Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования'

Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиева Р.Р.

в статье обосновывается педагогическая целесообразность подготовки специалистов инженерного профиля в учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования»

образования. Сер.: Педагогика и психология / Гуманитар. - пед. акад. (фил.) «Крым. федер. ун - та им. В. И. Вернадского» (г. Ялта). - Ялта: Гуманитар. - пед. акад., 2016. — № 52, ч. 5. - С. 208—214.

4. Пахомова Е.М. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Михайловна Пахомова. - Москва, 2003. - 208 с.

5. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства. Программа повышения квалификации / Е.М. Пахомова, Л.П. Дуганова // Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2006.

6. Порядок проведения заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2017 году. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vospitatel-goda.ru/_01_docs.php (дата обращения 03.12.2017)

УДК 378.146

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Закиева Р.Р., 2017

Казанский государственный энергетический университет, старший преподаватель кафедры промышленная электроника и светотехника, Казань

Аннотация: в статье обосновывается педагогическая целесообразность подготовки специалистов инженерного профиля в учреждениях профессионального образования. Ключевые слова: качество, образование, студенты технического вуза.

PREPARATION OF QUADIFIED WORKERS IN ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL

EDUCATION Zakieva R.R., 2017

Kazan State Power Engineering University, Senior Lecturer of the Department of Industrial Electronics and

Lighting Engineering, Kazan

Annotation: the article proves the pedagogical expediency of training specialists in the engineering profile in vocational education institutions.

Key words: quality, education, students of a technical college.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [1] современная педагогика в качестве одной из ведущих своих задач ставит создание и приумножение высококвалифицированного профессионального кадрового потенциала, способного к продуктивной интеллектуальной деятельности [2]. Востребованными сегодня становятся кадры, способные решать сложные профессиональные задачи и нести персональную ответственность за их решение, выстраивать стратегию собственного профессионально-личностного роста, готовые быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственно-хозяйственной деятельности. Объективно возникает необходимость модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов, направленной на повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

В профессиональной подготовке специалистов инженерного профиля на сегодняшний день наметились серьезные изменения, важнейшие из которых - переход на трехуровневую систему подготовки кадров вузах и внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые полностью меняют ориентиры развития современного технического образования.

Концептуальной основой профессиональной подготовки будущих инженеров становится «компетентностный» подход, отвечающий требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, личности и принципам Болонского соглашения. Данный подход соответствует условиям современного рынка труда и предполагает доведение российской инженерии

до уровня возможности и способности отвечать на вызовы времени, по крайней мере, в отдельных, выбранных в качестве приоритетных, направлениях, одним из которых является энергетика.

В последнее десятилетие интенсивно развиваются новые компьютерные технологии, позволяющие автоматизировать процесс текущего и промежуточного контроля на основе использования программно-инструментальных средств. Нередко контролирующие программы совмещают с обучающими программами для проверки или коррекции учебной деятельности с помощью дополнительной информации, восполняющей обнаруженные пробелы в знаниях студентов. Современные методы и средства контроля имеют, как правило, интерфейс, который поддерживают различные формы заданий и позволяют реализовывать сценарии проведения занятия, используют работу с текстом, неподвижными и анимированными изображениями, звуком, видео сопровождением и т.д.

Выпускник технического вуза может успешно работать в новом для него производственном пространстве и состояться как специалист лишь тогда, когда в процессе его профессиональной подготовки и получения высшего образования были сформированы основы профессиональной компетенции [3]. Изучение особенностей личностно-профессионального развития студентов вуза, их возрастных психолого-физиологических особенностей, специфику студентов технических вузов представляется важным при проектировании любого образовательного процесса.

Теоретической основой анализа возрастного развития, методологических принципов стали научные подходы, которые заложены в работах М.В. Ермолаевой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Психология развития личности выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, открыть регулярность приобретения людьми знаний и опыта.

Ключевое понятие возрастной психологии - это понятие «развитие». Развитие означает процесс перехода с одного состояния в другое, более совершенное. Развитие психики человека - это естественное изменение умственной деятельности во времени, выраженный в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Время обучения в высшем учебном заведении совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, которая отличается сложностью формирования личных черт человека [4]. В работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и других, характерной особенностью развития в этом возрасте является усиление сознательных побуждений поведения. Значительно укрепляются те качества, (целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой), которые не были полностью сформированы в старших классах. В юношеском возрасте наступает интеллектуальная зрелость, значительно расширяется кругозор, обогащаются умственные возможности, появляется больший интерес к теоретическим знаниям, возникает желание систематизировать конкретные факты. Мышление молодых людей отличается гибкостью и подвижностью процессов. В этом возрасте начинается осмысление смысла жизни. Чаще всего, смысл жизни представляется, как желание понять своё предназначение в жизни. Период студенчества характерен следующими основными показателями: развитое воображение, устойчивое внимание и большая интегрированность памяти.

