Научная статья на тему 'Подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству (педагогические условия реализации)'

Подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству (педагогические условия реализации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству (педагогические условия реализации)»

Психология и педагогика

-способность к свободному ответственному выбо-

ру;

- выраженную интернальность;

-более выраженную способность к положительному осмыслению настоящего и прошлого;

- стремление к саморазвитию.

На уровне интерперсональных характеристик самоактуализации личности подростки и юноши в семьях с традициями экстремального туризма демонстрируют следующие характеристики: принятие других; автономность; конгруэнтность; социально-психологическую адап-тированность.

Так как выявленные характеристики являются определяющими показателями самоактуализации личности [2],[4],[5], следовательно, мы можем утверждать, что воспитание ребенка в семье с традициями экстремального туризма способствует становлению самоактуализирующейся личности ребенка в большей степени, чем в семье без выраженных традиций в проведении досуга.

Библиографический список

1. братченко С Л Экзистенциальная психология

глубинного общения. - М.: Смысл, 2001. - 197 с.

2. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер с англ Е. Рачковой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

3. Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода: Дис. ... док. пед. наук. - Хабаровск, 1999, - 387 с.

4. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ Пер. с англ. М. Злотник - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.

5. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Пер с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.

Статья принята к публикации 15.11.06

Е.С. Дутошлива

Подготовка младших школьников к деловому сотрудни чеотву (педагогические условия реализации)_

Эффективность протекания делового сотрудничества зависит от тех обстоятельств, которые обеспечивают его существование и дальнейшее развитие. Анализ реально протекающего делового сотрудничества и собственной опытно-экспериментальной работы позволил нам выявить педагогические условия реализации подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству.

Поиск условий осуществлялся нами по трем направлениям: социально-педагогическому, организационно-педагогическому и психолого-педагогическому. Рассмотрим последовательно каждое выделенное направление.

Социально-педагогическое направление, предусматривает конкретные, четко сформулированные требования, исходящие из существующей общественной ситуации.

В соответствии с потребностями общества в современной школе на первый план выходит задача развития личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими, что позволяет достигать взаимопонимания с самыми разными людьми. Поэтому одной из задач школы, на наш взгляд, должна стать подготовка учащихся к деловому сотрудничеству.

Проведенная исследовательская работа показала, что в последние годы в школах все больше внимания уделяется организации такой формы взаимодействия

учащихся и учителя, как учебное сотрудничество, что позволяет учащимся приобретать навыки коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи, однако анализ Уставов ряда школ города Иркутска показал, что они не содержат требований ни к учебному сотрудничеству, ни тем более к деловому. В связи с этим мы сочли возможным сформулировать требования к младшему школьнику с точки зрения его подготовки к деловому сотрудничеству.

Младший школьник на доступном ему уровне может:

• иметь общую направленность на деловое сотрудничество в виде установок, ценностных отношений и личностных смыслов к данной стратегии взаимодействия и его участникам, а также быть мотивированным на использование делового сотрудничества в своей деятельности;

• иметь представление о деловом сотрудничестве, его особенностях и закономерностях протекания, а также владеть методами организации делового сотрудничества в любом виде деятельности;

• знать основные этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку;

• владеть обобщенными умениями делового сотрудничества: умением взаимодействовать, уметь излагать свои мысли четко, ясно, доступно, логично и аргументи-

ш

Психология и педагогика

рованно, уметь использовать в деловом сотрудничестве приемы слушания;

• владеть коммуникативной рефлексией.

Таким образом, рассмотрение социально-педагогического направления в подготовке младших школьников к деловому сотрудничеству позволило нам выдвинуть следующее условие: отражение на основе существующих общественных потребностей конкретных, четко сформулированных требований, регламентирующих необходимость подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству

Организационно-педагогическое направление предполагает организацию подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству.

Такую подготовку мы осуществляли с помощью авторской технологии, реализуемой с 1 по 3 классы и включающей в себя пять составляющих.

Центральное место в технологии подготовки к деловому сотрудничеству занимает курс «Я учусь сотрудничать», который формирует у учащихся систему знаний, необходимых для организации делового сотрудничества на практике.

В связи с тем, что деловое сотрудничество реализуется в процессе разных видов деятельности, в том числе и учебной, являющейся ведущей деятельностью для младшего школьного возраста, второй составляющей нашей технологии выступает организация учителем на уроках в течение всего года учебного сотрудничества как способа взаимодействия учащихся и учителя. Именно благодаря использованию учебного сотрудничества в совместной деятельности ученика и учителя устанавливаются субъект - субъектные отношения.

При подготовке младших школьников к деловому сотрудничеству нами используются все три формы учебного сотрудничества: сотрудничество с учителем, со сверстниками, сотрудничество учащегося с самим собой.

При этом сущность учебного сотрудничества учащихся с учителем заключается в том, что учитель, ставя перед учащимися задачи, решение которых неизвестно, создает ситуации «открытого незнания», позволяющие ученикам определить границу своих знаний и сформулировать учителю запрос о конкретной необходимой помощи. Благодаря совместному поиску решения учитель и ученики становятся сотрудниками в поиске знаний и взаимодействуют как равноправные субъекты.

На основе учебного сотрудничества со сверстниками организовывается коллективный способ обучения, включающий в себя работу в группах и парах сменного состава.

Организация на уроках учебного сотрудничества учащегося с самим собой способствует развитию способности к самообразованию, самообучению и самовоспитанию. Для этого учащиеся фиксируют, анализируют и оценивают изменение своей точки зрения в результате приобретения новых знаний.

