2. Иванова, А.И., Косолапова Н.В., Юридическая психология: конспект лекций. М.: Юрайт, 2009. 144 с.
3. Кадацкая, Т.А. Роль беспомощного состояния потерпевшего для квалификации преступления // Вестник академии права и управления. 2010. № 211. С. 98.
4. Козаченко, Е.Б. Понятие «беспомощное состояние» в доктринальной, законодательной и правоприменительной трактовках // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 147.
5. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой URL: http://book/4277/185110/4.%.html (дата обращения 10.04.2017)
6. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2010 «Действия лица, совершившего покушение на изнасилование несовершеннолетней, повлекшие по неосторожности ее смерть, суд квалифицировал по ч.3 ст.30 и п."а" ч.3 ст.131 УК РФ». URL: http://az-libr.ru/Law/Crime/ru/UCrtPrc2006/7619980212.shtml (дата обращения 10.04.2017)
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» // Российская газета. 2014. № 284. URL: http://delpress.ru (дата обращения 10.04.2017)
8. Приговор Октябрьского районного суда г. Самары от 05 апреля 2013 г. URL: http://oktyabrsky.sam.sudrf.ru/modules.php?name=norm akt&rid=1 (дата обращения 10.04.2017)
9. Приговор Оренбургского областного суда от 1 октября 2013 г. Архив Оренбургского областного суда г. Оренбурга. URL: http://oblsud.orb.sudrf.ru/modules.php?id=520&name=docum sud (дата обращения 10.04.2017)
10. Свод законов Российской Империи: в 15 т. Санкт-Петербург. URL: http://civil.consultant.ru/code/ (дата обращения 10.04.2017)
11. Справка Судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда «О результатах обобщения судебной практики по рассмотрению судами области уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 131 уголовного кодекса Российской Федерации». URL: http://www.resheniya-sudov.ru/2004/88764/ (дата обращения 10.04.2017)
12. Торопова О. С. Понятие беспомощного состояния потерпевшего в составе убийства, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ // Молодой ученый. 2016. № 25. С. 511-515.
13. Уголовное дело № 1-30/2014. Архив районного суда Красноярского края. URL: https://yandex.ru/images/search?text=14.% (дата обращения 10.04.2017)
14. Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926 г. // доступ из СПС Консультант Плюс // http://www.consultant.m/cons/cgi/online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DESU%3Bn%3D3274#0 (дата обращения 10.04.2017)
15. Уголовный кодекс РСФСР от 27 ноября 1960 года. URL: http://base.garant.ru/10107062/ (дата обращения 10.04.2017)
16. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (в ред. от 15.01.2016) // Собрание законодательства. 1996. № 25. Ст. 2954. URL: http://base.garant.ru/58056518/ (дата обращения 10.04.2017)
17. Уголовное уложение Российской Империи: по сост. на 22 марта 1903 г. - СПб: Изд. В. П. Анисимова, 1903. 145 с. URL: https://wiki2.org/ru/%D0% (дата обращения 10.04.2017)
18. Яковлева, Е.Ю. Комплексная сексолого-психиатрическая экспертиза «беспомощного состояния» потерпевших - жертв сексуальных правонарушений / Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Каменсков М.Ю. // О современных видах и методах комплексных судебно-психиатрических экспертных исследований. (Под ред. Т.Б.Дмитриевой). М: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава». 2008. С. 31-79.
С.В. Минаева
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СЛАБОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности слабой готовности к школьному обучению у младших школьников, где готовность выступает как показатель необходимого уровня психического развития ребенка, направленный на полноценное личностное развитие школьника. Особенностями психолого-педагогической готовности у первоклассников является ряд новообразований развития, которые создают ребенку уверенный старт для начала учебной деятельности и вхождения в атмосферу школьного образа жизни.
Ключевые слова: младший школьный возраст, психолого-педагогическая готовность к обучению, внимание, мышление, воображение, память, речь, восприятие.
S.V. Minaeva
THE MAIN REASONS FOR THE WEAK READINESS OF FIRST GRADE PUPILS TO
SCHOOL-TERM TRAINING
Abstract. In the article considered peculiarities of readiness for schooling at primary school pupils, where the readiness serves as an indicator of the required level of mental development of the child, aimed at the full personal development of each student. Features of psychological and pedagogical readiness in first grade is a number of tumors development, which create a child a good start for the beginning of training activities and entry into the atmosphere of school life.