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой ведущей деятельностью в юношеском возрасте признается учебно-профессиональная деятельность. К.Д. Ушинский назвал студенческий возраст «самым решительным», так как этот период, определяет будущее человека. Л.Д. Столяренко характеризует студентов как специальную социальную категорию, определенное сообщество людей, организационно объединенных институтом высшего образования [5]. Б.Г.Ананьев полагает, что жизненный период в возрасте с 17 до 25 лет важен как заключительный этап формирования индивидуальности.

Желание найти свое место в обществе, определиться со своим будущем порождает у молодых людей стремление к учению и знаниям [6]. В этот период формируется способность и готовность воспринимать новую информацию. Появляется возможность получения её с помощью самых разнообразных источников и технологий.

Во время обучения в высшем учебном заведении студенты различных годов обучения встречаются с некоторыми трудностями. Основной задачей на первом курсе является приобщение

бывшего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Второй год - это период самой интенсивной образовательной деятельности студентов. Студенты получают общую подготовку, раскрываются культурные запросы и потребности. В это же время завершается процесс адаптации студентов к данной среде. Третий год обучения - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. В более старших курсах в условиях перспективного быстрого завершения высшего учебного заведения формируются точные практические установки на будущий род деятельности [7].

Исследования группы ученых под руководством Б.Г. Ананьева доказали, что природа психофизического развития зрелости человека представляет собой сложную структуру различных процессов, которая противоречива и разнородна. Наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человека.

Составляющими моментами социальной адаптации являются: повышение функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизация этих уровней и их понижение. Б.Г. Ананьев во время эксперимента сопоставил моменты, образующие структуру развития психофизиологических функций человека, выделил годы жизни, на которые приходятся моменты стабилизации, повышения и понижения функционального уровня (таблица 2) [8].

Таблица 2 - Соотношение различных микропериодов в жизни молодых людей и уровня их

Микропериоды, годы Повышение функционального уровня, (в %)

18-22 46,7

23-27 44,1

28-32 46,3

33-35 11,3

Сделав анализ данной таблицы можно увидеть, что на возраст от 18 до 22 лет приходится самый большой процент повышения функционального уровня (46,7%), иначе говоря, самый большой всплеск познавательных способностей.

Качество профессионального образования представляет собой сложную интегральную систему качеств, ориентированных в итоге на обеспечение качества специалиста, выпускника вуза (рисунок 1).

Рисунок 1 - Компоненты качества ВПО

Вуз, как общественное учреждение предоставляет образовательные услуги обучающимся посредством преподавательской деятельности, впоследствии подготовленный вузом специалист предоставит свои знания на рынок труда. Качество обучающих действий в определяющей степени зависит от уровня образовательных программ, квалификации, компетентности преподавателей, качества обеспечивающих ресурсов, качества руководства и управления, при этом процесс образовательной деятельности в настоящее время активно модифицируется, преподаватель и студент становятся «равноправными субъектами образовательного процесса» [9].

Широко обсуждаемый в настоящее время вопрос о повышении качества образования, его эффективности и подготовке конкурентоспособных специалистов отражен в работах Александрова А.Ю., Байденко В.И., Ибрагимова Г.И., Поташкина М.М., Селезневой Н.А., Субетто А.И., Шишкова Г.М., основная идея которых состоит в том, что «в качестве специалиста отражается качество компонентов образовательной системы или образовательного процесса», и как следствие этого положения, необходим постоянный контроль качества для каждой из составляющих качества высшего профессионального образования, что возможно лишь при создании современных систем управления в вузе [10].

