Научная статья на тему 'Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам'

Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленкова Ю. С.

Сегодня вместе с развитием информационных систем и технологий ускоряется процесс устаревания знаний, что вызывает необходимость постоянного самообразования. Поэтому процесс обучения должен быть направлен на творческое развитие личности, которая будет строить свою жизнь путем самореализации и саморазвития, то есть по законам синергетики. В современных условиях обучения иностранному языку возникла необходимость реализации новых подходов и методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беленкова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам»

УДК 007.2

Ю.С. Беленкова

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сегодня вместе с развитием информационных систем и технологий ускоряется процесс устаревания знаний, что вызывает необходимость постоянного самообразования. Поэтому процесс обучения должен быть направлен на творческое развитие личности, которая будет строить свою жизнь путем самореализации и саморазвития, то есть по законам синергетики. В современных условиях обучения иностранному языку возникла необходимость реализации новых подходов и методик обучения.

В настоящее время образование должно оказывать такое воздействие на личность студента, в результате которого она преобразуется в саморазвивающийся интеллектуально-познавательный организм, способный справляться с непредвиденными профессионально-обусловленными ситуациями посредством определения или создания уникальных инструментов поиска, обработки и практического применения информации. На современном этапе развития нашего общества владение информацией является залогом успеха в любой сфере профессиональной деятельности. Однако преподаватель не способен отслеживать абсолютно все изменения, происходящие в мире науки, и оперативно вносить их в содержание обучения. Его задача состоит в том, чтобы снабдить студента инструментами получения, переработки и передачи информации. Единственным психическим механизмом, отвечающим за переработку информации и ее воспроизведение в сознании в виде познавательных образов, является интеллект, поэтому создание психолого-педагогических условий интеллектуального роста студентов становится важнейшей общеобразовательной задачей. Однако неправильно рассматривать студента как пассивный объект обучения, отвечающий на внешние воздействия лишь системой реакций. Важными понятиями в системе развивающегося образования становятся самостоятельность (independence), ориентированность программы на учащегося, самостоятельность в познавательной деятельности (self-directed learning), обучение учению (learning to learn). Достижение соответствующего уровня самостоятельности студента возможно лишь путем создания новых учебных программ и учебнометодических комплексов с учетом специфики учебного заведения.

Педагогический процесс представляет собой особым образом организованное взаимодействие обучающего и обучаемого. Именно синергетика изучает открытые системы, обменивающиеся энергией и информацией, поэтому идеи синергетики используются в образовании с общетеоретической позиции. Самоорганизация и управление - ключевые понятия синергетики, что в аспекте образования означает самообразование и самоуправление. Таким образом, в образовательном процессе главное - не передача знаний, а овладение способами их пополнения и быстрой ориентации в разветвленной системе знаний, способами самообразования. Акцент переносится на обучение способам самостоятельного поиска нужной информации, интерпретации этой информации в собственном контексте (то есть в контексте личности обучающегося), на выработку умения быстро ориентироваться в лавинообразно возрастающем потоке знаний. Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с природой, нелинейный диалог. Она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело, а также на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который является одним из путей, определяемых внутренними свойствами этой сложной системы, т.е. одним из реализуемых в ней путей. Синергетику поэтому можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией.

С синергетической точки зрения процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика может быть представлена следующим образом. Это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не просвещение и не преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, т.е. благодаря совместной

активности в такого рода ситуации учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Задачей в новой синергетической парадигме является превращение неорганизованного и спонтанного пространства устремлений и потенций студента в творческое поле, в котором открывается новое в уже изученном и привычном в сотрудничестве с собой и преподавателем. Причем хаос не должен преодолеваться жестким регламентом обучения и доминированием преподавателя, поскольку таким образом будет уничтожаться неорганизованная творческая энергия, а творчество рискует превратиться в формальное оперирование готовыми штампами и категориями. Хаос должен именно преобразоваться в поле сотворчества, на котором студент и преподаватель вместе ищут решение задач и пожинают плоды своих трудов, причем результат этих поисков однозначно предсказать не представляется возможным. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми.

