Научная статья на тему 'Педагогический аспект в обучении иностранным языкам в техническом вузе'

Педагогический аспект в обучении иностранным языкам в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект в обучении иностранным языкам в техническом вузе»

УДК 42/49(077.3)+378.1 С.С. Шевченко СГГ А, Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Целостный образовательный процесс в его педагогическом аспекте - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег) [1. С. 74]. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе обучения и образования. Обучение - один из элементов педагогического процесса, вторым важнейшим элементом является воспитание. Эти взаимосвязанные элементы (обучение и воспитание) представляют собой процессы целенаправленного влияния на личность, т. е. по существу представляют педагогическую деятельность.

Обучение имеет обычно жесткие временные ограничения, определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели.

В воспитании, осуществляемом также в рамках определенной организационной формы, важнейшим критерием эффективности являются позитивные изменения в сознании личности, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями [2. С. 336]. В силу стохастичности воспитательного процесса затруднено и отсрочено во времени предвидение результатов тех или иных воспитательных действий [3. С. 28]. Практика показывает, что обучение значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные нормы поведения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет формирование системы умений, навыков и привычек поведения. Именно поэтому успешность обучения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т. е. от результатов не только обучения, но и воспитания. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и об их взаимопроникновении. Отмеченное выше позволяет констатировать, что обучение и воспитание в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Специфика воспитания (основной категории педагогики) состоит в активности и интериоризации социальных отношений, возникающих в реальном педагогическом процессе, который, в свою очередь, проектируется с учетом различных образовательно-воспитательных концепций и теорий в

образовательных учреждениях. Основой образования становятся не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т. е. процессы рефлексивного характера. Новое содержание высшего технического образования дает возможность привить каждому студенту обобщенный современный научный образ мира и научный стиль мышления. Практикующему педагогу предстоит работа по развитию-воспитанию интеллекта, логической культуры обучаемых и ему необходимо овладеть так называемыми интеллектуальными технологиями обучения [4. С.46]. Согласно самому общему определению под интеллектуальным воспитанием понимают процесс, в котором выделяют следующие составляющие:

1. Взаимодействие субъектов с целью познания;

2. Используемые ими при этом средства;

3. Методы взаимодействия;

4. Познавательные задачи;

5. Методы познания.

Анализируя сущность и содержание интеллектуального воспитания студентов технического вуза средствами иностранного языка, мы пришли к выводу, что в условиях массового образования, развитие интеллекта, логической культуры - это гарантия и необходимое условие развития индивидуальности личности, ее успехов.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания, как это трактуют Д.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, заключается:

- В развитии интеллекта посредством всех познавательных функций личности - психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

- В просвещении студентов в области наук, деятельности, общении;

- В формировании механизма самоорганизации умственной деятельности;

- В развитии индивидуальных способностей и познавательных возможностей студентов;

- В развитии сознания и самосознания студентов, их творческого потенциала;

- В формировании профессионального мышления [5. С. 502].

Умственное (интеллектуальное) воспитание осуществляется, прежде

всего, через образование и обучение в совместной учебно-познавательной деятельности. Из этого следует, что интеллектуальное воспитание становится одной из важных форм педагогического процесса, которая способствует развитию творческих способностей мышления и именно оно обеспечивает формирование культуры мышления.

Методология преподавательского труда, как и всякого интеллектуального, строится на интеллектуальных возможностях обучаемых. Таким образом, образование - это процесс, сопряженный с встраиванием субъективного интеллекта в системы мышления [4. С. 46]. Обучение в вузе, образование молодого человека - это не только развитие и формирование его

уединенного интеллекта, это еще и его интеллектуальное воспитание через мыслительную активность. Таким образом само обучение в вузе уже способствует структурообразованию интеллекта и в то же время основывается на особенностях его функционирования. В сложной структуре возрастного периода студенчества интенсивно происходит процесс регулирования, накопления, сохранения, логического переструктурирования получаемых знаний, их проецирование на практическую деятельность [6. С. 14]. По данным психологической школы Б.Г. Ананьева, структура интеллекта динамично меняется не только в процессе всего возрастного развития, но и внутри самого студенческого возраста. В 18 - 21 год корреляционная плеяда из разных функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) выступает в виде цепочки связей, тогда как в 22 - 25 лет образуется сложноветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров - мнемологического (единая структура памяти-мышления) и аттенционного (фактор внимания) [7. С. 358]. Анализируя сущность интеллектуального воспитания студентов технического вуза средствами иностранного языка, мы пришли к выводу, что иностранный язык выступает фактором развития вербальных характеристик интеллекта студентов, культуры логического мышления.

По образному выражению И.А. Зимней, язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойства и закономерности которой являются предметом других дисциплин. Язык в этом смысле, как учебная дисциплина, «беспредметен», если под предметом иметь в виду действительность. Эта дисциплина учит форме. Специфика иностранного языка как учебной дисциплины заключается также и в его беспредельности ... [8. С. 10].

