Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Трибуна педагога
УДК 378.147 ББК 74.04 А 67
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
(Рецензирована)
Анисимова Анна Тихоновна,
кандидат филологических наук, профессор кафедры международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 382 14 50, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии обучения иностранным языкам, направленные, прежде всего, на личность обучаемого, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей, его речемыслительной деятельности, что отвечает основным идеям и положениям новой образовательной парадигмы.
Ключевые слова: инновационная образовательная парадигма, личностно ориентированные педагогические технологии, овладение иностранным языком.
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES WITHIN STUDENT FOCUSED PARADAIGM
Anisimova Anna Tikhonovna,
Candidate of Science in linguistics, Professor of International Business Department of Yuzhny Institute of Management, Krasnodar, Tel: (918) 382 14 50, e-mail: [email protected]
Summary. The article is devoted to innovative educational technologies in teaching foreign languages, firsthand student centered, and aimed at development of learner’s creative and intellectual skills, languaging activity, which aligns with the main concepts of the new learning paradigm.
Key words: innovative teaching paradigm, student focused teaching techniques, foreign language acquisition.
Основная миссия образовательной системы на каждом историческом этапе развития общества соответствует сложившейся в обществе системе ценностей и представлений. По мере освоения человеком различных способов взаимодействия с миром меняются содержание, формы и методы обучения и воспитания, на смену одной образовательной парадигмы приходит другая. Если в классической образовательной парадигме, господствующей фактически до конца XX века, образование рассматривалось как процесс и результат передачи обучающимся знаний, умений и навыков, а основной акцент делался на запоминании обучающимися готовой учебной информации, то в пришедшей ей на смену инновационной парадигме главным действующим лицом становится сам обучающийся, которого необходимо обучить не сумме знаний, а спо-
собам мышления, умению самостоятельно ставить задачи и находить нестандартные решения.
Новое качество современной общественной жизни привело к изменению политических, социально-экономических, духовных представлений. Качественно изменился образ жизни человека. В новой ценностно - нормативной системе главная роль отводится гуманистическим идеалам, что в образовательном процессе предполагает приоритет интересов личности, ориентацию на развитие и формирование отношений взаимного уважения, толерантности, чувства собственного достоинства, сопереживания, сотрудничества. Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых для восприятия других культур, возможно на основе целенаправленного коммуникативного развития человека, осуществляемого средствами языково-
75
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
го образования, направленного на формирование общей коммуникативной культуры и умений межкультурной коммуникации.
Сегодня иностранные языки как средство коммуникации играют огромную роль. Сегодняшний специалист все чаще вступает в контакты с представителями других культур как в сфере профессиональной деятельности, так и в личном общении. Умение свободно общаться на иностранном языке, владение знаниями и навыками эффективной межкультурной коммуникации - это не только требования государственных образовательных стандартов, но естественная потребность сегодняшнего выпускника вуза. Последнее обстоятельство придает особый статус дисциплине «Иностранный язык» в любой образовательной программе, языковой или неязыковой направленности, и предъявляет особые требования к качеству преподавания иностранного языка.
Как известно, результативность обучения иностранному языку определяется тремя основными элементами процесса обучения, а именно: личная мотивация самого обучаемого, его природные психофизиологические особенности, и, конечно, качество и содержание самого образовательного процесса. Если рассматривать каждый из элементов в отдельности, любой можно назвать причиной безуспешного изучения иностранного языка в течение всей жизни. Это подтверждают результаты опросов как студентов, так и преподавателей. Нам представляется, что процесс обучения иностранным языкам должен рассматриваться как сложная динамическая самоорганизующаяся система, функциональные характеристики которой являются результатом взаимодействия ее элементов. Такой подход диктует определенные требования к организации процесса обучения, который должен учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого обучаемого, создавать необходимые условия для реализации интеллектуальных способностей и творческого потенциала обучаемых, поддерживать высокий уровень мотивации и непременно обеспечивать стопроцентный успех. Очевидно, что решение поставленных задач возможно только в рамках системно - деятельностного подхода, который и составляет теоретико - методологическую основу новой образовательной парадигмы.