Key words: primary school age, psycho-pedagogical willingness to learn, attention, thinking, imagination, memory, speech, perception
Принципиальное обновление российского образования предполагает усовершенствование содержания его предмета, направленность на совершенно иной новообразовательный результат. Понимание обучения как процесса подготовки учащихся к современной жизни, умению самостоя-
тельно социализироваться и адаптироваться к жизненной ситуации происходит от признания "знаний, умений и навыков" как основных результатов образования.
Одним из основных требований является учебно-познавательная компетентность. В контексте новой теории образования многие исследователи рассматривают ее как «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации». [1]
От характера познавательных, личностных, учебных возможностей школьников непосредственно зависит уровень сформированности учебно-познавательной компетентности.
Одной из первоочередных задач образования является развитие у учащихся познавательных универсальных возможностей.
Для совершенствования общеобразовательных умений и навыков, были разработаны новые технологии, направленные на формирование учебно-познавательной деятельности. Не все учителя начальной школы принимают нововведения и по-прежнему основной упор делают на овладение знаниями, умениями и навыками. Поэтому, мало вероятно, что младшие школьники смогут пользоваться в реальных ситуациях, арсеналом учебных средств, так же как и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Проведенная педагогическая практика и мониторинг в образовательной сфере различного уровня, подтверждает этот факт.
Используя разработанные технологии, происходит внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс. Среди большого разнообразия приоритетными в использовании являются такие технологии, которые позволят организовать активную познавательную деятельность ученика (как индивидуальную, так и в форме разностороннего сотрудничества) [2].
Система условий для формирования познавательных учебных возможностей младших школьников:
1. Создание предпосылок для возникновения интереса у учащихся
2. Стимулирование творческого потенциала мыслительного процесса, достижение более высокого уровня понимания.
3. Обеспечение эмоционального благополучия детей.
4. Удовлетворение познавательной потребности и в межличностном общении.
5. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции.
6. Индивидуализация содержания обучения.
7. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
На основе анализа результатов современных психолого-педагогических исследований нарушений развития первоклассников, выделяется пять основных групп причин, которые могут определить неготовность ребенка к обучению:
1. органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а, следовательно, препятствующие его своевременному развитию;
2. дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
3. дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, не дающей ребенку возможности посильного «присвоения» общественного опыта, а, следовательно, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей его психологического развития, в частности, умственного потенциала;
4. общая бедность микросреды, препятствующая своевременному функциональному развитию мозга;
5. травмирующее действие микросреды на формирующийся мозг ребенка, нарушающее его функ-
ции, а, следовательно, и созревание» [8].
На современном этапе количество детей с нарушениями развития постоянно возрастает. Поэтому часто на слуху такой термин как дизонтогенез.
Данное понятие было впервые использовано психологом Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного развития, но потом стал использоваться в более широком толковании, обозначая нарушения развития в процессе онтогенеза [10].
В последние два десятилетия в науке отчетливо преобладает воззрение о том, что норма и патология — это две крайние точки и четкой границы между этими понятиями не существует . Именно поэтому их очень трудно дифференцировать и найти их различения и четкие критерии
[5].
Характеризуя требования к уровню психического развития нормального ребенка, группа авторов по ряду критериев (речь, внимание) приводят количественные значения показателей. Например, речь - активный словарный запас от 3000 до 7000 слов, внимание - сосредоточение в течение 35-45 минут при достаточно разнообразной деятельности. По большинству же критериев (восприятие, мышление, память, эмоции, самооценка, игра, моторика - по 7 из 9 выделенных -
приводятся только весьма обобщенные критериальные характеристики, не позволяющие четко различать разные уровни соотношения нормы и патологии) . Приводят пример: Ребенок способен к произвольному запоминанию, опосредованное запоминание лучше механического. Возможно запоминание ряда слов в заданной последовательности. Такие характеристики, неся общеориента-ционный характер, в диагностическом плане не дают дифференциации детей на подгруппы, позволяя, в лучшем случае, определить «скорее умеет - скорее не умеет». По всем критериям диагносту необходимо руководствоваться не столько общими, сколько конкретизированными до уровня эмпирических индикаторов критериями, наработанными в практической психологии. [6]
Проведенные в XX в. психолого-педагогические исследования особенностей внимания детей (преимущественно младших школьников) позволили выявить ряд особенностей внимания детей: неустойчивость (колебания) - с паузами через 5-15 минут почти такой же продолжительности, снижение концентрации - трудности сосредоточения, снижение объема внимания, снижение избирательности внимания, снижение распределения внимания, «прилипание внимания» -трудности переключения, повышенная оживленность [3].