Обучение иностранным языкам в техническом вузе происходит в совместной учебно-познавательной деятельности и отличается четкой практической направленностью и предметностью, представляет специально спланированный, контролируемый и управляемый процесс, результатом которого является формирование активного образа мышления студентов технического вуза. Наше практическое обучение иностранным языкам студентов 1, 2 курсов дневного, вечернего, заочного отделений СГГА базируется на деятельностной концепции управления усвоением О.Я. Кабановой [9], теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, в контексте идей о личности Л.С. Выготского (об активности индивида, об интериоризации социальных отношений, о формировании личности при симметричном «представительстве» в другом). Как было отмечено выше обучение иностранному языку в техническом вузе происходит в совместной учебно-познавательной деятельности и ориентировано на развитие понятийного и логического мышления студентов и ведется на основе Логического метода обучения грамматике В.В. Милашевича и денотативного метода осмысления текста.

Основное внимание при обучении иностранным языкам нами уделяется говорению во взаимодействии с другими видами речевой деятельности (чтением, аудированием, письмом и переводом), а также эксплицитному

представлению мысли как предмету всех видов РД. В практике обучения студентов, магистров, аспирантов технического уза иностранным языкам мы столкнулись с проблемой плохого владения ими методами логического оформления высказывания, с его бессодержательностью и бе спредметно стью.

Известно, что студенты, магистры, аспиранты технического вуза достаточно много работают с различного рода чертежами, графиками, схемами. Это развивает абстрактное мышление. Поэтому графическое или схематическое представление изучаемого материала обеспечивает лучшее его усвоение обучаемыми технического вуза. Данное положение мы экстраполировали в нашу практику интеллектуального воспитания средствами иностранного языка. Обучение проводится на материале оригинальных текстов на основе денотативного метода осмысления текста. Использование данного метода при обучении иностранным языкам в техническом вузе, а, следовательно, и интеллектуальном воспитании средствами иностранного языка базируется на теоретических положениях Н.И. Жинкина (принцип содержательного анализа текста), Л.В. Щербы (троякий аспект языковых явлений), И.А. Зимней (психолого-педагогический подход к формированию личности студента в процессе обучения его иностранному языку), Г.А. Китайгородской (система интенсивного обучения

- метод активизации возможностей личности в коллективе), Л.В. Бельковец (психолого-лингвистическая система развивающего обучения на основе познавательной активности).

Студентов, магистров, аспирантов активно вовлекаем в составление денотатных карт (логико-семантических структур изучаемых текстовых материалов). Тематической денотатной картой может быть графически представлена лая общенаучная, общетехническая, общеспециалная и специальная тема, текст. Это обеспечивает предметный план высказывания, что облегчает и направляет продуцирование речи обучаемых. ДК помогает говорящему следить за собственным изложением. При этом разгружается их память, так как не нужно удерживать в памяти много лишней информации.

Денотатные карты используются нами и как средство контроля, и как средство лучшего познания получаемой информации, и как средство для моделирования высказывания, то есть служат ориентировочной основой действий и для преподавателя (разработка приемов, способов, методов овладения иностранными языками), и ля студентов (смысловая опора высказывания). Можно утверждать, что использование денотативного метода осмысления текста усиливает информационную и познавательную активность обучаемых в техническом вузе, повышает продуктивность процесса усвоения, а все это вместе взятое способствует интенсификации процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе.

Таким образом, интеллектуальное воспитание обучаемых в техичеком вузе средстами иностранного языка залючается в развитии интеллекта посредством всех познавательных функций личности - психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; в

просвещении студентов в области наук, деятельности, общении; в формировании механизма самоорганизации умственной деятельности; в развитии индивидуальных способностей и познавательных возможностей студентов; в развитии сознания и самосознания студентов, их творческого потенциала; в формировании профессионального мышления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дистервег А. Избр.пед.соч. [Текст] / А.Дистервег. - М., 1956.

2. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко - Р. н / Д.: Феникс, 2000. -

544 с.

3. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

4. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект (в контексте естественнонаучного образования) [Текст] / А.Я. Кузнецова - Новосибирск: Лада, 1999. - 144 с.

5. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Л.Д. Столяренко и др. - Р. н / Д.: Феникс, 1999. - 576 с.

6. Профессионально-ориентированное взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности в неязыковом вузе [Текст] / Методические материалы пленума НМС по иностранным языкам. - Пермь, 1986. - 204 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев.

- М.: Наука, 1977. - 346 с.

8. Зимняя И.А. Задачи формирования личности будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку [Текст] / И.А. Зимняя // Методические материалы НМС по иностранным яз. - Пермь, 1986. - 204 с.

9. Обучение иностранным языкам на основе деятельностной концепции управления усвоением [Текст] / Материалы научно-методической конференции. -Новосибирск, Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН. Изд-во Новосиб.ун-та, 1999.

- 73 с.

© С.С. Шевченко, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.