Современная лингводидактика предлагает целый ряд личностно ориентированных педагогических технологий. Мы рассмотрим, на наш взгляд, наиболее обсуждаемые сегодня технологии, реализуемые в рамках подхода TBLL (Task Based Language Learning) - метод коммуникативных заданий [2].
Закономерно, что дискуссия по поводу методик преподавания разворачивается вокруг фунда-
ментальной категории образования - категории знания. Споры о преимуществах той или иной образовательной технологии замыкаются на способах передачи и приобретении знаний - constructed vs instructed [5], т.е. знания как результат мыследеятельности самих обучаемых и знания, получаемые в готовом виде в процессе обучения от преподавателя и из учебников. “Конструктивисты” утверждают, что основная цель образования заключается в создании таких условий, при которых у учащихся формируется представление о мире на основе их собственного опыта, наблюдения, размышления. “Инструктивисты” настаивают на необходимости прямого открытого процесса обучения, направленного на достижение запланированных образовательных результатов. По мнению “инструктиви-стов”, единственно верным способом организации образовательного процесса является четкая структура курса, в котором необходимые знания, умения и навыки формируются последовательно согласно плану, а регулярная оценка образовательных результатов, также согласно намеченному плану, позволяет определить эффективность учебного процесса. Совершенно очевидно, что “конструктивистский” подход направлен, прежде всего, на самого обучаемого, и свою первоочередную задачу видит в изменении его концептуальных представлений и совершенствовании интеллектуальных способностей. Так называемый “инструктивный”, или традиционный подход направлен на эффективную передачу, запоминание и воспроизводство готового знания.
Традиционным подходом в обучении иностранным языкам считается так называемый PPP метод (Present - «представлять», Practice - «тренировать», Produce - «создавать»). PPP метод предполагает полный контроль со стороны преподавателя, а также линейный способ планирования курса обучения. Хотя на практике PPP формат занятия является довольно утомительным и предсказуемым, он объективно считается достаточно эффективным для усвоения учащимися грамматики и лексики изучаемого языка. Тем не менее, в настоящее время преподаватели иностранного языка все чаще обращаются к альтернативным личностно - ориентированным методикам, где индивидуальные потребности и способности каждого учащегося играют главную роль при планировании и информационном наполнении занятия. Наиболее востребованной в этом отношении методикой оказалась TBLL (Task Based Language Learning) - метод коммуникативных заданий.
Метод TBLL строится вокруг смыслов, а не формы, механизмов смыслопорождения, а не грамматических правил. В центре TBLL - речемыслительная
76
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Трибуна педагога
деятельность обучающихся, которая стимулирует их к творческому использованию изучаемого языка. Метод TBLL задействует все основные аспекты языковой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо, в основе которых лежат знания лексики и грамматики, и поэтому никоим образом не противоречит теоретическим положениям процесса обучения иностранным языкам. Современные исследователи подчеркивают приоритетность смыслопорождающей языковой деятельности, другими словами, использования языка для выражения заданной языковой функции. Коммуникативные задания при этом должны стимулировать обучаемого к использованию изучаемого языка с коммуникативной целью. Преподаватели могут использовать коммуникативные задания с различными целями: во-первых, побуждая учащихся выражать свои смыслы своими словами; во-вторых, создавая коммуникативные ситуации на занятии, максимально приближенные к действительности и стимулирующие учащихся использовать разговорный язык; в - третьих, ставя перед учащимися задачу перед началом занятия и направляя всю учебную деятельность на достижение запланированных результатов, при этом задачей может быть усвоение учащимися определенных языковых форм.
Итак, коммуникативное задание можно определить как деятельность, которой руководит преподаватель, и как инструмент, позволяющий проанализировать процесс обучения иностранному языку. Коммуникативное задание - это своего рода рабочий план, по которому учащиеся учатся корректно выражать пропозициональное содержание, используя свои лингвистические ресурсы и сосредоточившись, главным образом, на передаче смысла, хотя иногда задание может потребовать употребления определенных языковых форм. Коммуникативное задание всегда направлено на необходимость употребления изучаемого языка, соответствующего реальным ситуациям общения. Как и любая другая языковая деятельность, коммуникативное задание активизирует рецептивно - продуктивные навыки устной и письменной речевой деятельности, а также другие сопряженные с ними когнитивные процессы [3, р.136].