Современные информационные технологии открывают практически неисчерпаемые источники информации. Но вместе с развитием этих технологий ускоряется и процесс устаревания знаний, что вызывает необходимость постоянного самообразования современного специалиста. Это обусловливает необходимость перехода от концепции образования на всю жизнь к концепции образования через всю жизнь, делает необходимым воспитание личности, способной к самообразованию. Любой профессионал испытывает необходимость в получении новейшей информации по своей специальности, значительная часть которой представлена на иностранном языке. Профессиональная деятельность специалиста любого профиля требует умения увидеть проблему и найти оптимальные способы ее решения, готовности принимать решения и нести за них ответственность, умения реализовывать свои знания на практике. В условиях расширяющегося международного сотрудничества увеличивается спрос на специалистов, практически владеющих иностранными языками и совершенствующих свои знания. Подготовить специалиста, готового к постоянному самообразованию, сформировать достаточный для развития профессиональных качеств уровень его коммуникативной компетенции -одна из задач высшего образования.

Нарастающая компьютеризация общества и развитие информационных технологий позволяют прибегнуть к применению в педагогических целях компьютерных обучающих и контролирующих программ. Исследование возможностей и целесообразности реализации таких программ выявило, что с их помощью возможно повысить эффективность обучения, мотивацию, увеличить интерес к изучаемому предмету и существенно сократить время, отводимое на контроль знаний учащихся. При этом компьютер не должен подменять процессов творчества обучаемых, а, напротив, должен способствовать их стимуляции и развитию. Сегодня, к сожалению, подавляющее большинство используемых в практике обучения иностранным языкам программных средств ориентированы на тренаж, контроль и, в лучшем случае, повышение мотивации обучения за счет вкрапления в ткань программы игровых ситуаций и средств наглядности. Программы учебно-игрового назначения, предназначенные для тренировки памяти, формирования реакции на непредвиденные ситуации и выработки умения принимать решения в сложных языковых ситуациях, встречаются довольно редко в современных разработках, в которых, в основном, превалирует игровая компонента над учебной или развивающей. Наиболее перспективными можно считать программные средства развивающего и обучающего назначения, в которых учебная деятельность организуется таким образом, что результатом ее является не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие творческого потенциала обучаемого, формирование и развитие познавательных способностей. Таким образом, процесс обучения будет проходить эффективнее, если в центре этого процесса находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях информационного общества. Необходимо строить систему обучения таким образом, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно приобретать их для решения практических задач, овладеть способами познаватель-

ной деятельности, которые мог бы применять в дальнейшем при повышении квалификации, смене профессиональной ориентации и т.д. Познавательная деятельность должна носить активный характер, предусматривающий применение знаний для решения разнообразных прикладных задач с использованием компьютерных технологий. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический и осознанный характер. Необходимо рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие развитие творческого мышления и познавательных интересов, а именно: разрешение проблемных ситуаций; поисковая практика; исследовательский метод; самостоятельная работа в Интернете или с компьютерной программой.

Главной задачей современной педагогики является создание условий для самореализации и саморазвития личности. Поэтому основой педагогической деятельности преподавателя становится использование педагогических технологий, способствующих творческому обучению и воспитанию личности, которая будет строить свою жизнь путем самореализации и саморазвития, то есть по законам синергетики. Такое обучение особенно актуально в эпоху научнотехнического прогресса, так как очень важно научить студента находить и использовать необходимую информацию. Если он не берет на себя ответственности за самообразование, за пополнение и обновление своих знаний, то через несколько лет его документ об образовании обесценится. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - способность учиться. Научиться самостоятельно добывать знания важнее, чем усвоить конкретный набор сведений, которые в наше время быстро устаревают.

Цель профессионального образования - становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию. В современных условиях обучения иностранному языку возникла необходимость реализации новых подходов к организации деятельности субъектов образовательной среды. Стратегической целью становится определение лингвопедагогических условий, способствующих выбору студентом собственной позиции к осваиваемому им лингвистическому знанию, приобретаемым коммуникативным умениям, навыкам и способам выполнения учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка. Обучение должно рассматриваться как самостоятельный структурно-функциональный вариант управления процессом формирования субъектного опыта. Преподаватель, выбирая средства управления и закладывая в личность студента механизмы самореализации, постепенно превращает обучающегося в субъект самоуправления. При таком подходе студент получает возможность продвигаться в усвоении материала своим темпом в наиболее подходящем ему режиме. Таким образом, создаются условия, чтобы студент смог скорее достигнуть запланированного уровня обученности. Целью становится вовлечение студентов в более активное планирование, осуществление самоконтроля и самооценивания своей учебной деятельности. В качестве основного механизма используется самостоятельная постановка целей и задач. Активность студента в процессе изучения иностранного языка отражает его личностное отношение к своим знаниям и рассматривается как осознанное предпочтение самостоятельного построения, управления своей деятельностью. Обучение будет более эффективным, если студент пройдет все стадии процесса приобретения новых знаний и навыков: опыт - рефлексия - вывод - план. Получив определенный опыт, студенты сознательно или бессознательно рефлексируют и поэтому делают выводы, побуждающие их в следующий раз планировать свои действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и данный цикл начинается снова.