Следующей, третьей составляющей технологии подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству, играющей важную роль в повторении и закреплении полученных знаний и формировании умений делового сотрудничества, выступают совместные занятия-тренинги с учащимися и их родителями по программе «Сотрудничество».

Мы предположили, что если в семье используется такой вид взаимодействия как деловое сотрудничество, то ребенок переносит ее и на отношения с окружающими вне семьи. Однако не секрет, что многие родители не умеют сотрудничать со своими детьми, их необходимо этому учить, чтобы они в свою очередь могли учить сотрудничать своих детей. Поэтому для формирования у родителей делового сотрудничества как основной стратегии взаимодействия с детьми нами была разработана данная программа.

Совместные занятия проводятся с первого по третий класс 1 раз в неделю. На занятиях родители получают теоретические знания о деловом сотрудничестве как целостном процессе от своих детей, выступающих в роли «учителей» (ученики сообщают теоретическую информацию, полученную на занятиях по программе «Я учусь сотрудничать»). Кроме этого, занятия с родителями включают в себя разнообразные совместные игры и упражнения, направленные на формирование умений делового сотрудничества. Обязательной составляющей занятий является домашнее задание как для родителей, так и для детей. Все это позволяет учащимся и их родителям закрепить знания, сформировать умения делового сотрудничества, чтобы в дальнейшем активно использовать их в практической деятельности и общении.

Четвертой составляющей технологии подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству являются игровые коррекционные занятия у психолога с группами учащихся с высоким уровнем агрессивности и тревожности, направленные на улучшение эмоциональных состояний этих младших школьников.

С нашей точки зрения, проведение психологом таких коррекционных занятий не только способствует улучшению эмоционального состояния данных учащихся, но и помогает сформировать и закрепить у них конструктивные поведенческие реакции и умения, необходимые для делового сотрудничества.

В связи с тем, что цель любой педагогической технологии ставится диагностично (т. е. дается точное и определенное описание формируемого личностного качества; имеется инструмент для выделения диагностируемого качества; имеется шкала оценки этого качества и контроль за его формированием), то последней, пятой, составляющей разработанной нами технологии является диагностический комплекс, благодаря которому осуществляется постоянный контроль за продвижением учащихся к поставленным целям, за ходом подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству на раз-

Психология и педагогика

ных этапах. Диагностика позволяет установить исходный уровень развития учащихся, осуществлять систематический контроль за формированием знаний и умений делового сотрудничества, что является необходимым для осуществления коррекции процесса подготовки и индивидуализации обучения. Также диагностика используется для оценки результатов работы.

Таким образом, анализ организационно-педагогического направления подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству позволил нам сформулировать условия, которые обеспечивают эффективность такой подготовки:

• подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству должна носить целостный и системный характер;

• подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству должна иметь возможность ее вариативного осуществления.

Психолого-педагогическое направление является необходимым для непосредственной реализации разработанной нами технологии. Его анализ позволил сформулировать следующие условия:

• включение в процесс подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству всех сфер социальных отношений, имеющихся в этом возрасте: сверстников, родителей и учителей;

• интенсификация процесса подготовки к деловому сотрудничеству за счет углубления знаний;

• специальная организация работы учащихся в парах и группах: первоначально не более 15 человек с

постепенным увеличением численного состава, взаимодействие в группах строится на основе обобщенных

норм и правил, использование заданий, не только связанных с реальной жизнью, но и способствующих развитию учащихся.

Необходимо отметить, что все эти условия взаимосвязаны между собой и нацелены на достижение одной цели - эффективной подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые пед. технологии/ Бес-палько В.П. - М.: Педагогика, 1989.-192с.

2. Занков A.B. Избранные педагогические труды/ A.B. Занков. - М.: Новая школа, 1996.-426с.

3. Немов P.C. Психология. Т 21 Немов P.C. - М.: Владос, 1998. - 608с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология/ Обухова Д.Ф, - М.: Педагогическое общество России, 2003. -448с.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. 4.1. Начальное общее образование. Основное общее образование: Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004.

6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении/ Цу-керман Г.А, - Томск: Пеленг, 1993. -236 с.

Статья принята к публикации 18.10.06

Е.А. Анпендина

Развитие познавательного интереса студентов начальных курсов профессиональной высшей школы в дидактическом диалоге

Несмотря на изменения общего и профессионального образования, которые происходят сегодня в рамках стандартизации, информатизации, гуманитаризации, индивидуализации и др. направлений, высшая школа, все же, остается излишне монологичной. Ведущая роль преподавателя и пассивная позиция студента в обучении, доминирующая репродуктивная деятельность, алгоритмическое мышление, по нашему мнению, не способствуют формированию у студентов навыков самостоятельной поисковой деятельности, рефлексии, дискуссионных умений, толерантного отношения к позициям и мнениям других людей, так необходимых будущему специалисту. Монологичный, по своей сути, процесс обучения в высшей школе, в большинстве случаев, приводит к затруд-

нению понимания профессиональной значимости получаемых знаний и умений, к фрагментарности образа будущей предметной деятельности и, как следствие этого, ведет к снижению познавательного интереса студентов. А если учесть тот факт, что сейчас при поступлении в нецентральные высшие учебные заведения многие студенты и так имеют достаточно низкий уровень мотивации к учению и профессиональному становлению, то снижение их познавательного интереса, происходящее на начальных курсах, еще более усугубляет и без того сложное положение.

Познавательный интерес можно считать интегрированным качеством личности, которое во взаимосвязи с потребностями, целями, мотивами и др. компонентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.