Нельзя не отметить еще одну из самых многочисленных групп «проблемных» детей -это дети с нарушениями речи. С ними работает логопед. Но при сложных речевых нарушениях этим детям требуется комплексная логопедическая работа в специальных учреждениях или классах. Тем более что у таких детей с общим недоразвитием речи первого и второго уровней, соответственно возникают проблемы в умственном развитии. К слабовыраженным нарушениям речи мы относим детей с минимальными дизартрическими проявлениями, так как это наиболее частая и стертая неврологическая форма речевых нарушений. Широко известно, что несформированность фонематического восприятия отражается не только в устной речи детей в виде различных нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей данной группы на этапе обучения грамоте, в основе которой лежит фонематический анализ и синтез слов, что является непременным условием готовности младших школьников к обучению и имеет существенное значение для профилактики различных нарушений чтения и письма в дальнейшем.
Рассматривая готовность к обучению в школе в современных условиях предполагается, что, прежде всего, ребенок готов к школьному обучению или учебной деятельности. Для ребенка с поступлением в школу, начинается новый возрастной период - младший школьный возраст и игровая деятельность заменяется учебной. В жизни недавнего дошкольника происходят кардинальные изменения, которые происходят в социальной среде, вне его семьи. Семья также подстраивается под изменения, реагируя новыми требованиями на появление новых обязанностей. Появляется сложная взаимосвязь между семьей и школой - для младшего школьника это совершенно новые отношения. В современных условиях, когда происходит смена учебно-дисциплинарной модели образования на модель личностно-ориентированную, существенно важным является понимание того, что учащийся не зависимо от его возраста неизбежно оказывается полноценным субъектом образовательного процесса. Это обуславливает актуальность проблемы диагностики педагогической готовности первоклассников к школьному обучению.
Семья также несет важную роль в этот период младшего школьника, нарушение системы семейного взаимодействия, а именно выбор авторитарного стиля детско-родительских отношений или маленький неудачник, нередко ведет к конфликтности в отношениях и, как следствие, формируется деструктивная семья - это семья, где во многом искажены или даже вытеснены традиционные семейные ценности, приносит существенный ущерб личности. Эмоционально-волевое развитие личности складывается из совокупности целеустремленности, умения выделить главную цель своей жизни и подчинить свои эмоции и волю к достижению данной цели. Сюда входят эмоциональные способности разбирать в себе и своих истинных чувствах, а также волевые способности принимать решения, дисциплинированность Люди с подобными способностями имеют явное преимущество над остальными. Причем коэффициент эмоционально-волевых способностей развития помогает быть успешным не только в политики или бизнесе, но и в личной [2].
Поэтому наряду с остальными факторами, развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников, является немаловажным моментом, так как именно в этом возрасте ребенок становится способным к устойчивому, основанному на потребности в благополучии действова-нию. Вместе с тем, уровень развития эмоционально-волевой сферы достигнутый в младше школьном возрасте переносится во взрослую жизнь. Уровень развития эмоционально-волевой сферы опосредует эффективность стилей детско-родительских отношений.
За последние десятилетия в мировой науке значительно возросло количество научно-практических исследований, посвященных коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников развивающихся в различных условиях, в первую очередь - семье.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из основополагающим в условии становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Эмоционально-
волевая сфера осуществляет в себе первичные формы психической жизни, иначе говоря, занимает "центральное звеном" в психическом развитии личности (Долгова В.И., Гольева Г.Ю.,).
Родительские отношения предопределяют и формируют эмоциональную сферу младшего школьника к высшим из них относятся чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А., Шумакова О.А.,).
Стили детско-родительских отношение оказывают влияние на формирование эмоционально-волевой сфере человека, в особенности на детей младшего школьного возраста. Именно от стиля детско-родительского отношения выбранного в каждой семье индивидуально существуют конструктивные и деструктивные семьи, зависит эмоциональная устойчивость личности [6].
