других видов деятельности даже в самой сфере искусства [4].
Практика показывает, что оснастить научным багажом музыканта вполне реально, а проникнуть в суть специфики музыкальной деятельности «немузыкальному» научному работнику из сложной сферы невозможно.
Необходимость теоретического обеспечения сферы музыкального образования продиктована временем, сложным положением всей музыкальной индустрии в целом, структурой, содержанием, функционированием и степенью эффективности деятельности всей системы музыкального образования.
Как же мы представляем структуру и содержание музыкальной педагогики как научной дисциплины?
Музыкальная педагогика - это искусство и наука о воспитании и образовании музыканта-профессионала
Предметом музыкальной педагогики является изучение теснейших взаимосвязей общего и музыкального воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования [5].
Список литературы /References
1. Ананьев В.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Журнал «Вопросы психологии». ООО «Вопросы психологии». М. № 6, 1968. 19 с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. «Классика-XXI», 2008. 352 с.
3. Васин Е.Я. Психология художественно творчества. «Знание». М., 1985. 64 с.
4. Кенгерлинская Т.Ф. Интегративный принцип построения системы специальной педагогической и исполнительской подготовки студентов. Баку, 2007. 51 с.
5. Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах. Сборник материалов III всесоюзной научно-методической конференцию. Тбилиси, 1986. 452 с.