Таким образом, коммуникативное задание характеризуется следующими особенностями: во -первых, приоритетность принадлежит пропозициональному содержанию и прагматике; во - вторых, особое внимание уделяется употреблению соответствующих ситуации языковых форм; в - третьих, сама коммуникативная ситуация не должна быть надуманной, а должна восприниматься как реальная ситуация, требующая от обучаемых употребления соответствующего языка.
Как упоминалось выше, коммуникативное задание активизирует у обучаемого различные когнитивные процессы, которые задействуют механизмы овладения иностранным языком. В этой связи необходимо отметить особое значение речемыслительной деятельности обучаемого, направленной на передачу различных смыслов, в процессе которой обучаемый сам выявляет и усваивает новые для него грамматические структуры или слова, значение которых угадывается из контекста [1, с.177]. Таким образом, происходит заполнение недостающих языковых элементов в когнитивной системе обучаемого. Эти когнитивные процессы овладения иностранным языком через его употребление лежат в основе так называемой “languaging” - “языковое означивание действительности” (термин, впервые предложенный Merrill Swain) [4, р. 96], первого основного этапа свободного владения языком.
В рамках “конструктивистского” подхода наряду с TBLL методом широко используются и другие личностно ориентированные образовательные технологии - IBM (Inquiry Based Methods) - методы, основанные на исследовании. Здесь уместно упомянуть такие разработанные методики как Discovery Learning - эвристическое обучение, PBL (Problem Based Learning) - обучение, основанное на решении задач, Project Based Learning - метод проектов, RBL (Resource Based Learning) - обучение, основанное на использовании аутентичных информационных ресурсов.
Технологии IBM - это не просто методические рекомендации по организации процесса обучения иностранному языку. IBM - это серьезная педагогика, целью которой является воспитание всесторонне развитой творческой личности, способной ставить задачи, проводить собственное исследование с использованием соответствующих инструментов и методов, критически и логически мыслить, оценивая причинно - следственные связи, грамотно и аргументировано строить свою речь. Очевидно, что языковому образованию по праву отводится одна из главных ролей в формировании такой личности.
При обучении иностранному языку давно зарекомендовали себя методы эвристики, активизирующие интеллектуально - творческую деятельность учащихся, что способствует поддержанию мотивации к усвоению необходимых знаний по предмету. Повышению эффективности образовательного процесса в данном случае способствует также ряд сопутствующих факторов, а именно:
- студенты активно вовлечены в процесс обучения, а изучаемые темы представляют для них интерес;
- формат обучающих мероприятий отличается от традиционных упражнений, принятых в класс-
77
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
но-урочной системе, и направлен на творческую самореализацию учащихся;
- студенты овладевают навыками исследования и рефлексии, которые в дальнейшем используются в других образовательных контекстах;
- новые когнитивные навыки и стратегии вырабатываются в процессе обучения на основе предшествующего опыта и ранее приобретенных знаний и умений;
- поощряется как самостоятельность и автономность учащихся, так и совместная групповая работа на соответствующих этапах выполнения коммуникативных заданий;
- активизированные таким образом когнитивные процессы способствуют развитию речемыслительной деятельности учащихся в целом.
Однако наряду с очевидными достоинствами эвристического метода обучения необходимо учитывать и такие его особенности, которые не позволяют использовать его повсеместно:
- усвоение информации может занимать намного больше времени, чем при прямом методе обучения;
- эвристическое обучение предъявляет повышенные требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса;
- эффективность эвристического обучения зависит от предшествующего уровня грамотности обучаемых, уровня владения стратегиями самообразования;
- несмотря на активную вовлеченность учащихся в учебно - познавательную деятельность, они не всегда способны самостоятельно выявить закономерности, сформулировать правила, сделать выводы, проанализировав факты;
- разработка и проведение занятий по методу эвристики и от преподавателя требуют специальной подготовки по созданию и управлению эвристической образовательной средой (известно, что образовательных результатов удается добиться, как правило, тем преподавателям, которые сами прошли обучение по этому методу);
- разработка учебно - методического обеспечения занятий также занимает у преподавателя много времени и сил, что с учетом реальной загруженности преподавателя часто не представляется возможным.