Волевые качества личности, такие как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, являются стержневой стороной характера человека, и со стороны родителей воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Организация психологической коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников воспитывающихся в деструктивных семьях начинается с построения модели предстоящей деятельности. Долгова В.И. предлагает в процессе моделирования формирования психических процессов исходить из свойств системности. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы [6].
Выявление психолого - педагогических особенностей первоклассников обуславливающие их готовность к школе одна из составляющих процесса обучения и работы педагога психолога.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста исследуется достаточно широко и на данном этапе являются проблемой в современной педагогической психологии: психологическая готовность к школьному обучению (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, Я.Л. Коло-минский,); психологические аспекты развивающего обучения (А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, Л.В. Занков,); особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной и личностной сферы младших школьников (В.Д. Шадриков, Л.А. Венгер, Е.А. Панько); специфика педагогического взаимодействия (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик,); диагностические подходы в изучении младших школьников (Л.А. Венгер, М.Р. Битянова, Г.А. Цукерман).
В жизни ребенка начало обучения в школе становится напряженной ситуацией, неизбежно ведущей к стрессу, в том случае если она не контролируется (психологом), так как младший школьник должен адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается различными новообразованиями и в значительно затрагивает психоэмоциональную сферу. От успешности адаптационного периода во время поступления в школу в большей мере зависит благополучие дальнейшей социальной деятельности и жизни ребенка. Не решенные школьные проблемы приводят к ухудшению учебной мотивации, искажению межличностных отношений, развитию психических отклонений, формированию девиантных форм поведения.
Реорганизация общеобразовательной и профессиональной школы, которая предполагает обучение детей с 6-летнего возраста, выдвигает новые важные задачи.
Обладать способностью обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира - значит быть готовым к школьному обучению. Обобщение — мыслительная операция, являющаяся основой формирования научных знаний. Л.С. Выготский рассматривал обобщение как особое свойство отражения действительности в сознании человека [3].
Иначе говоря, в процессе организации и осуществления учебной деятельности, формируется готовность к школьному обучению.
Так же современными психологами выделяется значимость успешной адаптации на начальных этапах обучения, для дальнейшего развития личности в общеобразовательной среде (Л.С. Выготский, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина), подчеркивается необходимость психологической поддержки совершенствования личности (Н.Н. Михайлова, Г.В. Майская, Н.Н. Мизина).
Процесс определения готовности первоклассника к обучению в школе на наш взгляд важен не только для ребенка, а так же для работы педагога, но и для лучшего понимания родителями своих собственных детей. Так как, при диагностике выявляются индивидуальные особенности развития ребенка. Обязательно нужно учитывать, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка каких-то умений, недостаток представлений или не большой уровень социального развития никак не должен влиять на выносимое решение, а только указывает на необходимость индивидуальной работы с данным ребенком.
Для того что бы понять актуальность проблемы диагностирования готовности первоклассника к школе, но при этом соблюсти этический аспект данного мероприятия, нами было проведено исследование детей и родителей, готовящихся идти в первый класс.
Был составлен опросник для родителей, позволяющий выявить их отношение к проведению диагностики. В опросе участвовали родители первоклассников, всего 15 человек. Им были заданы вопросы:
- Считаете - ли Вы необходимым проведение диагностики?
- В какой форме диагностики Вы согласны участвовать?
- Готовы - ли Вы сотрудничать с педагогами по вопросам подготовки ребенка к школе и его успешной адаптации?
- Считаете - ли Вы мнение диагноста компетентным?
- Считаете - ли Вы своего ребенка готовым к обучению в школе?
- Результат опроса показал, что большинство родителей согласны с проведением диагностики, проявляют интерес к результатам и готовы к сотрудничеству с педагогами. Некоторые родители категорически не согласны с результатами диагностики их детей, и считают показатели заниженными. Есть такие, которые отнеслись равнодушно.