Изучение иностранных языков, с одной стороны, требует наличия особых способностей, с другой стороны, само занятие языком развивает эти способности. Их ядром являются мышление, слух, восприятие и память. При изучении иностранных языков тренируется мнемотехника, т.е. различные приемы запоминания - произвольное и непроизвольное, механическое и логическое, непосредственное и опосредованное (через опорные сигналы). Произвольное запоминание (заучивание) - важный, но требующий больших затрат времени и усилий со стороны учащихся компонент усвоения материала. Эти затраты можно сократить, используя непроизвольное запоминание. Обеспечить непроизвольное запоминание информации можно за счет повторяемости в нем строевых и смысловых элементов. Механическое запоминание осуществляется

путем простого повторения, чаще всего многократного. Логическое запоминание предполагает использование специальных приемов осмысления материала. На первых этапах изучения языка учащиеся чаще используют механическое запоминание, но позже они отдают предпочтение логическому. Студенты приобретают общеучебные умения и навыки. Преподаватель иностранного языка может научить учащихся рациональным способам запоминания. Было бы неверным сводить развивающие возможности такого предмета, как иностранный язык, только к развитию памяти. В процессе работы над иноязычным высказыванием формируется логика мышления, которая проявляется в последовательности изложения, информативности и полноте высказывания, его ситуативной обусловленности, взаимосвязи аргументов и следствий. Развитие вербального мышления приводит к увеличению объема высказывания, усложнению употребляемых синтаксических конструкций, использованию синонимов и т.д. При этом совершенствуются функции родной речи, что немаловажно в условиях технического вуза. Рассматривая явления, учащиеся овладевают приемами аналитического расчленения целой грамматической конструкции на части, синтетической интеграции частей в целое, следовательно, развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза. Использование различных источников информации (учебные пособия, словари, справочники, аудио- и видеоаппаратура, компьютерная техника) позволяет овладеть широким набором средств получения информации, что повышает культуру умственного труда.

Кроме того, изучение иностранного языка охватывает разные стороны человеческой жизни, расширяет познания в истории, географии, литературе, языкознании, приобщает к общечеловеческой культуре, знакомит с традициями и обычаями страны изучаемого языка. Сравнивая традиции страны изучаемого языка с традициями своего народа, учащиеся глубже проникают в культуру и историю своей страны, а без знания своей истории, как известно, невозможно движение вперед. Работая над высказыванием на иностранном языке, учащиеся думают не только о содержании, но и форме. Под формой подразумевается как грамматическое оформление, так и соответствие определенным формулам и нормам поведения и общения. Так как на занятиях все чаще используются коллективные формы работы, развивается межличностное взаимодействие, взаимопомощь, заинтересованность в общем деле.

Изучение иностранного языка - длительный и трудоемкий процесс. Знание иностранного языка - результат большого личного труда. Специфика учебной деятельности состоит в ее сложности, отдаленности конечной цели, необходимости регулярных занятий, особом значении самостоятельной работы. Следовательно, процесс изучения иностранного языка способствует развитию важных черт характера: целеустремленности, терпения, настойчивости, усидчивости, аккуратности, самостоятельности.

Гибкость, нелинейность, мобильность, многоуровневость обучения, учет индивидуальных особенностей и уровня сформированности коммуникативной компетенции позволяют оптимизировать процесс обучения иностранному языку, создать условия для реализации профессиональных целей обучающихся. Полученные на занятиях иностранного языка навыки организации собственной деятельности и управления ею будут востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности. Научившись определять личные цели в учебных и учебно-профессиональных ситуациях и пути их достижения, в будущем студент будет готов осуществлять подобный выбор в профессиональной деятельности, разрабатывая план профессионального роста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспалько В.П. Педагогика и перспективные технологии обучения. М.: ИРПО. 1995.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.:

Наука, 1994.

3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под. ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

4. Талызина Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение // Вопросы психологии.

М. 1986. №6.

5. Тараскин Ю.М. Мультимедиа технологии - реальное использование в учебном процессе // Компьютерные технологии в высшем образовании: Программа «Университеты России». М.: Изд-во МГУ, 1999.

6. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Сер. Мастер психологии. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

7. Pennington M. (ed.) Teaching Languages with Computers. The State of the Art. - La Jolla Ca.,1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.