Таким образом, можно сделать вывод, что эвристика безусловно является очень ценным методом обучения вообще и иностранным языкам в частности, но его использование должно согласовываться с конкретными планируемыми образовательными результатами.
Метод PBL (Problem Based Learning) - метод, основанный на решении задач, можно только ус-
ловно так называть, так как изучаемые темы далеко не всегда представляют собой проблему или задачу, требующую решения. Данный метод оказался особенно востребованным сегодня в высшем образовании, и не только при обучении иностранным языкам. Такая популярность объясняется, с одной стороны, тем, что изучаемые темы и обсуждаемые проблемы основаны на реальных ситуациях из жизни, с другой стороны, сам учебный процесс предполагает такие формы, как работа в команде, проведение исследования, сбор и анализ информации, критическое мышление и т.п. Очевидно, что такой образовательный формат способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.
Среди безусловных достоинств метода PBL выделим следующие:
- формирование у студентов самостоятельных образовательных траекторий;
- развитие навыков критического и аналитического мышления;
- формирование умения находить и использовать нужные информационные источники;
- повышение мотивации студентов посредством изучения актуальных тем и решения реальных ситуативных задач;
- интегральный подход в использовании знаний и умений, приобретенных при изучении других дисциплин;
- формирование коммуникативных навыков, необходимых для работы в команде.
Тем не менее, использование метода PBL неизбежно сопровождается некоторыми проблемами, среди которых:
- трудности, с которыми сталкиваются студенты при отборе релевантной информации;
- отсутствие гибкости мышления и, как следствие, рассмотрение проблемы в узкой перспективе;
- уровень сложности некоторых проблем требует знаний и навыков, которые ещё не сформированы у студентов, что повышает когнитивную нагрузку, не соответствующую уровню обучения;
- изменение роли преподавателя - переход от инструктивной и руководящей роли к оптимизирующей учебный процесс;
- не всегда эффективна групповая работа - студенты часто предпочитают работать над проблемой самостоятельно, особенно на начальном этапе;
- для решения некоторых задач и проблем требуются информационные и материальные ресурсы, которыми не располагает образовательное учреждение.
В контексте рассматриваемого PBL подхо-
78
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Трибуна педагога
да уместно отметить и ставший в последнее время широко известным так называемый Project Based Learning - метод проектов, хотя по сути дидактика этого метода мало чем отличается от проблемно - ориентированного PBL подхода. Совместная и самостоятельная работа учащихся над проектами характеризуется теми же положительными и отрицательными особенностями, что и PBL деятельность, Разница состоит в том, что интеллектуально - творческая деятельность учащихся при работе над проектом, как правило, не ограничивается временными рамками урока и предполагает внеаудиторную самостоятельную и совместную работу учащихся, результатом которой, как правило, является индивидуальная или групповая презентация.
RBL (Resource Based Learning) - обучение, основанное на использовании аутентичных информационных ресурсов, равно как и метод CAL (Computer Assisted Learning) - обучение с помощью персонального компьютера, неизбежно пересекаются со всеми перечисленными выше, поскольку самостоятельный поиск информации для решения задач, работа над проектами, проведение независимого исследования непосредственно связаны с использованием аутентичных информационных ресурсов и компьютерных и информационных технологий. На сегодняшний день только компьютеры могут обеспечить доступ к информации, электронной коммуникации учащихся друг с другом и с преподавателем, возможность создания письменной работы высокого качества, в том числе с использованием всевозможной графики. Непосредственно для языкового образования компьютерные технологии также могут оказаться чрезвычайно полезными. Это и различные тренировочные компьютерные программы (для отработки произношения, обучения чтению, счету, орфографии); интерактивные программы, предлагающие усвоение информации, ролевые игры, решение задач, видео клипы, компьютерные игры. Современные компьютерные технологии и специализированное программное обеспечение предоставляют прекрасные возможности для повышения мотивации обучаемых, стимулирования интереса к самообразованию, улучшения качества образовательных программ [5, pp. 26-38].