Дополнительно с детьми была проведена работа с использованием метода песочной терапии, по выявлению психологической готовности к обучению в школе и эмоционального интеллекта. Этот метод, как инструментарий, позволяет реализацию задач по индивидуализации психолого - педагогического и воспитательного процесса. Дети с воодушевлением восприняли идею работы в песочнице, легко шли на контакт со специалистами, показывали результат по мере своей готовности к обучению. Метод песочной терапии новый в диагностике готовности ребенка к обучению в школе. Но на наш взгляд уместен и эффективен в использовании. Это обусловлено спецификой возрастных особенностей первоклассников, предполагающие изменение ведущей деятельности с игровой на учебную. Метод заключается в мягкой, корректной работе педагога - психолога с ребенком, так - как создается естественная стимулирующая среда, которая позволяет ребенку чувствовать себя одновременно непринужденным и защищенным, что способствует раскрытию его творческих способностей. Учитывая уровень возможностей ребенка, мы выбираем ему задание, на основе которого предлагаем инструкцию к « игре» в форме сказки. «Сказка» начинается с введения в игровую среду, педагог-психолог дает установку на внимательное слушание и активное участие (истории, присказки, уверение всевозможных, волшебных приключений и испытаний). Знакомство с игрой происходит во время прослушивания начала сказки, истории и строительства в песочнице игрового пространства, это может быть все, что угодно, и придуманная сказочная страна, и дворец, и моря, реки, леса, горы, различные персонажи, населяющие их, буквы и пр., всё, что потребуется по инструкции к игре, и зависит от способности фантазировать или применять собственный познавательный опыт. Для имитации трудностей, ребенку предлагается вариант истории, в которой происходит нечто, олицетворяющее разрушение и зло, предлагается выбор помощи. Что же будет со страной? С жителями? Что же делать? Как правило, в этот момент дети активнее всего включаются в игру, предлагая различные способы спасения построенного ими мира. Побеждают «зло», восстанавливают «мир» чувствуют себя героями, получают колоссальный опыт успешности. В ходе работы - игры мы можем пронаблюдать уровень мотивированности ребенка, эмоционально-волевую готовность к включению в учебный процесс. Так -же игра демонстрирует готовность ребенка к общению как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Уровень интеллектуального развития ребенка становиться заметен сразу при знакомстве с игрой.[5].
Таким образом, диагностика готовности ребенка к школьному обучению необходима для:
1. Выявления индивидуальных способностей ребенка;
2. Лучшего понимания родителями своих детей;
3. Определения степени готовности к обучению в школе.
Мы считаем, что диагностику необходимо проводить в корректной форме с соблюдением этических норм педагога - психолога, для установления контакта между учителем и учеником, учителем и родителем, родителем и ребенком.
В этом контексте к проблеме диагностики готовности первоклассников к обучению в школе, соблюдая преемственность между дошкольным и школьным учреждением, отнестись с большим вниманием, как родителей, так и педагогов системы школьного образования.
Проблема перехода ребенка из старшего дошкольного возраста в младший школьный возраст, тесно связанна с понятием готовности к школьному обучению. И тут огромную роль играет психолог при подготовке ребенка к обучению в школе к психологической адаптации его. Психолог, который будет сопровождать ребенка и его родителей во время обучения в первом классе и при переходе в следующий класс, помогая им справляться с новыми задачами, связанными с обучением.
Роль психолога при подготовке детей к обучению рассматривается с трех позиций:
1. Подготовка младших школьников (введение в учебный процесс):
- Занятия с психологом (целью является - развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы ребенка)
- Знакомство со школой (целью является - формирование новой социальной роли -школьника)
- Проведение выставок детских работ на тему «Я - первоклассник»
(целью становится - мотивация к обучению в школе)
Важное отличие «психологического» занятия от «педагогического»:
- Количество детей в группе. Психолог занимается с группой из 5-6 человек, что дает возможность индивидуализировать процесс, т.е. максимально уделить внимание каждому ребенку.
- ценность психологических занятий состоит в том, что психолог уделяет основное внимание процессу выполнения упражнения, а не результату.
2. Подготовка родителей будущих первоклассников:
Важность такой подготовки состоит в том, что родителям сложно «перестроится» и принять взрослость и самостоятельность ребенка
Работа с родителями делится на этапы:
- Анкетирование родителей (для определения ожидания, опасения)
- Подготовка информации на стендах и в буклетах (для ознакомления родителей)
- Подготовка и проведение семинара для родителей (по теме: «Кризис 7- лет: от игры к
учебе»)
- Консультация: «Психологическая подготовка к школьному обучению»
- Проведение открытых занятий
3. Работа с педагогами:
- консультация на темы:
• «Портрет первоклассника»
• «Психологические особенности детей 6 - 8 лет»
Такой режим работы будет способствовать:
- развитию интеллектуальной сферы детей;
- формированию мотивации научения;
- расширению знаний педагогов о том, как работать с детьми в школе;
- вовлечению родителей в процесс подготовки детей к школе.