Наличие соответствующего методического и информационного обеспечения, инструмента, включающего в себя все статистические данные о ходе процесса обучения в группе студентов, средства и методы их оценки, позволят наблюдать и анализировать ход происходящих изменений, прогнозировать тенденции их развития и перспективы деятельности, разрабатывать и принимать на этой основе управленческие решения. Автоматизация большинства информационных операций высвобождает силы и время преподавателя и позволяет иметь оперативный документ для принятия своевременных решений. Располагая компьютерной базой данных содержащей результаты текущего и промежуточного контроля знаний в студенческих группах, анализ содержания которой позволил бы отслеживать явления, происходящие в сфере образования, решать задачи выявления тенденций развития высшего образования, определения динамики изменения основных показателей деятельности вузов.

В связи со своеобразием целей, задач, содержания, форм и методов процесса обучения, а также из-за возрастных и психологических особенностей студентов технический вуз имеет свою особую специфику.

Исследователи в области педагогики и психологии отмечают, что студентам именно технического вуза присуще развитие невербального интеллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, обладание формальным и логическим мышлением и сочетание синтетического и аналитического мышления, более развитые пространственные представления и технологичность (Л.А. Баранова, Л.Н. Борисова, В.Н. Дружинин, Л.Н. Собчик). У обучающихся выявлен высокий уровень концентрации, зрительной памяти, переключения внимания, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. Также у студентов технических вуз ов исследователи отмечают усиление интровертности личности в процессе обучения, стремление к независимости, высокая мотивация познания, но отсутствие стремления к доминированию, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с сокурсниками, а также критическое отношение к окружающему.

Список литературы:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. - 2000. - №

2.- С. 14-18.

2. Симонов, В.П. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании / В.П. Симонов // Международная педагогическая академия. - 2009. - Том. 3. - С. 69-71.

3. Кирсанов, А.А. Учебно-программное обеспечение профессионально-педагогической подготовки преподавателя технического вуза: учебное пособие / В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов, Л.И. Гурье и др. -Казань, КГТУ. - 1997. - 464 с.

4. Константинов, В.Н. Вопросы теории и практики стандартизированного контроля знаний / В.Н. Константинов. - Воронеж, 1974. - 204 с.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» - 2-е изд., перераб, и доп. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

6. Закиева, Р.Р. Оценка качества подготовки студентов технических вузов//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 1. - С. 273-278.

7. Андриеш, В.А. Профессиональная подготовка на основе дифференцированного педагогического тестирования / В.А. Андриеш // Профессиональное образование. - М.: Столица. - 2008. - № 10. - С. 33-35.

8. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика. - 1980. - Т.1. -230 с.

9. Закиева, Р.Р. Экспресс-тестирование как эффективный метод оценки качества подготовки студентов технических ВУЗов / Закиева Р.Р., Леонтьев А.В. // Казанская наука. - 2014. - № 12. - С. 223-225.

10. Лихтциндер, Б.Я. Контроль и оценка знаний учащихся медицинских учебных заведений, основанная на вероятностных критериях / Б.Я. Лихтциндер, С.В. Аверьянов, В.В. Пугин // Поволжская Государственная Академия Телекоммуникаций и Информатики. - 2003. - Секция VI. - С. 19.

УДК 37.02

КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Ивина Ю.С., 2017 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»,

научный сотрудник, Москва

Аннотация: ввиду широкого спектра учебно-методических комплексов в современном начальном образовании Российской Федерации, проблема определения ключевых различий в основополагающих системах обучения становится действительно актуальной. Данная статья раскрывает основные отличия, взяв в качестве объекта исследования традиционную и развивающую систему обучения. В статье выделяются сравнительные критерии, отражающие первостепенные особенности данных систем обучения. В результате обстоятельного анализа составлена их сравнительная характеристика. Ключевые слова: система обучения, отличия, учитель.

KEY DIFFERENCES BETWEEN TRADITION AND DEVELOPING SYSTEM OF EDUCATION

IN TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Ivina Yulia, 2017 Federal state budgetary scientific institution «Institute of education management, Russian Academy of education»,

researcher, Moscow

Abstract: because of the wide range of teaching materials in modern elementary education of the Russian Federation, the problem of determining key differences in the fundamental system of education is really relevant. This article reveals key differences, taking as object of study the traditional educational system of learning. The article highlights the comparative criteria reflecting the primary features of these training systems. In an extensive review compiled comparative characteristics. Key words: educational system, differences, teacher.

В последнее время среди представителей научно-педагогического сообщества, органов управления образованием и общественных организаций наблюдается возрастающий интерес к проблеме оценки качества образования.

В октябре 2016 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации объявила о формировании единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). На сегодняшний день система представляется международными и национальными исследованиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.