Особого внимания заслуживает чрезвычайно популярное сегодня онлайн обучение иностранному языку. Интернет пестрит рекламными объявлениями, предлагающими эффективно, интересно и в кратчайшие сроки обучить всех желающих любому иностранному языку дистанционно, по скайпу, и даже по телефону. Каковы же преимущества данного способа обучения перед традиционными занятиями в классе? Несомненно, самым привлекательным моментом является гибкость в органи-
зации самого процесса обучения - учащиеся сами решают, когда, где и как долго будет проходить их занятие, что для многих учащихся является решающим фактором при выборе обучения онлайн. Другой отличительной особенностью онлайн обучения является его ориентация на личность обучаемого, которому данный образовательный формат позволяет самому определять интересующие его темы и разделы курса и таким образом непосредственно участвовать в информационном наполнении своих занятий. Достоинством онлайн обучения для многих учащихся является и асинхронность общения, когда учащийся имеет возможность подготовить свой ответ, сообщение, неоднократно возвращаться к текстам сообщений других участников курса, что создает более комфортные психологические условия обучения. Так, нерешительные и менее подготовленные учащиеся, которые на традиционном занятии в классе, как правило, отмалчиваются, в онлайн обсуждении принимают участие наравне со всеми. Конечно, на сегодняшний день существуют и широко используются в образовательном процессе и такие интернет технологии, которые позволяют и в режиме реального времени организовать онлайн встречи, обсуждения и другие обучающие мероприятия для всех участников обучения посредством веб конференций и виртуальных классов.
Наряду со всеми перечисленными выше достоинствами онлайн обучения необходимо также учитывать, что основная ответственность за результаты обучения лежит на самом учащемся, который фактически сам определяет для себя меру участия в учебном процессе. Эта особенность онлайн обучения требует от учащегося внутренней культуры, знания и соблюдения законов человеческого общения, моральных правил и норм, определенных навыков тайм менеджмента, навыков работы с информацией. Определенные трудности для учащегося могут представлять и такие особенности онлайн обучения, как отсутствие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, которая характерна, как правило, для традиционных групповых занятий в классе, а также удаленность по времени обратной связи от преподавателя. Преподаватель, безусловно, комментирует ответ учащегося, но его замечания и рекомендации не всегда своевременны. Тем не менее, не смотря на определенные сложности, онлайн обучение сегодня пользуется очевидным успехом, дает реальные результаты, и исследователям ещё предстоит изучить и проанализировать данный феномен в языковом образовании.
Все упомянутые выше образовательные технологии получили свои названия от авторов - методистов, их разработавших и описавших в научной методической литературе. Однако это совсем не оз-
79
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
начает, что эти подходы и методики не использовались преподавателями ранее. Ведь любой преподаватель отдает себе отчет, что нельзя никого ничему научить, можно только научиться, и основная задача образовательного процесса - помочь обучаемому открывать новые для него знания. Именно этой цели и служат личностно ориентированные образовательные технологии, направленные на развитие навыков самообразования, способности работать самостоятельно и в команде, приобретать знания из непосредственного опыта, использовать теоретические знания и навыки в реальных аутентичных ситуациях. Данные методики направлены не только и не столько на приобретение новых знаний, сколько на формирование у обучаемых индивидуальных образовательных стратегий, другими словами решают основную задачу - “научить учиться”.
На сегодняшний день метод TBLL во всех его вариантах по достоинству занимает ведущее положение в методике преподавания иностранного
языка, что подтверждается информационным наполнением современных учебных материалов, содержанием языковых образовательных программ, системами управления качеством во все мире.
ИСТОЧНИКИ:
1. Анисимова А.Т. Компетенции владения иностранным языком в современном образовательном контексте // Социально-экономический ежегодник-2012. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2012. - С.177-182.
2. An don N., Eckerth J. Task-based L2 pedagogy from the teachers’ point of view // International Journal of Applied Linguistics. - 2009. - № 19/3. - p. 286-310.
3. Ellis, R. 2003 Task-based language learning and teaching. Oxford: Oxford University Press Schmidt, R. (1990). The role of consciousness in second language learning. Applied Linguistics, 11, 129-158.
4. Swain , M. (2006) Languaging, agency and collaboration in advanced second language proficiency. in H. Byrnes (Ed.) Advanced Language Learning: The contributions of Halliday and Vygotsky. New York: Continuum, pp. 95-108
5. Westwood, P. What teachers need to know about teaching methods. Acer Press, 2008.
80