Для выявления детей, не вполне готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей и коррекционной работы подходит методика определения стадии интеллектуального развития, описанная Н.Ф. Талызиной и Ю.В. Карповым. Полученные результаты по этой методике дают возможность профессионально сформулировать корректные, четкие рекомендации для родителей по развитию интеллекта ребенка [8].
Данные, полученные при помощи методики Н.Ф. Талызиной, так же позволяют распределить учеников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития». Позволяет организовать обучение намного эффективнее, если дети в классе находятся на одном или на близком уровне интеллектуального развития.
Ключевой целью определения психологической готовности к школьному обучению становится профилактика школьной дезадаптации. Чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации сегодня создаются различные классы, осуществляющие индивидуальный подход в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к обучению школе.
Для овладения школьной учебной программой в условиях современного обучения в коллективе сверстников все-таки необходима психологическая готовность к школьному обучению, под которой понимается необходимый и удовлетворительный уровень психического развития ребенка.
Готовность к школьному обучению как проблема, так же включает в себя педагогический и психологический аспекты. В связи с этим определяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе, определяет педагогическую готовность к школьному обучению. К этому относятся знания прямого и обратного счета, умение выполнять элементарные математические операции, распознавать печатные буквы или читать, копировать буквы, уметь пересказать содержание несложного текста, воспроизводить стихи и т.д.
Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке [9].
И так обобщая изложенное, можно сделать вывод, что:
1. Степень готовности и слабой готовности, сформированности личностных качеств, необходимых для общения, и в основном зависит:
• от эмоционального климата класса;
• от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, отношения родных и близких.
2. В современной России ведущими специалистами в области психологии и педагогики с опорой на позитивные достижения педологического периода развития психолого-педагогической науки осознается значимость проблем ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии дошкольников и младших школьников.
3. Гуманизация педагогики с позиций модели личностно-ориентированного образования с 90-х годов прошлого века способствует созданию условий для профессионального решения этих проблем - расширяется подготовка специалистов всех уровней в центре, и в регионах, вводятся в действие программы развивающей работы с младшими школьниками, уточняется понятийный аппарат, разработаны многочисленные классификации отклонений в развитии детей, создается и апробируется новый диагностический инструментарий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-пресс, 2002. - 64 с.
2. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 2011. - 258 с.
3. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. - М., Экспериментальный психопатологический ин-т,1936. (Собр. соч:.в6т.Т.5.М., 1983 - 351 с)
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
6. Гуткина, Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению // Методы психологии. Т. 3. Вып. 1.
- Ростов-н/Д, 1997. - 340 с.
7. Долгова, В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014.
- № 7. - С. 89-98.
8. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации. Педагогическая мастерская. Всё для учителя. — 2011. — Пилотный выпуск. — С. 4-6
9. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников.- М.,1996 - 480 с.
10. Швальбе, Б., Швальбе, Х. Личность, карьера, успех. - М.: Прогресс, 1993 - 240 с.
М.Н.Пашкова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСПАНИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: статья посвящена теоретическим и практическим аспектам инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. В ней дается определение инклюзивного образования, рассматриваются цели, задачи и законодательные документы, регламентирующие рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Анализируется опыт, достижения и перспективы развития инклюзивного образования в Испании.
Ключевые слова: Испания, инклюзивное образование, принцип стандартизации и интеграции, закон, законодательство.
M.N. Pashkova
INCLUSIVE EDUCATION IN SPAIN: LEGISLATIVE CHANGES, ACHIEVEMENTS
AND FUTURE PROSPECTS
Abstrakt:The article is devoted to the theoretical aspects of inclusive education of children with special educational needs. It provides a definition of inclusive education, considers the goals, objectives and legislative documents regulating the scope of activities of the education of persons with special needs. The experience, achievements and prospects of development of inclusive education in Spain.
Key words: Spain, education inclusive, the principle of standardization and integration, laws, legislation.
Во всем мире все больше и больше внимания уделяется проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья и толерантного восприятия их обществом. Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. В cвязи с этим возникла острая потребность в организации инклюзивного образования, которое создает оптимальные и
81